План урока по технологии
план-конспект урока по технологии (6 класс) на тему
План открытого урока по технологии в 6 классе на тему: «Сувенир! Милее слова нет… Родного уголка солнечный привет!»
Работа над сувениром «Гном» (продолжение)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_suvenir.docx | 291.59 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Уттинская СОШ им. В.А. Ширяева»
Открытый урок по технологии
в 6 классе
на тему: «Сувенир! Милее слова нет… Родного уголка солнечный привет!»
Работа над сувениром «Гном» (продолжение)
Подготовила: Сангаджиева С.Н.,
учитель технологии
2014 г.
Тема урока:
«Сувенир! Милее слова нет… Родного уголка солнечный привет!»
Работа над сувениром «Гном» (продолжение)
Класс – 6
Цели урока:
1. Образовательная: - познакомить учащихся с историей создания сувенира и технологией плетения сувенира «Гном» в технике макраме.
2. Воспитательная – познакомить учащихся с народными художественными промыслами.
3. Развивающая – научить учащихся пользоваться литературой при выполнении изделия.
Оборудование: подушки для плетения, булавки, ножницы.
Наглядные пособия: изделия народных промыслов «Гжель», «Хохлома», матрешка, портфолио с образцами узлов плетения техники макраме, карточки с описанием работы, образцы готовых изделий.
Использование ИКТ: компьютер, мультимедиапроектор.
Ход урока
- Организационная часть.
Приветствие учителя, подготовка учащихся к работе.
Кем-то придумано просто и мудро:
При встрече здороваться: Доброе утро!
Доброе утро людям и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым –
Доброе утро длится до вечера.
Здравствуйте!
Ребята, наш урок называется «Сувенир! Милее слова нет… Родного уголка солнечный привет!». Сегодня на уроке мы поговорим о сувенирах, их значении и функциях в жизни человека в разное время. И сегодня мы наконец-то увидим результат нашего труда, нашего гномика.
- Беседа о народных промыслах России.
Велика наша Родина, и каждый ее уголок хранит память о народных умельцах, прославивших свои края. Бережно, из поколения в поколение они передают свое мастерство, свои традиции. Далеко за пределами нашей страны наслышаны о тульских мастерах, удивительной хохломе и гжели, дымковской игрушки. В суровой Голландии и жаркой Африке можно увидеть русские матрешки и вышивку, жостовские подносы, деревянное кружево и изделия из кости.
- Посмотрите, какие прекрасные изделия стоят у меня на столе! К Каким промыслам они относятся? (Ответы детей)
- Верно, ребята, это работы народных умельцев Гжели, Дымково, Хохломы.
- Ребята, скажите, в чем отличие этих изделий?
- Правильно. Различие по цвету, технике исполнения.
Народные мастера занимались изготовлением вещей, предназначенных удовлетворять практические потребности людей и при этом обладающих прекрасными художественными качествами.
Однако сейчас, в условиях современного быта эти предметы чаще всего выступают во второй функции – как украшение нашей жизни. Поэтому мы просто любуемся этими изделиями.
А между тем художественно оформленные предметы издревле изготовлялись мастерами для практических целей. Расписные деревянные ложки и миски, глиняные горшки и кружки, резные или украшенные росписью берестяные туески были необходимы людям в повседневной жизни.
Стремление украсить любой предмет, было вызвано той же потребностью народа в красоте, благодаря которой и родились сказки и легенды, возникли танцы и песни.
Основным источником народной эстетики служила красота русской земли. Образы родной природы обязательно воплощались в предметах, имевших практическое назначение: в бытовых вещах, хозяйственной утвари, одежде, игрушках и т.д. вышитый передник, или полотенце-одновременно и бытовой предмет, и высокое искусство.
- Ребята, давайте мы посмотрим на прекрасные вещи сделанные мастерами-умельцами. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)
III. Техника макраме. Повторение
- Ребята, на прошлых уроках мы познакомились с одной из самой удивительной, самой древней и распространенной по всему миру - технологией макраме.
Макраме, как и любой вид декоративно-прикладного искусства имеет свою историю. Кто нам расскажет об истории макраме? (Милана)
- С узлами немало связано символов и легенд. А кто расскажет легенду знаменитого гордиева узла? ()
- Давайте вспомним, с какими основными узлами мы познакомились.
1. Назовите два способа навесок нитей.
2. Покажите нити основы, рабочие нити.
3. С какими основными узлами мы познакомились и научились их выполнять?
4. Что означает узел ДПУ?
5. Что означает узел ОПУ? В чем отличие этих узлов?
6. Из какого узла плетется узор «Ягодка»?
7. С помощью какого инструмента выполняют узор «Пико»?
8. Какие нити используют в макраме?
- Беседа о сувенирах.
1.
- Ребята, мы продолжаем работу над сувениром. А, что по вашему значит сувенир? (ответы уч-ся)
- Сувенир-это вещь, связанная с воспоминаниями о каких-либо событияхили о каком-то человеке.
Сувенир – фран.слово, означающее «подарок на память». Символ национальной художественной культуры.
История сувенира своими корнями уходит в глубокую древность, она связана с магическими обрядами. Человек приписывал силам природы сверхъестественный характер, поэтому старался задобрить их. Отсюда почитание идолов, вера в волшебную силу талисманов и амулетов.
Со временем изображения утратили магический смысл.
В производстве сувениров участвовал простой народ, без художественного образования. секреты своего мастерства передавались из поколения в поколение.
2.
Сувенир является визитной карточкой национальной культуры. Мы живем в республике Калмыкия, калмыцкие мастера и рукодельницы также славились декоративно-прикладным искусством.
- Какие вы знаете народные промыслы калмыков, из чего они выполнялись?
(резьба по дереву, вышивка, обработка кожи, железа, серебра)
Сегодня в качестве живописного сувенира Калмыкии являются кибитки, лошадки, буддийские храмы, бортхо, расписные глиняные сувениры.
Таким образом, сувенир дает представление о стране, ее истории, художественной культуре народа, его традициях.
Сувениры приобретают чаще всего во время туристических поездок, путешествиях. Они всюду находят своих почитателей – в Токио и Монреале, Париже и Лондоне.
- Выполнение практической работы «Плетение туловища и ног гнома, окончательная отделка».
Наш сувенир «Гном» - символ благополучия, хранитель домашнего очага. Выполненный умелыми руками, он будет сохранять в себе чистую энергию любви и добра, станет замечательным подарком родным и близким.
- Повторение пройденных этапов
- Ребята, на уроках технологии мы должны всегда помнить о правилах техники безопасности.
- при работе с иглами и булавками
-при работе с ножницами
- правила поведения в кабинете «Технология»
3. Центральные 8 нитей заплетаем двойными узлами 2-4-2. Длина дорожки – 5 ДПУ.
4. Переходим к плетению ног гнома. Делим нити от плетенного туловища на две группы по 4 нити в каждой группе. Плетем на каждых четырех нитях по два двойных плоских узла. Соединяем нити рук и нити туловища и плетем полоски (ноги) двойными плоскими узлами 2-4-2; полоски по 5 ДПУ.
Физминутка
Ребята, мы хорошо поработали , и немного устали наши глаза. Давайте проведем физминутку для глаз. Повторяйте все за мной и выполняйте движения.
Глазки видят все вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазок видеть все дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг, погляжу на мир вокруг.
-пусть наши руки работают, а мы с вами вспомним пословицы и поговорки о труде.
5. Поворачиваем плетение на 90 градусов для образования ступни. Выбрать две самые длинные нити – это рабочие, остальные шесть нитей в основе. Выполните четыре ДПУ, подрезая после каждого узла нити из основы (самые короткие). Оставляем 4 рабочих конца, на них плетем еще 3 ДПУ. Затем 2 средних конца загибаем за линию ступни, а двумя крайними закрепляем их, как бы оплетая лапти.
- Заключительная часть. Проверить работы. Оценить.
- Ребята, чему мы научились на уроках макраме?
(Ученики поют частушки)
…Занимались чудо-мастерицы,
Из узелков готовы – панно, собака, птицы…
Руки умелы, пальчики прытки,
В руках мастериц-ожили нитки.
Думал Коля в «макраме»
Не поймет ни бэ, ни мэ…
А теперь искуссен он,
В «макраме» он чемпион!
«Макраме» все увлеклись,
Добрым делом занялись:
Весь день вяжут узелки-
Квадратные, ажурные, морские и фигурные.
- По окончании работы организуется просмотр и обсуждение детских работ. (при обсуждении желательно вызвать интерес продолжить работу в данной технике, используя выдумку и фантазию выполнить оригинальные изделия для школьной выставки или в подарок своим друзьям)
Я думаю, техника макраме у вас вызвала большой интерес. За всю многовековую историю узелковое плетение неоднократно забывалось и с новой силой возрождалось вновь. Изделия, выполненные своими руками, бесценны. Потому что человек, выполняя ее как подарок родным и близким людям, вкладывают свою душу, свою любовь, свое тепло. Подумайте, какие еще вещи можно выполнять в этой технике.
Завершение. Все становятся в ряд. В руках готовые гномики.
Каждый произносит по 2 строчки.
«Если долго мучиться
Что-нибудь получиться»
В песне эти есть слова
С ними не согласна я!
Разве нам в мученье труд?
Гномы наши не соврут
Посмотрите на ребят
Гномы словно говорят:
«Вы творили нас с душой!»
Каждый гномик как живой!
Поднялось и настроенье
И к учебе вдохновенье
Стал увереннее я
И со мной мои друзья!
Чудо хлопцы вот творят
Все вокруг преобразят
Если жизнь вокруг сера
Ты для рук найди дела
Будут руки в миг умелые
Отдыхают ручки очумелые!
Станет краше сразу целый мир. Вы не верите? Тогда вам дарим сувенир!
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План урока по технологии "Волшебная сила оберегов"
Урок для 5-х классов рассчитан на 2 акдемических часа. На предыдущем уроке ученицы изготовили венички и ознакомились, что символизируют различные предметы, которыми их можно украсить. Домашним з...
План урока по технологии ФГОС 5 класс "Производство текстильных материалов"
План урока технлогии по теме Производство текстильных волокон" с учетом требований ФГОС...
План урока по технологии в 5 классе «Устройство швейной машины»
План-конспет урока по технологии в 5 классе в соответствии ФГОС на тему "Устройство швейной машинки". По программе В.Д. Симоненко. Продолжительность урока 40 минут...
Создаём математические модели. План урока в технологии критического мышления.
Представлен план урока по теме Модели и моделирование в технологии критического мышления. На уроке используются интерактивные задания для построения математических моделей (столбчатых диаг...
План урока по технологии "Технологическая документация" 7 класс
План урока по технологии "Технологическая документация" 7 класс...
План урока по технологии 8 класс по теме: "Вышивка шелковыми лентами"
В первобытной юности планеты, женщина цветком ее была.Каждая имела чар приметы и в веках легендою жила.Прославляли древние поэты ум ее и тела красоту,Но как были женщины одеты, вам своей работой покаж...
План урока по технологии в 6 классе на тему: «Технология обработки древесины на токарном станке»
План урока по технологии в 6 классе на тему: «Технология обработки древесины на токарном станке»...