Рабочая программа для 5 класса по предмету "Технология".
рабочая программа по технологии (5 класс) на тему
Рабочая программа для 5 класса по предмету "Технология".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа для 5 класса по предмету "Технология". | 83.21 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Цели и задачи.
Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.
Задачи:
- формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и распространённых в нём технологиях;
- освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;
- формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
- овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;
- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;
- развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
- формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности;
- профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.
- формирование у школьников сельскохозяйственной грамотности, которая подразумевает освоение технологий получения двух-трех видов наиболее распространенной в регионе растениеводческой продукции в условиях школьного учебно-опытного участка или личного подсобного хозяйства соответствующие возрастным возможностям учеников 5-8 классов.
Программа предмета «Технология» составлена с учетом полученных учащимися при обучении в начальной школе технологических знаний и опыта трудовой деятельности.
Нормативно правовая документация
Данная рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Конституция РФ;
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 года (с последующими изменениями).
- Примерная программа по технологии для основной школы;
- авторская программа: В.Д. Симоненко. Технология 5-9 кл.. Граф, 2009.
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования в 2014-2015уч.году;
- локальные акты МБОУ СОШ с.Б.Самовец:
- Устав МБОУ СОШ с.Б.Самовец;
- Учебный план МБОУ СОШ с.Б.Самовец;
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов,дисциплин (модулей).
В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования.
Обучение в основной школе является второй ступенью пропедевтического технологического образования. Одной из важнейших задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути.
Общие результаты технологического образования состоят:
- в сформированности целостного представления о техносфере, которое основано на приобретенных школьниками соответствующих знаниях, умениях и способах деятельности;
- в приобретенном опыте разнообразной практической деятельности, познания и самообразования; созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
- в формировании ценностных ориентаций в сфере созидательного труда и материального производства;
- в готовности к осуществлению осознанного выбора индивидуальной траектории последующего профессионального образования.
Изучение технологии призвано обеспечить:
- становление у школьников целостного представления о современном мире и роли техники и технологии в нем; умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания;
- развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
- формирование у молодых людей системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий, отношения к технологии как возможной области будущей практической деятельности;
- приобретение учащимися опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности. Это навыки выявления противоречий и решения проблем, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, базовых трудовых навыков ручного и умственного труда; навыки измерений, навыки сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
2. Общая характеристика учебного предмета «Технология»
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально- экономических условий содержание основных программ по технологии изучается в рамках двух направлений: «Технология ведения дома», «Сельскохозяйственные технологии».
Содержанием программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
- технологическая культура производства;
- распространенные технологии современного производства;
- культура, эргономика и эстетика труда;
- получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
- основы черчения, графики, дизайна;
- элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
- знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональных планов;
- влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
- методы творческой, проектной деятельности;
В процессе обучения технологии учащиеся:
познакомятся:
с предметами потребления, потребительной стоимостью продукта труда, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией
- с информационными технологиями в производстве и сфере услуг; перспективными технологиями;
- с функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий; себестоимостью продукции; экономией сырья, энергии, труда;
- с производительностью труда; реализацией продукции;
- с рекламой, ценой, налогом, доходом и прибылью; предпринимательской деятельностью; бюджетом семьи;
- с экологичностью технологий производства;
- с экологическими требованиями к технологиям производства (безотходные технологии, утилизация и рациональное использование отходов; социальные последствия применения технологий);
- с понятием о научной организации труда, средствах и методах обеспечения безопасности труда; культурой труда; технологической дисциплиной; этикой общения на производстве;
овладеют:
- навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
- навыками чтения и составления технической и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда, выбора, моделирования, конструирования, проектирования объекта труда и технологии с использованием компьютера
- умением распознавать и оценивать свойства конструкционных и природных поделочных материалов;
- умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений;
- навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте
- навыками организации рабочего места.
Каждый компонент программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. При этом предполагается, что изучение материала, связанного с практическими работами, должно предваряться освоением учащимися необходимого минимума теоретических сведений с опорой на лабораторные исследования.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующий раздел по учебному плану может даваться в конце каждого года обучения. Вместе с тем методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности в учебный процесс с начала или с середины учебного года. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи (его потребительной стоимости).
Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность учащихся.
Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, практические работы, выполнение проектов. Все виды практических работ в программе направлены на освоение различных технологий.
Темы раздела «Технологии домашнего хозяйства» включают в себя обучение элементам семейной экономики. Соответствующие работы проводятся в форме учебных упражнений с использованием стендов и наборов раздаточного материала.
Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций; с химией при характеристике свойств конструкционных материалов; с физикой при изучении механических свойств конструкционных материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов, приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов. При этом возможно проведение интегрированных занятий, создание интегрированных курсов или отдельных комплексных разделов.
3. Место учебного предмета «Технология» в базисном учебном плане
Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся возможность войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, называемой техносферой и являющейся главной составляющей окружающей человека действительности.
Базисный учебный план образовательного учреждения на этапе основного общего образования включает 272 учебных часа для обязательного изучения каждого направления образовательной области «Технология». В том числе: в 5,6,7,8 классах — 68 ч из расчёта 2 ч в неделю. С учётом общих требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения изучение предметной области «Технология» должно обеспечить:
- развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
- активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;
- совершенствование умений осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность;
- формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;
4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Технология»
При изучении технологии в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов
Личностные результатыосвоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе:
- проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
- становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
- проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
- самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;
- формирование основ экологической культуры, бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,
Метапредметные результатыосвоения учащимисяпредмета «Технология» в основной школе:
- самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
- алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
- комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
- выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельнаяорганизация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
- осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
- организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
- соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
- оценивание своей познавательно-трудовой деятельности;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результатыосвоения учащимися предмета «Технология» в основной школе:
в познавательной сфере:
- осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере,
- практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
- овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
- формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
в трудовой сфере:
- планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии;
- овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
- выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм,; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
- контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
- документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда;
в мотивационной сфере:
- оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
- согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
- формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;
- выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
в эстетической сфере:
- овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
- рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
- умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
в коммуникативной сфере:
- практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;
- установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта,
- сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
- публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
в физиолого-психологической сфере:
- развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
- соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований;
- сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.
5.Содержание учебного предмета
5 класс 70 часов
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В результате обучения учащиеся овладеют:
- трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими показателями;
- умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
- навыками применения распространённых ручных инструментов и приспособлений, бытовых электрических приборов; планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
В результате изучения технологии обучающийся получает возможность ознакомиться:
- с основными технологическими понятиями и характеристиками;
- технологическими свойствами и назначением материалов;
- назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;видами и назначением бытовой техники, применяемой для повышения производительности домашнего труда;
- видами, приёмами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
- профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
- со значением здорового питания для сохранения своего здоровья;
выполнять по установленным нормативам следующиетрудовые операции и работы:
- рационально организовывать рабочее место;
- находить необходимую информацию в различных источниках;
- применять конструкторскую и технологическую документацию;
- составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия, выполнения работ или получения продукта;
- выбирать сырьё, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ;
- конструировать, моделировать, изготавливать изделия;
- выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;
- соблюдать безопасные приёмы труда и правила пользования ручными инструментами, приспособлениями, машинами, электрооборудованием;
- осуществлять визуально, а также доступными измерительными средствами контроль качества изготовляемого изделия или продукта;
- находить и устранять допущенные дефекты;
- проводить разработку творческого проекта по изготовлению изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
- планировать работы с учётом имеющихся ресурсов и условий;
■ распределять работу при коллективной деятельности;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни в целях:
- понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека; формирования эстетической среды бытия;
- развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности;
- получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;
- организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
- создания и ремонта изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
- изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;
- контроля качества выполняемых работ с применением измерительных инструментов и приспособлений;
- выполнения безопасных приёмов труда и правил электробезопасности, санитарии, гигиены;
- оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или оказания услуги;
- построения планов профессионального самоопределения и трудоустройства.
Содержание курса «Технология» определяется образовательным учреждением с учётом региональных особенностей, материально-технического обеспечения, а также использования следующих направлений и разделов курса:
Раздел 1. Технология растениеводства
Тема 1.Основы аграрной технологии. Техника безопасности при работе с сельскохозяйственным инвентарём. Очистка поверхности земли от растительных остатков.
Растениеводство и его структура. Направление растениеводства в регионе, в личных подсобных хозяйствах своего села, на школьном участке. Понятие о технологии производства продукции растениеводства и ее основных элементах.
Способы размножения растений. Понятие: однолетние, двулетние и многолетние растения, сорт. Размножение семенами, подготовка семян к посеву.
Почва - основное средство сельскохозяйственного производства. Характеристика основных видов почв, понятие «плодородие почвы».
Приемы весенней обработки почвы, правила разбивки гряд, необходимое оборудование и инструменты, правила посев и посадок.
Правила безопасного и рационального труда в растениеводстве. Основные приемы ухода за растениями. Проведение фенологических наблюдений. Использование органических удобрений с учетом требований безопасного труда. Охраны здоровья и окружающей среды. Технологии и средства защиты растений от болезней и вредителей. Понятие об экологической чистоте продукции растениеводства.
Виды и применение севооборотов. Понятие «урожай», «урожайность». Учет урожайности. Осенняя обработка почвы. Ручные орудия для обработки почвы. Подготовка к зиме теплолюбивых растений. Способы хранения овощей, клубней и луковиц многолетних растений, семенников двулетних овощных культур.
Подзимние посевы и посадки.
Применение темы лабораторно - практических и практических работ
Весенний период
Планирование весенних работ на учебно–опытном участке, выбор культур, планирование их размещение на участке, определение качества семян, подготовка семян к посеву, выбор способа подготовки почвы, внесение удобрений (компост), выбор инструментов, разметка и поделка гряд, посев и посадка сельскохозяйственных культур с закладкой опытов, мульчирование посевов, уход за растениями, проведение фенологических наблюдений. Составление схемы простых севооборотов, подготовка почвы, посевы и посадки овощей, цветочно-декоративных растений, уход за ними.
Осенний период
Уборка и учет урожая овощей, закладка урожая на хранение, оценка урожайности основных культур и сортов в сравнении со справочными данными, анализ допущенных ошибок, отбор и закладка на хранение семенников двулетних овощных культур, осенняя обработка почвы с внесением удобрений, описание типов почв пришкольного или приусадебного участка.
Тема 2. Очистка поверхности земли от растительных остатков. Технология выращивания плодовых и ягодных культур
Группировка и характеристика плодовых и ягодных растений, их основные виды и сорта в своем регионе. Технология выращивания ягодных кустарников, плодовых растений.
Примерные темы лабораторно-практических и практических работ
Осенний период
Уход за земляникой и ягодными кустарниками, оценка их состояния, выбраковка, подготовка к зиме, выбор экземпляров и заготовка материала для размножения, подготовка участка и осенние посадки розеток земляники. Отбор посадочного материала и посадка ягодных кустарников.
Тема 3. Технология выращивания растений рассадным способом и в защищенном грунте
Технология выращивания растений рассадным способом и в защищенном грунте. Особенности выращивания основных овощных и цветочно-декоративных культур региона рассадным способом и в защищенном грунте.
Виды защищенного грунта. Современные укрывные материалы, состав почвосмесей, подкормки. Защита растений от болезней и вредителей.
Примерные темы лабораторно-практических и практических работ
Весенний период
Выбор культур для выращивания рассадным способом, подготовка и посев семян, уход за сеянцами, пикировка, высадка рассады в открытый грунт, установка пленочных укрытий, теплиц, проведение подкормки. Разработка конструкций и изготовление простейших сооружений для защищенного грунта.
Тема 4. Организация производства продукции растениеводства на пришкольном участке и в личном подсобном хозяйстве
Понятие об организации и планировании технологической деятельности в растениеводстве: выбор видов и сортов сельскохозяйственных и цветочно-декоративных культур для выращивания на пришкольном участке и в личном подсобном хозяйстве. Источники информации по растениеводству. Расчет основных экономических показателей в растениеводстве. Понятие о предпринимательстве, маркетинг.
Примерные темы лабораторно-практических и практических работ
Определение примерного объема производства продукции и расчет площади под культуры с учетом потребностей семьи с использованием справочной литературы. Определение планируемого дохода, прибыли. Составление плана размещения культур на участке.
Раздел 2. Технология создания изделий из древесины
Тема 1. Рабочее место и инструменты для ручной обработки древесины
Общие правила безопасных приемов труда. Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок. Устройство верстака. Установка и закрепление заготовок в зажимах верстака.
Тема 2. Графическое изображение изделий
Понятие об изделии и детали. Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертёж. Масштаб. Основные сведения о линиях чертежа. Чертёж плоской детали. Правила чтения чертежа.
Тема 3. Последовательность изготовления деталей из древесины
Основные этапы технологического процесса. Технологическая карта и её назначение. Основные технологические операции.
Тема 4. Разметка заготовок из древесины.
Разметка заготовок с учётом направления волокон и наличия пороков материала. Инструменты для разметки.
Тема 5. Пиление заготовок из древесины.
Пиление как технологическая операция. Инструменты для пиления. Правила безопасности работы ножовкой. Визуальный и инструментальный контроль качества выполнения операций.
Тема 6. Строгание заготовок из древесины.
Строгание как технологическая операция. Инструменты для строгания, их устройство. Правила безопасной работы при строгании.
Тема 7. Сверление отверстий в деталях из древесины
Сверление как технологическая операция. Инструменты для сверления и их устройства. Виды свёрл. Правила безопасности при сверлении.
Тема 8. Соединение деталей из древесины с помощью и шурупами.
Способы соединения деталей из древесины. Виды гвоздей и шурупов. Иструменты для соединения деталей гвоздями и шурупами. Правила безопасности работы.
Тема 9. Соединение деталей из древесины клеем. Зачистка поверхности деталей из древесины.
Соединение деталей из древесины клеем. Виды клея. Правила безопасности работы с ним. Зачистка как отдельная операция. Инструменты для опиливания и зачистки. Виды наждачных шкурок.
Тема 10. Защитная декоративная отделка из древесины. Выпиливание лобзиком. Выжигание по дереву.
Защитная и декоративная отделка изделий из древесины. Выжигание. Выпиливание лобзиком. Лакирование изделий из дерева. Правила безопасности работы с инструментами материалом при художественной обработки древесины.
Тема 11. Работа над творческим проектом.
Этапы выполнения творческого проекта. Этапы выполнения творческого проекта. Тематика творческих проектов.
Раздел 3. Понятие о машине и механизме.
Тема 1. Механизмы и их назначение.
Механизмы и их назначение. Детали механизмов. Машина и её виды. Типовые детали.
Тема 2.Типовые соединения деталей.
Условные обозначения деталей и узлов механизмов на кинематических схемах.
Раздел 4. Технология создания изделий из металла. Элементы машиноведения.
Тема 1.Тонколистовой металли проволока.
Металлы: их основные свойства и область применения. Чёрные и цветные металлы. Виды и способы получения листового металла: листовой металл, жесть, фольга. Проволока и способы её получения. Профессии, связанные с добычей и производством
металлов.
Тема 2. Рабочее место для ручной обработки металла
Слесарный верстак; его назначение и устройство. Устройство слесарных тисков. Профессии, связанные с обработкой металла. Правила безопасности при ручной обработки металла.
Тема 3. Технология изготовления изделий из тонколистного металла и проволоки. Графическое изображение деталей из металла. Технологический процесс изготовления изделий из металла.
Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертёж. Чертёж (эскиз) деталей из тонколистного металла и проволоки. Графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов и т.п. Правила чтения чертежей. Технологическая карта.
Тема 4. Правка заготовок из тонколистного металла и проволоки.
Правка как технологическая операция. Ручные инструменты для правки тонколистного металла и проволоки. Правила безопасности работы.
Тема 5. Разметка заготовок из тонколистного металла и проволоки.
Разметка заготовок из тонколистного металла и проволоки. Ручные инструменты для разметки. Шаблон.
Тема 6. Приёмы резания и зачистки деталей из тонколистного металла и проволоки.
Резание и зачистка: особенности выполнения данных операций. Инструменты для выполнения операций. Инструменты для выполнения операций резания и зачистки. Правила безопасности работы.
Тема 7. Сгибание заготовок из тонколистного металла и проволоки.
Сгибание как технологическая операция. Приёмы её выполнения. Ручные инструменты и приспособления для выполнения операции сгибания. Правила безопасности работы.
Тема 8. Устройство сверлильного станка и приёмы работы на нём.
Назначение и устройство сверлильного станка. Приёмы работы на станке. Правила безопасности работы.
Тема 9. Сборка изделий из тонколистового металла. Отделка изделий из тонколистового металла и проволоки.
Способы соединения деталей из тонколистового металла. Защитная и декоративная отделка изделий из металла. Правила безопасности труда.
Раздел 5. Технология ведения дома.
Тема 1. Гигиена жилого помещения.
Интерьер жилых помещений. Требования к интерьеру. Рациональное размещение мебели и оборудования в комнатах различного назначения.
Тема 2. Уход за одеждой, обувью, мебелью, книгами. Уборка помещения.
Выбор и использование современных средств ухода за одеждой, обувью и мебелью. Способы удаления пятен с одежды, мебели, обивки. Выбор технологии длительного хранения одежды и обуви. Способы ухода за книгами. Уборка жилого помещения. Современная бытовая техника для выполнения домашних работ.
Тема 3. Культура поведения в семье.
Этикет. Культура общения. Взаимоотношения в семье, школе.
Тема 4. Семейные праздники. Подарки. Переписка.
Семейные праздники. Правила приёма гостей. Правила поведения в гостях, в театре, в кино. Правила выбора подарка. Правила переписки.
Раздел 6. Основы аграрной технологии. Весенний период.
Тема 1. Знакомство с земляными работами в весенний период. Т/б при работе с сельскохозяйственным инвентарём.
Овладение безопасными приемами труда, общетрудовыми умениями и навыками; приобщение к нормам и ценностям общества
Тема 2. Подготовка почвы для грядок, планировка, разметка, перекапывание.
Овладение специальными знаниями и умениями , различными способами деятельности; воспитание уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ п/п | Содержание учебного материала | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
1 | Технология растениеводства | 8 | Осенняя обработка почвы |
2 | Технология создания изделий из древесины | 22 | Развитие технического мышления, пространственного воображения, получение опыта применения знаний и умений |
3 | Понятие о машине и механизме. | 2 | Изучение устройства и назначение различных механизмов и машин |
4 | Технология создания изделий из металла. Элементы машиноведения. | 20 | Различать цветные и чёрные металлы, виды листового металла и проволоки. Знать основные свойства металлов и область применения их. |
5 | Технология ведения дома. | 10 | Уметь анализировать и создавать дизайн интерьера жилых помещений на соответствие требованиям гигиены и эстетики |
6 | Основы аграрной технологии. Весенний период. | 8 | Весенняя обработка почвы, высадка рассады в открытый грунт. Техника безопасности при работе с сельскохозяйственным инвентарём. |
итого | 70 |
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса для учащихся: -Викторов, Е. А. Технология: тетрадь для 5кл. (вариант для мальчиков) / Е. А. Викторов. -Саратов: Лицей, 2000.
Для учителя:
-Жданович, Б. Д. Твой сад / Б. Д. Жданович, Л. И. Жданович. - Волгоград: Объед. «Ретро», 1992. -Мак-Миллан, Ф. Размножение растений / Ф. Мак-Миллан. -М.: Мир, 1992.
-Программа «Технология». 1-4, 5-11 классы. -М.: Просвещение, 2005. -Шабаршов, И. Книга юного натуралиста / И. Шабаршов и др. - М.: Молодая гвардия, 1982. На основании примерных программ Министерства образования и науки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по технологии, реализуется программа следующего уровня: в 5 классах - базисный уровень. технологических знаний и умений в практической деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда, а также воспитания эстетического вкуса, развития творческих способностей, овладение правилами здорового образа жизни. • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.). Развивать техническое мышление, пространственное воображение, получать опыт применения политехнических и технологических знаний и умений в практической деятельности. |
8. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Становление и формирование ценностно-смысловой, коммуникативной и личной компетентности учащихся. Овладеть безопасными приёмами труда, общетрудовыми условиями и навыками; приобщить к нормам и ценностям общества.
Воспитать трудолюбие, целеустремление, ответственность за результаты своей деятельности.
Приобщение к нормам и ценностям общества, овладение правилами здорового образа жизни, безопасными приёмами труда, общетрудовыми умениями и навыками, специальными знаниями.
Ознакомление с техникой безопасности труда, развитие познавательных интересов, технического мышления, освоения технологических знаний.
Воспитание уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда, воспитание трудолюбия, любви к Родине, своему краю.
Овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирование.
9. Календарно-тематический план.
№ п/п | Тема урока | Кол-во уроков | Требования к результатам освоения темы | Формирование УУД | Виды и формы контроля | Дата | |
План | Факт | ||||||
1-4 | Основы аграрной технологии. Техника безопасности при работе с сельскохозяйственным инвентарём. Очистка поверхности земли от растительных остатков. | 6 | Рассказать о значении очистки земли. Применять правила техники безопасности при работе с сельскохозяйственным инвентарём. Выполнять самостоятельно очистку поверхности земли с соблюдением правил техники безопасности . | Становление и формирование ценностно-смысловой, коммуникативной и личной компетентности учащихся. Овладеть безопасными приёмами труда, общетрудовыми условиями и навыками; приобщить к нормам и ценностям общества. | Групповая работа на пришкольном участке. | 02.09 09.09 | |
5-6 | Очистка поверхности земли от растительных остатков. Технология выращивания плодовых и ягодных культур | 4 | Рассказать об условиях подготовки почвы к земле. Работа с разным сельскохозяйственным инвентарём . Выполнять самостоятельно очистку поверхности земли с соблюдением правил Т/Б. | Воспитать трудолюбие, целеустремление, ответственность за результаты своей деятельности. | Групповая работа на пришкольном участке. | 16.09 23.09 | |
7 | Рабочее место и инструменты для ручной обработки древесины | 2 | З н а т ь: назначение и устройство столярного и универсального верстаков , правила размещения ручных инструментов на верстаке. У м е т ь: организовывать рабочее место для ручной обработки древесины, устанавливать и закреплять заготовки в зажимах верстака; проверять соответствие верстака своему росту | Слесарный верстак; его назначение и устройство. Устройство слесарных Тисков. Профессии, связанные с обработкой металла. Правила безопасности труда при ручной обработке металла | Ответы на вопросы. Контроль за выполнением практического задания | 30.09 | |
8 | Графическое изображение изделий | 2 | З н а т ь: отличие изделия от детали; типы графических изображений; сущность понятий масштаб; основные сведения о линиях чертежа. У м е т ь: различать разные типы графических изображений; виды проекций; читать чертеж плоскостной детали | Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертёж. Чертёж (эскиз) деталей из тонколистового металла и проволоки. | Ответы на вопросы. Зарисовка эскиза детали. Чтение чертежа детали | 07.10 | |
9 | Последовательность изготовления деталей из дерева | 2 | З н а т ь: основные этапы технологического процесса; назначение технологической карты, ее содержание; основные технологические операции. У м е т ь: выполнять резание заготовок; зачистку (опиливание) заготовок из тонколистового металла и проволоки | Основные этапы технологического процесса. Технологическая карта, ее назначение. Основные технологические операции | Ответы на вопросы. | 14.10 | |
10 | Разметка заготовок из древесины | 2 | З н а т ь: инструменты для пиления; их устройство; назначение стусла; правила безопасной работы ножовкой; способы визуального и инструментального контроля качества выполненной операции. У м е т ь: выпиливать заготовки столярной ножовкой; контролировать качество выполненной операции | Изготавливать шаблон для разметки детали с криволинейным контуром | Ответы на вопросы. Разметка заготовки по чертежу | 21.10 | |
11 | Пиление заготовок из древесины | 2 | З н а т ь: устройство и назначение инструментов для строгания; правила безопасной работы при строгании. У м е т ь: выполнять сборку, разборку и регулировку рубанка; строгание деталей с соблюдением безопасных приемов работы | Пиление как технологическая операция. Инструменты для пиления. Правила безопасной работы ножовкой. Визуальной и инструментальный контроль качества выполненной операции | Ответы на вопросы. Выпиливание заготовки | 28.10 | |
12 | Строгание заготовок из древесины | 2 | З н а т ь: устройство и назначение инструментов для строгания; правила безопасной работы при строгании. У м е т ь: выполнять сборку, разборку и регулировку рубанка; строгание деталей с соблюдением безопасных приемов работы. У м е т ь: определять виды древесных материалов по внешним признакам; выявлять природные пороки древесных материалов и заготовок | Строгание как технологическая операция. Инструменты для строгания, их устройство. Правила безопасной работы при строгании | Ответы на вопросы. Словарный диктант | 18.11 | |
13 | Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей и шурупами | 2 | Знать: виды гвоздей и шурупов; правила выбора гвоздей и шурупов для соединения деталей; правила безопасной работы. Уметь: выбирать гвозди и шурупы для соединения деталей из древесины; выполнять соединение деталей из древесины гвоздями и шурупами | Способы соединения деталей из древесины. Виды гвоздей и шурупов. Инструменты для соединения деталей гвоздями и шурупами. Правила безопасной работы. | Ответы на вопросы. Контроль качества со- единение деталей | 25.11 | |
14 | Соединение деталей из древесины клеем. Зачистка поверхности деталей из древесины | 4 | Знать: виды клея и области их применения; правила безопасной работы с клеем; инструменты для опиливания и зачистки; назначение опиливания и зачистки. Уметь: выполнять операции опиливания и зачистки поверхности изделия; соединять детали изделия клеем | Соединение деталей из древесины клеем. Виды клея. Правила безопасной работы с ним. Зачистка как отделочная операция. Инструменты для опиливания и зачистки. Виды наждачных шкурок | Ответы на вопросы. Контроль качества | 02.12 | |
15 | Защитная и декоративная отделка изделий из древесины. Выпиливание лобзиком. Выжигание по дереву | 2 | Знать: различные приёмы художественной обработки древесины; инструменты для такой обработки; виды лобзиков; правила безопасной работы. Уметь: выполнять защитную и декоративную отделку изделий с соблюдением правил безопасной работы | Защитная и декоративная отделка изделий из древесины. Выжигание. Выпиливание лобзиком. Лакирование изделий из дерева. Правила безопасной работы с инструментами, материалом при художественной об- работке древесины | Ответы на вопросы. Контроль качества выполненных операций | 09.12 | |
16 | Работа над творческим проектом | 2 | Знать: этапы выполнения творческого проекта; возможную тематику творческих проектов. Уметь: выбирать тему проекта в соответствии со свои- ми возможностями ; подбирать материалы и инструменты; составлять технологическую карту; выполнять технологические операции по обработке древесины | Этапы выполнения творческого проекта. Тематика творческих проектов | Ответы на вопросы. Изготовление изделия декоративно-прикладного назначения | 16.12 | |
17 | Понятие о машине и механизме. Механизмы и их назначение. Типовые соединения деталей | 2 | Знать: сущность понятий машина, механизм, деталь; типовые детали; типовые соединения; условные обозначения деталей, узлов механизмов на кинематических схемах. Уметь: читать кинематические схемы; строить простые кинематические схемы | Механизмы и их назначение. Детали механизмов. Машина и её виды. Типовые детали. Типовые соединения деталей. Условные обозначения де- талей и узлов механизмов на кинематических схемах | Ответы на вопросы. Построение кинематических схем и чтение кинематических схем | 23.12 | |
18 | Рабочее место для ручной обработки металла | 2 | Знать: устройство и назначение слесарного верстака и слесарных тисков; правила безопасность труда. Уметь: регулировать высоту верстака в соответствии со своим ростом; рационально размещать инструменты и заготовки на слесарном верстаке; закреплять заготовки в тисках | Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок. Устройство верстака. Установка и закрепление заготовок в зажимах верстака | Регулировка высоты верстака в соответствии с ростом учащихся | 13.01 | |
19 | Технология изготовления изделий из тонколистового металла и проволоки. | 2 | Знать: различия технологического рисунка, эскиза, чертежа; графическое изображение конструктивных элементов деталей; правила чтения чертежей; содержание технологической карты | Понятие об изделии и детали. Типы графических изображений: технический рисунок, экскиз, чертеж. Масштаб. | Ответы на вопросы. Терминологический диктант | 20.01 | |
20 | Графическое изображение деталей из металла. Технологический процесс изготовления изделий из металла | 2 | Уметь: читать чертежи деталей из тонколистового металла и проволоки; определять последовательность изготовления детали по технологической карте | Типы графических изображений: технический рисунок, экскиз, чертеж. Масштаб. Основные сведения о линиях чертежа. Чертеж плоскостной детали. Правила чтения чертежа | Ответы на вопросы. Терминологический диктант | 27.01 | |
21 | Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки | 2 | Знать: назначение операции правки; устройство и назначение инструментов и приспособлений для правки тонколистового металла и проволоки; правила безопасной работы Уметь: править тонколистовой металл и проволоку | Ответы на вопросы. Контроль за выполнением практической работы | 03.02 | ||
22 | Разметка заготовок из тонколистового металла и проволоки | 2 | Знать: правила разметки заготовок из тонколистового металла и проволоки; назначение и устройство ручных инструментов и приспособлений для разметки; правила безопасной работы при разметке. Уметь: выполнять разметку заготовок из тонколистового металла и проволоки | Ответы на вопросы. Контроль качества выполнения операции разметки | 10.02 | ||
23 | Приёмы резания и зачистка деталей из тонколистового металла и проволоки | 2 | Знать: назначение операций резания и зачистки; назначение и устройство ручных инструментов для выполнения операций резания и зачистки; правила безопасной работы при выполнении данных операций. | Резание и зачистка: особенности выполнения данных операций. Инструменты для выполнения операций резания и зачистки. Правила безопасной работы | Ответы на вопросы. Контроль качества выполнения операций резания и зачистки | 17.02 | |
24 | Отделка изделий, сгибание заготовок из тонколистового метала и проволоки. | 2 | З н а т ь: о процессе сгибания тонколистового металла и проволоки; назначение и устройство инструментов и приспособления операции сгибания ; правила безопасной работы. У м е т ь: выполнять операцию сгибания тонколистового металла и проволоки | Сгибание как технологическая операция. Приемы ее выполнения. Ручные инструменты и приспособления для выполнения операции сгибания. Правила безопасной работы | Ответы на вопросы. Контроль качества выполнения операции сгибания | 24.02 | |
25 | Устройство сверлильного станка и приемы работы на нем | 2 | З н а т ь: приемы выполнения операций пробивания и сверления отверстий; назначение и устройство инструментов для пробивания и сверления отверстий; правила безопасной работы. У м е т ь: пробивать и сверлить отверстия в тонколистовом металле | Назначение и устройство сверлильного станка. Приемы работы на станке. Правила безопасной работы | Ответы на вопросы. Контроль качества выполнения операций сверления и пробивания | 03.03 | |
26 | Сборка изделий из тонколистового металла. Отделка изделий из тонколистового металла и проволоки | 2 | Способы соединения деталей из тонколистового металла. Защитная и декоративная отделка изделий из металла. Правила безопасности труда | Способы соединения деталей из тонколистового металла. Защитная и декоративная отделка изделий из металла. Правила безопасности труда | Ответы на вопросы. Контроль качества выполнения операции сверления | 10.03 | |
27 | Гигиена жилого помещения | 2 | Интерьер жилых помещений. Требования к интерьеру. Предметы интерьера. Рациональное размещение мебели и оборудования в комнатах различного назначения | Интерьер жилых помещений. Требования к интерьеру. Предметы интерьера. Рациональное размещение мебели и оборудования в комнатах различного назначения | Ответы на вопросы. Творческие задания | 17.03 | |
28 | Уход за одеждой, обувью, мебелью, книгами. Уборка помещения | 2 | Выбор и использование современных средств ухода за одеждой, обувью и мебелью. Способы удаления пятен с одежды, мебели, обивки. Выбор технологий длительного хранения одежды и обуви. | Выбор и использование современных средств ухода за одеждой, обувью и мебелью. Способы удаления пятен с одежды, мебели, обивки. Выбор технологий длительного хранения одежды и обуви. | Ответы на вопросы. Разработка предмета интерьера | 07.04 | |
29 | Семейные праздники. Подарки. Переписка. | 2 | ЗНАТЬ: правила приглашения и приёма гостей; правила поведения в гостях, в театре, кино; правило выбора подарка; правила переписки. УМЕТЬ: принимать гостей; выбирать подарок; правильно вести себя в гостях; дарить подарки. | Соблюдать этикет при проведении семейных праздников. Не нарушать семейные традиции при приёме гостей, приглашении, выборе подарков и т.д. | Ответы на вопросы. Творческие задания | 14.04 | |
30 | Интерьер жилого помещения. Уход за домом и одеждой. Цели: овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для ведения домашнего хозяйства; воспитание аккуратности | 2 | Рассказать об интерьере жилых помещений и их комфортности. Перечислить санитарно - гигиенические требования, предъявляемые к жилым помещениям . Подбор средств оформления интерьера жилого помещения с учётом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Удаление загрязнений с одежды бытовыми средствами. | Формирование социально- трудовой, личностной и общекультурной компетентности учащихся. | Ответы на вопросы. Творческие задания | 21.04 | |
31-32 | Основы аграрной технологии. Весенний период. Знакомство с земляными работами в весенний период. Т/б при работе с сельскохозяйственным инвентарём. Цели: овладение безопасными приемами труда, общетрудовыми умениями и навыками; приобщение к нормам и ценностям общества | 4 | Становление и формирование ценности-смысловой, коммуникативной и личной компетентности учащихся. Рассказать о значении очистки земли (Р). Применять правила техники безопасности при работе с сельскохозяйственным инвентарём. Выполнять самостоятельно очистку поверхности земли с соблюдением правил техники безопасности (Т;^;*). | Становление и формирование ценностно-смысловой, коммуникативной и личной компетентности учащихся. Овладеть безопасными приёмами труда, общетрудовыми условиями и навыками; приобщить к нормам и ценностям общества. | Рассказать о т/б при работе с сельскохозяйственным инвентарем . Соблюдать т/б при практической работе. | 28.04 05.05 | |
33-35 | Подготовка почвы для грядок, планировка, разметка, перекапывание. Промежуточная аттестация. Подготовка почвы для грядок, планировка, разметка, перекапывание. Цели: овладение специальными знаниями и умениями, различными способами деятельности; воспитание уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда | 6 | Рассказать об условиях подготовки почвы к земле (Р). Работа с разным сельскохозяйственным инвентарём. Выполнять самостоятельно очистку поверхности земли с соблюдением правил Т/Б. | Воспитать трудолюбие, целеустремление, ответственность за результаты своей деятельности. | Перечислить приемы разметки и планировки грядок. Выполнять планировку грядок, разметку, перекапывание. | 12.05 19.05 26.05 | |
Итого: | 70 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)
Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...
Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова
тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...
Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...
Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС
Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...