Программа курса "Учимся общаться" для учащихся 5 классов
методическая разработка (психология) на тему

Габдуллина Светлана Александровна

Программа курса "Учимся общаться" предназначена для учащихся 5 классов и рассчитана на 32 часаю Целью данной программы явлвется развитие коммуникативной компетентности как одной из важнейших компетенций, способствующих успешной адаптации пятиклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

                       Программа  «Учимся общаться» для учащихся 5 классов.    

                                                          Пояснительная записка.

Формируясь и развиваясь в обществе, человек включается во множество социальных связей, взаимодействует с самыми разными людьми по самым разным поводам.

Весь спектр многогранных, многосторонних связей охватывается понятием «общение». По определению Петровского, «общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека» [8].

Способность к общению включает в себя:

1. Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»)

2. Умение организовать общение («Я умею), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации.

3. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими  («Я знаю»).

Итак, трудно представить себе сферу более многомерную, многотрудную, а  главное, весьма деликатную, порой трудноуловимую, чем общение.

Исследования свидетельствуют о том, что многочисленные конфликты в семьях, на производстве, в воспитании детей возникают именно из-за отсутствия культуры общения.

Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития личности  подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования.

Уже в младшем подростковом возрасте развивается потребность разобраться в своих поступках, оценить сложные жизненные ситуации, высказать свои суждения о жизни, складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу. А, главное, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения.

Именно интимно-личностное общение со сверстниками становится ведущей деятельностью подросткового возраста. Отношения с товарищами, находясь в центре жизни подростка, во многом определяют все остальные стороны его  поведения и деятельности.

Л.И. Божович отмечает, что если в «младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков», наоборот, «привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками». [1]

Для подростков важно не просто быть вместе со сверстниками, но и, главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение. Это стремление является ведущим мотивом поведения детей в средних классах.

Подросток, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть  интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, отклонениям в психическом развитии, возникновению аффективных переживаний, может стать причиной недисциплинированности, снижения успеваемости и даже правонарушений подростка.

Все это вызывает необходимость проведения систематических факультативных занятий – научно-обоснованных, помогающих школьнику изучать наряду с многообразием мира и самого себя, увидеть себя в  центре человеческих взаимоотношений.

Мы считаем, что наряду с этим, очень важно показать подростку, что целостный процесс общения наряду с информативно-коммуникативной функцией, функцией познания людьми друг друга, включает и функцию самопознания.

Цель курса – развитие коммуникативной компетентности как одной из важнейших компетенций, способствующих успешной адаптации личности в обществе.

Основные задачи курса:

1.Расширить у учащихся понятие «общение».

2. Вызвать у подростков интерес к проблемам общения.

3. Познакомить с различными видами и формами человеческого общения.

4. Показать многообразие общения человека с окружающим миром и людьми

5. Показать зависимость успехов человека, его настроения от соблюдения им установленных в обществе правил общения и человеческого поведения.

Программа курса рассчитана на 32 часа и предназначена для учащихся 5 классов.

Учебный курс включает в себя 2 основных раздела:

1. Общение – это путешествие в самих себя.

2. Общение – это искусство понимать и принимать других

Как видно из названий разделов, каждый из них направлен на осознание учащимися неповторимости своей индивидуальности и, вместе с тем, на формирование социальных навыков. В тематике занятий прослеживается линия, направленная от осознания себя как личности  к осознанию себя в социуме.

По своей структуре занятия состоят из следующих частей:

- вводная часть, актуализирующая имеющийся опыт и житейские знания (в этой части применяются такие психологические упражнения, как «мозговой штурм» и специальные» разогревающие» упражнения);

- основная часть, направленная на формирование новых представлений (осуществляется с использованием ролевых игр, творческих этюдов, элементов психодрамы и т.д.)

-заключительная часть (включает осмысление полученного опыта, рефлексию).

В процессе групповой работы используются различные приемы, они, как правило, полифункциональны, с их помощью можно решать сразу несколько задач. Это:

- ролевые игры. В ролевых ситуациях учащиеся ставятся в положения, ролевантные их реальной деятельности, и оказываются перед необходимостью изменить свои установки на окружающий мир;

- психогимнастические игры;

- дискуссионные игры;

- эмоционально-символические методы  (групповое обсуждение различных чувств, направленное рисование)

- релаксационные методы;

-когнитивные методы, помогающие «освобождению» мышления от иррациональных убеждений, т. е. «умственного мусора»

 Основными критериями усвоения материала являются:

- анализ продуктов познавательной деятельности;

- целенаправленное наблюдение за работой учащихся на занятиях;

- умение  учащихся давать  самооценку и оценку происходящим событиям с необходимыми комментариями и объяснениями.

В результате изучения курсе учащихся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:

- овладеть психологической лексикой;

- овладеть «эмоциональной грамотностью»

- осознать свои достоинства и достоинства других людей;

-осознать свое место в социуме.

-сформировать стойкое убеждение в приемлемости или неприемлемости соответствующих способов поведения.

В качестве измерителей оценки развития коммуникативных способностей, перцептивных и рефлексивных способностей могут быть использованы следующие методики:

1. Социометрия

2 .Тестовая карта №2. Психологический климат школьного коллектива

3. Ценностные ориентации

      4. Тест школьной тревожности Филлипса

5. Анкета «Умеешь ли ты общаться»

                                                          

Литература.

1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. — Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995.

2. Зюзько М.В. Пять шагов к себе. М.,1992.

3. Кан-Калик  В.А. Грамматика общения «Роспедагентство» 1995

4. Коломинский Я.Л. Человек среди людей. М., 1970.

5. Коломинский Я.Л. Человек: психология. М.,1986

6. Леви В.Л. Я и мы. М.: Молодая гвардия, 1973

7. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. М.: НПУ «Профиздат», 1991.

8. Психология. Словарь/ Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.-2-е изд.,испр. И доп.-М.,:Политиздат,1990.

9. Родионов В.А. Я и другие. Тренинги социальных навыков. Для учащихся 1-11 классов. – Ярославль: Академия развития, 2001.

                                       

                                   


                                                                             Тематическое планирование.

Тема раздела

№ урока в теме

Кол-во часов

Тема урока

Домашнее задание

Ожидаемый результат

Общение – это путешествие самих в себя

Цель:  Осознание учащимся неповторимости свой индивидуальности и зависимости успехов человека в обществе от его личных качеств.

1-2

2

Введение в мир психологии

Работа со словарями

Расширение у учащихся понятия общения

3

1

Общение в жизни человека

Составить круг общения

Осознание учащимися многообразия общения человека с окружающим миром

4

1

Я и Я (психологический автопортрет)

Мини-сочинение «Кто такой Я?»

Развитие интереса к собственному внутреннему миру

5

1

Я глазами других людей

Заполнить таблицу «Я и мои одноклассники»

Формирование навыков критического отношения к себе, конструктивного отношения к критике в свой адрес

6

1

Мои проблемы

Составить «вредные» советы по достижению поставленных целей

Умение прогнозировать  негативные последствия поступков и чувства ответственности за них

7

1

Все мы разные, все мы одинаковые

Развитие толерантности

8

1

Слагаемые общения

Умение руководствоваться в своем поведении общепринятыми человеческими ценностями

9

1

Основные средства общения

Повторить средства общения

Умение  грамотно использовать разнообразные средства общения

10-11

2

Я и мой язык: враг или друг

Подобрать пословицы и поговорки о языке

Развитие интереса к вербальным средствам общения

12-14

3

Как можно общаться без слов

Подготовить невербальные этюды

Умение правильно оценивать внутреннее состояние человека по внешним проявлениям

15-16

2

Мои внутренние друзья и мои внутренние враги

Пробудить стремление контролировать и произвольно регулировать свое настроение

17-18

2

Учимся управлять собой

Умение использовать способы регуляции настроения

19-20

2

Барьеры общения

Ответить на вопрос: «Что мне мешает и помогает  в общении»

Формирование психологической готовности к адекватным действиям в сложных ситуациях

21-22

2

Как предотвратить конфликт

Составить алгоритм выхода из конфликтной ситуации

Умение позитивно разрешать конфликты

23-24

2

Учимся слушать друг друга

Развитие умения понимать других людей

25

1

Комплименты или лесть

«Солнечные лучи» со своими родителями и близкими

Формирование эстетического вкуса

26

1

Что такое сотрудничество

Оптимизация внутригруппового сотрудничества

Общение – это искусство понимать и принимать других

Цель: Формирование бесконфликтного общения, развитие толерантности

27-28

2

Семь «Я» (Я в кругу семьи)

Традиции в моей семье

Осознание семьи как самой главной  человеческой ценности

29 - 30

2

«И в дружбе есть свои законы» (Я в кругу сверстников)

Составить объявление-презентацию «Ищу друга».

Формирование конструктивного взаимодействия с членами классного коллектива

31

1

Я и моя школа

Рисунок «Моя школа»

Развитие позитивного интереса к школьной жизни

32

1

Итоговое занятие

                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа занятий с учащимися 8-б класса по программе "Особый ребёнок", обучающимися на дому

Рабочая программа содержит почасовое планирование уроков письма, чтения, математики, ремесла (картонажное дело), естествознания (мир растений), естествознания (мир животных), СБО, ИЗО, хозяйственно-бы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА физического воспитания учащихся 1-11 классов физического воспитания учащихся 1-11 классов

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА физического воспитания учащихся 1-11 классов физического воспитания учащихся 1-11 классов

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...

Рабочая программа по физической культуре для 1-4 классов составлена на основе комплексной программы физического воспитания учащихся В.И.Лях, А.А.Зданевич 1-11 классы (- Москва: Просвещение, 2010).

Программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.Программа  по физической культуре в начальной школе ориентирована на достижени...

Рабочая программа учебного курса «Физическая культура» Для 10 класса к УМК «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» под редакцией В. И. Ляха, А. А. Зданевича Срок реализации программы 1 год

Рабочая программа учебного курса  «Физическая культура»Для 10 классак УМК «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов»под редакцией В. И. Ляха, А. А. Зданевича...

Рабочая программа по математике 6а класс (адаптированная программа для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант1) в условиях общеобразовательного класса):

Рабочая программа по математике 6а класс (адаптированная программа для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант1) в условиях общеобразовательного класса)...