Программа курса "Учимся общаться" для учащихся 5 классов
методическая разработка (психология) на тему
Программа курса "Учимся общаться" предназначена для учащихся 5 классов и рассчитана на 32 часаю Целью данной программы явлвется развитие коммуникативной компетентности как одной из важнейших компетенций, способствующих успешной адаптации пятиклассников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Учимся общаться» для учащихся 5 классов.
Пояснительная записка.
Формируясь и развиваясь в обществе, человек включается во множество социальных связей, взаимодействует с самыми разными людьми по самым разным поводам.
Весь спектр многогранных, многосторонних связей охватывается понятием «общение». По определению Петровского, «общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека» [8].
Способность к общению включает в себя:
1. Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»)
2. Умение организовать общение («Я умею), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации.
3. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю»).
Итак, трудно представить себе сферу более многомерную, многотрудную, а главное, весьма деликатную, порой трудноуловимую, чем общение.
Исследования свидетельствуют о том, что многочисленные конфликты в семьях, на производстве, в воспитании детей возникают именно из-за отсутствия культуры общения.
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития личности подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования.
Уже в младшем подростковом возрасте развивается потребность разобраться в своих поступках, оценить сложные жизненные ситуации, высказать свои суждения о жизни, складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу. А, главное, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения.
Именно интимно-личностное общение со сверстниками становится ведущей деятельностью подросткового возраста. Отношения с товарищами, находясь в центре жизни подростка, во многом определяют все остальные стороны его поведения и деятельности.
Л.И. Божович отмечает, что если в «младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков», наоборот, «привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками». [1]
Для подростков важно не просто быть вместе со сверстниками, но и, главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение. Это стремление является ведущим мотивом поведения детей в средних классах.
Подросток, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, отклонениям в психическом развитии, возникновению аффективных переживаний, может стать причиной недисциплинированности, снижения успеваемости и даже правонарушений подростка.
Все это вызывает необходимость проведения систематических факультативных занятий – научно-обоснованных, помогающих школьнику изучать наряду с многообразием мира и самого себя, увидеть себя в центре человеческих взаимоотношений.
Мы считаем, что наряду с этим, очень важно показать подростку, что целостный процесс общения наряду с информативно-коммуникативной функцией, функцией познания людьми друг друга, включает и функцию самопознания.
Цель курса – развитие коммуникативной компетентности как одной из важнейших компетенций, способствующих успешной адаптации личности в обществе.
Основные задачи курса:
1.Расширить у учащихся понятие «общение».
2. Вызвать у подростков интерес к проблемам общения.
3. Познакомить с различными видами и формами человеческого общения.
4. Показать многообразие общения человека с окружающим миром и людьми
5. Показать зависимость успехов человека, его настроения от соблюдения им установленных в обществе правил общения и человеческого поведения.
Программа курса рассчитана на 32 часа и предназначена для учащихся 5 классов.
Учебный курс включает в себя 2 основных раздела:
1. Общение – это путешествие в самих себя.
2. Общение – это искусство понимать и принимать других
Как видно из названий разделов, каждый из них направлен на осознание учащимися неповторимости своей индивидуальности и, вместе с тем, на формирование социальных навыков. В тематике занятий прослеживается линия, направленная от осознания себя как личности к осознанию себя в социуме.
По своей структуре занятия состоят из следующих частей:
- вводная часть, актуализирующая имеющийся опыт и житейские знания (в этой части применяются такие психологические упражнения, как «мозговой штурм» и специальные» разогревающие» упражнения);
- основная часть, направленная на формирование новых представлений (осуществляется с использованием ролевых игр, творческих этюдов, элементов психодрамы и т.д.)
-заключительная часть (включает осмысление полученного опыта, рефлексию).
В процессе групповой работы используются различные приемы, они, как правило, полифункциональны, с их помощью можно решать сразу несколько задач. Это:
- ролевые игры. В ролевых ситуациях учащиеся ставятся в положения, ролевантные их реальной деятельности, и оказываются перед необходимостью изменить свои установки на окружающий мир;
- психогимнастические игры;
- дискуссионные игры;
- эмоционально-символические методы (групповое обсуждение различных чувств, направленное рисование)
- релаксационные методы;
-когнитивные методы, помогающие «освобождению» мышления от иррациональных убеждений, т. е. «умственного мусора»
Основными критериями усвоения материала являются:
- анализ продуктов познавательной деятельности;
- целенаправленное наблюдение за работой учащихся на занятиях;
- умение учащихся давать самооценку и оценку происходящим событиям с необходимыми комментариями и объяснениями.
В результате изучения курсе учащихся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:
- овладеть психологической лексикой;
- овладеть «эмоциональной грамотностью»
- осознать свои достоинства и достоинства других людей;
-осознать свое место в социуме.
-сформировать стойкое убеждение в приемлемости или неприемлемости соответствующих способов поведения.
В качестве измерителей оценки развития коммуникативных способностей, перцептивных и рефлексивных способностей могут быть использованы следующие методики:
1. Социометрия
2 .Тестовая карта №2. Психологический климат школьного коллектива
3. Ценностные ориентации
4. Тест школьной тревожности Филлипса
5. Анкета «Умеешь ли ты общаться»
Литература.
1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. — Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995.
2. Зюзько М.В. Пять шагов к себе. М.,1992.
3. Кан-Калик В.А. Грамматика общения «Роспедагентство» 1995
4. Коломинский Я.Л. Человек среди людей. М., 1970.
5. Коломинский Я.Л. Человек: психология. М.,1986
6. Леви В.Л. Я и мы. М.: Молодая гвардия, 1973
7. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. М.: НПУ «Профиздат», 1991.
8. Психология. Словарь/ Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.-2-е изд.,испр. И доп.-М.,:Политиздат,1990.
9. Родионов В.А. Я и другие. Тренинги социальных навыков. Для учащихся 1-11 классов. – Ярославль: Академия развития, 2001.
Тематическое планирование.
Тема раздела | № урока в теме | Кол-во часов | Тема урока | Домашнее задание | Ожидаемый результат |
Общение – это путешествие самих в себя Цель: Осознание учащимся неповторимости свой индивидуальности и зависимости успехов человека в обществе от его личных качеств. | 1-2 | 2 | Введение в мир психологии | Работа со словарями | Расширение у учащихся понятия общения |
3 | 1 | Общение в жизни человека | Составить круг общения | Осознание учащимися многообразия общения человека с окружающим миром | |
4 | 1 | Я и Я (психологический автопортрет) | Мини-сочинение «Кто такой Я?» | Развитие интереса к собственному внутреннему миру | |
5 | 1 | Я глазами других людей | Заполнить таблицу «Я и мои одноклассники» | Формирование навыков критического отношения к себе, конструктивного отношения к критике в свой адрес | |
6 | 1 | Мои проблемы | Составить «вредные» советы по достижению поставленных целей | Умение прогнозировать негативные последствия поступков и чувства ответственности за них | |
7 | 1 | Все мы разные, все мы одинаковые | Развитие толерантности | ||
8 | 1 | Слагаемые общения | Умение руководствоваться в своем поведении общепринятыми человеческими ценностями | ||
9 | 1 | Основные средства общения | Повторить средства общения | Умение грамотно использовать разнообразные средства общения | |
10-11 | 2 | Я и мой язык: враг или друг | Подобрать пословицы и поговорки о языке | Развитие интереса к вербальным средствам общения | |
12-14 | 3 | Как можно общаться без слов | Подготовить невербальные этюды | Умение правильно оценивать внутреннее состояние человека по внешним проявлениям | |
15-16 | 2 | Мои внутренние друзья и мои внутренние враги | Пробудить стремление контролировать и произвольно регулировать свое настроение | ||
17-18 | 2 | Учимся управлять собой | Умение использовать способы регуляции настроения | ||
19-20 | 2 | Барьеры общения | Ответить на вопрос: «Что мне мешает и помогает в общении» | Формирование психологической готовности к адекватным действиям в сложных ситуациях | |
21-22 | 2 | Как предотвратить конфликт | Составить алгоритм выхода из конфликтной ситуации | Умение позитивно разрешать конфликты | |
23-24 | 2 | Учимся слушать друг друга | Развитие умения понимать других людей | ||
25 | 1 | Комплименты или лесть | «Солнечные лучи» со своими родителями и близкими | Формирование эстетического вкуса | |
26 | 1 | Что такое сотрудничество | Оптимизация внутригруппового сотрудничества | ||
Общение – это искусство понимать и принимать других Цель: Формирование бесконфликтного общения, развитие толерантности | 27-28 | 2 | Семь «Я» (Я в кругу семьи) | Традиции в моей семье | Осознание семьи как самой главной человеческой ценности |
29 - 30 | 2 | «И в дружбе есть свои законы» (Я в кругу сверстников) | Составить объявление-презентацию «Ищу друга». | Формирование конструктивного взаимодействия с членами классного коллектива | |
31 | 1 | Я и моя школа | Рисунок «Моя школа» | Развитие позитивного интереса к школьной жизни | |
32 | 1 | Итоговое занятие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа занятий с учащимися 8-б класса по программе "Особый ребёнок", обучающимися на дому
Рабочая программа содержит почасовое планирование уроков письма, чтения, математики, ремесла (картонажное дело), естествознания (мир растений), естествознания (мир животных), СБО, ИЗО, хозяйственно-бы...
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА физического воспитания учащихся 1-11 классов физического воспитания учащихся 1-11 классов
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА физического воспитания учащихся 1-11 классов физического воспитания учащихся 1-11 классов
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...
Рабочая программа по физической культуре для 1-4 классов составлена на основе комплексной программы физического воспитания учащихся В.И.Лях, А.А.Зданевич 1-11 классы (- Москва: Просвещение, 2010).
Программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.Программа по физической культуре в начальной школе ориентирована на достижени...
Рабочая программа учебного курса «Физическая культура» Для 10 класса к УМК «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» под редакцией В. И. Ляха, А. А. Зданевича Срок реализации программы 1 год
Рабочая программа учебного курса «Физическая культура»Для 10 классак УМК «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов»под редакцией В. И. Ляха, А. А. Зданевича...
Рабочая программа по математике 6а класс (адаптированная программа для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант1) в условиях общеобразовательного класса):
Рабочая программа по математике 6а класс (адаптированная программа для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант1) в условиях общеобразовательного класса)...