Разработка и изготовление технологического оборудования для мастерской. Шлифовальный станок.
творческая работа учащихся по технологии (10 класс) на тему
Поиск и обоснование проблемы. При шлифовании мелких деталей возникают трудности в работе, потому что имеющиеся в школьной мастерской приспособления не всегда удобны в использовании. Чтобы решить эту проблему, я выбрал тему своего творческого проекта.
Сущность представленного проекта заключается в улучшении комплектации кабинета технологии станочным оборудованием, позволяющим механизировать процесс шлифования плоских и выпуклых поверхностей деталей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 653 КБ |
![]() | 488 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УРЕНГОЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2» ЯНАО Пуровский р-н, п.г.т. Уренгой, ул. Геологов, 43. 8 (34934) 9-25-67 Urengoi_2@mail.ru Пояснительная записка к творческому проекту Разработка и изготовление технологического оборудования для мастерской. ШЛИФОВАЛЬНЫЙ СТАНОК Разработал и выполнил Рафиков Рустам, ученик 11 класса Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, п.Уренгой, мкр. 2, дом 11, кв. 4, тел. 8 (34934) 9-28-82 Руководитель Грибан Виктор Алексеевич, учитель технологии, педагог дополнительного образования, тел.8 (34934) 9-25-67 п. Уренгой 2006 |
Содержание
Стр.
1. Выбор и обоснование темы проекта ……………………………..2-3
1.1. Поиск и обоснование проблемы……………………………….2
1.2. Требования, предъявляемые к изделию……………………….3
2. Конструкторская часть……………………………………………..4-5
2.1. Описание конструкции изделия………………………………..4
2.2. Технические характеристики…………………………………..5
3. Технологическая часть……………………………………………..6-8
3.1. План работы по проекту. Техника безопасности…………… 6
3.2. Технологическая карта…………………………………………7-8
4. Общая оценка проекта………………………………………………9
4.1. Экономическая оценка проекта ……………………………….9
4.2. Экологическая оценка проекта………………………………..10
Анализ результатов……………………………………….…………..10-11
Рекламный проспект…………………………………………………..12
Список литературы…………………………………………………….13
Приложения……………………………………………………………14-19
Приложение 1. Исследования по теме проекта…………………14
Приложение 2. Алгоритм выполнения проекта………………...15
Приложение 3. Морфологический разбор идеи…………………16
Приложение 4. Экономический расчет…………………….........17-18
Приложение 5. Схема кинематическая…………………………...19
Приложение 6. Схема электрическая ……………………………19
Выбор и обоснование темы проекта
Поиск и обоснование проблемы. При шлифовании мелких деталей возникают трудности в работе, потому что имеющиеся в школьной мастерской приспособления не всегда удобны в использовании. Чтобы решить эту проблему, я выбрал тему своего творческого проекта.
Сущность представленного проекта заключается в улучшении комплектации кабинета технологии станочным оборудованием, позволяющим механизировать процесс шлифования плоских и выпуклых поверхностей деталей.
Потребность.
Механическое приспособление, позволяющее усовершенствовать процесс шлифования поверхностей деревянных деталей небольшого размера.
Варианты в удовлетворении потребности:
- купить в магазине; -
- заказать на предприятии; -
-изготовить самому. +
Формулировка задачи.
Финансовые возможности нашей школы не позволяют приобрести такое оборудование в связи с его дороговизной, но условия школьной мастерской и знания, полученные по школьным предметам, позволяют изготовить это приспособление.
Для выполнения проекта мне понадобятся дополнительные знания по технологии, черчению, экономике, физике, электротехнике. Для этого мне необходимо изучить дополнительную литературу и проконсультироваться с учителями- предметниками.
Перед собой я поставил цель: разработать и изготовить механическое приспособление, позволяющее шлифовать плоские и выпуклые поверхности мелких деталей.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- сконструировать экономичный, технологичный и практичный шлифовальный станок;
- на основе технологий обработки древесины, металла и электротехники разработать несложный процесс изготовления шлифовального станка;
- согласно разработанной технологической документации изготовить запланированное изделие в установленный срок (18 часов) и провести его испытание.
Требования, предъявляемые к проектируемому изделию:
- конструкция должна соответствовать назначению изделия;
- прочность и надежность в эксплуатации;
- удобство в использовании;
- минимальный расход материалов, их доступность и долговечность;
- стандартность технологии, наличие необходимого оборудования;
- при изготовлении должны исключаться сложные виды работ;
- изделие должно гармонично вписываться в интерьер мастерской;
- изделие должно быть изготовлено из экологически чистых материалов;
- безопасное изготовление и использование изделия с наименьшими энергозатратами.
КОНСТРУКТОРСКАЯ ЧАСТЬ
Описание конструкции изделия
Проведя анализ первоначальных идей, я решил изготовить станок призматической формы и с плоской рабочей поверхностью в виде диска с приводом от электродвигателя. Для изготовления основания я использовал ДСП, так как этот материал обладает необходимой прочностью и имеется в достаточном количестве. Переднюю стенку я изготовил из 9-слойной фанеры. Рабочий диск, изготовленный из толстой фанеры, с помощью планшайбы установлен на ведомом валу. Для изготовления корпуса я использовал детали старого эпидиаскопа. Подручник, изготовленный из древесины, к основанию станка крепится с помощью барашковых гаек. Шлифовальная шкурка приклеена к рабочему диску на ПВА. Для погашения вибрации и устойчивости я установил станок на резиновые ножки.
7 8 9
6 10
5
11
4
3 2 1 12
Рис. 1. Внешний вид шлифовального станка: 1-основание; 2-пылесборник;
3- штепсельная вилка; 4- выключатель «Пуск - стоп»; 5- предохранитель 2А; 6-корпус; 7- крышка; 8- защитное ограждение; 9- рабочий диск; 10-подручник; 11- барашковые гайки; 12- ножки.
Комплектующие электрической части (электродвигатель, конденсатор, электрические провода), а также детали передаточного механизма (шкивы, клиновидный ремень, ведомый вал) использованы из старой стиральной машины.
С целью защиты электрооборудования станка от короткого замыкания в электрическую цепь последовательно подсоединен предохранитель 2А.
В процессе изготовления в конструкцию станка были внесены коррективы: над рабочим диском установили защитное ограждение и оборудовали станок пылесборником.
Отделка выполнена эмалевыми красками. Чтобы цвет станка гармонировал с цветом оборудования мастерской, корпус я окрасил в зеленый цвет, кромку диска – красным (опасная зона), верхнюю часть подручника – желтым (рабочая зона).
Принцип работы станка. Включение станка осуществляется от сети 220В переменного тока с помощью выключателя типа «тумблер». Вращательное движение от электродвигателя через клиноременную передачу передается на рабочий диск (см. приложение ).
Технические характеристики шлифовального станка.
Потребляемое напряжение – 220 В.
Тип электродвигателя – асинхронный.
Мощность электродвигателя – 130 Вт.
Частота вращения электродвигателя – 1400 об/мин.
Частота вращения рабочего диска – 700 об/мин.
Вес станка – 9,8 кг.
Габаритные размеры – 430х370х260 мм.
При изготовлении аналогичного станка форму, размеры и технические характеристики можно изменять в зависимости от подбора материалов и комплектующих.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ПЛАН РАБОТЫ
- Разработка конструкции изделия:
- Выполнение сборочного чертежа.
- Выполнение чертежей деталей.
- Разработка технологического процесса.
- Организация рабочего места:
- Подбор материалов.
- Подбор комплектующих.
- Подготовка инструментов и оборудования.
- Выполнение технологических операций:
- Изготовление деталей изделия.
- Монтаж электрической цепи.
- Сборка изделия.
- Испытание и доработка конструкции.
- Отделка изделия.
Техника безопасности:
- Выполнение электромонтажных работ с напряжением свыше 40 вольт производит учитель.
- Во время работы на станке одеть защитные очки и халат.
ОБЩАЯ ОЦЕНКА ПРОЕКТА
Экономическая оценка проекта.
Стоимость изготовленного изделия, в основном, определяется затратами на материалы, электроэнергию и оплату труда.
Согласно проведенным расчетам (см. Приложение 4) затраты составили:
- на материалы- 380 рублей;
- на электроэнергию- 3,14рублей;
- на повременную оплату- 106,2 рублей;
- амортизационные выплаты- 10 рублей.
При условии приобретения всех материалов, оплаты затрат на электроэнергию, амортизационные затраты, выплаты заработной платы себестоимость изделия составит 499 рублей 34 копейки.
Без учета заработной платы, которую я себе не плачу, амортизационных отчислений (школьное оборудование предоставляется бесплатно) и при условии использования древесных материалов из отходов строительного производства, электрооборудования и деталей кинематики из старой бытовой техники реальная себестоимость изделия равна 168 рублям.
Учитывая, что аналогичные изделия в продаже имеются в большом ассортименте, себестоимость шлифовального станка можно сравнить с ценой обычной шлифовальной машины, стоимость которой составляет от 1000 до 3500 рублей (в зависимости от ее мощности и фирмы производителя) приходим к выводу, что:
а) изготовление станка для школы очень выгодно;
б) производство шлифовальных станков экономически обосновано, реализация проекта реально возможна не только в нашей школе, но и в других учебных заведениях и объединениях дополнительного образования;
в) возможна реализация технологической документации.
Но я разрабатывал станок не с целью продажи, а для использования в своей школьной мастерской.
Экологическая оценка.
Материалы, способы и технология изготовления изделия при выполнении санитарно-гигиенических требований практически не оказывают влияния на окружающую среду.
Анализ результатов.
При работе над проектом «Шлифовальный станок» решены следующие задачи:
- разработан экономичный, технологичный и практичный в использовании шлифовальный станок;
- на основе изученных технологий обработки конструкционных материалов (древесины, металла, пластмассы и др.) и знаний по электротехнике разработан технологический процесс изготовления шлифовального станка;
- согласно разработанной документации изделие изготовлено в установленный срок (18 часов);
- проверка шлифовального станка в работе показала предполагаемые результаты. Поэтому считаю, что цель по разработке и изготовлению шлифовального станка достигнута.
Рис. 2. Испытание шлифовального станка в работе
Положительные стороны проекта:
- в ходе выполнения проекта я закрепил и расширил свои знания по основным школьным предметам;
- усовершенствовал свои умения по технологии;
- кабинет технологии укомплектован дополнительным станочным оборудованием для шлифования.
Недостатком является сложность в замене шлифовальной шкурки.
На будущее планирую усовершенствовать свой станок: продумать более удобный способ крепления шлифовальной шкурки на рабочем диске.
В работе над проектом мне помогали одноклассники, учителя-предметники, а, в основном, - учитель технологии.
Рис.3. Результат работы.
Рекламный проспект
Фирма «Техно – Люкс»
Изготовление дополнительного технологического оборудования для мастерских
«Техно – Люкс» - гарантия нашего качества,
залог вашего успеха!
Обращайтесь по адресу:
ЯНАО Пуровский р-н, п.г.т. Уренгой, ул. Геологов, 43. 8 (34934) 9-25-67
Ждем Вас!
Литература
- Барановский А.М., Дробница Н. А. Книга домашнего умельца. –
Киев.: Техника, 1989.
2. Богатырев А. Н. Электротехника с основами радиоэлектроники (справочное пособие). – М.: Машиностроение, 1993.
3. Карабанов И.А. Справочник по трудовому обучению: Обработка древесины, металла, электротехника и ремонтные работы: Пособие для учащихся 5 – 7 классов – М.: Просвещение, 1991.
4. Катаев А.М. Слесарное дело. – СПб.: Издательство «Лань», 2000.
5. Симоненко В.Д. Технология: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений – М.: Вентана-Графф, 2001.
6. Симоненко В.Д. и др. Технология: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений – М.: Вентана-Графф, 2001.
7. Степанов Б. А. Материаловедение для профессий, связанных с обработкой дерева. – М.: ПрофОбрИздат, 2001.
Приложение 1
Исследования по теме проекта
Рис.4. Виды приспособлений для шлифования
Приложение 2
Звездочка обдумывания
Рис.5. Алгоритм выполнения проекта
Приложение 3
Морфологический разбор идеи
(дизайн - анализ)
Составляющие дизайна | Варианты | Критерии выбора |
Материал | Древесные материалы (древесина, фанера, ДВП, ДСП), пластмасса, металл, резина | 1.Не дорог. 2.Технологичен в обработке. 3.Обладает высокой прочностью. 4.Имеется в наличии. |
Форма | Прямоугольная, круглая, овальная, призматическая, цилиндрическая | 1.Удобство в использовании. 1.Соответствие антропометричес-ким нормам. |
Способ обработки | Механизированная, ручная | 1.Технологичность. 2.Наличие станочного оборудования и ручных инструментов. 3.Небольшие затраты электроэнергии. |
Привод | Ручной, ДВС, ножной, электродвигатель | 1.Небольшие энергозатраты. 2.Доступность. |
Питание электрической цепи | Сеть переменного тока 220 В, гальванические элементы, сетевой адаптер, генератор | 1.Экономичность. 2.Эргономичность. 3.Технологичность. 4.Доступность. |
Отделка | Непрозрачная, прозрачная, художественная | 1. Прочность покрытия. 2.Соответствие гигиеническим требованиям. 3.Технологичность. 4.Экономичность. |
Приложение 4
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ
Расчет себестоимости шлифовального станка:
С = Мз + Эз + Ао + З + Н, где
С – себестоимость,
Мз – материальные затраты,
Эз – энергетические затраты,
Ао – амортизационные отчисления,
З – заработная плата,
Н – налоговые сборы (в детских учебных заведениях не учитываются).
Материальные затраты (Мз)
№ п/п | Материал | Ед. изм. | Цена (руб.) | Кол-во | Стоимость (руб.) |
1 | Древесина (обрезная доска) | м3 | 1400 | 0,0032 | 4,50 |
2 | ДСП | м2 | 50 | 0.35 | 17,50 |
3 | Фанера | м2 | 45 | 0,40 | 18 |
4 | Сортовой прокат (стальной уголок) | м | 40 | 0, 08 | 3,20 |
5 | Листовой металл | м2 | 35 | 0,9 | 31,50 |
6 | Краска эмалевая | кг | 85 | 0, 15 | 12,70 |
7 | Клей ПВА | кг | 60 | 0,01 | 0,6 |
8 | Шурупы | кг | 240 | 0,05 | 12 |
9 | Болты М6*40 | кг | 250 | 0,05 | 12,50 |
10 | Шлифшкурка | шт | 10 | 2 | 20 |
11 | Эл. провода | м | 12 | 2 | 24 |
12 | Штепсельная вилка | шт | 10 | 1 | 10 |
13 | Выключатель | шт | 15 | 1 | 15 |
14 | Предохранитель | шт | 8 | 1 | 8 |
15 | Эл. двигатель | шт | 180 | 1 | 180 |
16 | Конденсатор | шт | 21,35 | 1 | 21,35 |
Итого: | 380,00 |
Энергетические затраты (Эз)
1 кВт/ч – 0,80 руб.
Освещение – 20 ламп по 40 Вт = 0, 8 кВт, в классе 5 человек.
Время работы – 16 часов.
0,8 х 16 х 0,80 : 5 = 2,1 руб. за освещение.
Работа на круглопильном станке – 0,5 часов, N = 0,75 кВт.
0,5 х 0,75 х 0,80= 0,3 руб.
Работа на сверлильном станке – 0,5 часов, N = 0,4 кВт.
0,5 х 0,4 х 0,80 = 0,16 руб.
Работа на токарном станке по металлу – 1 час, N == 1 кВт.
1 х 1 х 0,80 = 0,8руб.
Работа с паяльником – 1 час, N = 0,06 кВт.
1 х 0, 06 х 0,80 = 0,05 руб.
Итого: 3,14 руб.
Амортизационные отчисления (Аз)
Стоимость амортизации оборудования будет невелика, так как станки
работали короткое время, приблизительно–10 руб.
Зарплата (З)
Отчисления на зарплату производятся из расчета, что минимальная оплата работы столяра 1-го разряда в месяц составляет 850 руб.
850:6:24 = 5,9 руб.
Время работы – 18 час.
5,9 х 18 = 106,2 руб.
Себестоимость изделия
С = Мз + Эз + Ао + З
С = 380 + 3,14 + 10 + 106,2 = руб.
Себестоимость изделия равна 499, 34 руб.
Приложение 5
Рис.6. Схема кинематическая
Приложение 6
Рис.7. Схема электрическая
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сущность проекта Сущность представленного проекта состоит в улучшении оснащённости кабинета технологии дополнительным оборудованием.
Обоснование проблемы При шлифовании мелких деталей возникают трудности в работе, потому что имеющиеся приспособления не всегда удобны в использовании .
Формулировка задачи: Возможности приобретения такого оборудования нет в связи с его дороговизной. Но условия школьной мастерской и знания полученные по школьным предметам позволяют изготовить необходимое приспособление.
Цель проектной работы: разработать и изготовить станок, позволяющий шлифовать плоские и выпуклые поверхности мелких деталей.
Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи: разработать и изготовить экономичный, технологичный и практичный шлифовальный станок; на основе изученных технологий обработки древесины, металла и электротехники разработать несложный процесс изготовления шлифовального станка; согласно разработанной технологической документации изготовить запланированное изделие в установленный срок (18 часов) и провести его испытание.
Требования, предъявляемые к проектируемому изделию: размеры и форма должны соответствовать эргономическим нормам ; доступность материалов и комплектующих; технологичность изготовления в условиях мастерской; современный дизайн; функциональность изделия; прочность и надёжность.
ПОИСКОВАЯ ЧАСТЬ
Приспособления для шлифования Исследования по теме проекта Механизированные Ручные вибрационные ленточные дисковые цилиндрические Приспособления для шлифования ручные вибрационные ленточные цилиндрические
удобство в обращении контроль, испытание время изготовления конструкция технология изготовления безопасность труда экономические затраты используемое оборудование дизайн изделия Звездочка обдумывания конструкция удобство в обращении контроль, испытание используемое оборудование экономические затраты безопасность труда технология изготовления время изготовления шлифовальный станок
ПЛАН РАБОТЫ 1. Разработка конструкции изделия: - выполнение сборочного чертежа; - выполнение чертежей деталей; - разработка технологической карты процесса изготовления. 2. Организация рабочего места: - подбор материалов; - подбор комплектующих; - подготовка инструментов и оборудования.
3. Выполнение технологических операций: - изготовление деталей изделия; - монтаж электрической цепи; - сборка изделия ; - доработка конструкции; - отделка изделия. 4. Испытание станка в работе.
Экономическая оценка проекта Затраты составили: на материалы - 380 рублей; на электроэнергию - 3,14рублей; на повременную оплату - 106,2 рублей; амортизационные выплаты - 10 рублей. Себестоимость изделия: 499 рублей 34 копеек.
Маркетинг проекта Покупательная возможность в нашем регионе позволяет выставить цену на шлифовальный станок - 900 рублей. Если реализовать и конструкторскую документацию (чертежи, схемы, технологию изготовления), то цена вырастет еще на 300-350 рублей.
Экологическая оценка проекта Материал, способы и технология изготовления изделия практически не оказывают отрицательного влияния на окружающую среду.
Положительные стороны проекта: кабинет технологии укомплектован дополнительным станочным оборудованием для шлифования; в ходе выполнения проекта я закрепил и расширил свои знания по многим школьным предметам: математике, физике, черчению, экономике; усовершенствовал свои умения по технологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Устройство сверлильного станка. Техника безопасности при работе на станке".
Поурочный план учителя по теме "Устройство сверлильного станка. Техника безопасности при работе на станке"....

Перспективный учебный план по профессии Наладчик станков и оборудование в механообработке
Обучающиеся прошедшие обучение по представленному плану имеют возможность доучиться по ускоренной программе на специальность Технология машиностроения, т.к. вариативная часть из плана Наладчик с...

Оборудование швейных мастерских (КОС)
Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 29.01.05 Закройщик програм...

Методическая разработка профориентационного курса "Учебно-творческая мастерская "Театр моды"
Учебно-творческая мастерская (УТМ) – это составная часть образовательного процесса в школе, являющаяся формой образовательной области «Технология» и дополнительного образования.УТМ созданы с целью обе...

Методические рекомендации к практическим работам ОП. 07 Иностранный язык в профессиональной сфере для профессии 15.01.23 Наладчик станков и оборудования в механообработке
Данная работа представляет собой Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине Иностранный язык в профессиональной сфере и сами практические работы (1-13). Они могут также и...
РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ УРОКОВ ПО ТЕМЕ «УСТРОЙСТВО ТОКАРНОГО СТАНКА ДЛЯ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ» с использованием программы трехмерного моделирования Autodesk 3DS Max
Авторская система уроков по теме «Устройство токарного станка для обработки древесины и его применение» рассчитана на 10 часов. Реализуется в первом полугодии 6 класса (2 урока...

Назначение и устройство шлифовального станка
Практическая работа по предмету: "Технология изготовления столярных изделий и столярно-монтажных работ" на тему: "Назначение и устройство шлифовального станка"...