Методическая разработка профориентационного курса "Учебно-творческая мастерская "Театр моды"
методическая разработка по теме
Учебно-творческая мастерская (УТМ) – это составная часть образовательного процесса в школе, являющаяся формой образовательной области «Технология» и дополнительного образования.
УТМ созданы с целью обеспечения учащихся 2 и 3 ступени углубленной трудовой допрофессиональной подготовкой, формирование у школьников профессиональных умений и навыков в соответствии с общественными потребностями и индивидуальными способностями.
Данная работа содержит программу учебно-творческой мастерской "Театр моды" и отчет о результатах ее деятельности за определенный период.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatr_mody.doc | 206.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением предметов образовательной области «Технология» |
Методическая разработка
профориентационного курса:
Учебно-творческая мастерская
«Театр моды»
для учащихся 9-11 классов
Автор: учитель высшей квалификационной категории
Аюповой С.А.
г. Нижневартовск
2012 г.
Пояснительная записка
Учебно-творческая мастерская (УТМ) – это составная часть образовательного процесса в школе, являющаяся формой образовательной области «Технология» и дополнительного образования.
УТМ созданы с целью обеспечения учащихся 2 и 3 ступени углубленной трудовой допрофессиональной подготовкой, формирование у школьников профессиональных умений и навыков в соответствии с общественными потребностями и индивидуальными способностями.
Обучение в УТМ ведется в соответствии с профилями, отражающими особенности школы как образовательный культурный комплекс и согласно возможностям учебно-материальной базы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Содержание образовательного процесса в УТМ оегламентируется учебными планами и программами, рекомендованными на основе государственного образовательного стандарта.
Набор осуществляется по интересам школьников.
Программа учебно-творческой мастерской «Театр моды «Fashion studio» логически дополняет профильные дисциплины класса по профилю «Технология и дизайн», погружает учащихся старшей школы в деятельность дизайнера одежды, способствуя тем самым профессиональному выбору старшеклассников. Также данную мастерскую могут посещать учащиеся предпрофильных 9-х классов, что позволит сделать им осознанный выбор будущего профиля обучения в старшей школе – в этом заключается актуальность программы, что особенно значительно в период перехода на профильное обучение.
Цель программы – обеспечить учащимся старших классов полноценный выбор будущей профессиональной деятельности в области дизайна одежды.
Задачи программы:
- раскрыть сущность профессий, связанных с индустрией дизайна одежды;
- вовлечь учащихся в законченный процесс трудовой процесс дизайнера: от эскиза до готового изделия;
- раскрыть творческий потенциал каждого школьника;
- развивать эстетический вкус учащихся, чувство стиля;
- прививать любовь к труду, народному искусству, гордость за наследие своей страны.
Программа рассчитана на два года обучения. За это время учащиеся включаются в активную творческую деятельность, которая заключается в создании моделей для коллекции одежды различных направлений, от современных до фольклорного и т. д.
Учащиеся являются участниками законченного трудового процесса, с понятным им и полезным результатом – от эскиза до готового изделия.
Группа прослушивает общий теоретический материал, знакомится с работой дизайнера одежды, манекенщицы, технолога по изготовлению женской одежды, художника-конструктора, швеи-исполнителя и впоследствии смогут выбрать себе одну из этих профессий.
На практической работе учащиеся могут, как распределяться на подгруппы по всем этим профессиям, выбирая определенную деятельность по созданию моделей для коллекции одежды, так и выполнять одновременно все виды деятельности.
В процессе обучения каждый учащийся должен сформироваться в активную творческую личность, научиться организовывать свою деятельность и работать коллективно, развить свой эстетический вкус, образное мышление, ознакомиться с историей костюма, с современными направлениями моды, русским народным костюмом.
Итогом совместной работы является показ моделей коллекций одежды, выставки эскизов одежды, участие в выставках.
Важно! В процессе обучения в учебно-творческой мастерской создаются оптимальные условия для выявления одаренных детей и последующей работы с ними: индивидуальные задания, проектные работы, работа в школьном НОУ и участие в городском Слете НОУ.
Театр моды может выступать по приглашению на праздниках, на школьных и городских мероприятиях.
Всего за 2 года – 306 часов
Всего за 1 год – 153 часа
Всего в неделю – 4, 5 часа
Учебный план
на 2 года обучения
№ п/п | Разделы программы | Количество часов | |
1 год | 2 год | ||
1. | Вводное занятие | 2 | 2 |
2. | Роль моды в нашей жизни. Разнообразие стилей | 9 | 10 |
3. | История художественного оформления и моделирования одежды | 7 | 10 |
4. | Основы композиции одежды | 9 | 4,5 |
5. | От эскиза до готового изделия | 18 | 9 |
6. | Художественное конструирование и моделирование одежды | 9 | 9 |
7. | Создание художественно-образных произведений дизайна. Некоторые методы проектирования в дизайне одежды | 9 | 4,5 |
8. | Аксессуары в композиции костюма | 18 | 18 |
9. | Основы красоты: искусство визажа | 18 | 18 |
10. | Создание коллекций моделей для театра моды | 36 | 50 |
11. | Подготовка к показам коллекций одежды. Показ моделей коллекции одежды | 18 | 18 |
Всего часов | 153 | 153 |
Учебно-тематический план
на 1 год обучения
№ п/п | Разделы программы | Количество часов | ||
Всего | Теор. | Практ. | ||
Вводное занятие | 2 | 2 | - | |
1. | Инструктаж по технике безопасности. Цели и задачи УТМ. Инструменты, принадлежности | 2 | 2 | - |
Роль моды в нашей жизни. Разнообразие стилей | 7 | 4 | 3 | |
2. | Мода в жизни человека. | 2,5 | 2,5 | - |
3. | Стиль и стилизация в дизайне | 4,5 | 1,5 | 3 |
История художественного оформления и моделирования одежды | 9 | 4 | 5 | |
4. | Костюм различных эпох | 4,5 | 2 | 2,5 |
5. | Русский народный костюм | 4,5 | 2 | 2,5 |
Основы композиции одежды | 9 | 2 | 7 | |
6. | Композиция костюма. Средства композиции | 9 | 2 | 7 |
От эскиза до готового изделия | 18 | 4 | 14 | |
7. | Роль эскиза в деятельности дизайнера. Построение фигуры человека. | 9 | 2 | 7 |
8. | Различные техники исполнения эскиза. Выполнение эскиза | 9 | 2 | 7 |
Художественное конструирование и моделирование одежды | 9 | 1 | 8 | |
9. | Профессия художник-конструктор. Снятие мерок. | 2 | 1 | 1 |
10. | Работа с выкройками из журналов мод. Корректировка выкроек по фигуре. | 2,5 | - | 2,5 |
11. | Подготовка и выполнение раскроя изделия | 2 | - | 2 |
12. | Подготовка изделия к примеркам, проведение примерок | 2,5 | - | 2,5 |
Создание художественно-образных произведений дизайна. Некоторые методы проектирования в дизайне одежды | 9 | 4 | 5 | |
13. | Создание художественного образа | 2 | 0,5 | 1,5 |
14. | Творческие источники дизайна | 1 | 0,5 | 0,5 |
15. | Эвристические методы в дизайне одежды | 1 | 0,5 | 0,5 |
16. | Модульный метод проектирования | 1 | 0,5 | 0,5 |
17. | Комбинаторные методы | 1 | 0,5 | 0,5 |
18. | Метод деконструкции | 1 | 0,5 | 0,5 |
19. | Изготовление коллекций | 2 | 1 | 1 |
Аксессуары в композиции костюма | 18 | 1 | 17 | |
20. | Роль аксессуаров в композиции костюма | 2 | 1 | 1 |
21. | Разработка эскизов аксессуаров | 6 | - | 6 |
22. | Изготовление аксессуаров | 10 | - | 10 |
Основы красоты: искусство визажа | 18 | 3 | 15 | |
23. | Личная гигиена – основа красоты | 4,5 | 2 | 2,5 |
24. | Декоративная косметика | 4,5 | 1 | 3,5 |
25. | Искусство макияжа | 9 | - | 9 |
Создание коллекций моделей для театра моды | 36 | - | 36 | |
26. | Источник творческой деятельности дизайнера одежды – русский народный костюм 18-19 в.в. (выполнение эскизов, зарисовки костюмов, изучение кроя народной одежды) | 4,5 | - | 4,5 |
27. | Создание эскизов к коллекции современной, молодежной одежды по мотивам русского народного костюма | 4,5 | - | 4,5 |
28. | Изготовление коллекции современной, молодежной одежды по мотивам русского народного костюма | 18 | - | 18 |
29. | Изготовление аксессуаров к коллекции современной, молодежной одежды по мотивам русского народного костюма | 9 | - | 9 |
30. | Подготовка к показам коллекций одежды. Показ моделей коллекции одежды | 18 | - | 18 |
Всего | 153 | 25 | 128 |
Учебно-тематический план
на 2 год обучения
№ п/п | Разделы программы | Количество часов | ||
Всего | Теор. | Практ. | ||
Вводное занятие | 2 | 2 | - | |
1. | Инструктаж по технике безопасности. Цели и задачи УТМ. Инструменты, принадлежности | 2 | 2 | - |
Роль моды в нашей жизни. Экология и дизайн | 7 | 3 | 4 | |
2. | Современная мода, последние тенденции | 3 | 1 | 2 |
3. | Экологический стиль в дизайне | 4 | 2 | 2 |
История художественного оформления и моделирования одежды | 9 | 3 | 7 | |
5. | Развитие костюма в 20 веке. Дизайнеры | 4 | 2 | 2 |
6. | Современный костюм, стили одежды сегодня | 5 | 1 | 4 |
Основы композиции одежды | 4,5 | - | 4,5 | |
7. | Композиция костюма. Средства композиции | 4,5 | - | 4,5 |
От эскиза до готового изделия | 9 | 1 | 8 | |
Новые подходы в выполнении эскиза. Техника коллажа | 3 | 1 | 2 | |
Выполнение эскиза в технике коллажирования | 6 | - | 6 | |
Художественное конструирование и моделирование одежды | 9 | - | 9 | |
Снятие мерок. Работа с выкройками из журналов мод. Корректировка выкроек по фигуре. | 4,5 | - | 4,5 | |
Подготовка и выполнение раскроя изделия | 2 | - | 2 | |
Подготовка изделия к примеркам, проведение примерок | 2,5 | - | 2,5 | |
Создание художественно-образных произведений дизайна. Некоторые методы проектирования в дизайне одежды | 4,5 | - | 4,5 | |
Творческие источники дизайна | 2 | - | 2 | |
Эвристические методы в дизайне одежды | 2,5 | - | 2,5 | |
Аксессуары в композиции костюма | 18 | - | 18 | |
Разработка эскизов аксессуаров к коллекции | 9 | - | 9 | |
Изготовление аксессуаров | 9 | - | 9 | |
Основы красоты: искусство визажа | 18 | 2 | 16 | |
Фантазийный макияж | 4,5 | 1 | 3,5 | |
Искусство татуажа | 4,5 | 1 | 3,5 | |
Создание образа | 9 | 9 | ||
Создание коллекций моделей для театра моды | 54 | 4 | 50 | |
Современная молодежная одежда. Стили современной молодежной одежды. Городской стиль. Наблюдение (профессия кул-хантер), зарисовки, эскизы | 9 | 2 | 7 | |
Школьная форма. Дизайн-анализ. Эскизы современной школьной формы. Подбор готовых изделий для коллекции «Школьный стиль» или изготовление коллекции (на выбор) | 9 | 2 | 7 | |
Разработка коллекций молодежной одежды | 9 | - | 9 | |
Изготовление коллекций | 27 | - | 27 | |
Подготовка к показам коллекций одежды. Показ моделей коллекции одежды | 18 | - | 18 | |
Всего | 153 | 15 | 138 |
Список литературы
- Автор-составитель Бердник Т.О. Моделирование и художественное оформление одежды. Учебник для учащихся профессиональных лицеев, училищ и курсовых комбинатов. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001
- Бердник Т.О. Основы художественного проектирования костюма и эскизной графики. – Ростов н/Дону: «Феникс», 2005
- Бланк А.Ф., Фомина З.М. «Русская народная одежда и современное платье». – М.: «Легкая и пищевая промышленность», 1982
- Воронов Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. Том1, 2. – М.: «Союз Дизайнеров России», 2001
- Голубева О.Л. Основы композиции. – М.: Изобразит. искусство, 2001
- Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. Проф. Образования. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2000
- Кичемазова Л.Н., Малышева И.Э. Основы конструирования, моделирования и технологии одежды. Учебное пособие для профессионального начального образования – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2001
- Ковешникова Н.А. Дизайн: история и теория. – М.: Омега-Л, 2007
- Композиция костюма/Г.М. Гусейнов, В.В. Ермилова, Д.Ю. Ермилова и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2004
- Кругликов Г.И., Симоненко В.Д. Методика обучения старшеклассников творческой деятельности. – Курск: Изд-во Курского госпедуниверситета, 1998
- Михайлов С.М., Кулеева Л.М. Основы дизайна. – М.: «Союз Дизайнеров», 2002
- Парамон Ф.М. «Композиция костюма». – М.: Легпромбытиздат, 1997
- Роуланд-Уорн. «Костюм». – Лондон. Нью-Йорк. Штутгарт. Москва. – «Дорлинг пиндерсли Лимитед», 1992
- Савостицкий Н.А., Амирова Э.К. Материаловедение швейного производства: Учеб. пособие для учреждений сред. проф. образования. – Изд. Центр «Академия»: Мастерство: Высшая школа, 2000
- Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2006
- Сафина Л.А. Дизайн костюма. – Ростов н/Дону: «Феникс», 2006
- Современная энциклопедия Аванта +. Мода и стиль. – М., 2002
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. пед вузов – М.: Издательский центр «Академия», 1999
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5-8 кл. В 4 ч. Краткий словарь художественных терминов. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 2000
- Тэтхем К.Дизайн в моде. Моделирование одежды. Принципы, практика, техника: подробное руководство для дизайнера одежды. – М.: РИПОЛ классик, 2006
- Чернышев О.В. Формальная композиция. Творческий практикум. – Мн.: Харвест, 1998
Результаты деятельности учебно-творческой мастерской «Театр моды» за 2009-2012 учебный год
- Программа допрофессионального обучения, УТМ «Театр моды» разработана на 2 года обучения, 306 часов за 2 года, 153 в год, 4,5 часа в неделю.
- Программа УТМ «Театр моды» обеспечивает старшеклассникам полноценный выбор будущей профессиональной деятельности в области индустрии моды: дизайнера одежды, дизайнера аксессуаров и текстиля, конструктора, дизайнера рекламы в области моды, менеджера, портного, фотокорреспондента и др.
- Ежегодно мастерскую «Театр моды» посещают от10 до 15 человек, 9,10, 11 классы.
- Продукт деятельности УТМ «Театр моды» - это коллекции одежды, проекты, готовая к носке, изготовленная самостоятельно одежда и аксессуары, рекламная продукция, продвигающая театр моды на рынке аналогичных объединений, режиссура и постановка представлений театра моды, выбор музыкального сопровождения, экономические расчеты изготовления коллекций и др.
- В 2009-2010 учебном году сделана успешная попытка деятельности в области дизайна интерьера и текстильного дизайна, Максимова Кристина разработала проект, который занял во Всероссийской олимпиаде по технологии 1 место в муниципальном и 3 место на региональном этапе, 2 место в городском Слете НОУ, в конкурсе модельеров, дизайнеров и портных «Золотой наперсток» получил диплом «Лучший дизайнер»;
- В 2011 и 2012 годах театр моды занял призовые места на профессиональных конкурсах дизайнерского мастерства «Подиум» и «Золотой наперсток», учащимися были созданы и представлены 4 коллекции одежды;
- Успешно была апробирована деятельность фотокорреспондента и выполнен проект ученицей 9а класса, которая по результатам занятий в УТМ сделала выбор профиля обучения на 2010-2011 учебный год – технологический (архитектура и дизайн).
- Победы, призовые места, награды УТМ «Театр моды «Fashion studio»за 2008-2012 гг.:
№ п/п | Мероприятие | Год | Продукт | Результат |
1. | Всероссийская олимпиада по технологии, муниципальный уровень | 2008-2009 | Проект «Дизайн рекламы, Продвижение театра моды» | 3 место, денежный сертификат |
2. | Всероссийская олимпиада по технологии, региональный уровень | 2008-2009 | Проект «Дизайн рекламы, Продвижение театра моды» | 6 место |
3. | Конкурс дизайнеров «Золотой наперсток» | 2008-2009 | Коллекции «Нить Ариадны» и «Фэмини футур» | 2 место в номинации «Тетры моды», 1 место в номинации «Любители» Денежные премии |
4. | Городской Слет НОУ | 2008-2009 | Проект «Дизайн рекламы, Продвижение театра моды» | 3 место в секции «Мода и дизайн» Денежная премия |
5. | Городской Слет НОУ | 2008-2009 | Презентация школы | 2 место |
6. | Фестиваль детских искусств «Самотлорские роднички» | 2008-2009 | Коллекции «Нить Ариадны» | 1 место в номинации «Оригинальный жанр» |
7. | Всероссийская олимпиада по технологии, муниципальный уровень | 2009-2010 | Проект «Подарок молодой хозяйке» - дизайн текстиля | 1 место, денежный сертификат |
8. | Всероссийская олимпиада по технологии, региональный уровень | 2009-2010 | Проект «Подарок молодой хозяйке» - дизайн текстиля | 3 место, денежный сертификат |
9. | Конкурс дизайнеров «Золотой наперсток» | 2009-2010 | Комплект изделий из текстиля для дизайна интерьера | Диплом «Лучший дизайнер», денежный сертификат |
10. | Конкурс дизайнеров «Золотой наперсток» | 2009-2010 | Коллекции «Живой» и «Стиляги» Коллекция «Очертания совершенства» | 2 место в номинации «Театры мод» 1 место в номинации «Любители, денежные сертификаты |
11. | Городской Слет НОУ | 2009-2010 | Проект «Подарок молодой хозяйке» - дизайн текстиля | 2 место, денежная премия |
12. | Молодежный проект «Новогодний бал для активной молодежи города» | 2009-2010 | Коллекция «Стиляги» | Благодарственное письмо |
13. | Ежегодная компания «Абитуриент» по профориентации | 2009-2010 | Рекламный графический материал | Агитация обучающихся в профильные классы |
14. | Торжественный концерт, посвященный 65-летию со Дня Победы в ВОВ | 2009-2010 | Композиция театра моды | Грамота |
15. | Региональный конкурс дизайнеров и портных «Подиум» | 2010-2011 | Коллекция «Сказки Урбана» | Диплом за использование инновационных методов в дизайне одежды |
16. | Региональный конкурс дизайнеров и портных «Подиум» | 2011-2012 | Коллекция «Свадебная Русь» | Диплом 3 степени |
17. | Региональный конкурс дизайнеров и портных «Подиум» | 2011-2012 | Коллекция «Пудра» | Диплом 2 степени |
18. | Конкурс дизайнеров «Золотой наперсток» | 2011-2012 | Коллекция «Свадебная Русь» | Диплом 2 степени |
19. | Конкурс дизайнеров «Золотой наперсток» | 2011-2012 | Коллекция «Эмигрантки» | Диплом 2 степени |
- Успешность театра моды очевидна, коллектив известен в городе как высокопрофессиональный, творческий коллектив, многие выпускники школы, оставшиеся учиться в городе продолжают работать в нашем театре моды. Ежегодно наши участники поступают в города России на факультеты, связанные с различными профессиями в сфере дизайна и изготовления одежды и аксессуаров.
- Некоторые выпускники продолжают сотрудничать с театром моды и после окончания школы, обучаясь в вузах на факультетах дизайна, активно помогая уже в качестве консультантов, а также оказывают спонсорскую помощь.
Анализ результатов выбора получения профессионального образования
на основе обучения в УТМ «Театр моды»
Анализ выбора получения профессионального образования после окончания школы показал то, что вырос показатель поступления на факультеты дизайна одежды, интерьера. В 2009-2010 учебном году 20% обучающихся решили стать архитекторами, не последнюю роль в этом выборе сыграла работа с эскизной графикой, которой часто занимаются ребята в театре моды. Также 7% выпускников выбрали совершенно новые направления – это журналистика в области моды и коммуникативный дизайн. В этом году ребята не выбрали такие виды дизайна: текстиля, аксессуаров. Нет поступающих в средние профессиональные учебные заведения на профессии художник по костюму и портной.
В 2012 году 80% учащихся театра моды поступили по профилю, выбрав профессии дизайнера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка профориентационного урока-беседы на тему «Школьный предмет – основа моей будущей профессии».
Методическая разработка профориентационного урока-беседы на тему «Школьный предмет – основа моей будущей профессии»....
Методическая разработка серии уроков по теме "Мода и дизайн"
Представленные уроки информируют о различных стилях в моде, формируют собственный стиль в моде, приводят учащихся к осознанию, что одежда является визитной карточкой человека, выражением е...
Учебно-методическая разработка урока по теме "Молодежная мода"
Урок дается в рамках программы "Французский язык как второй иностранный" для учащихся чевертого года обучения...
Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему: «Мода на яд, или бомба замедленного действия»
Данная разработка может использоваться для проведения внеклассного мероприятия по формированию здорового образа студентов...
Методическая разработка занятия в детской студии моды" Силуэт"
На занятиях девушки шьют одежду , а также проходят поузловую обработку деталей к этой одежде. На данном занятии девушки знакомяться с разновидностями карманов и их особенностями. Теоретическая и практ...
Методическая разработка профориентационного мероприятия "Увлекательный мир профессий"
Мероприятие "увлекательный мир профессий" предназначено для учащихся 3-5 классов.Конкурсное мероприятие в игровой непринужденной форме способствует расширению знаний учащихся о мире професси...
Путешествие в город Профессий методическая разработка профориентационного урока (Сценарий квест–игры для 8 класса)
Последнее время пользуется популярностью игра-квест или квест-игра. Квест-игра представляет собой активную, приключенческую игру. Это тематическое путешествие игроков к определённой цели, через ...