урок по технологии "Сказка, рассказанная кружевом"
план-конспект занятия по технологии (7 класс) на тему
Урок является интегрированным "Технология +Музыка". Урок направлен на формирование мировоззрения обучающихся через познание народного творчества, изучение обычаев, обрядов, традиций, знакомство с историей вязания крючком и его разнообразием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_skazka_kruzhevo.docx | 751.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок трудового обучения и музыки для учащихся
7 класса.
Пояснительная записка
Урок разработан в соответствии с программами: Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-7 кл., / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2012 год. «Технология: программы начального и основного общего образования: / М.В.Хохлова, Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Графф, 2012. – 192с.», реализована в предметной линии учебников «Технология. Обслуживающий труд» для 5-8 классов, созданных под руководством профессора В.Д. Симоненко. Урок входит в раздел декоративно-прикладное творчество, на занятие отводится 2 часа учебного времени.
Урок разработан для девочек 7 класса. В этом классе 10 девочек, все они проживают в микрорайоне школы (д.Задворка, п.Калиниха, д.Калиниха, п.Воскресенское). Большинство из них составляют сангвиники, но есть холерики (2человека) и меланхолики (2человека). Предмет девочки любят, почти половина из них приходят заниматься дополнительно, чтобы овладеть различными видами рукоделия. Трое из этих девочек очень быстро усваивают материал, и быстро обучаются практически, их работы всегда аккуратны; четверо девочек работают на среднем уровне, стараются, и в конце результатом их работы становиться качественно выполненное изделие; три девочки неплохо усваивают теоретическую часть, но практически выполняют только элементы изделия, или простейшие изделия, не требующие усилий. Обучающиеся этого класса из разных социальных групп, но в классе всегда благоприятная атмосфера для работы, девочки стараются помогать друг другу.
При разработке урока использовалось следующее учебно-методическое обеспечение:
- «Технология: программа: 5-8 классы/ А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. – М.: Вентана-Графф, 2013. – 144с.»
- Учебник «Технология. Обслуживающий труд» 7 класс/В.Д.Симоненко - М.: Вентана-Графф, 2012. – 176с.»
- Рабочая тетрадь
Раздел и тема программы | Количество часов | |||
5 | 6 | 7 | 8 | |
Декоративно-прикладное искусство(12) 1. Вязание крючком. 2.Искусство ручного ткачества. | 6 6 |
Тема: «Сказка, рассказанная крючком».
Цель: формирование мировоззрения обучающихся через познание народного творчества, изучение обычаев, обрядов, традиций, знакомство с историей вязания крючком и его разнообразием. Познакомиться с историей русского кружева. Изучить правила ТБ при работе с крючком. Оптимизация художественно – творческого развития учащихся. Осуществление художественного познания мира обучающимися через собственную созидательную деятельность.
Образовательная задача: Активизировать способности, развить интегративные качества восприятия, оптимизировать образное мышление, сформировать способности нравственно – эстетического переживания, расширить и углубить « ассоциативное поля» обучающихся.
Воспитательная задача: Воспитание чувства прекрасного через народное творчество, воспитание музыкального восприятия в процессе труда, воспитание нравственно – эстетической отзывчивости, эмоциональной культуры.
Средства: интерактивное оборудование, материалы и инструменты для вязания, работы учащихся.
Методы: Рассказ, активный диалог, просмотр слайдов.
Тип занятия: комбинированное
Этапы занятия:
- организация учащихся к занятиям;
- повторительно-обучающая работа по пройденному материалу;
- работа по осмыслению и усвоению нового материала;
- слушание музыки;
- работа по закреплению изложенного материала;
- работа по применению знаний на практике и формированию умений и навыков.
Технологическая часть.
Ребята, вы знаете, чем занимались долгими зимними вечерами ваши сверстники лет 100 назад? Вечерами Мужчины, парни, женщины, девушки и девочки, собирались у кого-нибудь в избе. Скажите, как назывались на Руси такие вечера? Ответы детей (Посиделки), что делал народ на посиделках? Ответы детей. Вечерами, собираясь у кого-нибудь в избе, пряли, вязали, друг друга обучали и при этом пели русские народные песни. Сейчас мы заглянем в одну такую избу и проведем необычный урок, тему которого вы сами определите, посмотрев вот на этот инструмент. Вы знаете что это? ( Ответы детей.) Да, сегодня на уроке речь пойдет об истории возникновения кружев и вязания крючком. Сегодня на занятии мы познакомимся с одним из видов декоративно-прикладного искусства – кружевоплетением, с историей кружевоплетения и рассмотрим необходимые для плетения кружева материалы и оборудование.
А я начну вам рассказывать сказку. Сказка эта необычная, созданная не с помощью слов, а с помощью маленького инструмента, который называется – крючок. Кружевоплетение – это один из видов декоративно-прикладного искусства.
Самое древнее изделие нашли при раскопках пирамид, значит, много лет до нашей эры оно уже существовало.
В 15 веке кружевные изделия завоевали Европу. Самыми первыми кружевницами были женщины.
Лучшие художники создавали узоры для кружевных воротничков, манжет, платьев и шляп.
Чтобы вязаное изделие держало форму, по контуру вплетали конский волос, или сильно крахмалили его. Для этого использовали крахмал или сахар. Позволить себе такое могли только богатые люди. По кружевам буквально сходили с ума! На них разорялись! За них садились в долговую тюрьму и даже отрубали головы!
Испанский король в 17 веке запретил своим подданным носить кружева. А в Англии издали специальный декрет: кому, какие кружева можно носить.
А самые тонкие, легкие, изящные кружева производила страна Фландрия.
Показ слайдов.
А сказка наша продолжается, с Русью-матушкой соединяется. Перенесёмся мы в мир русской старины. Слово «кружево» впервые появляется в летописи XIII века.
Кружевоплетение является одним из самых замечательных видов народного искусства. В России термин «кружево» не сразу получил современное значение. Изначально в русском быту под этим словом понимали самые разные отделки, с помощью которых кружили, то есть украшали край одежды или какие-либо другие вещи из ткани. Отделки могли быть шитыми из тесьмы, низанными жемчугом. Новый вид рукоделия – плетение узора из нитей привезен в Россию из Западной Европы в начале 17 века, (до этого были известны лишь шитые кружева). Вот тогда-то слово «кружево» укрепилось именно за сплетенными ажурными изделиями, не имеющими тканой основы.
Кружева высоко ценили и в крестьянской среде. Это ремесло обрело большое значение в крестьянской жизни в качестве дополнительного заработка: оно не отвлекало от домашних и сельских работ, избавляло от поисков заработка вдали от дома, превращало в помощников и малых детей. Немаловажной причиной прочного обоснования кружевоплетения в губерниях была доступность этого ремесла: изготовление кружева не требовало специально оборудованных помещений, дорогих приспособлений. Приобрести такое сырье, как нитки, не представляло особого труда. И наши бабушки и прабабушки научились плести и вязать кружева не хуже иноземных. А занимались они этим в свободное от работы время, чаще всего в зимой, когда урожай собран. В старину все своими руками делали и этим очень гордились. Каждая девушка готовила себе приданое, а обучение её начиналось с 5-ти лет. Нужно было и одежду сшить и украсить и свой будущий дом: полотенца, подзоры, наволочки, скатерти. В каждом доме все было разным и очень красивым.
Кружево – это не только мастерство рук, но и теплота души, богатство мыслей и переживаний, воплощенных в затейливые узоры, это наша история и наши корни. Да, от этих узоров отвести не сможешь взоры, Конечно на душе от этих узоров радость необыкновенная, а донесли её до нас волшебные руки мастериц и рукодельниц. Сказка эта могла родиться только зимой, ведь она напоминает нам о морозе, разрисовавшем окна, о белых снежинках, о метелице. В кружеве нашли свое отражение сказочные морозные узоры на окнах, изящность и легкость падающих снежинок, неброская красота русского подстепья, июньское разнотравье, лиричность и грусть народных песен. / На фоне стихов показ кружев./
Сижу я песенку тихо пою, и кружево тонко с любовью плету.
И думаю думу о счастье своем, о счастье великом моем и твоем.
Что за дивные узоры, полотенца и подзоры!
Все в букетах белых роз! Может, вывел их мороз?
Вязание крючком – интересное занятие, осуществлять которое можно крючками различных видов. Я предлагаю вам ознакомиться с обзором основных видов крючков, узнать, чем они отличаются. Крючки для вязания изготавливаются из различных материалов, и в зависимости от того, из какого материала сделан крючок, он будет обладать определенными особенностями.
Длина крючков для обычного вязания колеблется от 120 до 160 мм, а их диаметр составляет 0,5-8мм.
Деревянные крючки
Деревянные вязальные крючки нечасто применяются мастерицами. Они легкие, но электризуют пряжу. Поверхность крючка быстро покрывается заусеницами.
Костяные крючки.
Для вязания костяной крючок подходит просто отлично. Очень хорошо себя проявляет в вязании изделий из шерстяной толстой нити. Но он является достаточно хрупким, поэтому с ним нужно бережно обращаться. Имеет высокую цену.
Комбинированные крючки
Для изготовления таких крючков используются комбинации различных материалов, зачастую их ручка изготовлена из древесины или пластмассы, а сам стержень – из металла. В руке держать подобный крючок очень удобно. Но при покупке комбинированного крючка обратите внимание на то, чтобы место крепления стержня и ручки было не очень узким, иначе крючок может легко сломаться.
Пластмассовые крючки.
Это – самые дешевые и распространенные крючки. Они легкие, удобные в использовании, но может электризовать пряжу, поэтому придется смачивать антистатиком крючок и пряжу. При покупке обращайте внимание на то, чтобы пластмассовый крючок не был слишком гибким.
Металлические крючки.
Такие крючки удобные, недорогие, не электризуются. Но при этом крючки из металла не пачкают светлые нитки и пальцы.
Крючки из металла можно назвать самыми практичными, а также удобными. Их можно применять для пряжи любого вида. У них нет недостатков, и прослужить такие крючки могут много лет.
А как вы думаете, почему кружева были такие дорогие? Потому, что их изготавливали вручную, каждое изделие содержало в себе тепло человеческих рук. Я предлагаю посмотреть изделия из кружева, и думаю, что мода на кружева не пройдет, и всегда кружева будут использоваться для украшения одежды и дома. Показ слайдов.
Музыкальная часть.
Долгими зимними вечерами девушки, собравшись в одну избу, рукодельничали при свете лучины.
Вы сами сейчас попробуете связать кружева. В старину девушки дарили женихам в знак любви батистовый платочек, отороченный нежными кружевами. Но прежде. Чем приступить к работе, вспомните, как назывались эти зимние вечера? А без чего посиделки не могли обойтись? Без песен, веселья, шуток, забав, прибауток, задорных частушек, народных игрищ, плясок. Как вы думаете, какие песни пелись, когда девушки работали? О чем они пели? О своих чувствах, переживаниях. К какому жанру можно отнести эти народные песни? К лирическим, игровым, хороводным. Какие народные инструменты всегда присутствовали на посиделках? Умеющие играть – гармонисты, балалаечники очень ценились. В современной культуре часто авторы произведений брали за основу русские песни, ведь в них широта русской души, величие, распевность, протяжность. У нас в России много ансамблей песни и танцев, исполняющих народные хороводы, пляски, где в костюмах использовали кружевные элементы: рукава женских и мужских рубах, кружевные головные уборы и, конечно же, платки. Давайте посмотрим хоровод с платками в исполнении ансамбля песни и пляски «Русское раздолье».
Технологическая часть.
Мы на уроках уже знакомились с этим видом рукоделия, и будем учиться приемам вязания и чтению схем, а некоторые из вас смогут сами составлять схемы и узоры и творить свою неповторимую кружевную сказку.
Практическая работа.
1. Выполнение обучающимися основных петель при вязании крючком, вывязывание образцов. Практическая часть сопровождается народной музыкой. Соблюдение безопасных приемов труда.
2. Проверка правильности выполнения трудовых приемов и технологической последовательности операций.
3. Проверка правильности размеров и осуществление учащимися самоконтроля.
Правила ТБ при плетении кружева.
Техника безопасности при работе с ножницами:
• пользуйся ножницами с закругленными концами, храни их в указанном месте в определенном положении;
• при работе внимательно следи за направлением реза;
• не работай тупыми ножницами и с расслабленным шарнирным креплением;
• не держи ножницы лезвиями вверх;
• не оставляй ножницы в открытом виде;
• не режь на ходу;
• подавай ножницы в закрытом виде кольцами вперед.
Учитель: В народе всегда говорили, что с песней работается
и живется легче. Песня заставит и улыбнуться, и задуматься, и взгрустнуть,
и проронить слезу, и сподвигнуть на великие дела. Музыка - неотъемлемая часть жизни народа. И поэтому во время работы будет звучать песня Геннадия Заволокина - « Кружева».
Итог урока.
Подведение итогов, оценки за работу на уроке. Вопросы на закрепление пройденного материала. Рефлексия.
1. Что больше всего понравилось на уроке?
2. Когда появилось вязание крючком?
3. Кто первым овладел этим рукоделием?
4. Какой инструмент сделал возможным изготовление кружев в 10 раз быстрее?
5. Каким образом крючки отличаются друг от друга?
6. Посмотрите на работы ребят и скажите, когда вязание будет ажурным, легким и воздушным?
7. Что можно сделать, чтобы вязаное изделие держало форму?
8. Какими инструментами можно создать кружева?
9. Какие жанры русской народной песни звучали на уроке?
10. Какая музыка вам понравилась и почему
А знаете, есть у этой сказки удивительная особенность – она не имеет конца, потому, что кружевницы не перевелись в России и не переведутся никогда.
Приложения
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
предметные результаты – умение выполнять первую петлю, набор цепочки из воздушных петель, умение анализировать информацию, способность ее систематизировать.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные | Овладение алгоритмами решения организационных задач и технологических операций. | 2 уровень — понимание, обоснованное применение операций. |
Регулятивные | определение последовательности завершающих операций с учетом конечного результата | 2 уровень — самостоятельное выполнение действий по алгоритму. |
Познавательные | Выбор наиболее оптимальных средств и способов решения задачи (вывязывание первой петли и набор цепочки) | 2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля |
Коммуникативные | Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе. | 1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя. |
Личностные | Умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе. | 2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм. |
Этап урока, время этапа | Задачи этапа | Методы, приемы обучения | Формы учебного взаимодей-ствия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД и предметные действия |
Орг.момент (мотивационно-целевой этап) | Организовать самоопределение детей к деятельности на уроке | фронтальная | Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку. | Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку. | Личностные: самоорганизация. Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке. | |
Актулизация знаний (мотивационно-целевой этап) | Целеполага-ние и постановка задач. Расширить и систематизировать имеющиеся у учащихся знания: о видах рукоделия; о видах вязания крючком; об инструментах и материалах | Беседа по уточнению и конкрети-зации знаний из личного жизненного опыта. | Фронтальная | Предлагает определить тему и цель урока. Предлагает просмотр слайдов из истории вязания крючком, о материалах и инструментах, применении. Демонстрирует образцы вязания крючком, готовые изделия. Подводит учащихся к цели занятия: «научиться элементам вязания крючком» и ставит задачи: 1.Научится выполнять первую петлю; 2. Научиться выполнять набор цепочки из воздушных петель; 3. Овладеть основными безопасными приёмами работы крючком. | Определяют тему урока (закрыта вязаными изделиями). Просматривают слайды: историческая справка о вязании крючком, материалы и инструменты, применение. Рассматривают образцы вязания крючком. В тетрадях по теме урока составляют схему – кластер. | Личностные: осознание своих возможностей. Регулятивные: умение регулировать свои действия, взаимодействовать в группе. Познавательные: Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание. |
Поисково-исследователь-ский этап | Выбор пряжи и соответствующего крючка для выполнения поставленной задачи | Анализ и обсуждение вариантов инструментария. Сравнение пряжи и крючков по толщине для удобства в работе. | Фронтальная | Объясняет приёмы выполнения первой петли и цепочки из воздушных петель. Предлагает ответить на вопрос: как удобнее держать крючок. Контролирует деятельность, консультирует учащихся в выборе инструмента и корректирует действия | Выбирают пряжу (по цвету, скрученности нити, толщине) и крючок в соответствии с выбранной пряжей (по диаметру); подбирают инструмент; сравнивают, анализируют и объясняют свой выбор. Формулируют критерии подбора используемого инструмента. | Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания. Регулятивные: умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату. Познавательные: умение рационально использовать технологическую информацию; оценивать технологические свойства материалов, ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов; умение подбирать инструмент и оборудование. |
Практический этап | Умение анализировать полученную информацию и применять на практике. умение сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками. | Практическая работа | Фронтальная | Организует работу учащихся по инструкционным картам, следит за правильным выполнением операций, контролирует и корректирует действия учеников. Подводит учащихся к выявлению причин и способов устранения возможных недочетов. Демонстрирует правильное положение рук во время работы и выполнение элементов вязания крючком. Привлекает к обсуждению причин и способов устранения брака. | Определяют и выполняют технологические операции под приятную мелодию русских народных песен, осуществляют самоконтроль выполнения операции. | Личностные: умение овладеть нормами и правилами научной организации труда; Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. Регулятивные: умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату. Познавательные: умение выделять необходимую информацию; умение ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов; умение планировать свою трудовую деятельность; умение обосновывать показатели качества промежуточных операций. |
Рефлексивно-оценочный этап | Умение построить алгоритм действия (технологическая цепочка) умение сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками, в группе и коллективе. | Фронтальная | Комментирует и объясняет допущенные ошибки, демонстрируя работы учеников. Предлагает ответить на вопросы. Подводит учащихся к выводу о декоративной отделке изделия: Можно ли произвести какие-либо работы с изделием с тем, чтобы оно стало привлекательнее. Фиксирует оценки учащихся. | Сравнивают работы, оценивают свою работу, отвечают на вопросы. Делают вывод о значимости сложности и трудоёмкости операции; необходимости декорирования изделия. Проговаривают последовательность своих действий при вывязывании первой петли и наборе цепочки отмечая возникшие трудности при этом и их причины. | Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль). Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательство. Познавательные: умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов |
Фотоматериалы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Сказки рассказанные утром"
Аннотация Сказки - это особый мир детства, непринужденная обстановка, задушевный настрой, доброта и радость, - в...
сказки, рассказанные природой- экскурсия в рощу
Изучение флоры и фауны рощи. Знакомство с экологическими особенностями видов и структурой биоциноза. Развитие познавательных, эмоциональных и творческих способностей обучающихся....
Музыкально-игровое занятие "Сказка, рассказанная морем" для детей старшей группы
Интегрированное занятие для детей старшего возраста....
Сказка, Рассказанная на Рождество!
Это сказка - концерт, в котором принимают участие следующие герои: Снеговик, Малефисента, Медведь, Петух, Ослик, Буратино, Жираф, Петушок и 12 месяцев (такой странный подбор героев объясняется тем, чт...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Методический материал «Сказки, рассказанные природой» автор: Зимарева Наталья Альфредовна, к.п.н., ГБУ ДО ДДТ «Павловский»
Цель: Повышение информированности населения об одной из экологических проблем города – распространение голландской болезни ильмовых.Ролевая игра: Мини-конференция на тему «Графиоз вязов в Санкт-Петерб...
Презентация к уроку литературы в 5 классе «Заколдованное место». Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви.
Презентация к уроку литературы в 5 классе по произведению Николая Васильевича Гоголя...