рабочая программа по технологии 8 класс
рабочая программа по технологии (8 класс) на тему
Рабочая программа по технологии (технический труд) 8 класс разработана на основе авторской программы Е. Ю. Зеленецкой с учетом требований ФГОС ООО. Расчитана на 35 часов, 1 час в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_tehnologii_8_klass_fgos.docx | 79.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Школа-гимназия №3»
города Армянска Республики Крым
РАССМОТРЕНО на заседании городского МО Руководитель городского методического объединения подпись_____ ФИО Протокол №____________ от «____»_________2015 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __подпись____ ФИО «_____»___________2015 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор __подпись___ ФИО Приказ №_____ от «_____»________2015 г. |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО ТЕХНОЛОГИИ
(ТЕХНИЧЕСКОМУ ТРУДУ)
8 КЛАСС
2015-2016 учебный год
- БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
- Разработчик программы:
- Напаснюк Ю.В. – учитель
- первой квалификационной категории
г. Армянск – 2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Адресность программы: тип (общеобразовательное, специальное и др.) учебного учреждения и определение класса обучающихся
Рабочая программа учебного курса по технологии (техническому труду) для 8 класса средней общеобразовательной школы разработана на основе авторской программы Е.Ю. Зеленецкой (Рабочие программы. Технология, 5-8 классы: учебно-методическое пособие/ сост. Е.Ю. Зеленецкая.- М.: Дрофа, 2012.-150, {10}ф.) с учетом требований ФГОС ООО.
Объём программы:
данная программа рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю.
Нормативные правовые документы, на основе которых разработана рабочая программа:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ);
- Федеральный закон № 273-ФЗ от 01.09.2013 «Об образовании в Российской Федерации»
- Фундаментальное ядро общего образования.
Цели:
- формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений;
- воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности ученика;
- подготовка к профессиональному самоопределению в условиях рынка труда;
- формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения.
Задачи учебного предмета:
- формирование представлений о составляющих техно сферы,
- знание современного производства,
- формирование у учащихся технико-технологической грамотности, технологической культуры, культуры труда, этики деловых межличностных отношений,
- развитие умений творческой созидательной деятельности,
- подготовка к профессиональному самоопределению и последующей социально трудовой адаптации в обществе.
Характеристика учебного курса, его место в учебном плане:
- Объем всего курса рассчитан на 35 часов, с разбивкой их по разделам и темам.
- Часы на курс отводятся за счет федерального учебного плана.
Новизна программы (внесённые изменения в примерную (авторскую) программу и их обоснование):
изменения в количестве часов произведены с учётом графика проведения государственной итоговой аттестации выпускников основной школы и выходными (праздничными днями), утверждёнными Правительством РФ
УМК «Технология. Технический труд. 8 класс»:
- Рабочие программы. Технология, 5-8 классы: учебно-методическое пособие/ сост. Е.Ю. Зеленецкая.- М.: Дрофа, 2012.-150, {10}ф.
Технологии:
- технология развивающего обучения;
- технология разноуровневого обучения;
- технология проблемного обучения;
- технология проектного обучения;
- игровые технологии;
- информационно – компьютерные технологии.
Виды контроля:
- текущий;
- тематический.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Рабочая программа составлена на основе фундаментального ядра содержания предмета «Технология» в рамках направления «Технический труд» общего образования и Требований к результатам обучения, представленных в Стандарте основного общего образования, а также на основании авторской программы Е.Ю. Зеленецкой (Рабочие программы. Технология, 5-8 классы: учебно-методическое пособие/ сост. Е.Ю. Зеленецкая.- М.: Дрофа, 2012.-150, {10}ф.). Программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного процесса, конкретизирует содержание сюжетных линий образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения блоков, разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Целями учебного предмета «Технология. Технический труд»» на этапе основной школы являются:
- формирование представлений о составляющих техносферы,
- формирование знаний о современном производстве, распространенных в производстве технологиях,
- формирование у учащихся технико-технологической грамотности, технологической культуры, культуры труда, этики деловых межличностных отношений,
- развитие умений творческой созидательной деятельности,
- подготовка к профессиональному самоопределению и последующей социально трудовой адаптации в обществе.
Задачи курса:
- формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания современного человека;
- формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
- расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития;
- формирование знаний и представлений о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
- расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
- формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;
- развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;
- развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.);
- развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
- развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и пр. через формирование практических умений;
- формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;
- формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности;
- духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу и т. п
Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность овладеть основами ручного и механизированного труда, управления техникой, применить в практической деятельности полученные знания.
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
Направление «Технология. Технический труд» предусматривает изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
• технологическая культура производства;
• распространенные технологии современного производства;
• культура и эстетика труда;
• получение, обработка, хранение и использование технической информации;
• основы черчения, графики, дизайна;
• элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
• знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных
планов учащимися;
• влияние технологических процессов на окружающую среду и
здоровье человека;
• техническая творческая, проектная деятельность;
• история, перспективы и социальные последствия развития технологии
и техники.
Учащиеся овладевают следующими общетрудовыми понятиями и видами деятельности:
• потребности, предметы потребления, потребительная стоимость
продукта труда, изделие или услуга, дизайн, проект, конструкция;
• техническая документация, измерение параметров в технологии и
продукте труда;
• выбор, моделирование, конструирование, проектирование объекта
труда и технологии;
• методы и средства преобразования и использования материалов,
энергии и информации, объектов социальной и природной среды;
• свойства конструкционных и природных поделочных материалов;
• назначение, применение, хранение ручных инструментов и
приспособлений;
- устройство, сборка, управление и обслуживание доступных и посильных технико-технологических средств производства (приборов, аппаратов, станков, машин, механизмов);
• подготовка и организация трудовой деятельности на рабочем месте;
• культура труда;
• механизация труда и автоматизация производства;
• технологическая культура производства;
• информационные технологии в производстве и сфере услуг;
• перспективные технологии;
• функциональные стоимостные характеристики предметов труда и
технологий;
• себестоимость продукции;
• экономия сырья, энергии, труда;
• производительность труда, анализ и экономическое проектирование
эффективной и рациональной организации производства продукта труда;
• реализация продукции, цена, налог, доход и прибыль;
• начала маркетинга, менеджмента и предпринимательской деятельности;
• бюджет семьи;
• экологичность технологий производства;
• безотходные технологии, утилизация и рациональное использование
от ходов;
• социальные последствия применения технологий;
• планирование и организация рабочего места;
• научная организация труда;
• средства и методы обеспечения безопасности труда;
• технологическая дисциплина;
• этика общения на производстве;
• требования, предъявляемые различными массовыми профессиями к подготовке и личным качествам человека.
Основой учебной программы «Технология. Технический труд» является блок разделов и тем «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов». Программа включает в себя также разделы «Электротехника и электроника», «Технология ведения дома», «Современное производство и профессиональное самоопределение», «Проектные и творческие работы».
Каждый компонент учебной программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала, связанного с практическими работами, должно предваряться освоением учащимися необходимого минимума теоретических сведений.
В программе предусмотрено выполнение школьниками технических творческих или проектных работ. Соответствующая тема по учебному плану программы даются в конце каждого года обучения. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно обратить их внимание на потребительском назначении изделия (потребительской стоимости), которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
Основными дидактическими средствами обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы, выполнение проектов. Все виды практических работ направлены на освоение различных технологий обработки материалов, электромонтажных, строительно-отделочных и ремонтных санитарно-технических работ, графических, расчетных и проектных операций.
Лабораторно-практические работы выполняются преимущественно по материаловедению, а также по разделу «Машиноведение». Такие работы могут проводиться также по разделам «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов» и «Электротехнические работы» при наличии учебного материала.
Для практических работ учитель в соответствии с имеющимися возможностями выбирает такой объект, процесс или тему проекта для учащихся, чтобы охватить всю совокупность рекомендуемых в программе технологических операций. При этом он должен учитывать посильность объекта труда для школьников соответствующего возраста, а также его общественную или личностную значимость.
Темы раздела «Технология ведения дома» включает в себя обучение элементам семейной экономики, освоение некоторых видов ремонтно-отделочных и санитарно-технических работ. Соответствующие работы проводятся в форме учебных упражнений.
Предлагаемый учебный курс интегрирует в себе как рационально-логические, так и эмоционально-оценочные компоненты познавательной деятельности и имеет реальные связи со следующими учебными предметами:
- география - рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учетом экологических проблем;
- алгебра и геометрия - моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами;
- изобразительное искусство - использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна;
- химия – характеристика свойств материалов;
- физика – изучение устройства и принципов работы машин и механизмов, современных технологий;
- история – освоение технологий традиционных промыслов;
- русский язык - развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В основной школе технология изучается с 5 по 8 класс. Учебный план составляет 245 учебных часов. В том числе в 5, 6, 7 по 70 учебных часов (из расчета 2 учебных часа в неделю) и в 8 классе 35 учебных часов (из расчета 1 учебного час в неделю).
В соответствии с учебным планом курсу технологии основной школы предшествует курс технологии начальной школы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение технологии в основной школе по направлению «Технический труд» обеспечивает достижение следующих результатов.
Личностные результаты:
• Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности.
• Выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей.
• Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
• Овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда.
• Самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации.
• Становление профессионального самоопределения в выбранной сфере профессиональной деятельности.
• Планирование образовательной и профессиональной карьеры.
• Осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации.
• Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам.
• Готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства.
• Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.
• Самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.
Метапредметные результаты:
• Планирование процесса познавательно трудовой деятельности.
• Определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов.
• Комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них.
• Проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса.
• Мотивированный отказ от образца объекта труда при данных условиях, поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы.
• Самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий.
• Виртуальное и натурное моделирование технических и технологических процессов, объектов.
• Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
• Выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость.
• Выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет ресурсы и другие базы данных.
• Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительскую стоимость.
• Согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками.
• Объективное оценивание вклада своей познавательно трудовой деятельности в решение общих задач коллектива.
• Оценивание своей познавательно трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам.
• Диагностика результатов познавательно трудовой деятельности по принятым критериям и показателям.
• Обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах.
• Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства.
• Соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметные результаты:
В познавательной сфере:
• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
• оценка технологических свойств материалов и областей их применения;
• ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;
• владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;
• классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в техническом труде;
• владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической и технологической информации;
• применение общенаучных знаний по предметам естественно математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
• владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
• применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
В трудовой сфере:
• планирование технологического процесса и процесса труда;
• подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
• проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда;
• подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально энергетических ресурсов;
• проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
• выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
• соблюдение норм и правил безопасности труда и пожар ной безопасности;
• соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
• обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
• выбор и использование кодов и средств представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной за дачей, сферой и ситуацией общения;
• подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
• контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и мерительных инструментов;
• выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
• документирование результатов труда и проектной деятельности;
• расчет себестоимости продукта труда;
• экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.
В мотивационной сфере:
• оценка своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
• оценка своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
• выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
• выраженная готовность к труду в сфере материального производства;
• согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно трудовой деятельности;
• осознание ответственности за качество результатов труда;
• наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
• дизайнерское проектирование технического изделия;
• моделирование художественного оформления объекта труда;
• разработка варианта рекламы выполненного технического объекта;
• эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
• опрятное содержание рабочей одежды.
В коммуникативной сфере:
• формирование рабочей группы для выполнения технического проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
• выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
• оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих стандартов;
• публичная презентация и защита проекта технического изделия;
• разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;
• потребительская оценка зрительного ряда действую щей рекламы.
В физической сфере:
• развитие способностей к моторике и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении станочных операций;
• достижение необходимой точности движений при вы полнении различных технологических операций; соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учетом технологических требований;
• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
В результате обучения по данной программе учащиеся должны овладеть:
• трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
• умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
• навыками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства, культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
В результате изучения курса учащиеся должны знать:
• основные технологические понятия и характеристики;
• назначение и технологические свойства материалов;
• назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
• виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
• профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
В результате обучения учащиеся должны уметь:
• рационально организовывать рабочее место;
• находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию;
• составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта;
• выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
• выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
• соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием;
• осуществлять доступными мерительными средствами, измерительными приборами и визуально по заданным образцам контроль качества изготавливаемого изделия (детали);
• находить и устранять допущенные дефекты;
• проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
• планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;
• распределять работу при коллективной деятельности;
В результате обучения учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения:
- в практической деятельности и повседневной жизни для получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;
• организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
• изготовления или ремонта изделий из различных материалов; создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений;
• контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов;
• обеспечения безопасности труда;
• оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги;
• построения планов профессионального образования и трудоустройства.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
8 класс
Изготовление изделий из древесных и поделочных материалов декоративно-прикладного назначения (6 часов).
Основные теоретические сведения
Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России. Региональные виды декоративно-прикладного творчества (ремесел). Роль декоративно-прикладного творчества в создании объектов рукотворного мира. Основной принцип художественно-прикладного конструирования: единство функционального назначения и формы изделия. Эстетические и эргономические требования к изделию. Учет технологии изготовления изделия и свойств материала. Основные средства художественной выразительности. Виды поделочных материалов и их свойства.
Понятия о композиции.
Виды и правила построения орнаментов. Технология художественной резьбы и точения.
Практические работы
- Ознакомление с характерными особенностями различных видов декоративно-прикладного творчества народов России.
- Определение требований к создаваемому изделию. Разработка эскизов изделий и их декоративного оформления.
- Выбор материалов с учетом декоративных и технологических свойств, эксплуатационных качеств изделий. Определение последовательности изготовления деталей и сборки изделия.
- Изготовление изделия с применением технологий ручной и машинной обработки из конструкционных и поделочных материалов.
- Подготовка поверхности изделия к отделке. Декоративная отделка и поверхности изделия.
Соблюдение правил безопасности труда.
Варианты объектов труда
Предметы хозяйственно бытового назначения, игрушки, кухонные принадлежности, предметы интерьера и детали мебели, украшения, бижутерия.
Технология изготовления изделий из металлов и пластмасс (5 часов).
Основные теоретические сведения
Быстрорежущие стали, твердые сплавы, минералокерамические материалы и их применение. Отклонения, допуски и посадки на размеры соединяемых деталей. Шероховатость обработанной поверхности. Понятие о режиме резания. Нарезание резьбы плашками и метчиками на токарно-винторезном станке. Отрезание заготовок отверстий на токарно-винторезном станке. Обрезание заготовок и вытачивание канавок. Техника измерения микрометром.
Классификация пластмасс. Свойства и применение пластмасс. Технология ручной обработки пластмасс. Технология токарной обработки пластмасс.
Практические работы
- Распознание видов стали.
- Чтение чертежей деталей из стали.
- Организация рабочего места.
- Изготовление деталей изделия по чертежу и технологической карте.
Варианты объектов труда
Предметы хозяйственно бытового назначения, игрушки, кухонные
принадлежности, предметы интерьера и детали мебели.
Электротехнические работы (2 часа)
Основные теоретические сведения
Применение электродвигателей в быту, промышленности, на транспорте. Общая характеристика принципов работы двигателей постоянного и переменного тока.
Схемы подключения коллекторного двигателя к источнику тока. Методы регулирования скорости и изменение направления вращения (реверсирования) ротора коллекторного двигателя.
Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических и электронных устройств.
Практические работы
- Сборка модели электропривода с двигателем постоянного тока из деталей конструктора. Подбор деталей. Монтаж цепи модели. Испытание модели.
- Сборка цепи электропривода с низковольтными электроприводами и коммутационной аппаратурой.
Варианты объектов труда
Модели устройств из деталей конструктора, цепи электропривода
Санитарно-технические работы (2 часа)
Основные теоретические сведения
Схемы горячего и холодного водоснабжения в многоэтажном доме. Система канализации в доме.
Виды инструментов и приспособлений для санитарно-технических работ. Их назначение, способы и приемы работы с ними.
Устройство водоразборных кранов и вентилей. Способы монтажа кранов, вентилей и смесителей. Устройство сливных бачков разных типов.
Причины протекания воды в водоразборных кранах и вентилях, сливных бачках. Способы ремонта.
Утилизация бытовых отходов. Экологические проблемы, связанные с утилизацией бытовых отходов.
Профессии, связанные с выполнением санитарно-технических и отделочно-ремонтных работ.
Практические работы
Ознакомление с системами водоснабжения и канализации в школе и дома. Ознакомление с сантехническими инструментами и приспособлениями. Изготовление троса для чистки канализационных труб. Изготовление резиновых шайб и прокладок к вентилям и кранам.
Разработка и сборка запорных устройств системы водоснабжения. Учебные работы по замене прокладок и установке новых герметизирующих колец в запорных устройствах.
Варианты объектов труда
Трос для чистки канализационных труб, резиновые шайбы и прокладки для санитарно-технических устройств, запорные устройства системы водоснабжения.
Элементы техники (2 часа)
Основные теоретические сведения
Преобразование энергии и ее эффективное использование. Энергетические машины. Классификация двигателей. Действие сил в машинах.
Практическая работа
Решение технических задач.
Профессиональное самоопределение (4часа)
Основные теоретические сведения
Роль профессии в жизни человека. Виды массовых профессий сферы производства и сервиса в регионе. Региональный рынок труда и его конъюнктура. Специальность, производительность и оплата труда.
Профессиональные качества личности. Профессиональный отбор кадров. Диагностика и самодиагностика профессиональной пригодности к выбранному виду профессиональной деятельности.
Источники получения информации о профессиях и путях профессионального образования. Выбор и характеристика по справочнику условий поступления и обучения в профессиональном учебном заведении.
Возможность построения карьеры в профессиональной деятельности.
Практические работы
- Ознакомление по Единому тарифно-квалификационному справочнику с массовыми профессиями. Ознакомление с массовыми профессиями региона. Анализ предложений работодателей на региональном рынке труда.
- Поиск информации о возможностях получения профессионального образования в различных источниках, включая Интернет
- Диагностика склонностей и качеств личности.
- Построение планов профессионального образования и трудоустройства.
Варианты объектов труда
Единый тарифно-квалификационный справочник. Справочники профессиональных учебных заведений. Справочники бюро по трудоустройству. Объявления в средствах массовой информации. Сборники тестов и опросников. Программы ПК. Ресурсы Интернета.
Бюджет семьи (4часа)
Основные теоретические сведения
Источники семейных доходов и бюджет семьи. Потребности человека. Минимальные и оптимальные потребности членов семьи. Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи.
Потребительский кредит. Как правильно распорядится свободными средствами.
Практические работы
Оценка имеющихся и возможных источников доходов семьи.
Планирование расходов семьи с учетом ее состава на неделю, месяц, год.
Изучение цен на рынке товаров и услуг с целью минимизации расходов в бюджете семьи.
Варианты объектов труда
Рекламные справочники по товарам и услугам, сборники законов РФ, предприятия торговли. Объекты ремесел и промыслов. Бытовые услуги.
Проектные работы (9 часов)
Основные теоретические сведения
Подготовительный этап: выбор и обоснование темы проекта, историческая и техническая справки, оформление списка литературы.
Конструкторский этап: конструкторские задачи, выбор рациональной конструкции, основы композиции, конструкторская документация.
Технологический этап: план работы по изготовлению изделия, технологические задачи, выбор инструментов и технологии изготовления, технологическая документация.
Этап изготовления изделия: организация рабочего места, выполнение технологических операций, культура труда.
Заключительный этап: экономическое и экологическое обоснование; выбор формы рекламы и сбыта; выводы по итогам работы, отчет по проекту, защита проекта.
Практические работы
Составление индивидуальной программы исследовательской работы.
Выбор объекта проектирования, выявление потребности в изделии и обоснование темы проекта, сбор и обработка необходимой информации, составление исторической и технической справки. Выбор рациональной конструкции изделия. Разработка конструкторской документации, выполнение графического изображения проектируемого изделия. Изготовление изделия. Экономическое и экологическое обоснование проекта, разработка рекламного проспекта изделия. Выводы по итогам работы, оформление отчета о проделанной работе, защита проекта.
Резервное время (1 час)
Формы контроля:
- индивидуальный контроль;
- групповой контроль;
- фронтальный контроль.
Методы контроля:
- устный опрос;
- диктант терминов;
- самостоятельная работа;
- практическая работа;
- тестирование.
Тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Основное содержание | Учебные часы | Основные виды деятельности учащихся |
1 | Изготовление изделий из древесных и поделочных материалов декоративно-прикладного назначения | Виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России. Эстетические и эргономические требования к изделию. Основные средства художественной выразительности. Виды поделочных материалов и их свойства. Виды и правила построения орнаментов. Технология художественной резьбы и точения. | 6 | Поиск и презентация информации о видах декоративно-прикладного творчества народов России. Разработка эскизов изделий и их декоративного оформления. Выбор материалов. Определение последовательности изготовления изделия. Выполнение работ с применением технологий ручной и машинной обработки и отделки. Работа в группе. |
2 | Технология изготовления изделий из металлов и пластмасс. | Быстрорежущие стали, твердые сплавы, минералокерамические материалы и их применение. Отклонения, допуски и посадки на размеры соединяемых деталей. Шероховатость обработанной поверхности. Понятие о режиме резания. Классификация пластмасс. Свойства и применение пластмасс. Технология ручной обработки пластмасс. Технология токарной обработки пластмасс. | 5 | Распознание видов стали. Чтение чертежей деталей из стали. Организация рабочего места. Изготовление деталей изделия по чертежу и технологической карте. Работа в группе. |
3 | Электро- технические работы | Применение электродвигателей в быту, промышленности, на транспорте. Общая характеристика принципов работы двигателей постоянного и переменного тока. Аппаратура управления электродвигателями. Схемы подключения коллекторного двигателя к источнику тока. | 2 | Разработка и сборка устройства с электродвигателями. Сборка модели электропривода с двигателем постоянного тока из деталей конструктора. Работа в группе. |
4 | Санитарно-технические работы | Схемы водоснабжения канализации в доме. Виды, назначение инструментов и приспособлений для санитарно-технических работ. Устройство бытовых элементов водоснабжения и способы ремонта. Экологические проблемы, связанные с утилизацией бытовых отходов. Профессии, связанные с выполнением санитарно-технических и отделочно-ремонтных работ. | 2 | Ознакомление с системами водоснабжения и канализации в школе и дома. Ознакомление с сантехническими инструментами и приспособлениями. Разработка, сборка и ремонт запорных устройств системы водоснабжения. Работа в группе |
5 | Элементы техники | Преобразование энергии и ее эффективное использование. Энергетические машины. Классификация двигателей. Действие сил в машинах. | 2 | Решение технических задач. |
6 | Профессиональное самоопределение | Виды массовых профессий сферы производства и сервиса в регионе. Производительность и оплата труда. Региональный рынок труда и его конъюнктура. Диагностика и самодиагностика профессиональной пригодности. Источники получения информации о профессиях и путях профессионального образования. | 4 | Работа со справочником профессий. Анализ предложений работодателей на региональном рынке труда. Поиск информации о возможностях получения профессионального образования. Диагностика склонностей и качеств личности. Построение планов профессионального образования и трудоустройства. |
7 | Бюджет семьи | Источники семейных доходов и бюджет семьи. Потребности человека. Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи. Оценка возможностей предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета. Потребительские качества товаров и услуг. Права потребителя и их защита. Потребительский кредит. Как правильно распорядится свободными средствами. | 4 | Оценка имеющихся и возможных источников доходов семьи. Планирование расходов семьи с учетом ее состава на неделю, месяц, год. Анализ качеств потребительских свойств товаров. Выбор способа совершения покупки. Планирование возможной индивидуальной трудовой деятельности. Подбор современной бытовой техники с учетом потребностей и доходов семьи. Формирование потребительской корзины семьи. Работа в группе. |
6 | Проектные работы | Порядок выбор темы проекта. Методы обоснования конструкции изделия и этапов ее изготовления. Методы поиска информации об изделии и материалах. Понятие о техническом задании. Этапы проектирования и конструирования. Государственные стандарты на типовые детали и документацию (ЕСКД и ЕСТД). Классификация производственных технологий. Технологическая и трудовая дисциплина на производстве. Применение ПК при проектировании. Методы определения себестоимости изделия. Производительность труда. Себестоимость. Цена изделия как товара. Основные виды проектной документации. Способы проведения презентации проектов. Виды проектной документации. Способы экономической оценки. | 9 | Обоснование выбора изделия на основе личных потребностей или маркетинговых опросов. Поиск необходимой информации. Применение ПК при проектировании изделий. Соблюдение стандартов на массовые изделия. Конструирование и дизайн-проектирование. Выполнение эскиза изделия. Подготовка технической и технологической документации с использованием ПК. Изготовление изделия. Оценка себестоимости изделия, ее сравнение с возможной рыночной ценой. Разработка варианта рекламы. Подготовка пояснительной записки. Оформление проектных материалов. Презентация проектов. Работа в группе |
Резерв | 1 | |||
Итого | 35 |
Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся
№ п/п | Сроки выполнения | Название раздела, темы урока | Практическая часть | |
план | факт | |||
Изготовления изделий из древесных и поделочных материалов декоративно-прикладного назначения (6 часов) | ||||
1. | Введение. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России | Ознакомление с характерными особенностями различных видов декоративно-прикладного творчества народов России | ||
2. | Региональные виды декоративно-прикладного творчества (ремесел) | Ознакомление с характерными особенностями различных региональных видов декоративно-прикладного творчества. | ||
3. | Основной принцип художественно-прикладного конструирования | Разработка эскизов изделий и их декоративное оформление | ||
4. | Понятие о композиции | Изготовление изделия с применением технологий ручной и машинной обработки из конструкционных и поделочных материалов | ||
5, | Виды и правила построения орнаментов. | Подготовка поверхности изделия к отделке | ||
6. | Декоративная отделка поверхности изделия | Отделка изделия | ||
Технология изготовления изделий из металлов и пластмасс (5часов) | ||||
7. | Быстрорежущие стали, твердые сплавы и их назначение | Распознание видов стали | ||
8. | Минералокерамические материалы и их применение | Ознакомление со свойствами минералокерамических материалов | ||
9. | Отклонения, допуски и посадки на размеры соединяемых деталей | Решение задач | ||
10. | Шероховатость обработанной поверхности | Решение задач | ||
11. | Классификация пластмасс, их свойства и применение | Ознакомление с основными видами и свойствами пластмасс | ||
Электротехнические работы (2часа) | ||||
12. | Применение электродвигателей в быту, промышленности, на транспорте | |||
13. | Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживание электротехнических и электронных устройств | Анализ профессиограм профессий | ||
Санитарно-технические работы (2часа) | ||||
14. | Схемы водоснабжения и канализации в доме | Ознакомление с системами водоснабжения и канализации | ||
15. | Утилизация бытовых отходов. | Изучение экологических проблем, связанных с утилизацией бытовых отходов | ||
Элементы техники (2часа) | ||||
16. | Преобразование энергии и ее эффективное использование | Решение технических задач | ||
17. | Энергетические машины | Решение технических задач | ||
Профессиональное самоопределение (4часа) | ||||
18. | Виды массовых профессий сферы производства и сервиса | Ознакомление по Единому тарифно-квалификационному справочнику с массовыми профессиями | ||
19. | Специальность, производительность и оплата труда | |||
20. | Профессиональные качества личности | Диагностика склонностей и качеств личности | ||
21. | Источники получения информации о профессиях и путях профессионального образования | Анализ информации о возможностях получения профессионального образования | ||
Бюджет семьи (4 часа) | ||||
22. | Источники семейных доходов и бюджет семьи | Оценка имеющихся и возможных источников доходов семьи | ||
23. | Потребности человека | Анализ качества и потребительских свойств товаров | ||
24. | Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи | Планирование расходов семьи с учетом ее состава на неделю, месяц, год | ||
25. | Потребительский кредит | Определение процентов по кредиту | ||
Проектные работы (9 часов) | ||||
26. | Требования к выполнению и оформлению творческих проектов | Составление индивидуальной программы исследовательской работы | ||
27. | Историческая и техническая справки | Составление исторической и технической справок | ||
28. | Конструкторский этап | Выбор рациональной конструкции | ||
29. | Конструкторская документация | Разработка конструкторской документации | ||
30. | Технологический этап. Технологическая документация | Выполнение графического изображения проектируемого изделия | ||
31. | Этап изготовления изделия. Организация рабочего места | Изготовление изделия | ||
32. | Выполнение технологических операций | Изготовление изделия | ||
33. | Заключительный этап. Экономическое и экологическое обоснование. Реклама | Расчет себестоимости изделия. | ||
34. | Защита проекта | |||
35 | Подведение итогов |
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Критерии оценивания теоретических знаний. При устном или письменном ответе обучающийся должен использовать «технический язык», правильно применять и произносить термины.
Отметка «5» ставится, если обучающийся:
- полностью усвоил учебный материал;
- умеет изложить его своими словами;
- самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Отметка «4» ставится, если обучающийся:
- в основном усвоил учебный материал;
- допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
- подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Отметка «3» ставится, если обучающийся:
- не усвоил существенную часть учебного материала;
- допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
- затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
- слабо отвечает на дополнительные вопросы.
Отметка «2» ставится, если обучающийся:
- почти не усвоил учебный материал;
- не может изложить его своими словами;
- не может подтвердить ответ конкретными примерами;
- не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если обучающийся:
-не выполнил письменную работу или отказался отвечать
Критерии оценивания практических работ. Учитель выставляет обучающимся отметки за выполнение практической работы, учитывая результаты наблюдения за процессом труда обучающихся, качество изготовленного изделия (детали) и затраты рабочего времени.
Отметка «5» ставится, если обучающимся:
- тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;
- правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа;
- изделие изготовлено с учетом установленных требований;
- полностью соблюдались правила техники безопасности.
Отметка «4» ставится, если обучающимся:
- допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
- в основном правильно выполняются приемы труда;
- работа выполнялась самостоятельно;
- норма времени выполнена или недовыполнена на 10-15 %;
- изделие изготовлено с незначительными отклонениями;
- полностью соблюдались правила техники безопасности.
Отметка «3» ставится, если обучающимся:
- имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
- отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
- самостоятельность в работе была низкой;
- норма времени недовыполнена на 15-20 %;
- изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;
- не полностью соблюдались правила техники безопасности.
Отметка «2» ставится, если обучающимся:
- имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
- неправильно выполнялись многие приемы труда;
- самостоятельность в работе почти отсутствовала;
- норма времени недовыполнена на 20-30 %;
- изделие изготовлено со значительными нарушениями требований;
- не соблюдались многие правила техники безопасности.
Отметка «1» ставится, если обучающимся:
- не выполнил практическую работу
Критерии оценивания выполнения обучающимися графических заданий.
Отметка «5» ставится, если обучающимся :
- творчески планируется выполнение работы;
- самостоятельно и полностью используются знания программного материала;
- правильно и аккуратно выполняется задание;
- умело используются справочная литература, наглядные пособия, приборы и другие средства.
Отметка «4» ставится, если обучающимся :
- правильно планируется выполнение работы;
- самостоятельно используется знания программного материала;
- в основном правильно и аккуратно выполняется задание;
- используются справочная литература, наглядные пособия, приборы и другие средства.
Отметка «3» ставится, если обучающимся:
- допускаются ошибки при планировании выполнения работы;
- не могут самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;
- допускают ошибки и неаккуратно выполняют задание;
- затрудняются самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.
Отметка «2» ставится, если обучающимся:
- не могут правильно спланировать выполнение работы;
- не могут использовать знания программного материала;
- допускают грубые ошибки и неаккуратно выполняют задание;
- не могут самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.
Отметка «1» ставится, если обучающийся:
- не выполнил графическую работу
Критерии оценки проектной работы.
- Обоснование и постановка цели, планирование путей ее
достижения:
Показатели | Баллы |
Цель выполнения проекта не сформулирована. | 1 |
Цель определена, но не обозначены пути ее достижения, нет плана работы. | 2 – 3 |
Цель определена, ясно написана, дан подробный план путей ее достижения, проект выполнен точно и последовательно в соответствии с планом. | 4 - 5 |
2. Полнота использованной информации, разнообразие источников информации:
Показатели | Баллы |
Библиография отсутствует. | 0 |
Библиография содержит незначительный объем подходящей информации. | 2 |
Работа содержит достаточно полную информацию из широкого спектра подходящих источников. | 3 |
3. Творческий и аналитический подход к работе:
Показатели | Баллы |
Работа не содержит личных размышлений и представляет собой нетворческое обращение к теме проекта. | 1 |
Работа содержит размышления описательного характера, не использованы возможности творческого подхода. | 2 – 4 |
Работа отличается глубокими размышлениями и анализом, собственным оригинальным отношениям автора к идее проекта. | 5 - 7 |
- Соответствие требованиям оформления отчета о работе над
проектом:
Показатели | Баллы |
Отчет отсутствует. | 0 |
Отчет представлен в виде сообщения. | 1 – 3 |
Отчет представлен в виде презентации или текстового слайда | 4 - 5 |
- Личная заинтересованность автора, его вовлеченность в
работу:
Показатели | Баллы |
Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора. | 1 – 2 |
Работа самостоятельная, демонстрирующая личное заинтересованное отношение автора. | 3-5 |
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебная и методическая литература
- Основная:
- Рабочие программы. Технология, 5-8 классы: учебно-методическое пособие/ сост. Е.Ю. Зеленецкая.- М.: Дрофа, 2012.-150, {10}ф.
- Дополнительная:
- Коваленко В.И. Объекты труда. 5-9 кл. Обработка древесины и металла: пособие для учителя/В.И. Коваленко, В.В. Куленёнок.-М.: Просвещение, 1990.
- Сидоренко В.К. Техническое черчение: пособие для учителя.-М.: Просвещение, 1995.
Цифровые образовательные ресурсы:
- www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал. Школьное образование;
- www.neo.edu.ru – Федеральный образовательный портал «Непрерывное образование преподавателей»;
- www.intergu.ru – Сетевое сообщество. Интернет-государство учителей;
- www.rusolymp.ru – Всероссийская олимпиада школьников;
- www.ict.edu.ru – портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»;
- www.metodika.ru – "Методика.ру" - сайт о методике обучения детей;
- www.ucheba.com – Образовательный портал "Учеба";
- www.uroki.net – Поурочные, тематические, календарные планы, разработки открытых уроков;
- www.uroki.ru – "Портал Учеба";
- school-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе по технологии ( направление:" Технологии ведения дома ") для 5 класса с учётом требований ФГОС.
Примерная пояснительная записка к программе по технологии (направление: "Технологии ведения дома") для 5 класса с учётом требований ФГОС....
Рабочая программа по технологии. Обслуживающий труд 5 класс по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской
Рабочая программа по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской составлена на основе фундаментального ядра содержания предмета «Технология» в рамках на...
Рабочая программа по технологии (машиноведение,художественная обработка материалов, электронные технологии),7 класс
Рабочая программа по технологии предназначена для мальчиков, 7 класс...
Рабочая программа по технологии ( электрические инструменты, электронные технологии),8 класс
Рабочая программа по технологии для юношей 8 класса....
Рабочая программа по Технологии (индустриальные технологии + сельскохозяйственные технологии) для учащихся 5 класса, ФГОС
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотрен...
ПРОГРАММА мастер – класса для учителей технологии (технического труда) Красносельского района Санкт-Петербурга по теме: «Подготовка к урокам технологии в соответствии со ФГОС. Составление технологических карт по рабочим программам по технологии»
Программа мастер-класса для учителей технологии по составлению разделов рабочих программ и технологических карт уроков в соответствии со ФГОС. Цель мастер-класса: повышение профессионального уро...
Рабочая Программа по технологии 5-8 классы (для неделимых классов) на основе программы Технология 5-8(9) Синица, Самородский
Материал включает в себя нормативную базу документов, на основе которых составлена РП, роль учебного предмета Технология, общую характеристику предмета, ценностные ориентиры содержания предмета Технол...