конспект урока по технологии 5 класс "Натуральные волокна растительного происхождения"
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

конспект урока по технологии 5 класс "Натуральные волокна растительного происхождения" по учебнику О.А. Кожиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_naturalnye_volokna.docx26.65 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Натуральные волокна растительного происхождения.

Преподаватель: Артеева Нина Николаевна, ГКОУ НАО «НСШИ им. А.П.Пырерки». г. Нарьян- Мар.

Урок 1.

Тип урока: приобретения новых знаний.

Цель:  формировать представление о текстильных волокнах растительного происхождения и их свойствах.

Задачи:  ознакомить учащихся со способом изготовления нитей и тканей из волокон; развивать способность работать в паре, группе; воспитывать бережное отношение к дарам  природы.

Планируемые результаты:

Ученик должен знать:

  • Способы изготовления нитей
  • Свойства волокон и тканей растительного происхождения

Ученик должен уметь:

  • Различать хлопковую и льняную ткань

Формирование УУД.

Познавательные: уметь анализировать и сравнивать, передавать информацию в выборочном виде, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи (последовательность получения ткани из растений)

Регулятивные: уметь анализировать свою работу (достижение цели)

Коммуникативные:  уметь строить учебное взаимодействие в паре, группе;

Личностные: умение применять знания на практике.

Методическое оснащение урока.

Материально-техническая база:

  • Компьютер
  • Проектор
  • Интерактивная доска

Дидактическое обеспечение:

  • Презентация
  • Учебник
  • Видеоматериал

Методы обучения:

-проблемное изложение изучаемого материала

-частично-поисковый

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности.

  1. Актуализация знаний и мотивация учащихся.

Учитель: Какую одежду носили люди в старину?

(Ответы учащихся)

Учитель:  Из чего ее шили?

(Ответы учащихся)

Учитель:  Задумывались ли вы над тем, как появилась ткань?

 (Ответы учащихся)

Учитель:  Из чего мог получить первую ткань человек?

 (Ответы учащихся)

Учитель: Можете  предположить, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

(Ответы учащихся)

Учитель:  Сформулируем тему урока «Натуральные волокна растительного происхождения»

Учитель:  Что мы должны узнать и чему научиться на этом уроке?

(Ответы учащихся)

Должны узнать, как получается ткань из растений, какими свойствами обладают х/б и льняные ткани; научиться различать ткани.

Учитель: мы начинаем изучать новый раздел «Материаловедение». Швейное материаловедение изучает строение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий.

Задание:

Учитель:   Для того чтобы вы поняли  тему урока внимательно вчитайтесь в неё. Попробуем разобрать смысл каждого слова.

Учитель:  Как понимаете слово «натуральные»?  Натуральный- настоящий, подлинный, природный. (по Ожегову)

Учитель:  Как понимаете смысл словосочетания «Натуральные волокна»? Волокна, которые дает природа.

Учитель:  Разберем словосочетание  «растительного происхождения». Растительный -добываемый из растений. (по Ожегову)

  1. Изучение нового материала.

Для того чтобы узнать как человек  получил первую ткань, мы  поработаем с печатным материалом.

Учитель  раздает распечатанный материал. Каждому нужно ответить на индивидуальный вопрос.

Как появилась ткань.

Задание: Внимательно прочитайте текст.

Потребность человека в одежде появилась тогда, когда люди стали заселяться в более северных районах с холодным климатом.  Здесь стали появляться первые атрибуты одежды человека. В первоначальном варианте одежды это были шкуры животных, скрепленные сухожилиями. Процесс эволюции и развития одежды шел вперед. Одежда животного происхождения перестала устраивать человека, и он стал обращаться к растительности планеты. Путем экспериментов и проб пригодными материалами оказались лен и хлопок.

Первая одежда  для человека из ткани называлась рубище. Это грубо обработанное вручную волокно льна послужило первым материалом, который стал основоположником для изготовлений первых одеяний человека.

Поскольку люди проживали в разных частях планеты, то они использовали различные материалы для ткачества.

 Европейская часть в основном пользовалась льняными изделиями. Потому что в этих районах он благоприятно произрастал. Более  юго-восточные части использовали для изготовления тканей хлопок.  Юго-восточная Азия использовала нити, которые образовывали насекомые. Это тутовый шелкопряд, откуда и появился шелк.

Вопросы по тексту.

Люба В - Во что одевались первобытные люди?

Регина В.- На что заменил человек шкуры животных в одежде?

Люда  Е. -Какой первый материал получил человек?

Вика К. -Какое еще растение  использовали для получения ткани?

Работа с учебником.   (стр.84-87)

Сейчас мы разберем материал параграфа для того, чтобы узнать какие растения используют для производства тканей и какими свойствами они обладают.

1 пара читает абзац: Натуральные волокна и ответит на вопросы:

- Какие растения используют для получения тканей?

-Из какой части растения получают волокно?

2 пара читает абзац: Хлопчатник и ответит на вопросы:

-Что такое хлопчатник?

Показать слайд с изображением хлопка.

-Какую часть хлопчатника используют для получения волокна?

(плод- коробочка)

Учитель показывает коробочку хлопчатника и слайд  с изображением хлопчатника.

Учитель дает потрогать волокно хлопка и задает вопрос:

- Какие на ощупь волокна хлопка?

- Какие ткани получают из хлопка? Фланель, байка, ситец, сатин, батист, маркизет.

Учащиеся рассматривают образцы тканей.

Учитель:

Ткани, вырабатываемые из хлопка, мягкие, сохраняют тепло- высокая теплозащитность, хорошо впитывают влагу – высокая гигроскопичность,  пропускают воздух- хорошая воздухопроницаемость,  способны значительное время сохранять свою прочность и приятный внешний вид.

Вывод: Свойства тканей из хлопка зависят от свойств волокна хлопка.

3 пара читает абзац  Лен и ответит на вопросы:

-Какое растение называется льном? Учитель показывает гербарий растения- лен и слайд с изображением растения.

- Какую часть растения используют для получения льняных волокон?

(стебель) Учитель дает потрогать волокно льна и задает вопрос:

- Какие на ощупь волокна льна?

             Учитель:

Ткани, вырабатываемые из льна жесткие, очень прочные, прочнее чем хлопок. Так как льняные ткани на ощупь прохладные, то из них шьют летние платья, рубашки, костюмы. Есть недостаток- большая сминаемость. Также как хлопок обладают гигиеническими свойствами: гигроскопичностью, воздухопроницаемостью.

Вывод: Свойства тканей из льна зависят от свойств волокон льна.

           Оценка работы пар учителем.

Физминутка.

  1. Практическая работа.

А сейчас мы выполним небольшую практическую работу, для того чтобы  у вас сложилось представление как из растения получается ткань.

1 группа.

Задание:

 На столе лежат карточки с этапами обработки хлопкового волокна. Вам нужно восстановить последовательность получения  ткани. Сделайте предположение,  как может идти этот процесс.

Запишите ответы на листочке. Работайте вместе, выберите, кто будет выступать.

 2 группа.

Задание:

 Вам нужно будет рассказать процесс получения ткани из льна.

Запишите ответы на листочке. Работайте вместе, выберите, кто будет выступать.

Выступления групп.

Оценка работы групп учителем.

  1. Просмотр видео.

Учитель: Посмотрите видео «Как делается ткань из льна» и запомните интересные факты для вас.

(Просмотр видео).

  1. О чем было видео?
  2. Какие интересные факты вам запомнились?
  3. По- вашему мнению сложный ли процесс получения ткани из льна?

(сложный, трудоёмкий, дорогостоящий- задействовано много людей, техники)

  1. Исходя из всего перечисленного, о чем должен задуматься человек.

(о бережном отношении к природе, к ее дарам)

  1. Закрепление.

Выпишите свойства, которые относятся хлопковому волокну

Волокно хлопчатника

Волокно льна

Свойства: блеск, мягкость, жесткость, извитость, гладкая поверхность,

гигроскопичность, теплозащитность.

  1. Рефлексия.

На уроке мне было интересно…

На уроке мне было трудно…

Сегодня я поняла…

Мне захотелось…

Теперь я могу…

Молодцы, благодарю вас за работу.

На 2 уроке мы продолжим работу по изучению этой темы, будем выполнять практическую работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материаловедение. 5 класс. Волокна растительного происхождения.

Представленная презентация может быть использована на уроках технологии (обслуживающий труд) в разделе "Материаловедение"....

Методическая разработка урока технологии в 5 классе по теме "Натуральные волокна растительного происхождения. Влияние на здоровье человека тканей из этих волокон"

Цели урока:Образовательные: ознакомить учащихся с натуральными волокнами растительного происхождения, из чего получают, где выращивают, как перерабатывают, какими свойствами обладают,  что из них...

Конспект урока по технологии "Натуральные Волокна"

Технологическая карту урокаПредмет, классТехнология, 7 классТема урока«Натуральные волокна животного происхождения – шерстяные и шёлковые».Тип урокаурок ознакомления с новым материалом.Цель урока...

Самоанализ урока по теме: Натуральные волокна растительного происхождения

Цель:  формировать представление о текстильных волокнах растительного происхождения и их свойствах.Задачи:  ознакомить учащихся со способом изготовления нитей и тканей из волокон; развивать ...

Конспект урока для 5 класса. Волокна растительного происхожджения

Технологическая карта урока 5 класс Тема урока: Волокна растительного происхождения...

План-конспект урока по технологии "Натуральные волокна"

Урок по технологии в 7 классе "Натуральные волокна"...