Урок развития речи в 6 классе.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Карпова Марина Анатольевна

Сочинение - рассказ по картине К.Н. Успенской - Кологривовой "Не взяли на рыбалку".

В основе конспекта урока - работа по изучению и анализу произведения изобразительного искусства. Урок иллюстрирует современные подходы к организации творческой работы учащихся, различные активные формы обучения и примеры лексического, словарно - стилистического, орфографического анализа текста и языковых явлений.

Конспект предназначен учителям русского языка общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_russkomu_yazyku.docx23.17 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по русскому языку.

 Сочинение-рассказ по картине К.Н.Успенской-Кологривовой "Не взяли на рыбалку"

Цели: познакомить с особенностями композиции рассказа;показать, при помощи каких средств художник раскрывает замысел картины; развивать речевые умения; учить составлять план сочинения.

Оборудование: репродукция картины Ксении Николаевны Успенской-Кологривовой "Не взяли на рыбалку" ; стихотворение Р.Парве "Два рыбака"

Ход урока

I.Организационный момент.Сообщение темы урока.

Зарание подготовленный ученик читает стихотворение Р.Парве "Два рыбака".

Кто эти путники?

Кто там спешит

К берегу нашей реки?

Дедушка с трубкой

И маленький Тийт-

Оба они рыбаки.

Трюх-трюх -

Дед впереди.

Топ-топ-

Внук позади.

Кто там в кустах

Над водо сидит?

Кто там за рыбой

Зорко следит?

Дедушкас трубкой

И маленький Тийт

Ждут,

Когда будет

У рыб аппетит.

Вот поплавок

Наклонился едва.

Удочка гнется в руке.

Дедушка дёрг-

И рыбка плотва

Бьется уже на крючке!

Словно рыбачить!

Идет на крючок

Нынче плотва за плотвой.

Дед говорит:

-Собирайся,сынок,

Ждут нас хозяйки домой!

Кто эти путники?

Кто там спешит?

Кто там шагает с реки?

Дедушка с трубкой

И маленький Тийт-

Оба они рыбаки.

Трюх-трюх-

Дед впереди.

Топ-топ-

Внук позади

Дед наловил

Для семейства всего

Много плотвы и угрей.

Маленький Тийт

Для кота одного

Только лишь блюдце

Ершей.

-О чем это стихотворение?

-Кто из вас был на рыбалке?

-Какие чувства у вас возникли,когда вы ходили на рыбалку?

-Были ли у вас случаи,когда вас не брали на рыбалку?

-Сегодня познакомимся с картиной Ксении Николаевны Успенской-Кологривовой "Не взяли на рыбалку"

II.Беседа по картине.

-Рассмотрите репродукцию картины Ксении Николаевны Успенской-Кологривовой "Не взяли на рыбалку".

-Где происходит действие, изображенное на картине?(В деревне)

-Когда происходит действие,изображенное на картине Определите время года и время суток.)Действие происходит летом,рано утром)

-По каким признакам вы определили,что на картине иображено раннее утро?(Солнце только всходит, небо розоватое от его лучей.На земле-длинные тени, какие бываютрано утром.)

-Какое утро изображено на картине?(Веселое,солнечное,радостное.)

-Опишите небо.(Небо ясное,безоблачное,высокое)

-Как художница показала, что отец и старший брат собрались на рыбалку?)Отец несет весла,-значит,рыбу будут удить с лодки.На спине у него рюкзак,наверное, с рыболовными принадлежностями.Старший мальчик несет удочки.)

-Как покахывало на картине,что рыбаки уходят?)Они показаны в движении,спиной к малышу,старший брат на ходу глядывается.)

-Верно,ребята, фигуры рыбаков устремлены вперед.П положению ноги туловища видно,что они удаляются.Кто,по-вашему ,главный герой картины?(Маленький мальчик 4-5 лет)

-Как вы определили возраст мальчика?(Мальчик ну умеет как следует одеваться:рубашонка торчит,плохо заправлена в штанишки.Он еще катается на трехколесном велосипеде.)

-Правильно,ребята,вы все это очень верно подметили.Действительно, и велосипед говорит о возрасте мальчика,не случайно он изображен на картине.А как художница показала,что малыш-главное действующее лицо картины?(Малыш иображен на переднем плане,почти в центре картины,отдельно от других действующих лиц,хорошо виден,взоры дву других героев(сестры и брата) устремлены на него.)

-По каким деталям картины можно догадаться,что малыш готовился к рыбалке?(Около мальчика на земле лежит удочка,которую он приготовил для рыбалки.В руке он держит ведерко с червями.)

-Какое настроение у малыша и почему?("Он очень обижен,огорчен,потому что его не взяли на рыбалку".)

-Как художница показала огорчение малыша?("Мальчик не замечает, как курица вытаскивает из его ведёрка червяков"; "Он бросил от обиды удочку,сморщил лицо,вот-вот заплачет".)

-Подробнее опишите мальчика,его позу,выражение лица,волосы,одежду.("Он стоит в растерянной позе,наклонил голову,поднял руку,как будто почесывает за ухом,сдвинул брови,надул губы,готов заплакать";"У него светлые золотистые волосы,загорелые руки и ноги.Луч солнца освещает его лицо";"На нём белая рубашка с короткими рукавами и черные штанишки".)

-А почему для изображения одежды использованы именно эти два цвета?(Мальчик в белой рубашке и черных штанишкаххорошо выделяется на фоне голубой стены дома.)

-Правильно,и цветом художница выделяет главного героя картины.Как вы думаете,давно ли мальчик стоит в такой огорченной позе?(Недолго он так стоит,потому что отец и брат еще на дворе,не успели уйти за калитку.)

-Малыш, действительно,недолго стоит в такой позе,вряд ли он способен долго сердиться.Почему же малыша не взяли на рыбалку?(Он еще маленький,устанет,может выпасть из лодки.)

-Кто во дворе наблюдает за малышом?(Сестра,она выглядывает из-за двери.)

-Чему улыбается сестра?(Ей смешно смотреть,как курица вытаскивает червей из ведерка,а братишка не  видит.Сестра довольна,что брат остался дома и ей не будет скучно.)

-Какое впечатление производит на вас картина?(И веселое, и грустное.)

-Почему веселое?(Веселое потому, что смешно смотреть, как курица таскает червяков из ведерка малыша,а он не видит.На картине показано солнечное утро,хорошая погода.Нежные светлые краски радут глаз,на них приятно смотреть.)

-Почему грустное?(Грустное потому,что малыш огорчен.)

-Жаль вам этого малыша?(Не очень.Его горе не так велико.Подрастет и будет ходить на рыбалку.)

-Обратите внимание на велосипед,который, видимо,говорит не только о возрасте мальчика,но и о том , что малыш скоро забудет о рыбалке, своём огорчении и будет весело кататься.

-Нравится ли вам эта картина?

-Чем она вам нравится?(На ней показан очень симпатичный малыш.Художница интересно показала обиду малыша и нахальную курицу.)

-Действительно,картина очень интересная,жизненная.А теперь попробуем составить рассказ по этой картине.

                                                                  Физкультминтука

III.Составление плана сочинения.

 В основе рассказа лежит какой-то случай, эпизод, происшествие.В рассказе можно выделить три основные части: завязку (событие,с которого начинается действие); кульминацию ( самый острый,напряжённый момент в развитии действия);рязвязку(концовка,заклчительное действие).

На доске записывается примерный план сочинения.

                                                          План

1.Лето-пора чудес.

2.Описание картины:

  а)место действия;

  б)образ маленького мальчика;

  в)отец и старший брат;

  г)сестра

3.Мое впечатление о картине.

VI.Словарно-стилистическая и орфографическая работа.

 Слова с трудными орфограммами,которые могут быть использованы в рассказе по картине,записываются под диктовку накануне сочинение или на доске после беседы по картине: восходящее солнце, бозоблачное лазурное небо,светло-зеленая травка,рюкзак,рыболовные принадлежности,жестяная баночка,калитка,посередине,вдогонку,велосипед,расстроен, обиженные,белокурый,кое-как,вот-вот,симпатичный,настроение.

-Укажите синонимы к словам:

лазурный(голубой, небесный,бирюзовый);

обиженный(оскорблённый,грустный);

симпатичный(приятный,милый,распологающий к себе);

кое-как(небрежно,неаккуратно,неряшливо,недобросовестно.невнимательно,как-нибудь).

-Составьте с ними словосочетания на тему картины.

V.Устное сочинение-расска по картине.

-Как вы думаете,когда и как началась история,момент которой изображен на картине?(Вечером,когда малыш узнал о том, что отец и старший брат собираются на рыбалку.)

-Откуда малышу стало известно, что старшие собираются на рыбалку?(Наверное, он услышал разговор старших и тоже стал собираться на рыбалку.)

-Обещали ли старшие малышу взять его с собой на рыбалку?(Малыш,наверное, очень просил взять его, и старший брат пообещал, думая,что братишка рано утром не проснется,проспит.)

-Что же произошло утром?(Рано утром мальчик сам проснулся,быстро оделся,кое-как заправил рубашку,натянул штанишки,завернул их, как старший брат,взял удочку и банку с червями,которых он накапал еще вечером, и побежал вдогонку за за рыбками.)

-Как же развивалось действие дальше?)Малыш показал отцу баночку с червями и стал проситься на рыбалку.)

-Составьте возможный диалог между отцом и маленьким сыном.

Ущащиеся составлят диалог:

-Папа, можно я пойду с вами?

-Нет,сынок, ты еще очень маленький,подрастёшь-тогда и будешь ходить с нами на рыбалку.

-Каким был этот момент для малыша?(Очень напряженным,он ждал решения отца и узнал,что его не возьмут на рыбалку.)

-Опишите настроение маленького мальчика.(Горько и обидно стало малышу.Он так готовился,а его не взяли.)

-В этой части рассказавы и опишите то,что изображено на картине,-позу,выражение лица мальчика,покажите его огорчение.

-Как вы думаете, чем акончится эта история?(Когда отец со старшим братом уйдут на рыбалку,малыш забудет про свою обиду и пойдет кататься на велосипеде или будет играть с сестрою.)

-Как вы озаглавите свой рассказ?(Обида","Все прошло","Напрасно старался","Зря готовился","Не взяли","Огорчение","Обиделся".)

-А как бы вы начали свой рассказ по картине?(Однажды вечером маленький Сережа услышал разговор отца и старшего брата Пети о рыбалке.Сереже тоже очень хотелось пойти на рыбалку.Он быстро побежал в огород копать червей.)

   Примерное сочинение.

"Вечером маленький Павлик играл сос воей сестренкой Ниной.

  Вдруг он увидел , что его старший брат Саша каопает червей.Павлик сразу догадался,что Саша с отцом собираются на рыбалку.Он подбежал к брату и стал проситься, чтобы его тоже взяли.Малыштак долго ныл и клянчил,ч то Саша не выдержал и сказал:"Ладно,возьмем тебя".Павлик очень обрадовался,подошел к Нине и похвастался: "Меня воьмут на рыбалку,а тебя нет!"

  Весь вечер Павлик готовился к рыбалке.Он накопал червей в огороде,приготовил удочку ,положил все под кроватку и,довольный лег спать.

  Наступило утро.Лучи восхдящего солнца все окрасили в розовый цвет.На небе ни облачка.День обещал быть хорошим.Малыш проснулся от какого-то шума.Он открыл глазаи увидел,что отец и брат уже собрались на рыбалку.Они взяли удочки,весла,рюкзак с едой и собрались уходить.Павлик быстро встал,сам оделся,натянул штанишки,кое-как заправил рубашку,схватил удочку и банку с червями и выбежал во двор с радостным настроением вдогонку за отцом и братом.

-Ты куда это собрался?-строго спросил отец,увидев сынишку.

-С вами на рыбалку,-ответил Павлик.

-Мал еще,оставайся дома.

Павлик так и остался стоять посреди двора.От обиды он бросил удочку,надул губы,сморщил лицо,вот-вот заплачет."Ну почему, почеу они меня невзяли на рыбалку?Я так старался",-думал он.Павлик так сильно огорчился, что не заметил,как нахальная курица таскала у него из банки червей,которых он накопал с таким трудом.А из-за двери выглядывала Нинка и смеялась:"Что,не взяли?!Не будешь в следующий раз хвастать".Потом ей маленького братишку,она подошла к Павлику и сказала:"Хватит дуться,пойдем играть,покатаемся на велосипеде.

           VI.Самостоятельная работа.Написаное сочинение.

            VII.Итог урока.

-С каким произвдением мы сегодня познакомимлись?

-О чем рассказала картина Ксении Николавны Успенской-Кологривовй "Не взяли на рыбалку"?

-Чему учит эта картина?

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи, 2 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по развитию речи для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Составление рассказа по данному концу "Заморозки"....

"Описание как тип речи" Материалы к уроку развития речи. 5 класс.

По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы "Типы речи. Описание". Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный...

Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"

Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима»....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Типы речи урок развития речи 5 класс

Урок развития речи 5 класс...