Урок развития речи в 6 классе.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по русскому языку.
Сочинение-рассказ по картине К.Н.Успенской-Кологривовой "Не взяли на рыбалку"
Цели: познакомить с особенностями композиции рассказа;показать, при помощи каких средств художник раскрывает замысел картины; развивать речевые умения; учить составлять план сочинения.
Оборудование: репродукция картины Ксении Николаевны Успенской-Кологривовой "Не взяли на рыбалку" ; стихотворение Р.Парве "Два рыбака"
Ход урока
I.Организационный момент.Сообщение темы урока.
Зарание подготовленный ученик читает стихотворение Р.Парве "Два рыбака".
Кто эти путники?
Кто там спешит
К берегу нашей реки?
Дедушка с трубкой
И маленький Тийт-
Оба они рыбаки.
Трюх-трюх -
Дед впереди.
Топ-топ-
Внук позади.
Кто там в кустах
Над водо сидит?
Кто там за рыбой
Зорко следит?
Дедушкас трубкой
И маленький Тийт
Ждут,
Когда будет
У рыб аппетит.
Вот поплавок
Наклонился едва.
Удочка гнется в руке.
Дедушка дёрг-
И рыбка плотва
Бьется уже на крючке!
Словно рыбачить!
Идет на крючок
Нынче плотва за плотвой.
Дед говорит:
-Собирайся,сынок,
Ждут нас хозяйки домой!
Кто эти путники?
Кто там спешит?
Кто там шагает с реки?
Дедушка с трубкой
И маленький Тийт-
Оба они рыбаки.
Трюх-трюх-
Дед впереди.
Топ-топ-
Внук позади
Дед наловил
Для семейства всего
Много плотвы и угрей.
Маленький Тийт
Для кота одного
Только лишь блюдце
Ершей.
-О чем это стихотворение?
-Кто из вас был на рыбалке?
-Какие чувства у вас возникли,когда вы ходили на рыбалку?
-Были ли у вас случаи,когда вас не брали на рыбалку?
-Сегодня познакомимся с картиной Ксении Николаевны Успенской-Кологривовой "Не взяли на рыбалку"
II.Беседа по картине.
-Рассмотрите репродукцию картины Ксении Николаевны Успенской-Кологривовой "Не взяли на рыбалку".
-Где происходит действие, изображенное на картине?(В деревне)
-Когда происходит действие,изображенное на картине Определите время года и время суток.)Действие происходит летом,рано утром)
-По каким признакам вы определили,что на картине иображено раннее утро?(Солнце только всходит, небо розоватое от его лучей.На земле-длинные тени, какие бываютрано утром.)
-Какое утро изображено на картине?(Веселое,солнечное,радостное.)
-Опишите небо.(Небо ясное,безоблачное,высокое)
-Как художница показала, что отец и старший брат собрались на рыбалку?)Отец несет весла,-значит,рыбу будут удить с лодки.На спине у него рюкзак,наверное, с рыболовными принадлежностями.Старший мальчик несет удочки.)
-Как покахывало на картине,что рыбаки уходят?)Они показаны в движении,спиной к малышу,старший брат на ходу глядывается.)
-Верно,ребята, фигуры рыбаков устремлены вперед.П положению ноги туловища видно,что они удаляются.Кто,по-вашему ,главный герой картины?(Маленький мальчик 4-5 лет)
-Как вы определили возраст мальчика?(Мальчик ну умеет как следует одеваться:рубашонка торчит,плохо заправлена в штанишки.Он еще катается на трехколесном велосипеде.)
-Правильно,ребята,вы все это очень верно подметили.Действительно, и велосипед говорит о возрасте мальчика,не случайно он изображен на картине.А как художница показала,что малыш-главное действующее лицо картины?(Малыш иображен на переднем плане,почти в центре картины,отдельно от других действующих лиц,хорошо виден,взоры дву других героев(сестры и брата) устремлены на него.)
-По каким деталям картины можно догадаться,что малыш готовился к рыбалке?(Около мальчика на земле лежит удочка,которую он приготовил для рыбалки.В руке он держит ведерко с червями.)
-Какое настроение у малыша и почему?("Он очень обижен,огорчен,потому что его не взяли на рыбалку".)
-Как художница показала огорчение малыша?("Мальчик не замечает, как курица вытаскивает из его ведёрка червяков"; "Он бросил от обиды удочку,сморщил лицо,вот-вот заплачет".)
-Подробнее опишите мальчика,его позу,выражение лица,волосы,одежду.("Он стоит в растерянной позе,наклонил голову,поднял руку,как будто почесывает за ухом,сдвинул брови,надул губы,готов заплакать";"У него светлые золотистые волосы,загорелые руки и ноги.Луч солнца освещает его лицо";"На нём белая рубашка с короткими рукавами и черные штанишки".)
-А почему для изображения одежды использованы именно эти два цвета?(Мальчик в белой рубашке и черных штанишкаххорошо выделяется на фоне голубой стены дома.)
-Правильно,и цветом художница выделяет главного героя картины.Как вы думаете,давно ли мальчик стоит в такой огорченной позе?(Недолго он так стоит,потому что отец и брат еще на дворе,не успели уйти за калитку.)
-Малыш, действительно,недолго стоит в такой позе,вряд ли он способен долго сердиться.Почему же малыша не взяли на рыбалку?(Он еще маленький,устанет,может выпасть из лодки.)
-Кто во дворе наблюдает за малышом?(Сестра,она выглядывает из-за двери.)
-Чему улыбается сестра?(Ей смешно смотреть,как курица вытаскивает червей из ведерка,а братишка не видит.Сестра довольна,что брат остался дома и ей не будет скучно.)
-Какое впечатление производит на вас картина?(И веселое, и грустное.)
-Почему веселое?(Веселое потому, что смешно смотреть, как курица таскает червяков из ведерка малыша,а он не видит.На картине показано солнечное утро,хорошая погода.Нежные светлые краски радут глаз,на них приятно смотреть.)
-Почему грустное?(Грустное потому,что малыш огорчен.)
-Жаль вам этого малыша?(Не очень.Его горе не так велико.Подрастет и будет ходить на рыбалку.)
-Обратите внимание на велосипед,который, видимо,говорит не только о возрасте мальчика,но и о том , что малыш скоро забудет о рыбалке, своём огорчении и будет весело кататься.
-Нравится ли вам эта картина?
-Чем она вам нравится?(На ней показан очень симпатичный малыш.Художница интересно показала обиду малыша и нахальную курицу.)
-Действительно,картина очень интересная,жизненная.А теперь попробуем составить рассказ по этой картине.
Физкультминтука
III.Составление плана сочинения.
В основе рассказа лежит какой-то случай, эпизод, происшествие.В рассказе можно выделить три основные части: завязку (событие,с которого начинается действие); кульминацию ( самый острый,напряжённый момент в развитии действия);рязвязку(концовка,заклчительное действие).
На доске записывается примерный план сочинения.
План
1.Лето-пора чудес.
2.Описание картины:
а)место действия;
б)образ маленького мальчика;
в)отец и старший брат;
г)сестра
3.Мое впечатление о картине.
VI.Словарно-стилистическая и орфографическая работа.
Слова с трудными орфограммами,которые могут быть использованы в рассказе по картине,записываются под диктовку накануне сочинение или на доске после беседы по картине: восходящее солнце, бозоблачное лазурное небо,светло-зеленая травка,рюкзак,рыболовные принадлежности,жестяная баночка,калитка,посередине,вдогонку,велосипед,расстроен, обиженные,белокурый,кое-как,вот-вот,симпатичный,настроение.
-Укажите синонимы к словам:
лазурный(голубой, небесный,бирюзовый);
обиженный(оскорблённый,грустный);
симпатичный(приятный,милый,распологающий к себе);
кое-как(небрежно,неаккуратно,неряшливо,недобросовестно.невнимательно,как-нибудь).
-Составьте с ними словосочетания на тему картины.
V.Устное сочинение-расска по картине.
-Как вы думаете,когда и как началась история,момент которой изображен на картине?(Вечером,когда малыш узнал о том, что отец и старший брат собираются на рыбалку.)
-Откуда малышу стало известно, что старшие собираются на рыбалку?(Наверное, он услышал разговор старших и тоже стал собираться на рыбалку.)
-Обещали ли старшие малышу взять его с собой на рыбалку?(Малыш,наверное, очень просил взять его, и старший брат пообещал, думая,что братишка рано утром не проснется,проспит.)
-Что же произошло утром?(Рано утром мальчик сам проснулся,быстро оделся,кое-как заправил рубашку,натянул штанишки,завернул их, как старший брат,взял удочку и банку с червями,которых он накапал еще вечером, и побежал вдогонку за за рыбками.)
-Как же развивалось действие дальше?)Малыш показал отцу баночку с червями и стал проситься на рыбалку.)
-Составьте возможный диалог между отцом и маленьким сыном.
Ущащиеся составлят диалог:
-Папа, можно я пойду с вами?
-Нет,сынок, ты еще очень маленький,подрастёшь-тогда и будешь ходить с нами на рыбалку.
-Каким был этот момент для малыша?(Очень напряженным,он ждал решения отца и узнал,что его не возьмут на рыбалку.)
-Опишите настроение маленького мальчика.(Горько и обидно стало малышу.Он так готовился,а его не взяли.)
-В этой части рассказавы и опишите то,что изображено на картине,-позу,выражение лица мальчика,покажите его огорчение.
-Как вы думаете, чем акончится эта история?(Когда отец со старшим братом уйдут на рыбалку,малыш забудет про свою обиду и пойдет кататься на велосипеде или будет играть с сестрою.)
-Как вы озаглавите свой рассказ?(Обида","Все прошло","Напрасно старался","Зря готовился","Не взяли","Огорчение","Обиделся".)
-А как бы вы начали свой рассказ по картине?(Однажды вечером маленький Сережа услышал разговор отца и старшего брата Пети о рыбалке.Сереже тоже очень хотелось пойти на рыбалку.Он быстро побежал в огород копать червей.)
Примерное сочинение.
"Вечером маленький Павлик играл сос воей сестренкой Ниной.
Вдруг он увидел , что его старший брат Саша каопает червей.Павлик сразу догадался,что Саша с отцом собираются на рыбалку.Он подбежал к брату и стал проситься, чтобы его тоже взяли.Малыштак долго ныл и клянчил,ч то Саша не выдержал и сказал:"Ладно,возьмем тебя".Павлик очень обрадовался,подошел к Нине и похвастался: "Меня воьмут на рыбалку,а тебя нет!"
Весь вечер Павлик готовился к рыбалке.Он накопал червей в огороде,приготовил удочку ,положил все под кроватку и,довольный лег спать.
Наступило утро.Лучи восхдящего солнца все окрасили в розовый цвет.На небе ни облачка.День обещал быть хорошим.Малыш проснулся от какого-то шума.Он открыл глазаи увидел,что отец и брат уже собрались на рыбалку.Они взяли удочки,весла,рюкзак с едой и собрались уходить.Павлик быстро встал,сам оделся,натянул штанишки,кое-как заправил рубашку,схватил удочку и банку с червями и выбежал во двор с радостным настроением вдогонку за отцом и братом.
-Ты куда это собрался?-строго спросил отец,увидев сынишку.
-С вами на рыбалку,-ответил Павлик.
-Мал еще,оставайся дома.
Павлик так и остался стоять посреди двора.От обиды он бросил удочку,надул губы,сморщил лицо,вот-вот заплачет."Ну почему, почеу они меня невзяли на рыбалку?Я так старался",-думал он.Павлик так сильно огорчился, что не заметил,как нахальная курица таскала у него из банки червей,которых он накопал с таким трудом.А из-за двери выглядывала Нинка и смеялась:"Что,не взяли?!Не будешь в следующий раз хвастать".Потом ей маленького братишку,она подошла к Павлику и сказала:"Хватит дуться,пойдем играть,покатаемся на велосипеде.
VI.Самостоятельная работа.Написаное сочинение.
VII.Итог урока.
-С каким произвдением мы сегодня познакомимлись?
-О чем рассказала картина Ксении Николавны Успенской-Кологривовй "Не взяли на рыбалку"?
-Чему учит эта картина?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку развития речи (7 класс). Описание картины С.А. Григорьева "Вратарь"
Презентация для проведения урока развития речи...
Конспект урока развития речи, 2 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока по развитию речи для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Составление рассказа по данному концу "Заморозки"....
"Описание как тип речи" Материалы к уроку развития речи. 5 класс.
По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы "Типы речи. Описание". Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный...
Календарно-тематическое планирование уроков развития речи 2 класс специальной (коррекционной) школы - интерната 8 вида класс специальной (коррекционной) школы 8 видао
Этот материал поможет учителю быстро подготовиться к уроку....
Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"
Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима»....
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
Типы речи урок развития речи 5 класс
Урок развития речи 5 класс...