Программа элективного курса "Художественная обработка материалов" в 8 классе
элективный курс по технологии (8 класс) на тему
Современный научно- технический и социальный прогресс быстро, кардинально и постоянно изменяет условия труда и содержание деятельности человека на протяжении всей его жизни. В связи с этим особое значение приобретает формирование готовности учащихся к практической преобразовательной деятельности. Для этого нужны специальные знания, умения и средства технологического характера. Одним из эффективных средств развивающего обучения являются различные виды предметно-практической деятельности, в том числе занятия ручными ремеслами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ek_hudozhestvennaya_obrabotka_materialov.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
элективного курса
«Художественная обработка материалов» в 8 классе
Модуль 1 «Лоскутная пластика » - 9 часов
Модуль 2 «Вышивание» - 8
Пояснительная записка
Современный научно-технический и социальный прогресс быстро, кардинально и постоянно изменяет условия труда и содержание деятельности человека на протяжении всей его жизни. В связи с этим особое значение приобретает формирование готовности учащихся к практической преобразовательной деятельности. Для этого нужны специальные знания, умения и средства технологического характера. Одним из эффективных средств развивающего обучения являются различные виды предметно-практической деятельности, в том числе занятия ручными ремеслами.
Реальный опыт практической работы учащихся привлекает возможностью разнообразной творческой деятельности, стимулирует развитие практических интересов, задает новый смысл их учебе и самообразованию.
Настоящая программа составлена на базе материалов учебников «Технология» для учащихся 7-8 классов под редакцией В.Д.Симоненко, «Программы общеобразовательных учреждений. Технология. 1-4, 5-11 классы» подготовлена научным коллективом «Технология» Ю.Л.Хотунцев, В.Д.Симоненко, М.: Просвещение, 2007, Интернет - источников, «Технология. Рабочие программы, элективные курсы», Методическое пособие авторы Л.Н Бобровская, Е.А.Сапрыкина и др., М.: Глобус, 2008 год (Образовательный стандарт) и предназначена для учащихся 8 класса.
Программа состоит из двух модулей: «Лоскутная пластика» - 9 часов и «Вышивание» - 8 часов.
Цели курса:
- подготовка учащихся к преобразовательной деятельности в общественном производстве, формирование у них преобразующего мышления и творческих способностей;
- создание оптимальных условий для развития личности и профессионального самоопределения в процессе участия в различных видах учебной и трудовой деятельности.
Основные задачи:
- формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности в новых социально-экономических условиях;
- формирование знаний и умений для выполнения практических работ;
- ознакомление с историей декоративно-прикладного творчества и профессиями, связанными с художественной обработкой материалов;
- раскрытие роли и значения декоративно-прикладных видов ремесел в жизни общества;
- привитие любви к традиционным народным видам искусства;
- развитие художественных и творческих способностей у учащихся.
Программа содержит все знания, необходимые для достижения запланированных в ней целей подготовки.
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:
- основные виды декоративно-прикладного искусства, относящиеся к художественной обработке материалов;
- основные правила композиционного построения декоративных элементов вышивки;
- основные правила подбора цветового решения в изделиях декоративно-прикладного характера и соотношение с формой изделия;
- виды простейших приемов вышивки и лоскутной пластики;
- материалы, инструменты и приспособления, используемые в художественной обработке материалов;
- правила организации рабочего места и требования безопасности труда.
Учащиеся должны уметь:
- определять вид переплетения ткани, ее качество и фактуру:
- определять свойства материалов, подбирать и применять инструмент по назначению;
- выполнять простейшие швы художественной вышивки;
- обеспечивать качество выполняемых работ, создавать простейшие образцы в лоскутной технике.
В процессе обучения используются такие формы проведения занятий, как рассказ, объяснение, беседа с элементами визуализации, зачетные уроки. На занятиях предусматривается включение учащихся в практическую деятельность продуктивного, творческого характера. В процессе обучения используются технологические и инструкционные карты, дидактические материалы, образцы изделий.
Для определения степени достижения целей обучения, уровня сформированности знаний, умений, навыков, а также выявления уровня развития учащихся с целью корректировки методики обучения используются текущий, периодический, итоговый контроль. Контроль знаний и умений осуществляется с помощью тестов и карточек-заданий.
Основные компоненты содержания модуля
«Лоскутная пластика»
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | Образовательный продукт | ||
всего | теория | практика | |||
Модуль 1 «Лоскутная пластика» | |||||
1 | Охрана труда | 1 | 1 | Памятка по технике безопасности | |
2 | Основы художественного проектирования изделий | 1 | 1 | Конспект | |
3 | Цветоведение | 2 | 1 | 1 | Конспект. Алгоритм сочетания цветов. |
4 | Основы лоскутного шитья | 5 | 1 | 4 | Готовый элемент изделия |
И т о г о | 9 | 4 | 5 |
Содержание модуля «Лоскутная пластика»
- Охрана труда.
Виды инструктажа и инструкция по технике безопасности.
Вводный инструктаж. Инструктаж на рабочем месте. Инструкция по технике безопасности.
- Основы художественного проектирования изделий.
Виды композиции. Понятие о композиции. Характер композиции. Ритм. Орнамент.
Основные законы и свойства композиции (целостность композиции, ограниченность, связанность, компактность, выразительность).
- Цветоведение.
Природа цвета. Хроматические и ахроматические цвета. Теплые и холодные тона. Цветовой круг.
Гармоническое сочетание цветов. Цветовое сочетание. Правила и законы цветового круга.
- Основы лоскутного шитья.
Материаловедение.
Классификация волокон. Основные свойства тканей, ткацкие переплетения. Фактура ткани. Клеевые и прокладочные материалы. Расход ткани. Предварительная обрботка и уход за лоскутными изделиями.
Проектирование узоров лоскутной пластики.
Определение формы узора и ее зависимость от вида и свойств материала. Изготовление шаблонов узора.
Раскрой узоров по шаблонам.
Инструменты для изготовления шаблонов. Предварительная обработка материалов. Расположение шаблонов на ткани. Обмеловка. Раскрой элементов узора.
Методы шитья. Технология лоскутной пластики.
Ручное и машинное шитье. Использование булавок при сметывании деталей узора. Последовательность сметывания. Технология сметывания и стачивания деталей узора. Влажно-тепловая обработка сшиваемого изделия. Окончательная отделка лоскутного изделия.
Основные компоненты содержания модуля
«Вышивание»
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | Образовательный продукт | ||
всего | теория | практика | |||
Модуль 2 «Вышивание» | |||||
1 | Охрана труда | 1 | 1 | Памятка по технике безопасности | |
5 | Основы художественной вышивки | 7 | 1 | 6 | Готовый элемент вышивки |
И т о г о | 8 | 2 | 6 |
Содержание модуля «Вышивание»
1.Охрана труда.
Виды инструктажа и инструкция по технике безопасности.
Вводный инструктаж. Инструктаж на рабочем месте. Инструкция по технике безопасности.
- Основы художественной вышивки.
Традиционные виды вышивки. Мастера вышивки.
Виды вышивки, традиционно используемые материалы.
Инструменты и подготовка к вышивке.
Ручная и машинная вышивка. Образцы. Инструменты, приспособления и маар\териалы. Форма пялец, подготовка пялец к работе. Раскрой и обработка ткани. Поиск мотива.
Разметка рисунка.
Распределение вышивки на образце ткани. Начало работы.
Подготовка нитей и закрепление их на ткани.
Виды нитей. Размер нити. Заготовка нитей. Начало и конец работы. Способы закрепления нити.
Технология выполнения швов.
Технология выполнения работы при условии ее начала снизу, сверху или из середины
Литература
Лоскутное шитье:
И.Ю.Муханова, «Лоскутное шитье в современном стиле», М., Олма-Пресс, 2003г.
Т.А.Мазурок, «Лоскутное шитье: от ремесла к искусству», С-П, Паритет, 2000г.
Ким Х.Риттер, «Стеганные лоскутики», М., Эксмо-Пресс, 2000г.
М.Максимова, «Лоскутики», М., Эксмо-Пресс, 2000г.
О.И.Нагель, «Художественное лоскутное шитье», М., Школа Пресс, 2000г.
Вышивание:
Максимова М. Вышивка: первые шаги. М.: Эксмо-Пресс, 2000г.
Иванова А. Ручное вышивание. Культура и традиции, М.: 2004г.
Андреева И.А. Энциклопедия: шитье и рукоделие. М.: Большая Российская энциклопедия, 1999 г.
Джейн Гринофф. Вышивка крестиком. М.: Эксмо, 2005г.
Энн Кокс. Вышивка шелковыми ленточками. М.: Кристина и К, 2002г.
Молотобарова О.С. Учите детей вышивать. М.: Владос, 2003г.
Иванова А.А. Вышивка в интерьере, М.: Олма-Пресс, 2003г.
Власова А.А. Уроки рукоделия. С-П.: Кристалл, 1992г.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
элективного курса
«Художественная обработка материалов» в 8 классе
Модуль 1 «Лоскутная пластика»
№ урока | Наименование раздела, урока | Дата проведения | |
По плану | Фактически | ||
1 | Охрана труда | ||
2 | Основы художественного проектирования изделий | ||
3 | Цветоведение. Природа цвета. | ||
4 | Гармоническое сочетание цветов | ||
5 | Основы лоскутного шитья Материаловедение. | ||
6 | Проектирование узоров лоскутной пластики. | ||
7 | Раскрой узоров | ||
8 | Методы шитья. Технология лоскутной пластики. | ||
9 | Методы шитья. Технология лоскутной пластики. | ||
И т о г о |
Модуль 2 «Вышивание»
№ п/п | Наименование раздела | Дата проведения | |
По плану | Фактически | ||
1 | Охрана труда | ||
2 | Традиционные виды вышивки. Мастера вышивки. | ||
3 | Инструменты и подготовка к вышивке. | ||
4 | Распределение вышивки на образце ткани. Начало работы. | ||
5 | Вышивка крестиком по канве «Аида» | ||
6 | Вышивка крестиком по ровнотканому полотну. | ||
7 | Двусторонний, двойной и длинный крестики. | ||
8 | Окончательная обработка. | ||
И т о г о |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа элективного курса для 6 класса основы естествознания
по программе работаю 2-ой год, она помогает детям определиться с выбором дальнейшего профиля обучения. Ориентирована на привлечение детей к изучению предметов естественнонаучного цикла....
Программа элективного курса для 11 класса "Сочинение-рассуждение на экзамене: авторская позиция, собственное мнение, аргументация"
В соответствии с основными требованиями к выполнению части С ЕГЭ по русскому языку работа по подготовке к написанию сочинения-рассуждения должна включать в себя три составляющие:1) выявление, ос...
Программа элективного курса для 8 класса "Обучение различным видам изложения"
Изложение наряду с сочинением является средством формирования коммуникативных умений, а значит, изложение – один из основных видов работ по развитию связной речи школьников. По выражению М.А. Ры...
Программа элективного курса для 9 класса
Программа курса по выбору «Химия вокруг нас» предназначена для учащихся 9 класса средней общеобразовательной школы, рассчитана на 17 часов....
рабочая программа элективного курса в 9 классе "Художественная обработка природных мсатериалов и текстиля"
Данный курс расчитан на 17 часов, ориентирован на учащихся, склонных к художественному творчеству...
Программа элективного курса «Обработка графики»
Авторская программа В курсе информатики и ИКТ существуют разделы по созданию, редактированию графических файлов в Paint, MS Power Point, MS Word. Данный курс позволит учащимся приобрести навыки...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...