Урок по ДПИ "Творчество "Декупаж""
учебно-методический материал по технологии на тему
Урок знакомит обучающихся с историей развития техники "Декупаж" и дает основу для творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urokdekupazh.doc | 41.5 КБ |
urok_dekupazh.ppt | 1.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок:
Программа открытого урока:
Организационная часть, встреча детей.
1-ый урок: Основные сведения о прикладном творчестве “Декупаж”.
2-ой урок: Практическая работа.
Подведение итогов.
1 урок. Цель урока:
Познакомить учащихся с историей возникновения и развития техники “Декупаж”, с основным применением в интерьере.
Научить простейшим приёмам начального этапа салфеточной техники “Декупаж” через элементы образного мышления.
Задачи урока:
Обучение:
Расширить кругозор учащихся в процессе изучения данного вида прикладного творчества, сформировать знания о существующих видах прикладного творчества, об особенностях их выполнения.
Развития:
Развивать наглядно-образное мышление, познавательный интерес, рациональное использование времени и памяти, точность движений, художественный вкус, творчество.
Воспитания:
Воспитывать художественный вкус и творческое отношение к работе, настойчивость в достижении цели, аккуратность, бережливость, сознательное выполнение правил безопасности при работе с режущими, колющими предметами.
Средства обучения:
Наглядные: образцы салфеток, инструкционная карта, правила техники безопасности с режущими инструментами, образцы готовых изделий
Учебные: тетрадь, чертёжные инструменты, объект для декупирования, ножницы, салфетки (бумага с картинками) для вырезания, клей ПВА, кисти, акриловый лак или специальный лак для декупажа, который будет подтверждаться воздействию влаги, акриловые краски – для окрашивания фона, блёстки.
Ход урока
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления с выполнением практической работы.
1 этап. Организационный момент.
Цель этапа: Психологический настрой учащихся на предстоящее занятие.
2 этап. Актуализация знаний и умений.
Цель этапа: Прочное закрепление знаний, полученных раньше. Повторение материала прошлых уроков и ТБ в форме беседы.
Какие виды прикладного творчества мы уже изучили?
Что такое декорирование предмета?
Какие предметы можно декорировать? (примеры)
Какой материал используют для защиты поверхности?
Какие лак и краски используются для техники “декупаж”? Почему?
Какие инструменты и приспособления используются в технике “декупаж”?
На какие зоны делится рабочее место?
Правила техники безопасности при работе с ножницами, клеем и лаком.
3 этап. Усвоение новых знаний.
Цель этапа: Узнать основные сведения о салфеточной технике, о видах декорирования и этапах подготовки к нему.
План объяснения:
Исторические сведения о технике “декупаж”
Применение техники в современном интерьере.
Основы декупажа.
Материалы и аксессуары.
Декупаж – в переводе с фр.(вырезать)
Откуда появился Декупаж? ВСЕ НОВОЕ – ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ.
Декупаж - старинная техника, вновь ставшая модной буквально в последние годы.
В разных источниках родиной декупажа называют то Китай, то Восточную Сибирь. Трудно определить, кто у кого перенял эту технику: то ли китайские крестьяне у кочевников научились способу украшать кусками вырезанной бумаги различные предметы, то ли кочевники стали украшать стены погребений своих предков различными аппликациями из бумаги, научившись этому у китайцев. Одно известно наверняка – уже в 12-ом веке в Китае создавали яркую цветную бумагу - cutout, чтобы украсить окна, фонари и другие вещи. Иногда на них помещали какую-либо надпись, призывающую в дом благополучие здоровье и т.д. или декорировали шнурами и тесьмой.
Позже на Дальнем Востоке (в основном в Китае) родилось искусство лаковой росписи мебели, которое к 17 веку переживало свой расцвет. Благодаря Великому шелковому пути эта мебель попадала и в Европу, где ценилась очень высоко. Действительно, эта техника была очень трудоемка – сначала наносили искуснейшую роспись по дереву, которая затем покрывалась десятками слоев лака. На создание отдельных образцов у мастеров могли уходить годы работы. Восточные предметы утвари и мебель, расписанные лаком, стали очень модны и украсили фешенебельные европейские дома. Торговцы не могли в полной мере удовлетворить заказы европейцев на расписанную лаком мебель из стран Дальнего Востока, но вместе с тем торговцы хотели увеличить и спрос на эти товары, путем снижения их стоимости. В результате венецианские краснодеревщики и лаковых дел мастера стали производить подделки. Ремесленники нанимали учеников, чтобы они цветными красками переносили на бумагу сюжеты картин и затем, приклеивали эти рисунки к деталям мебели, музыкальных инструментов и т.д. и покрывали несколькими слоями лака. Такие предметы называли object d'art и они были очень похожи на настоящие вещи, привезенные купцами из Китая и Японии. Как более дешевая альтернатива object d'art, развилось целое направление в художественном оформлении: покупались дешевые рисунки, из них вырезались картинки, наклеивались и покрывались лаком.
Вещи, украшенные таким образом, получили название - l'arte del povero , что означает искусство бедняков.
Но не только бедняки увлеклись этим видом творчества, декупаж становится популярным хобби даже при дворе короля Людовика XV. Кроме декорирования мебели, декупаж используется для украшения шкатулок, туалетных принадлежностей и даже шляп. В 18-ом веке техника декупажа распространяется по всей Европе. В Англии в 18-м веке декупаж был популярен в высшем и зажиточном среднем классе. Совмещение вырезания и общих навыков лакировки были известны в Англии как Japanning. В 1760 году одним из лондонских издателей даже была выпущена книга с иллюстрациями и инструкциями под названием "Развлечение Леди или Искусство Japanning Делать Просто (The Ladies Amusement or The Art of Japanning Made Easy). В 19-ом столетии, во времена Викторианской Англии, ручная роспись и искусство вырезания - Japanning, уступили место более сентиментальному искусству коллажа, близкой художественной форме. Это совпало с введением в обиход Валентинок (Valentine cards), декоративных и рельефных бумаг и шнурков, которыми украшали поверхности типа экранов, стоек ламп, льняных коробок и много другого.
В 20-м веке данный вид прикладного творчества получил свое нынешнее название – декупаж (découpage), пришедшее из французского языка (decouper - вырезать). Такие художники 20-го века как Пабло Пикассо и Анри Матисс использовали декупаж в своих работах. Одним из наиболее известных примеров использования декупажа является «Blue Nude» Матисса. Возникли новые направления – декупаж из салфеток, объемный декупаж (3D) и т.д. И сегодня декупаж переживает возрождение во всем мире.
а что можно украсить бумажными салфетками? На самом деле всё, что Вашей душе угодно! Любая, даже самая невзрачная вещица перерождается в новую великолепную, в настоящее произведение искусства. Это могут быть горшки для цветов, посуда, свечи, книги, музыкальные инструменты, шкатулки, сосуды, флаконы, мебель, т.д. и т.п. Даже одежда и обувь может быть украшена Вами на свой вкус.
Единственное, что надо учесть (!) - они должны быть однотонными и не слишком темными, затем чтобы просвечивающийся рисунок, вырезанный из салфетки, был хорошо виден.
Декупаж - это скурпулезное вырезание изображений, полосок бумаги, которые потом наклеиваются на поверхность для декорирования согласно вашему желанию и затем покрываются несколькими слоями лака для защиты. Эта техника требует времени, терпения и предусматривает множество попыток, чем результат удовлетворит Вас.
Используемые материалы.
Доска разделочная (деревянная)
Банка из под кофе (стеклянная)
Акриловый глянцевый лак
Акриловые краски,
Клей ПВА, кисти, блёстки, ножницы, салфетки
Объект для декупирования может быть любым: глянцевым, деревянным, алюминиевым, стеклянным и т.д. (свои образцы)
Ножницы можно использовать самых различных размеров для вашего удобства. Очень удобны для вырезания мелких деталей маникюрные ножницы.
Салфетки можно заменить бумагой, только она должна быть тонкой, чтобы рисунок хорошо ложился на декупированный предмет и выгладил как нарисованный. Очень удобна бумага с коллекциями изображений разного размера на общую тематику.
Лак для окончания работы можно использовать акриловый,
Клей используем ПВА, он самый доступный и быстро сохнущий.
Кисти лучше не брать из колонка, а купить хорошую плоскую синтетическую.
Карандаш потребуЕтся для того, чтобы наметить места расположения картинок на поверхности для декупирования, согласно нашему замыслу.
4 этап. Первичное закрепление нового материала.
Форма-беседа.
Цель этапа: Проверить усвоение новых знаний на уроке.
Что такое декупаж?
Как, где и почему возник этот вид прикладного творчества?
Когда этот вид творчества появился в России?
Как в настоящее время относятся к прикладному творчеству “декупаж”?
Какие поверхности можно декорировать помощью салфеточной техники?
2 урок
5 этап. Практическая работа.
Цель этапа:
Обучение навыкам индивидуальной и коллективной работы.
Развитие творческого отношения к работе.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...