Программа элективного курса "Изготовление одежды из деталей простых геометрических форм"
методическая разработка по технологии (9 класс) на тему

Каткова Елена Алексеевна

Элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов для предпрофильной подготовки.

В процессе изучения курса учащиеся смогут изучить основные тенденции моды, сконструировать, смоделировать и выполнить изделия; понять, что для изготовления одежды необходимо обладать многими знаниями и умениями; познакомятся с некоторыми  профессиями легкой промышленности.

Пройдя "профессиональные пробы", учащиеся смогут принять осознанное решение, продолжать или нет знакомиться более глубоко с профессиями легкой промышленности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 398

Программа элективного курса «Изготовление одежды из деталей простых геометрических форм».

Разработала: учитель технологии ГБОУ СОШ № 398 Каткова Елена Алексеевна

Москва, ЮВАО, 2012г.

Содержание.

1. Теоретические основы разработки программы элективного курса «Изготовление одежды из деталей простых геометрических форм».

2. Программа   элективного    курса   «Изготовление   одежды   из деталей простых геометрических форм».

3. Содержание занятий.

4. Опытная проверка.

5. Список использованной литературы.

Приложение 1.  Фотографии одежды, изготовленной на основе деталей простых геометрических форм.


1. Теоретические основы разработки программы элективного курса «Изготовление одежды из деталей простых геометрических форм».

Основой школьной методики по профессиональному самоопределению и карьерному планированию являются: Технология планирования карьеры ИДК; педагогические технологии и методы, позволяющие реализовать этапы Технологии планирования карьеры.

Технология планирования карьеры является одним  из инструментов выполнения требований новых стандартов качества образования, позволяющим решить задачи управления качеством образования, а именно:  функционирования процессов  в режиме развития, корректного взаимодействия ОУ с внешней средой, профильной дифференциации, обоснования предпрофильной подготовки.  Технология планирования карьеры и разработанная на ее основе школьная методика выстроены таким образом, что позволяют организовать единую систему учебно-воспитательных мероприятий в соответствии с требованиями стандарта качества образования. Технология планирования карьеры и школьная методика служат формированию  ключевых компетентностей  (социальной, политкультурной, информационной), социальной адаптации, удовлетворения социальных запросов,  мотивации у школьников активности на занятиях,  обоснованного выбора профиля обучения, активной подготовки по соответствующим предметам и, таким образом, служит дополнительным механизмом повышения  успеваемости по основным предметам, приложения дополнительных осознанных усилий при изучении  остальных  предметов.

         Общим обоснованием Технологии планирования карьеры и школьной методики по ее реализации является положение: успешная профессиональная карьера означает согласование интересов личности и государства, направленность личной преобразовательной энергии профессионала на созидание, на положительное решение любых задач с любыми клиентами и партнерами через выбор того или иного корректного  способа.

     Тренинговые занятия подбираются в соответствии с данными психологического среза по школе и классам. Занятия могут проводиться в малых и больших группах в направлениях:

   - навыки использования имеющихся способностей, доминирующих особенностей работы с информацией и установок поведения;

   - занятия, направленные на развитие ресурсов развития в соответствии с данными индивидуальных психологических портретов;

   - занятия строятся на принципах демократичности, лояльности, взаимной дополняемости  участников, равного, уважительного взаимодействия, исключается всякое принуждение;

   - перед занятием дается краткое пояснение о том, где и каким образом данное упражнение может принести пользу участникам;

   - после занятия проводится короткий разбор с целью осознания и осмысления результатов; обсуждение предполагает свободный обмен мнениями всех участников – по желанию, без принуждения; мнение педагога может быть высказано наравне с мнением участников, безоценочно.  

      Учащиеся знакомятся с описаниями профессий и схемами карьерного развития, подготовленными в ИДК. Проводятся занятия по следующим темам:  потенциал  профессии, поиск профессии по критериям, изучение специфики профессии и требований к её соискателям, оценка выбранной профессии с точки зрения потенциала, возможности её освоения соискателем профессии, поиск схем трудоустройства и квалификационно-статусного роста, обеспечивающих достижение максимальных профессиональных позиций по выбранной профессии,                                                                                                                       составление графика достижения квалификационно – статусных позиций во времени. Занятия проводятся с использованием материалов, предоставленных ИДК. 

     В рамках элективного курса, классных часов, дополнительного образования и др. в школе организуется система мероприятий по ознакомлению с профессиями в соответствии с потребностями, склонностями, способностями и предположительными направлениями профессионального развития учащихся, которые отражаются в психологических портретах и психологическом срезе по результатам диагностики:

- проводятся конкурсы, мастер-классы, профессиональные пробы, семинары, «круглые столы»;

     - подготавливается материал по реализации проектных работ, докладов, презентаций, видеороликов по теме профессионального и карьерного выбора;

- использование дополнительной техники и оборудования индивидуально и на базе школы.

     Творческие работы проводятся таким образом, чтобы развивались навыки:

    - совместного творчества учителя и учащегося;

    - самостоятельности в работе учащегося;

    - командного и группового взаимодействия;

    - самостоятельно построенного плана исследования;

    - самооценки и принятия оценки окружающих;

    - использование оценок как стимула для планирования дальнейшей работы;

    - фокусирование на целях, задачах, результатах, этапах процесса, моделирования, системного подхода в формировании решений и действий[2].

2. Программа   элективного    курса   «Изготовление   одежды   из деталей простых геометрических форм».

Содержание данного курса направлено на расширение и углубление знаний учащихся по моделированию, конструированию и изготовлению одежды, этапах ее изготовления, принципов композиции, способах формообразования и конструирования, проектирования и создания оригинальных изделий из деталей простых геометрических форм. Особое внимание уделяется знакомству с профессиями, связанными с изготовлением одежды.

В программе реализован принцип практико-ориентированного подхода к отбору учебного материала. Знания, полученные учащимися на лекциях, закрепляются на практических занятиях. Выполнение практических работ позволяет учащимся 9 класса попробовать свои силы в конкретной профессиональной деятельности.

Работая по данной программе, рассчитанной на 34 учебных часа (1 час в неделю), учащиеся ознакомятся с процессом создания одежды из деталей простых геометрических форм, и выполнят авторские изделия в виде проекта.

Цель данного курса - расширить и углубить знания по технологии обработки ткани и познакомить учащихся с профессиями, связанными с работой в области изготовления одежды, помочь подросткам выявить склонности и способности к этому виду деятельности для осознанного выбора дальнейшего профиля обучения.

Задачи курса:

- ознакомить с общими понятиями об одежде, требованиями, предъявляемыми к ней, выполняемыми ею функциями, классификацией и покроем;

познакомить     с     основами     композиции,      формообразования, макетирования;

-        изучить строение фигуры человека и освоить методику ее измерения;

-        освоить методику и технику построения чертежей деталей одежды
простых геометрических форм и их конструктивное моделирование;

  • сформировать у учащихся систему технологических знаний и умений;
  • способствовать развитию творческой активности, пространственного
    воображения,         креативного         и         технологического         мышления,
    наблюдательности;

-        воспитать    аккуратность,    трудолюбие,    бережное    отношение    к
используемому материалу и оборудованию;

-        познакомить  учащихся  с  профессиями,  связанными   с   работой  в
области   изготовления   одежды   и   помочь   им   выявить   склонности   и
способности    к    этому    виду    деятельности    для    осознанного    выбора
дальнейшего профиля обучения.

Учащиеся должны знать:

-        основные    этапы    изготовления    изделий    из    деталей    простых
геометрических форм;

  • законы и принципы композиции;
  • способы формообразования одежды;

-        последовательность  выполнения раскладки  выкройки  на ткань  и
раскроя;

  • основные методы обработки деталей и узлов изделия;
  • последовательность выполнения творческого проекта;
  • требования, предъявляемые профессией к человеку;
  • профессии, связанные с изготовлением одежды и учебные заведения,
    где их можно получить.

Учащиеся должны уметь:

-        выполнять   эскизы    моделей   в   различных   техниках    (рисунок,
аппликация, коллаж и т.д.);

  • выполнять макетирование;
  • строить чертежи деталей одежды простых геометрических форм;
  • составлять последовательность изготовления изделия;

-        изготавливать выкройку, выполнять раскладку выкройки на ткань,
раскраивать изделие, обрабатывать детали и узлы изделия;

  • выполнять поэтапно творческий проект и изготавливать изделие;
  • распознавать по составу деятельности вид профессии в соответствии с
    тарифно-квалификационным справочником работ и профессий;

Тематический план элективного курса «Изготовления одежды из деталей простых геометрических форм» представлен в таблице 1.

Таблица 1. «Изготовления одежды из деталей простых геометрических форм».

№№

п/п

Тема

Кол-во часов

по теме

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Введение.

2

1

1

2

Понятие об одежде и этапы ее

изготовления

2

1

1

3

Основы композиции костюма

4

2

2

4

Способы формообразования

3

1

2

5

Графические              способы

конструирования одежды

3

1

2

6

Выполнение                раскладки

выкройки на ткань

3

1

2

7

Основные    методы    обработки

деталей и узлов изделия

4

1

3

8

Выполнение проекта

13

-

13

ИТОГО

34

8

26


3. Содержание занятий.

1.        Введение - 2 часа.

Теория. Цели и задачи курса. Инструктаж по охране труда. История развития одежды.

Практика. Тестирование на определение уровня остаточных знаний по технологии и выявление профессиональных интересов подростков.

Профессии. Художник по костюму, историк моды.

2.        Понятие об одежде и этапы ее изготовления - 2 часа.

Теория. Классификация одежды, выполняемые функции и требования, предъявляемые к ней. Термины и понятия (одежда, костюм, комплект, гарнитур, ансамбль). Этапы изготовления одежды.

Практика. Выполнение эскиза. Подбор моделей одежды для иллюстрации терминов и понятий в любой технике (например, коллаж с использованием вырезок из журналов мод). Профессиональная проба.

Профессии. Модельер.

3. Основы композиции костюма - 4 часа.

Теория. Определение композиции одежды, компоненты композиции (форма, силуэт, линии в одежде, материал, цвет, отделка и т.д.), композиционные средства (симметрия, асимметрия, ритм, пропорция и т.д.), законы и правила композиции.

Практика. Выполнение эскиза по композиции одежды. Профессиональная проба.

Профессии. Фурнитурщик, приемщик материалов, комплектовщик материалов.

4. Способы формообразования - 3 часа.

Теория. Способы формообразования, макетирование, алгоритм работы с наколкой.

Практика. Выполнение наколки на манекен в масштабе или в натуральную величину. Профессиональная проба.

Профессии. Конструктор одежды.

5. Графические способы конструирования одежды - 3 часа.

Теория. Характеристики внешней формы тела человека (фигуры), выполнение измерения женской фигуры, прибавки, построение чертежей деталей, используемых в конструировании одежды простых геометрических форм (круг, квадрат, овал, прямоугольник ит.д.).

Практика. Построение чертежа изделия в масштабе 1:4 (юбка, брюки, блузон и т.д.). Профессиональная проба.

Профессии. Конструктор, изготовитель лекал, закройщик.

6. Выполнение раскладки выкройки на ткань -3 часа.
      Теория. Изготовление выкроек, виды раскладок, правила выполнения

раскладки, расчет расхода материала на модель.

Практика. Выполнение раскладки выкройки на ткань в масштабе 1:4 и оценка ее экономичности. Профессиональная проба.

Профессии. Отделочник материалов, настильщик, оператор проектирования раскладки лекал, раскладчик лекал, раскройщик, контролер лекал, комплектовщик кроя, копировщик.

7.Основные методы обработки деталей и узлов    изделия - 4
часа.

Теория. Виды швов (соединительные, краевые и отделочные), основные способы обработки деталей и узлов изделия, последовательность изготовления изделия и составление инструкционно-технологических карт.

Практика. Составление технологической последовательности изготовления изделия, выбор методов обработки. Профессиональная проба.

Профессии. Технолог, оператор швейного оборудования, портной, швея, комплектовщик изделий, контролер изделий, отделочник готовых изделий, приемщик полуфабрикатов и готовых изделий.

8. Выполнение проекта - 13 часов.

Теория. Требования к выполнению и оформлению проекта, этапы выполнения проекта по изготовлению изделия.

Практика. Выполнение и оформление проекта по изготовлению изделия. Профессиональная проба. Проведение итогового тестирования и подведение итогов работы (просмотр моделей одежды).

Профессии. Маркетолог, историк, модельер, конструктор, технолог, конфекционер, эколог, экономист, PR-менеджер, демонстратор одежды, визажист, стилист.


4. Опытная проверка.

Одним из методов педагогического исследования является опытная проверка. Опытная проверка позволяет оценить эффективность разработанных средств и методов обучения, и провести первоначальное апробирование разработанной методики.

Кроме того такая проверка позволяет выявить недостатки  и достоинства разработанных методик. Опытная проверка строится в соответствии с целями и содержанием исследовательской работы.

Целью опытно-экспериментальной проверки является оценка эффективности применения разработанных средств и методики их применения в процессе предпрофильной подготовки учащихся 9 класса, а также для осуществления профессиональных проб с целью выбора профессий, связанных с изготовлением одежды.

Апробирование разработанных материалов проходило  на базе ГОУ СОШ № 398 в период с января по май 2011 года. В ней приняли участие учащиеся 9-х классов в количестве 12 человек (девочки). Этапы тестирования данных учащихся приведены в приложении 1.

Занятия по курсу «Изготовление одежды из деталей простых геометрических форм» проводились в течение 2-го полугодия с применением разработанных средств и методов обучения, происходило формирование знаний, умений, навыков по изготовлению одежды из деталей простых геометрических форм. Структура курса предполагала теоретические и практические занятия и выполнение проекта в конце курса.

Целью теоретических занятий являлось ознакомление учащихся с этапами создания одежды, с названиями профессий и характеристикой работ, а практических - с приемами ее изготовления на каждом этапе. Практические занятия представляли собой профориентационную составляющую курса и позволяли учащимся провести профессиональные пробы, т.е. проверить свои способности к работе в данной профессии. Так же обращалось внимание на создание определенного эмоционального настроя, устойчивой мотивации к обучению. В процессе работы учащиеся обсуждали полученный результат, говорили о достоинствах выполненных вариантов, вносили изменения и дополнения. Таким образом, в течение весьма короткого промежутка времени было рассмотрено множество вариантов применения деталей простых геометрических форм для изготовления одежды. Главным результатом стало более глубокое понимание учащимися процесса моделирования, конструирования и технологии изготовления одежды.

Применение активных методов обучения (метода постановки проблемных вопросов, дискуссии, совместного обсуждения, творческих заданий) поставило обучение на IV творческий уровень - самый высокий из возможных.

Практическое применение полученных знаний и умений осуществлялось в процессе выполнения задуманного изделия. Несмотря на сложность и новизну подобного рода работы, с заданием успешно справились практически все.

Во время занятий проходили бурные дискуссии, обсуждения, учащиеся задавали много вопросов об учебных заведениях, где можно получить профессии, о которых они узнали на занятиях элективного курса, что говорит о высокой степени заинтересованности их в данном предмете. Учащиеся отметили, что знания, которые дал им данный курс, могут пригодиться не только в профессиональной деятельности, но и в личной жизни. Так же необходимо обратить внимание на подготовленные для демонстрации наглядные пособия, макеты и изделия, которые были выполнены учащимися по окончании курса. Они представлены в Приложении 2.

Опытно-экспериментальная проверка подтвердила, что наиболее высокий уровень заинтересованности и, соответственно, мотивации возможен при условии:

-        использования   в   процессе   обучения   задач,   приближенных  к
реальности, т.е. задач, в данном случае, связанных с выбором будущей
профессии и способами ее получения;

-        внедрения проблемных, эвристических методов обучения;

-    обеспечения    учебного    процесса    специально   разработанными средствами обучения: раздаточным материалом, слайд-фильмами и т.д.


5. Список использованной литературы.

1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. (Приложение к приказу Минобразования РФ от 18.07.2002 Москва N 2783) Министерство образования Российской Федерации, 2002г.;

2. Курнешова Л.Е., Назаров В.А., Типовая школьная методика по направлению «Профессиональное самоопределение и карьерное планирование», ДО г. Москвы, Москва, 2011г.;

3.  Элективные курсы в профильном обучении. Министерство образования РФ: Сб. нормативных и методических материалов. М.: Вита-Пресс, 2004;

4. Л.П.Барылкина, С.Е.Соколова, Технология. Конспекты уроков, элективные курсы, 5-9 классы, М., «5 за знания», 2006г.;

5. Сборник программ курсов по выбору и элективных курсов по технологии для предпрофильной подготовки и профильного обучения, под ред. Проф. С.В. Кондратьева, М., «Глобус», 2007 г., 232с.;

6. Е.С. Романов, 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы, С-Пб, «Питер-пресс», 2006г.;

7. http://alletks.ru/, Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) Выпуск 46 Раздел "Швейное производство" (утв. постановлением Минтруда РФ от 3 июля 2002 г. N 47);

8. Программы элективных курсов. Технология. Предпрофильное обучение. 9 класс. Под ред. В.А.Кальней, М., «Дрофа», 2006г.;

9. Технология. 9 класс: элективный курс «Традиции русской народной культуры», авторы-составители Е.А.Гурбина, М.В. Гурко, С.А. Лёвина, Волгоград, «Учитель», 2007г.;

10. История костюма: Учебное пособие для техникумов, М., «Легпромбытиздат», 1986г..


Приложение 1.  Фотографии одежды, изготовленной на основе деталей простых геометрических форм.

C:\Users\Елена\Desktop\Диплом\Девочки\IMG_3306.JPG    C:\Users\Елена\Desktop\Диплом\Девочки\IMG_3305.JPG   

           

Рис.  1.                            Рис. 2

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса«Подготовка к экзамену в новой форме в 9 классе. III часть: «Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста».

Программа элективного курса "Подготовка к экзамену в новой форме в 9 классе. III часть: "Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста"...

Рабочая программа элективного курса "История в деталях" 10 -11 класс

Рабочая программа  элективного курса предназначена для учащихся ОУ 10 класса в целях углубленного изучения важнейших вопросов истории России, «белых пятен» малоизученных страниц. Основой да...

Рабочая программа элективного курса «Сложные вопросы синтаксиса простого и сложного предложения»

Цели  изучения элективного курса:  Осмысление основных единиц и категорий синтаксиса, правил построения, употребления и пунктуационного оформления синтаксических конструкций необходимо...

Программа элективного курса «Решение задач по физике в форме ГИА -11»

Элективный курс «Решение задач по физике в форме ГИА -11» предназначен для подготовки к государственной итоговой аттестации учащихся по физике (ГИА) в новой форме. Программа курса составле...

Программа элективного курса «Решение задач по физике в форме ГИА -9»

Элективный курс «Решение задач по физике в форме ГИА -9» предназначен для подготовки к государственной итоговой аттестации учащихся по физике (ГИА) в новой форме. Программа курса составлен...

Рабочая программа элективного курса "Координатно-векторный метод решения геометрических задач"

Программа элективного курса  "Координатно-векторный метод решения геометрических задач" рассчитана на 34 часа и ориентирована на учащихся 11 класса, интересующихся точными науками и пре...