Рабочая программа элективного курса "Координатно-векторный метод решения геометрических задач"
рабочая программа по геометрии (11 класс)
Программа элективного курса "Координатно-векторный метод решения геометрических задач" рассчитана на 34 часа и ориентирована на учащихся 11 класса, интересующихся точными науками и предметами естественно-научного цикла. Предметно-ориентированный курс представлен в виде практикума, который позволит расширить и систематизировать знания учащихся при решении стереометрических задач. Координатно-векторный метод очень эффективный метод в геометрии и позволяет решать практически все типы математических, физических и технических задач. Хотя это один из универсальных приемов решения сложных геометрических задач, и он имеет преимущества перед другими, так как не требует сложных построений в проекциях. Как показывает практика, этот метод доступен даже учащимся с недостаточно развитым пространственным воображением, что позволяет повысить их уровень подготовки к ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.3 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЖИЛЁВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Координатно-векторный метод решения
геометрических задач»
11 «Б» КЛАСС
Составитель: Иванова Наталья Львовна
учитель математики
высшей квалификационной категории
2023 год
Пояснительная записка
Программа элективного курса по математике «Координатно-векторный метод решения геометрических задач» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Программа содержит все необходимые разделы и соответствует современным требованиям, предъявляемым к программам элективных курсов и внеурочной деятельности.
Данный элективный курс представлен в виде практикума, который позволит, расширить и систематизировать знания учащихся при решении стереометрических задач. Умение решать задачи по геометрии является одним из основных критериев уровня математического развития, глубины освоения учебного материала.
Координатно-векторный метод очень эффективный метод в геометрии и позволяет решать практически все типы математических, физических и технических задач. Однако, в рамках школьной программы этот метод используется недостаточно широко, ограниченно. Хотя это один из универсальных приемов решения сложных геометрических задач, и он имеет преимущества перед другими, так как не требует сложных построений в проекциях. Как показывает практика, этот метод доступен даже учащимся с недостаточно развитым пространственным воображением, что позволяет повысить их уровень подготовки к ЕГЭ. Все те соотношения, которые при решении традиционным методом даются с большим трудом (через привлечение большого количества вспомогательных теорем), здесь получаются просто, в ходе вычислений. Единственный его недостаток, – это нередко большой объем вычислений. Ведь в методе координат главная нагрузка приходится на алгебраические выкладки.
Элективный курс «Координатно-векторный метод решения геометрических задач» является предметно-ориентированным. Он направлен на получение, углубление и расширение знаний по геометрии, выходящих за пределы школьного курса. Использование данного метода, позволяет учащимся значительно упростить и сократить процесс решения задач, что помогает им при дальнейшем изучении, как школьного курса математики, так и при изучении математики в высших учебных заведениях. Изучение данного курса, ставит перед выпускниками новые проблемы, стимулирует развитие их математической культуры и навыков аналитического мышления.
Программа курса рассчитана на 34 часа (1 часа в неделю) и ориентирована на учащихся 11 классов, интересующихся точными науками и предметами естественно-научного цикла.
Цель курса:
- Расширение и углубление знаний учащихся о методах и приемах решения стереометрических задач.
Задачи:
- обобщить, систематизировать, углубить знания учащихся по стереометрии;
- научить применять координатный и векторный методы при решении задач
- обучить учеников применению аппарата алгебры к решению геометрических задач;
- сформировать и развить устойчивый интерес школьников к геометрии как важнейшей части математики;
- сформировать умения решать задачи, отвечающие требованиям для поступающих в вузы, где математика является одним из профилирующих предметов;
- овладеть конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности
Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:
- индивидуальные особенности каждого ребёнка;
- доброжелательный психологический климат на занятиях;
- личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
- подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;
- оптимальное сочетание форм деятельности;
- доступность.
Программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности и обеспечивает выполнение обязательных требований государственных стандартов.
Ожидаемый результат:
• приобретение новых знаний по изучаемым вопросам, расширение математического кругозора;
• приобретение опыта ясного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи с использованием математического языка;
• приобретение навыков решения разных типов заданий по рассматриваемым темам;
• самостоятельный поиск методов решения заданий по данным темам;
• личностный рост обучающегося, его самореализация.
Требования к уровню усвоения курса:
В результате изучения данного курса учащийся должен владеть следующими компетенциями:
- освоить определённый набор приёмов векторного и координатного методов решения геометрических задач и уметь применять их при решении задач;
- владеть основными принципами математического моделирования, умением выполнять необходимые эскизы к решаемым задачам;
- приводить полные обоснования при решении задач, используя при этом изученные теоретические сведения, необходимую математическую символику.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
- ключевые формулы координатно-векторного метода решения задач;
- знать свойства геометрических фигур и уметь применять их при решении задач;
- алгоритм решения стереометрической задачи, используя метод координат.
Учащиеся должны уметь:
- правильно проводить анализ условия задачи;
- выбирать наиболее целесообразный метод решения и аргументировать его выбор;
- вычислять координаты вершин многогранников и точек, расположенных на их ребрах и гранях;
- делить отрезок в данном отношении;
- составлять уравнение прямой и плоскости;
- находить расстояния между прямыми, между прямой и плоскостью, между плоскостями в многогранниках;
- находить дополнительный материал по изучаемой теме во всех допустимых средствах информации;
Учащиеся должны владеть вычислительными навыками и техникой выполнения чертежа.
При изучении курса используются такие формы занятий, как лекция, практикум, консультация, выступления учащихся с докладами по выполнению индивидуальных заданий, составление презентаций по одной или группе задач.
Формы работы: коллективная, групповая и индивидуальная.
Учебно-тематический план
№ темы | Название темы | Кол-во часов |
1 | Координаты и векторы в пространстве | 12 |
2 | Основы аналитической геометрии | 14 |
3 | Решение стереометрических задач. | 8 |
Итого | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I. Координаты и векторы в пространстве. (12 часов)
Понятие вектора. Действия над векторами. Угол между векторами. Координаты вектора. Длина вектора. Скалярное произведение векторов. Векторы в пространстве. Расположение многогранников в системе координат. Каноническое уравнение прямой. Уравнение плоскости, проходящей через три точки. Нормаль к плоскости. Уравнение плоскости, проходящей через заданную точку.
II. Основы аналитической геометрии (14 часов) .
Скрещивающиеся прямые. Угол между прямыми в пространстве. Угол между плоскостями. Взаимное расположение прямой и плоскости в пространстве. Общие точки прямой и плоскости. Угол между прямой и плоскостью. Расстояние от точки до плоскости в координатах. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между скрещивающимися прямыми. Расстояние между параллельными плоскостями.
III. Решение стереометрических задач (8 часов)
Использование метода координат в решении стереометрических задач. Решение задач повышенной сложности из вариантов ЕГЭ.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Дата проведения | Приме чание | ||
по плану | по факту | ||||
I. Координаты и векторы в пространстве. (12 часов) | |||||
1 | Понятие вектора. Действия над векторами. | 1 | |||
2 | Угол между векторами. | 1 | |||
3 | Координаты вектора. Длина вектора. | 1 | |||
4 | Скалярное произведение векторов. | 1 | |||
5 | Векторы в пространстве. Разложение вектора по трем некомпланарным векторам. | 1 | |||
6 | Расположение многогранников в системе координат. Куб. Прямоугольный параллелепипед. Правильная четырехугольная пирамида | 1 | |||
7 | Правильная треугольная призма. Правильная треугольная пирамида. | 1 | |||
8 | Правильная шестиугольная призма и пирамида | 1 | |||
9 | Уравнение прямой в пространстве. Уравнение прямой, проходящей через две точки | 1 | |||
10 | Общее уравнение плоскости. | 1 | |||
11 | Уравнение плоскости, проходящей через заданную точку и перпендикулярной вектору n. | 1 | |||
12 | Уравнение плоскости, проходящей через три заданные точки. | 1 | |||
II. Основы аналитической геометрии (14 часов) | |||||
13 | Скрещивающиеся прямые. Угол между прямыми в пространстве. | 1 | |||
14 | Угол между скрещивающимися прямыми в пространстве. | 1 | |||
15 | Угол между плоскостями. | 1 | |||
16 | Угол между плоскостями. | 1 | |||
17 | Взаимное расположение прямой и плоскости в пространстве. Общие точки прямой и плоскости. | 1 | |||
18 | Угол между прямой и плоскостью. | 1 | |||
19 | Расстояние от точки до прямой. | 1 | |||
20 | Расстояние от точки до прямой. | 1 | |||
21 | Расстояние от точки до плоскости. | 1 | |||
22 | Расстояние от точки до плоскости. | 1 | |||
23 | Расстояние между параллельными плоскостями. | 1 | |||
24 | Расстояние между параллельными плоскостями. | 1 | |||
25 | Расстояние между скрещивающимися прямыми. | 1 | |||
26 | Расстояние между скрещивающимися прямыми. | 1 | |||
III. Решение стереометрических задач (8 часов) | |||||
27-34 | Решение стереометрических задач и задач ЕГЭ по профильной математике | 8 | |||
итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/07/06/picture-95509.png)
Программа элективного курса «Некоторые методы решения геометрических задач» для учащихся 9 класса
Данный спецкурс рассчитан на 34 часа. Его основная цель познакомить учащихся с некоторыми методами и приемами решения задач по геометрии, научить выделять в них общие подходы , научи...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/15/picture-226760-1366054132.jpg)
Рабочая программа элективного курса по химии "Решение качественных задач по органической химии" для учащихся 10 класса на 2012-2013 учебный год
Пояснительная записка. Данная программа составлена на основе программы курса химии О. С. Габриеляна для учащихся 10 классов (органическая химия) общеобр...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/06/picture-309727-1381083352.jpg)
Рабочая программа элективного курса по математике «Решение нестандартных задач» в 11 классе
Рабочая программа...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/18/picture-370085-1387382610.jpg)
Программа элективного курса "Математические методы решения физических задач"
Элективный курс "Математические методы решения физических задач" поможет в подготовке к ЕГЭ по физике и предназначен для учеников 11 класса....
Рабочая программа элективного курса "Практикум по решению химических задач"
Рабочая программа элективного курса по химии для учащихся 10 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/27/picture-541842-1464355920.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по химии Решение расчётных задач (подготовка к сдаче ЕГЭ)
Пояснительная запискаПредлагаемый элективный курс направлен на углубление и расширение химических знаний учащихся через решение расчётных задач, а также на подготовку к успешной сдаче единого государс...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/04/picture-679114-1443906301.jpg)
Рабочая программа элективного курса «Дополнительные методы решения различных видов уравнений, неравенств, систем»
Программа составлена на основе авторской программы элективного курса "Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики" (автор: А.Н. Земляков)...