Рабочая программа по технологии 8 класс
рабочая программа по технологии (8 класс) на тему

Мельникова Ирина Борисовна

Рабочая программа по технологии для 8 класса предназначена для смешанных групп(мальчики и девочки). Программа составлена на основе программы КожинойО.А., КудаковойЕ.Н., МаркуцкойС.Э.          Базовыми  для программы «Технология» 8 класс  являются разделы: «Технология ведения дома», «Электротехнические работы»,  «Проектирование и изготовление изделий». Т.к. занятия ведутся в смешанных группах, при этом отсутствует необходимое оборудование, для реализации практической части направления «Индустриальные технологии» в программу включен раздел «Черчение и графика» в соответствии с Методическими рекомендациями по организации учебного предмета «Технология» в общеобразовательных организациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_tehnologii_8_klass.docx50.38 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 262

КРАСНОСЕЛЬСКОГО  РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

                 

Рекомендована к использованию

Педагогическим Советом

Протокол № ______ от

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ СОШ № 262

____________ /Ю.В.Некрасова

«31»  августа         2015 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР

______________ /И.В. Левчук

«31»  августа         2015 г.

                                                 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету « Технология»

  8 класс

Срок реализации рабочей программы 2015-2016  учебный год

                                                                                                         

                                        Мельникова И.Б.

                                                                                           Первая категория

        

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2015

  1. Пояснительная записка

Статус документа:

Рабочая программа учебного предмета «Технология» по направлению «Технология. Обслуживающий труд» для 8 класса составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации образования России № 1089 от 05.03.2004г.,  на основе программы начального и основного общего образования по направлению  «Технология. Обслуживающий труд» 8 класс, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации.  Авторы: Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Маркуцкая С.Э.  «Дрофа» Москва, 2010 г. и методических рекомендаций по организации учебного предмета «Технология» в общеобразовательных организациях в 2014/2015 учебном году (письмо Комитета по образованию от 10.06.14 г. Санкт-Петербурга).

Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства с учетом индивидуальных способностей и потребностей учащихся, материальной базы образовательного учреждения, местных социально-экономических условий и национальных традиций.

   Рабочая  программа составлена в соответствии с нормативными документами:

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»; 
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации  к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19декабря 2012г. №1067, зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 января 2013г. №26755);

   Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук.

Цели   программы:

  1. Формирование у  обучающихся следующих качеств: творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от определения потребностей в продукции до её реализации.  Для этого обучающиеся должны быть способны:
  • определять потребности в той или иной продукции и возможности своего участия в её производстве;
  • находить и использовать необходимую информацию;
  • выдвигать идеи решения возникающих задач;
  • планировать, организовывать и выполнять работу;
  • оценивать результаты работы на каждом этапе, корректировать свою деятельность и выявлять условия реализации продукции.
  1. Формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт или услуги в условиях ограниченности ресурсов и свободы выбора.
  2. Подготовку обучающих к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей.
  3. Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.
  4. Развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.

Задачи  программы:

а) формирование политехнических знаний и экологической культуры;

б) привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи;

в) ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;

г) развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;

д) обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;

е) воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности, обязательности, честности, ответственности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;

ж) овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг;

з) использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учётом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации;

и) развитие эстетического чувства и художественной инициативы.      

Достижение этих целей и решение задач предполагается осуществлять посредством использования метода проектов, и его дидактически обоснованного сочетания с традиционными методами, способами и формами обучения.

Решение задач творческого развития личности учащихся обеспечивается включением в программу творческих заданий, которые выполняются методом проектов как индивидуально, так и коллективно. Ряд заданий направлен на решение задач эстетического воспитания учащихся, раскрытие их творческих способностей. Программа дает возможность осуществить высокий эстетический уровень образования без понижения технико-технологического уровня. При изготовлении изделий, наряду с технологическими требованиями уделяется большое внимание требованиям эстетическим, экологическим и эргономическим.

 Основной формой организации учебного процесса является сдвоенный урок, который позволяет организовать практическую творческую и проектную деятельность, причем проекты могут выполняться учащимися как в специально выделенное в программе время, так и интегрироваться с другими разделами программы.


Изучение модуля "Черчение и графика" позволяет развивать пространственное представление и воображение; логическое и техническое мышление; познавательные и творческие способности школьников, через решение типовых, развивающих и творческих задач. Повышение эффективности обучения зависит от активизации мышления учащихся (проблемные ситуации с поиском решения, жизненные примеры, учебные диалоги учителя с учащимися), изучение алгоритмов решения типовых задач курса, использование индивидуальных заданий для выполнения практических работ.

Независимо от вида изучаемых технологий содержанием программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным линиям:

  • Культура, эргономика и эстетика труда;
  • Получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
  • Основы черчения, графики, дизайна;
  • Элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
  • Знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональных планов;
  • Влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
  • Методы творческой и проектной деятельности;
  • История, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

   

  1. Место предмета в базисном учебном плане

        Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на этапе основного общего образования для обязательного изучения каждого направления образовательной области «Технология» в V, VI и VII классах по 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю, в VIII  классе – 34 часа.  В VIII классе выделено дополнительное время из компонента образовательного учреждения в размере 34 часов на изучение модуля программы «Черчение и графика». Обучение проводится по учебникам Технология. Обслуживающий труд. 8 класс. Авторы: Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Маркуцкая С.Э.  [Дрофа]; Технология. Черчение. Авторы: М.Ю. Куприков, Л.В. Маркин [Дрофа]

         Базовыми  для программы «Технология» 8 класс  являются разделы: «Технология ведения дома», «Электротехнические работы»,  «Проектирование и изготовление изделий». Т.к. занятия ведутся в смешанных группах, при этом отсутствует необходимое оборудование, для реализации практической части направления «Индустриальные технологии» в программу включен раздел «Черчение и графика» в соответствии с Методическими рекомендациями по организации учебного предмета «Технология» в общеобразовательных организациях в 2014/2015 учебном году (письмо Комитета по образованию от 10.06.14).

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда. При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.  

  1. Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Проверочные работы

(тесты)

Примерное количество часов на проектные работы учащихся

Уроки

Лабораторно-практические работы

1.

Вводное занятие

2

1

0

1

0

2.

Технология ведения дома

16

Семейная экономика

10

9

0

1

0

Электротехнические работы

6

5

0

1

0

3.

Черчение и графика

34

29

0

5

0

4.

Проектирование и изготовление изделий

16

2

0

0

14

Итого:

68

46

0

8

14

  1. Основное содержание рабочей программы

            8 класс -  68 часов

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности  (2 часа).

Теоретические сведения. Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 8 классе. Содержание предмета. Организация учебного процесса в текущем году. Санитарно-гигиенические требования при работе в школьных мастерских. Инструктаж по технике безопасности и правилам внутреннего распорядка в школьных учебных мастерских. Противопожарная безопасность.

Практические работы. Знакомство с содержанием и последовательностью изучения предмета «Технология» в 8 классе. Знакомство с библиотекой кабинета.

Варианты объектов труда. Учебник «Технология» для 8 класса, библиотека кабинета.

Семейная экономика. (10 часов).

Теоретические сведения. Понятие «семья». Роль семьи в государстве. Основные функции семьи. Семейная экономика как наука, ее задачи.

Понятие «потребность». Потребности функциональные, ложные, материальные, духовные, физиологические, социальные. Потребности в безопасности и самореализации. Пирамида потребностей. Уровень благосостояния семьи. Классификация покупок. Анализ необходимости покупки. Потребительский портрет вещи. Правила покупки. Понятие «информация о товарах». Источники информации о товарах или услугах. Понятие «сертификация». Задачи сертификации. Виды сертификатов. Понятия «маркировка», «этикетка», «вкладыш». Виды торговых знаков. Штриховое кодирование и его функции. Информация, заложенная в штрихкоде.

Понятия «бюджет семьи», «доход», «расход». Бюджет сбалансированный, дефицитный, избыточный. Структура семейного бюджета. Планирование семейного бюджета. Виды доходов и расходов семьи.

Практические работы. Определение видов расходов семьи. Составление перечня товаров и услуг - источников доходов школьников. Расчет затрат на приобретение необходимых для учащегося 8 класса вещей. Определение положительных и отрицательных потребительских качеств вещей. Анализ сертификата соответствия на купленный товар. Разработка этикетки на предполагаемый товар. Определение по штрих-коду страны-изготовителя. Сравнение предметов по различным признакам. Составление списка расходов семьи. Разработка проекта снижения затрат на оплату коммунальных услуг. Оценка затрат на питание семьи на неделю. Определение пути снижения затрат на питание. Составление бухгалтерской книги расходов школьника.

Варианты объектов труда. Сертификат соответствия на товар. Этикетка на товар. Список расходов семьи. Проект снижения затрат на оплату коммунальных услуг.

Проектирование и изготовление изделий. (16 часов)

Основные теоретические сведения. Проектирование как сфера профессиональной деятельности. Этапы выполнения проекта. Исследование проекта. Конструирование проекта. Расчет себестоимости проекта. Создание рекламы проекта.

Выполнение графической документации. Составление маршрутного листа или технологической карты.  

Варианты объектов труда. Графическая документация, технологическая карта, рекламный проспект, презентация с использованием ИКТ.

Практические работы. Проектная работа по усовершенствованию конструкции или созданию новой конструкции предмета мебели или орудия труда, игрового модульного комплекта.

Электротехнические работы.( 6 часов).

Теоретические сведения. Правила безопасного пользования бытовыми электроприборами. Параметры потребителей и источников электроэнергии. Типы электроизмерительных приборов.

Принципы работы и использование типовых средств управления и защиты. Подбор бытовых приборов по их мощности. Назначение и виды устройств защиты бытовых электроустановок от перегрузки; правила безопасной эксплуатации бытовой техники.

Определение расхода и стоимости потребляемой энергии. Пути экономии электрической энергии.

Профессии, связанные с производством, эксплуатации и обслуживанием электротехнических и электронных устройств.

 

Практические работы. Определение по параметрам электросчетчика максимально допустимой мощности квартирной электросети. Вычисление суточного расхода электроэнергии квартиры и расчет ее стоимости.

Варианты объектов труда. Электросчетчик. Электроконструктор. Электромагнит. Электроутюг.

Черчение и графика (34 часа)

Теоретические сведения. Разновидности графических изображений.

Техника черчения и правила оформления чертежей. Общие понятия о форме. Основные геометрические построения. Ортогональное проецирование. Общие сведения о проецировании. Сечения и разрезы. Сборочные чертежи. Перспектива и аксонометрия. Получение аксонометрических проекций.

Предмет компьютерной графики. Виды компьютерной графики, особенности системы «КОМПАС», элементарные графические операции в системе, приемы формирования чертежей в системе.

Практические работы. Анализ геометрической формы предмета. Выполнение чертежей и эскизов методом  ортогонального проецирования. Выполнение технических рисунков простейших предметов.

Выполнение основных геометрических построений. Создание основных графических примитивов в системе «КОМПАС»

  1. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения технологии обучающиеся должны:

Знать/ понимать

основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции.

Уметь

рационально организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием; осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали); находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;  планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации; организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; изготовления или ремонта изделий из различных материалов; создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений; контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов; обеспечения безопасности труда;  оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги;  построения планов профессионального образования и трудоустройства.

             

Требования  по разделам технологической подготовки

Технология ведения дома

Знать/понимать

функции семьи, классификацию потребностей семьи, о потребительских качества товара, правах  потребителей и их защите, способы планирования расходов,

понятия «бюджет семьи», «доход», «расход», бюджет сбалансированный, дефицитный, избыточный,  структуру семейного бюджета;  назначение и виды устройств защиты бытовых электроустановок от перегрузки; правила безопасной эксплуатации бытовой техники, пути экономии электрической энергии в быту, назначение основных видов современной бытовой техники;

Уметь

рассчитать минимальную стоимость потребительской корзины, уметь планировать семейный бюджет, ориентироваться на рынке товаров и услуг, уметь рационально планировать доходы и расходы семьи; объяснять работу простых электрических устройств, рассчитывать стоимость потребляемой электрической энергии, соблюдать правила пользования современной бытовой техникой.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасной эксплуатации электротехнических и электробытовых приборов; оценивания возможности подключения различных потребителей электрической энергии к квартирной проводке и определение нагрузки сети при их одновременном использовании; осуществления сборки электрических цепей простых электротехнических устройств по схемам.

Элементы черчения и графики

Знать/понимать

технологические понятия: графическая документация, технологическая карта, чертеж, эскиз, технический рисунок, схема, стандартизация;

Уметь

выбирать способы графического отображения объекта или процесса; выполнять чертежи и эскизы, в том числе с использованием средств компьютерной поддержки; составлять учебные технологические карты; соблюдать требования к оформлению эскизов и чертежей;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

выполнения графических работ с использованием инструментов, приспособлений и компьютерной техники; чтения и выполнения чертежей, эскизов, схем, технических рисунков деталей и изделий.

Проектирование и изготовление изделий. 

Знать/понимать

о  проектировании как сфере профессиональной деятельности, об этапах проектирования, приемы работы с информацией, правила составления технологической карты, правила выполнения графической документации, критерии оценивания проектной деятельности.

Уметь

составлять план работы над проектом,  делать выбор и обосновывать его,

разрабатывать план по решению проблемы проектируемого объекта, оформлять графическую документацию, выбирать материалы и инструменты,  использовать изученные технологические приемы, уметь представлять и защищать свой проект,

выполнять  расчет себестоимости изделия и создавать рекламу для прессы.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности

создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений

        VII. Примерные нормы оценки знаний

                                         

Организация труда

Отметка «5» ставиться, если полностью соблюдались правила трудовой и технической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам - бережное, экономное.

Отметка «4» ставиться, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила техники безопасности.

Отметка «3»  ставиться, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, организации рабочего места.

Отметка «2» ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения правил трудовой и технологической дисциплины, правил техники безопасности, которые повторялись после замечаний учителя.

                                                  Приемы труда

Отметка «5» ставиться, если все приемы труда выполнялись правильно, не было нарушений правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отметка «4» ставиться, если приемы выполнялись в основном правильно, допущенные ошибки исправлялись самостоятельно, не было на рушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отметка «3»  ставиться, если отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но ошибки исправлялись после замечания учителя, допущены незначительные нарушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отметка «2» ставится, если неправильно выполнялись многие виды работ, ошибки повторялись после замечания учителя, неправильные действия привели к травме учащегося или поломке инструмента (оборудования).

 

                                  

Качество изделий (работы)

Отметка «5» ставиться, если изделие выполнено точно по чертежу; все размеры выдержаны; отделка выполнена в соответствии с требованиями инструкционной карты или по образцу.

Отметка «4» ставиться, если изделие  выполнено по чертежу, размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого.

Отметка «3»  ставиться, если изделие  выполнено по чертежу с небольшими отклонениями; качество отделки удовлетворительное.

Отметка «2» ставится, если изделие  выполнено с отступлениями от чертежа, не соответствует образцу. Дополнительная доработка не может привести к возможности использования изделия.

 

Критерии оценивания обучающихся 5-9 классов

№ п.п

оценки

Знание учебного материала

Точность обработки изделия

Норма времени выполнения

Правильность выполнения трудовых приемов

Организация рабочего времени

Соблюдение правил дисциплины и т/б

1

«5»

Ответы отличаются глубокими знанием учебного материала, свидетельствуют о способности самостоятельно находить причинно-следственные зависимости и связь с практикой

Точность размеров изделия лежит в пределах 1/3 допуска

Норма времени меньше или равна установленной

Абсолютная правильность выполнения трудовых операций

Учащийся показал грамотное соблюдение правил организации рабочего места

Нарушений дисциплины и правил т/б в процессе занятия учителем замечено не было

2

«4»

В ответах допускаются незначительные неточности, учащиеся почти самостоятельно находят причинно-следственные зависимости в учебном материале, связи его с практикой

Точность размеров изделия лежит в пределах ½  поля допуска

Норма времени превышает установленного на 10-15 %

Имеют место отдельные случаи неправильного выполнения трудовых приемов, которые после замечания учителя не повторяются

Имели место отдельные случаи нарушения правил организации рабочего места, которое после замечания учителя не повторяются

Имели место отдельные случаи нарушения дисциплины и т/б, которые после замечания учителя не повторяются

3

«3»

В ответах допускаются неточности, исправляемые только с помощью учителя, учащиеся не могут сами выделить в учебном материале причинно-следственные связи, связать его с практикой

Точность размеров изделия лежит в пределах поля допуска

Норма времени превышает установленную на 20% и более

Имеют место случаи неправильного выполнения трудовых приемов, часть из которых после замечания учителя повторяются снова

Имели место случаи неправильной организации рабочего места, которые после замечания учителя повторяются снова

Имели место нарушения  дисциплины и правил т/б, которые после замечания учителя повторялись снова

4

«2»

Ответы свидетельствуют о значительном незнании учебного материала, учащийся не может без учителя найти в нем причинно-следственные связи, относящиеся к классу простейших

Точность изделия выходит за пределы поля допуска

Учащийся не справился с заданием в течении бюджета времени урока

Почти все трудовые приемы выполняются не верно и не исправляются после замечания

Почти весь урок наблюдались  нарушения правил организации рабочего места

Имели место многократные случаи нарушения правил т/б и дисциплины

5

«1»

Учащийся абсолютно не знает учебный материал, отказывается от ответа

Учащийся допустил неисправимый брак

Учащийся отказался от выполнения так и не смог к нему приступить

Учащийся совершенно не владеет трудовыми приемами

Полное незнание правил организации рабочего места

Имели место нарушения дисциплины и т/б, повлекшие за собой травматизм

По материалам журналов «Школа и производство» № 3 /1998; № 7 /2000, №8/2012

        

VIII.  Ресурсное обеспечение программы

В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:

литература для учителя:

 Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Маркуцкая С.Э. Технология. Обслуживающий труд. 8 кл. [Дрофа]

Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Маркуцкая С.Э., Рыкова Н.Б. «Технология. Обслуживающий труд». 8 класс. Методическое пособие

Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Маркуцкая С.Э. «Технология. Обслуживающий труд». 8 класс. Рабочая тетрадь 

дополнительно:

- Технология. Черчение. 9 класс М.Ю. Куприков, Л.В. Маркин М.: Дрофа, 2014г.

-«Технология. 8 класс» В.Д.Симоненко, М: «Просвещение»,2014г.

-«Методика обучения технологии. 5-9 классы» А.К.Бешенков, Москва: Дрофа, 2004г.

-Метод проектов в технологическом образовании школьников. И.А.Сасова. Москва: «Вентана-Граф, 2003г.

- В.М.Казакевич. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии.М.: Дрофа, 2000

- А.В.Марченко. Итоговая аттестация выпускников. Технология. М.: Просвещение, 2002

     -О.В.Павлова «Технология.8 класс Поурочные планы по учебнику под ред.                  В.Д.Симоненко /авт.-сост. О.В.Павлова. - Волгоград: «Учитель», 2007.-281с.

-М.Й.Скопцова «Технология: Учебное пособие по обслуживающему труду для учениц 5-8-х классов». -  Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс»,1997.-384с.

-В.Н.Чернякова «Технология обработки ткани 7-9 кл.» Учебник для общеобразовательных школ.- М., «Просвещение.

-ВТ.А.Архипова, Г.А. Золотарева, Е.В.Волкова. Поурочные планы по учебнику  «Технология.10 класс»/ Под.ред.В.Д.Симоненко /Сост. Т.А.Архипова, Г.А. Золотарева, Е.В.Волкова.- Волгоград: Учитель –АСТ,2005.-112с.

-А.Н.Бобровская,Г.Ф.Доколина «Использование проектной деятельности на уроках технологии.9 класс»/Сост. А.Н.Бобровская, Г.Ф.Доколина.-Волгоград : ИТД «Корифей»,2006.-112с.

-А.Н.Бобровская. Материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопределение» по программе В.Д.Симоненко/Сост. А.Н.Бобровская. Волгоград : ИТД «Корифей»,2006.-112с.

-С.И.Мелехина «Обучение учащихся 8-9 классов проектной деятельности на уроках технологии». Методическое пособие. - Киров: Изд-во Кировского областного ИУУ,2002.-290с.

-Ваш уютный дом.100 идей для украшения, - М.,«АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2005г

-АгаеваИ.В., Згинникова М.И., Станкевич В.И., - О. А. Кожина, Методические рекомендации по оборудованию кабинетов и мастерских обслуживающего труда: Москва, Дрофа, 2008г

мультимедийные пособия:

  • Электронные материалы для уроков (презентации и тесты)
  • Таблицы по электротехнике;
  • Таблицы по черчению и графике;

-Технология 5-7 класс. Тесты по технологии (обслуживающий труд 5-7 классы к любому учебнику). Составитель С. Э. Маркуцкая, М.,«Экзамен» 2006г.

материалы на электронных носителях и Интернет-ресурсы:

Штрих-код

http://fcior.edu.ru/card/21096/shtrihovoy-kod-na-upakovke-prodovolstvennyh-tovarov.html - штрих-код на упаковке продовольственных товаров

http://fcior.edu.ru/card/20896/shtrihovoy-kod-na-upakovke-prodovolstvennyh-tovarov-kontrolnye-zadaniya.html - штрих-код контрольные задания

http://fcior.edu.ru/card/26768/shtrihovoy-kod-na-upakovke-prodovolstvennyh-tovarov-prakticheskie-zadaniya-so-specialnymi-vozmozhnos.html - штрих-код практические задания

http://fcior.edu.ru/card/20897/o-chem-rasskazyvaet-upakovka-pishevyh-produktov-i-promyshlennyh-tovarov.html - о чем рассказывает упаковка товаров

http://fcior.edu.ru/card/21133/o-chem-rasskazyvaet-upakovka-kontrolnye-zadaniya.html  - о чем рассказывает упаковка товаров – контр.задания

Коллекция электронных материалов по технологии http://tehnologia.59442s003.edusite.ru/p14aa1.html 

История ремесел. На сайте можно познакомится с историей возникновения и развития ремесел (ковки, гальванопластики, резьбы по дереву и т.д.).  http://remesla.ru/

 

Электротехника

http://fcior.edu.ru/card/14905/elektricheskaya-energiya-i-ee-prakticheskoe-primenenie.html - электрическая энергия и ее практическое применение

http://fcior.edu.ru/card/14856/elektricheskie-velichiny-zakon-oma.html - электрические величины, закон Ома

http://fcior.edu.ru/card/14876/universalnye-izmeritelnye-pribory-prakticheskaya-rabota.html - универсальные электроизмерительные приборы, практические задания

http://fcior.edu.ru/card/15769/universalnyy-izmeritelnyy-pribor-kontrolnye-zadaniya-chast-1.html - универсальный электроизмерительный прибор, контр.задания 1

http://fcior.edu.ru/card/15771/universalnyy-izmeritelnyy-pribor-kontrolnye-zadaniya-chast-2.html - универсальный электроизмерительный прибор, контр.задания 2

http://zhannet.jimdo.com/обслуживающий-труд/ - Сайт учителя технологии Александровой Ж.В.

http://rusalka-7.ucoz.ru/index/materialovedenie/0-12 - Электронный учебник по технологии

http://dommebel2.ru/planirovka-kuxni-2.html - планировка кухни

Черчение

Куприков М.Ю., Маркин Л.В. Технология. Черчение. 9 класс. Электронное приложение к учебнику (CD-ROM)

Гришкун В.В. Образовательные электронные издания и ресурсы.

Талалай П.Г. Компьютерный курс начертательной геометрии на базе КОМПАС-3D(+DVD-ROM)/-СПб.; БХВ-Петербург, 2010.

Талалай П.Г. КОМПАС-3D на примерах(+DVD-ROM)/-СПб.; БХВ-Петербург, 2010.


Календарно-тематическое планирование уроков технологии  8 класс

№ п/п

Тема урока

Кол.

час

Тип урока

Элементы содержания

Планируемые результаты

Формы контроля

Оборудование

наглядность

Планируемая

дата проведения

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности  (2 час).

1

Вводный инструктаж по технике безопасности

Инструкция на рабочем месте  

 2

Обобщение, системати-

зация изученного

Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 8 классе. Содержание предмета. Организация учебного процесса в текущем году. Санитарно-гигиенические требования при работе в школьных мастерских. Инструктаж по технике безопасности и правилам внутреннего распорядка в школьных учебных мастерских.

Знать: Правила санитарии, гигиены, безопасное обращение с электро- приборами,  инструментами.

Уметь: Соблюдать правила безопасной работы в кабинете.

Опрос по  

  карточкам

Таблицы, компьютерная презентация

Семейная экономика (10 час)

2

Семья как экономическая ячейка общества. Потребности семьи.

2

Изучение нового материала.

Семья как экономическая ячейка общества.

Понятие «потребность». Потребности функциональные, ложные, материальные, духовные, физиологические, социальные. Потребности в безопасности и самореализации. Пирамида потребностей. Уровень благосостояния семьи.

Знать: функции семьи, классификацию потребностей семьи.

Уметь: оценивать и анализировать необходимость покупки.

Опрос

компьютерная презентация

3

Анализ потребительских качеств товара. Права потребителей и их защита.

2

Комбинированный урок

Ориентация на рынке товаров и услуг: анализ потребительских качества товара, выбор способа совершения покупки.  Классификация покупок. Анализ необходимости покупки.

Права потребителей и их защита.

Знать: о потребительских качества товара, правах  потребителей и их защите.

Уметь:  ориентироваться на рынке товаров и услуг. 

Опрос, контроль выполнения

Карточки

4

Понятие «информация о товарах». Источники информации о товарах или услугах. Понятие «сертификация».

2

Изучение нового материала.

Потребительский портрет вещи. Понятие «информация о товарах». Источники информации о товарах или услугах. Понятие «сертификация». Задачи сертификации. Виды сертификатов.

Штриховое кодирование и его функции. Информация, заложенная в штрихкоде.

Знать:  понятия «маркировка», «этикетка», «вкладыш». Виды торговых знаков.

Уметь: читать информацию, заложенную в штрихкоде.  разрабатывать этикетки на предлагаемый товар.

Опрос

компьютерная презентация

5

Понятия «бюджет семьи», «доход», «расход».  Планирование семейного бюджета.

2

Комбинированный урок

Понятия «бюджет семьи», «доход», «расход». Бюджет сбалансированный, дефицитный, избыточный. Структура семейного бюджета. Планирование семейного бюджета. Виды доходов и расходов семьи. Правила покупки продуктов питания. Учет потребления продуктов питания в семье, домашняя расходная книга.

Знать:   понятия «бюджет семьи», «доход», «расход», бюджет сбалансированный, дефицитный, избыточный,  структуру семейного бюджета.

Уметь: рассчитать минимальную стоимость потребительской корзины, уметь планировать семейный бюджет.

Контроль выполнения

Карточки-задания

6

Ролевая игра «Бюджет семьи»

2

Комбинированный урок

Планирование доходов и расходов семьи на неделю, месяц, год.

Знать:   классификацию потребностей семьи, способы планирования расходов.

Уметь: уметь рационально планировать доходы и расходы семьи

Экспертная оценка работы

Карточки-задания, оценочные листы

Электротехнические работы (6 час)

7

Бытовые электрические приборы. Подбор бытовых приборов по их мощности.

2

Комбинированный урок

Правила безопасности на уроках электротехнологии.  Организация рабочего места.

Принципы работы и использование типовых средств управления и защиты. Подбор бытовых приборов по их мощности.

Знать:

назначение и виды устройств защиты бытовых электроустановок от перегрузки; правила безопасной эксплуатации бытовой техники;

Уметь: объяснять работу простых электрических устройств

Опрос

Учебники, схемы-плакаты,  компьютерная презентация

8

Определение расхода и стоимости потребляемой энергии. Пути экономии электрической энергии.

2

Комбинированный урок

Определение расхода и стоимости потребляемой энергии. Пути экономии электрической энергии.

Знать:   пути экономии электрической энергии в быту.

Уметь:  рассчитывать стоимость потребляемой электрической энергии.

Опрос, контроль выполнения

Карточки-задания

9

Профессии, связанные с производством, эксплуатации и обслуживанием электротехнических и электронных устройств.

2

Изучение нового материала.

Профессии, связанные с производством, эксплуатации и обслуживанием электротехнических и электронных устройств.

Знать:  профессии, связанные с производством, эксплуатации и обслуживанием электротехнических и электронных устройств.

Опрос

компьютерная презентация

Черчение и графика (34 час)

                         10

Общие сведения о графике. Разновидности графических изображений. Материалы и инструменты.

2

Изучение нового материала.

Общие сведения о графике. Разновидности графических изображений. Графика как средство и продукт технического и художественного проектирования и конструирования.

Знать: разновидности графических изображений, области применения графики

Уметь: уметь правильно подбирать инструменты для работы.

Опрос

компьютерная презентация

11-12

Техника черчения и правила оформления чертежей.

4

Комбинированный урок

Знакомство с техникой черчения и правилами оформления чертежей.

Проверочная работа.

Знать: правила оформления чертежей

Уметь: владеть приемами выполнения чертежей

Опрос, контроль выполнения

Учебник, плакаты, инструменты и принадлежности для черчения

13

Основные геометрические построения.

2

Комбинированный урок

Деление отрезков, углов, окружностей; сопряжения.

Знать: приемы  деления отрезков, углов, окружностей; сопряжения.

Уметь: выполнять основные геометрические построения

Контроль выполнения

Учебник, плакаты, инструменты и принадлежности для черчения

14

Общие понятия о форме. Формы и формообразование.

2

Комбинированный урок

Линейные, плоскостные и объемные формы. Геометрический анализ формы предметов.

Знать: общее понятие формы.

Уметь: выполнять  геометрический анализ формы предметов.

Опрос, контроль выполнения

компьютерная презентация, плакаты

15-16

Методы проецирования. Отображение формы предметов методом ортогонального проецирования.

4

Комбинированный урок

Ортогональное проецирование. Выполнение эскизов  предметов.

Проверочная работа.

Знать: виды и способы проецирования.

Уметь: выполнять чертежи и эскизы методом  ортогонального проецирования.

Опрос, контроль выполнения

компьютерная презентация

17-18

Сечения и разрезы

4

Комбинированный урок

Понятие, назначение и определение сечения и разреза. Образование сечения и разреза. Отличие сечения от разреза. Виды разрезов и сечений.

Проверочная работа.

Знать: понятия и назначение сечения и разреза.  Их различие.

Уметь: выполнять чертежи с применением сечений и разрезов.

Опрос, контроль выполнения

компьютерная презентация, инструменты и принадлежности для черчения

19-20

Чтение и выполнение чертежей, эскизов и схем.

4

Комбинированный урок

Понятие чертежа детали и его содержание. Правила выбора главного вида, кол-ва и видов изображений на чертеже. Правила нанесения размеров. Условности и упрощения при выполнении чертежей.  Проверочная работа.

Знать: правила выполнения чертежей и нанесения размеров.

Уметь: определять главный вид и необходимое количество изображений, грамотно наносить размеры на чертеже детали.

Контроль выполнения

компьютерная презентация, инструменты и принадлежности для черчения

21-22

Перспектива и аксонометрия.

4

Комбинированный урок

Способы получения объемных изображений, приемы построения. Виды аксонометрических проекций.  Выполнение технического рисунка.  Проверочная работа.

Знать: сходства и различия  перспективы и аксонометрии, виды аксонометрических проекций.

Уметь: выполнять технические рисунки простейших предметов.

Опрос, контроль выполнения

компьютерная презентация

23

Сборочные чертежи

2

Комбинированный урок

Определение, содержание и назначение сборочного чертежа. Информация, содержащаяся в сборочном чертеже. Спецификация.

Знать: содержание и назначение сборочного чертежа.

Уметь: читать несложные сборочные чертежи, используя спецификацию.

Опрос, контроль выполнения

компьютерная презентация, плакаты

24

Предмет компьютерной графики

Элементарные графические операции в системе.

2

Урок с использованием ИКТ

Предмет компьютерной графики. Элементарные графические операции в системе «КОМПАС». Приемы формирования чертежа в системе. Деление отрезков, углов, окружностей; сопряжения.

Знать: виды компьютерной графики, особенности системы «КОМПАС», приемы формирования чертежей в системе

Уметь: создавать основные графические примитивы

Контроль выполнения

Компьютеры,  компьютерная презентация, технологические карты

25

Приемы формирования чертежа в системе. Работа с 2D-объектами.

2

Урок с использованием ИКТ

Знакомство и работа с 2D примитивами. Использование координатной сетки и точек привязки. Редактирование 2D объектов.

Знать: возможности работы с 2D объектам.

Уметь: создавать плоские чертежи в системе, редактировать 2D объекты.

Контроль выполнения

Компьютеры,  компьютерная презентация, технологические карты

26

Пространственное 3D моделирование.

2

Урок с использованием ИКТ

Виды 3D моделей. Общие принципы 3D моделирования. Способы получения изображений, приемы построения.

Знать:  виды 3D моделей, общие принципы 3D моделирования.

Уметь: создавать объемные модели изученным способом..

Контроль выполнения

компьютерная презентация

Проектирование и изготовление изделий. (16 час)

27

Проектирование как сфера профессиональной деятельности.

Последовательность проектирования.  

2

Комбинированный урок

Проектирование как сфера профессиональной деятельности.

Этапы выполнения проекта.

Анализ творческих проектов.  Выбор темы и обоснование проекта.

Знать:  о  проектировании как сфере профессиональной деятельности, об этапах проектирования.

Уметь: составлять план работы над проектом,  делать выбор и обосновывать его.

Опрос.

компьютерная презентация интернет, проектные работы

28

Творческий проект. Исследование проекта

2

Комбинированный урок

Сбор, изучение и анализ информации о проектируемом  объекте. Исследование проблем проектируемого объекта и поиск путей их разрешения

Знать: приемы работы с информацией.

Уметь: разрабатывать план по решению проблемы проектируемого объекта.

Опрос, контроль выполнения

Литература по объекту, сайты Интернета

29

Творческий проект. Конструирование проекта. Обоснование выбора рационального варианта.

2

Комбинированный урок

Выбор рационального варианта. Выполнение графической документации.

Знать: правила выполнения графической документации, требования к оформлению.

Уметь:  оформить графическую документацию.

контроль выполнения

компьютерная презентация

30

Творческий проект. Технологический этап выполнения проекта

6

Комбинированный урок

Выбор материалов, инструментов и приспособлений. Составление маршрутного листа или технологической карты.   Изготовление проекта.

Знать: правила составления технологической карты

Уметь: выбирать материалы и инструменты,  Использовать изученные технологические приемы.

Опрос, контроль выполнения

компьютерная презентация

32

Творческий проект.

Расчет себестоимости проекта.

2

Комбинированный урок

Расчет себестоимости проекта. Создание рекламы проекта.

Знать: понятие себестоимости и ее слагаемых, виды рекламы.

Уметь: выполнять  расчет себестоимости изделия и создавать рекламу для прессы

контроль выполнения

компьютерная презентация,  образцы рекламы

34

Творческий проект. Оценка и защита проекта.

2

Урок с использованием ИКТ

Критерии оценивания проекта. Презентация проекта  с использованием ИКТ..

Знать:  критерии оценивания проекта.

Уметь:  уметь представить и защитить свой проект.

Защита

Компьютер, мультимедийный проектор

Итого:

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по технологии ( направление:" Технологии ведения дома ") для 5 класса с учётом требований ФГОС.

Примерная пояснительная записка  к программе по технологии (направление: "Технологии ведения дома") для 5 класса с учётом требований ФГОС....

Рабочая программа по технологии. Обслуживающий труд 5 класс по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской

Рабочая программа по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской составлена на основе фундаментального ядра содержания предмета «Технология» в рамках на...

Рабочая программа по Технологии (индустриальные технологии + сельскохозяйственные технологии) для учащихся 5 класса, ФГОС

Рабочая программа по учебному предмету «Технология»  разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотрен...

ПРОГРАММА мастер – класса для учителей технологии (технического труда) Красносельского района Санкт-Петербурга по теме: «Подготовка к урокам технологии в соответствии со ФГОС. Составление технологических карт по рабочим программам по технологии»

Программа мастер-класса для учителей технологии по составлению разделов рабочих программ и технологических карт уроков в соответствии со ФГОС. Цель мастер-класса:  повышение профессионального уро...

Рабочая Программа по технологии 5-8 классы (для неделимых классов) на основе программы Технология 5-8(9) Синица, Самородский

Материал включает в себя нормативную базу документов, на основе которых составлена РП, роль учебного предмета Технология, общую характеристику предмета, ценностные ориентиры содержания предмета Технол...