Разработка и использование учебных электронных пособий. ЭУП «Технология обработки ткани»
статья по технологии по теме

В статье представлены принципы, основные компоненты, построение и требования к содержанию ЭУП. Представлено описание разработанного пособия "Технология обработки ткани"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_i_ispolzovanie_uchebnyh_elektronnyh_posobiy.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка и использование учебных электронных пособий.

ЭУП «Технология обработки ткани»

Реформа образования требует создания таких УЭИ, наличие которых обеспечит одну и ту же компьютерную среду для учащихся и преподавателей, в аудитории и дома.

Цель разработки электронного учебного пособия - сохранить не только все достоинства печатного учебного материала, но и, используя возможности компьютера, включить в него соответствующий арсенал наглядных средств для иллюстрирования. Актуальным остается вопрос: по какому принципу осуществлять отбор перечня видов и количества необходимого иллюстративного материала?

Принцип наглядности и новые компьютерные информационные технологии обучения

Еще в XVII веке Я. А. Коменский сформулировал принцип наглядности: "…все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами". Чувственное восприятие означает восприятие изучаемых объектов, их макетов или моделей и их личное наблюдение учащимися.

Важный принцип - это использование того или иного вида иллюстраций в местах, трудных для понимания учебного текста, требующих дополнительного наглядного разъяснения; для обобщений и систематизации тематических смысловых блоков; для общего оживления всего учебного материала и рассредоточенного по всему полю текста как печатного, так электронного (гипертекста).

Возможности компьютерных технологий не дают основания для упаковывания в электронное пособие всего, что можно. Принцип: лишь бы много - ложный. Этот факт будет отвлекать учащихся от изучаемого фрагмента текста.

Положение становится особенно опасным, когда предоставляется учащимся "неограниченная" свобода передвижения (за счет средств навигации) по всему полю гипертекста к другим объектам ссылок, не сообразуясь с педагогическими методами и способами преподавания предмета, а также с правилами целесообразности и разумности. В результате таких бессмысленных и частых переходов то на картинку, то на словарь, то какой-то другой объект гипертекста, в голове учащегося остается лишь "гипертекстовый сумбур, каша", а вовсе не стройная система знаний.

Безусловно, нельзя лишать ребёнка свободы навигации (маршрутов движения) по учебному материалу. Просто необходим разумный компромисс, основывающийся на таких ключевых педагогических понятиях из области методики преподавания, как линейное прохождение материала, или линейно-концентрическое, или модульное (о чем прекрасно осведомлены преподаватели соответствующих дисциплин).

И особенно неприятен факт, когда в гипертексте рябит от подвижных картинок (анимация - изображение иллюстрации в динамике), которые часто расположены не к месту, но зато создают эффект красочного "фейерверка". Такая анимация ничего не дает для понимания учебного материала. Разумная развлекательность - да! Но та, которая работает на повышение эффективности изучения теоретического материала, сокращает временные трудозатраты учащегося.

Овладение учебным материалом начинается с его восприятия. Вот почему стремятся задействовать различные органы чувств (анализаторы): слуховые, зрительные, двигательные и др. И чем больше органов чувств участвуют в восприятии учебной информации, тем легче она усваивается. Конечно, кроме наличия иллюстративного материала, для активизации процесса осмысления учебного материала важно, чтобы он был доступным, логически взаимосвязанным, правильно понятым, актуализированным. В этих целях лучше использовать яркие и точные формулировки, таблицы, схемы, рисунки, аудио- и видеофрагменты.

Хорошо оформленный, понятный, богато иллюстрированный учебный материал вызывает у обучаемого определенные положительные эмоции, оказывает влияние на его общее состояние. Положительные эмоции повышают интерес к предмету.

Отличие электронного учебного пособия от обычного печатного учебного материала состоит в более строгом дозировании (порции) изучаемого материала. Каждая порция должна снабжаться (где необходимо) хорошо продуманной иллюстрацией, набором вопросов и заданий, на которые заранее подготавливается серия возможных ответов.

Таким образом, конкретное количество иллюстраций для страницы, темы или для всего курса лекций специально не устанавливается, а определяется следующими факторами:

  1. содержанием и характером учебного текста;
  2. выбранной методикой обучения;
  3. возможностями организации (учреждения).

Каждое ЭУП имеет стиль оформления, задающий, какой фон используется на его страницах, как выглядит навигационная панель, а также каким образом элементы располагаются на страницах. Резюмируя все вышесказанное, можно сформировать следующие рекомендации для электронных учебников.

  1. Первое: электронное учебное пособие должно использовать преимущества электронного формата перед печатным. Это значит, что в нем должны присутствовать активные объекты – видеоролики, звуковые вложения и другие объекты, предоставляющие интерактивность. Кроме того, ЭУП должно предоставлять удобную систему навигации по нему, с возможностью произвольного выбора раздела и страницы для изучения, иначе говоря – активного оглавления. И, наконец, ЭУП должно обладать встроенными средствами контроля качества усвоения знаний, иначе говоря – тестовые элементы.
  2. Второе: ЭУП должно быть относительно мало по размеру и запускаться на большинстве персональных компьютеров без установки дополнительных программ.
  3. Третье: ЭУП должно позволять работать с ним как с веб-сайта образовательного учреждения, так и на локальном компьютере.
  4.  Четвертое: ЭУП должно предоставлять встроенные средства организации обратной связи с автором.

Основные компоненты и требования к содержанию ЭУП

Электронный учебное пособие после конвертирования представляет собой последовательность страниц, содержащих изображения, в которых заключен весь текстовый материал, формулы, графики и рисунки, а также вложенные видео- и звуковые материалы, тестовые блоки и элементы навигации.

ЭУП в общем случае должен иметь следующую структуру:

  1. Введение
  2. Один или несколько разделов;

2.1.Введение для каждого раздела (необязательно);

2.2.Последовательность страниц-слайдов для каждого раздела;

2.2.1.Основной материал, включая текст, формулы, графики, рисунки;

2.2.2.Вложенные видео- и звуковые ролики;

2.2.3.Тестовый блок в конце страницы (необязательно);

2.3.Тестовый блок в конце раздела (необязательно);

2.4.Рекомендованные материалы для изучения (необязательно);

3.Заключение;

4.Тестовый блок в конце учебника (необязательно);

5.Рекомендованные материалы для изучения.

Традиционное построение ЭУП: предъявление учебного материала, практика, тестирование.

Можно выделить 3 основных режима работы ЭУП:

  1. обучение без проверки;
  2. обучение с проверкой, при котором в конце каждой главы (параграфа) обучаемому предлагается ответить на несколько вопросов, позволяющих определить степень усвоения материала;
  3. тестовый контроль, предназначенный для итогового контроля знаний с выставлением оценки.

Роль оболочки может выполнить пакет Microsoft Office. Электронное учебное должно разрабатываться для его использования на компьютерах среднего класса. Требуется только, чтобы на компьютере был установлен MS Word и PowerPoint. Возможность воспроизведения звуковых файлов желательна. Необходимо, чтобы эти средства тоже были лицензионными, в первую очередь, в учебных заведениях. 

Microsoft Frontpage XP — современная интегрированная оболочка для построения отдельных web-страниц и целых web-узлов. Даже неопытный пользователь, незнакомый с языками программирования, сможет с помощью Frontpage самостоятельно создать свой собственный web-узел и опубликовать его в Интернете.

Содержание образования в образовательной области "Технология" имеет четко выраженную практическую направленность и реализуется на основе практических форм и методов организации занятий, которые должны составлять не менее 70% всего учебного времени. Основными методами обучения являются познавательно-трудовые упражнения, решение прикладных задач, практические и лабораторно-практические работы, моделирование и конструирование, созидательная и преобразовательная деятельность в целях обучения и воспитания. Важную роль в подготовке и развитии учащихся играет усиление наглядности, визуальное представление различных технологических процессов и операций.

Базовыми для направления «Технология. Обслуживающий труд»  являются разделы  «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» и «Кулинария»

Раздел «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов»   включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.

Разработанное мною ЭУП по курсу «Технология обработки ткани» призвано обеспечить информационную поддержку учебной деятельности учащихся, улучшить качество их подготовки к уроку по данному курсу; интенсифицировать обучение, в том числе и за счет оперативного подбора материала по интересующей тематике; увеличить полноценность и качество самостоятельной работы учащихся, осуществляя их саморазвитие, самообразование.

Информационный продукт «Технология обработки ткани» представляет собой электронное учебно-методическое пособие, дополняющее учебник, включающее в себя совокупность графической, текстовой и другой информации по данной теме и предназначенное для учащихся школы 5-7 классов в помощь при изучении раздела «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов». Оно позволяет оперативно ориентироваться пользователю в содержании, выявлять возможности для повышения уровня своих знаний и, подготовиться к занятиям.

Являясь своеобразным банком информационных данных, ЭУП «Технология обработки ткани», представляет собой конструктивную модель комплексного информационного учебного обеспечения.

В структуре разработанного ЭУП «Технология обработки ткани» можно выделить 5 разделов:

  1. Материаловедение
  2. Конструирование
  3. Ручные швы
  4. Машиноведение
  5. Машинные швы

Дополнением к основным разделам является итоговое тестирование  трёх уровней, а так же словарь основных терминов, полезные ссылки и коллекция видео к разным темам ЭУП.

  1. Раздел материаловедение включает темы: «Натуральные волокна растительного происхождения», «Натуральные волокна животного происхождения», «Химические волокна», «Ткачество».

Основные понятия - классификация текстильных волокон, основные этапы производства тканей из волокон натурального, растительного, животного и химического происхождения; виды ткацких переплетений, дефекты тканей. Свойства тканей, которые необходимо учитывать при изготовлении изделий и уходе за ними.   

  1. В раздел  «Конструирование» включены темы, рассматривающие проектирование швейных изделий – фартука, юбки и ночной рубашки.

В содержании каждой темы даются  исторические справки о швейных изделиях - история фартука, юбки, рубашки, сведения дополняет богатый иллюстративный материал. Рассматриваются особенности снятия мерок для проектирования  и изготовления фартука, юбки, рубашки. Приводятся таблицы измерений, таблицы прибавок, формулы расчёта для построения чертежей, даётся последовательность построения, особенности моделирования.

  1. Раздел «Ручные швы» - включает темы: «Рабочее место»; «Инструменты»; «Терминология»; Ручные стежки»; «Декоративные стежки»; «Влажно-тепловая обработка».

В темах раздела содержатся понятия о правильных и безопасных приёмах ручных швейных работ, организации рабочего места, необходимых инструментах и приспособлениях; даётся классификация ручных стежков и строчек, терминология работ, применение декоративных ручных стежков в отделке изделий; терминология и приёмы влажно-тепловых работ.

  1. Раздел «Машиноведение» включает темы: «История швейной машины»; «Устройство швейной машины»; «Подготовка машины к работе»; «Уход за машиной»; «Приспособления»

Учащиеся знакомятся с историей создания швейной машины, организацией рабочего места для работы на швейной машине и правилами безопасного труда при выполнении машинных работ, устройство и подготовка машины к работе, неполадки в работе швейной машины, способы их устранения, регулировка натяжения нити, длины стежка, инструменты и приспособления для машинных работ, подбор и установка машинных игл.

  1. Раздел «Машинные швы» - темы: «Классификацмашиных швов»; «Терминология машинных работ»; «Организация рабочего места»; «Дефекты строчки»

Основные понятия: терминология машинных работ, виды  и классификация машинных швов и строчек, технические условия выполнения машинных швов, организация рабочего места для машинных работ и правила техники безопасности; лапки-приспособления для выполнения различных швов и машинных операций.

Учебное пособие выполнено в двух вариантах: для открытого доступа через глобальную компьютерную сеть Internet и использования в процессе аудиторного обучения (для локальной сети). Оно включает современные (в том числе мультимедийные) способы представления информации, а так же  интерактивные средства контроля знаний для проверки, в том числе и самопроверки. При сегодняшнем сложном состоянии с учебниками, электронную версию легко “сбросить” на дискету и пользоваться им на домашнем компьютере. Если при этом пособие положить на сервер, то к нему может быть обеспечен неограниченный доступ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кроссворд "Технология обработка ткани" 6 класс

Кроссворд "Технология обработка ткани" 6 класс...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ ОБРАБОТКИ ТКАНИ В 5 КЛАССЕ

Тема:  введение.       Цель:  ознакомить с планом работы, программой, инструментами, принадлежностями, материалами; провести экскурсию по кабинету «Технология ...

Конспект урока ПО ТЕХНОЛОГИИ ОБРАБОТКИ ТКАНИ В 5 КЛАССЕ

ПЛАН-КОНСПЕКТ  УРОКОВ  ПО  ТЕХНОЛОГИИ  ОБРАБОТКИ  ТКАНИ  В  5  КЛАССЕ УРОК 1       Тема: введение. ...

Рабочая программа "Технология обработки ткани и пищевых продуктов" 5 класс

Учебный курс "технология" 5 класса предусматривает преемственность с содержанием уроков технологии в начальной школе, осуществление межпредметных связей с общеобразовательными учебными дисциплинами. К...

Методическая разработка урока в разделе "Технология обработки ткани" . Технология обработки накладного кармана. 5 класс.

Разработка конспекта урока основной задачей которого является ознакомить с познавательными сведениями об истории карманов, их значении в современной одежде, видами карманов, с технологией обработки на...

Викторина по технологии "Технология обработки тканей"

Для того, чтобы урок был интересным и мотивированным, нужно использовать разнообразные формы и методы работы. с этой целью я часто использую различные ситуации, кроссворды, головоломкии викторины....

Разработка и использование интерактивного электронного учебного пособия по технологии

по разделу «Деревообработка» для оптимизации урочной и внеурочной деятельности в рамках выполнения проектов на уроках технологии. Это способствует таким факторам как: Систематизация учебно...