Авторская разработка элективного курса "Резьба по дереву"
элективный курс по технологии (10 класс) по теме
Рабочая программа элективного курса по технологии «Резьба по дереву» 34 часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativ_kalendarno_tematicheskoe_planirovanie.docx | 34.13 КБ |
fakultativ_tehnologiyya_10_klass.docx | 31.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование.
Тема занятия | Кол-во часов | В том числе | Учебно-универсальные действия | Дата проведения предпологаемая | Дата проведения фактическая | ||||
Теорет | Прак | Личностные | Познавательные | Коммуникативные | Регулятивные | ||||
Геометрические узоры. | 1 | 1 | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Осмысление своего поведения в школьном коллективе. | Умение организовываться на рабочем месте в зависимости от вида выполняемых упражнений работы. | Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. | Умение рационально планировать своё время, возможности, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда. | |||
Геометрическая резьба по дереву. | 1 | 1 | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Осмысление своего поведения в школьном коллективе. | Умение организовываться на рабочем месте в зависимости от вида выполняемых упражнений работы. | Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. | Умение рационально планировать своё время, возможности, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда. | |||
Геометрическая «Азбука» | 8 | 2 | 6 | ||||||
Выбор и подготовка материала. | 1 | 1 | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Осмысление своего поведения в школьном коллективе. | Умение организовываться на рабочем месте в зависимости от вида выполняемых упражнений работы. | Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. | Умение рационально планировать своё время, возможности, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда. | |||
Оборудование для резьбы по дереву. | 1 | 1 | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Осмысление своего поведения в школьном коллективе. | Умение организовываться на рабочем месте в зависимости от вида выполняемых упражнений работы. | Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. | Умение рационально планировать своё время, возможности, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда. | |||
Инструменты и приспособления для резьбы по дереву. | 1 | 1 | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Осмысление своего поведения в школьном коллективе. | Умение организовываться на рабочем месте в зависимости от вида выполняемых упражнений работы. | Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. | Умение рационально планировать своё время, возможности, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда. | |||
Выполнение упражнений рельефной резьбы. | 1 | 1 | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Осмысление своего поведения в школьном коллективе. | Умение организовываться на рабочем месте в зависимости от вида выполняемых упражнений работы. | Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос | Умение рационально планировать своё время, возможности, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда. | |||
Выполнение упражнений накладной рельефной резьбы. | 1 | 1 | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Осмысление своего поведения в школьном коллективе. | Умение организовываться на рабочем месте в зависимости от вида выполняемых упражнений работы. | Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос | Умение рационально планировать своё время, возможности, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда. | |||
Выполнение упражнений домовой (корабельной) резьбы. | 1 | 1 | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Осмысление своего поведения в школьном коллективе. | Умение организовываться на рабочем месте в зависимости от вида выполняемых упражнений работы. | Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос | Умение рационально планировать своё время, возможности, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда. | |||
Выполнение упражнений прорезная (ажурная) резьбы | 1 | 1 | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Осмысление своего поведения в школьном коллективе. | Умение организовываться на рабочем месте в зависимости от вида выполняемых упражнений работы. | Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос | Умение рационально планировать своё время, возможности, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда. | |||
Выполнение упражнений объемной резьбы. | 1 |
1 | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Осмысление своего поведения в школьном коллективе. | Умение организовываться на рабочем месте в зависимости от вида выполняемых упражнений работы. | Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. | Умение рационально планировать своё время, возможности, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда. | |||
Геометрический орнамент. | 8 | 3 | 5 | ||||||
Геометрический орнамент. | 1 | 1 | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Осмысление своего поведения в школьном коллективе. | Умение организовываться на рабочем месте в зависимости от вида выполняемых упражнений работы. | Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой- либо предмет и вопрос. | Умение рационально планировать своё время, возможности, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда. | |||
Основные элементы геометрического орнамента. | 1 | 1 | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Осмысление своего поведения в школьном коллективе. | Умение организовываться на рабочем месте в зависимости от вида выполняемых упражнений работы. | Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой- либо предмет и вопрос. | Умение рационально планировать своё время, возможности, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда. | |||
Резьба трехгранных выемок. | 1 | 1 | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Осмысление своего поведения в школьном коллективе. | Умение организовываться на рабочем месте в зависимости от вида выполняемых упражнений работы. | Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. | Умение рационально планировать своё время, возможности, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда. | |||
Технология резьбы трехгранных выемок. | 1 | 1 | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Осмысление своего поведения в школьном коллективе. | Умение организовываться на рабочем месте в зависимости от вида выполняемых упражнений работы. | Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. | Умение рационально планировать своё время, возможности, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда. | |||
Выполнение ленточного орнамента. | 1 | 1 | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Осмысление своего поведения в школьном коллективе. | Умение организовываться на рабочем месте в зависимости от вида выполняемых упражнений работы. | Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. | Умение рационально планировать своё время, возможности, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда. | |||
Технология выполнение ленточного орнамента. | 1 | 1 | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Осмысление своего поведения в школьном коллективе. | Умение организовываться на рабочем месте в зависимости от вида выполняемых упражнений работы. | Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. | Умение рационально планировать своё время, возможности, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда. | |||
Выполнение сетчатого орнамента. | 1 | 1 | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Осмысление своего поведения в школьном коллективе. | Умение организовываться на рабочем месте в зависимости от вида выполняемых упражнений работы. | Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. | Умение рационально планировать своё время, возможности, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда. | |||
Технология выполнение сетчатого орнамента. | 1 | 1 | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Осмысление своего поведения в школьном коллективе. | Умение организовываться на рабочем месте в зависимости от вида выполняемых упражнений работы. | Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. | Умение рационально планировать своё время, возможности, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда. | |||
Основы композиции. | 4 | 1 | 3 | ||||||
Принципы композиции в резьбе по дереву. | 1 | 1 | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Осмысление своего поведения в школьном коллективе. | Умение организовываться на рабочем месте в зависимости от вида выполняемых упражнений работы. | Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. | Умение рационально планировать своё время, возможности, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда. | |||
Реализация композиции в резьбе по дереву. | 1 | 1 | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Осмысление своего поведения в школьном коллективе. | Умение организовываться на рабочем месте в зависимости от вида выполняемых упражнений работы. | Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. | Умение рационально планировать своё время, возможности, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда. | |||
Выполнение трехгранных выемок в круге (розеток). | 1 | 1 | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Осмысление своего поведения в школьном коллективе. | Умение организовываться на рабочем месте в зависимости от вида выполняемых упражнений работы. | Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. | Умение рационально планировать своё время, возможности, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда. | |||
Выполнение трехгранных выемок в параллелограмме (сияний). | 1 | 1 | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Осмысление своего поведения в школьном коллективе. | Умение организовываться на рабочем месте в зависимости от вида выполняемых упражнений работы. | Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. | Умение рационально планировать своё время, возможности, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда. | |||
Проектная работа. | 12 | 1 | 11 | ||||||
Выбор темы проекта. | 1 | 1 | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Осмысление своего поведения в школьном коллективе. | Умение организовываться на рабочем месте в зависимости от вида выполняемых упражнений работы. | Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. | Умение рационально планировать своё время, возможности, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда. | |||
Обоснование выбранной темы. | 1 | 1 | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Осмысление своего поведения в школьном коллективе. | Умение организовываться на рабочем месте в зависимости от вида выполняемых упражнений работы. | Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. | Умение рационально планировать своё время, возможности, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда. | |||
Подготовка графической документации. | 1 | 1 | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Осмысление своего поведения в школьном коллективе. | Умение организовываться на рабочем месте в зависимости от вида выполняемых упражнений работы. | Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. | Умение рационально планировать своё время, возможности, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда. | |||
Подборка заготовок для проекта. | 1 | 1 | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Осмысление своего поведения в школьном коллективе. | Умение организовываться на рабочем месте в зависимости от вида выполняемых упражнений работы. | Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. | Умение рационально планировать своё время, возможности, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда. | |||
Подготовка заготовок для нанесения рисунка. | 1 | 1 | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Осмысление своего поведения в школьном коллективе. | Умение организовываться на рабочем месте в зависимости от вида выполняемых упражнений работы. | Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. | Умение рационально планировать своё время, возможности, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда. | |||
Нанесение рисунка на изделие. | 1 | 1 | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Осмысление своего поведения в школьном коллективе. | Умение организовываться на рабочем месте в зависимости от вида выполняемых упражнений работы. | Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. | Умение рационально планировать своё время, возможности, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда. | |||
Работа с резцами. | 1 | 1 | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Осмысление своего поведения в школьном коллективе. | Умение организовываться на рабочем месте в зависимости от вида выполняемых упражнений работы. | Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. | Умение рационально планировать своё время, возможности, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда. | |||
Работа с полукруглыми стамесками. | 1 | 1 | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Осмысление своего поведения в школьном коллективе. | Умение организовываться на рабочем месте в зависимости от вида выполняемых упражнений работы. | Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. | Умение рационально планировать своё время, возможности, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда. | |||
Работа с косыми стамесками. | 1 | 1 | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Осмысление своего поведения в школьном коллективе. | Умение организовываться на рабочем месте в зависимости от вида выполняемых упражнений работы. | Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. | Умение рационально планировать своё время, возможности, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда. | |||
Работа над ошибками проекта. | 1 | 1 | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Осмысление своего поведения в школьном коллективе. | Умение организовываться на рабочем месте в зависимости от вида выполняемых упражнений работы. | Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. | Умение рационально планировать своё время, возможности, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда. | |||
Работа над проектом. | 1 | 1 | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Осмысление своего поведения в школьном коллективе. | Умение организовываться на рабочем месте в зависимости от вида выполняемых упражнений работы. | Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. | Умение рационально планировать своё время, возможности, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда. | |||
Защита проекта. | 1 | 1 | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Осмысление своего поведения в школьном коллективе. | Умение организовываться на рабочем месте в зависимости от вида выполняемых упражнений работы. | Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. | Умение рационально планировать своё время, возможности, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда. | |||
Итого: | 34 | 8 | 26 |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа элективного курса по технологии «Резьба по дереву» для 10 класса
Костюк Дмитрий Николаевич
учитель технологии 1 ой категории
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №31»
г. Иркутск
Пояснительная записка
Человек с давних времен использовал геометрические узоры для украшения своего быта (жилья, орудий труда и оружия, одежды, утвари и т. д.) и хозяйственных нужд (в виде зарубок и меток). На всех трех самых древних обрабатываемых человеком материалах - камне, глине и дереве - можно найти геометрические элементы. С их помощью упрощенно изображались различные природные явления и объекты. Например, любые геометрические узоры в круге (солярные знаки) символично обозначали солнце; кресты, квадраты со штрихами и точками - землю и плодородие; ромб в некоторых первобытных племенах изображал скелет животного. Со времен у разных народов в каждой эпохе складывались свои традиционные сочетания узоров (орнаменты). Людям всегда нравились геометрические орнаменты за строгость и четкость линий, неповторимые комбинации фигур и узоров, символичность изображаемых знаков, своеобразный контраст, который часто достигается игрой света и тени.
Данный элективный курс представляет художественную обработку материалов и декоративно - прикладное искусство. По направленности он носит межпредметный характер, так как он не только углубляет технологические знания и умения школьников в рамках образовательной области «Технология», но и реализует широкие содержательные связи с уроками изобразительного искусства, геометрии, черчения, биологии, мировой и художественной культуры. Несмотря на специфичность данного вида художественной обработки материала - геометрической резьбы по дереву, - курс предназначен не только для мальчиков, но и для девочек.
Цели курса:
- с точки зрения профильной ориентации школьников - подготовка обучающихся к осознанному выбору направления дальнейшего образования;
- с точки зрения освоения содержания курса - расширение кругозора школьников в области декоративно - прикладного искусства.
Задачи курса:
- знакомство обучающихся с геометрическими узорами и орнаментами, их местом в жизни человека;
- углубление знаний учащихся о видах декоративно - прикладного искусства, обрабатываемых материалах и существующих орнаментах;
- формирование у школьников технологических знаний и умений в области геометрической резьбы по дереву;
- развитие творческих способностей обучающихся;
- формирование у обучаемых плоскостно - геометрического мышления;
- воспитание у учащихся уважительного отношения к произведениям декоративно - прикладного искусства и культурному наследию страны;
- воспитание у школьников усидчивости, терпения, аккуратности, добросовестности, ответственности.
Общий объем курса составляет 34 часа. В рамках курса предусмотрено
использование таких форм и методов обучения, как комбинированный урок с элементами беседы или проблемного изложения учебного материала, дискуссия, практическая работа, демонстрация образцов декоративно - прикладного искусства и приемов работы, анализ и оценка творческих работ школьников ит. д.
Итоговой формой контроля является защита проекта, выполняемого по одному из следующих направлений:
- разработка и выполнение изделия прикладного характера (объекта труда) с украшением геометрической резьбой (разделочной доски, лопатки, рамки и т.д.);
- разработка геометрической орнаментальной композиции для украшения какого - либо комплексного объекта труда (элементы мебели, набор деревянной посуды и т. д.);
- исследование историй, стилей и символики геометрических узоров, их применение в современной жизни.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения элективного курса по технологии в 10 классе ученик должен
Знать/понимать:
- Геометрические узоры и орнаменты, их место в жизни человека;
- Виды декоративно-прикладного искусства и обрабатываемых материалах;
- Символику геометрических элементов;
- Культурное наследие страны.
Уметь:
- Разрабатывать изделия прикладного характера с украшением геометрической резьбой;
- Выполнять геометрическую резьбу по дереву;
- Анализировать разнообразие геометрических узоров; Составлять эскизы и зарисовки геометрических узоров.
№ п/п | Тема занятия | кол-во часов |
1 | Геометрические узоры и геометрическая резьба по дереву | 2 |
1 | Геометрическая «Азбука» | 8 |
1.1 | Выбор и подготовка материала | 1 |
1.2 | Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву | 2 |
1.3-1.4 | Выполнение упражнений в технике контурной резьбы | 5 |
2 | Геометрический орнамент | 8 |
2.1 | Геометрический орнамент и его основные элементы | 2 |
2.2 | Резьба трехгранных выемок | 2 |
2.3-2.4 | Выполнение ленточного и сетчатого орнамента | 4 |
3 | Основы композиции | 4 |
3.1 | Принципы композиции и их реализация в резьбе по дереву | 2 |
3.2 | Выполнение трехгранных выемок в круге (розеток) и в параллелограмме (сияний) | 2 |
4 | Проектная работа | 12 |
4.1 | Выбор и обоснование объекта | 1 |
4.2-4.5 | Работа над проектом | 10 |
4.6 | Защита проекта | 1 |
Содержание программы
Тема 1. Геометрические узоры и геометрическая резьба по дереву
Геометрические фигуры и геометрические узоры. Их применение для украшения предметов быта (утвари, орудий труда, оружия, текстильных изделий, мебели и т. д.), архитектурных сооружений (внешний и внутренний интерьер), в декоративно - прикладном искусстве (резьба по дереву и бересте, роспись по дереву, вышивка и ткачество, бисероплетение, вязание и др.), в украшении человеческого тела (раскраска, татуировка).
Геометрические формы в природе. Символическое отображение природных явлений и объектов с использованием геометрических узоров. Историческая трактовка символики геометрических фигур и элементов.
Резьба по дереву как один из видов декоративно - прикладного искусства. Характеристика и отличие геометрической резьбы по дереву от остальных её видов (плоскорельефной, рельефной, объёмной и др.). Разновидности геометрической резьбы по дереву.
Практическая работа: анализ геометрических фигур и элементов, используемых в различных видах декоративно - прикладного искусства; составление эскизов и зарисовок геометрических узоров.
Тема 2. Геометрическая «Азбука»
Дерево как материал для геометрической резьбы. Свойства древесины (физические, механические, технологические и декоративные). Классификация пород деревьев по возможности их использования для резьбы.
Знакомство с правилами и приемами работы резчика (техника безопасности, организация рабочего места, инструменты и приспособления). Косяк (плоская стамеска - нож) - основной инструмент для выполнения геометрической резьбы. Правила и техника работы косяком.
Сколыш (одногранная выемка треугольной формы) - основной исходный элемент геометрической резьбы. Технология выполнения сколыша.
Выполнение двухгранной выемки - контурная резьба по дереву. Разновидности изображений в контурной резьбе. Технология выполнения контурной резьбы.
Практическая работа: выполнение учебных (тренировочных) упражнений в технике сколыша и контурной резьбы; украшение простого изделия в технике сколыша или контурной резьбы (самостоятельная творческая работа).
Примерные объекты труда: подставка под чайник, портретная рамка, лопаточка для кухни и т. д.
Тема 3. Геометрический орнамент
Понятие орнамента и средства ориентации (мотив, раппорт, ритм, контраст, пропорции и др.). История развития орнамента, орнаментальные стили. Виды орнаментов по характеру мотивов (геометрические, растительные, анималистические, символические, комбинированные и др.). Технология построения орнамента.
Геометрический орнамент и его основные элементы (трехгранная выемка - треугольник, розетка, вертушка, сияние, кайма). Построение геометрического орнамента - ленточного (в полосе, кайме), сетчатого (раппортного), замкнутого (в круге, овале, параллелограмме).
Трехгранно - выемчатая геометрическая резьба по дереву. Технология выполнения трехгранных выемок (равнобедренный треугольник, равносторонний треугольник, треугольник с криволинейными сторонами). Резьба ленточного орнамента (витейка, змейка, ромб, цепочка, ёлочка и др.).
Практическая работа: построение разных ленточных орнаментов из геометрических элементов (графическая работа); резьба трехгранных выемок в виде ленточного и сетчатого орнамента (учебные упражнения).
Тема 4. Основы композиции
Понятие о композиции, её виды. Принципы композиции и их реализация в резьбе по дереву. Учет свойств древесины при разработке композиции. Стилизация. Виды композиций в зависимости от способов их построения (симметричные и ассиметричные, закрытые и открытые, статичные и динамичные и др.). Композиционный центр. Сочетание геометрических элементов и орнаментов в композиционном решении изделия. Технология построения композиции.
Технология резьбы трехгранных выемок в круге (розетки) и в параллелограмме (сияния). Способы построения розеток и сияний.
Практическая работа: Выполнение трехгранных выемок в круге (розеток) и в параллелограмме (сияний), в том числе и с криволинейными сторонами (учебные упражнения); построение эскиза композиционного решения конкретного изделия (разделочной доски, шкатулки, элемента мебели и т. д.) на основе геометрических элементов (графическая работа).
Тема 5. Проектная работа
Выбор темы проекта по одному из предложенных направлений. Сбор и анализ необходимой для проектирования (исследования) информации. Формулирование проблемы проекта, постановка целей, выбор способов деятельности. Работа над проектом. Оформление проекта. Защита проекта.
Отделка резных изделий. Задачи отделки, её виды и способы. Материалы и инструменты для отделки поверхности резных изделий. Технология выполнения наиболее распространенных видов отделки резных изделий (морение, вощение, лакирование, покрытие маслом).
Методические рекомендации
На вводном занятии следует раскрыть роль и место геометрических узоров в жизни человека и сформировать у школьников интерес к содержанию курса. Особое внимание следует уделить применению людьми геометрических фигур и элементов для украшения своего быта, в архитектуре, в различных видах декоративно - прикладного искусства.
При изложении учебного материала необходимо сделать акцент на то, что многие геометрические узоры взяты человеком из природы. Они, как правило, олицетворяют различные природные явления и объекты. Затем надо рассказать школьникам о символике геометрических элементов.
Знакомя учащихся с различными видами резьбы по дереву, следует подробнее остановиться на геометрической резьбе, её специфических особенностях и разновидностях. Рассказать, что эта резьба относится к плоской (плосковыемчатой) резьбе по дереву и выполняется на поверхности изделия в виде геометрических углублений (выемок), создающих прямые и криволинейные линии. К геометрической резьбе относится выполнение сколыша (одногранной выемки треугольной формы), контурная резьба (линии, подрезанные с двух сторон - двухгранные выемки) и трехгранно - выемчатая резьба, основанная на резном треугольнике разнообразных форм и видов - трехгранной выемке.
Объяснение учебного материала в рамках вводного занятия следует дополнить демонстрацией различных наглядных материалов: резных изделий, фотографий, схем, эскизов, рисунков, видеоматериалов и т. д. Это поможет школьникам не только увидеть разнообразие геометрических узоров и варианты их применения, но и научиться их применять.
Для углубления представлений учащихся о геометрической резьбе по дереву и формирования у них устойчивого интереса к декоративно - прикладному искусству, по возможности следует организовать и провести экскурсию на выставку, где представлены изделия мастеров - резчиков. Так как в рамках курса специально не выделено время на экскурсию, её можно провести при изучении темы «Геометрический орнамент» или во время выполнения проектных заданий.
При прохождении трех последующих тем необходимо раскрыть технологические особенности выполнения геометрической резьбы по дереву (в последовательности выполнения одногранной, двухгранной и трехгранной выемки) и ознакомить обучающихся с основными видами орнамента и композиции, принципами и способами их построения. Для этого в каждой теме предусмотрены обязательные практические работы (тренировочные упражнения), самостоятельные работы творческого характера и графические работы по выполнению геометрических орнаментов и композиций на бумаге. Их объём и содержание можно изменять в зависимости от уровня подготовки школьников и специфики реализации элективного курса учителем.
Особое место в содержании курса занимает лабораторная работа «Оценка композиционного решения резного изделия», целью которой является выработка у уч-ся оценочных умений. Эта работа направлена на формирование у школьников более глубокого понимания принципов композиции и обучение анализу недостатков в композиционных решениях изделий. Поэтому главными критериями оценки здесь выбраны изученные школьниками принципы композиции. Выполнение этих принципов необходимо оценить, а затем индивидуальные оценки изделий обсудить коллективно совместно с учителем.
Проектная работа обучающихся является логическим завершением элективного курса и подразумевает выполнение проекта по одному из трёх направлений, указанных в пояснительной записке.
Проект - это как правило, индивидуальная творческая работа каждого школьника, однако возможно выполнение одного комплексного проекта сразу несколькими уч-ся. После завершения работы над проектом ученик защищает его. Так как тематика проектов достаточно разнообразна, для их оценки целесообразно выделить три группы критериев оценки: критерии качества выполнения резного изделия (технологические и декоративные), критерии качества документальной части проекта (в том числе и проведенного исследования), критерии качества выступления (защиты проекта). Общая оценка проекта определяется как среднее арифметическое от этих оценок. Таким образом, можно привести оценку разнообразных проектов к единой форме и выделить лучшие проектные работы.
После проведения защиты проектов целесообразно организовать выставку проектных работ школьников, а лучшие из них рекомендовать для участия в конкурсах ученических проектов (школьных, городских, районных и т. д.).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.БешенковА.К., Казакевич В.М., Маркуцкая С.Э. Методика обучения технологии. Библиотека учителя, 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2007.
2. Каспржак А.Г. ПРОБЛЕМА ВЫБОРА: элективные курсы в школе. – М.: Новая школа, 2004.
3. Кожина О.А. Технология: Методические рекомендации по оборудованию кабинетов и мастерских обслуживающего труда. - М.:Дрофа, 2003.
4. Конышева Н.М. Учебный предмет «Технология» на современном этапе: проблемы и перспективы//Вестник Московского городского педагогического университет.- 2008 №4, с. 5-12.
5. Настольная книга учителя технологии: справ.-метод. пособие/ сост. А.В.Марченко. – М.: АСТ: Астрель, 2005.
6. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. – М.: Издательство «Эгвес», 2008.
7. Программы элективных курсов. Технология. Предпрофильное обучение. 9 класс / Под ред. В.А.Кальней. – М.: Дрофа, 2006.
8. Симоненко В.Д., Хотунцев Ю.Л. Технология. Трудовое обучение. Программы общеобразовательных учреждений. 1-4, 5-8 классы. – М.: Просвещение, 2007.
9.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования / Сборник нормативных документов. Технология. М.: Дрофа, 2007.
10. Школа и производство. Научно-методический журнал.
11. Элективные курсы в профильном обучении / Министерство образования РФ – Национальный фонд полготовки кадров. – М.: Вита-Пресс, 2004.
12. Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Технология»/ Министерство образования РФ – Национальный фонд полготовки кадров. – М.: Вита-Пресс, 2004.
13.Бузинов М. В., Потапов Г. В. Искусство резьбы по дереву: учебное пособие. - М.: РИФ «Антиква», 1998.
14.Ильяев М. Д. Прикоснувшись к дереву резцом: справочное пособие. - М.: Экология, 1996.
15.Лихонин А. С. Резьба по дереву. - Нижний Новгород: «Времена», 2000.
16.Манжулин А. В., Песьяков А. С. Резчикам по дереву: альбом орнаментов. Вып. 8. - М.: Народное творчество, 2004.
17.Нилова И. В. Резчикам по дереву: альбом орнаментов. - М.: Народное творчество, 2003.
18.Светлова Л. П. Азбука орнамента: пособие для профессиональных образовательных учреждений. - М.: ИРПО, 1998.
19.Семенцов А. Ю. Резьба по дереву. - Минск: Современное слово, 2003.
20.Семенцов А. Ю. Резьба по дереву в современном интерьере. - Минск: Современное слово, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа элективного курса "Резьба по дереву" с комплектом сценариев занятий
Программа элективного курса «Резьба по дереву» для учащихся 8-9 классов.Пояснительная записка.Содержание курса направлено на формирование у учащихся компетенций в области декоративно...
Авторская методическая разработка элективного курса "Основы подготовки к ГИА"
Авторская методическая разработка элективного курса. Целью которого является подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации....
Методическая разработка авторской программы элективного курса " Разговорный английский язык" 10-11 классы
Цели и задачи элективного курса, пояснительная записка, программа курса ( 34 ч.), тематическое планирование занятий....
Разработка учебного авторского продукта: элективный курс «Центральная нервная система человека»
Элективный курс рассчитан для учащихся 9-х классов. Целью: его является изучение учащимися теоретических и прикладных основ анатомии, физиологии человека, подробнее курса анатомии нервной системы, доп...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по элективному курсу «Изучение родного края» (авторская разработка)
Авторская разработка элективного курса "Изучение родного края" (идет апробация данного курса)...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...
Авторская разработка элективного курса по географии в 6 классе «Удивительный мир географии»
Цель: Формирование интереса к предмету, целостного представления о Земле и взаимосвязанности всех происходящих на ней явлений и процессов, расширить географический кругозор и углубить знания по предме...