Разработка учебного авторского продукта: элективный курс «Центральная нервная система человека»
элективный курс по биологии (9 класс) на тему
Элективный курс рассчитан для учащихся 9-х классов. Целью: его является изучение учащимися теоретических и прикладных основ анатомии, физиологии человека, подробнее курса анатомии нервной системы, дополнение и углубление базовых знаний о строении, жизнедеятельности ЦНС. Задача: курса -сохранение здоровья человека, понимание сущности биологических процессов центральной нервной системы..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nazarova_i.p.-_razrabotka_avtorskogo_produkta_elektivnyy_kurs_po_biologii.rar | 25.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка учебного авторского продукта:
Программа элективного курса
«Центральная нервная система человека» для учащихся 9 классов
Автор: Назарова Ирина Петровна, учитель биологии МОУ «СОШ №8»
г. Саратова
Пояснительная записка.
Календарно-тематическое планирование элективного курса «Центральная нервная система человека» для учащихся составлено в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования 2004г. Кроме того, при отборе содержания учитывалась степень значимости теоретических и практических знаний, умений и навыков в сохранении и укреплении здоровья, в повседневной жизни, в повышении мотивации самостоятельной работы и познавательной активности, в углублении знаний о ЦНС человека.
Курс рассчитан на 34 часа (1ч. в неделю).
Целью: является изучение учащимися теоретических и прикладных основ анатомии, физиологии человека, подробнее курса анатомии нервной системы, дополнение и углубление базовых знаний о строении, жизнедеятельности ЦНС
Задачи: сохранение здоровья человека, понимание сущности биологических процессов центральной нервной системы. Особое внимание уделяется строению и физиологическим процессам ЦНС. Ранее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научной деятельности. Подготовка к самостоятельной исследовательской работе учащихся ,проведение исследований, имеющих практическое значение; реализация исследовательских проектов. Развитие у учащихся логического мышления, смысловой и механической памяти, воображения, совершенствование умений и навыков по анализу, синтезу, сравнению, установлению причинно-следственных связей между объектами, процессами, явлениями, проведению опытов, решению проблемных задач.
Содержание элективного курса «Центральная нервная система человека»
Тема № 1. Общая анатомия и физиология центральной нервной системы.
- Анатомия и физиология ЦНС и сенсорных систем. Нервная ткань.
Предмет и задачи анатомии и физиологии ЦНС и сенсорных систем.
Общая характеристика нервной ткани.
2. Нейроны и их строение.
Нейроны. Тело нейрона. Отростки нейронов. Классификация нервных клеток по количеству отростков
Контроль знаний:
ответить на вопросы, выполнить задания, выполнить лабораторную работу.
- Классификация нейронов по выполняемым функциям.
Функции нейронов
4.Нейросекреторные клетки. Нейроглия.
Нейроглия и ее значение.
Контроль знаний:
ответить на вопросы, выполнить задания, тест.
5. Нервные волокна, типы, значение.
Нервные волокна, их типа и значение
6. Нервы, их строение, типы, значение.
Нервы, их строение, значение, типы.
Контроль знаний:
ответить на вопросы, выполнить задания.
7. Нервные окончания, их типы и значение.
Классификация нервных окончаний. Рецепторы и эффекторные нервные окончания.
8. Синапсы.
Синапсы: их типы и значение. Строение и функционирование синапса. Электрические синапсы. Нервно-мышечные соединения.
Контроль знаний:
ответить на вопросы, выполнить задания.
9. Возбудимые ткани и их свойства.
Свойства возбудимых тканей. Мембранный потенциал покоя.
10. Биоэлектрические явления в клетках возбудимых тканей.
Биоэлектрические явления, возникающие при возбуждении клетки. Реполяризация мембраны и значение этого процесса. Проводимость нервной ткани.
Контроль знаний:
ответить на вопросы, выполнить тест.
11. Рефлекс — главный принцип функционирования нервной системы.
Рефлекс и рефлекторная дуга.
12. Классификация рефлексов.
Классификация рефлексов.
Контроль знаний:
выполнить лабораторную работу №2, выполнить тест,
Тема № 2. Анатомия и физиология центральной нервной системы.
13. Строение и функции спинного мозга.
Общие сведения о спинном мозге
14. Внутреннее строение спинного мозга.
Внутреннее строение спинного мозга. Функции спинного мозга.
Контроль знаний: выполнить тест.
15. Головной мозг человека, строение.
16. Головной мозг человека, функции.
Общие сведения о головном мозге. Строение и функции продолговатого мозга. Строение и функции мозжечка. Строение и функции среднего мозга. Строение и функции промежуточного мозга.
Контроль знаний: выполнить тест.
17. Строение большого (конечного) мозга.
Общие сведения о большом мозге. Строение полушарий большого мозга.
18. Функции большого (конечного) мозга.
Функциональные зоны коры больших полушарий. Локализация функций в коре больших полушарий.
Контроль знаний: выполнить тест.
Тема № 3.Анатомия и физиология периферической нервной системы
19. Периферическая нервная система.
Общие сведения о периферической нервной системе.
20. Спинномозговые и черепно-мозговые нервы.
Спинномозговые нервы. Черепные нервы.
Контроль знаний: ответить письменно на вопросы:
- Чем образована периферическая нервная система?
- Сколько насчитывается у человека спинномозговых нервов»
- Сколько пар черепных нервов отходит от головного мозга человека?
- Какие из черепных нервов являются двигательными, какие – чувствительными, а какие смешанными?
- Почему черепные нервы десятой пары получили название блуждающий нерв?
21. Вегетативная (автономная) нервная система.
Особенности строения вегетативной нервной системы. Части вегетативной нервной системы и их характеристика
22. Симпатическая и парасимпатическая нервные системы.
Эффекты симпатической и парасимпатической частей в организме.
Контроль знаний: выполнить тест.
Тема № 4. Органы чувств.
23. Органы чувств и сенсорные системы.
Понятие об органах чувств и сенсорных системах (анализаторах).
24. Глаз человека – важнейший орган чувств.
Строение глазного яблока. Вспомогательные органы глаза.
Контроль знаний: выполнить тест
Оптическая система глаза. Аккомодация. Дальнозоркость и близорукость. Светочувствительный аппарат глаза. Восприятие цвета.
26. Бинокулярное зрение и его значение.
Бинокулярное зрение и его значение.
Контроль знаний: выполнить тест
27. Строение и функции органов слуха.
Слух. Строение и функции наружного уха. Строение и функции среднего уха.
Строение и функции внутреннего уха.
28. Строение и функции органов равновесия.
Строение и функции органа равновесия.
Контроль знаний: выполнить тест
29. Органы обоняния.
Строение и функции органа обоняния.
30. Органы вкуса и осязания.
Строение и функция органа вкуса. Кожная чувствительность. Кожные анализаторы. Общие свойства анализаторов.
Контроль знаний: выполнить тест
Тема №5. Значение органов чувств и анализаторов.
31. Тест и задание по теме 5.
32. Контроль знаний по теме «Органы чувств и анализаторы».
33. Обобщающее занятие.
34. Повторение.
Календарно - тематическое планирование элективного курса «Центральная нервная система человека»
№ занятия |
Тема занятия | Дата | Примечание |
Тема № 1. Общая анатомия и физиология центральной нервной системы | |||
1 | Анатомия и физиология ЦНС и сенсорных систем. | ||
2 | Нервная ткань. Нейроны и их строение. | ||
3 | Классификация нейронов по выполняемым функциям. | ||
4 | Нейросекреторные клетки. Нейроглия. | ||
5 | Нервные волокна, типы, значение. | ||
6 | Нервы, их строение, типы, значение. | ||
7 | Нервные окончания, их типы и значение. | ||
8 | Синапсы. | ||
9 | Возбудимые ткани и их свойства. | ||
10 | Биоэлектрические явления в клетках возбудимых тканей. | ||
11 | Рефлекс — главный принцип функционирования нервной системы. | ||
12 | Классификация рефлексов. | ||
Тема № 2. Анатомия и физиология центральной нервной системы. | |||
13 | Строение и функции спинного мозга. | ||
14 | Внутреннее строение спинного мозга. | ||
15 | Головной мозг человека, строение. | ||
16 | Головной мозг человека, функции. | ||
17 | Строение большого (конечного) мозга. | ||
18 | Функции большого (конечного) мозга. | ||
Тема № 3.Анатомия и физиология периферической нервной системы | |||
19 | Периферическая нервная система. | ||
20 | |||
21 | |||
22 | Симпатическая и парасимпатическая нервные системы. | ||
Тема № 4. Органы чувств. | |||
23 | |||
24 | |||
25 | |||
26 | Бинокулярное зрение и его значение. | ||
27 | |||
28 | |||
29 | |||
30 | |||
Тема №5. Значение органов чувств и анализаторов. | |||
31 | Тест и задание по теме 5. | ||
32 | Контроль знаний по теме «Органы чувств и анализаторы» | ||
33 | Обобщающее занятие. | ||
34 | Повторение. |
Требования к знаниям и умениям, формированию компетенций.
Формы контроля:
- текущий контроль и тематический контроль (оценка ответов на письменные задания, выполнение практических заданий);
- итоговый контроль (оценка всех выполненных работ в ходе изучения курса- выполнение тестовых работ).
Оценка работ проводится по 5-ти балльной шкале с учетом объема, качества и уровня сложности выполненных работ.
Программа кружка предусматривает выполнение заданий, имеющихся в
контрольно-измерительных материалах ГИА.
Требования: понять взаимосвязь строения и функций органов нервной системы; требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач; охрана своего здоровья.
Литература:
Основная:
1. Петунин О.В. Анатомия и физиология нервной системы М. «Вентана-Граф» 2008
Дополнительная:
1. Батуев Загадки и тайны психики. М. «Дрофа» 2003
2. Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор Биология Т. 1-3 М. Мир 1996
3. Зверев И.Д. Человек. Организм и здоровье. Пособие для учащихся 8 – 9 классов М. «Вентана-Граф» 2000
4. Каменский А.А. Организм человека. Просто о сложном М. «Дрофа» 2007
5. Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология человека в вопросах и ответах. Саратов ИЦ Добродея, ГП Саратовтелефильм 1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация урока биологии нервная система человека
очень доступный материал для проведения урока с использованием ИКТ по теме: "Нервная система человека."...
Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста, имеющими органическое поражение центральной нервной системы (статья).
В регионах России в последние годы развивается сеть реабилитационных центров. Для максимально возможных положительных результатов в этих учреждениях большое внимание необходимо уделять коррекционно-пе...
Центральная нервная система презентация, 8 класс
на уроке рассматриваемые задачи сопровождаются слайдами презентации....
Опорные схемы для изучения темы: "Нервная система человека"
Опорные схемы для изучения темы: "Нервная система человека". 8 класс....
ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Специализированного дома ребенка №3 для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики на 2015-2019 годы «Создание коррекционно-развивающей образовательной среды Дома ребенка №3, обеспе
1. Краткая презентация ПрограммыСпециализированного дома ребенка №3 для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психикина 2015-2019 годы«Создан...
Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста, имеющими органическое поражение центральной нервной системы
Представлена презентация к выступлению на Всероссийской научно-практической конференции «Современный ребенок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации»....
Контрольный тест по предмету "Биология" по теме: "Центральная нервная система", 9 класс.
Тест для 9 класса в двух вариантах, для учащихся 8 вида....