Внеклассное мероприятие "Веселая Масленица"
план-конспект занятия по технологии (7 класс) на тему
Детство – это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве. В сегодняшней жестокой действительности ребёнку необходимо введение в традиционную духовную культуру. Содержание духовно-нравственного воспитания претерпевает существенные изменения. Обращение к опыту православной педагогике в настоящее время особенно актуально, так как 80% Россиян считают себя православными. Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю Российскую культуру, историю, народные традиции. Поэтому без изучения основ Православия невозможно понимать смысл многих литературных, музыкальных произведений, художественных полотен; невозможно быть культурным и полноценно – образованным человеком; невозможно любить Россию, не зная того, что находится в генетической памяти народа. Одним из ярких праздников в правосславии является праздник "Масленица", позтому и было разработано открытое мероприятие «Веселая Масленица», для детей 13-16 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_3_maslenitsa.docx | 570.64 КБ |
veselaya_maslenitsa_2013_god.pptx | 1.15 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное образовательное учреждение
для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
детский дом №4 города Балаково Саратовской области
Внеклассное мероприятие
тема «Весёлая Масленица».
для детей 13 - 16 лет
Составитель:
Дедуренко О.А., инструктор по труду
высшей квалификационной категории
ГКОУ «Детский дом №4» г. Балаково
г. Балаково
2013 год.
«Измени себя сам, и измениться мир»
С болью мы смотрим на то, что происходит в современном мире: убийства, войны, терроризм, «кровавые разборки», наркомания, алкоголизм, воровство, игромания, «свободная любовь», культ насилия и т.д. В мире царит хаос, цивилизация приходит в упадок, происходит деградация личности человека. Бездуховность, безнравственность стали нормой жизни людей. И как самый страшный итог, показатель несостоятельности современного общества – крах семьи, непонятная природа материнского поведения, бездомные дети, дети – сироты при живых родителях.
Неблагоприятная социально – экономическая ситуация, сложившаяся в стране и породившая так называемое «социальное сиротство», тяжко легли на хрупкие плечи, и ощущают ее «государственные дети» всю жизнь. Это и отягощенная наследственность, и слабое физическое здоровье, и нарушение психики, и отрицательный социальный жизненный опыт.
Необходимо довести до детей, что наряду с существующими законами материального мира, существуют и действуют законы мира духовного. Чтобы сохранилась и изменилась к лучшему жизнь на нашей планете, надо многое менять. Мы можем изменить в лучшую сторону каждый себя, и тогда мир вокруг нас станет светлее и добрее. В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, выходим на блистательный образец – общечеловеческие ценности и идеалы. Примером может служить наследие В.А. Сухомлинского, который отмечал: «Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности…
Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…»
Детство – это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве. В сегодняшней жестокой действительности ребёнку необходимо введение в традиционную духовную культуру. Ведь культура – это организованная человеком среда обитания, это совокупность связей и отношений человека и природы, искусства и человека, человека и общества, человека и Бога.
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания. «Воспитать» - значит способствовать формированию духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. А для этого надо зажечь и раскалить в нём как можно раньше духовный «уголь», чуткость ко всему Божественному, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте.
Содержание духовно-нравственного воспитания претерпевает существенные изменения. Обращение к опыту православной педагогике в настоящее время особенно актуально, так как 80% Россиян считают себя православными. Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю Российскую культуру, историю, народные традиции. Поэтому без изучения основ Православия невозможно понимать смысл многих литературных, музыкальных произведений, художественных полотен; невозможно быть культурным и полноценно – образованным человеком; невозможно любить Россию, не зная того, что находится в генетической памяти народа.
Я больше 10 лет работала в детском доме. Наблюдала, изучала жизнь «обитателей» данного образовательного учреждения, как инструктор по труду. Возраст воспитанников: от 7 до 17 лет.
В результате всего сказанного в учреждении провели ряд мероприятий по привитию духовно-нравственного воспитания, совмещая теоретические знания и практические занятия.
План совместной работы.
Программа «Формирование основ духовно-нравственной культуры воспитанников детского дома». | Программа «Мастерим для души», «Красота своими руками». |
Сентябрь 1.Посещение храма: а) архитектурное сооружение; б) внутреннее убранство храма. Рассматривание иллюстраций храмов. 2.Рождество Пресвятой Богородицы. Октябрь Праздник Преподобного Сергия Радонежского. Ноябрь Празднование иконы Казанской Божьей матери. Декабрь 19 декабря – Праздник Святителя Николая Чудотворца (семейный праздник – приглашаются священнослужители, гости). Январь Праздник Рождества Христово (семейный праздник и традиции русского народа: посещение церкви, праздничный рождественский стол, приготовленный детьми, спектакль на Рождественскую тему, колядки). Февраль Масленица. Знакомство с житием Святой Ксении Петербургской. Март Великие христианские праздники. Обычаи и традиции русского народа. Апрель Праздник Пасхи (посещение праздничной службы, приготовление детьми пасхального угощения, поздравительных открыток, расписывание яиц, подготовка праздничного сценария, разучивание пасхальных стихов, песен, хороводов, игр). Май Святая блаженная Матрона Московская (самостоятельное изучение по предложенному материалу). | Сентябрь Вышивка крестиком, бисером, ленточками на тему «Храм». Вышивка иконы Пресвятой Богородицы. Октябрь Вышивка лика Сергея Радонежского. Ангелочка. Выполнение ангелочка из ткани. Ноябрь Вышивка иконы Казанской Божьей матери. Вышивка иконы бисером. Декабрь Вышивка лика Николая Чудотворца крестиком. Вышивка бисером Январь Выполнить Рождественскую елочку из ткани Выполнение панно в лоскутной технике на тему Рождества. Февраль Вышивка лика Святой Ксении Петербургской. Праздник Масленица. Март Подготовка к празднику Благовещенья (пошив русских костюмов). Апрель Украшение пасхальных яиц, изготовление пасхальных салфеток, шкатулки в виде кулича и другое. Май Вышивка изонитью ко Дню Победы. Выставка готовых работ. |
Одним из итогов прохождения программы было разработано и проведено открытое мероприятие «Веселая Масленица», для детей 13-16 лет.
Урок - поиск: «Традиционные праздники».
Раздел: «Православная культура русского народа»
Тема: «Весёлая Масленица».
Цели проведения: знакомство с традициями русского народа; историей, правилами их проведения; правилами защиты проекта «Русские блины», создания чучела масленицы. Развивающие: развивать у учащихся навыки выполнения художественно-прикладных работ в русских народных традициях, совершенствовать навыки культуры общения.
Образовательная: познакомить со стихотворением А.С Пушкина и прозой о блинах А.И.Куприна, картинами Б.М.Кустодиева, продолжить формирование эстетического вкуса, по средствам выполнения чучела и защиты своего изделие.
Воспитательная: воспитание у учащихся уважение к русской культуре, духовности, патриотизма, возрождение народных традиций.
Тип занятия: комбинированный
Методы обучения: эвристическая беседа; репродуктивный; словесные, наглядные, практические; самостоятельная работа.
Интеграция: литература, история, искусство.
Материально – техническое оснащение: мультимедийная приставка, экран, каркас для чучела масленицы и все материалы, музыкальный центр, ножи, картошка, сковорода, блины, пакеты с книгами, секундомер, ватные «снежки», диск для дарца, жетоны в виде блинчиков.
Ход занятия:
1.Организационная часть.
1). Проверка наличия учащихся, приветствие.
2). Организация рабочего места.
3) Формулировка темы и целей занятия.
2. Актуализация знаний учащихся.
Здравствуйте ребята и дорогие гости. Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями. Дорогие ребята, вы знаете, что сейчас идёт масленичная неделя, и мы не могли пропустить такой праздник как «Весёлая Масленица» (слайд)
На занятии вы вспомните: 1.дни масленичной недели, 2.узнаете, как готовится чучело этого праздника, 3.познакомитесь с русскими традициями.
И хочу вас предупредить, что на занятии много будет информации, которая вам пригодиться, для того, чтобы заработать купоны и получить приз. Так, что будьте внимательны. Напомните мне, какие задачи поставлены на сегодняшнем занятии?
Этот праздник отмечается очень давно. И вы, наверное, уже прочитали стихотворение А.С.. Вообще, древние славяне отмечали праздник проводов зимы и встречи весны – в честь языческого бога плодородия и скотоводства, потому, что в те времена большинство жителей на Руси этим занимались (слайд)
Они хранили в жизни мирной
Привычки малой старины
У них на масленице жирной
Водились русские блины.
А.С. Пушкин
Волоса (Велеса) (слайд)
После принятия христианства на Руси праздник этот сохранился, и с XVI в. стал называться Масленицей. Масленица была принята православной церковью как религиозный праздник под название сырной или "мясопустной" недели, но христианского переосмысления не получила. По своему содержанию обрядовая символика масленичных обычаев связана с древнеславянскими традициями проводов зимы и встречи весны. Масленица в христианстве предшествует Великому посту и справляется за семь недель до Пасхи - в период с конца февраля до начала марта.
Этот праздник олицетворял пробуждение природы от зимней спячки, означал начало весенних работ в поле. Масленица и по сей день живет как проявление надежды на сытный год, поэтому она была и остается обильной и очень сытной.
В России Масленица начинается после вселенской субботы, в которую бывает память усопших родственников, между тем как в сырную неделю наша церковь вспоминает изгнание Адама из рая, приготавливая христиан к Великому посту.
(На экран проецируется картина Б.М.Кустодиева “Масленица”.) (слайд)
Предшествовала Масленице так называемая “рябая”, “сплошная” неделя, или сырная седмица. Разрешалось употреблять пищу молочную или скоромную: нельзя есть мясо, но можно есть сыр, масло, яйца, молоко, сметану. Начиналась Масленица с “масленых дедов”. Язычники верили, что вместе с теплом, травами и птицами на землю возвращаются души умерших, которые будут помогать им, а поэтому первый блин обычно клали на 'духовое' окошко – для душ предков: “На Масленице первый блин – за упокой”.
С языческих времен сохранился у нас обычай на Масленицу печь блины. Некогда это был жертвенный хлеб, дар богу Перуну (слайд) и другим языческим богам. Этим символом солнца провожали зиму и встречали весну. Православная церковь, не в силах побороть эту традицию, вынуждена была узаконить Масленичную неделю перед началом Великого Поста. Приготовление блинов было и остается священным таинством.
1 ведущий. Вот и пришла оттепель, осели, замаслились на солнце сугробы, и, кажется, ничем уже не угомонишь весенних воробьев. Даже черные галки завели свои хороводы, и их гомон манит куда-то. Люди выходят на улицу, глядят на ошалевших птиц, на солнце. Вот и прошла зима. Голод, холод - все позади. Радость, весна наполняет душу: В такой день, - говорили в народе, - у Бога все равны.
2 ведущий: А как встречали весну? С весельем! Как провожали зиму? Со смехом! Румяные, как солнце, блины, длинные хороводы, катание с гор, бесконечные песни - вот они, главные приметы праздника весны - широкой Масленицы. Веселились неделю, а потом - пост сосредоточенная молитва, во всем воздержание. "Пируй, Масленица, да о посте вспоминай без маслица".
Масленица издавна была русским общенародным праздником. Главное правило Масленицы - накрывать обильные столы с разнообразной молочной снедью: сметаной, сливками, творогом, коровьим маслом, молоком, а также яйцами, рыбой, пирогами, квасом, пивом и вином. Каждый день масленичной недели имеет своё название. Ребята, а вы знаете как называется первый день Масленицы?
Понедельник – встреча. С неделей сырной поздравляем
Мы дорогих своих гостей
И от души им всем желаем
Попировать повеселей. (слайд)
К первому дню масленицы устраивались общие горы, качели. Встреча масленицы представляла собой особый ритуал ввоза масленичного чучела, олицетворявшего праздник, соломенную куклу обряжали всем селом, собирая детали одежды по дворам. Первыми встречали масленицу дети, девушки и парни. Они же являлись и исполнителями всех последующих обрядов. Все действия сопровождались песнями-причитаниями:
А мы масленицу дожидали,
В окошко доглядали,
В окошко поглядали :
Сыром, маслицем поливали, Дети выполняют чучело Масленицы.
На горушку выходили,
Сыра с маслицем выносили,
Сыром, маслицем поливали
Чтобы горушки были катливые,
Чтобы девушки были чудливые.
После того, как необходимые приветствия были пропеты, сани с чучелом под крики детей: "Приехала масленица! Пришла масленица!" - съезжали вниз. С этого момента считалось, что Масленица встречена, а праздник – начался, а мы поставим чучело «Масленицы» в угол, пусть наблюдает за нашими действиями.
Проведём соревнованья на масленых пословиц знанье.
Н-р: «Блин живота не расколет» (слайд)
Проводится конкурс на знание пословиц, кто больше назвал, тот получает картонный «блин». У кого больше наберётся таких «блинов» к концу занятия, тот получит приз.
Пословицы: «Без блина не Маслена»; «На горах покататься, в блинах поваляться»; «Не житьё, а Масленица»; «Масленица-объедуха, деньгам приберуха»; «Хоть с себя всё заложить, а Масленицу проводить»; «Не всё коту Масленица, будет и Великий пост».
Вторник - заигрыши. Всех нас пост Великий ждёт
Наедайся впрок, народ!
Всю неделюшку гуляй,
Все запасы подъедай. (слайд)
С утра девицы и молодцы приглашались покататься на горах, поесть блинов. Здесь братцы высматривали невест, а сестрицы поглядывали украдкой на суженых.
Конкурс «Чья кожура длиннее»
Дети получают две картофелины, два ножа. У кого кожура после чистки картофелины самая длинная, тот и победил, тот получает картонный «блин».
Конкурс «Пляска на табуретках»
У кого душа не узкая, Не интернациональные.
Всех кто любит пляску русскую, Выходи без лишних слов,
Пляски, а не танцы бальные, Будет танец плясунов.
Среда - лакомка. А на лакомую среду
Зазывай гостей к обеду! (слайд)
В среду тещи приглашали своих зятьев к блинам, а для забавы любимого зятя созывали всех родных.
Сценка «Тёща «угощает» зятя блинами».
(Вбегает Зять, а за ним Тёща со сковородой.)
Зять: Ой, только не сковородой, она нынче страшно дорогая, испортите, не на чем блины будет печь.
Тёща: Ты что, совсем меня ненормальной считаешь? Я ведь чугунную взяла, а с тефлоновым покрытием для праздника приберегла. Она у меня в шкафу под стеклом лежит..
Зять: А Вы бы, маманя, и чугунную поберегли бы.
Тёща: Это зачем же?
Зять: Тефлон -то он тефлон, но не «Тефаль» же, отечественное производство, скоро всё отвалится, тут, глядишь, и чугунная сковорода пригодится.
Тёща: Много ты понимаешь в сковородах – то.
Зять: Я, маманя, всё знаю, чай телевизор смотрю. У него хоть изображение плохое, зато звук отменный. А рекламу как слышно! Аж соседям через улицу доносится.
Ведущая (Тёще и Зятю): О чём спорите, гости дорогие? Лучше усаживайтесь да блинами угощайтесь. Кстати, А вы матушка, Зятя – то своего блинами накормили уже?
Тёща: Да за что его, ирода, блинами – то кормить?
Конкурс «Самый быстрый блиноед» (Проводится конкурс, кто быстрее съест блин)
А вот, а вот горячие блины –
На скорость съесть вы их должны!
Вкусные, румяные,
С маслицем да сметаной!
Четверг - широкий четверток. А на широкий четверток
Гуляй вчетверо,
Масленица – кривошейка,
Встретим тебя хорошенько
С блинами, с каравайцами,
С вареньичками,
С сыром, маслом, калачом
И с печёным яйцом. (слайд)
Разгул, перелом. Катались по улицам, выполняли разные обряды, творили кулачные бои.
Конкурс силачей. Ко мне, силачи!
Ко мне, ловкачи!
Состязаются самые могучие в мире,
Поднимают пудовые гири.
(Из зала выходят участники конкурса, им дают в руки по пакету, наполненному книгами. Задание: большее количество раз поднимет пакет за 1 минуту).
Конкурс загадок. Взрослые и ребята.
Погадайте на блине,
Отгадайте здесь загадки
О зиме, и о весне, о Масленице.
«Была белая да седая, Пришла зелёная, молодая». (Зима и весна).
«Идет Яшка – белая рубашка». (Снег)
«Один костёр весь мир согрел». (Солнце)
«Белая морковка Зимой растёт ловко» (Сосулька)
«Что не сеяно весной родится?» (Трава)
«Один пастух тысячи овец пасёт». (Месяц, звёзды)
«Без языка, а говорит. Без ног, а бежит». (Ручей)
«Из оконца в оконце – золотое веретёнце». (Солнечный луч)
«Прилетела пава, Села на лаву, Распустила перья для всякого зелья». (Весна)
«Без рук, а на стекле рисует» (Мороз)
А сейчас мы проверим, как вы знаете славянские традиции, обычаи, обряды.
Викторина на знание славянских традиций, обычаев, обрядов.
1. Откуда пошло выражение «Что на роду написано, того не миновать?» (Род – бог-творец. По древнеславянским представлениям при рождении человека его будущая судьба записывается в книгу Рода. Отсюда и пошло выражение «Что на роду написано») (слайд)
2. Откуда пошли выражения «Чур, меня!», «Чур, моё!», «Чур тебе на язык!»? (Чур – божество, охраняющее человека и его добро от нечистой силы. Поэтому при опасности до сих пор вспоминают этого бога и просят: «Чур, побереги меня!», т.е. «Чур, меня!». Кто найдёт что-то и не захочет с кем делиться, просит: «Чур, моё!». Если же скажут кому-то что-то плохое, в ответ можно услышать: «Чур тебе на язык», и злое пожелание не сбудется.)
3. С именем, какого славянского бога связано выражение: «После дождичка в четверг?»
(Перун – бог грозы, повелитель небесных вод, его часто молили о дожде. У него был свой день недели – четверг. Если молиться Перуну в этот день, то молитвы считались особенно действенными.)
4. В каких духов верили древние славяне? (Болотник – дух болота, живёт в большом доме с женой и детьми. Заводит людей в трясину.
Болотница – дева-утопленица. Живёт на болоте, очень красива. Она обольщает людей и топит их в трясине.
Кудияр (Чур) – особый дух, охраняющий спрятанные в земле сокровища и клады.
Дворовой – покровитель двора мужского пола.
Клетник – дух, живущий в кладовке. По ночам устраивает смотр вещам, перекладывает их с места на место.
Луговой – дух лугов, помогает косить траву.
5. Почему древние славяне считали недопустимым здороваться или передавать что-либо через порог? (Древние славяне считала, что это – граница избы, между мирами своим и чужим, обжитым и необжитым.)
6. Назовите древних славянских богов.
Перун – бог грозы в Древней Руси. Его считала покровителем воинов. (слайд)
Велес – бог скотоводства и богатсва. (слайд)
Зембог – бог земли. (слайд)
Огонь, другое название Сварожич, - бог огня. (слайд)
Даждьбог (Хорс) – бог солнца.) (слайд)
Род – бог творец. (слайд)
Морозко – бог зимних морозов. (слайд)
7. У древних славян существовали ритуальные танцы, исполняемые в определённое время. Один из таких танцев сохранился и по сей день. Этот ритуальный танец был посвящён Солнцу и является его символом. Назовите этот танец. ( Хоровод. Танцующие образуют круг – символ Солнца и повторяют его путь по небу. Таким образом, совершается магический обряд поклонения Солнцу.)
Пятница - тещины вечерки. В гости к зятьям на блины тёщи жаловали.
А на пятницу тёшу корми блинами нетощими! (слайд)
В этот день зятья угощали блинами своих тещ. Зять обязан был с вечера лично пригласить тещу.
Ребята, а вы знаете, кто такая тёща, кто такой зять? Давайте попробуем и разобраться. Кто такие:
1.тесть; 2. тёща; 3. свекровь; 4. свёкор; 5. золовка; 6. сноха; 7. свояк; 8. деверь; 9. кум; 10 шурин.
Конкурс «Самый меткий». Призываем наиболее метких
Попасть снежками в самую метку.
Конкурс по силам любому,
Не мешайте один другому.
( Участникам предлагается попасть ватным «снежком» в щит диаметром 50 см., расстояние от метальщика до щита должно быть небольшим.)
Суббота - золовкины посиделки. А в субботу – безделки –
Золовкины посиделки! (слайд)
Молодая невестка приглашала своих родных к себе, устраивались семейные чаепития с поднесением подарков.
Мы тоже можем одарить тех, кто принял в нашем празднике активное участие, но позже.
Воскресенье - проводы масленицы. С наступленьем воскресенья
Просим мы у всех прощенья,
Наши добрые стремленья,
Вызывают восхищенье.
На прощанье весь народ
Масленицу подожжёт.
Разгорайся поскорей,
Чтоб жилось всем веселей. (слайд)
Обычаи последнего дня масленицы связаны с культом предков. Соломенную куклу - "Масленицу" - торжественно сжигали, а пеплом чучела рассеивали по полю, чтобы придать силу посеву, будущему урожаю. В этот день прощаются все обиды и оскорбления. В словаре В.И. Даля про воскресенье говорится так: «…проводы, прощанье, целовник или прощёный день», то есть все друг у друга просят прощенье.
Вот придёт Прощёный день
Нам покланяться не лень, Говорят дети. (слайд). Приходите в воскресенье –
Будем мы просить прощенье.
Накануне следовало вымыться в бане, чтобы смыть с себя все тяготы и несчастья прошлого года.
Главную роль в русской масленице играют блины, которые добрыми хозяйками пекутся всю неделю.
"Блин кругл, как настоящее щедрое солнце. Блин прекрасен и горяч, как горячее, все прогревающее солнце, блин палит растительным маслом - это воспоминание о жертвах, приносимых могущественным каменным идолом. Блин - символ Солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей". Так писал о блинах русский писатель А. Куприн. (слайд)
Блины олицетворяют собой праздник проводов зимы и встречи весны - масленицу. Поэтому не случайна форма блина, ведь он является как бы маленьким солнцем.
Рефлексия. Прежде чем приступить к самой приятной части нашего занятия, к чаепитию, давайте вспомним: 1.Что нового вы сегодня узнали; 2.Как называются все дни Масленичной недели? 3. Кто автор картин, которые вы увидели на экране? 4.Пригодятся ли вам полученные знания, 5.Интересно было на сегодняшнем занятии? 6. А где вы примените эти навыки? 7. Что запомнилось больше всего? 8. Будите ли жить в согласии и мире со всеми остальными? (слайд)
А теперь пройдём в кабинет кулинарии и проверим ваше домашнее задание.
1 группа Обычай издавна такой, Обряд заведенный не нами: Весну с языческой мечтой Встречали русичи блинами, Обряд языческих письмен Живет, хранимый вечно нами, Он изменен и обновлен, Но замечателен блинами. | 2 группа Сверху пар, снизу пар – Шипит наш русский самовар, Милости просим на чашечку чая! Вот так мы живём: Пряник жуём, чаем, запиваем, В гости приглашаем! |
Домашнее задание: В этой части праздника комиссия рассматривает выполнение задания участниками команд.
Было предложено выполнить блины (с начинкой, без начинки) и сопровождать соответственно защитой.
Всем присутствующим предлагается попробовать блины той и другой группы, и проголосовать полученным «жетоном – блинчиком» за понравившуюся группу.
Чаепитие
После окончания представления домашнего задания начинается чаепитие всех присутствующих на празднике.
По окончании праздника ребята поощряются небольшими сувенирами на память.
Заключительная часть мероприятия
Можно подвести итоги. Много мы сегодня услышали и узнали. Я надеюсь, что на этом не закончатся ваши познания о жизни наших предков. Мы ещё много будем говорить об обычаях русского народа на занятиях технологии при изучении различных модулей. Я желаю вам активно приобретать культурное богатство русского народа.
Вывод: В настоящее время мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, прикладному искусству, в котором народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянное сквозь сито веков. На этом наша «Весёлая Масленица» заканчивается, но масленичная неделя продолжается. До свидания, до следующего занятия.
Литература
Бачинин В.А. Духовная культура личности М., 1988.
Мерцалова М.И. Поэзия народного костюма М., 1975.
Василенко В.М. Русское прикладное искусство М., 1962.
Энциклопедия зимних праздников С. Петербург 1995 г. изд. Роспекс
Русский народ 1992 г. Иркутск. Вост-Сиб издательство.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Весёлая Масленица» Они хранили в жизни мирной Привычки малой старины У них на масленице жирной Водились русские блины А.С. Пушки н
Бог – Волос (Велес) - плодородия и скотоводства
После принятия христианства на Руси праздник этот сохранился, и с XVI в. стал называться Масленицей . Масленица была принята православной церковью как религиозный праздник под название сырной или "мясопустной" недели, но христианского переосмысления не получила. По своему содержанию обрядовая символика масленичных обычаев связана с древнеславянскими традициями проводов зимы и встречи весны. Масленица в христианстве предшествует Великому посту и справляется за семь недель до Пасхи - в период с конца февраля до начала марта.
Б.М. Кустодиев «Масленица» 1916г.
Предшествовала Масленице так называемая “рябая”, “сплошная” неделя, или сырная седмица. Разрешалось употреблять пищу молочную или скоромную: нельзя есть мясо, но можно есть сыр, масло, яйца, молоко, сметану. Начиналась Масленица с “масленых дедов”. Язычники верили, что вместе с теплом, травами и птицами на землю возвращаются души умерших, которые будут помогать им, а поэтому первый блин обычно клали на 'духовое' окошко – для душ предков: “На Масленице первый блин – за упокой”.
С языческих времен сохранился у нас обычай на Масленицу печь блины. Некогда это был жертвенный хлеб, дар богу Перуну (слайд) и другим языческим богам. Этим символом солнца провожали зиму и встречали весну. Православная церковь, не в силах побороть эту традицию, вынуждена была узаконить Масленичную неделю перед началом Великого Поста. Приготовление блинов было и остается священным таинством.
Бог Перун
С неделей сырной поздравляем Мы дорогих своих гостей И от души им всем желаем Попировать повеселей. Понедельник –ВСТРЕЧА.
Понедельник –ВСТРЕЧА Б.М.Кустодиев
Пословицы про Масленицу. «Блин живота не расколет». «Без блина не Масленица» «На горах покататься, в блинах поваляться» «Не житьё, а Масленица» «Масленица-объедуха, деньгам приберуха» «Хоть с себя всё заложить, а Масленицу проводить» «Не всё коту Масленица, будет и Великий пост»
Вторник –ЗАИГРЫШ Б.М. Кустодиев
Вторник - ЗАИГРЫШ Всех нас пост Великий ждёт Наедайся впрок, народ Всю неделюшку гуляй, Все запасы подъедай.
Среда - ЛАКОМКА Б.М.Кустодиев
Среда - ЛАКОМКА. А на лакомую среду Зазывай гостей к обеду!
Четверг - РАЗГУЛЯЙ Б.М.Кустодиев
Четверг - широкий четверток. А на широкий четверток Гуляй вчетверо, Масленица – кривошейка, Встретим тебя хорошенько С блинами, с каравайцами, С вареньичками, С сыром, маслом, калачом И с печёным яйцом.
Бог Творец - Род
Бог грозы и покровитель воинов - Перун
Бог скотоводства и богатства -Велес
Бог земли - Зембог
Бог огня - Сварожич
Бог солнца- Даждьбог
Род-Бог творец
Бог зимних морозов - Морозко
Пятница – ТЁЩИНЫ ВЕЧЁРКИ Б.М.Кустодиев
Пятница – ТЁЩИНЫ ВЕЧЕРКИ В гости к зятьям на блины тёщи жаловали. А на пятницу тёшу корми блинами нетощими !
Суббота – ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ Б.М.Кустодиев
Суббота – ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ . А в субботу – безделки Золовкины посиделки!
Воскресенье – ПРОЩЁННЫЙ ДЕНЬ Б.М.Кустодиев
Воскресенье –ПРОЩЁННЫЙ ДЕНЬ. С наступленьем воскресенья Просим мы у всех прощенья, Наши добрые стремленья, Вызывают восхищенье. На прощанье весь народ Масленицу подожжёт. Разгорайся поскорей, Чтоб жилось всем веселей.
Вот придёт Прощёный день Нам покланяться не лень, Приходите в воскресенье – Будем мы просить прощенье.
«Блин кругл, как настоящее щедрое солнце. Блин прекрасен и горяч, как горячее, все прогревающее солнце, блин полит растительным маслом - это воспоминание о жертвах, приносимых могущественным каменным идолом. Блин - символ Солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей". А. Куприн.
1.Что нового вы сегодня узнали? 2.Как называются все дни Масленичной недели? 3.Кто автор картин, которые вы увидели на экране? 4. Пригодятся ли вам полученные знания. 5.Интересно было на сегодняшнем занятии? 6.А где вы примените эти навыки и знания? 7. Что запомнилось больше всего? 8. Будите ли жить в согласии и мире со всеми остальными.?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Масленица"
Массовое гулянье, с инсценировкой проводится во время празднования Масленицы...
Внеклассное мероприятие "Масленица"
Материалы для проведения конкурсной программы с привлечением родителей и учащихся....
сценарий внеклассного мероприятия "Масленица"
сценарий внеклассного мероприятия "Масленица"...
Внеклассное мероприятие "Масленица"
МАОУ НИжнеманайская ООШ Внеклассное мароприятие"Масленица"составила учитель географии, истории и обществознания Михайлова Маргарита Александровна Общешкольное мероприятие с приглашением...
Внеклассное мероприятие "Масленица"
Внеклассное мероприятие в 5 классе "Масленица"...
Внеклассное мероприятие "Масленица"
Внеклассное мероприятие "Масленица"...
Внеклассное мероприятие МАСЛЕНИЦА 2017
Внеклассное меропритие "Масленица 2017г"...