сценарий внеклассного мероприятия "Масленица"
методическая разработка на тему

сценарий внеклассного мероприятия "Масленица"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon maslenitsa.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

                             

Муниципальное общеобразовательное учреждение-средняя общеобразовательная                  школа №5 им.Н.Островского

МАСЛЕНИЦА

        (внеклассное мероприятие)

                                                                                 

   

 

                                                                                                   Учитель ИЗО  Татаринова Г.В.

                                                                                 Препод.доп.образования  Корниенко С.В.

Цели:

- познакомить учащихся с главными русскими народными празд-никами, их символическим значением и местом в жизни наших предков;

- воспитывать нравственно – эстетическое отношение к миру, любовь к Родине и её истории;

- развивать творческую фантазию,активность,умение рабо-тать в малом коллективе ( группе);

- ввести школьников в область русского музыкального фолькло-ра, познакомить с жизненными истоками его возникновения в историко - этнографическом смысле;

- обобщить знания и навыки по теме «Древние корни народного искусства», устный, музыкальный и художественный фольк-лор.

Задачи:

- воспитание позитивного отношения к народному искусству;

- развитие познавательного интереса, творческой активно-сти;

- продолжение формирования представлений о жанрах русской народной песни и наиболее типичных особенностях русского ме-лоса;

-осознание своей причастности к судьбам культуры, проявле-ние уважительного, бережного отношения к культурному на-следию.

.

         I. Орг. момент

         II.Вступительное слово учителя

    Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому,  которое , оказывается, мы    знаем поверхностно.

     К сожалению, это очень плохо, что мы стали забывать многие традиции, праздники, без которых люди раньше не могли обходиться.  Если бы мы могли окунуться в прошлое, тогда, когда ещё жили наши прабабушки и прадедушки, и посмотреть, как складывался их уклад жизни, их быт, их традиции – то это было бы очень интересно.

     Сегодня, мы хотели бы познакомить вас с праздником, который считается одним из самых весёлых . Этот праздник зиму провожает, а весну встречает.

- О каком празднике у нас пойдёт речь?

         III.Сообщение темы и цели

IV.Знакомство с новым материалом

         

            1 скоморох:        Ой, вы, добры молодцы

                               И красны девицы!

                               Удалые, молодые, толстые и худые,

                               Дедушки , бабушки и милые  ребятушки!

           

            2 скоморох:        Спешите к нам!

                               Не проходите мимо!

                               Мы сегодня с вами

                               Провожаем зиму!

            1 скоморох :       Подходи, честной народ,

                               Праздновать весны приход!

                               Не ради денег, не ради славы,

                                А ради шуток и забавы!      

2 скоморох:        Подходи,  детвора, праздник начинать пора!

                              ( Слышен звон бубенчиков -  входит Зима)    

Зима:                   Здравствуйте, детишки,

                              Девчонки и мальчишки,

                              Здравствуйте, гости дорогие!

1 скоморох:       Здравствуй, Зимушка – Зима!

                              Ты по – прежнему  светла, молода и красива,

                              Морозна и игрива!

2 скоморох:       Да что – ты так не весела?

                              Хороши ль твои ветра ?

                              Не ласкают снежны бури?

                              Что ты часто хмуришь брови?

Зима:                   Закружилась голова,

                              Уходить пришла пора.

                              Уж спешит Весна – сестрица,

                              Надо б с вами мне проститься!

1 скоморох:       Зимушка, ты пока ещё в почёте,

                              Пора подумать об отчёте.

  Зима:                 Ну , что ж, тогда начнём отчёт

                              О проделанной работе:

                            -  Я в заботах день и ночь  

                               Землю снегом укрывала?

Дети :                  Да!

                           - И морозом всех пугала?  ( Да)

                           -  Санки, лыжи и в снежки,

                              Наигрались от души?         ( Да)

                           -  Снега для лыжных прогулок хватало всегда?    ( Да)

                           - Скована крепко была на озёрах вода? ( Да )

                           - Все ли довольны этой зимой иль не все?  ( Все)

1 и 2 скоморох :  - Слава Зиме! Слава Зиме!

                                 Вот и теперь всё в полном порядке.

                                 Можно и Весну встречать!

Учитель :      

  - Да, ребята, можно и весну встречать, но Зимушку мы   любим и обижать не будем. Остались у неё ещё несколько дней правления и забот у неё немало. Так давайте, проводим её с почестями.

 

( Под музыку и аплодисменты детей Зима уходит)

             -  Масленица – древнеславянский праздник, посвящённый проводам зимы и встрече весны.

Масленица – самый весёлый народный праздник, продолжавшийся целую неделю. На масленицу обязательно пекли блины. Считалось, что чем обильнее будет угощение в этот праздник, тем богаче скажется весь год. Блины подавали с маслом, сметаной, творогом, вареньем, икрой.

 -  Как вы думаете, почему именно блины стали символом Масленицы?

( Блин – круглый,  поджаренный, снятый « с пылу, с жару» - напоминал солнце. А древние славяне, наши далёкие предки, особо почитали Ярилу – Бога солнца.

 С Масленицы начиналась весна, под солнечными лучами пробуждалась в природе новая жизнь. Вот и стал  блин символом вновь набирающего яркость и жар весеннего солнышка.

             « Без блина не масленица» - эта старинная поговорка записана в словаре В.Даля. Великий знаток русского языка не нашёл более веского аргумента, объясняя , что такое блин)

                        -   Все дни недели имели свои названия:

                 Первый день – понедельник – « Встреча Масленицы»

            Из соломы делали чучело, при помощи старой одежды придавали ему вид женщины. Шуточное изображение Масленицы возили по улицам. Для этого брали огромные сани, в которые запрягали иногда до двенадцати лошадей, В середину саней устанавливали высокое толстое бревно в виде мачты. На вершине этого бревна укрепляли колесо, на которое садился деревенский мальчишка и развлекал народ различными шутками и фокусами. Его сопровождали музыканты, а впереди саней прыгали и пели деревенские весельчаки и балагуры.

         В этот день устанавливали качели, делали снежные горки, на площади ставили столы и столб.

                  Второй день – вторник – « Наигрыши»

          Молодицы приглашали всех покататься на санках, « корежках» ( досках, залитых водой и замороженных на холоде, на коньках), на ледянках ( небольших дощечках, впереди заострённых в виде корытца). У кого не было саней, на ноги надевали « чуни» - тряпичные сапоги, подошвы которых обливались водой и замораживались. Дети катались на снопах соломы или на старых телячьих шкурах. Все старались обогнать друг друга, ведь существовала примета : кто дальше всех с горки скатится, у того лён будет расти высоким, а масло будет хорошо сбиваться.

                  Третий день – среда – « лакомка», сладкоежка.

         В этот день тёщи приглашали своих зятьёв на блины. А также созывали всех своих родных и устраивали посиделки.

                  Четвёртый день – « Широкий четверг»

        В этот день катались на санях по улицам, пели песни, поздравляли с праздником друг друга, устраивали кулачные бои. В « широкий четверг» было принято водить хороводы, петь частушка.

                  Пятый день – пятница – « Тёщины вечёрки».

       Говаривали: « Хоть тёщины блинки сладки, да тёщ угощают на масленую зятьки». В этот день зятья приглашали своих тёщ в гости, угощали их блинами, варениками, калачами.

                  Шестой день – суббота- « Золовкины посиделки»

       Молодая невестка приглашала к себе родных, подруг. Накрывала стол, угощала всех. Именно в субботу устраивалось последнее масленичное игрище – « взятие снежного городка.

                  Седьмой день – воскресенье – « Прощёный день» , « проводы».

       В этот день дети должны были кланяться в ноги своим родителям и просить прощение за все огорчения, которые им доставили. Поклоны и мольбы не считались унизительными – важно было получить прощение, возобновить самые близкие и сердечные отношения.

       В последний день праздника соломенное чучело масленицы вывозили за деревню и там его сжигали. Угольки от костра было принято разносить по дворам и класть их в свои печки. Считалось, что огонёк с праздника масленицы должен « гореть» до следующего прихода весны.

             V.Практическая работа.

            1 группа – аппликация

2 группа – рисунок

( учащиеся делают ( рисуют) эмблему масленицы)

Звучит народная музыка, вновь появляются скоморохи, останавливаются около  чучела Масленицы.

          1 скоморох:  - Здравствуй, Масленица годовая!

                         Наша гостюшка дорогая!

                         Приезжай на санях вороных!

                         На саночках расписных,

                         Чтоб слуги были молодые

                         Нам подарки везли дорогие

                         И блины, и калачи

                         К нам в окошко их мечи!

         2 скоморох:    - Звал – позвал честной  семик

                          Широкую Масленицу к себе во двор:

                          Душа, ль ты моя, Масленица  ,

                          Бумажное твоё тельце,

                          Сахарные твои уста,

                          Сладкая твоя речь!

                          Приезжай ко мне в гости,

                          На широкий двор

                          На горах покататься,

                          В блинах поваляться,

                          Сердцем потешиться.

         1 скоморох:     -Уже ты ль моя Масленица,

                          Красная краса, русая коса,

                          Тридцати братьев сестра,

                          Сорока бабушек внучка,

                          Трёхматерина дочь, деточка ясочка,

                          Ты же моя, перепёлочка!

                          Приезжай ко мне, во тесовый дом

                          Душой потешиться,

                          Умом повеселиться,

                          Речью насладиться.

        2 скоморох:      -Выезжала честная Масленица,

                        Широкая боярыня  ,

                        На семидесяти санях козырных,

                        В широкой лодочке

                        Во велик город пировать.

                        Душой потешиться,

                        Умом   повеселиться.

                        Как навстречу Масленице,

                        Выезжал честной семик

                        На салазочках,

                        В одних портяночках, без лапоток!

 ( Чучело устанавливают в центре, скоморохи ходят вокруг, расхваливают Масленицу по очереди)  

1.- Дорогая наша гостья, Масленица!Авдотья Изотьевна!

2.- Дуня белая, Дуня румяная!

1.- Коса длинная, трёхаршинная!

               2.- Лента алая, двухполтинная!

               1.- Платок беленький, новомодненький!

               2.- Брови чёрные , наведённые,

               1.- Шуба синяя,

               2.-Латки красные.

    Вместе :  Ух, красавица!

   - Молчит наша Масленица , не отвечает!Лишь рукавами бумажными качает! Не иначе вас честной люд просит ответить на вопросы.

    Викторина:

  1. – Что встречает Масленица? ( Весну)
  2. – А что провожает? ( Зиму)
  3. Что является символом Масленицы? ( Блины)
  4.  – А какие поговорки о Масленице вам известны?

( Блин добр не один. Блин брюху не порча. Блин не клин, брюха не расколет. Не всё коту Масленица, будет и Великий пост. Без блина на масленица, без пирога не именинник.)

   - Молодцы! Вы справились с этим заданием. Ребята, Масленица – это массовое народное гуляние. А где народ – там и песня. Последние 100 лет самыми популярными на гуляньях стали коротенькие припевки – частушки. Частушки всегда весёлые, короткие и слова в них произносятся « часто», т.е. частушки исполняют без распевов. Давайте, их вспомним.

   

Частушки :

  1. Как на масленой неделе

Из трубы блины летели.

Ой блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

  1.  Раскрывайте ворота,

Едет Масленица.

Мы прогоним холода,

Будем Веселиться.

  1. Шила платье из капусты

Огурцом отделала

Рассердилась  платье съела,

Что же я наделала!

  1. У меня на сарафане,

Косолапы петухи.

Я сама не косолапа

Косолапы женихи!

  1. Девки, Масленка идёт,

Кто нас покатает?

У Петрухи во дворе

Сивка пропадает!

  1. Как на Масленицу мы

Дружно лопали блины,

Песни, пляски заводили

Про учёбу позабыли.

  1. Мы пропели вам частушки

Хорошо ли , плохо ли,

А теперь мы вас попросим,

Чтобы нам похлопали.

       -  А ещё на массовых гуляньях русский народ любил поучаствовать в весёлых подвижных играх. И мы с вами поиграем в игру « Туесок», которую придумали наши предки. ( Теусок, наполненный подарками, под музыку передаётся по кругу; музыка прерывается, у кого в руках туесок – выбывает из игры.)

      - Мы все знаем, что ни одно народное гулянье не обходилось и не обходиться без музыкантов, народно – шумовых оркестров. И , сейчас, мы вам предлагаем поучаствовать в таком оркестре. ( Реквизит: ложки, погремушки, бубен и т.д)

         Задача участников – сыграть какую –либо известную народную мелодию, используя те музыкально – шумовые инструменты, которые у них есть.

       - Ребята, в завершении масленичного гулянья, всегда исполняется масленичный хоровод! Т.е. народ становился в большой круг вокруг чучела Масленицы и исполнял хороводные попевки. Во время хоровода все участники оставляют Зиме все проблемы и неудачи, которые потом сгорают вместе с чучелом. Давайте и мы сейчас исполним этот хоровод, придуманный нашими предками.

               

                  1.   Прощай , Зимушка – Зима

                         Погостила ты сполна.

                         А теперь прощай – прощай

                         Снова в гости приезжай!

  1. По традиции старинной

                         В хороводе мы сейчас

                         Зимушку проводим дружно,

                         И простимся с ней сейчас!

  1. Прощай, Зимушка – Зима

                         Как придёт твоя пора

                         Приезжай к нам погостить

                         Будем мы тебя любить!

  1. Солнышко, повернись!

                         Красное разожгись!

                         На дорогу выезжай!

                         Зимний холод прогоняй!

            Все:     Прощай, Зимушка- Зима!

      Здравствуй, Весна – Красна!

    - Вот и завершился наш праздник. Много мы сегодня услышали и узнали. Мы надеемся, что на этом не закончатся наши познания о жизни наших предков. Мы ещё много будем говорить об обычаях русского народа на уроках ИЗО и уроках музыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия на тему: "Эти удивительные растения".

Сценарий мнтеллектуально-творческой игры по природоведению 1 класс...

Сценарий внеклассного мероприятия "Мы выбираем"

В сценарии содержится представленный в оригинальной форме материал о пользе здорового питания для современных школьников...

Сценарий внеклассного мероприятия для 1-х классов «Путешествие в мир английского языка»

Внеклассное мероприятия для учащихся 1-го класса, которые начнут изучать английский язык во 2 классе. В мероприятии также участвуют ученики 6 и 8 классов. Стараюсь проводить такое мероприяти...

Сценарий внеклассного мероприятия "Формула здоровья", для 5-7 классов.

Внеклассное мероприятие в рамках "Здорового образа жизни" проходит во многих школах. Вывести самостоятельно "Формулу здоровья" с использованием мультимедийной презентации будет по силам учащимся средн...

Сценарий внеклассного мероприятия в 8-9 классах Внеклассное мероприятие на тему: « Прекрасное - рядом с нами»

Цели внеклассного мероприятия: решить проблему досуга воспитанников; ознакомить с различными видами искусства, историей их возникновения....