Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческой личности.
статья по технологии на тему
На протяжении многих лет я работаю над проблемой: «Развитие творческой личности на уроках технологии». Наиболее ярким примером в достижении поставленной цели является творческий подход и работа по разработанной мною авторской программе «Художественная обработка материалов» для учащихся 5-7 классов. Эта программа представляет уникальную возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием, без которого невозможно добиться высокой культуры труда. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dekorativno-prikladnoe_iskusstvo_kak_sredstvo_razvitiya_tvorcheskoy_lichnosti.docx | 35.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческой личности.
«Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; одно должно дать ему возможность отыскать для себя груд в жизни. Но таково ли воспитание в наше время?
Воспитание должно неусыпно заботиться, чтобы, с одной стороны, открыть воспитаннику возможность найти себе полезный труд в мире, а с другой - внушить ему неутолимую жажду труда ». К.Д. Ушинский.
Творческая личность - важнейшая цель всего процесса обучения и воспитания. Без формирования способности к эстетическому творчеству не добиться всестороннего развития личности.
Центральное место в эстетической творческой способности занимает эстетический вкус, эмоции. Все эти факторы являются мощными стимуляторами творчества. Единство красоты и труда, максимальное выявление творческих способностей в процессе производства - необходимые условия научно-технической революции в обществе. Эстетическое и творческое воспитание неразрывны в жизни. Ведь эстетическое воздействие на формирование нашего сознания не ограничивается сферой литературы, искусства, как бы ни были совершенными их произведения. Большую часть жизни люди проводят в труде. Воспитание отношения к труду опирается на качественно новые условия производства взаимоотношения в коллективе.
Образовательная область «Технология» способствует развитию у школьников функциональной технологической грамотности, общетрудовых политехнических знаний и умений, необходимых во всех сферах профессиональной деятельности, формирует такие важные качества личности, как трудолюбие, уважительное отношение к труду, бережливость, упорство в достижении поставленной цели, предприимчивость, творческий подход к принятию решений. Занятия по технологии, как и по любому другому предмету, представляет собой законченный, целостный, ограниченный временными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса, логическую единицу темы, раздела, курса. Оно является звеном в цепи и решает конкретные образовательные и воспитательные задачи, которые определяются программой трудового обучения. Исходя из этого, можно сформулировать конкретные задачи изучения технологии на каждой школьной ступени.
В начальной школе образовательная область «Технология» решает следующие задачи: привитие детям любви и привычки к труду, развитие чувства удовольствия от процесса участия в нем и удовлетворения его результатами, обеспечивает понимание роли труда в жизни людей, ознакомление с материалами и ручными инструментами, применяемыми в быту, и получение навыков ручной работы. Необходимо также привить учащимся навыки аккуратности, бережливости, трудолюбие. Результатом обучения должны стать общая положительная установка на труд, начальные знания о труде и элементарные трудовые навыки.
В среднем школьном звене должна быть продолжена работа по выработке взглядов, системы ценностей, психологических установок, качеств личности, которые необходимы для того, чтобы стать эффективным работником, и позволяют, с одной стороны, быть полезным обществу, а с другой - реализовать личные устремления. В процессе обучения необходимо ознакомить с отраслями народного хозяйства, видами труда, распространенными профессиями, научить использовать наиболее часто применяемое оборудование и инструменты, вовлечь в общественно полезный труд, который является необходимым условием воспитания и становления гражданина и труженика. Полученные знания, умения и навыки должны быть достаточными для оптимального выбора школьниками своей будущей карьеры.
Итогом обучения в старшей школе должны стать умения обосновывать цель деятельности с учетом общественных потребностей; находить и обрабатывать необходимую информацию; сотрудничать в коллективе. В процессе обучения педагог создает необходимые условия, вооружает школьников технологическими знаниями и практическими умениями, организует работу по их освоению и руководит ею. В результате этого процесса учащиеся проходят путь от «незнания» к «знанию», от «неумения» к «умению». Обучение будет успешным, если знания и умения усваиваются учащимися в строгой последовательности, постепенно, в порядке возрастающей трудности.
Все этапы деятельности учащихся следует считать творческими, как считает Столяров Ю.С. К этим этапам относятся:
■ постановка посильной задачи;
■ теоретическая подготовка к выполнению задачи;
■ поиск конкретного решения задачи;
■ материальное осуществление теоретического замысла.
Большое значение имеет дифференцированный подход при постановке технических задач, умений и навыков, психологический статус, личные цели и интересы. Как недостаточная, так и чрезмерная сложность поставленных задач могут отрицательно сказаться на результатах работы, в первом случае задача неинтересна, во втором случае - непосильна. Для оптимальной постановки технических задач необходима их градация по уровням сложности.
Успехи учащихся в творческом процессе во многом зависят от отношения их родителей. Учителя технологии в беседах с родителями должны заручиться их поддержкой в вопросах привлечения учащихся к творческому процессу. Работа с родителями - сложный и многогранный процесс. Это очень разные люди, требующие индивидуального подхода в общении.
Для проявления активности учащихся важное значение приобретает активизация их мышления. Этот аспект активности связан с анализом и оценкой как объективных условий, так и индивидуальных возможностей. К реализации этих возможностей имеют прямое отношение и эмоциональные реакции учащихся. Учет этих реакций выступает как один из аспектов индивидуального подхода к учащимся.
Существенной стороной организации индивидуальной работы является учет социально-психологических условий: особенностей взаимоотношений учащихся друг с другом, учет их индивидуальных особенностей при организации помощи друг другу, а также индивидуализация общения педагога с учащимися. Высокий художественный уровень творческого освоения всех доступных форм материала в современном декоративном искусстве позволяет утверждать, что художественный труд рассматривается как необходимый элемент нравственного, умственного, эстетического воспитания детей.
Современное декоративно-прикладное искусство развивается на лучших традициях народного искусства. В этом огромная сила нравственного эстетического воздействия на человека, и в первую очередь на подрастающее поколение, интенсивно впитывающее в себя любую информацию. Произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт людей, формируя художественный вкус, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности.
Народное искусство - это цельный и стройный мир особого отношения человека к окружающей жизни, к своему труду и быту. Оно отражает мировоззрение, историческую обстановку и социальные условия жизни человека, его мышление, чувства, характер, умение наблюдать и отображать реальность и красоту в природе и общественной жизни.
Народное декоративно-прикладное искусство - неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа, благотворно влияет на формирование человека: будущего. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир. Передача навыков ремесла из поколения в поколение, творческий процесс изготовления изделий под руководством учителя способствуют закреплению положительных эмоций, стремлению к познанию и овладению спецификой ремесленного мастерства, формированию первоначальных представлений о народно-декоративном искусстве. Понятие наследия, традиции в обучении художественному ремеслу имело важное значение. Наиболее ценным считался тот продукт труда, который аккумулировал в себе не только индивидуальное творчество, но и наследованный опыт предшествующих поколений, усвоенный в процессе практических действий.
На протяжении многих лет я работаю над проблемой: «Развитие творческой личности на уроках технологии». Наиболее ярким примером в достижении поставленной цели является творческий подход и работа по разработанной мною авторской программе «Художественная обработка материалов» для учащихся 5-7 классов. Эта программа представляет уникальную возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием, без которого невозможно добиться высокой культуры труда. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности. Именно поэтому данная программа предлагает вести обучение трудовым навыкам в неразрывной связи с художественной обработкой материалов и ставит своими основными задачами: сформировать у школьников эстетическое отношение к труду, научить пользоваться инструментом и оборудованием, ценить красоту.
Все учебные изделия выбирались с учетом ряда психологических особенностей обучаемых, поскольку только в этом случае возникает интерес и появляется мотивация к дальнейшей учебно-познавательной деятельности. Все объекты труда подбираются с таким расчетом, чтобы они были максимально познавательными с точки зрения политехнического обучения, имели эстетическую привлекательность, давали представление о традиционных художественных видах обработки материала. Кроме того, выбранные объекты труда открывают широкие возможности для развития творчества, которое может быть реализовано более полно в проектной деятельности, и, наконец, могут быть выполнены в школьной мастерской.
Сегодня появилась возможность представить эти материалы в виде цельной системы практических знаний и теоретических сведений, рассчитанной на 68ч. Теоретические сведения, связанные с художественной обработкой материалов, излагаются учителем в непосредственной связи с изготовлением учащимися конкретных изделий. При этом практической работе отводится до 80% учебного времени.
Основная сложность при разработке этой программе, состояла в том, чтобы совместить изучение народных промыслов с современными технологиями в декоративно прикладном искусстве. При этом на примере изготовления объектов учащиеся должны знакомиться с элементами черчения и графики, использовать знания, полученные на уроках изобразительного искусства, МХК, ОПК, истории и ряда других школьных предметов. В рамках этой программы учащиеся знакомятся с народными, классическими видами вышивок, современными вышивками с использованием декоративных материалов, с различными видами современных аппликаций, традиционными видами вязания с художественными, народными промыслами обработки природного материала.
Ежегодно оргкомитет выставок отмечает грамотами и дипломами эстетичность, неповторимость панно из соломки, отличное качество и высокое мастерство исполнения ручных вышивок, выполненных в технике «ришелье», «крест»,»бисер», оригинальность самоделок из природного материала, соленого теста, выполненных рукодельницами из МОУСОШ №5
Эстетическое воспитание на уроках технологии основано на развитии интереса и творческих возможностей школьников, а конечный результат обучения по программе «Художественная обработка материалов» заключается в том, чтобы дети могли освоить различные художественные способы обработки материалов, умели самостоятельно изготовить красивые, нужные вещи, приносящие удовлетворение результатами труда.
Так в разделе «Вышивка. Первые шаги» мои пятиклассницы знакомятся с историей вышивки, национальными особенностями русской, белорусской, украинской вышивкой, народной белореченской вышивкой, манерой выполнения. В 6 классе этот раздел носит название «Вышивка. Мережка», в 7 классе- «Вышивка гладьевыми швами». Эти темы включают целый блок уроков, на которых дети будут совершенствовать свои умения и навыки в работе с вышивкой. Им предстоит овладеть и закрепить много важных технологических приемов: выполнение ручных и вышивальных швов; перевод рисунка на ткань, бумагу, разметку, технологию выполнения простых мережек, технологию изготовления вышивки гладьевыми швами. На моих уроках дети учатся отрабатывать и улучшать узоры, цветовые решения и технические приемы одного из древних и любимых видов декоративно-прикладного искусства - вышивания.
Вышивка в технике «крест»- самое модное и любимое рукоделие моих воспитанниц. Обилие таких вышивок,их искусное исполнение, добротность говорят о трудолюбии,усердии и терпении. Все это великолепие достижимо за счет умелого подбора оттенков материала и опыта работы. Достичь такого уровня мастерства удается не каждой девочке. Лучшие работы были отмечены дипломами и грамотами на краевых выставках.
Вышивки моих учеников в технике «ришелье».отличаются разнообразием, оригинальностью узоров, утонченностью цветовых решений. Это самое древнее, таинственное и удивительное рукоделие. Навыкам этой тонкой работы мои воспитанницы обучаются на уроках технологии. Для выполнения работ в технике «ришелье» нужен особый талант и художественное чутье.
Раздел «Современная вышивка с использованием декоративных материалов» посвящен вышивке шелковыми лентами, бисером. Мои ученики знакомятся с родословной стеклянной бусинки, азами современного вышивания бисером, его особенностями. Мой опыт показывает, что 70 % учащихся выбирают вышивание бисером. Вышивание бисером - труд кропотливый, но увлекательный и интересный. Такая работа развивает не просто воображение, а творческую фантазию, художественный вкус, внимание. Вырабатывает в детях усидчивость, аккуратность, терпение. Вышивка бисером - это искусство, в котором сплетаются мастерство стеклодела, создающего миниатюрные разноцветные бусинки, умение вышивальщицы и фантазия художника. На уроках технологии девочки учатся приемам вышивки бисером и, создавая красивые изделия, проникаются любовью к бисерному рукоделию и превращаются в истинных его ценителей.
Вышивки шелковыми лентами и тесьмой помогают украсить и расцветить окружающий нас мир. Особенность техники вышивки лентами в том, что она придает рисунку объемность, и готовые изделия приобретают неповторимый индивидуальный облик.Изделия, выполненные в этой технике отличаются изысканностью, торжественностью ,создают праздничную атмосферу.
Изготовление нарядных поделок из бисера и материала, который нам дарит природа, требует от моих мастериц умелого подбора материалов, огромного желания создавать красоту своими рукам.
Природа, пожалуй, один из самых древних воспитателей человека. Задолго до возникновения педагогики она формировала в людях наблюдательность, волю, развивала их эмоциональный мир.
Конечно, человек - это особая часть природы, ибо она для него не только среда обитания, но и объект преобразования.
Эстетическое воспитание, раскрывающее детям красоту природы, пробуждающее и развивающее потребность в наслаждении этой природой.
Велико влияние природы и изделий их природного материала на человека.
Сказочно и богата природа. Какие разнообразные чувства переполняют нас при встрече с ней! В любое время года она открывает свои прелести по-разному, давая простор фантазии и творчеству, укрепляя добрые и нежные чувства в человеке.
Природа величественна и прекрасна и без человека!
Но если к ней прикасаются руки любознательных, неравнодушных, трудолюбивых и творческих людей, то она становится еще прекрасней.
«Аппликация из соломки» - это один из ярких примеров, который подтверждает вышесказанное. Раздел «Художественная обработка соломки» включает целый блок уроков, на которых дети будут совершенствовать свои умения и навыки в работе с соломкой. Им предстоит овладеть и закрепить много важных технологических приемов, ознакомиться с основами композиции, элементами цветоведения. Соломка-удивительный природный материал ,завораживающая красота и шелковистый блеск ,которого постоянно притягивают взгляд. Моим воспитанницам нравится возиться с нарядными золотистыми стебельками, выполнять аппликации, собирать из соломинок узоры. Золотистое сияние, похожих на застывшие солнечные лучики, стебельков злаков, придает изделиям неповторимую красоту. Отливающие золотом стебли злаков -удивительный материал. Таинственные нежные цветы, как бы всплывающие из глубины темного фона мерцающее пламя свечей, упругие бутоны из шелковистых соломенных лент -в первый момент даже трудно представить, что такие сказочные натюрморты выполнены из обычной соломки! Большие настенные панно, выполненные из соломки, имеют маленькую тайну: со временем эти изделия не выгорают, а наоборот, только приобретают большую яркость и блеск.
Забавные и милые самоделки можно смастерить из кукурузных рубашек, сухих веток, еловых шишек. Сама природа подсказала, что из этих материалов можно сделать милые вещички, интересные и увлекательные. Высокая техника работы очень важна при создании любой самоделки и, конечно же, по-настоящему удачные работы можно выполнить, только почувствовав себя художником.
Эти забавные игрушки украсят любую детскую комнату, станут прекрасным подарком друзьям. Мой опыт показывает, что эти работы получаются очень интересными. Каждый ребенок старается сделать свою работу не похожей на другие. Эти вещи сразу настраивают на добродушный и веселый лад - ведь улыбка никогда не помешает.
В.А.Сухомлинский писал: «истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческих мыслей». Большое влияние оказывает труд с природным материалом на развитие мышления учащихся. Занимательность работы по изготовлению поделок из природного материала способствует у детей развитию внимания - повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание Опыт моей работы позволяет сделать вывод что, работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения детей с родной природой, воспитывая бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.
Изготовление поделок требует от учащихся ловких действий. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Изделия, выполненные моими учениками, в технике скрапбу́кинг оригинальны, необычны, их совсем несложно сделать самому. Выполнение в этой технике поделок, учит детей различать цвета и оттенки, помогает развивать фантазию, пространственное мышление, мелкую моторику и художественный вкус. Скрапбу́кинг- вид рукодельного искусства, заключающийся в изготовлении фотоальбомов, открыток, сувениров с использованием фотографий, газетных вырезок, рисунков, памятных мелочей, , бисера, страз, обрезков кружев, тесьмы, лент, пуговиц, либо других декоративных подручных материалов, которые окажутся под рукой. Техника квилинг тоже ручной труд, развивающий пространственное мышление детей, требующий от детей аккуратности и усидчивости. Техника квилинг довольно проста в исполнении и очень впечатляюще выглядит, если со вкусом подойти к изготовлению поделок. С помощью данной техники дети с увлечением смастерят массу интересных вещей, украшают открытки или подарки.
С помощью различных оригами техник легко можно развивать у детей образное и логическое мышление, воображение и интеллект, изобретательность и фантазию. Это не только заинтересует его, но и разовьет мелкую моторику пальцев, научит терпению и внимательности, познакомит с окружающим миром. Дети очень любят делать что-то своими руками, да и не только дети, всегда приятно создать что-то, чтобы потом можно было с гордостью сказать: “Я сделал это сам”.
Нравственно-трудовое воспитание способствует формированию трудовых навыков учащихся в области прикладного искусства, их дальнейшему совершенствованию, постепенному расширению содержания трудовой деятельности, ручной труд учащихся является одним из компонентов эстетической деятельности, в основе которой лежат принципы и художественное содержание декоративно-прикладного искусства. Занятия художественным творчеством демонстрируют широкие возможности такой продуктивной деятельности, которой можно увлечь ребят, чтобы заполнить их свободное время интересным и содержательным делом.
Художественный ручной труд - это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов - удовлетворяется любознательность детей.
Художественная обработка материалов способствует развитию творческой личности ребенка, воспитанию его характера. Постепенно у детей формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
Современный урок технологии отмечается широтой целей обучения.
Кроме вооружения учащихся системой знаний, умений и навыков сейчас на первый план выдвигаются воспитания, развития личности, творческого мышления, обучения способам самостоятельной деятельности.
Мои воспитанницы - будущие хозяюшки, день за днем на уроках технологии постигают увлекательную азбуку прикладного искусства: учатся вышивать, вязать, украшать свой дом, надеюсь, что в будущем они всегда будут делать это с удовольствием и любовью.
Использованная литература:
1. Арапова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. – СПб.: КАРО, 2004. – (Модернизация общего образования).
2. Гусакова М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся пед. училищ по специальности № 2002. – М.: Просвещение, 1997.
3. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей: Лаб. практикум: Учебное пособие для студентов пед. Институтов по специальности № 2110 «Педагогика и психология» - М.: Просвещение, 1987.
4. Художественно–эстетическое развитие детей. Интегрированные занятия: музыка, рисование, литература, развитие речи.» (сост. Е.П. Климова) – Волгоград: Учитель, 2005.
5. Э.К. Гульянц - Что можно сделать из природного материала – «Просвещение» - 1991г.
6. И.Я. Базик - Дары моря – «Просвещение» - 1990г.
7. Л.В.Пантелеева – Художественный труд - «Просвещение» - 1987г.
8. Трудовое обучение в начальных классах - Москва «Просвещение» 1978г – И.Г.Майорова, В.И.Романина, А.М.Гукасова.
9. Художественный труд – Москва «Просвещение» 1987г -
Л.В.Пантелеева, Е.Каменов, М.Станоевич-Кастори.
10. Школа и производство – «Школа - Пресс 1», №3 2004г.
11. Школа и производство – «Школа - Пресс 1», №2 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Декоративно-прикладное искусство в начальной школе, как фактор формирования личности и развития сознания
Эта статья о моей работе в начальной школе в предметной области "Изобразительное искусство"...
Авторизованная программа по декоративно - прикладному творчеству «Цветы как средство развития творческих способностей воспитанников школы - интерната»
Программ "цветы как средство развития творческих спрсобностей воспитанников школы - интерната" ставит своей целью развитие личностного и творческого потенциала по средствам декоративно - прикладной и ...
Консультация. Роль декоративно- прикладного искусства в развитии личности
Роль декоративно- прикладного искусства в развитии личности Мир вступил в новый век; каким он будет, во многом зависит от нас и от тех основ, которые мы залож...
Нравственное становление личности дошкольника средствами народного декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного образования
В статье раскрыты аспекты работы педагога дополнительного образования по нравственному воспитанию личности дошкольника при обучении народному декоративно-прикладному искусству....
Выступление на тему "Самоопределение личности средствами декоративно-прикладного искусства"
Выступление подготовлено для участников межрегонального обучающего семинара психологов и социальных педагогов "Молодежные субкультуры: методы и формы профилактической работы в условиях современного об...
Декоративно-прикладное искусство «Выразительные средства изобразительного искусства – цвет, ритм пятен и линий» создать панно на тему «Декоративный натюрморт».
Я дрессирую карандаш: Пытаюсь рисовать пейзаж. Но он не слушает меня, Выходит страшная мазня. Петляет малый вкривь и вкось, Где нужно вместе, стало врозь. Но я такой - я ...
конспект урока изобразительного искусства на тему "«Современное выставочное декоративно-прикладное искусство. Ты сам –мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж»
В ходе урока учащиеся знакомятся с современными формами декоративно-прикладного искусства, с разнообразием матералови техник , учатся понимать отличие современного от искусства традиционного народного...