Выступление на тему "Самоопределение личности средствами декоративно-прикладного искусства"
презентация к уроку по технологии на тему

Костина Елена Григорьевна

Выступление подготовлено для участников межрегонального обучающего семинара психологов и социальных педагогов "Молодежные субкультуры: методы и формы профилактической работы в условиях современного образования".

Выступление содержит теоретичекий материал и мастер-класс (фото в презентации взяты из интернета) "Куколка на счастье".

Скачать:


Предварительный просмотр:

1 слайд: Самоопределение личности средствами декоративно-прикладного искусства

Несколько слов о терминологии, прежде чем мы перейдем непосредственно к работе.

2 слайд: Самоопределение это активный процесс понимания себя, своего места в обществе и своего назначения в жизни,  установление человеком своих собственных особенностей, возможностей, способностей, выбор человеком критериев, норм оценивания себя, «планки» для себя, ценностей, исходя из требований социума и к самому себе.

3 слайд: Единства в этом вопросе нет, но обычно выделяют сферы жизненного самоопределения: личностное, социальное, семейное и профессиональное.

4 слайд: Так же говорят и о пространстве самоопределения: экзистенциальное- внутри себя, культурное- в области культурных традиций и предпочтений, социальное- в области взаимоотношений с другими членами социума, ситуативное. Поскольку самоопределение процесс активный, то в каждом пространстве свой тип жизненной активности, своя схема описаний жизненной позиции и свой способ самоопределения. Очевидно, что субкультура больше относится к пространству культуры, а экзистенциальное и социальное.

5 слайд: Когда у человека возникают проблемы, в том числе с самоопределением, ему становится некомфортно, а потому выстраиваются защиты. Это может быть и агрессия, и асоциальное поведение, и показная инфантильность, или сублимация.

Сублимация – это способ уклонения на иной путь разрядки напряженности. Она является наиболее адаптивной формой защиты, поскольку не только снижает чувство тревоги, но и приводит к социально одобряемому результату путем перевода сексуальной или агрессивной энергии человека, избыточной с точки зрения личностных и социальных норм, в другое русло, в приемлемое и поощряемое обществом – творчество.

6 слайд: Для гармоничного развития ребенка, необходимо создавать вокруг него пространство, воздействующее как на сферу разума, так и на чувственную сферу. Средством, способным решить данную задачу является искусство.

Арт-терапия – это психотерапевтический метод воздействия, осуществляемый при помощи искусства и творчества. Это метод психологической работы посредство творческого самовыражения. Наше внутреннее Я отражается в образах всякий раз, когда мы рисуем, пишем стихи или лепим скульптуру. Арт-терапия помогает осознать и отпустить подавленные тяжёлые эмоции, найти решение «неразрешимой» проблемы. Для того чтобы заниматься арт-терапией необязательно уметь рисовать или обладать выдающимся художественным талантом, не нужно заканчивать курсы рисования. Целительный эффект наступает от самого творческого акта.

7 слайд: Арт-терапия возникла в 30 годы прошлого века и первоначально использовалось только рисование, позже лепка, сегодня существует множество видов арт-терапии.

Декоративно-прикладное творчество также разнообразно и не требует специальной подготовки. Поскольку  мы ограничены во времени, рассмотрим только одно из направлений изготовление кукол.

8 слайд: как я к этому пришла? От запроса детей! Увидела в Интернете, захотелось сделать, сделала, принесла в класс. Увидев, дети спросили: когда будем делать мы?

9 слайд: Конечно, далеко от идеального, но, ведь, для себя. Оказалось, что компьютеризированные дети не наигрались в куклы.

10-13 слайды: народные куклы многообразны: обрядовые, игровые, обереговые. Обереги бывают личные, для дома, для здоровья. Делают куклы из различных материалов.

14 слайд: я предлагаю вам сделать куколку на счастье. это народная кукла - оберег. Эта маленькая девочка с очень длинной косой и поднятыми к Солнцу ручками.

16-22 слайды: так как мы ограничены во времени, я уже сделала часть работы. Пока вы выбираете себе заготовки, я расскажу, что я сделала. Из квадратика белой бязи 10х10 см скатала трубочку, концы которой обвязала квадратиками 3х3 см, так получились две ноги в ботиночках. Сгиб обмотала ватой и обвернула вторым квадратиком 10х10 см и туго обвязала в области шеи, оформила ручки, подогнув уголочки внутрь и обвязав ниточкой. Другие два уголка тоже подвернула и обвязала нитью крестом- получилась рубашка.

Вам нужно взять цветную заготовку – сарафан, не выворачивая надеть на куколку, подняв ее руки вверх, заложить мелкие складочки и обвязать нитью, как можно выше к голове, и отвернуть саран вниз. Наша куколку уже нарядилась. Но у нее нет самого главного украшения- косы. Для этого берем пряди нитей, середину располагаем на макушке, пряди распределяем по голове, как шапочку, чтобы не было лысин, и плотно обматываем в области шеи красной ниткой, это и оберег и бусики. Туго заплетаем косу и закрепляем красной нитью. Устанавливаем нашу куколку с опорой на косу, кончик косы направляем вверх.

Пока делают: Коса, как символ женского начала и женской силы, символизирует здоровье, достаток, красоту и долгую жизнь. Лучше всего, если коса направлена вверх и вперед - к новым достижениям и новым успехам, так же это делает куколку более устойчивой. В русских народных сказках, где герои ищут свое счастье, упоминается эта куколка как кукла-помощница. Так и сейчас считается, что если носить такую куколку собой, тебе будет сопутствовать успех и найдешь ты свое Счастье.
        Куколка «На Счастье», удобна тем, что её всегда можно взять с собою, так как размеры куколки, от 5см до 15см, положить в сумочку или в карман, поставить на рабочий стол или на полку с книгами. Куда бы вы не направились и где бы вы не находились, общайтесь со своей куколкой и тогда, то Счастье и Радость, которое вы искали, само Вас найдёт!!! При общение с куколкой происходит высказывание своих желаний или горестей, мечтаний и тайн, и всё произнесённое вслух способно сбываться или уходить на всегда, главное это точно сформулировать своё пожелание куколки. Такое общение всегда приносит Радость, Душевную Теплоту и Гармонию. В лице этой маленькой крохи Вы обретёте Подругу, Помощницу и Берегиню, а самое главное Найдёте Себя. Ведь пока вы говорите с куколкой вы невольно ассоциируете себя с маленькой девочкой, которую надо Любить, Лелеять, Хвалить, Поддерживать, Направлять или Показывать...

Обратите внимание как изменилась мимика, взгляд, энергетика, как только персонифицировались куклы.

23 слайд: народная игрушка многообразна, есть и мужские образы кукол, и животные.

24 слайд: различные приемы арт-терапии, помогут вам в различных ситуациях. Творите сами и приобщайте к творчеству детей! Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Эстетическое воспитание детей детского дома средствами декоративно - прикладного искусства"

Для  эстетического   воспитания    особенно   актуальны   вопросы...

Развитие художественно-творческих способностей обучающихся средствами декоративно-прикладного искусства. (Методическая статья)

 Занятие по обучению росписи пасхальных яиц с использованием натуральных красок и воска. У детей  развивается творческая активность, любознательность, инициатива и стремление к творче...

Доклад на тему: "Развитие творческой личности через декоративно-прикладное искусство"

ДокладРазвитие творческой личности через декоративно-прикладное искусство...

Статья "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами декоративно-прикладного искусства"

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами декоративно-прикладного искусства...

Социализация личности детей «группы риска» средствами декоративно-прикладного творчества (на примере реализации программы «Народная кукла»)

Подростковый возраст – это период, когда через разного рода конфликты подросток обретает чувство личности и стремится к самостоятельности. В этот момент важно, чтобы старшие признавали чувство в...

Воспитание юных патриотов средствами декоративно-прикладного искусства

Воспитание любви к Родине средствами декоративно-прикладного искусства – сложная, но интересная задача.   Народное декоративно-прикладное искусство может стать неисчерпаемым ...

Развитие мотивации к обучению учащихся младших классов средствами декоративно-прикладного искусства в ДШИ. Формирование художественного вкуса

Народное искусство – великая сила, которая связывает прошлое, настоящее и будущее. Все, что оставили нам наши предки: народные песни, былины, сказки, русские избы с прекрасными образцами предмет...