Конспект урока по ручному труду «Знакомство с природным материалом - ракушки»
план-конспект урока (9 класс)
Урок проводится в 9 классе и предназачен для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Природный материал - ракушки | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Знакомство с природным материалом - ракушки».
Цель: Познакомить учащихся со свойствами и разнообразием природного материала – ракушками.
Задачи:
Образовательные:
1.Познакомить учащихся с природным материалом - ракушки.
2.Развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас.
3.Расширять кругозор учащихся.
Коррекционно-развивающие:
1.Активизировать познавательную деятельность.
2.Развивать зрительное восприятие.
3.Корректировать эмоционально-волевую сферу учащихся.
4.Развивать внимание, память, мышление.
Воспитательные:
1.Воспитывать уважительное отношение к природе.
2. Развивать коммуникативные навыки.
3.Формировать эстетическое восприятие.
Словарь: раковина, ракушка, моллюск, устрица, мидия.
Оборудование: компьютер, презентация «Ракушки», мультимедийный проектор, толковый словарь, загадки, различные ракушки.
Технологии: информационно – коммуникационные, здоровьесберегающие, тестовые, коррекционно-развивающие.
План урока:
1.Организационный момент.
2.Вводная часть. Загадки.
3.Тема урока.
4.Основная часть урока. Рассказ учителя о моллюсках и различных раковинах.
5.Динамическая пауза.
6.Закрепление материала.
7.Оценка деятельности учащихся.
8.Итог урока.
8.Окончание урока.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Вводная часть. Загадки про море и улитку.
Ребята, для того, чтобы узнать тему урока, необходимо отгадать загадки:
В домике всегда своем,
Даже в гости ходит в нем...
Рожки есть, а не бодает,
Кто к ладошке прилипает?
(Улитка).
Без конца и края Лужа,
Не страшна ей злая стужа.
В Луже ходят корабли,
Далеко им до земли.
(Море).
3.Тема урока.
Молодцы, ребята! Отгадали загадки.
- Ребята, кто-нибудь был на море?
- Что вы видели или собирали на пляже?
Давайте посмотрим на следующий слайд. На нем изображения улитки, моря и ракушки.
- Как вы думаете, чему посвящен сегодняшний урок?
И тема нашего урока – «Знакомство с природным материалом - ракушки».
4.Объяснение нового материала.
Словарная работа. В толковом словаре С.И. Ожегова даны такие толкования понятиям «раковина » и «ракушка». Раковина – твердый защитный покров (наружный скелет) некоторых беспозвоночных животных.
Ракушка – маленькая раковина. Раковины, в основном, имеют моллюски.
Моллюск – беспозвоночное, с мягким телом животное, обычно покрытое раковиной. К моллюскам относятся огромное количество разнообразных животных гигантских и мельчайших размеров, большинство из которых обитает в морских и океанских водах. Это кальмары, осьминоги, улитки, каракатицы, мидии, устрицы, рачки, гребешки и т.д.
Морские моллюски отличаются наибольшим разнообразием. Они обитают на разных глубинах, их раковины имеют причудливые цвета и формы.
Пресноводные моллюски не так многочисленны, как их морские собратья. Самые известные из них - пресноводные мидии, прудовик и аквариумные улитки.
Моллюски освоили и сухопутные территории. Самые известные среди них – виноградная улитка и улитка ахатина.
Раковины моллюсков отличаются необыкновенным разнообразием. Они бывают причудливой формы и раскраски, невиданной красоты и различных размеров.
Морские моллюски, например мидии, устрицы и гребешки, издревле служили пищей человеку. Помимо этого, некоторые виды моллюсков, например мидии, заботятся о чистоте водоемов: они очищают воду.
Большинство моллюсков, имеющих раковины, образуют жемчуг. Добываемый из раковин перламутр используется для изготовления различных изделий, например пуговиц. Кроме жемчуга, моллюски служат источником некоторых других предметов роскоши. Так, пурпур добывают из некоторых видов моллюсков. В древности пурпур ценился на вес серебра.
В старину во многих странах, таких как Китай, Индия, Япония и даже на Руси раковины использовались в качестве денег. Ценность раковин не была фиксированной, а зависела от их количества на рынке. В некоторых странах украшения из раковин служили признаками социального статуса.
Раковины моллюсков с давних времён использовались как материал для изготовления различных инструментов: рыболовных крючков, резцов, скребков, насадок для мотыги. Сами раковины употреблялись в качестве сосудов, а также музыкальных инструментов и украшений.
Раковины моллюсков являются объектами широко распространённого в мире вида коллекционирования. Зародилось оно во времена Античности, а своей наибольшей популярности достигло в эпоху Великих географических открытий. Данный вид коллекционирования остаётся популярным и в наши дни.
И, собирая ракушки, помните, пожалуйста, о том, что в ракушке может жить животное. Берите только пустую раковину, покинутую животным.
5.Динамическая пауза.
Сейчас мы с вами немного отдохнем. Ребята, встаньте, пожалуйста. Вместе со мной сделаем упражнения.
Летом мышенька-норушка
в норку принесла ракушку.
Мышка в норке отдыхала
и восторженно вздыхала:
"Я живу, не зная горя,
в норке, будто бы у моря!"
Слушали у мышки ушки
шум прибоя из ракушки.
Молодцы, ребята. Садитесь, пожалуйста.
6.Закрепление материала.
- Скажите, пожалуйста, о каком свойстве ракушек вы узнали из стихотворения?
Сейчас я каждому из вас дам немного ракушек. Приложите большую раковину к уху.
- Что вы слышите?
Как же образуется шум в ракушке? Шум окружающей среды попадает внутрь раковины и начинает усиливаться, ударяясь о ее стенки. То есть, мы слышим многократное повторение, эхо, слившееся в сплошной шум. Поэтому размер и форма ракушки напрямую влияет на издаваемый шум, чем больше она и чем больше изогнутостей, тем насыщеннее получится так называемый шум моря.
Давайте рассмотрим ракушки поменьше.
- Какие геометрические формы они вам напоминают?
- Покажите ракушки, имеющие форму конуса, круга, овала.
- Покажите ракушки белого, коричневого, серого цвета, пестрые ракушки.
- Как вы думаете, что делают из ракушек в наши дни? (Украшения, поделки, рамки для фотографий и т.д.)
- Изображения каких животных можно сделать из ракушек? Сейчас я проведу небольшую викторину, в которой вам предстоит выполнить задания.
Задание 1. «Выберите правильный ответ».
1.Раковина – это твердый покров: крабов, гусениц, моллюсков.
2.Наибольшим разнообразием отличаются моллюски: сухопутные, морские, речные.
3.В раковине мы слышим шум: речной волны, окружающей среды, морского ветра.
4.Морские моллюски являются источником: золота, серебра, жемчуга.
Задание 2. «Третий лишний».
Улика, осьминог, рак.
Панцирь черепахи, рапан, раковина гребешка.
Серьги из ракушек, кровать из раковины, чаша из раковины.
7.Оценка деятельности учащихся.
Все ребята сегодня работали хорошо и получают отличные отметки.
8.Итог урока.
- Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?
- Что нового вы узнали о ракушках?
9.Окончание урока.
Ребята, спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по ручному труду в 4 классе коррекционной школы 8 вида по теме "Конструирование из картона Мишка-попрыгунчик"
План-конспект урока по ручному труду в 4 классе коррекционной школы 8 вида по теме "Конструирование из картона Мишка-попрыгунчик"...
План-конспект урока по ручному труду в 4 классе коррекционной школы 8 вида по теме "Поделка из бумаги Шапочка птицы"
План-конспект урока по ручному труду в 4 классе коррекционной школы 8 вида по теме "Поделка из бумаги Шапочка птицы"...
Конспект урока по ручному труду
Тема урока: Водяная лилия.Задачи урока: - научить изготавливать изделие объемной формы из бумаги (салфеток); - развитие творческих способностей и воображения на уроках ручного труда; - воспитание чу...
Конспект урока по ручному труду в 5 классе
Изготовление подарочной коробки из картона...
Конспект урока по ручному труду 2013 г.
Тема: "Снеговик"-2 класс...
Конспект урока по ручному труду для учащихся с ТМНР
Тема: «Базовые формы оригами»....
Конспект урока по ручному труду "Конструирование из картона "Мишка-попрыгунчик"
Цель урока: обучить технологии конструирования из картона «Мишки – попрыгунчика»....