Изготовление куклы-марионетки для театрального кружка в начальной школе.
план-конспект урока по технологии на тему

Цель – изготовить куклу с подвижными конечностями, которыми можно будет управлять.

Ведущая технология – метод проблемного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izgotovlenie_kukly.docx17.48 КБ

Предварительный просмотр:

Изготовление куклы-марионетки для театрального кружка в начальной школе. (2 ч)

Учитель – Вибе Михаил Станиславович

Цель – изготовить куклу с подвижными конечностями, которыми можно будет управлять.

Ведущая технология – метод проблемного обучения.

Ход урока.

  1. Оргмомент. Вопрос готовности  к уроку.

  1. Объявление темы урока.

Сегодня нам с вами прелстоит необычная работа. Все вы, конечно, знаете, что ученики нашей начальной школы – талантливые и творческие личности. Там вот решили они поставить кукольный спектакль. Уже и пьесу нашли, и роли распределили, и даже репетировать начали. Только вот поняли, что чего-то им не хватает. О чем это я? (…) Действительно, кукол, то есть главный действующих лиц всего спектакля, у них пока просто нет. Мы с вами сегодня получили уникальный шанс изготовить изделие, которое действительно нужно тем, кто пока сам ничего подобного сделать не может. Согласитесь, стОящее дело! (…) Не сомневаюсь, что они непременно пригласят нас на премьеру! Только об этом пока рано мечтать. Сначала – за дело!

  1. Постановка учебной задачи.

Как вы думаете, какую сказку для постановки они выбрали? (…) Кукол-марионеток для русских народный сказок много, их легко можно купить. А вот ребята выбрали «Муху-цокотуху». Надеюсь, все помнят ее сюжет? (…)

А какие герои понадобятся нашим юным дарованиям? (…)

Сами понимаете, что героев много. Поэтому даже не стану предлагать работать в группах – сейчас работы точно хватит всем! Только есть смысл все-таки распределить героев, чтобы потом каждая кукла могла найти себе применение.

Распределяют героев

  1. Давайте определим технологическую карту изготовления изделия. Любая работа начинается с … (разметки, чертежа, эскиза). Чтобы восстановить в памяти сказочных персонажей и настроиться на работу, предлагаю посмотреть фото по мультфильму. Заодно определитесь с тем, каким будет ваш герой.

(Просмотр презентации. Обратить внимание на положительных – отрицательных героев, нейтральных. Заодно обсудить, какие элементы  их одежд или черты внешности помогают передать характер)

Чтобы вам проще было работать, я заготовил картинки героев. Выберите ту картинку своего героя, которая, на ваш взгляд, максимально отражает его характер.

На каком материале выполнены картины? (На бумаге) Можно ли оставить их бумажными? (нет) Почему? (Бумага недолговечна, куклы сломаются, порвутся и т.д.) Что предлагаете? (Берем фанеру) Аргументируйте свой выбор. (Материал прочный, достаточно долговечный, при этом хорошо поддается обработке, держит краску и.т.д.)

С материалом определились. Как будем работать?

- Переносим контур изделия на фанеру

- Выпиливаем заготовку будущей куклы по контуру

Никаких замечаний нет? (…?) А как тогда кукла будет двигаться?

  1. Создание ситуации исследования.

Сложность создания марионеточной куклы как раз в том и состоит, чтобы сделать ее подвижной. Значит, что не учли? (Руки и ноги, а может, и голова должны быть подвижными). Какой пункт надо внести в технологическую карту? (На основе рисунка создать чертеж деталей)

- На основе рисунка создать чертеж деталей будущей куклы (туловище, голова, руки, ноги, другие подвижные части), добавив припуск на крепление.

- Перенести детали на фанеру.

- Выпилить детали по разметке.

Практическая работа

  1. Создание проблемной ситуации

Все детали готовы. Что теперь нам предстоит сделать? (закрепить их) Какой крепеж предлагаете? (Варианты; рассматриваем варианты крепежа, отмечаем достоинства и недостатки: детали должны быть подвижными)

Варианта нет? Что будем делать?

Тогда обращаемся к первоисточнику – пособию по изготовлению кукол-марионеток.

Зачитываем фрагмент презентации

Так какой способ крепежа удовлетворит нас? (Веревочное крепление). Чтобы его выполнить, что мы должны сделать? (Высверлить отверстия для будущего крепежа)

Разметим его на чертеже.

Практическая работа.

Так, детали будут закреплены подвижно, а за счет чего эта подвижность будет возникать? Кукла-то сама руками не замашет! (Обсуждаем варианты)

Предлагаю посмотреть на готовую куклу-марионетку. Вероятно, на картинке будет ответ. (Отверстия нужны и на оборотной стороне подвижных деталей, чтобы управлять куклой.)

Размечаем их на чертеже, переносим на фанеру и высверливаем.

Практическая работа.

  1. Творческая составляющая.

Все детали готовы. Можем крепить.

Эксперимент.

Попробуйте сами пошевелить куклой. Что получается? (Есть неудобство. Фанера трется о фанеру)  

Есть ли предложения, как улучшить работу и обойти этот недочет? (…)

Для этого существует особый прием – технология нескольких узлов (демонстрация на опытном образце) Попробуйте пошевелить деталями теперь? (Недочета нет) Значит, используем именно этот прием – и наши малыши будут довольны.

Практическая работа.

Остается решить, как ребенок будет управлять куклой. О чем я говорю? Тогда давайте обратимся к ролику

Просмотр видеофрагмента

В чем была разница в вождении куклы? (Руки и ноги в одном случае двигались свободно, а в другом – несвободно) А от чего это зависело? (Возвращаемся к ролику, находим зависимость) Оказывается, в 1 случае подвижные детали крепятся веревками и «опираются» на крестовину, которую кукловод держит в руке, а во втором – к подвижным деталям снизу подходят деревянные спицы, которыми управляет кукловод.

Можно ли сказать, что одно соединение верное, а другое – нет? Почему? Действительно, многое зависит от характера куклы: чем он мягче и спокойнее, тем более плавными должны быть и ее движения. В таком случае решите, какой вид крепления нитей кукловода вы примените.

Творческое исследование

Определились? Тогда осталось решить технологию крепежа. Каким образом можно закрепить веревки? (Просовываем в отверстие и завязываем на узел). Обратите внимание, что веревки должны быть соответствующей длины для рук и для ног.

А как закрепить подвижные детали несвободно? (…) Тонким сверлом высверливаем в спице отверстие и закрепляем из с помощью проволоки.

  1. Демонстрация работ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Арт-технология КАРКАСНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ" на уроках изобразительного искусства в начальной школе. Изготовление новогоднего украшения с применением арт-технологии.

Презентация представляет опыт использования арт-технологий "Каркасное моделирование" на уроках изобразительного искусства в начальной школе....

Разработка учебно-дидактического материала для проведение интегрированного урока по Окружающему миру в начальной школе. Тема:"Изготовление инструкционных карт" направленна на реализацию проекта"100% детей ОВЗ,включенных в систему дистанционного обучения"

Разработка учебно-дидактического материала для проведение интегрированного урока по Окружающиму миру  в начальной школе.   Тема: "Изготовление инструкционных карт" направленна на реализ...

Презентация «Создание куклы-марионетки»

Мастер-класс для педагогов.Сказкотерапевтическая техника "Практикум создания куклы-марионетки и свободного спектакля".В процессе изготовления куклы мы символически актуализируем в себе некот...

технологическая карта урока по изобразительному искусству "Театральные куклы. Кукла - марионетка"

Конспект урока по изобразительному искусству для 3 класса "Театральная кукла. Кукла - марионетка". Технология выполнения куклы -марионетки, виды театральных кукл....

«Работа над театральными постановками на уроках английского языка в начальной школе»

Глубокие изменения материальной и духовной жизни общества подняли проблему подготовки творчески мыслящих, высокообразованных, обладающих культурологическими знаниями, умениями и навыками, компетентных...

Театральная педагогика в начальной школе

Театральная педагогика в формировании ключевых компетенций школьников...