Театральная педагогика в начальной школе
статья
Театральная педагогика в формировании ключевых компетенций школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_teatra_v_nachalnoy_shkole.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Театральная педагогика в формировании ключевых компетенций школьников
К числу ключевых компетенций можно отнести театральную деятельность, как компетенция в сфере культурно-досуговой деятельности.
«Театр» в начальной школе, являясь предметом дополнительного образования, преследует цели:
- способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка, опираясь на синтетическую природу театрального искусства;
- помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения;
- через театр привить интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней;
- научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе.
Специфическая цель – воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.
В художественно-творческой деятельности, а также при знакомстве с произведениями художественной литературы педагог может использовать различные виды театров:
- лего-театр;
- театр теней;
- настольный картонный театр;
- кукольный театр;
- театр на пяти пальцах;
- сценические постановки.
Все эти средства в равной степени служат обогащению эмоциональной сферы ребенка, развитию его творческих способностей. Театральная постановка позволяет углубить и укрепить представления развивающейся личности о мире и о себе.
Театральное творчество – один из распространенных видов детского творчества. Оно основано на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием.
Театральное пространство возникает из самых простых школьных реалий:
- необходимости создать коллектив,
- научить внимательному общению с художественными произведениями,
- умению работать
- уважать общее дело.
Из необходимости личностного раскрытия ребенка, становления чувства ответственности и собственного достоинства. Театральное пространство школы в состоянии решать самые серьезные образовательные и воспитательные задачи.
Во-первых, здесь создаются устойчивые условия для естественной мотивации всего образовательного процесса.
Во-вторых, театр как искусство коллективное формирует у детей опыт социализации.
В-третьих, театр не только на практике знакомит человека с различными формами художественной культуры, но и ставит ребенка в положение создателя художественных форм, относящихся к разным видам искусства.
Театральное пространство может задействовать ребенка не только на интеллектуальном уровне, но и включает весь его психофизический потенциал, так как основной язык театра – действие, а актер (даже непрофессиональный) – это “человек действующий”.
Драматическая форма лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых. Внешние впечатления от окружающего схватываются и конкретизируются ребенком в подражательной форме. Детские фантазии не остаются в области мечтаний, как у взрослых. Всякую свою выдумку, впечатления ребенку хочется воплотить в живые образы и действия.
Изготовление декораций и героев дает повод для конструкторской деятельности детей.
И сам ребенок во всех мастерских выступает в роли то актера, то музыканта, то художника.
На практике узнает о том, что актер – это одновременно и творец, и материал, и инструмент.
Театр рассматривается в контексте других видов искусств.
Создавая образы, ребенок включается в игру.
Создавая образ конкретного героя, он обращается к слову.
Здесь происходит соединение литературы и изобразительного искусства.
Создавая свои мини-проекты, ребята проходят сложный путь творчества: от словесного описания того или иного героя или декорации до создания готового образа.
Часто им приходится заниматься и исследовательской деятельностью, прежде чем прийти к заключительному этапу, т.е. защите проекта, итогом которого является обсуждение и выбор лучших проектов вариантов декораций или героев. А далее эти маленькие проекты соединяются в один общий, выливаются в представление-спектакль.
Театр помогает сформировать способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.
Именно художественное (а нередко и познавательное) произведение позволяет ребенку познакомиться с окружающей действительностью, удовлетворить свои познавательные интересы, научиться видеть себя в тесной связи с другими людьми.
Дети воспринимают окружающий мир целостно, не всегда замечая детали, образно-эмоционально, познавая разнообразные и жизненные явления через игру. Они не выносят однообразия и скуки, остро ощущают фальшь в изображении действительности, предпочитают веселых, неунывающи героев.
Музыкальные сказки пользуются у детей неизменной любовью. Дети с большим удовольствием перевоплощаются в того или иного персонажа, переживают происходящие события, борются со злом и всегда готовы прийти на помощь слабому.
Театральное пространство дает возможность раскрыть практически любые способности и интересы ребенка. Оно помогает наработать тот позитивный жизненный опыт, который станет источником психологической поддержки человека на многие годы. Успех, пережитый публично, ставший результатом напряжения физических и психических сил личности, остается с человеком на всю жизнь как опыт счастья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. "Интегрированный курс изобразительного искусства и истории Санкт - Петербурга с элементами музейной педагогики в начальной школе"
Данный интегрированный курс, дающий начальное образование по изобразительному искусству с учетом возрастных особенностей учащихся младших классов, имеет ясную структурную цельность и обес...
Презентация. "Интегрированный курс изобразительного искусства и истории Санкт - Петербурга с элементами музейной педагогики в начальной школе"
Презентация наглядно раскрывает содержание интергированного курса....
Реферат «Литературный театр в школе как средство воспитания этической и эстетической культуры личности. Основные тенденции развития театральной педагогики.»
Школьный театр как средство воспитания личности...
Изготовление куклы-марионетки для театрального кружка в начальной школе.
Цель – изготовить куклу с подвижными конечностями, которыми можно будет управлять.Ведущая технология – метод проблемного обучения....
Формирование опыта нравственного поведения в коррекционной школе средствами театральной педагогики
Педагогические возможности театральной педагогики в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями...
«Здоровый образ жизни». Внеклассное мероприятие для начальной школы в сфере социальной педагогике.
Цель:Формировать у детей установки на здоровый образ жизни.Способствовать формированию ответственного и бережного отношения к своему здоровью.Прививать практические навыки ЗОЖ.Задачи:Дать представлени...
«Работа над театральными постановками на уроках английского языка в начальной школе»
Глубокие изменения материальной и духовной жизни общества подняли проблему подготовки творчески мыслящих, высокообразованных, обладающих культурологическими знаниями, умениями и навыками, компетентных...