Дидактическая игра « Пирамида»
план-конспект урока по технологии (5 класс) по теме

Климова Светлана Петровна

Ученицы занимаются в швейной мастерской первый год. Швейную машину изучают третий месяц. Данный урок обобщает знания учащихся по самой сложной теме в 5 классе, по теме «Машиноведение».

         Состав учащихся неоднородный, с большим разбросом способностей. Особенности данных учащихся проявляются в нарушении памяти (повышенная забывчивость, недостаточная осмысленность, недостаточное усвоение материала). Дети с нарушением связной речи составляют 70 %.  У детей данного класса наблюдается: слабость интеллектуальной регуляции эмоций, низкий уровень развития средств эмоциональной выразительности.

          Для развития интереса к швейному делу я провожу различные дидактические игры. На данном уроке игра – как форма закрепления .

Обучающая цель занятия: закрепить знания, умения, навыки учащихся по теме «Швейная машина», вырабатывать профессиональное мастерство.

Коррекционная цель занятия: развивать восприятие, внимание, понимание и запоминание учебного материала, логическое мышление, связную речь учащихся.

Воспитательная цель занятия: воспитывать интерес к предмету «Швейное дело», развивать у учащихся личностные качества: старательность, наблюдательность, находчивость, настойчивость.

         Для активизации познавательной деятельности учащихся, для  развития памяти, внимания, коррекции эмоционально – волевой регуляции применялись различные эффективные средства и приёмы:

·        игра «Соберём пирамидку из колец»;

·        игра «Найди геометрическую фигуру на табло»;

·        составление мозаики «Швейная машина»;

·        мультимедийное знакомство с различными пирамидами;

·        составление новых слов из букв слова МАШИНОВЕДЕНИЕ;

·        работа с учебником «Швейное дело»;

·        игра «Составь пословицу»;

·        практическая работа: подшивание полотенец.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_v_5_klasse.doc77.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_na_urok_piramida.ppt2.62 МБ

Предварительный просмотр:

КГКСКОУ СКОШ 8 вида 3

Разработка урока

по теме

«Машиноведение».

5 класс

Учитель трудового обучения:

Климова Светлана Петровна

Комсомольск - на- Амуре

2014 г.

Тема урока: «Машиноведение».

Форма проведения урока:

Дидактическая игра « Пирамида»

проводится в 5 классе во II четверти.

        Обучающая цель: закреплять знания, умения, навыки по теме «Швейная машина», вырабатывать профессиональное мастерство.

        Коррекционная цель: развивать речь, внимание учащихся, улучшать их восприятие, понимание и запоминание учебного материала.

        Воспитательная цель: развивать личностные качества: старательность, терпеливость, наблюдательность, находчивость, настойчивость.

Оборудование и наглядность:

 швейные машины, макет ступенчатой пирамиды (на столе), карточки - задания, учебники Г. Г. Мозговая Г. Б. «Швейное дело» 5 класс,  предмет «Волшебный мешочек», мозаика «Швейная машина», простые карандаши, листочки чистой бумаги, картонные треугольники различных цветов  (30 шт. - красные, 20 шт. - синие, 15 шт. - зелёные, 10 шт. - коричневые), цветовое табло «Геометрические фигуры», детская игрушка «Пирамидка», крой полотенец, «Экран оценок» (раздаточный материал), плакат пирамиды с названиями ступеней, презентация «Урок - игра», запись мелодии «Детство» (автор Юрий Шатунов), мультимедийный проектор, ноутбук.

Словарь: терпеливость, старательность, наблюдательность, находчивость, настойчивость,  машиноведение.

ХОД УРОКА.

        I Организационный момент.

        Сегодня у нас на уроке гости, поделимся с ними нашим хорошим настроением, улыбнёмся.

-  Знаете ли вы  название этой игрушки? (Пирамидка.)

- Умеете ли вы её собирать? Подойдите ко мне, пожалуйста.

- Соберём пирамидку из частей, надевая кольцо пирамидке, вы должны         сказать: как вы сегодня будете заниматься, с каким настроением.

- Посмотрите и послушайте, как это сделаю я.

«Я рада видеть всех вас, у меня отличное настроение».

Ожидаемые высказывания: - я буду внимательна на уроке;

                                        - у меня всё получится;

                                        - я с желанием пришла на урок;

                                        - я буду стараться хорошо работать;

Учитель:                                        - у меня хорошее настроение.

 Я верю, что у нас сегодня на уроке всё получится.

 Пройдите на свои рабочие места, садитесь.

Задание: Посмотрели на цветовое табло «Геометрические фигуры».                 Посчитайте глазками:

- сколько на табло квадратов?  (19)

- сколько кругов? (14)

 -сколько здесь треугольников?   (8)

- сколько фигур зелёного цвета?  (8)

Вывод: Вижу, что вы готовы к занятию.

        Сегодня у нас пройдёт необычный урок – игра «Пирамида».

 Беседа.

         Я думаю, что вам приходилось подниматься на гору, на сопку или на другую какую-то вершину.

        - Поднимались?

 - Трудно было идти наверх?

 - Но вы доходили всё - таки до желаемого места или нет?

 - Что тогда наверху вы чувствовали? (Ожидаемый ответ: радость победы).

-  Сегодня мы вместе попробуем подняться на вершину пирамиды.

– Что такое пирамида? Слайд « ПИРАМИДЫ» (Фото различных пирамид).

        Пирамида - это греческое слово. Оно означает монументальное, то есть огромных размеров сооружение, имеющее геометрическую форму.  Посмотрите, какие бывают пирамиды. Чтобы построить и добраться до вершины нужно приложить много усилий. Просмотр фотографий «Пирамиды». (Знакомство с различными пирамидами).

         На столе у нас находится пятигранная пирамида с 7 ступеньками, мы с вами «поднимемся» на её вершину, каждая по своей стороне (грани), выполняя задания по теме «Машиноведение».

 

        II Сообщение темы занятия, целей.

Прочитаем тему урока: «МАШИНОВЕДЕНИЕ».

        В ходе игры мы закрепим ваши  знания, умения, навыки работы на швейной машине. Чтобы подняться на «вершину пирамиды», нам сегодня нужны будут некоторые черты характера. В словаре есть подсказка. Учащиеся читают молча в словаре: старательность, наблюдательность, находчивость, настойчивость.

        Чтобы пройти путь до вершины пирамиды, подняться на новую ступень, мы будем выполнять  различные задания.

        Ваши задания будут оцениваться отметками - треугольниками разных цветов. СЛАЙД «Оценки за работу».

        Красный треугольник - «отлично» (если ответ полный, правильный и самостоятельный).

        Синий треугольник - «хорошо» (если ответ полный, но отвечаете вы с помощью).

        Зелёный треугольник - «удовлетворительно» (если ответ неполный, отвечали вы с помощью).

        Коричневый треугольник - «неправильный ответ»

        В конце игры мы подведём итог по количеству собранных треугольников. Треугольники будем приклеивать на свои «Экраны оценок». Цвет экрана определяет вам сторону пирамиды.

                Слайд  (Названия ступеней пирамиды).

        III Повторение сведений по «Машиноведению».

Названия каждой ступеньки пирамиды написаны на плакате.

        1 ступенька пирамиды называется «Из отдельных частей собери ответ скорей».   Слайд  (1 ступенька).

         Задание: собрать мозаику (швейная машина).

Учитель раздаёт отметки – треугольники, показывает ученицам, как надо их поместить на  индивидуальный экран оценок.

         2 ступенька пирамиды называется «Это вы знаете».

                                 Слайд (2 ступенька).

 Каждая ученица по очереди берёт на второй ступеньке пирамиды себе задание, проходит за свою швейную машину для подготовки к ответу,  читает его вслух и даёт полный ответ по вопросу.

          А) Назвать и показать деталь швейной машины, с помощью которой изменяют длину стежка.

         Б) Назвать и показать деталь швейной машины, которая необходима для притягивания нитки.

          В) Назвать и показать деталь швейной машины, которая прижимает ткань.

         Г) Назвать и показать деталь швейной машины, на которую ставим катушку ниток.

         Д) Назвать и показать  приспособление для намотки ниток.

Ожидаемые ответы:

                                   А) - регулятор длины стежка;

                                   Б) - нитепритягиватель;

                                   В) -  прижимная лапка;

                                   Г) - катушечный стержень;

                                   Д) – моталка.

         3 ступенька пирамиды называется «Сама мала, а ума придала» _                        (книга).

                                Слайд (3 ступенька).                       

Учитель:        Книга в трудности поможет

                И всегда нам даст совет,

                Ваши знания умножит,

                На вопросы даст ответ.

Задания.

        А)   В  учебнике на стр. 75 найти ответ на вопрос:

«Для чего нужен винт - разъединитель?» (С помощью винта - разъединителя машину устанавливают на рабочий и свободный  ход ). Покажи эту деталь.

        Б) В учебнике на стр.78 найти ответ на вопрос: «Для чего необходимо ушко иглы?» ( В ушко иглы вдевают нитку). Какую работу выполняет машинная игла?

        В) В учебнике на стр.77 найти ответ на вопрос:

«Какие части имеет машинная игла?» (Машинная игла состоит из колбы, лезвия и острия). Как отличить иглы для бытовой и моторной машины?

        Г) В учебнике на стр. 82 найти ответ на вопрос:

«Для чего служат шпулька и шпульный колпачок?» ( Для заправки нижней нитки служат шпулька и шпульный колпачок). Как отличить шпульки для бытовой и моторной машины?

        Д) В учебнике на стр.84 найти ответ на вопрос:

«Где  расположен регулятор строчки на швейной машине?» (Регулятор строчки расположен на стойке рукава швейной

 машины). Как будет шить машина, если поставить рычаг регулятора строчки наверх?

        4 ступенька пирамиды называется: «Составь пословицу о труде».

        Слайд  (4 ступенька)

- Начало пословицы вы нашли на ступеньке пирамиды. (Все ученицы остаются у стола рядом с пирамидой, начало пословицы – на столе).

Вторая часть пословицы лежит в этом чудесном «Волшебном  мешочке». Достаньте по одной бумажке и прочитайте. Угадываем, от какой пословицы эта часть? Прочитаем вслух полученную пословицу.

Пословицы:

  • Глаза боятся, (а руки делают).
  • Не сиди сложа руки, (так и не будет скуки).
  • Птицу узнают в полёте, (а человека в работе).
  • Труд человека кормит, (а лень портит).
  • Каков мастер, (такова и работа).

5 ступенька пирамиды называется: «Наблюдалки, составлялки».

                Слайд ( 5 ступенька).

Из букв слова МАШИНОВЕДЕНИЕ (слово помещено на магнитной доске) составить новые слова.  

Ожидаемые слова: шина, дом, вода, вена, вид, мода, ноша, шов, мёд, йод, овен, вина.

ФИЗМИНУТКА (ПРИВАЛ)  Слайд (Привал).

                         (Музыка. Юрий Шатунов «Детство»).

Движения показывает ученица Мамонова Лена.

        6 ступенька пирамиды называется: «Это всем нам надо знать обязательно на пять».

                                 Слайд  ( 6 ступенька)

IV. Правила техники безопасности на швейной машине.

А) Почему во время работы необходимо убирать с платформы посторонние предметы?

Б) Как должны располагаться руки на швейной машине во время работы?

В) В каком положении должны находиться ноги во время заправки нитки в ушко машинной иглы?

Г) Почему нельзя наклоняться близко к движущимся частям швейной машины?

Д) Почему перед началом работы на швейной машине надо убирать из изделия булавки и иголки?

7 ступенька пирамиды называется: « Наша мастерица работы не боится».

                                Слайд  (7 ступенька).

V.        Практическая работа.

        - У вас на рабочих местах лежит крой полотенец. Одна сторона его обработана швом вподгибку на 1 см.

        - Для кого вы шьёте полотенца? ( Подарок родным к Новому году).

Задание: подшить швом вподгибку срез полотенца. (10 минут).

        

  1. Заключительная часть.    

                                Слайд (Вершина).

        Это была последняя ступенька пирамиды. Мы достигли вершины. Проверим, как вы справлялись с заданиями. Подсчитаем свои полученные треугольники. Поднимите свои «Экраны оценок», покажите на, какие высокие ёлочки из треугольников у вас составлены. Всё у нас получилось здорово. (Объявление оценок для выставления в  журнал).

- Что мы закрепляли сегодня на уроке?

- Понравилась или нет вам игра?

 - Как вы думаете, что помогло нам справиться с работой?

- Определим, кто на уроке был «Самый,  самый!».

- Даша, кого ты назовёшь сегодня самым старательным?

- Нина, скажи, кого ты назовёшь самой наблюдательной?

- Алина, кто сегодня оказался самой находчивой?

- Лиза, кого бы ты сегодня назвала самой настойчивой?

        Эти качества личности  будут помогать вам преодолевать любые препятствия в вашей жизни.

 - Пришло время наградить вас сладкими призами. Получите конфеты «Чупа  чупс», которые ждут вас на вершине пирамиды.

  Благодарю за работу.

Рефлексия.

Игра с пирамидкой.

Задание: соберём ещё раз пирамидку, надевая кольцо говорим с каким настроением мы закончили урок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок – игра «Пирамида» по теме «Машиноведение» Учитель трудового обучения: Климова Светлана Петровна 5 класс

Слайд 6

Оценки за работу:

Слайд 10

Названия ступенек нашей пирамиды

Слайд 11

1 СТУПЕНЬКА ИЗ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ СОБЕРИ ОТВЕТ СКОРЕЙ

Слайд 12

2 СТУПЕНЬКА ЭТО ВЫ ЗНАЕТЕ

Слайд 13

3 СТУПЕНЬКА САМА МАЛА, А УМА ПРИДАЛА

Слайд 14

4 СТУПЕНЬКА СОСТАВЬ ПОСЛОВИЦУ О ТРУДЕ

Слайд 15

5 СТУПЕНЬКА НАБЛЮДАЛКИ, СОСТАВЛЯЛКИ

Слайд 16

ПРИВАЛ УТОМИЛКИ ПРОГНАЛ !

Слайд 17

6 СТУПЕНЬКА ЭТО ВСЕМ НАМ НАДО ЗНАТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО НА ПЯТЬ

Слайд 18

7 СТУПЕНЬКА НАША МАСТЕРИЦА РАБОТЫ НЕ БОИТСЯ

Слайд 19

ВЕРШИНА! УРА! УРА! УРА!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математическая игра "Пирамида знаний"

       Пояснительная записка         Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержат...

Авторские дидактические игры для развития мелкой моторики рук: "Чудо-дерево", Мастер конструирования букв", " Фасоль". Дидактические пособия для автоматизации, дифференциации звуков "Спиралька", "Подарочек"

*Цель пособия: Развитие устной речи, лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи. Развитие произвольного внимания, слуховой  и зрительной памяти, словесно – логического мышления....

Дидактические игры на образование относительных прилагательных у детей 5-7 лет. Дидактическое пособие

В настоящем пособии представлены дидактические игры для развития навыка словообразования  относительных прилагательных у детей старшего дошкольного возраста по лексическим темам «Посуда», «Одежда...

Интеллектуальная игра "Пирамида знаний"

В презентации представлена интеллектуальная игра для старшеклассников. Состоит из туров: в мире животных, четвёртый лишний, логические цепочки....

Настольная игра "Пирамида здорового питания"

Игры любят взрослые и дети. Вариант игры , которую можно сделать совметно с детьми и принять участие в групповой игре!...