Натуральные волокна растительного происхождения
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему
план-конспект урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka_nat_volokna_rast_proish.docx | 36.91 КБ |
Предварительный просмотр:
6в класс
Тема: Натуральные волокна животного происхождения. Изучение свойств шерстяных и шелковых волокон.
Модуль: Создание изделий из текстильных и поделочных материалов
Раздел: Материаловедение.
I. Дидактическое обоснование урока
Цели урока:
Способствовать формированию знаний о натуральных волокнах животного происхождения и свойствах тканей из этих волокон.
Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать и систематизировать).
Воспитывать уважение к работающему человеку
Методическое оснащение урока:
1. Материально-техническая база:
- кабинет трудового обучения;
- инструменты и приспособления: ручки, тетради, лупы, ножницы, клей;
- материалы: образцы ткани.
2. Дидактическое обеспечение:
- слайды по теме «Материаловедение» 6 класс;
- учебник (учебное пособие);
- рабочая тетрадь;
Методы обучения:
- словесные: вопросы, пословицы, беседа о профессиях;
- наглядные: слайды, коллекции «Шерсть», «Шелк», образцы ткани, тесты;
- практические: самостоятельные работы учащихся по изучению волокон шерсти и шелка.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: коллективная.
Словарная работа: шерсть, руно, натуральный шелк, шелк-сырец.
Тип урока: урок приобретения учащимися новых знаний.
II. Ход урока
1. Организационный момент:
— приветствие;
— проверка явки учащихся;
— заполнение учителем классного журнала;
— проверка готовности учащихся к уроку;
— настрой учащихся на работу;
— доведение до учащихся темы и плана урока.
Слайд 1
Тема: Натуральные волокна животного происхождения. Изучение свойств шерстяных и шелковых волокон.
План урока:
1) изучение нового материала;
2) практическая работа;
3) изучение нового материала;
4) практическая работа;
5) закрепление материала.
2. Актуализация знаний учащихся.
Слайд 2
С первых дней появления на свет человек сталкивается с различными тканями. В прошлом году мы с вами начали изучать раздел «Материаловедение». Давайте вспомним некоторые аспекты. Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы:
- Что изучает материаловедение?
( Материаловедение изучает строение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий.)
- Что называют волокном?
(Волокна - это очень тонкие, гибкие, прочные нити, длина которых в несколько раз превышает их поперечные размеры.)
- На какие два вида делятся текстильные волокна?
( текстильные волокна делятся на натуральные и химические)
- Какие волокна относятся к волокнам растительного происхождения и какие, по вашему мнению, можно отнести к волокнам животного происхождения?
(к волокнам растительного происхождения относятся - лен, хлопок, кенаф, джут, конопля и др., к волокнам животного происхождения можно отнести шерсть животных и натуральный шелк) отвечая на последний вопрос, рассматриваем слайд №3
Натуральные волокна растительного происхождения мы изучали в 5 классе, в этом году мы будем изучать волокна животного происхождения на примере волокон шерсти и шелка.
И так еще раз сформулируем тему нашего урока: Натуральные волокна животного происхождения.
Ткани, изготовленные из этих волокон, положительно влияют на организм человека, поэтому с древних времен они используются для изготовления одежды.
-Чем же так хороши эти волокна, нам предстоит узнать на уроке.
Слайд №4
Историческая справка. Выступление ученика.
Стоит ли овчинка выделки?
Наши далекие предки ходили в шкурах. А какое животное было первым домашним? Собака, кошка, конь? Многие ученые говорят, что баран и овца. По крайней мере, сто веков назад овца уже была домашней. Что привлекло к ней человека? Неприхотливость, молоко, овечья шкура, шерсть? Все вместе, трудно выделить что-то одно. Но нас интересует овечья шерсть, из которой делали одежду древние. Сразу вспоминаем древнюю легенду об аргонавтах, отправившихся в Колхиду за золотым руно. На самом деле, аргонавты искали овец лучших пород. Уже тогда ценились овцы, дающие тонкую шерсть, из которой можно выделывать плотную, теплую и сравнительно легкую ткань. Таких овец разводили жители селений, окружающих город Милет. Откуда их привезли на Пиренейский полуостров.
Местные условия благоприятствовали рождению превосходной породы тонкорунных мериносов. Тогдашние правители Испании держали в строжайшем секрете «золотых» овец. Запрещено было под страхом смертной казни вывозить овец за границу. И все же несколько смелых юношей за обещанное вознаграждение рискнули переправить десяток овец через Пиренеи.
Англия стала первой овцеводческой страной. И ныне символически лорд-канцлер восседает не на кресле, а на мешке, набитом шерстью.
А в России овец разводят в районах с полузасушливым климатом: Казахстан, Грузия, Туркмения, Азербайджан.
3. Изучение нового материала.
Слайд №5
Шерсть – волосяной покров животных.
Именно овцы дают основную массу шерсти, перерабатываемой на текстильных фабриках. Шерсть овцы состригают специальными ножницами или машинками почти цельным, неразрывным пластом, который называется руном.
Слайд №6
Для получения шерстяного волокна используют шерсть и других животных: верблюда, козы, альпака, ламы, ангорские козы, кролики, яки
(Для подробного рассмотрения этого вопроса слушаем сообщения учащихся с их презентацией)
Слайд №7
В зависимости от толщины волокон шерсть делят на:
- тонкую
- полутонкую
- полугрубую
- грубую
Слайд №8
Волосяной покров животных разный по длине и толщине:
Пух -наиболее тонкое, мягкое, извитое волокно.
Ость (переходной волос) - более толстое, жёсткое и менее извитое волокно.
Мёртвый волос - малопрочное и очень жёсткое волокно.
Слайд 9
Перед отправлением на текстильную фабрику шерсть подвергают первичной обработке:
- сортируют, т.е. подбирают волокна по качеству;
- треплют - разрыхляют и удаляют засоряющие примеси;
- промывают горячей водой с мылом и содой;
- сушат в сушильных машинах
(записать в тетрадь)
Физкультминутка
Слайд №10
Свойства шерстяных волокон:
- цвет неокрашенного шерстяного волокна зависит от породы животного, может быть: белым, бежевым, рыжим, коричневым, серым, чёрным
- блеск нерезкий
- шерстяное волокно обладает хорошей упругостью, благодаря чему шерстяные ткани почти не сминаются
- прочность ниже, чем у хлопка
- тонина (толщина) волокна зависит от вида шерсти, чем толще волокна, тем прочнее ткань
- длина от 1 до 45 см
4. Практическая работа.
Слайд №11
Практическая работа №1: «Сравнение волокон шерсти и натурального шелка» (учебник с. 8).
Материалы и инструменты: образцы шерстяных тканей, лупа, лоток, учебник, тетрадь, справочная таблица.
- Практическая работа выполняется в рабочей тетради.
- Вводный инструктаж учителя.
1) Начертите таблицу отчета в тетради.
2) Последовательность выполнения работы.
- Рассмотрите образцы шерсти под лупой.
- Охарактеризуйте волокна по внешнему виду.
- Охарактеризуйте волокна на ощупь.
- Рассмотрите характер горения (демонстрирует учитель).
- Полученные данные впишите в форму отчета.
Слайд №12
Из шерсти изготавливают плательные, пальтовые ткани, сукно, драп, войлок и другие текстильные материалы. Шерстяные ткани используют для пошива костюмов, платьев, верхней одежды (пальто, курток)
(Рассматриваем коллекции тканей)
5. Актуализация опорных знаний и изучение нового материала
Слайд №13
Историческая справка. Сообщение учащейся: «Легенда о шелке»
Шелк - это такие нити, в которые заворачиваются шелковичные червяки перед тем, как стать бабочкой.
Родина шелка - Китай. В Китае давным-давно научились эти нити разматывать и ткать из них тончайшую шелковую ткань. Древняя китайская легенда повествует о том, как однажды императрица Си-Линь-Ши увидела гусеницу, которая пряла нить. Взяла она кокон, осторожно размотала его и соткала из полученной длинной нити первую в мире ткань.
А еще шелк в Древнем Китае заменял деньги, из шелковой нити изготовляли струны, лески, бумагу, выпускались даже шелковые книги.
Столетиями Китай торговал с соседями, поставляя им уникальную, самую дорогую ткань древнего мира, ревниво оберегая тайну ее получения. Древних шпионов, пытавшихся разведать эту тайну, обычно наводили на ложный след.
Так, например, долгое время в Риме и Греции считали, что шелк получают из перьев некой диковинной птицы.
Направлявшиеся на Запад торговые караваны контролировались тщательнейшим образом. Императорская стража обыскивала всех до единого, и смерть ждала того, кто пытался вывести на Запад хотя бы одно яичко шелкопряда или семя тутового дерева, без которого шелковичный червь не может существовать, причем не всякого тутового дерева, а одного единственного его вида, молодыми листьями которого и питается шелкопряд.
И все же секрет шелка разошелся по всему миру. Как это произошло, никто точно не знает. По этому поводу существует много легенд. Вот одна из них.
Один хитроумный и смелый торговец, подкупил стражу и вывез в Среднюю Азию в складках своего тюрбана несколько семян тутового дерева и яйца шелковичного червя. К несчастью, в пути личинки вылупились и погибли от голода, семя же дерева привилось, пустило корни.
Получается, что семя тутового дерева было вывезено из Китая раньше, чем яичко шелковичного червя. Хотя никто этого не знает наверняка.
А вот другая легенда. Один купец заморский поклялся, что вывезет из Китая шелковичных червей. Слышали об этой клятве шпионы и приказали осмотреть купца, когда он выезжать из Китая будет. Стража на границе обыскала все его товары, все осмотрела проверила, но червей не нашла. А купец стоял, опираясь на свою толстую палку, и усмехался. Выпустили его из страны, он приехал к себе, распилил палку и вывалил оттуда кучу шелковичных червей.
Слайд №14
Натуральный шелк – это тонкие нити, получаемые из коконов гусеницы тутового шелкопряда. Эта гусеница питается только листьями тутового дерева, отсюда и ее название. Развитие шелкопряда проходит 4 стадии:
- яичко
- гусеница
- куколка
- бабочка
Слайд №15, 16
Цель первичной обработки – размотать коконную нить, которая достигает 600-900 м. Несколько коконных нитей соединяют вместе и получают нити шелка — сырца.
Первичная обработка шелка включает следующие операции:
- обработку коконов перед транспортировкой и хранением.
(Коконы, предназначенные для размотки, морят, чтобы умертвить куколку и не допустить превращения её в бабочку, которая портит кокон, делая в нём выходное отверстие.)
- обработка коконов горячим паром для размягчения шелкового клея
(Для замаривания коконы отправляют в гигантскую печь, где коконы обрабатывают горячим паром постепенно увеличивая температуру до 110°С)
- сушку горячим воздухом для удаления влаги
(Для равномерной просушки нити в коконе и предотвращения порчи нити во время хранения каждый час температуру снижают на 10°С)
- обработку паром с целью размягчения шелкового клея
(Затем рассортированные коконы запаривают, чтобы размягчить склеивающий их нити серицин, после чего отыскивают концы нитей.)
- сматывание нитей с нескольких коконов одновременно
(Размотка коконов выполняется на автоматических кокономотальных станках, в кокономотальных тазах при температуре 40-55°С. Коконная нить слишком тонка для изготовления из неё текстильных изделий, поэтому шёлк разматывают, складывая вместе нити нескольких коконов (от 3 до 10 и более))
Более половины шелка-сырца перерабатывается в кручёный шёлк. Шелк-сырец идёт на изготовление плательных тканей, швейных ниток и др. изделий.
Из всей нити кокона удается смотать только треть (верхний и внутренний слои кокона не разматываются), поэтому средняя длина размотанной нити примерно 600-1000м.
Отходы, полученные при размотке коконов (верхние спутанные слои, остатки коконных оболочек, поврежденные коконы и коконы, не поддающиеся размотке), используют для получения шелковой пряжи.
*Шёлк-сырец — техническая нить натурального шёлка, получаемая в кокономотании соединением нескольких продольно сложенных коконных нитей в одну; при этом нити прочно склеиваются серицином.
Слайд №17
Свойства шелкового волокна:
- цвет шелкового волокна может быть: белым, слегка кремовым
- блеск нерезкий
- шелковое волокно обладает хорошей упругостью, благодаря чему ткани из него почти не сминаются
- прочность выше, чем у шерсти, но под действием прямых солнечных лучей он разрушается быстрее, чем другие натуральные волокна.
- тонина (толщина) волокна неравномерна на всем протяжении и слишком мала, поэтому чтобы получить волокно шелка-сырца соединяют 5-10 нитей коконов
- длина от 600 до 900 м
- нити на ощупь мягкие, гладкие
Слайд №18
Натуральный шелк используется для производства различных платьевых тканей, головных платков, косынок, шарфов и т.д. Шелковые ткани поступают в продажу под названиями: атлас, бархат, крепдешин, шифон и другие.
Физкультминутка
6. Практическая работа.
Слайд №19 (Продолжение практической работы №1!
«Сравнение волокон шерсти и натурального шелка» (учебник с. 8).
Материалы и инструменты: образцы шелковой ткани, лупа, лоток, учебник, тетрадь, справочная таблица.
- Практическая работа выполняется в рабочей тетради.
- Вводный инструктаж учителя.
1) Последовательность выполнения работы.
- Рассмотрите образцы натурального шелка под лупой.
- Охарактеризуйте волокна по внешнему виду.
- Охарактеризуйте волокна на ощупь.
- Рассмотрите характер горения (демонстрирует учитель).
- Полученные данные впишите в форму отчета.
7. Закрепление нового материала
Вопросы к учащимся:
- Что называют шерстью, руном?
- Что называют натуральным шелком?
- Какова цель первичной обработки шелка?
Тест «Натуральные волокна животного происхождения»
Подчеркните все правильные варианты ответов.
1. К волокнам животного происхождения относится
- шерсть
- джут
- конопля
- шелк
2. Шерсть, снятая с овец, называется
- мех
- шкура
- руно
- пряжа
3. К животным, от которых получают шерсть, относятся
- кенаф
- коза
- тутовый шелкопряд
- верблюд
4. Коконную нить вырабатывает
- бабочка
- куколка
- гусеница
5. Схема обработки шелка включает операции
- промывание волокна мылом и содой
- сушка горячим воздухом
- разрыхление, удаление примесей
- сматывание нитей в одну
6. К положительным свойствам шерстяных тканей относятся
- воздухопроницаемость
- осыпаемость
- драпируемость
- пылеемкость
- теплозащитность
7. Для изготовления летней одежды лучше использовать ткани с
- высокой воздухопроницаемостью
- слабой сминаемостью
- большой пылеемкостью
- плохой драпируемостью
- высокой гигроскопичность
8. Домашнее задание
Подобрать коллекцию образцов шерстяных и шелковых тканей, оформить коллекции. Учить термины. В учебниках стр. 5-9.
9. Итоги урока
- Выставление оценок.
- Уборка рабочих мест.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Процесс производства ткани. Натуральные волокна растительного происхождения»
Методическая разработка урока по теме «Процесс производства ткани. Натуральные волокна растительного происхождения»...
Презентация на тему:"Натуральные волокна растительного происхождения"
Понятие натуральных волокон растительного происхождения: хлопок и лен.Процесы производства хлопка и льна.Схема производства ткани.Профессии ткацкого производства.Отличительные признаки нитей осн...
Проверочные тесты к разделу материаловедение по теме :"Натуральные волокна растительного происхождения"
Тесты для проверки знаний учащимися по теме....
Методическая разработка урока технологии в 5 классе по теме "Натуральные волокна растительного происхождения. Влияние на здоровье человека тканей из этих волокон"
Цели урока:Образовательные: ознакомить учащихся с натуральными волокнами растительного происхождения, из чего получают, где выращивают, как перерабатывают, какими свойствами обладают, что из них...
конспект урока по технологии 5 класс "Натуральные волокна растительного происхождения"
конспект урока по технологии 5 класс "Натуральные волокна растительного происхождения" по учебнику О.А. Кожиной...
Тема: Натуральные волокна растительного происхождения
Цель: формировать представление о текстильных волокнах растительного происхождения и их свойствах.Задачи: ознакомить учащихся со способом изготовления нитей и тканей из волокон; развивать ...
Самоанализ урока по теме: Натуральные волокна растительного происхождения
Цель: формировать представление о текстильных волокнах растительного происхождения и их свойствах.Задачи: ознакомить учащихся со способом изготовления нитей и тканей из волокон; развивать ...