Веков связующая нить
статья по технологии (5 класс) на тему

Червякова Ирина Яковлевна

Статья: Веков связующая нить

Сегодня частично утрачено значение слов – культура, семья, традиция… Идеалы, которые нам сегодня навязывают,  калечат сознание подростков, разрушают общественную мораль, падение авторитета семьи, разрушают духовно – нравственное воспитание подрастающее  поколение.                            

Традиционная русская культура обладает высоким воспитательным потенциалом, объединяющим людей разных национальностей. В виду того, что сегодня общество все больше утрачивает традиционные  корни русского человека,  мы переживаем духовный кризис, и это привело к потребности изучения русской культуры. Русская культура это наше духовное богатство. Именно сейчас русская культура становится благодатной средой способной синтезировать разнообразные воспитательные задачи. Задача школы увлечь обучающихся в прошлое русской культуры, показать лучшие традиции русского народа, сохранить живое наследие прошлого.  Это можно сделать на традиционных школьных уроках.                              

На уроках технологии мы учимся переосмысливать жизненные ценности, погружаться в культурную традицию своего народа, определять систему ценностных ориентиров и норму поведения. Так, например, при изучении темы «декоративно – прикладные изделия из текстиля»  больше  уделить времени  русской вышивке. Считается, что вышивка в доме это символ красоты, покоя и заботы о долгой мирной и счастливой жизни. В орнаментных  сюжетах вышивки отражаются народные обычаи и обряды, сказочных и мифологических персонажей. Древняя символика представляет собой наслоение мотивов, относящихся к разным эпохам и сплетение сюжетов разного этнокультурного происхождения. Символы, знаки, орнаменты удивительная книга о жизни и верования наших далеких предков. Орнамент язык тысячелетий, он старше всех произведений искусств. На уроках темы «проектируем, конструируем, моделируем» вместо косынки обучающиеся изготавливают кокошник по своему замыслу, используя полученные ранее умения и навыки. Кокошник это головной убор и неотъемлемая часть женского русского костюма, который говорит о вкусе, умениях, аккуратности и богатстве хозяйки, а сам народный костюм — это бесценное  достояние культуры народа, накопленное веками. На уроках «кулинарии» много говориться о бережном отношении к хлебу, о значении каши на Руси. Многие старинные рецепты каш давно забыты, а ведь они положили начало русской кулинарии. А сколько традиций связано у наших предков с этим замечательным блюдом. Кашу ели, чтобы примириться с противником, только после этого мирный договор вступал в силу. На свадьбе молодые ели исключительно кашу. А в поминальные дни на Руси готовилась поминальная каша – кутья.

Такими приемами в уроки технологии вводятся различного рода информация о русских традициях, о русской культуре,  рукоделии.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sayt.docx28.19 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: Веков связующая нить

Сегодня частично утрачено значение слов – культура, семья, традиция… Идеалы, которые нам сегодня навязывают,  калечат сознание подростков, разрушают общественную мораль, падение авторитета семьи, разрушают духовно – нравственное воспитание подрастающее  поколение.                             Традиционная русская культура обладает высоким воспитательным потенциалом, объединяющим людей разных национальностей. В виду того, что сегодня общество все больше утрачивает традиционные  корни русского человека,  мы переживаем духовный кризис, и это привело к потребности изучения русской культуры. Русская культура это наше духовное богатство. Именно сейчас русская культура становится благодатной средой способной синтезировать разнообразные воспитательные задачи. Задача школы увлечь обучающихся в прошлое русской культуры, показать лучшие традиции русского народа, сохранить живое наследие прошлого.  Это можно сделать на традиционных школьных уроках.                                                                             На уроках технологии мы учимся переосмысливать жизненные ценности, погружаться в культурную традицию своего народа, определять систему ценностных ориентиров и норму поведения. Так, например, при изучении темы «декоративно – прикладные изделия из текстиля»  больше  уделить времени  русской вышивке. Считается, что вышивка в доме это символ красоты, покоя и заботы о долгой мирной и счастливой жизни. В орнаментных  сюжетах вышивки отражаются народные обычаи и обряды, сказочных и мифологических персонажей. Древняя символика представляет собой наслоение мотивов, относящихся к разным эпохам и сплетение сюжетов разного этнокультурного происхождения. Символы, знаки, орнаменты удивительная книга о жизни и верования наших далеких предков. Орнамент язык тысячелетий, он старше всех произведений искусств. На уроках темы «проектируем, конструируем, моделируем» вместо косынки обучающиеся изготавливают кокошник по своему замыслу, используя полученные ранее умения и навыки. Кокошник это головной убор и неотъемлемая часть женского русского костюма, который говорит о вкусе, умениях, аккуратности и богатстве хозяйки, а сам народный костюм — это бесценное  достояние культуры народа, накопленное веками. На уроках «кулинарии» много говориться о бережном отношении к хлебу, о значении каши на Руси. Многие старинные рецепты каш давно забыты, а ведь они положили начало русской кулинарии. А сколько традиций связано у наших предков с этим замечательным блюдом. Кашу ели, чтобы примириться с противником, = только после этого мирный договор вступал в силу. На свадьбе молодые ели исключительно кашу. А в поминальные дни на Руси готовилась поминальная каша – кутья.

Такими приемами в уроки технологии вводятся различного рода информация о русских традициях, о русской культуре,  рукоделии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока по английскому языку и истории по теме: “И никогда не оборвётся веков связующая нить…” в 8 классе.

Урок проведен с целью обобщения и закрепления знаний по теме "Эпоха Петра I", развития у детей коммуникативныъх и интеллектуальных навыков. Нестандартная форма урока позволила вызвать интерес к изучае...

Интегрированный урок (английский язык - история) в 8 классе на тему : “И никогда не оборвётся веков связующая нить…”

Цели урока:Повторить и закрепить знания, полученные при изучении темы.Продолжить работу по формированию умений самостоятельной работы с дополнительной литературой, развивать навыки ясно, четко и убеди...

Веков связующая нить

Внеклассное мероприятию ко Дню славянской культуры и письменности...

Внеклассное занятие по истории для 4-6 классов (на базе школьной музейной экспозиции «Веков связующая нить»).

ВЬЮГИНОВА А.Ю. Внеклассное занятие по историидля 4-6 классов (на базе школьной музейной экспозиции «Веков связующая нить»).Тема занятия-«ПРЕДМЕТЫ МИЛОЙ СТАРИНЫ».Форма проведения занятия - БЕСЕДА...

Интегрированный урок русского языка, литературы, истории "Веков связующая нить"

Материал, используемый на данном уроке помог ввести понятие "мифологизм", сравнить его с понятием "фразеологизм",   повторить факты из истории Древней Греции, выполнить упражнения по синтаксису и...

Сценарий праздника Дня семьи "Веков связующая нить"

Данный сценарий может быть использован при проведении Дня семьи, любви и верности, а также основная его часть в День матери или 8 марта....

Программа "ВЕКОВ СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ"

Программа предназначена для организации внеурочной деятельности в 5-6 классах  в рамках ФГОС.    Особенность данной программы состоит в интеграции пяти предметов:  изо, музыки...