Интегрированный урок русского языка, литературы, истории "Веков связующая нить"
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Уварова Ю.В.

Материал, используемый на данном уроке помог ввести понятие "мифологизм", сравнить его с понятием "фразеологизм",   повторить факты из истории Древней Греции, выполнить упражнения по синтаксису и пунктуации. Задания разноуровневые, представлены разные формы и приемы учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок истории, русского языка и литературы

в 5 классе.

Тема: Веков связующая нить (интегрированный урок по истории, русскому языку и литературе).

Цели урока: углубить и расширить знания о мифологизмах ; развивать речевые умения и навыки, обогащать речь учащихся; прививать любовь к родному языку. Повторить греческие мифологизмы, исторические факты, на которых они основаны.

Ход урока

1. Орг. момент

2. Слово учителя

Два учителя (учитель истории(УИ) и русского языка(УРЯ) держат клубок ниток, звучит Сиртаки.

УРЯ  Здравствуйте! Мы рады приветствовать вас на необычном уроке. Как вы думаете, почему урок будут проводить два учителя?

УИ Я держу в  руках клубок ниток. О чем он вам может рассказать?

(Ответы учащихся. Они должны выйти на ответ -  это нить Ариадны). Расскажите,  что это за нить? (Учащиеся рассказывают миф о Минотавре)

УРЯ  А как в русском языке называется такое выражение и подобные ему?

(Ответ учащихся – фразеологизмы).

  Что такое фразеологизм? Фразеологизм «Нить Ариадны»  пришел из мифа. Как вы думаете, как называются такие выражения?

УИ  Сегодня на уроке нам эта спасительная нить поможет пройти сквозь лабиринт событий, ответить на ряд вопросов и решить многие проблемы.

Итак, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Какова тема? Как связаны Древняя Греция и современная Россия, история,  литература и русский язык? Придумайте поэтическое название урока.

УРЯ   А с какой целью мы будем изучать мифологизмы, пришедшие из Древней Греции? (Понять, как мифологизмы раскрывают историю,  какую роль они играют в современной жизни.)

УИ А как мы будем изучать мифологизмы? Что мы будем делать?

УРЯ Итак, в путь по лабиринту знаний, а нить Ариадны нам поможет пройти невредимыми между Сциллой и Харибдой  от Альфы до Омеги и расчистить Авгиевы конюшни.

УИ  Древние греки были удивительно талантливым народом, у которого есть чему поучиться даже сейчас.  Особое место среди памятников культуры Древней Греции занимают мифы.

УРЯ  Первая наша комната в лабиринте  - это  комната МИФОВ.

Перед вами листы с текстом, что такое миф. Работаем с известным приемом «Инсерт», используя наши обозначения:

V  - уже знал; + - новое, ? - не понял, хочу спросить.

1. Мифы – повествование, передающее представления людей о мире, о происхождении всего сущего.

2. Главные герои мифов - боги.

3. Люди верили в истинность происходящего в мифе.

4.Миф - плод коллективного творчества.

5. На основе мифов созданы многие произведения мировой живописи, музыки, поэзии.

У вас 1,5 минуты.

Итак, что вы уже знали? А что узнали новое? Какие вопросы возникли?  

УИ Самая древняя греческая цивилизация, не оставившая о себе письменных свидетельств  - это Крито-Микенская цивилизация. О ее истории нам известно лишь из археологических раскопок и мифов древней Греции. На листках записаны древнегреческие мифологизмы, выберите только те, которые относятся к Крито-Микенской цивилизации. Поставьте плюс, если вы знаете их значение.

Индивидуальная работа. Время 1,5 мин.  Проверка в парах. Сверка со слайдом.

 Ответы учащихся. Оцените себя. Лист самооценки №1. Комната мифов. Самооценивание по 3-х бальной шкале.

Слайд: 3 балла – выбрал все мифологизмы верно

2 балла – 1 мифологизм лишний.

1 балл – 2 -3  мифологизма лишние.

0 баллов  - все мифологизмы не те.

Задание для слабых: на слайде представлены 4 иллюстрации к мифологизмам. Определите, к какому мифологизму принадлежит каждая иллюстрация.

   УРЯ  Двигаемся дальше

Вторая комната «В гостях у Гомера».

  В нашей повседневной жизни, которая никак не связана на первый взгляд с Древней Грецией, на самом деле, достаточно много выражений, взятых из мифов.

          Многие мифологизмы нельзя понять и разгадать, не зная предысторию их появления.

УИ Сейчас вы посмотрите  инсценировку и ответите на ряд вопросов.  

Основные вопросы (обязательные):

  1. Назовите мифологизм,  рождённый данным эпизодом.
  2. Какому историческому событию предшествовала эта история?

Дополнительный вопрос:

Данное событие стало причиной или поводом для последующих событий?

Работа в группе.

Сценка (Звучит  музыка сиртаки)

Клио: Однажды боги устроили роскошный пир. На него не пригласили лишь богиню ссор и раздоров Эриду, зная ее плохой характер. Однако она явилась незваной.

(Раздается  неожиданный стук. Веселье и оживленный шум умолкают. Боги насторожились.  Входит  богиня раздора Эрида.)

(Звучит первая часть симфонии Бетховена № 5)..

Эрида:  Добрый день - хотя я сомневаюсь, что сегодня он будет добрым! Пируете, веселитесь... Потехи устраиваете. А что же меня-то на пир не пригласили? Или я не дочь Зевса и златотронной Геры?

Зевс (нехотя): Ну что ж, проходи, присоединяйся к нам, коль пришла…

Эрида: Благодарю. А у меня для вас  сюрприз. Вот он (неожиданно достает и показывает всем яблоко). Это - золотое яблоко с надписью “Прекраснейшей”. Пусть оно достанется самой прекрасной из богинь!

Клио: Яблоко приметили три богини: Гера, Афина, Афродита. Каждая считала, что яблоко должно принадлежать именно ей.                

Афродита: Уважаемые боги и богини! Тут нечего долго думать. Это яблоко должно достаться мне, ведь именно я богиня любви и красоты!

Афина: А почему тебе? Я  любимая дочь Зевса! И потом, что может быть прекрасней мудрости и знаний!

Забирает  из рук Афродиты яблоко.

Гера: Я  законная жена Зевса. Яблоко должно принадлежать мне по праву, как первой богине Олимпа!

Афина: Может быть, Зевс,  ты решишь, кому его отдать?

Зевс: Я не могу, не хочу брать на себя такую ответственность. Пусть этот выбор сделает смертный   Парис, сын троянского царя Приама.

Появляется Парис.

Парис: О, всемогущий Зевс! О, бессмертные боги! Радуйтесь!

Зевс: Здравствуй, Парис! Ты  должен выбрать прекраснейшую из богинь.

Каждая из участниц - претенденток по очереди подходит к Парису и пытается склонить его на свою сторону.

Гера: Отдай яблоко мне, и я сделаю тебя властителем  всей Азии и Эллады!

Афина: Если ты мне присудишь первенство, я тебя сделаю первым полководцем и в Азии и в Элладе, и ты удивишь мир числом и блеском твоих побед!

Афродита: А если ты выберешь меня, тебя полюбит самая красивая женщина на Земле! И она отправится за тобой хоть на край света!

Клио: После мучительных раздумий и сомнений Парис выбрал Афродиту! И вручил ей золотое яблоко с надписью “Прекраснейшей”! Не обманет Афродита Париса, исполнит все, что обещала.

УРЯ  Все, как в театре Древней Греции: минимализм в костюмах и декорациях. А в чем все-таки было отличие данного представления от древнегреческого? Обратите внимание на актеров.

УИ  Отвечаем на вопросы. Работа в группе.

  Лист самооценки 2. Поставьте галочку под верным для вашей работы утверждением.

Задание для слабых: вставьте в текст пропущенные слова.

Зашла обиженная Эрида и сказала: А у меня для вас  сюрприз. Это золотое (что?)…….с надписью “Прекраснейшей”. Пусть оно достанется самой (Какой?)…….из богинь! Яблоко приметили (сколько?)……..богини.

В Листе самооценки 1 поставьте себе столько плюсов, сколько вы вставили верных слов.

УРЯ Следующая комната лабиринта «Театр  Диониса».

УИ На дом вам было дано задание изобразить мифологизм пантомимой.

Желательно, чтобы все участники группы были задействованы в пантомиме.

 Группы по очереди показывают нам свой мифологизм, если вы поняли, то поднимаете руку, но ничего не говорите.

Мифологизмы для пантомимы:

Ящик Пандоры

Пение сирен

Между Сциллой и Харибдой

Авгиевы конюшни

УРЯ  Проверили мифологизмы, поставили рядом с каждым плюс или минус. Можно ли назвать данные мифологизмы словосочетаниями? Почему? Что еще не является словосочетанием? Подберите к данным мифологизмам русские фразеологизмы с синонимичным значением. А что такое синоним?

  • Черт ногу сломит
  • Волк в овечьей шкуре
  • Ад кромешный
  • Между молотом и     наковальней

Попробуем себя оценить. Что мы будем оценивать? В этой комнате были задания и по истории и по русскому языку. Мы будем их оценивать вместе или отдельно?

Лист самооценки 1. Графа Театр Диониса.

УИ Наше путешествие продолжается. И мы с вами в комнате «Ошибка на ошибке».

УРЯ У вас на партах текст. В нем исторические, речевые ошибки (неверно употреблены мифологизмы) и пунктуационные (пропущены знаки препинания или лишние). Вам необходимо исправить все эти ошибки.

 Работаем в группе. Время 2 минуты. У кого возникнут затруднения, поднимите карточку со знаком вопроса.

Текст с ошибками

Когда греческие войны одержали победу они с паническим страхом решили вернуться домой. На привале, устроившись удобнее, они легли, и быстро заснули в прокрустовом ложе. Войны надеялись что дома их ждет  Троянский конь.

Слова для справок: Объятия Морфея, лавры победителя, Олимпийское спокойствие.

Задание для слабых: Составьте текст из предложений, поставив их в правильном порядке.

1.Войны  надеялись, что дома их ждут  лавры победителя.

2.Когда греческие войны одержали победу, они с олимпийским спокойствием решили вернуться домой.

3. На привале, устроившись удобнее, они легли и быстро заснули в объятьях Морфея.

В каком порядке  должны стоять предложения (напишите номера предложений):

УИ Группы поменяйтесь текстами, исправьте ошибки, если они есть.

Сверка со слайдом.

Поставьте в листе самооценки баллы за работу. Сколько максимальный балл, на ваш взгляд. 1 балл за что можно поставить. 0 баллов?

УРЯ Последняя комната лабиринта «Ахилесова пята». Напомните, что обозначает этот мифологизм? Мы повторили, разобрали сегодня на уроке много мифологизмов, а сейчас проверим, остались ли в ваших знаниях уязвимые места. Укажите только цифру правильного ответа.

Тест 

1.Кому Парис отдал яблоко:

  1. Афина
  2. Афродита
  3. Зевс
  4. Эрида
  5. Гера
  6. никому

2. Миф – это…

  1. Сказка
  2. Фантастический рассказ
  3. Рассказ только о жизни богов
  4. Повествование, передающее представление людей о мире
  5. Произведение, отражающее только историю Древней Греции
  6. Произведение для постановки на сцене

3. Кто убрал Авгиевы конюшни:

  1. Геракл                4.Гомер
  2. Гермес                5.Зевс
  3. Гефест                6.Авгий

4.Пение сирен – это

1. Грамматическая основа

2.Словосочетание

3.Однородные члены предложения

4. Название произведения

5.Мифологизм

6.Предложение

У вас должны быть записаны только цифры. А теперь рядом с каждой цифрой поставьте букву, которую она обозначает (1-А; 2-З; 3-К; 4-Н; 5- Ю;6- О)  Какое слово у вас получилось?(ЗНАЮ)

 

УИ Сегодня на уроке нам пришлось проделать большую и сложную работу: мы разобрали древнегреческие мифологизмы, их этимологию. Скажите, звучат ли эти мифологизмы в современной русской лексике?

УРЯ Мы систематизировали исторические и лингвистические  знания. Вы правильно решили поставленные задачи и не попались на опасных местах,  пройдя между Сциллой и Харибдой.

И вот урок подходит к концу.

УИ Перед вами карта. Жителем  какого древнегреческого полиса вы были сегодня на уроке?

1.Танталовы муки  

2.Лавры победителя

3.Работа Пенелопы

4.Объятья Морфея

Но чтобы правильно определиться, сначала объясните эти мифологизмы. А теперь поднимите карту с номером выбранного вами полиса.

УИ Какое задание вам больше понравилось и почему?

УРЯ  Домашнее задание: 1. Попробуйте нарисовать свою иллюстрацию к любому мифологизму, встретившемуся сегодня на уроке.

Или 2. Запишите в тетради 3 древнегреческих мифологизма, о которых сегодня на уроке мы не говорили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка, литературы, истории (9-й класс) по «Слову о полку Игореве» в форме игры «Умники и умницы».

Урок повторения, обобщения и контроля, комплексного применения знаний. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. Урок - игра. Такой урок позволяет в и...

Интегрированный урок русского языка, литературы и истории в 10 классе"Роль личности в истории. Содержательно-языковой анализ исходного текста. Формирование банка аргументов на литературном и историческом материале".

Интегрированные уроки - одна из инновационных педагогических технологий в современном образовании. Эффективность интегрированный уроков проявляется в том, что даже слабые ученики с интересом участвуют...

Интегрированный урок (русский язык+литература)

Тема: Сложные предложения и …степь в произведениях донских писателей....

Интегрированный урок русского языка, литературы и музыки "Поклонник славы и свободы"

Урок развития речи в 9 классе посвящён истории создания оперы Чайковского "Евгений Онегин", одному из ярчайших исполнителей партии Ленского Сергею Яковлевичу Лемешеву, учит писать сочинение в жанре эс...

Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Урок-репортаж с использованием повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»"

Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Урок-репортаж с использованием повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»"...

Интегрированные уроки русского языка, литературы и истории как способ формирования межпредметных связей в современной школе

Статья в" " science and education" Современное образование. Актуальные вопросы, достижения и инновации"...

Проект интегрированного урока (русский язык – литература – английский язык)

 Замысел урока: формировать умения и навыки анализа ЛХП  как технологического процесса, позволяющего обучающемуся самостоятельно  исследовать печатную информацию (тексты разных с...