Урок -игра "Ателье №1"
план-конспект урока по технологии (6 класс) на тему

Светлакова Галина Николаевна

Урок игра. Технология. 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_atele_no1remont_odezhdy.docx586.5 КБ

Предварительный просмотр:

        План-конспект открытого урока: "Ремонт одежды. Ателье №1". Урок-игра.

Цели урока:

Образовательная: Формировать знания и умения по ремонту одежды, организации рабочего места и правилам подбора фурнитуры, соблюдение правил и приемов работы, техники безопасности труда.

Воспитательная: Воспитывать эстетический вкус, сознательное отношение к труду, требовательность к работе, самостоятельность, аккуратность, чувство коллективизма.

Развивающая: Развивать логическое мышление, умение применять знания на практике, преодолевать трудности, умение проявить творческую смекалку, доводить начатое дело до конца.

 Подготовка к уроку:

1. Школьная доска оформлена плакатом: «Ремонт одежды. Ателье №1».

 На отдельных плакатах образцы фурнитуры с различными способами их пришивания.

 В специально отведенном месте стоят две гладильные доски, на которых стоят утюги.

2. На столах разложены коробки с фурнитурой, ножницами, иголками, нитками, кусочками ткани разных цветов для каждого учащегося, инструкционные карты, ручки, карандаши и фломастеры.

3. Класс разделен на 3 команды (бригады), сидящими за отдельными столами, определяющими рабочие цеха ателье (цех №1, №2, №3).

 За каждым столом сидят члены бригады «швеи» и «начальник цеха». У каждого на груди  прикреплены именные этикетки – " Швея цеха №1 Иванова Яна", "Начальник цеха №1 Галлямова Диляра" и т.д. Учитель выступает в роли директора ателье.

4. Жюри – "заказчики", присутствующие нa открытом уроке учителя и родители, получают бланки, для  подведения итогов соревнования.

Ход урока

 Учитель («директор ателье») знакомит учащихся с гостями и правилами проведения урока-игры.

Учитель: «Бережливость и аккуратность» – большое достоинство человека. Чтобы ваша одежда всегда выглядела красиво и чисто, за ней надо правильно ухаживать и содержать в опрятном виде, а  чтобы одежда дольше служила, её нужно не только аккуратно носить и следить за чистотой, но и уметь ремонтировать.

 Сегодня вы научитесь правильно пришивать оторвавшиеся пуговицы, крючки и кнопки. Все мною перечисленное, называется фурнитурой. Фурнитура – это вспомогательные изделия, которые используют в швейном производстве.

Вопрос к учащимся: Перечислите какую еще фурнитуру можно отнести к одежной фурнитуре?

Ответ: Застежки – молнии, пряжки, пуговицы – кнопки, цепочки – вешалки.

Учитель: Служит эта фурнитура для застегивания, прикрепления, подвешивания и отделки швейных изделии.

При выборе фурнитуры учитываются все свойства ткани, фасон, покрой и вид одежды.

 Подбирают фурнитуру по размеру, форме и цвету.

 Пуговицы применяют для застегивания и отделки одежды. По назначению они делятся на  пальтовые, бельевые ( для легкой одежды и для специальной одежды).

 Изготавливают пуговицы из различных материалов: пластмассы, металла, дерева, кости, рога, раковин моллюсков.

 Пуговицы бывают с отверстиями (2, 4) и на стойке («ножке») подбирают их в цвет основного  материала или отделки. Иногда можно использовать для одежды старые пуговицы, пряжки, крючки и даже застежки-молнии.

Для этого используют специальное приспособление – распарыватель, ножницами можно сделать надрез на ткани изделия, поэтому их использовать не рекомендуется.

Пуговицы к легкой одежде пришивают вплотную к ткани 4–5 стежками. Для верхней одежды пуговицу делают на стойке «ножке». В зависимости от толщины ткани.    

 Высота "ножки" может быть от 1–4 мм. Для прочности крепления пуговицы можно использовать прокладку из ткани или подпуговицу с изнаночной стороны изделия.

 Пришивают пуговицы нитками №40, 50, сложенными в двое. Нитки подбирают в тон к ткани, если пуговица на стойке, или в тон к пуговице, если она с отверстиями. (Рис. № 4) (Приложение 1)

Кнопки – застежки из двух металлических частей или пластмассовых частей, входящих одна в другую.

 Кнопка состоит из головки (со стерженьком, накладки, и пружинки).

 Кнопки бывают разного размера и формы. По цвету они должны как можно меньше выделяться на ткани.

Для пришивания используют иглы №1, 2. И нитки № 50, 60, но очень прочные, в цвет ткани.

 Кнопки используют в тех случаях, когда нет большого натяжения в застежке.

 Головку располагают на верхней стороне застежки и пришивают с незаметными с лицевой стороны стежками, делая по 3–4 стежка в каждое отверстие.

Кнопка будет хорошо застегиваться, если нитки, которыми она пришита, не накладываются друг на друга. (Рис. № 1)

Крючки и петли используют на участках с малым натяжением в ткани.

 Для того, чтобы скрыть место застежки, изготавливают их металлическими, разных форм и размеров.

 Нитки для пришивания крючков и петель выбирают в цвет ткани №50, №60.

 Крючки пришивают в трех местах, а петли в четырех местах, делая по три, четыре стежка. (Рис. № 2) (Приложение 1)

Крючок должен находиться на изнаночной стороне в верхней части застежки, а петля на нижней части застежки с лицевой стороны. (Рис. № 3) (Приложение 1)

Ремонтируя одежду, необходимо помнить и соблюдать правила техники безопасности труда с режущими и колющими предметами  (иглами, булавками, ножницами) и утюгом.

Вопрос: Что может произойти при выполнении ручных работ, если не соблюдать правил техники безопасности?

Ответ:  Повреждение пальцев иглой или булавкой;

Травма руки ножницами;

Травма глаз.

Вопрос: Что нужно сделать до начала работы?

Ответ: Сосчитать количество иголок и булавок в игольнице;

Положить инструменты и приспособления в отведенное для них место.

Вопрос: Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать с колющими и режущими  инструментами?

Ответ: Иглы и булавки следует хранить только в игольнице;

В случае поломки иглы или булавки их следует положить в специально отведенную коробочку;

Не следует использовать ржавые и погнутые иглы и булавки;

 Передавать ножницы следует всегда с сомкнутыми лезвиями, кольцами вперед;

 На рабочем столе ножницы располагаются справа, с сомкнутыми лезвиями, направленными  от  работающего;

 По окончании ручных работ нужно убрать рабочее место.

Вопрос:  Перечислите опасности при выполнении влажно-тепловых работ (работа с утюгом)?

Ответ: Поражение электрическим током;

 Ожоги: паром, о подошву утюга и от возгорания шнура;

 Возгорание шнура (возникновение пожара).

Вопрос: Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать при работе с электроутюгом?

Ответ: Перед началом работы нужно проверить исправность утюга, шнура, корпуса вилки;      

 Включать и выключать утюг следует сухими руками.

 Нельзя выключать утюг, выдергивая вилку из розетки за шнур.

Нужно держаться за корпус вилки.

 Выполнять влажно-тепловую обработку изделия следует стоя на резиновом коврике.

 Необходимо следить за правильным положением терморегулятора, а также затем, чтобы подошва утюга не касалась шнура.

По окончании работы следует выключить утюг и поставить его на специальную подставку.

 Нельзя оставлять включенный утюг без внимания!

     Физкультминутка

Далее учащиеся выполняют практическую работу. (Приложение 1)

 Каждая девочка пришивает одну пуговицу на «ножке» и одну с четырьмя  отверстиями (Одним из способов по заданию «начальника цеха».  Предварительно они определяют варианты пришивания таких пуговиц.) (Рис. № 4) (Приложение 1)

 Затем пришивают по одной кнопке и одному крючку с петлей. (Рис. № 1, № 2). (Приложение 1)

 По ходу работы, при необходимости, проводится текущий инструктаж.

 Каждая бригада заполняет бланк тестов. (Приложение 1) Ответы, которых сдаются «Начальником цеха» бригады в комиссию жюри для подведения итогов соревнования.  

По окончании работы подводятся итоги. Предоставляется слово жюри.

Используемая литература:    

Технология: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек). Под редакцией О.А.Кожиной. Москва.  «Дрофа»

Уроки по курсу «Технология» 5-9 класс (девочки) Москва ООО «5 за знания» 2008 г.

И.П.Арефьев. Занимательные уроки технологии для девочек 6 класс. Пособие для учителей. Москва «Школьная Пресса» 2006 г.

Приложение

                               

                                            Рисунок № 1          

                                            Рисунок № 2

                                                                

                                                                                         

                                                        Рисунок № 3

                                                                              

                                                                               

                                                                               

                           

                                                       

                                             Рисунок № 4

                                               

                                         Тесты

                                  Тема: «Выполнение ручных работ»

  1. Сметать. 2.Наметать. 3. Заметать. 4. Пришить.

Условн. обозн.

                     Содержание работы

           А

Временно закрепить подогнутые края детали, складки.

           Б

Прикрепить фурнитуру, отделку на изделие стежками постоянного назначения.

           В

Временно соединить две или несколько деталей по намеченным линиям или копировальными строчками прямыми стежками.

           Г

Временно соединить две детали, наложенные одна на другую, прямыми стежками.

Тема: «Влажно- тепловые работы»

  1. Приутюжить. 2. Заутюжить. 3. Разутюжить. 4. Декатировать. 5. Отутюжить.

Условн. обозн.

                            Содержание работы

            А

Разложить припуски шва на стороны и закрепить их в таком положении.

            Б

Влажно- тепловая обработка для предотвращения последующей усадки.

            В

Удалить замины на изделии, выполнить окончательную влажно- тепловую обработку.

            Г

Уменьшить толщину шва или края детали.

            Д

Уложить припуски шва на одну сторону и закрепить их в таком положении.

                                                           

Практическая работа                                                          

                                                            Пришивание фурнитуры

Материалы, инструменты и принадлежности: ткань для образца размером 20 х 20 см, рабочая коробка, фурнитура: три пуговицы (бельевая, декоративная, для верхней одежды), два крючка, металлическая петля и кнопка.

Пришей фурнитуру в соответствии с таблицей.

          Последовательность выполнения

                  Графическое изображение

1.        Подготовка образца к работе:

             а)сложи ткань пополам лицевой  

             стороной внутрь. Сколи и сметай  

концы образца на расстоянии 0,5-0,6  

             см. от среза, как показано на рисунке.

               

             б) обтачай концы образца( ширина шва  

             0,7 см.), закрепляя строчку; стежки  

             временного назначения удали.

               

              в) выверни образец, выправи швы,  

              выметай и приутюжь; стежки  

              временного назначения удали.

               

                 

              г) наметить карандашом контрольные  

              линии на лицевой стороне образца, как  

              показано на рисунке. Раздели каждую  

              линию на четыре части.  

               

2.         Пришивание пуговиц:

             на крайней правой линии пришей  

             каждой из меток пуговицы, согласно их  

             назначению.

             

3. Пришивание крючков и петель:

             а) на средней контрольной линии к  

             первой метке пришей металлическую  

             петлю;

б) на второй метке той же линии сделай нитяную воздушную петлю;

в) на крайней левой линии к первой и второй метке пришей по одному крючку;

г) проверь их совпадения(застегни)

                     

                   

1.        Пришивание кнопок:

             а) пришей основание кнопки на крайней  

             левой контрольной линии к последней  

             метке;

б) пришей накладку кнопки к последней метке средней контрольной линии

в) проверь качество выполненной работы.

                   

                   

                                                                       

Бланк итогов соревнования «цехов» школьного ателье №1.

(по одному баллу за правильный ответ или выполненную операцию).

«Цех»

Ответы учащихся

Тесты

Пришивание пуговиц

Пришивание крючков

Пришивание кнопок

Соблюдение правил т/б

Итог

№1

№2

№3

№4

Домашнее задание:  Плоская настенная игрушка "Клоун" 

http://festival.1september.ru/articles/613842/img1.jpg

  1. Детали  головы, манишки, глаз обработать петельными обметочными стежками.
  2. На манишку пришить три пуговицы с четырьмя отверстиями разными способами.
  3. Голова соединяется с манишкой с помощью кнопки.
  4. На голову пришить две пуговицы с двумя отверстиями - "зрачки".
  5. На деталях глаз обработать прорезные петли и пришить крючки.
  6. На голове выполнить воздушные петли - "брови".
  7. На голове пришить пуговицу на стойке - "нос".
  8. Через прорезные петли "глаза" надеваются на пуговицы - "зрачки", а с помощью крючков на воздушные петли - "брови".

начальник цеха №2

Галлямова Диляра

начальник цеха №1

Березина Юлия

начальник цеха №3

Ямбаршева Арина

швея цеха №1

Тимина Мария

  швея цеха №1

Сиротина Анастасия

швея цеха №1

Иванова Яна

швея цеха №2

Малинина Яна

швея цеха №2

Опарина Анастасия

швея цеха №2

Патрушева Анастасия

швея цеха №3

Краснова Софья

швея цеха №3

Дождикова Юлия

швея цеха №1

Антонова Ольга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...