Урок -игра "Ателье №1"
план-конспект урока по технологии (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
План-конспект открытого урока: "Ремонт одежды. Ателье №1". Урок-игра.
Цели урока:
Образовательная: Формировать знания и умения по ремонту одежды, организации рабочего места и правилам подбора фурнитуры, соблюдение правил и приемов работы, техники безопасности труда.
Воспитательная: Воспитывать эстетический вкус, сознательное отношение к труду, требовательность к работе, самостоятельность, аккуратность, чувство коллективизма.
Развивающая: Развивать логическое мышление, умение применять знания на практике, преодолевать трудности, умение проявить творческую смекалку, доводить начатое дело до конца.
Подготовка к уроку:
1. Школьная доска оформлена плакатом: «Ремонт одежды. Ателье №1».
На отдельных плакатах образцы фурнитуры с различными способами их пришивания.
В специально отведенном месте стоят две гладильные доски, на которых стоят утюги.
2. На столах разложены коробки с фурнитурой, ножницами, иголками, нитками, кусочками ткани разных цветов для каждого учащегося, инструкционные карты, ручки, карандаши и фломастеры.
3. Класс разделен на 3 команды (бригады), сидящими за отдельными столами, определяющими рабочие цеха ателье (цех №1, №2, №3).
За каждым столом сидят члены бригады «швеи» и «начальник цеха». У каждого на груди прикреплены именные этикетки – " Швея цеха №1 Иванова Яна", "Начальник цеха №1 Галлямова Диляра" и т.д. Учитель выступает в роли директора ателье.
4. Жюри – "заказчики", присутствующие нa открытом уроке учителя и родители, получают бланки, для подведения итогов соревнования.
Ход урока
Учитель («директор ателье») знакомит учащихся с гостями и правилами проведения урока-игры.
Учитель: «Бережливость и аккуратность» – большое достоинство человека. Чтобы ваша одежда всегда выглядела красиво и чисто, за ней надо правильно ухаживать и содержать в опрятном виде, а чтобы одежда дольше служила, её нужно не только аккуратно носить и следить за чистотой, но и уметь ремонтировать.
Сегодня вы научитесь правильно пришивать оторвавшиеся пуговицы, крючки и кнопки. Все мною перечисленное, называется фурнитурой. Фурнитура – это вспомогательные изделия, которые используют в швейном производстве.
Вопрос к учащимся: Перечислите какую еще фурнитуру можно отнести к одежной фурнитуре?
Ответ: Застежки – молнии, пряжки, пуговицы – кнопки, цепочки – вешалки.
Учитель: Служит эта фурнитура для застегивания, прикрепления, подвешивания и отделки швейных изделии.
При выборе фурнитуры учитываются все свойства ткани, фасон, покрой и вид одежды.
Подбирают фурнитуру по размеру, форме и цвету.
Пуговицы применяют для застегивания и отделки одежды. По назначению они делятся на пальтовые, бельевые ( для легкой одежды и для специальной одежды).
Изготавливают пуговицы из различных материалов: пластмассы, металла, дерева, кости, рога, раковин моллюсков.
Пуговицы бывают с отверстиями (2, 4) и на стойке («ножке») подбирают их в цвет основного материала или отделки. Иногда можно использовать для одежды старые пуговицы, пряжки, крючки и даже застежки-молнии.
Для этого используют специальное приспособление – распарыватель, ножницами можно сделать надрез на ткани изделия, поэтому их использовать не рекомендуется.
Пуговицы к легкой одежде пришивают вплотную к ткани 4–5 стежками. Для верхней одежды пуговицу делают на стойке «ножке». В зависимости от толщины ткани.
Высота "ножки" может быть от 1–4 мм. Для прочности крепления пуговицы можно использовать прокладку из ткани или подпуговицу с изнаночной стороны изделия.
Пришивают пуговицы нитками №40, 50, сложенными в двое. Нитки подбирают в тон к ткани, если пуговица на стойке, или в тон к пуговице, если она с отверстиями. (Рис. № 4) (Приложение 1)
Кнопки – застежки из двух металлических частей или пластмассовых частей, входящих одна в другую.
Кнопка состоит из головки (со стерженьком, накладки, и пружинки).
Кнопки бывают разного размера и формы. По цвету они должны как можно меньше выделяться на ткани.
Для пришивания используют иглы №1, 2. И нитки № 50, 60, но очень прочные, в цвет ткани.
Кнопки используют в тех случаях, когда нет большого натяжения в застежке.
Головку располагают на верхней стороне застежки и пришивают с незаметными с лицевой стороны стежками, делая по 3–4 стежка в каждое отверстие.
Кнопка будет хорошо застегиваться, если нитки, которыми она пришита, не накладываются друг на друга. (Рис. № 1)
Крючки и петли используют на участках с малым натяжением в ткани.
Для того, чтобы скрыть место застежки, изготавливают их металлическими, разных форм и размеров.
Нитки для пришивания крючков и петель выбирают в цвет ткани №50, №60.
Крючки пришивают в трех местах, а петли в четырех местах, делая по три, четыре стежка. (Рис. № 2) (Приложение 1)
Крючок должен находиться на изнаночной стороне в верхней части застежки, а петля на нижней части застежки с лицевой стороны. (Рис. № 3) (Приложение 1)
Ремонтируя одежду, необходимо помнить и соблюдать правила техники безопасности труда с режущими и колющими предметами (иглами, булавками, ножницами) и утюгом.
Вопрос: Что может произойти при выполнении ручных работ, если не соблюдать правил техники безопасности?
Ответ: Повреждение пальцев иглой или булавкой;
Травма руки ножницами;
Травма глаз.
Вопрос: Что нужно сделать до начала работы?
Ответ: Сосчитать количество иголок и булавок в игольнице;
Положить инструменты и приспособления в отведенное для них место.
Вопрос: Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать с колющими и режущими инструментами?
Ответ: Иглы и булавки следует хранить только в игольнице;
В случае поломки иглы или булавки их следует положить в специально отведенную коробочку;
Не следует использовать ржавые и погнутые иглы и булавки;
Передавать ножницы следует всегда с сомкнутыми лезвиями, кольцами вперед;
На рабочем столе ножницы располагаются справа, с сомкнутыми лезвиями, направленными от работающего;
По окончании ручных работ нужно убрать рабочее место.
Вопрос: Перечислите опасности при выполнении влажно-тепловых работ (работа с утюгом)?
Ответ: Поражение электрическим током;
Ожоги: паром, о подошву утюга и от возгорания шнура;
Возгорание шнура (возникновение пожара).
Вопрос: Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать при работе с электроутюгом?
Ответ: Перед началом работы нужно проверить исправность утюга, шнура, корпуса вилки;
Включать и выключать утюг следует сухими руками.
Нельзя выключать утюг, выдергивая вилку из розетки за шнур.
Нужно держаться за корпус вилки.
Выполнять влажно-тепловую обработку изделия следует стоя на резиновом коврике.
Необходимо следить за правильным положением терморегулятора, а также затем, чтобы подошва утюга не касалась шнура.
По окончании работы следует выключить утюг и поставить его на специальную подставку.
Нельзя оставлять включенный утюг без внимания!
Физкультминутка
Далее учащиеся выполняют практическую работу. (Приложение 1)
Каждая девочка пришивает одну пуговицу на «ножке» и одну с четырьмя отверстиями (Одним из способов по заданию «начальника цеха». Предварительно они определяют варианты пришивания таких пуговиц.) (Рис. № 4) (Приложение 1)
Затем пришивают по одной кнопке и одному крючку с петлей. (Рис. № 1, № 2). (Приложение 1)
По ходу работы, при необходимости, проводится текущий инструктаж.
Каждая бригада заполняет бланк тестов. (Приложение 1) Ответы, которых сдаются «Начальником цеха» бригады в комиссию жюри для подведения итогов соревнования.
По окончании работы подводятся итоги. Предоставляется слово жюри.
Используемая литература:
Технология: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек). Под редакцией О.А.Кожиной. Москва. «Дрофа»
Уроки по курсу «Технология» 5-9 класс (девочки) Москва ООО «5 за знания» 2008 г.
И.П.Арефьев. Занимательные уроки технологии для девочек 6 класс. Пособие для учителей. Москва «Школьная Пресса» 2006 г.
Приложение
Рисунок № 1
Рисунок № 2
Рисунок № 3
Рисунок № 4
Тесты
Тема: «Выполнение ручных работ»
- Сметать. 2.Наметать. 3. Заметать. 4. Пришить.
Условн. обозн. | Содержание работы |
А | Временно закрепить подогнутые края детали, складки. |
Б | Прикрепить фурнитуру, отделку на изделие стежками постоянного назначения. |
В | Временно соединить две или несколько деталей по намеченным линиям или копировальными строчками прямыми стежками. |
Г | Временно соединить две детали, наложенные одна на другую, прямыми стежками. |
Тема: «Влажно- тепловые работы»
- Приутюжить. 2. Заутюжить. 3. Разутюжить. 4. Декатировать. 5. Отутюжить.
Условн. обозн. | Содержание работы |
А | Разложить припуски шва на стороны и закрепить их в таком положении. |
Б | Влажно- тепловая обработка для предотвращения последующей усадки. |
В | Удалить замины на изделии, выполнить окончательную влажно- тепловую обработку. |
Г | Уменьшить толщину шва или края детали. |
Д | Уложить припуски шва на одну сторону и закрепить их в таком положении. |
Практическая работа
Пришивание фурнитуры
Материалы, инструменты и принадлежности: ткань для образца размером 20 х 20 см, рабочая коробка, фурнитура: три пуговицы (бельевая, декоративная, для верхней одежды), два крючка, металлическая петля и кнопка.
Пришей фурнитуру в соответствии с таблицей.
Последовательность выполнения | Графическое изображение |
1. Подготовка образца к работе: а)сложи ткань пополам лицевой стороной внутрь. Сколи и сметай концы образца на расстоянии 0,5-0,6 см. от среза, как показано на рисунке. |
|
б) обтачай концы образца( ширина шва 0,7 см.), закрепляя строчку; стежки временного назначения удали. |
|
в) выверни образец, выправи швы, выметай и приутюжь; стежки временного назначения удали. |
|
г) наметить карандашом контрольные линии на лицевой стороне образца, как показано на рисунке. Раздели каждую линию на четыре части. |
|
2. Пришивание пуговиц: на крайней правой линии пришей каждой из меток пуговицы, согласно их назначению. |
|
3. Пришивание крючков и петель: а) на средней контрольной линии к первой метке пришей металлическую петлю; б) на второй метке той же линии сделай нитяную воздушную петлю; в) на крайней левой линии к первой и второй метке пришей по одному крючку; г) проверь их совпадения(застегни) |
|
1. Пришивание кнопок: а) пришей основание кнопки на крайней левой контрольной линии к последней метке; б) пришей накладку кнопки к последней метке средней контрольной линии в) проверь качество выполненной работы. |
|
Бланк итогов соревнования «цехов» школьного ателье №1.
(по одному баллу за правильный ответ или выполненную операцию).
«Цех» | Ответы учащихся | Тесты | Пришивание пуговиц | Пришивание крючков | Пришивание кнопок | Соблюдение правил т/б | Итог |
№1 | |||||||
№2 | |||||||
№3 | |||||||
№4 |
Домашнее задание: Плоская настенная игрушка "Клоун"
- Детали головы, манишки, глаз обработать петельными обметочными стежками.
- На манишку пришить три пуговицы с четырьмя отверстиями разными способами.
- Голова соединяется с манишкой с помощью кнопки.
- На голову пришить две пуговицы с двумя отверстиями - "зрачки".
- На деталях глаз обработать прорезные петли и пришить крючки.
- На голове выполнить воздушные петли - "брови".
- На голове пришить пуговицу на стойке - "нос".
- Через прорезные петли "глаза" надеваются на пуговицы - "зрачки", а с помощью крючков на воздушные петли - "брови".
начальник цеха №2
Галлямова Диляра
начальник цеха №1
Березина Юлия
начальник цеха №3
Ямбаршева Арина
швея цеха №1
Тимина Мария
швея цеха №1
Сиротина Анастасия
швея цеха №1
Иванова Яна
швея цеха №2
Малинина Яна
швея цеха №2
Опарина Анастасия
швея цеха №2
Патрушева Анастасия
швея цеха №3
Краснова Софья
швея цеха №3
Дождикова Юлия
швея цеха №1
Антонова Ольга
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...