Контруктивный метод создания коллекции одежды
план-конспект занятия (7 класс) по теме
Творческая мастерская по созданию коллекции одежды для школьного театра мод
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_konstruktivnyy_metod_sozdaniya_kollektsii_odezhdy_-_kopiya.doc | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческое объединение «Волшебная игла»
Профиль: «Творческая мастерская по созданию коллекции для театра мод»»
Дата проведения: Апрель2009 г.
Год обучения по программе: 2 –й
Возраст детей 12-13 лет
Тема занятия: " Конструктивный метод создания коллекции одежды"
Триединая дидактическая цель:
Образовательная: Дать представление о способах создания коллекции одежды.
Способствовать применению полученных знаний на практике.
Развивающая: Продолжить развитие творческих способностей, образное мышление, воображение, внимание, память.
Воспитательная: Способствовать формированию художественного и эстетического вкуса
Тип занятия: Учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний
Форма занятия: Практикум
Оборудование:
Медиапректор
Наглядные пособия и материалы:
Образцы работ
Магнитофон
Раздаточный материал:
Ножницы
Бумага формата А4
Шаблоны женской фигуры
Клей
Ход занятия
I. Организационный момент. Педагог приветствует детей.
II. Целеполагание и мотивация
Ну, вот девочки, наступил тот момент, которого вы так ждали. Вы занимаетесь в тв. объединение «В.И.» второй год. Многому научились за это время – и шить, немного рисовать, работать с различными материалами. А сейчас мы с вами начнем заниматься новым, увлекательным делом – учиться создавать коллекции одежды. Это наше первое занятие по этой теме. Поэтому сегодня мы познакомимся с общими понятиями и немного попробуем себя в роли дизайнера – модельера.
III. Усвоение новых знаний и способов действий.
- Итак, сегодня на занятии мы с вами познакомимся с определением “Коллекция одежды ” и общими составляющими этого понятия.
Вспомним, люди каких профессий занимаются этим делом? (Модельеры, конструкторы, технологи, швеи и т.д.)
Ознакомимся с основными правилами создания костюма
Попробуем на практике применить полученные знания.
- Знания, фантазия, воображение, помогут вам справится с заданием творческого характера, выполнить работу и оформить выставку эскизов.
- Итак, кто занимается созданием коллекций одежды?
Ответы детей
- А кто может назвать имена известных модельеров?
- А кто из вас знает как составить коллекцию – по форме, по цвету, по назначению?
IV. Первичное усвоение материала
. Давайте посмотрим презентацию, которую сделали для нас дети из старшей группы.
Просмотр презентации
Во время просмотра педагог обращает внимание на ключевых моментах.
После просмотра идет обсуждение , педагог подводит детей к выводу, что знание и использование правил создания коллекции позволяет не только сделать интересную, актуальную коллекцию, но и помогает достигать художественного образа модели
Динамическая пауза
Ребята, вы наверное устали, сидя так долго. А ведь нам предстоит еще одна очень интересная работа. Давайте немного разомнемся.
V. Практическая часть занятия
- Пришло время применить ваши знания на практике. Для этого вам необходимо выполнить эскиз костюма в технике коллажа.
Как вы уже поняли Коллаж — это метод создания композиции, главным принципом которого является сочетание разнородных по своей фактуре элементов (например, газетных вырезок, кусочков ткани, бумаги, фотографий и т.д.), которые накладываются друг на друга и закрепляются на общей основе.
Технология изготовления коллажа доступна не только для взрослых, но и для детей. С применением «бросового» материала можно создать портрет, пейзаж, натюрморт или абстрактную композицию.
В отличие от аппликации коллаж допускает использование объемных элементов в композиции, причем как целых объектов, так и их фрагментов.
Автор коллажа работает как художник. Он может комбинировать разнообразные художественные техники, сочетать аппликацию и коллаж, чтобы создать неповторимый художественный образ, панно или картину.
- В первой части нашего урока вы познакомились с правилами создания коллекции послушали советы, которые вы можете принять к сведению. Чтобы закрепить полученные знания, я предлагаю вам выполнить задание, где мы постараемся выразить свои идеи, свой взгляд на моду, если хотите.
Прежде чем начнем работу, я расскажу вам о правилах ТБ.
- Во время работы сидеть прямо.
- Расстояние от глаз до работы должно быть примерно 30 см.
- При работе с клеем надо работать так, чтобы клей не попал на руки и в глаза.
4. При работе с ножницами
- хранить ножницы в определенном месте (коробке);
- соблюдать осторожность при работе с ножницами;
- класть их сомкнутыми остриями от себя.
Задание обучающимся:
Каждой обучающейся выдается лист формата А4, шаблон женской фигуры, цветная бумага, клей, ножницы и технологическая карта.
Выполнить эскиз в технике «Коллаж».
VI. Подведение итогов. Рефлексия.
По окончании выполнения работы идет защита эскизов. Необходимо ответить на вопросы:
Люди каких профессий создают одежду?
Что такое коллекция?
Зачем дизайнеру необходимо участвовать в конкурсах?
Дай оценку своему эскизу (самооценка, оценка обучающихся, оценка педагога)
В процессе защиты оформляется выставка эскизов.
- Наше занятие подходит к концу, скажите:
Что нового сегодня вы узнали?
Нужны ли вам знания и умения, полученные на занятии?
Где вы можете использовать данный материал?
Далее педагог высказывает собственное суждение об успешных достижениях на занятии: ТО, что вы сегодня сделали – это бесценный материал. Оформим стенд и будем постоянно работать над эскизами, пока у нас не появится четко выраженная коллекция.
В заключение я хочу сказать , что мы с вами будем и дальше работать над этой темой. Мы будем расширять презентацию по мере изучения новых тем при помощи гиперссылок. В итоге у нас должен получиться очень удобный в применении и полезный учебник для юных дизайнеров. Теперь это ваша задача.
- Благодарю всех за работу. До свидания!
Не забудьте убрать кабинет.
МОДЕЛЬ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Этапы занятия | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
Организационный момент | Приветствует детей. Проверяет готовность рабочего места, учебное оборудование. | Приветствуют педагога. Готовятся к занятию. Проверяют необходимость материала для учебного занятия |
Целеполагание и мотивация | Предлагает рассмотреть предметы. Задает вопросы: Корректирует ответы обучающихся, дополняет, обобщает и делает выводы. Подводит обучающихся к определению темы занятия. Знакомит с целями и задачами | Отвечают на вопросы педагога. Знакомятся с темой занятия, с целями, задачами на учебном занятии. |
Первичное усвоение материала | Дает определение слова “Коллекция одежды ”. Предлагает назвать профессии Предлагает просмотр коллекции одежды по корректировке фигуры | Активно включаются в мыслительную деятельность, используя имеющиеся знания. Знакомятся с определением “Коллекция одежды ”. Перечисляют самые разные профессии. Просматриваютпрезентацию, обсуждают, делают выводы |
Закрепление изученного материала | Знакомит с литературой по данной теме: «Рисунок для модельеров» авторы: Анхель Фернандес и Габриель Мартин Рой; «Дизайн в моде» Кэролайн Тэтхэм и Джулиан Синен. Предлагает индивидуально выполнить эскиз с учетом конкретных внешних данных. Наблюдает за деятельностью детей, консультирует, оказывает необходимую помощь. Создает ситуацию успеха | Выполняют эскиз индивидуально. Представляют эскизы на листах, обсуждают и защищают свои идеи. Дают комментарии к идеям по тканям, цвету, конкретным внешним данным. Анализируют свою деятельность и деятельность других |
Подведение итогов Рефлексия | Мобилизует обучающихся на анализ и оценку своей работы. Дает ориентировочные вопросы, с помощью чего скрыты недостатки и подчеркнуты достоинства? Предлагает оформить выставку эскизов Высказывает собственное суждение об успешных достижениях на занятии Задает вопросы: Нужны ли те знания и умения, полученные на этом занятии? Где вы будете использовать полученные Знания и умения в дальнейшем? | Высказывают оценку собственной деятельности. Оформляют выставку. Отвечают на вопросы педагога |
Средства обучения:
- мультимедиапроектор, СД, компьютер;
- образцы изделий
- на каждого учащегося – заготовка шаблонов из цветной бумаги, клей, бумага для рисования.
Прогнозируемые результаты занятия:
- Вызван интерес к самостоятельному созданию коллекций.
- Ознакомились со средствами создания образа.
- Выполнен коллаж.
Используемая и рекомендуемая литература:
1. «Рисунок для модельеров» авторы: Анхель Фернандес и Габриель Мартин Рой;
2. «Дизайн в моде» Кэролайн Тэтхэм и Джулиан Синен
3. http://artdoll.ru/galery_school.htm
4. http://www.wild-mistress.ru/
7. http://www.fashionista.ru/fashion/index.htm
8. http://www.fashionista.ru/fashion/index.htm
Тема занятия: "Выразительные средства композиции костюма. Формообразование"
Цели урока:
образовательная:
продолжать формировать у учащихся представление о проектировании одежды, элементах композиции костюма;
сформировать у учащихся знания и умения по основному способу формообразования лифа плечевого изделия путем переноса нагрудной вытачки.
развивающая:
развивать у школьников умение выделять главное в проблеме;
развивать умение формулировать ответы;
готовить учащихся к сознательному выбору профессии;
содействовать развитию аккуратности.
воспитательные:
совершенствовать эстетическое воспитание;
воспитывать инициативу, самостоятельность, творческий подход к решению задачи, чувство взаимопомощи, активной жизненной позиции.
Средства обучения:
- наглядные: демонстрационный материал по основным элементам композиции (образцы изделий, проектные и творческие работы учениц: «История развития одежды», «Времена и стили»,«Своей одеждой я улучшаю жизнь»; альбом «Великие дизайнеры мира», плакаты: «Силуэты в одежде», «Пропорции в одежде», «Ритм», «Цветовой круг», «Природа цвета», «Символическое значение цвета», «Цвета в кольце Зодиака», «Перенос нагрудной вытачки», «Силуэты в одежде»,«Русский народный костюм».
- учебные: набор цветной бумаги, линейка закройщика, клей.
- раздаточный материал: комплект задания для творческих групп, образцы выполнения работы
«Перевод нагрудной вытачки», словарь терминов.
- ТСО: графопроектор и пленки : «Тест №1», «Тест №2», «Внутренние линии костюма», «Примеры перевода вытачек».
Форма организации работы - групповая.
Межпредметные связи: - графика, история.
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков.
Тема предыдущего урока:
«История художественного оформления и моделирования одежды».
Основные понятия и термины: - костюм - проектирование - дизайнер
- мода - моделирование - композиция
- стиль - дизайн - силуэт
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
1. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
2. Сообщение темы урока. Определение цели. (Запись на доске)
3. Создание современной одежды – это сложный и многоэтапный процесс, в котором заняты специалисты самых разных профессий: дизайнеры, модельеры-конструкторы, технологи, портные. И сегодня на уроке для успешного выполнения работы нам целесообразно создать 4 творческие группы во главе с руководителями групп, которые будут осуществлять организацию работы в творческом коллективе, вести учет участия ее членов в работе.
Форма учета ответов и выполнения практической работы членов творческой группы
(для руководителей группы)Ф., И. ученицы Балл Итог урока
Зад..№1 Тест Устные ответы Дополнит. информаця (доклад, сообщение..) Итог опроса Практич. работа Примечание
1. Иванова Е. + +++ доклад 5 5
2. Петрова О. + + ++ 4 5
…
Руков.тв.гр .
Волкова Д.
Критерии оценок
- устные ответы учащихся : «+» - 1 балл;
- практическая работа: «Перевод нагрудной вытачки. Разработка модели по эскизу и ее описание» оценивается по «5»-ти бальной системе : правильность выполнения, аккуратность, сроки выполнения, принципы НОТ, охрана труда .
II. Содержание контроля и самоконтроля знаний и умений.
1. Задание №1 - комплект материалов для каждой творческой группы.
Дать характеристику силуэтной форме и подобрать модели, соответствующие этой форме из предложенных (Приложение 1).
2. Тестовые задания на пленке для проверки на графопроекторе (Приложение 2):
Тест № 1: Дайте соответствующие названия конструктивным поясам.
Тест № 2: Подберите правильное определение терминам:
- проектирование;
- конструирование;
- моделирование.
3. Фронтальный опрос.
1). Кто принимает участие в создании модной одежды?
2). Назовите имена известных вам дизайнеров.
3). Что мы понимаем под композицией костюма?
4). Назовите основные элементы композиции.
5). Что такое стиль?
6). Какие большие художественные стили вы знаете?
7). Какие современные направления стилей существуют на сегодняшний день?
8). Проверка на графопроекторе ответов учащихся на тесты №1 и №2 .
9). Что такое силуэт в одежде7.
Ответы творческих групп по заданию № 1.
10) Учитываются ли национальные традиции при создании современной одежды?
- «Народные традициями в современных костюмах». Доклад ученицы.
III. Контроль знаний и умений
1) правильность ответов;
2) взаимоконтроль и самоконтроль тестовых заданий;
3) участие во фронтальной беседе.
IV. Формирование знаний и умений.
Объяснение нового материала сопровождается показом плакатов, образцов изделий, макетов, рисунков через графопроектор.
Выразительные средства композиции
Дизайнер, создавая новые виды одежды, опирается на знания законов и выразительных средств композиции.
Композиция – это средство приведения всех элементов в единство. Решение этой задачи осуществляется различными композиционными приемами и средствами.
Пропорции – размерные соотношения элементов формы. Пропорциональные соотношения - это соразмерность элементов, единство частей и целого. (Объяснения по плакату)
? Какие пропорциональные соотношения в этих моделях?
Ритм – чередование каких-либо элементов, происходящее с определенной последователностью, частотой…Ритм в костюме представляет собой убывание или нарастание в чередований объемов, конструктивных деталей, а также сгущение цвета, тона, фактуры. Ритм служит для выражения упорядоченности, динамики и красоты закономерности. Ритм является одним из важнейших средств приведения многообразных или одинаковых элементов формы к гармоничному располо- жению. (Плакат, демонстрация моделей из журнала мод, образец изделия).
? - Как может проявляться ритм в костюме?
- В каких элементах проявляется ритм в данной модели?
Цвет - самое сильное средство в композиции костюма.
С древнейших времен до наших дней цвет тесно связан с жизнью человека в ее различных психологических, эмоциональных и духовных проявлениях.
В древних цивилизациях цвету приписывалась определенная символика.
Одна из цветовых гармоний – это гармония цвета.
Плакаты: «Природа цвета», «Цветовой круг», «Символическое значение цвета», «Цвета в кольце Зодиака».
Выбирая отдельные цвета, их оттенки и сочетания, дизайнер может сделать форму эмоционально окрашенной: праздничной, торжественной, деловой, придать ей оттенок грусти или трагичности.
? Важен ли в костюме цвет, цветовое сочетание? Обоснуйте ответ.
Контраст
Воспринимая композицию, зритель сравнивает ее элемента друг с другом.
Противопоставления отдельных компонентов композиции могут строиться по трем возмож-ным вариантам: контраст, нюанс, тождество.
Наиболее выразительным и активным из них является контраст – резко выраженное различие между двумя однородными свойствами (большое и малое, темное и светлое, гладкое и шероховатое…)
Противоположность контраста - нюанс, т.е. мягкое, слабовыраженное различие. Нюанс – «отклонение», «едва заметный переход».
Если в композиции имеется полное сходство элементов по размерам, форме, фактуре и др. свойствам, то в этом случае речь идет о тождестве.
(Демонстрация соответствующих моделей из журналов мод).
? - Что такое контраст?
Линии костюма.
а) Костюм ограничен силуэтными линиями.
б) Фасонные линии – связаны и подчинены силуэту, подчеркивают его особенности (линия талии, линия втачного рукава или реглана). Конструктивные - для создания заданного силуэта и посадки его на фигуре.
г) Декоративные – для украшения, особого выделения наиболее важных для зрительного восприятия частей костюма (кокетки, складки, застежки…), зависят от конструктивных линий и часто совпадают.
Внутренние линии обладают свойством изменять зрительное восприятие фигуры в костюме.
(Объяснение по рисункам через графопроектор).
Зрительные иллюзии.
Зачастую наши представления о предмете, его форме и размерах отличаются от действительности. Явление, при котором видимое качество предмета не соответствует действительности, называется оптической иллюзией. При проектировании костюма оптические коррективы приме- няются довольно часто, т.к. они помогают исправить природные недостатки фигуры человека. (Влияние цвета, линий, формы на восприятие фигуры- демонстрация на макете)(Приложение 3).
? Как влияют линии, цвет, формы на зрительное восприятие фигуры?
Формообразование.
Вопрос формообразования является определяющим в профессиональной деятельности дизайнера.
Как можно плоскому куску ткани придать объемную форму?
1. Формообразование из целого куска ткани (некроеная одежда, Греческий стиль).
2. Формообразование при помощи прямого кроя (в основном, в народных костюмах всего мира и Руси).
3. При помощи криволинейного кроя (средневековье).
4. При помощи разверток (сложно).
Процесс моделирования одежды можно разделить на 2 этапа:
1).художественное моделирование; 2). техническое моделирование.
Воплощают идеи художника-модельера модельеры-конструкторы.
С некоторыми приемами моделирования вы уже знакомы:
-изменение формы деталей фартука, юбки, н.сорочки;
- использование отделки и отделочных деталей в изделиях.
Сегодня познакомимся с новым способом моделирования.
ПЕРЕНОС НАГРУДНОЙ ВЫТАЧКИ
Вытачки являются важнейшим конструктивным элементом одежды, потому, что с их помощью из плоского материала создается любая объемная форма швейного изделия. В женской одежде наиболее важной является нагрудная вытачка, обеспечивающая хорошую посадку лифа на торсе.
В практике моделирования нагрудная вытачка из основного положения в зависимости от моде- ли может перемещаться и выходить из любой конструктивной линии – от бокового среза, линии горловины, проймы, талии, из центральной линии полочки. Неизменным остается лишь то, что ее вершина всегда направлена к центру груди. – Плакат.
Кроме того, вытачка может быть заменена складками, защипами, рельефными линиями…
(Образцы изделий, рисунки через графопроектор: «Примеры перевода вытачек »).
Методика переноса нагрудной вытачки в новое место состоит в следующем:
- на выкройке полочки лифа с основным положением нагрудной вытачки намечается новое ее положение линией, которая соединяется с концом основной вытачки;
- по намеченной линии выполняется разрезка;
- стороны вытачки совмещаются, таким образом, старая вытачка закрывается, а автоматически раскрывается; раствор ее (глубина) может быть несколько больше или меньше прежнего в зависимости от места ее расположения.
Показать прием работы на лекале М1:2
V. Продолжение формирования знаний и умений.
Вопросы для проверки знаний:
- Что придает изделию объемную форму?
- Куда можно переместить нагрудную вытачку?
- Как это можно сделать?
Практическая работа №1
Перенос вытачки в линию плеча – основное положение.
Рисунок
Практическая работа №2
Перенести вытачку согласно эскизу; разработать модель, дать ее описание и рекомендации.
Презентация.
Задание № 2
1. По заданному эскизу определите, в какую конструктивную линию переведена нагрудная вытачка?
2. Осуществите техническое моделирование (нанесение линий фасона, изготовление выкройки).
3. Используя полученные ранее знания по приемам моделирования доработать модель.
4. Дать описание модели по плану:
1) наименование изделия (костюм, блузка, платье…);
2) назначение одежды (праздничная, повседневная, рабочая….);
3) ткань (хлопчатобумажная, шерстяная, шелковая, синтетическая);
4) силуэт (прямой, прилегающий, полуприлегающий, «Трапеция» );
5) стиль (классический, спортивный, романтический, фольклорный);
6) особенности фасона:
а) цельнокроеное по линии талии или отрезное;
б) имеются ли кокетки, рельефные линии, складки, сборки; расположение нагрудной вытачки);
в) форма выреза горловины (круглая, каре, треугольная, фигурная…) или воротник
(отложной, прилегающий, «стойка», накладной, «хомут»…);
г) рукав (короткий, длинный, ѕ,…);
д) юбка (прямая, расширенная к низу, клиньевая, коническая);
е) отделка.
5. Для каких фигур вы рекомендовали бы эту модель? (для полных, стройных, худых, высоких,
маленького роста).
P. S. Карточки-задания для каждой творческой группы (нагрудная вытачка переведена в раз- личные конструктивные линии).
VI. Контроль знаний и умений.
- правильность выполнения;
- идея, творческий подход;
- аккуратность;
- самостоятельность;
- сроки выполнения.
VII. Подведение итогов.
1. Закрепление материала по вопросам:
1) На что опирается дизайнер, создавая новые виды и формы одежды?
2) Какое средство является самым сильным в композиции костюма?
3) Что является определяющим в профессиональной деятельности дизайнера?
4) В какие конструктивные линии может перемещаться нагрудная вытачка?
5) Какие правила перевода нагрудной вытачки вы знаете?
6) Для чего дается описание модели?
2. Заключение.
Сегодня на уроке вами была проделана большая творческая работа по разработке модели одежды. Вы освоили основной способ формообразования лифа изделия путем переноса нагрудной вытачки, соприкоснулись с проф. деятельностью художников-модельеров, модельеров-конструкторов. Работая в творческом коллективе, научились планировать, распределять и дружно выполнять работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Создание коллекции моделей одежды в рамках проектной деятельности »
Для обучающихся в учреждениях дополнительного образованияпроектная и исследовательская форма работы с обучающимися должна быть приоритетной. В условиях дополнительного образования нет жёстких рамок кл...
Подготовка и демонстрация коллекции одежды «Зимушка-зима».
Материал о подготовке к фестивалю моды. Сценарий демонстрации моделей на подиуме....
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ РАЗРАБОТКУ ТВОРЧЕСКИХ КОЛЛЕКЦИЙ ОДЕЖДЫ
В данной статье раскрываются эффективные способы формирования проектной компетентности обучающихся в процессе реализации комплекса программ социально-педагогической направленности «Кукольный мир...
Методические рекомендации: как создать свою коллекцию одежды
Методические рекомендации: как создать свою коллекцию одежды...
Статья на тему: «Сохранение традиций русского национального костюма в авторских коллекциях одежды при выполнении дипломного проекта студентов специальности «Конструирование, моделирование и технология изготовления швейных изделий»»
Опыт работы над выпусной квалификационной работой по специальности "Конструирование, моделирование и технолшогия швейных изделий"...
Статья на тему: «Сохранение традиций русского национального костюма в авторских коллекциях одежды при выполнении дипломного проекта студентов специальности «Конструирование, моделирование и технология изготовления швейных изделий»»
Опыт работы над выпусной квалификационной работой по специальности "Конструирование, моделирование и технология швейных изделий"...