ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ РАЗРАБОТКУ ТВОРЧЕСКИХ КОЛЛЕКЦИЙ ОДЕЖДЫ
методическая разработка на тему
В данной статье раскрываются эффективные способы формирования проектной компетентности обучающихся в процессе реализации комплекса программ социально-педагогической направленности «Кукольный мир», «Конструирование и моделирование одежды» и образовательного проекта «Мир моей моды».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moi_innovatsii_zvereva_yu.n._2.docx | 35.59 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ РАЗРАБОТКУ
ТВОРЧЕСКИХ КОЛЛЕКЦИЙ ОДЕЖДЫ
Юлия Николаевна Зверева,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования детей
Дома детского творчества
Яранского района Кировской области
E-mail: svoboda27@bk.ru(83367)2-15-75
Анализ образовательной ситуации в образовании позволил осмыслить и выделить противоречие между социальной потребностью общества в инициативных, творческих людях, способных к созидательной деятельности и традиционными подходами в организации образовательного процесса. Решить это противоречие реально через осуществление компетентностного подхода в образовании, потому как он наиболее полно отражает суть инновационных процессов в сфере образования, а заказ государства ориентирует дополнительное образование на получение выпускниками новых образовательных результатов, таких как ключевые компетентности[5].
К сожалению, компетентностный подход в многопрофильных учреждениях дополнительного образования детей недостаточно разработан. С 2010 года в Доме детского творчества Яранского района началась работа над формированием у обучающихся таких компетентностей как:
- компетентность разрешения проблем (рефлексивная, технологическая, проектная компетентность);
- информационная компетентность;
- коммуникативная компетентность (объединяющая социальную и собственно коммуникативную).
Специфика детских объединений «Кукольный мир», «Конструирование и моделирование одежды» и образовательного проекта «Мир моей моды» предполагает работу над технологическими проектами. Поэтому формирование проектной компетентности у обучающихся стало необходимым условием повышения качества обучения и результативности реализации образовательных программ.
Проектная компетентность-это ключевая компетентность, определяющая готовность анализировать ситуацию, выделять проблемы, выдвигать идеи, способствующие решению проблем, ставить цели и соотносить с устремлениями других людей, программировать и планировать свою деятельность, оценивать ее результаты [1]. С 2008 г. мною была выбрана методическая тема «Формирование проектной компетентности обучающихся через разработку творческих коллекций одежды». За годы работы по данной проблеме выработалась своя методическая система по формированию проектной компетентности, которая представляет собой последовательное достижение обучающимися более высокого образовательного уровня, как движение по ступеням (см. рис.1).
III ступень (16-18 лет)
II ступень (14-16 лет)
I ступень (9-14 лет)
Рис.1. Ступени формирования и развития проектной компетентности обучающихся в методической системе педагога Зверевой Ю.Н.
Творческий путь по формированию и развитию проектной компетентности, обучающиеся начинают с 3-4 класса в детском объединении «Кукольный мир». Данное объединение работает по одноименной образовательной программе, которая является начальной ступенью обучения.
Осваивая программу «Кукольный мир», девочки получают первичные навыки конструирования, моделирования, навыки ручных работ и работ на ручной швейной машине; учатся планировать, контролировать и оценивать свою работу, а также соблюдать правила техники безопасности при работе с инструментами и приспособлениями. За два года обучения учащиеся разрабатывают и изготавливают несколько коллекций одежды для кукол: «На балу у Золушки» (рис.1), «Карнавал»(рис.2), «Краса России»(рис.3).
В конце начальной ступени у детей формируются умения проектной компетентности. Отвечать за свои решения девочки учатся через обсуждение выполняемого задания, например, при выборе отделки костюма, обучающиеся анализируют свои способности, соотнося их с запросами. Через актуализацию знаний об истории костюма обучающиеся выбирают целевые и смысловые установки для своих дальнейших действий. Учитывая возрастные особенности данного возраста, обучаю детей ставить цели на каждом этапе разработки коллекции. Через исследование материалов, необходимых для коллекции, изучение истории костюма, обучающиеся анализируют и отбирают необходимую информацию для дальнейшей работы. В процессе сбора информации при работе над коллекцией – учатся выделять главное среди массы информации и ставить проблему.
На второй ступени творческого пути в детском объединении «Конструирование и моделирование одежды» обучаются дети 6-9 классов с высокой мотивацией к данному виду деятельности. В конце каждого года обучения учащиеся разрабатывают творческие модели, которые объединяются в определенную коллекцию одежды и демонстрируются самими авторами. При выборе темы коллекции учитываются умения, навыки, интересы и запросы обучающихся. В 2013-2014 учебном году наиболее востребовано было возрождение народных традиций и промыслов, поэтому, стало актуально вернуться к истокам народной культуры. Совместно с обучающимися мы выбрали тему коллекции «Русский народный костюм». Разработка тематической коллекции ведется в несколько этапов:
На первом этапе разработки коллекции использую метод организации мыслительной деятельности - «мозговой штурм». Этот метод позволяет свободно проявляться мыслям и приводит к появлению большого количества идей. На подготовительном этапе дети в группах по 3-4 человека обсуждают характеристики и требования к костюму, разбирают его основные элементы, используя фотографии, специальную литературу по данной тематике. В процессе «мозгового штурма» один из членов группы ведёт запись идей на большом листе бумаги. Мы используем лист, расположенный горизонтально и записываем предлагаемые мысли по всему полю листа по мере их возникновения. Принимаются все идеи, отмечаются плюсы и минусы каждого элемента костюма, затем анализируют и в процессе дискуссии делается вывод, что русский народный костюм должен быть удобным, ярким, изготовлен из натуральных тканей, а в его состав должны войти: сарафан, рубаха, передник, кафтан, понева, кокошник.
Коллекция одежды представляет собой несколько изделий, но вместе они как одно целое. А это значит, что изделия должны быть связаны между собой какими либо общими элементами (цвет, структура ткани, отделка, крой и т.д.). В результате, на этом этапе обучающиеся формируют представление о том, каким требованиям должно отвечать будущее изделие. Таким образом, на подготовительном этапе девочки учатся анализировать проблемную ситуацию и действовать в соответствии с личной и общественной потребностью.
Второй этап работы это – разработка эскиза костюма. Это самый увлекательный, хотя и самый сложный этап. Здесь ребятам дается возможность проявить свои творческие способности и создать свой индивидуальный образ, выступая в роли модельеров и создавая модели одежды с учетом характеристик и требований, выдвинутых на первом этапе. В процессе практической работы над эскизом обучающиеся сравнивают, анализируют варианты русского народного костюма: стилизованного, аутентичного, реконструированного и т.д. Обучающиеся выбирают оптимальный вариант эскиза в соответствии с потребностями и возможностями детей в форме проблемного диалога. Дети закрепляют навык по анализу и отбору необходимой информации, а также корректируют цель, определяют задачи и планируют дальнейшие действия по реализации коллекции.
Третий этап – выбор вариантов отделки и подбор аксессуаров. Отделка коллекционных изделий должна быть одинаковой или похожей, но располагаться на различных деталях одежды. Задача детей на данном этапе – украсить свой костюм элементами отделки и дополнить его аксессуарами, которые должны придать костюму индивидуальность. Здесь используется деловая игра «Точка зрения». Этот этап является своеобразной диагностикой для педагога, показывающей уровень креативности обучающихся. На данном этапе активно формируются умение отвечать за свои решения в выборе вида отделки костюма (вышивка, аппликация, роспись и т.д.), умение обосновать свой выбор, умение соотносить свои возможности с желаемым результатом.
Четвертый этап – заключительный этап работы – презентация эскизов будущей коллекции. На учебном занятии в форме презентационной площадки дети защищают свой эскиз в форме творческого доклада. В процессе защиты обучающиеся показывают свои умения формулировать смысловые установки своих действий, и готовность действовать в нестандартных ситуациях. Название творческой коллекции обсуждается коллективно, но при этом учитываются личные интересы и интересы коллектива.
По окончании заключительного этапа наступает этап рефлексии собственной деятельности. Я использую упражнение «Плюс и минус» и методику «Дизайн-анализа» в форме публичного выступления. В результате совместной деятельности мы вносим коррективы в коллекцию. Таким образом, дети учатся планировать свои дальнейшие действия по устранению недочетов, а зная план будущих действий, учатся рационально распределять свое время, что является важным умением в формировании проектной компетентности.
Пройдя все этапы разработки творческой коллекции, обучающиеся приступают непосредственно к пошиву разработанной коллекции. На данном этапе обучения они уже умело организуют свое рабочее место, учитывая технику безопасности, качественно прокладывают машинные и ручные строчки, выполняют моделирование несложного изделия и раскрой ткани, планируют последовательность выполнения работы, оценивают качество готового изделия.
В результате творческого пути создания коллекции одежды обучающиеся презентуют коллекцию одежды в форме «Дефиле», «Фотосессии» и др. Таким образом, наиболее интересными в процессе создания, оригинальными оказались коллекции одежды «Джинсовое лето» (рис.4), «Журчалочка»(рис.5).
Так, пройдя через все этапы создания творческой коллекции, начиная от, замысла до презентации коллекции на сцене мои воспитанницы развивают в себе способность и готовность анализировать ситуацию, выделять проблемы, выдвигать идеи, способствующие их решению, ставить цели и соотносить их с устремлениями других.
Для планирования своей творческой деятельности, самооценки и оценки качества работ обучающихся детского объединения «Конструирование и моделирование одежды» разработан «Дневник будущего модельера», что позволяет проследить развитие проектной компетентности каждого обучающегося.
Для наиболее способных и одаренных детей детского объединения была создана третья творческая ступень образовательный проект - «Мир моей моды». Здесь, выступая в роли дизайнера одежды, обучающиеся совершенствуют проектную компетентность через создание тематических, авторских коллекций одежды, выполняют проектные работы по технологии, а также совершенствуют навыки до профессиональной подготовки: ручных и машинных работ, навыки конструирования и моделирования одежды, навыки выполнения обработки изделий в соответствии с технологическими требованиями. Результатом работы данного проекта также являются коллекции одежды «Морозные узоры» (рис. 6), «Мода цвета Хаки» (рис.7), «А нынче вечер выпускной» (рис.8), «Родные просторы»(рис.9).
Постоянная и методичная работа над формированием, развитием, совершенствованием проектной компетентности обучающихсяприносит свои успешные результаты.
Первым показателем является 100% сохранность контингента в детских объединениях «Кукольный мир», «Моделирование и конструирование одежды», образовательного проекта «Мир моей моды».
Показателем успешности методической системы по формированию проектной компетентности в данных детских объединениях так же является положительная динамика роста показателей качества и уровня обученности детей:
№ | Детское объединение | 2010-2011 уч.г. | 2011-2012 уч.г. | 2012-2013 уч.г. | ||||
Уровень обученности | Качество обученности | Уровень обученности | Качество обученности | Уровень обученности | Качество обученности | |||
1 | «Кукольный мир» | Высокий | 0% | 72% | 13,3% | 77,3% | 41,6% | 85% |
Средний | 60% | 60% | 41,6% | |||||
Низкий | 40% | 26,6% | 16,6% | |||||
2 | «Конструирование и моделирование» | Высокий | 0% | 60% | 11,1% | 75,5% | 46,7% | 89,3% |
Средний | 41,7% | 55,6% | 53,3% | |||||
Низкий | 58,3% | 33,3% | 0% | |||||
3 | ОП «Мир моей моды» | Высокий | 30% | 84% | 70% | 92% | - | - |
Средний | 60% | 30% | - | |||||
Низкий | 10% | 0% | - |
Таблица 1 Динамика роста показателей качества и уровня обученности детей
На протяжении всего творческого пути мои воспитанницы принимают участие в различных конкурсах, выставках, фестивалях, олимпиадах, открывают свои персональные выставки, успешно учатся в вузах и выбирают профессии учителя технологии, модельера, дизайнера. Так, например, Клочкова Анна, Сивасова Анастасия осваивают профессию модельера. Одинцова Надежда, Зайцева Анна выбрали профессию учителя технологии. Кроме того, выпускники проекта «Мир моей моды» обладая развитой проектной компетентностью, прекрасно подготовлены к самостоятельной познавательной и творческой деятельности, что важно для освоения любой профессии.
Таким образом, разработанная мною система формирования проектной компетентности через разработку коллекций одежды, является эффективной и способствует профессиональному самоопределению обучающихся.
Список литературы
- Авдеев, В.М. Компетентностный подход в конструировании современных образовательных моделей [Текст] /В.М.Авдеев // Социально гуманитарные знания. – 2006. - №6
- Баскаев, Р.М. О тенденциях изменений в образовании и переходе к компетентностному подходу[Текст] / Р.М.Баскаев // Инновации в образовании. – 2007. - №1
- Дахин А.Н. Моделирование компетентности участников открытого образования [Текст] // Педагогические технологии. – 2007. - №4
- Еременко, М.И. Развитие ключевых компетентностей старшеклассников [Текст]/ М.И.Еременко. 2 -изд., дополненное -М.:Глобус, Волгоград: Панорама, 2007г. 112с.
- Турик, Л.А. Компетентностный подход в учреждении дополнительного образования [Текст]/ Л.А.Турик.-М., "ООО "Новое образование", 2013.-128с. (Библиотечка для учреждений дополнительного образования)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность
Компетентностный подход стал популярен в российских школах. Формирование ключевых компетентностей требует других методов обучения: все чаще признаются учебное исследование и проектирование....
Статья "Формирование информационно-коммуникативной компетентности обучающихся через проектную деятельность на уроках информатики и ИКТ и во внеурочное время в сельской школе"
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ...
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ
Методический материал для учителя информатики...
«Формирование информационно-коммуникативной компетентности обучающихся через проектную деятельность на уроках информатики и ИКТ и во внеурочное время в сельской школе»
Образование – одно из приоритетных направлений в государстве, которое эффективно модернизируется в настоящее время, вводится новый Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколени...
Формирование ключевых компетентностей обучающихся через проектную деятельность на уроках русского языка и литературы
В последнее время в системе образования стали привычными понятия « ключевые компетентности , проектная деятельность, метод проектов» , и каждый педагог...
Формирование критического мышления обучающихся через решение творческих заданий на разных этапах урока математики в 5-6 классах
В статье рассматриваются способы формирования критического мышления, через включение творческих заданий в различные этапы современного урока математики в 5, 6 классах. Приведены примеры творческих зад...