Элективный курс "Макраме " 9 класс
учебно-методический материал по технологии на тему
Программа " Макраме", рассчитана на 22 часов, предназначена для погружения учащихся 9-х классов в расширенные профессиональные пробы при подготовке их к выбору профиля обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
el._kus_makrame.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: учитель технологии высшей квалификационной категории:
Андреева Елена Ивановна
2015
Программа межпредметного элективного курса «Макраме»
Срок реализации программы - 22 часа.
Пояснительная записка.
Программа " Макраме", рассчитана на 22 часов, предназначена для погружения учащихся 9-х классов в расширенные профессиональные пробы при подготовке их к выбору профиля обучения
Макраме – это текстильная кружевная техника, основой которой является узелок. В переводе с арабского, означает: кружево, тесьма, бахрома.
Дошедшее из глубины веков искусство плетения – макраме получило широкое развитие и распространение в наши дни. Освоив технику макраме, каждый ученик может стать творцом красивых и оригинальных изделий: сувениров, панно, предметов одежды и т. д.
Макраме даёт широкую возможность для проявления фантазии и творческой индивидуальности. Причина популярности и долголетия макраме в красоте, прочности и доступности этого вида рукоделия.
Задачи курса - Ознакомить учащихся с историей развития макраме; технологией изготовления макраме, с содержанием профессий типа "человек - художественный образ". Развивать усидчивость, способность к трудовому, эстетическому и нравственному воспитанию. Научить основам маркетинга и предпринимательства; оказать помощь в выборе профиля обучения и обеспечить успешную социальную адаптацию в будущем. Выполнение проекта.
Изучение курса направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний, составляющих основу научных представлений о сознательном и творческом выборе оптимальных способов преобразовательной деятельности; технологической образованностью;
- овладение техникой макраме позволит более экономично расходовать имеющие материалы. Бережно относиться к родной природе. Потребностью в более качественной подготовке подрастающего поколения к деятельности по преобразованию материалов, сырья и информации в нужный для человека продукт, улучшающий качество жизни;
- воспитывать общественно значимые мотивы выбора профессии, вооружать опытом самостоятельной практической деятельности; содействовать развитию пространственного мышления и технологической этики, культуры труда, творческого отношения к действительности. Стремление повысить значимость народных ремесел, декоративно-прикладного и технического творчества в формировании личности школьника. Воспитывать высокие гражданские качества (патриотизм, порядочность, стремление к созиданию).
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
• выработка навыков применения полученных знаний в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
- привитие интереса к прикладному искусству, развитие вкуса, включить учащихся в проектную деятельность. Программа предусматривает плетение разнообразных изделий, условно разделяемых на плоские и на объёмные. В зависимости от качества, толщины цвета нитей на основе одной схемы может быть предложено несколько вариантов изделий. Так, из тонких нитей, может быть изготовлен небольшой кошелёк, а из более толстых – косметичка или сумка.
Содержание
1. Вводное занятие.
Использование изделий макраме как отделочных деталей в одежде и как дополнений к костюму. Полезные советы: как сделать мягкую нить жёсткой; окраска нитей анилиновыми и природными красителями; отпаривание готового изделия. Техника безопасности.
2. Декоративное крепление нитей на основе: крепление с пико, с двойным пико, с пико «фриволите».
3. Орнаментальное плетение.
Просмотр изделий макраме. С орнаментом: закладки, пояса, кулоны. Общие сведения о цвете: цветовой тон, светлота, насыщенность. Взаимодополнительные цвета. Тёплые и холодные, хроматические и ахроматические. Закономерности в цветовых гармоний. Зарисовка схемы орнамента. Подготовка и расчёт нитей для изделия (пояс). Плетение по выбранной схеме. Отделка готового изделия. Изделия из тканей с отделкой макраме. Плотное и ажурное узелковое плетение.
4. Основные приёмы макраме.
Геркулесов узел. Плоский узел, квадратный узел. Цепочка из квадратных узлов. Пико в цепочке из квадратных узлов. Витая цепочка из плоских узлов. Квадратные узлы в шахматном порядке.
5. Декоративное панно.
Применение декоративного панно для украшения жилища и общественного интерьера. Выбор вариантов плоского и объёмного решения панно. Включение контрастных приёмов: чередование гладкого и объёмного, плотного и ажурного. Зарисовка схемы панно. Подготовка шнура или верёвок, их расчёт. Плетение панно по выбранной схеме. Окончательное оформление и отделка панно.
6. Плетение цветов на проволочном каркасе, плоских или объёмных, техника выполнения.
Использование цветов для изготовления панно. Подбор нитей и их расчёт для выбранной схемы. Плетение цветов по выбранной схеме.
7. Окончательное оформление изделия
Правила стирки и утюжки выполненного панно. Утюжка изделия. Реклама изделия. Оформление и защита проекта.
8. Анализ профессиограмм, выбор профиля.
Изучение содержания профессий "художник", "вязальщица" профессиограммам. Составление личной формулы профессий. Определения степени соответствия формул и личных формул учащегося. Определения степени соответствия интересов и склонностей учащегося, результатов выполнения профессиональных проб. Обоснование выбора профиля
Тематический план
№ | Тема | Количество часов | ||
Общее | Теория | Практика | ||
1 | Водное занятие | 1 | 1 | - |
2 | Виды декоративного крепления нитей | 2 | 1 | 1 |
3 | Орнаментальное плетение | 2 | - | 2 |
4 | Основные приемы макраме | 3 | 1 | 2 |
5 | Декоративное панно | 4 | - | 4 |
6 | Плетение цветов | 4 | 1 | 3 |
7 | Окончательное оформление изделия | 2 | - | 2 |
8 | Анализ профессиограм "Художник", "Вязальщица". Составление формулы профессий, соотношение с личной формулой. Обоснование выбора профиля обучения. | 4 | - | 4 |
Итого | 22 | 4 | 18 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА.
Должны знать:
- требования техники безопасности, технической эксплуатации оборудования, инструментов и приспособлений в соответствии с направлением подготовки;
- об организации и планировании рабочего места, обеспечении безопасных условий труда;
- основы культуры труда;
- документацию и правила работы с ней;
- приемы и методы выполнения специальных работ ( плетение узлов);
- основы профессионального самоопределения;
- инструменты и приспособления для работы;
- способы крепления нитей на основу;
- требования к технологии выполнения узлов;
Должны уметь:
- рационально организовывать и планировать свою работу;
- выполнять специальные задания и виды работ в соответствии с программой обучения;
- контролировать качество выполняемых работ;
- использовать полученные знания на практике;
- переносить рисунок на панно;
- выполнять основные приемы резьбы: узел ДПУ, горизотнальная, вертикальная брида;
- выполнить творческий проект.
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ.
Часть материала предлагается в виде теоретических занятий. Занятия должны проходить на базе лицейской мастерской..
Текущий контроль усвоения материала должен осуществляться путем устного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются при выполнении практической работы. Выходным контролем является творческая работа над проектом.
На учебных и практических занятиях обращается внимание учащихся на соблюдение требований безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и личной гигиены.
Занятия должны проводится в сухом, хорошо освещённом помещении достаточной площади. Кабинет необходимо оборудовать витринами для готовых изделий, рисунками со схемами узлов и изделий. Необходимы также карточки с образцами приёмов плетения, специальные подушечки, булавки, ножницы.
Учителю необходимо с самого начала занятий обращать внимание школьников на соблюдения правил безопасного труда с используемым оборудованием (шило, булавки, ножницы, иголки).
В процессе обучения учащиеся знакомятся с выполнением основных узлов, а затем, уже работая над изделием, изучают более сложные узлы, их сочетания, более сложные приёмы плетения.
На занятиях следует уделять внимание просмотру художественных альбомов с образцами изделий, диафильмов, диапозитивов, посвящённых народным промыслам, знакомство с образцами готовых изделий. Необходимо также планировать посещение выставок, которые могли бы расширить кругозор учащихся и привлечь их внимание к народным традициям. По итогам оформляется выставка лучших работ учащихся.
Литература
- Сафроненко В. М. Очарование уюта – Минск «Хэлтон»1999.
- Сокол И.А. Мастерица ООО «Издательство АСТ»; Харьков. 2001.
- Сулла М. Б. Охрана труда – Москва «Просвещение». 1983.
- Соколовсая М. И. Макраме – Москва «Лёгкая и пищевая промышленность» 1983 .
- Климов Е.А. Психолого – педагогические проблемы профессиональной консультации- Москва «Знание». 1983.
- Селевко Г.К. Найди себя – Москва «Народное образование». 2001.
- Андрианов П.Н. Организация и содержание трудовой и профессиональной подготовки старшеклассников на современном этапе – Москва. 1996.
- Колокольцева С.И. Интерьер в доме – Русич «Смоленск». 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...
Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.
Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...