Элективный курс "Макраме " 9 класс
учебно-методический материал по технологии на тему

Андреева Елена Ивановна

Программа " Макраме",  рассчитана на 22 часов, предназначена для погружения учащихся  9-х классов в расширенные профессиональные пробы при подготовке их к выбору профиля обучения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon el._kus_makrame.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: учитель технологии высшей квалификационной категории:

 Андреева Елена Ивановна

2015

Программа межпредметного элективного курса   «Макраме»

Срок реализации программы -  22 часа.

Пояснительная записка.

Программа " Макраме",  рассчитана на 22 часов, предназначена для погружения учащихся  9-х классов в расширенные профессиональные пробы при подготовке их к выбору профиля обучения

Макраме – это текстильная кружевная техника, основой которой является узелок.  В переводе с арабского, означает: кружево, тесьма, бахрома.

 Дошедшее из глубины веков искусство плетения – макраме получило широкое развитие и распространение в наши дни. Освоив технику макраме, каждый ученик может стать творцом красивых и оригинальных изделий: сувениров, панно, предметов одежды и т. д.

Макраме даёт широкую возможность для проявления фантазии и творческой индивидуальности. Причина популярности и долголетия макраме в красоте, прочности и доступности этого вида рукоделия.

Задачи курса - Ознакомить учащихся с историей развития макраме; технологией изготовления макраме, с содержанием профессий типа "человек - художественный образ".  Развивать усидчивость, способность к  трудовому, эстетическому и нравственному воспитанию. Научить основам маркетинга и предпринимательства; оказать помощь в выборе профиля обучения и обеспечить успешную социальную адаптацию в будущем. Выполнение проекта.

Изучение курса направлено на достижение следующих целей:

           •   освоение знаний, составляющих основу научных представлений о сознательном и творческом выборе оптимальных способов преобразовательной деятельности; технологической образованностью;

  • овладение  техникой макраме  позволит  более  экономично  расходовать  имеющие  материалы.  Бережно  относиться  к  родной  природе. Потребностью  в  более  качественной  подготовке  подрастающего  поколения  к  деятельности  по  преобразованию  материалов,  сырья  и  информации  в  нужный  для  человека  продукт,  улучшающий  качество  жизни;
  •  воспитывать  общественно  значимые  мотивы  выбора  профессии,  вооружать  опытом  самостоятельной  практической  деятельности;  содействовать  развитию  пространственного мышления  и  технологической  этики,  культуры  труда,  творческого  отношения  к  действительности.  Стремление  повысить  значимость  народных  ремесел,  декоративно-прикладного  и  технического  творчества  в  формировании  личности  школьника.  Воспитывать  высокие  гражданские  качества  (патриотизм,  порядочность,  стремление  к  созиданию).
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

•   выработка навыков применения полученных  знаний в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

  • привитие интереса к прикладному искусству, развитие вкуса, включить учащихся в проектную деятельность. Программа  предусматривает плетение разнообразных изделий, условно разделяемых на плоские и на объёмные. В зависимости от качества, толщины цвета нитей на основе одной схемы может быть предложено несколько  вариантов изделий. Так, из тонких нитей, может быть изготовлен небольшой кошелёк, а из более толстых – косметичка или сумка.

                        Содержание

1. Вводное занятие. 

Использование изделий макраме как отделочных деталей в одежде и как дополнений к костюму. Полезные советы: как сделать мягкую нить жёсткой; окраска нитей анилиновыми и природными красителями; отпаривание готового изделия. Техника безопасности.

2.  Декоративное крепление нитей на основе: крепление с пико, с двойным пико, с пико  «фриволите».

3. Орнаментальное плетение. 

Просмотр изделий макраме. С орнаментом: закладки, пояса, кулоны. Общие сведения о цвете: цветовой тон, светлота, насыщенность. Взаимодополнительные цвета. Тёплые и холодные, хроматические и ахроматические. Закономерности в цветовых гармоний. Зарисовка схемы орнамента. Подготовка и расчёт нитей для изделия (пояс). Плетение по выбранной схеме. Отделка готового изделия. Изделия из тканей с отделкой макраме. Плотное и ажурное узелковое плетение.

4. Основные приёмы макраме. 

Геркулесов узел. Плоский узел, квадратный узел. Цепочка из квадратных узлов. Пико в цепочке из квадратных узлов. Витая цепочка из плоских узлов. Квадратные  узлы в шахматном порядке.

 5. Декоративное панно. 

Применение декоративного панно для украшения жилища и общественного интерьера. Выбор вариантов плоского и объёмного решения панно. Включение контрастных приёмов: чередование гладкого и объёмного, плотного и ажурного. Зарисовка схемы панно. Подготовка шнура или верёвок, их расчёт. Плетение панно по выбранной схеме. Окончательное оформление и отделка панно.

6. Плетение цветов на проволочном каркасе, плоских или объёмных, техника выполнения.

 Использование цветов для изготовления панно.  Подбор нитей и их расчёт для выбранной схемы. Плетение цветов по выбранной схеме.

7. Окончательное оформление изделия

Правила стирки и утюжки выполненного панно. Утюжка изделия.  Реклама изделия. Оформление и защита проекта.

8. Анализ профессиограмм, выбор профиля.

Изучение содержания профессий "художник",  "вязальщица" профессиограммам. Составление личной формулы профессий. Определения степени соответствия формул и личных формул учащегося. Определения степени соответствия интересов и склонностей учащегося, результатов выполнения профессиональных проб. Обоснование выбора профиля

Тематический план  

Тема

Количество часов

Общее

Теория

Практика

1

Водное занятие

1

1

-

2

Виды декоративного крепления нитей

2

1

1

3

Орнаментальное плетение

2

-

2

4

 Основные приемы макраме

3

1

2

5

Декоративное панно

4

-

4

6

 Плетение цветов

4

1

3

7

Окончательное оформление изделия

2

-

2

8

Анализ профессиограм "Художник", "Вязальщица". Составление формулы профессий, соотношение с личной формулой. Обоснование выбора профиля обучения.

4

-

4

                                                    Итого

22

4

18

ТРЕБОВАНИЯ  К  УРОВНЮ  УСВОЕНИЯ  МАТЕРИАЛА.

Должны знать:

  • требования техники безопасности, технической эксплуатации  оборудования,  инструментов  и  приспособлений  в  соответствии  с  направлением  подготовки;
  • об  организации  и  планировании рабочего  места,  обеспечении  безопасных  условий  труда;
  • основы  культуры  труда;
  • документацию  и  правила  работы  с  ней;
  • приемы  и  методы  выполнения  специальных  работ ( плетение узлов);
  • основы  профессионального  самоопределения;
  • инструменты  и  приспособления  для  работы;
  • способы  крепления нитей на основу;
  • требования  к  технологии выполнения узлов;

Должны уметь:

  • рационально  организовывать и  планировать  свою  работу;
  • выполнять  специальные  задания  и  виды  работ  в  соответствии  с  программой  обучения;
  • контролировать  качество  выполняемых  работ;
  • использовать  полученные  знания  на  практике;
  • переносить  рисунок  на  панно;
  • выполнять  основные  приемы  резьбы:  узел ДПУ, горизотнальная, вертикальная брида;
  • выполнить  творческий  проект.

            КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ.

  Часть материала предлагается в виде теоретических занятий. Занятия должны проходить     на базе лицейской мастерской..

   Текущий контроль усвоения материала должен осуществляться путем устного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются при выполнении практической работы. Выходным контролем является творческая работа над проектом.

     На учебных и практических занятиях обращается внимание учащихся на соблюдение требований безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и личной гигиены.

Занятия должны проводится в сухом, хорошо освещённом помещении достаточной площади. Кабинет необходимо оборудовать витринами для готовых изделий, рисунками со схемами узлов и изделий. Необходимы также карточки с образцами приёмов плетения, специальные подушечки, булавки, ножницы.

Учителю необходимо с самого начала занятий обращать внимание школьников на соблюдения правил безопасного труда с используемым оборудованием (шило, булавки, ножницы, иголки).

В процессе обучения учащиеся знакомятся с выполнением основных узлов, а затем, уже работая над изделием, изучают более сложные узлы, их сочетания, более сложные приёмы плетения.

На занятиях следует уделять внимание просмотру художественных альбомов с образцами изделий, диафильмов, диапозитивов, посвящённых народным промыслам, знакомство с образцами готовых изделий. Необходимо также планировать посещение выставок, которые могли бы расширить кругозор учащихся и привлечь их внимание к народным традициям.  По итогам оформляется выставка лучших работ учащихся.

Литература

  1. Сафроненко В. М. Очарование уюта – Минск «Хэлтон»1999.
  2. Сокол И.А. Мастерица ООО «Издательство АСТ»; Харьков. 2001.
  3. Сулла М. Б. Охрана труда – Москва «Просвещение». 1983.          
  4. Соколовсая М. И. Макраме – Москва «Лёгкая и пищевая промышленность» 1983 .
  5. Климов Е.А. Психолого – педагогические проблемы профессиональной консультации- Москва «Знание». 1983.
  6. Селевко Г.К. Найди себя – Москва «Народное образование». 2001.
  7.  Андрианов П.Н. Организация и содержание трудовой и профессиональной подготовки старшеклассников на современном этапе – Москва. 1996.
  8. Колокольцева С.И. Интерьер в доме – Русич «Смоленск». 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...

Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...