«Опыт работы РМО учителей технологии г. Ливны по переходу на ФГОС нового поколения»
статья по технологии на тему

Андреева Елена Ивановна

Работа РМО учителей технологии г. Ливны направлена,  на теоретическую подготовку выбор и анализ УМК. Анализ программ ФГОС предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_fgos.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Опыт работы РМО учителей технологии г. Ливны по переходу на ФГОС нового поколения»  

Е.И. Андреева,

        руководитель ММО учителей технологии г. Ливны,

учитель технологии высшей квалификационной категории

МБОУ “Лицей имени С.Н. Булгакова» “ г. Ливны

В условиях перехода на ФГОС нового поколения развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование УУД, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и навыков,  развития предметных компетенций.

        При переходе на ФГОС нового поколения  ОУ г. Ливны оснащены учебниками и рабочими тетрадями,  рекомендованными региональным перечнем использования УМК. Учителя на протяжении нескольких лет  работают по данным УМК.

Работа РМО учителей технологии г. Ливны направлена,  на теоретическую подготовку выбор и анализ УМК. Анализ программ ФГОС предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

При посещении открытых уроков технологии  учитель  МБОУ Гимназия Бердников Г.З. при  изучении темы «Технологический процесс конструирования столярных изделий» в 5 классе на наглядном примере показал, изучение технологии в современной школе при переходе на ФГОС второго поколения обеспечивает личностные, предметные  и метапредметные результаты.

Без сомнения, образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем  новые цели. И начинать нужно с формирования у учащихся учебной мотивации, развития желания учиться вообще (читать, решать, исследовать, практиковать, творить).  На первый план сегодня выходят образовательные результаты надпредметного, общеучебного характера. Во-вторых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться личностные, регулятивные, предметные и  коммуникативные УУД.

В межкурсовой период руководителем РМО Андреевой Е.И. были проведены   практические семинары на тему: Формирование универсальных учебных действий - основная задача введения ФГОС»,  «Формирование  универсальных учебных действий (УУД) как планирование получения нового  образовательного результата в условиях системно - деятельностного подхода». На которых учителя получили теоретические и практические аспекты формирования УУД

В рамках преемственности учителя посещают занятия учителей начальных классов, на которых знакомятся с методикой проведения урока, средствами формирования УУД.

Учитель технологии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г. Ливны Леонова Л.С. ведет внеурочную деятельность в 3 классе «Природная мастерская» которая направлена на  обеспечения преемственности в реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО. Она позволяет сформировать в начальной школе УУД, необходимые для успешного освоения образовательных программ по технологии в основной школе

На базе МБОУ СОШ № 4 проводилось заседание РМО учителей технологии,  на котором был показан отрытый урок на тему «Изготовление текстильной открытки» с элементами ФГОС учителем высшей квалификационной категории Щепиной Л.И.

           На муниципальном уровне учителя технологии  Андреева Е.И., Семенова Т.Н., Сергеев П.В., Агибалова И.В. участвуют и обобщают опыт работы на педагогических чтениях  по теме: «Инновационная деятельность педагогов в условиях реализации ФГОС»

 При переходе на ФГОС, проектные технологии учителей технологии г. Ливны являются одной из основных педагогических технологий XXI века, метод проектов занял особое место в программе образовательной области «Технология». Эта технология, «включая в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути», позволяет эффективно организовать учебно-воспитательный процесс на уроках технологии.

Исходя из современных требований к проведению уроков ФГОС учителями РМО г. Ливны апробируются и успешно внедряются в практику работы следующие методы, способствующие повышению качества знаний уч-ся и развитию личностных достижений.

1. Метод кинестетики. Учащиеся запоминают теоретическую информацию, после этого выполняют последовательные технологические операции при изготовлении проектных изделий. Выполняют проектные работы, основанные на знаниях о принципах работы и последовательности изготовлении технологических операций при работе ручным оборудованием, сочетание наглядности с пошаговой технологией выполнения работы  повышает учебную  мотивацию.

2. Параметрический подход (многоаспектный). Изучается конструкция оборудования, приспособлений и инструментов. Например, механизм подач позволяет регулировать величину подач и тем самым создавать условия для изменения шероховатости поверхности. А специальные устройства станка обеспечивают заданную точность взаимного расположения поверхностей детали при ее установке и закреплении для обработки (самоцентрирующие и другие виды патронов, глухие (жесткие) и вращающиеся центры, планшайбы, различные оправки).

3. Проектные технологии. Проект формируется и уточняется на протяжении всего учебного года и включает в себя элементы деятельности по маркетингу (изучению спроса и предложений), конструированию, технологическому планированию, наладке оборудования (приспособлений или инструментов), изготовлению изделия и его реализации. В задачу проектирования входит также экономическая и экологическая оценка выполняемых работ. Результаты этой проектной деятельности поэтапно фиксируются сначала в виде обоснования выбора цели деятельности и ее экономической, экологической и социальной целесообразности, затем в виде эскизов или чертежей, технологических карт, планов наладки оборудования и т. д. и, наконец, изготовленных своими руками одного или нескольких изделий.

Учителями технологии г. Ливны определены наиболее востребованные темы  и проблемы.

  • Педагогическая оценка на уроке технологии.
  • Дидактические функции проведения урока.
  • Методический аппарат для проведения уроков технологии.
  • Дидактическое  сопровождение уроков технологии.
  • Разработка технологической карты проведения урока

Особое внимание при подготовке к урокам  технологии следует уделить работе над технологической картой урока, которая приводит в систему всю деятельность учащихся и учителя на уроке в соответствии с реализацией поставленных целей урока.  Именно осознание учителем и учащимися своей деятельности, понимание необходимости планирования каждого этапа урока и получение результата будет способствовать успешности освоения программного материала и развития личностных достижений учащегося.

Общий вид технологической карты урока, реализующего системно-деятельностный подход и формирование УУД.
Предмет________________________________________________________
Класс__________________________________________________________
Автор УМК_____________________________________________________
Тема урока_____________________________________________________
Тип урока______________________________________________________
Цель образовательная____________________________________________
Цель деятельностная_____________________________________________
Задачи ( предметные, метапредметные)_____________________________
Планируемые результаты ( предметные, метапредметные
______________

Этап

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте  освоения учебного предмета. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.

Источник:

  1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.В. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 159с.
  2. Ковалева Г.С. Планируемые результаты начального общего образования под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 120 с. - (Стандарты второго поколения).
  3. Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. – СПб.: Речь, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Достижение нового качества обучения на уроках истории и обществознания в условиях перехода к ФГОС нового поколения в основной школе"

ФГОС нового поколенния основны изменении образовательной парадигмы в основе которой лежит -компетентностный подход....

Актуальные методики и педагогические технологии в преподавании иностранного языка при переходе на ФГОС нового поколения

В профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на следующем - технологическом уровне. Современной школе ...

ПРОГРАММА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ «РАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ ПЕРЕХОДА НА СТАНДАРТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ»

В концепции модернизации российского образования определяется задача повышения качества образования, более эффективного использования человеческих ресурсов. Решение данной государственной задачи невоз...

Формирование ключевых компетентностей учащихся через оптимизацию образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС нового поколения

Одним из приоритетов школьного образования сегодня становится овладение знаниями о современном обществе и умение применять их в конкретных жизненных ситуациях. Получение достоверной социальной информа...

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД ПО ТЕМЕ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАБИНЕТА МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ»

Краткое освещение темы по следующим вопросам:1.НЕОБХОДИМОСТЬ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАБИНЕТА МАТЕМАТИКИ.        2.ПОНЯТИЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УЧЕБНОГО...

Основные требования, предъявляемые к курсам дистанционного обучения при переходе к ФГОС нового поколения

Качество дистанционного обучения во многом зависит от создания дидактически совершенных учебных материалов. Этот аспект требует очень внимательного и ответственного отношения к разработке курса. В ста...

Технология системно - деятельностного подхода в образовании и пути её реализации в условиях перехода на ФГОС нового поколения.

Презентация содержит материал  о технологии системно - деятельностного подхода  в обучении, о путях её  реализации в условиях перехода на ФГОС нового поколения. В ней представлены...