Рабочая программа по технологии_7 класс
рабочая программа по технологии (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ»
ДЛЯ 7 КЛАССА
Пояснительная записка к рабочей программе по технологии
Нормативные документы:
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по направлению «Технология. Технический труд» в соответствии со следующими нормативными документами:
базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации, Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта,
федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Общие цели образования с учетом специфики предмета:
Главная цель образовательной области «Технология» — подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.
Это предполагает:
1. Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально экономических условиях, начиная от определения потребностей в продукции до ее реализации. Для этого учащиеся должны быть способны: а) определять потребности в той или иной продукции и возможности своего участия в ее производстве; б) находить и использовать необходимую информацию; в) выдвигать идеи решения возникающих задач (разработка конструкции и выбор технологии); г) планировать, организовывать и выполнять работу (наладка оборудования, операторская деятельность); д) оценивать результаты работы на каждом из этапов, корректировать свою деятельность и выявлять условия реализации продукции.
2. Формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт или услуги в условиях ограниченности ресурсов и свободы выбора.
3. Подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей.
4. Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.
5. Развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.
Задачи учебного предмета:
В процессе преподавания предмета «Технология» должны быть решены следующие задачи:
а) формирование политехнических знаний и экологической культуры;
б) привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи;
в) ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;
г) развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;
д) обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;
е) воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;
ж) овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг;
з) использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации. Основная часть учебного времени (не менее 70%) отводится на практическую деятельность — овладение обще трудовыми умениями и навыками.
Наряду с традиционными методами обучения применяется метод проектов и кооперированная деятельность учащихся. В течение всего периода обучения «Технологии» каждый учащийся выполняет 4 проекта (по одному в год). Под проектом понимается творческая, завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащегося. Важно, чтобы при выполнении проектов, школьники участвовали в выявлении потребностей семьи, школы, общества в той или иной продукции и услугах, оценке имеющихся технических возможностей и экономической целесообразности, в выдвижении идей разработки конструкции и технологии изготовления продукции (изделия), их осуществлении и оценке, в том числе возможностей реализации.
Отличительной особенностью программы является то, что процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций. Выполнение макетирования предваряется подбором материалов по их технологическим свойствам, цвету и фактуре поверхности, выбором художественной отделки изделия. При изготовлении изделий наряду с технологическими требованиями большое внимание уделяется эстетическим, экологическим, экономическими требованиями: рациональным расходованием материалов, утилизацией отходов.
Охрана здоровья учащихся. На занятиях по образовательной области «Технология» необходимо самое серьезное внимание уделять охране здоровья учащихся. Устанавливаемое оборудование, инструменты и приспособления должны удовлетворять психофизиологические особенности и познавательные возможности учащихся, обеспечивать нормы безопасности труда при выполнении технологических процессов. Должна быть обеспечена личная и пожарная безопасность при работе учащихся с электрическими приборами. Все термические процессы и пользование нагревательными приборами школьникам разрешается осуществлять только под наблюдение учителя. Серьезное внимание должно быть уделено соблюдению учащимися правил санитарии и гигиены. Учащихся необходимо обучать безопасным приемам труда с инструментами и оборудованием. Их следует периодически инструктировать по правилам ТБ, кабинеты и мастерские должны иметь соответствующий наглядно-инструкционный материал. Важно обращать внимание учащихся на экологические аспекты их трудовой деятельности. Акценты могут быть сделаны на уменьшение отходов производства, их утилизацию или вторичное использование, экономию сырья, энергии, труда. Экологическая подготовка должна производиться на основе конкретной предметной деятельности. С позиции формирования у учащихся гражданских качеств личности особое внимание следует обратить на формирование у них умений давать оценку социальной значимости процесса и результатов труда. Школьники должны научиться прогнозировать потребительскую ценность для общества того, что они делают, оценивать возможные негативные влияния этого на окружающих людей. При формировании гражданских качеств необходимо
Место и роль предмета в достижении обучающимися планируемых результатов:
Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук. Технология - это наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Эта наука включает изучение методов и средств преобразования и использования указанных объектов. В школе «Технология» — интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, транспорте и других направлениях деятельности человека. Изучение интегративной образовательной области «Технология», включающей базовые технологии и предусматривающей творческое развитие учащихся в рамках системы проектов, позволит молодежи приобрести обще трудовые и частично специальные знания и умения, а также обеспечит ей интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие и адаптацию к социально-экономическим условиям
Количество часов
Программа состоит из следующих разделов: «Технология обработки древесины», «Технология обработки металлов», «Элементы машиноведения» и рассчитана на 2 часа в неделю (68 часов в год) для 5-7-х классов.
Содержание учебного предмета:
Наименование разделов программы
№ | Раздел программы | Общее кол-во часов | Календарные сроки. |
1 | Технология обработки древесины. Элементы машиноведения. | 16 | |
2 | Художественная обработка древесины. | 6 | |
3 | Культура дома | 6 | |
4 | Технология обработки металла. Элементы машиноведения. | 20 | |
5 | Творческие проекты. | 20 |
Требования к уровню подготовки учащихся, планируемые результаты
7 класс
Учащиеся должны знать:
- иметь представление о современных технологиях;
- иметь общее представление о черных и цветных металлах и сплавах, полимерных, композитных и керамических материалах, их свойствах и области применения;
- роль техники и технологии в развитии человечества, уметь привести примеры изобретений, внесших коренные изменения в основы технологии производства;
- классификацию машин по их функциям;
- иметь понятие о технологическом процессе и его элементах, об общем алгоритме построения технологии обработки деталей; уметь выбирать технологическую схему обработки отдельных поверхностей в зависимости от технологических требований, предъявляемых к ним;
- общие принципы технического и художественного конструирования изделий;
- иметь общее представление об особенностях устройства и принципа действия станков с ЧПУ и роботов, об особенностях гибких технологий.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять отдельные операции и изготавливать простейшие детали из древесины и металлов на металлообрабатывающих и деревообрабатывающих станках по чертежам и самостоятельно разработанным технологическим картам;
- рационально организовывать рабочее место при выполнении работ ручными инструментами и на станках, соблюдать правила безопасности труда;
- работать, распределяя и согласовывая совместный труд;
- составлять индивидуальный или бригадный проект учеб- но-производственной деятельности; - конструировать и изготавливать объемные изделия из тонкого листового металла (жести) и проволоки типа игрушек, сувениров и т. п.;
- владеть основами художественной обработки древесины или металлов; конструировать и изготавливать простейшие приспособления и инструменты для выполнения таких работ.
Требования к уровню подготовки обучающихся по разделам:
Знать и уметь по разделу I.
Иметь понятие о машине и механизме;
Знать составные части машин в зависимости от их функционального назначения;
Уметь графически изображать механизм передач;
Знать устройство токарного станка по дереву;
Иметь понятие о телах вращения;
Знать виды резцов (стамесок);
Уметь читать чертежи, эскизы, технологические карты обрабатываемых деталей.
Знать и уметь по разделу II.
Уметь художественно отделывать некоторые поверхности деталей геометрической резьбой, выжиганием и т.д.;
Знать и уметь по разделу III.
Знать основы технологии оклейки помещений обоями;
Различать виды обоев;
Уметь правильно выбрать и подготовить клей для оклейки помещений;
Знать виды красок;
Знать основы технологии плиточных работ.
Знать и уметь по разделу IV.
Знать механизмы главного движения и подачи;
Знать назначение и применение токарно-винторезного станка, принцип его работы и выполняемые операции.
Знать и уметь по главе V.
Знать основные этапы проектирования;
Уметь дать оценку своим материальным и профессиональным возможностям в разработке и реализации проекта;
Знать как реализовать готовую продукцию;
Уметь разработать эскизный вариант изделия
Система оценки индивидуальных достижений. Критерии оценки знаний и умений учащихся.
Примерные нормы оценок знаний и умений учащихся по устному опросу
Оценка «5» ставится, если учащийся:
полностью освоил учебный материал;
умеет изложить его своими словами;
самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «4» ставится, если учащийся:
в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его
изложении своими словами;
подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся:
не усвоил существенную часть учебного материала;
допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
слабо отвечает на дополнительные вопросы.
Оценка «2» ставится, если учащийся:
почти не усвоил учебный материал;
не может изложить его своими словами;
не может подтвердить ответ конкретными примерами;
не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Оценка «1» ставится, если учащийся:
полностью не усвоил учебный материал;
не может изложить знания своими словами;
не может ответить на дополнительные вопросы учителя.
Примерные нормы оценок выполнения учащимися графических заданий и лабораторно-практических работ
Отметка «5» ставится, если учащийся:
творчески планирует выполнение работы;
самостоятельно и полностью использует знания программного материала; правильно и аккуратно выполняет задание;
умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.
Отметка «4» ставится, если учащийся:
правильно планирует выполнение работы;
самостоятельно использует знания программного материала;
в основном правильно и аккуратно выполняет задание;
умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.
Отметка «3» ставится, если учащийся:
допускает ошибки при планировании выполнения работы;
не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;
допускает ошибки и неаккуратно выполняет задание;
затрудняется самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.
Отметка «2» ставится, если учащийся:
не может правильно спланировать выполнение работы;
не может использовать знания программного материала;
допускает грубые ошибки и неаккуратно выполняет задание;
не может самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.
Отметка «1» ставится, если учащийся:
не может спланировать выполнение работы;
не может использовать знания программного материала;
отказывается выполнять задание.
Проверка и оценка практической работы учащихся
«5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;
«4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;
«3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;
«2» – ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.
Оценивание теста учащихся производится по следующей системе:
«5» - получают учащиеся, справившиеся с работой 100 - 90 %;
«4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют 80 % от общего количества;
«3» - соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов.
Критерии оценки проекта:
1. Оригинальность темы и идеи проекта.
2. Конструктивные параметры (соответствие конструкции изделия; прочность, надежность; удобство использования).
3. Технологические критерии (соответствие документации; оригинальность применения и сочетание материалов; соблюдение правил техники безопасности).
4. Эстетические критерии (композиционная завершенность; дизайн изделия; использование традиций народной культуры).
5. Экономические критерии (потребность в изделии; экономическое обоснование; рекомендации к использованию; возможность массового производства).
6. Экологические критерии (наличие ущерба окружающей среде при производстве изделия; возможность использования вторичного сырья, отходов производства; экологическая безопасность).
7. Информационные критерии (стандартность проектной документации; использование дополнительной информации).
Календарно-тематическое планирование
Технология 7 класс
№ урока | Тема | Кол-во ча сов | Средства обучения | Форма контроля | Основные виды деятельности |
1.Технология обработки древесины. Элементы машиноведения. | |||||
1,2 | Технология обработки древесины. Физико-механические свойства древесины. | 2 | Набор «Породы древесины». | Устный опрос | Повторение изученного |
3,4 | Конструкционные материалы. Конструкторская документация. | 2 | Плакаты, чертежи. | Тест по теме | Составление документации |
5,6 | Технологическая документация. Практическая работа. | 2 | П. р. | Практическая работа | |
7,8 | Заточка деревообрабатывающих инструментов. Настройка рубанков, фуганков, шерхебелей. | 2 | Ручной деревообрабат-й инструмент. | Анализ практической работы | Настройка рубанков, фуганков, шерхебелей. |
9, 10 | Отклонения и допуски к размерам деталей. Практическая работа. | 2 | П. р. | Практическая работа. | |
11,12 | Соединение деталей шкантами, шурупами и нагелями. Практическая работа. | 2 | Демонстра ция | П. р. | Соединение деталей шкантами, шурупами и нагелями. |
13,14 | Точение конических и фасонных деталей. Практическая работа. | 2 | Плакат по Тб. Использование вспомогательных насадок. | Правила тб | Практическая работа. |
15,16 | Художественное точение древесины. Практическая работа. | 2 | тест | ||
2. Художественная обработка древесины. | |||||
17,18 | Мозаика на изделиях из дерева. Практическая работа. | 2 | Использование интернета | Практическая работа | |
19,20 | Технология изготовления мозаичных наборов. Практическая работа. | 2 | Слайд-показ | Беседа по теме | Просмотр презентации, изучение теории |
21,22 | Изготовление рисунка. Склеивание и отделка мозаичного набора. | 2 | Инстру менты и приспособления. | Урок-зачет. | |
3. Культура дома. | |||||
23,24 | Культура дома. Основы технологии оклейки помещений обоями. | 2 | Объяснение учителя | Л.р. | Просмотр презентации, изучение теории |
25,26 | Культура дома. Основы технологии молярных работ. | 2 | Объяснение учителя | П.р. | Творческая мастерская |
27,28 | Культура дома. Основы технологии плиточных работ. | 2 | Объяснение учителя | П.р. | Урок-обобщен. |
4. Технология обработки металла. | |||||
29,30 | Классификация сталей. Термическая обработка сталей. | 2 | Таблица «Кл. сталей.» | Тест по теме. | Просмотр презентации, изучение теории |
31.32,33,34 | Черчение деталей. Изготовление на токарном станке. | 4 | Токарный станок. | Черчение деталей. | |
35,36 | Назначение и устройство токарно-винторезного станка ТВ-6. Правила техники безопасности . | 2 | Инструктаж по тб | Устный опрос | Устройство станка.просмотр презентаций |
37,38 | Виды и назначения токарных резцов. Управление ТВ-6. | 2 | Станок ТВ-6 | Устный опрос | Изучение теории |
39,40,41.42 | Приёмы работы на ТВ-6. Практическая работа. | 4 | Станок ТВ-6 | П.р. | Практическая работа. |
43,44 | Техническая документация для изготовления изделий на станках. Лабораторная работа. | 2 | Учебник. | Л. Р. | Лабораторная работа. |
45,46 | Устройство настольного горизонтально-фрезерного станка. Техника безопасности при работе на станке. | 2 | Плакат по теме. | Устный опрос | Устройство станка.просмотр презентаций |
47,48 | Нарезание резьбы. Практическая работа. | 2 | П. р. | Обобщающий урок. | |
5. Творческие проекты. | |||||
49,50 | Основные требования к проектированию изделий. | 2 | Объяснение учителя | Работа в группах. | Работа в творческих группах |
51,52 | Элементы конструирования. Алгоритм решения изобретательских задач. | 2 | Плакат по теме. | Решение изобретательских задач | |
53,54 | Экономические расчёты при выполнении проекта. Самостоятельная работа. | 2 | Объяснение учителя | С. Р. | Самостоятельная работа. |
55,56,57,58,59,60 | Работа над проектом. | 6 | Индивидуальная работа с учащ-ся. | Работа над проектом. | |
61,62 | Испытание объекта техники. Устранение ошибок и брака. | 2 | Анализ работ. | Работа над проектом. | |
63,64 | Оформление технического описания. Работа над оформлением. | 2 | Компьютер. | Работа над проектом. | |
65,66,67.68 | Защита проекта. | 4 | Защита проекта. | Защита проекта. |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран.
Методическое обеспечение
Программа | УМК учителя | УМК учащихся |
В.Д. Симоненко. Технология Трудовое обучение 1 – 4, 5 – 11 классы. Москва, издательство «Просвещение», 2007 г. | Л.П. Антонов, Е.М. Муравьев. Обработка конструкционных материалов практикум в учебных мастерских. Москва, «Просвещение», 1982г. Н.И. Макиенко. Слесарное дело «Высшая школа» Москва, 1968г. Методические рекомендации к проведению уроков 6 класс. Под редакцией В.Д. Симоненко. Москва, «Вентена – Граф» 2006г. Технология поурочные клоны по учебнику под редакцией В.Д. Симоненко. 5, 6, 7, классы, Волгоград, «Учитель», 2008г. В.И. Коваленко, В.В. Куленёнок, «Объекты труда», Просвещение 1991г. Презентации по основным темам программы. Раздаточный материал. | 1. Учебник «Технология 5 класс.» В.Д. Симоненко. 2. Учебник «Технология 6 класс.» В.Д. Симоненко. 3. Учебник «Технология 7 класс.» В.Д. Симоненко. 4. Учебник «Технология 8 класс.» |
Тексты контрольно-измерительных материалов
Контрольные работы для тематического контроля
7 класс
Контрольная работа по разделу «Машины и механизмы»
Составить кроссворд.
По горизонтали:
4. Вид привода.
8. Цепь передачи и преобразования движения от двигателя к рабочим органам.
10. Техническое устройство, облегчающее выполнение работы
11. Совокупность механизмов, объединенных для выполнения полезной работы
12. Детали машин, подвижно или неподвижно соединенные между собой.
13. Элемент цепной передачи.
По вертикали:
1. Вид привода.
2. Замкнутая кинематическая цепь, в которой при заданном движении одного звена все остальные звенья, кроме неподвижного, получают определенные движения.
3. Источник энергии в машине
5. Соединение нескольких кинематических пар называется – … цепь.
6. Графическое изображение кинематической цепи при помощи условных знаков называется кинематическая ….
7. Неподвижное звено, в котором одна из деталей закреплена неподвижно.
9. Совокупность двигателя и трансмиссии.
Задача:
Вал электродвигателя вращается со скоростью (n1) 600 об/мин. Скорость вращения ведомого шкива (n2) – 200 об/мин. Диаметр ведущего шкива (D1) равен 150 мм. Необходимо определить диаметр ведомого шкива (D2)
Ответы:
По горизонтали:
4. Паровой.
8. Трансмиссия.
10. Приспособление
11. Машина
12. Звенья.
13. Звёдочка.
По вертикали:
1. Электрический.
2. Механизм.
3. Двигатель.
5. Кинематическая.
6. Схема.
7. Опора.
9. Привод.
Задача:
Решение:
Тест 1.Физико-механические свойства древесина.
1. Что относиться к механическим свойствам древесины?
а)плотность, влажность; б)прочность, упругость;
в)влажность, запах; г)плотность, прочность.
2. Прочность древесины — это:
а)способность сопротивляться внедрению других тел;
б)способность выдерживать нагрузки, не разрушаясь;
в)способность восстанавливать первоначальную форму после прекращения действия нагрузки.
3. Твердой листовой породой является:
а)липа; б)дуб; в)береза; г)осина.
4. Мягкой листовой породой является:
а)бук; б)клён; в)береза; г)осина.
5. Свежесрубленная древесина имеет влажность:
а)8 — 15% б)60 — 80% в)45 — 50%.
6. Для сушки древесину складывают:
а)в стопки; б)в камере; в)в штабеля.
7. Что происходит с пиломатериалом после сушки?
а)размеры уменьшаются; б)размеры остаются прежними;
в)размеры увеличиваются.
8. Какая из пород древесины имеет специфический едкий запах?
а)липа; б)береза; в)осина; г)лиственница.
9. Сушка древесины бывает:
а)естественная; б)натуральная; в)уличная; г)воздушная.
10.Какого вида коробление досок не встречается после сушки?
а)продольное; б)поперечное; в)винтовое; г)торцовое.
Тест 2. Конструкторская и технологическая документация.
1.Сведения о процессе изготовления изделий приведены:
а) на чертеже изделия; б) на техническом рисунке;
в) на сборочном чертеже; г) на технологической карте.
2.Технологическая документация — это:
а) комплект графических и текстовых документов;
б) единая система конструкторской документации;
в) графические и текстовые документы, определяющие технологию изготовления изделия.
3.Основными технологическими документами являются:
а) схема. чертеж, эскиз;
б) маршрутная, операционная карта и технологическая операция;
в) технологическая, маршрутная и операционная карта.
4.Технологическая карта- это:
а) документ, в котором записан весь процесс обработки детали и изделия;
б) операция, выполняемая на одном рабочем месте;
в) перечень переходов и установок.
5.Технологическая операция — это:
а) часть всего производственного процесса;
б) законченная часть технологического процесса, выполняемая на одном рабочем месте;
в) описание отдельных маршрутов в технологии изготовления.
6.Точение на токарном станке — это:
а) технологическая операция; б) технологический переход; в) маршрутная карта.
7.В каком документе указывается последовательность изготовления изделий?
а) на чертеже; в) в технологической карте;
б) на эскизе; г) при разметке изделия.
8.В технологическую карту на изготовление металлического изделия не входит:
а) наименование операций; б) эскиз обработки;
в)оборудование с инструментами; г) производственный процесс.
9.Наглядное объемное изображение детали, выполненное от руки с указанием размеров и масштаба, - это:
а) эскиз; в)чертеж;
б) технический рисунок; г) главный вид.
10. Условное изображение предмета, выполненное по определенным правилам с помощью чертежных инструментов, - это:
а) эскиз; в)чертеж;
б) технический рисунок; г) главный вид.
Тест 3. Заточка деревообрабатывающих инструментов
1.Чтобы полотно пилы свободно перемещалось в пропиле, производят:
а) заточку зубьев;
б) развод зубьев пилы;
в) прифуговку зубьев пилы;
г) доводку лезвия.
2.Какую операцию называют разводкой пилы?
а) выравнивание зубьев по высоте;
б) поочередное отгибание зубьев в обе стороны;
в) выравнивание зубьев по ширине.
3.Для чего и как выполняется доводка?
а) доводка выполняется на мелкозернистом бруске — для снятия заусенцев;
б) доводка выполняется на заточном станке — для выравнивания режущей кромки;
в) доводка выполняется на оселке — для получения острой режущей кромки.
4.Что называется оселком?
а) абразивный круг на заточном станке;
б) мелкозернистый брусок;
в) приспособление для контроля угла заточки лезвия.
5.Какую операцию называют прифуговкой?
а) выравнивание зубьев пилы на фуговальном станке;
б) выравнивание зубьев за счет срезания выступающих вершин;
в) удаление всех зубьев пилы для нанесения новых.
6.Каким напильником выполняется заточка пилы для продольного пиления?
а) трехгранным;
б) ромбическим;
в) квадратным.
7.Расстояние между двумя противоположными вершинами после разводки должно быть:
а) 1 — 2 мм;
б) в 2 раза больше толщины полотна пилы;
в) в 3 раза больше толщины полотна пилы;
г) в 1,5 раза больше толщины полотна пилы.
Тест 4. Настройка рубанков, фуганков и шерхебелей
1.Для чернового строгания древесины используют:
а) рубанок деревянный; б) фуганок;
в) шерхебель; г) рубанок ручной электрический.
2.При строгании в начале движения рубанок прижимают к заготовке:
а) левой рукой; б) правой рукой;
в) обеими руками одинаково.
3.От чего зависят легкость в работе и качество строгания?
а) от столярного верстака и рабочей позы;
б) от рабочей позы и настройки рубанка;
в) от рубанка и столярного верстака.
4.Как должна располагаться режущая кромка над подошвой у рубанка?
а) без перекоса с выступом на 0,3 — 0,5 мм;
б) допускается небольшой перекос с выступом от 0,3 до 0,5 мм.
в) без перекоса с выступом до 3 мм.
5.Для чего устанавливается стружколоматель?
а) для образования более мелкой стружки, чтобы она не засоряла леток;
б) для получения более ровной поверхности;
в) для облегчения процесса строгания древесины.
6.Как очистить засорившийся леток рубанка?
а) разобрать рубанок и вычистить леток; б) использовать прочный металлический стержень;
в) протолкнуть щепкой или разобрать рубанок; г) протолкнуть стружку металлической пластинкой.
7.Струги с деревянной колодкой разбирают так:
а) наносят удары киянкой по задней стороне колодки;
б) наносят удары по передней части колодки;
в) наносят удары молотком по задней стороне колодки;
г) наносят легкие удары молотком по боковой стороне.
8.Как устранить перекос режущей кромки на рубанках с деревянной колодкой?
а) ударами молотка;
б) разобрать рубанок и снова установить нож;
в) ударами киянки с боков клина.
9.Струг большого размера с двойным ножом, предназначенный для точного строгания больших поверхностей и длинных кромок, - это:
а) зензубель; в) фуганок;
б) шерхебель; г) фальцгебель.
10.У правильно установленного ножа шерхебеля лезвие, расположенное под подошвой колодки, выступает:
а) на 0,5 — 1 мм; б) на 1 — 3 мм; в) на 3 — 5 мм.
Тест 5. Отклонения и допуски на размеры деталей
1.Размер деталей по чертежу равен + 0,2. Годными являются детали, имеющие размер:
а) 41,3; в) 41,5;
б) 41,2; г) 40,7.
2.При определении величины припуска на обработку учитывают:
а) разность размеров заготовки и готовой детали;
б) разность наибольшего и наименьшего размеров заготовки;
в) разность габаритных размеров детали.
3.Какой размер называется номинальным?
а) размер, относительно которого определяются предельные размеры и допустимые отклонения;
б) наибольший размер, по которому можно изготовить деталь;
в) размер, равный алгебраической разности между допустимыми размерами.
4.Что называется нижним отклонением?
а) наименьший размер, по которому можно изготовить деталь;
б) алгебраическая разность между наибольшим допуском размера и номинальным;
в) алгебраическая разность между наименьшим предельным и соответствующим номинальным размерам.
5.Допуском называется:
а) разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами;
б) числовое значение линейной величины в выбранных единицах измерения;
в) размер, относительно которого определяются отклонения.
6.Если диаметр вала меньше диаметра отверстия, образуется посадка:
а) с зазором; в) скользящая;
б) с натягом; г) переходная.
7.Разность между размерами заготовки и детали — это:
а)стружка; б) припуск; в допуск.
8.Сколько всего квалитетов?
а) 8; б) 16; в) 28.
9.Как называется зона, заключенная между двумя линиями, соответствующими верхнему и нижнему предельным отклонениям?
а) допуск; б) посадка; в) поле допуска.
10.Размер, полученный в результате обработки и установленный измерением с допустимой погрешностью, называется:
а) номинальным;
б) действительным;
в) наибольшим предельным;
г) наименьшим предельным.
Тест 6. Шиповые столярные соединения
1.Шиповое соединение используют:
а) для изготовления фанеры; б) для соединения проводов;
в) для соединения деревянных частей изделия; г) для обработки заготовок.
2.Шип — это:
а) выступ на конце одной из деталей; б) углубление на одной из деталей;
в) специальное приспособление; г) специальный вид гвоздей.
3.Проушина — это:
а) любое отверстие в древесине; б) выступ на конце одной из деталей;
в) открытое углубление одной из деталей; г) деталь изделия, служащая для его подвешивания.
4.Гнездо — это:
а) любое отверстие в древесине;
б) выступ на конце одной из деталей;
в) отверстие, остающееся после вытаскивания гвоздя;
г) закрытое углубление, входящее в состав шипового соединения.
5.Щечками у прямого и косого шипа называются:
а) срезанные торцевые части шипа; б) боковые грани шипа;
в) торцевая часть шипа; г) боковая грань изделия.
6.Заплечиками у прямого и косого шипа называются:
а) срезанные торцевые части шипа; б) боковые грани шипа;
в) торцевая часть шипа; г) боковая грань изделия.
7.Количество шипов выбирают в зависимости:
а) от ширины соединяемых деталей; б) от толщины соединяемых деталей;
в) от длины соединяемых деталей; г) от влажности древесины.
8.Если делается один шип, то толщина заготовки делится:
а) на 2; в) на 4;
б) на 3; г) на 5.
9.С какими зубьями необходимо использовать пилу для запиливания шипов и проушин?
а) с мелкими;
б) с крупными;
в) не имеет значения.
10.Проушины и гнезда:
а) выдалбливают при помощи долота и стамески;
б) срезают пилой;
в) высверливают;
г) не имеет значения.
Тест 7. Соединения деталей шкантами, шурупами в нагель
1. Закрытое углубление на детали при шиповом соединении – это:
а) отверстие; в) гнездо
б) шип; г) нагель.
2. Диаметр шканта должен составлять ……. толщины соединяемых деталей.
а) 0,2 б) 0,3 в) 0,4 г) 0,5
3. Деревянные цилиндрические стержни, которые используются для прочности вязки деревянных деталей оконных и дверных рам, - это:
а) шипы б) нагели в) шканты
4. Цилиндрический вставной шип – это:
а) нагель б) дюбель в) шкант г) шип
5. Для получения более прочного соединения на шкант используются дополнительное
соединение:
а) на шуруп б) на гвоздь в) на клей г) на нагель
6. Что представляет собой нагель?
а) квадратный деревянный стержень
б) цилиндрический деревянный стержень
в) гвоздь без шляпки
г) специальный гвоздь
Тест 8. Точение конических и фасонных деталей.
1.Чистовое точение конической поверхности выполняется:
а) косой стамеской;
б) полукруглой стамеской;
в) шлифовальной шкуркой;
г) рашпилем.
2.Для крепления на токарном станке длинной заготовки из древесины применяется:
а) планшайба; б) патрон; в) трезубец.
3.Правильность фасонной поверхности проверяют:
а) линейкой на просвет; б) на глаз; в) шаблоном.
4.Для черновой наружной обработки на токарных деревообрабатывающих станках применяют:
а) косяки; б) стамески; в) крючки.
5.Припуск на чистовую обработку при точение конических деталей составляет:
а)1-2мм; б)3-5мм; в)6-7мм.
6.В каком направлении производят чистовую обработку косой стамески?
а) слева на право; б) справа налево;
в) от середины к краю; г) от краев к центру.
7.Как перемещаются стамески при вытачивании выпуклых и вогнутых поверхностей?
а) от большего диаметра к меньшему;
б) от меньшего диаметра к большому;
в) не имеет значения.
8.Какие резцы применяются при массовом изготовлении деталей?
а) фасонные;
б) контурные;
в) калибровочные;
г) шаблонные.
9.Чем удобно контролировать допустимые диаметры поверхностей обрабатываемых деталей?
а) кронциркулем;
б) калибром;
в) штангенциркулем;
г) линейкой.
10.Как устанавливают заготовку для конической детали?
а) большим диаметром на трезубец, малым – на задний центр;
б) большим диаметром на задний центр, малым – на трезубец;
в) способ закрепления не влияет на легкость обработки.
Тест 9. Художественное точение изделий из древесины.
1.Что называется точением?
а) обработка поверхностей тел вращения резанием;
б) подготовка режущей кромки к правке;
в) обработка древесины резцом по дереву.
2. Древесина каких пород используется для точения декоративных изделий?
а) ель, сосна;
б) дуб, яблоня;
в) тополь, липа;
г) берёза, пихта.
3.Как изображаются на чертеже детали, имеющие форму тел вращения?
а) одним главным видом;
б) несколькими видами;
в) одним видом и необходимыми разрезами.
4.Для чего применяются крючки при точение художественных работ?
а) для вытачивания зубчатых поверхностей;
б) для вытачивания внутренних полых поверхностей;
в) для удаления стружки во время работы.
5. Для измерения внутренних частей выточенной детали нужно использовать:
а) нутромер с линейкой;
б) штангенциркуль;
в) кронциркуль.
Тест 10. Мозаика на изделиях из древесины.
1.Способом создания мозаики по дереву является:
а) воскование;
б) полирование;
в) инкрустация;
г) резьба.
2.Украшение поверхности древесины наклеенными кусочками шпона из различных пород и структуры – это:
а) филигрань;
б) интарсия;
в) блочная мозаика;
г) маркетри.
3.По выбранному рисунку разноцветные бруски или пластинки древесины различного сечения склеивают. Затем их разрезают поперёк на тонкие пластинки с одинаковыми рисунками. Пластинки можно вставлять в углубление или наклеивать на поверхности изделия. Такой прием это:
а) инкрустация
б) блочная мозаика
в) филигрань.
4. Для выполнения мозаики необходимо иметь:
а) плоский нож-резак
б) стамески и киянку
в) ножовку, долото, сапожный нож.
5. Для вырезания из шпона кругов и колец лучше использовать
а) обычный нож-резак
б) циркуль-резак
в) ножницы по бумаге.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе по технологии ( направление:" Технологии ведения дома ") для 5 класса с учётом требований ФГОС.
Примерная пояснительная записка к программе по технологии (направление: "Технологии ведения дома") для 5 класса с учётом требований ФГОС....
Рабочая программа по технологии. Обслуживающий труд 5 класс по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской
Рабочая программа по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской составлена на основе фундаментального ядра содержания предмета «Технология» в рамках на...
Рабочая программа по технологии (машиноведение,художественная обработка материалов, электронные технологии),7 класс
Рабочая программа по технологии предназначена для мальчиков, 7 класс...
Рабочая программа по технологии ( электрические инструменты, электронные технологии),8 класс
Рабочая программа по технологии для юношей 8 класса....
Рабочая программа по Технологии (индустриальные технологии + сельскохозяйственные технологии) для учащихся 5 класса, ФГОС
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотрен...
ПРОГРАММА мастер – класса для учителей технологии (технического труда) Красносельского района Санкт-Петербурга по теме: «Подготовка к урокам технологии в соответствии со ФГОС. Составление технологических карт по рабочим программам по технологии»
Программа мастер-класса для учителей технологии по составлению разделов рабочих программ и технологических карт уроков в соответствии со ФГОС. Цель мастер-класса: повышение профессионального уро...
Рабочая Программа по технологии 5-8 классы (для неделимых классов) на основе программы Технология 5-8(9) Синица, Самородский
Материал включает в себя нормативную базу документов, на основе которых составлена РП, роль учебного предмета Технология, общую характеристику предмета, ценностные ориентиры содержания предмета Технол...