Рабочая программа элективного курса для учащихся 9 класса "Я и мой выбор"
рабочая программа по технологии (9 класс) на тему
Программа разработана для учителей , которые ведут предпрофильную подготовку с учащимися 9 класса. Основное внимание уделено изучению психологии. Работая по этой программе, вы сможете помочь ребенку познать себя, свои способности и возможности, подведёте его к правильному выбору профессии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_ya_i_moy_vybor.docx | 28.39 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Я И МОЙ ВЫБОР»
Пояснительная записка.
Индивидуальность - какая она? Кто я такой? Какой у меня характер? Как мне жить в ладу с самим собой и другими? Эти и другие проблемы, вечные проблемы человечества, особенно остро волнуют ребят в юношеском возрасте. Именно этот возраст можно назвать самым творческим в отношении самого себя и становлении своего самосознания. Именно в этом возрасте ребята начинают серьёзно задумываться о своем будущем, строить жизненные планы. Вместе с тем следует отметить, что жизненный план в точном смысле этого слова возникает только тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, по которому намерен следовать человек, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся. В отличие от мечты, которая может быть как активной, так и созерцательной, жизненный план - это план деятельности, поэтому он заземляется в первую очередь на выборе профессии.
Без сомнения, ребенок, ежедневно выходя из стен школы, оказывается в ситуациях, требующих выбора действий по отношению к друзьям и недругам, к родителям и родственникам, к соседям и незнакомым окружающим людям. «Что делать?», «Как делать?», «Почему нужно именно так делать?», «Каких результатов при этом можно достичь?» - вот далеко не полный перечень вопросов, которые возникают у школьников сегодня. Известно, что не каждый взрослый может легко и правильно найти достойный ответ на подобные вопросы.
Школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира. Именно школьный опыт помогает осваивать те законы, по которым живет взрослый мир, способы существования в границах этих законов (различные социальные слои, межличностные отношения и др.) Передача знаний происходит не только и не столько на уроках и классных часах, через публичные выступления, сколько всей атмосферой жизни школы, нормами, по которым она живет.
Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок начинает проявлять свое отношение к окружающему и накапливать жизненный опыт. В ходе этого процесса человек превращается в личность.
В процессе социализации принимает участие все окружающее индивида: семья, соседи, сверстники и одноклассники, средства массовой информации и др. Но главную и решающую роль в социализации личности и в дальнейшем ее формировании играет семья.
Известно, что в школу дети приходят уже с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, шаблонами поведения и ответственности, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Одновременно, входя в разные социальные роли, он занимает в каждой из них разное положение, обусловленное взаимоотношениями с другими членами группы. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положения, которое он занимает в каждой из них, и его функциональных возможностей по отношению к каждой группе используются понятия социального статуса и социальной роли.
Социальный статус определяется как позиция индивида в группе. Социальная роль – это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Статус детей обычно подчинен взрослым, и от детей ожидается, как правило, беспрекословное подчинение взрослым. Тогда зададим вопрос: может ли воспитанная в постоянном подчинение и подавлении личность ребенка быть социально успешной? Без всякого сомнения – нет.
Таким образом, жизненно необходимым является создание для учеников условий проживания реалий окружающей действительности в школьном возрасте, необходимо предоставить им право выбора.
Цель деятельности: воспитание социально компетентной личности, способной к самореализации и активной адаптации на рынке труда, ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы (в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (5-9 классы))
Направленность и уровень программы.
Цель программы - оказать учащимся 9 класса помощь в подготовке к адекватному профессиональному самоопределению в соответствии со своими интересами и склонностями, профессиональными способностями и возможностями и с учетом потребностей рынка труда в кадрах.
Задачи программы:
1. Вооружить учащихся знаниями основ жизненного и профессионального самоопределения.
2. Сформировать у школьников представление о мире труда и профессий.
3. Оказать учащимся помощь в выявлении своих профессиональных способностей и возможностей.
4. Ознакомить выпускников основной школы с путями и средствами активной подготовки к адекватному профессиональному самоопределению.
Содержание программы.
Программа охватывает следующие сферы личности:
- мотивационную (интересы, склонности, мотивы выбора профессии);
- психологическую (особенности психических процессов);
- типологическую (темперамент, характер, тип личности);
- когнитивную (знание мира профессий, своих профессиональных способностей и возможностей, основ жизненного и профессионального самоопределения);
- эмоционально-волевую (чувства, эмоции, воля).
Сроки реализации программы.
Срок реализации программы – 1 год.
Программа рассчитана на 35 занятий, по 1 занятию в неделю.
Формы и методы работы.
Формирование психосоциальной компетентности у подростков происходит на занятиях, основными принципами которых являются:
- Добровольность участия;
- Диалогизация взаимодействия;
- Самодиагностика участника.
Занятия проводятся в групповой форме, используется работа в микрогруппах, в индивидуальном режиме.
В процессе изучения курса используются методы: беседа, рассказ, объяснение, диспут, викторина, наблюдение, экскурсия, профконсультация и др.
Учащиеся должны знать и понимать:
- сущность жизненного самоопределения;
- сущность и структуру процесса профессионального самоопределения; правила выбора профессии и типичные ошибки при этом выборе;
- многообразие мира труда и профессий, способы их классификации и анализа;
- состояние рынка труда и его требования к современному профессионалу; профессионально важные качества своей личности, свои
- профессиональные способности и возможности;
- способы и средства анализа профессиональной деятельности;
- методику выполнения профессиональных проб;
- структуру предпрофильной подготовки и профильного обучения;
- пути получения профессионального образования;
- возможности получения профессиональной консультации;
- этапы, способы и средства профессионального саморазвития и самовоспитания;
- этапы принятия решения о профессиональном выборе.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться источниками информации о профессиях, профессиональных учебных заведениях и рынке труда;
- определять формулу профессии;
- проводить общий анализ профессиональной деятельности, анализировать требования профессий к человеку;
- выявлять свои профессионально важные качества;
- соотносить свои возможности с требованиями будущей профессии;
- выполнять профессиональные пробы;
- выбирать способ приобретения будущей профессии;
- получать профессиональную консультацию;
- заполнять карту самоконтроля своей готовности к профессиональному самоопределению.
Тематическое планирование занятий.
№ урока | Тема |
1 | Психологическая суть жизненного и профессионального самоопределения. |
2 | Межличностное взаимодействие. |
3 | Развитие умений по принятию решений в ситуации профессионального выбора. |
4 | Внутренний мир человека и возможности его познания. |
5 | Представление о себе и проблема выбора профессии. |
6 | Свойства нервной системы в профессиональной деятельности. |
7 | Темперамент в профессиональном становлении личности. |
8 | Человек как система отношений. Черты характера и их проявление в профессиональной деятельности. |
9 | Умение учитывать сильные и слабые стороны своих способностей при выборе профессии. |
10 | Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда. Способность к запоминанию. |
11 | Способность быть внимательным и успешность профессионального труда. |
12 | Способность к размышлениям и успешность профессионального труда. |
13 | Способность к пространственным представлениям и успешность профессионального труда. |
14 | Межполушарная асимметрия мозга и успешность профессионального труда. |
15 | Эмоциональные состояния личности и успешность профессионального труда. |
16 | Эмоциональное отношение к выбору профессии. |
17 | Волевые качества личности и успешность профессионального труда. |
18 | Роль жизненных ценностей при выборе профессии. |
19 | Ведущие отношения личности и типы профессий. |
20 | Человек среди людей. |
21 | Конфликты. |
22 | Пути разрешения конфликтов. |
23 | Умение учитывать сильные и слабые стороны своей личности при выборе профессии. |
24 | Планирование профессионального пути. Моя профессиональная карьера. |
25 | Многообразие мира профессий. |
26 | Анализ профессий. |
27 | Пути получения профессии. |
28 | «Секреты» выбора профессии («хочу», «могу», «надо»). |
29 | Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»). |
30 | Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Здоровье и выбор профессии. |
31 | Социальные проблемы труда («надо»). |
32 | Социально-психологический портрет современного профессионала. |
33 | Применение полученных знаний в ситуации выбора профессии. |
34-35 | Профессиональная зрелость. |
Методы оценки эффективности программы.
Общим критерием продуктивности любого социально-психологического тренинга, как средства формирования и развития качеств подростка, следует считать успешную реализацию приобретенных психологических особенностей и освоенных технологий, необходимых для повседневной жизни. Такие занятия могут стать толчком, стимулятором саморазвития и помогут конкретному их участнику найти и осознать оптимальные способы саморазвития.
Какой бы содержательный критерий не анализировался, в любом случае, мы имеем дело со следующими группами перемен:
- Изменяются показатели психического благополучия.
- Приобретаются жизненно важные навыки:
- умение общаться;
- умение устанавливать межличностные отношения;
- умение владеть эмоциями;
- самосознание;
- умение принимать решения.
Ожидаемые результаты.
Об уровне сформированности показателей свидетельствует анализ результатов диагностических исследований на начальном и конечном этапах работы.
Ожидаемые результаты деятельности по формированию социально - компетентностной личности:
- подготовка мобильной, социально компетентной личности выпускника школы;
- обеспечение социальной и профессиональной мобильности ученика;
- воспитание конкурентоспособной личности;
- улучшение социальной ориентации выпускника школы;
- умение пользоваться средствами коммуникации как ресурсами достижимости;
- овладение учащимися социальными умениями и навыками;
- сформированный личный профессиональный план и готовность к его реализации.
1.Евстратов В.Г. Психология и педагогика профориентационной работы. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 1999.
2.Черникова Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников. М.: Глобус, 2006.
3. Байрамгулова, С. Ю. Курс «Профессиональное самоопределение» как возможность осознанного выбора профиля обучения // Профильная школа. 2009, №2.
4. Воронин, И. В. Эффективность профориентационных занятий с подростками // Педагогические технологии. 2008, № 1.
5. Гапоненко, А. В. Диагностика готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению // Школа и производство. 2006, № 3.
6. Лежнина, Л. В. Психология в профильной социально-гуманитарной подготовке учащихся // Профильная школа. 2009, № 1.
7. Мухаметова, А. М. Разработка программы элективного курса по психологии "Путешествие в мир профессий" // Воспитание школьников.- 2010, № 10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса для учащихся 10-х классов «Органическая химия. Дополнительные главы»
Органическая химия, предмет образовательной области «естествознание», в 10 классе является новым курсом. Те начальные знания по этому предмету, которые были получены учащимися в 9 классе, являются нед...
Рабочая программа элективного курса для учащихся 10-11 классов "Компьютерное делопроизводство"
Элективный курс «Компьютерное делопроизводство» необходим тем, кто хочет работать секретарем или секретарем-референтом, но плохо представляет себе эту область деятельности; он будет полезен буду...
Рабочая программа элективного курса для учащихся 10-11 классов "Филологический анализ текста"
Данный курс предназначен для учащихся 10- 11 классов. Он является общим ориентационным курсом, не спроецированным специально на филологический профиль, а интересен всем, так как поддерживает и развива...
рабочая программа элективного курса для учащихся 9 класса "Биологическая роль металлов"
рабочая программа элективного курса для учащихся 9 класса "Биологическая роль металлов"...
Рабочая программа элективного курса для учащихся 9 класса «Подготовка к ОГЭ по химии»
Программа «Подготовка к ОГЭ по химии» составлена на базе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 №...
Рабочая программа элективного курса для учащихся 11 класса «Подготовка к ЕГЭ по химии»
Программа «Подготовка к ЕГЭ по химии» составлена в соответствии с законом РФ «Об образовании», разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего о...
Рабочая программа элективного курса для учащихся 10 класса «Усиленная грамматика английского языка»
Настоящая программа является обучающей. Она составлена на основе образовательного стандарта основного (общего) и среднего (полного) образования по английскому языку. Программа позволяет освежить и обо...