«Исследовательская деятельность на уроках технологии в 5 - 7 классах»
статья по технологии (5 класс) по теме
Статья в газету. Рубрика «Учителю»
«Исследовательская деятельность на уроках технологии в 5 - 7 классах»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_gazetu.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Арслангереева Пашат Абдурахмановна, учитель технологии,
Чиркейский многопрофильный лицей,
село Чиркей, Буйнакскмй район, РД.
Статья в газету. Рубрика «Учителю»
«Исследовательская деятельность
на уроках технологии в 5 - 7 классах»
«Исследование»- процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Исследование характеризуется объективностью, доказательностью, точностью.
Каждый человек по своей природе исследователь. Неосознаваемое исследование свойственно как любому человеку, так и животному. Первоначально мотивом к исследовательской деятельности выступает любознательность или, рефлекс «Что такое?» И у человека, и у животных существует исследовательская активность, исследовательское поведение, бескорыстное любопытство. Психологи определяют три составляющих фактора исследовательской деятельности: связанные с развитием личности человека:
- биологические предпосылки исследовательская активность, исследовательское реагирование, исследовательское поведение,
- условия развития исследовательской деятельности.
- внутренняя позиция человека, выработанная способность личности искать и осознавать проблемы, исследовать их.
Исследовательский подход как способ познания мира и метод обучения был опробован ещё в древности. Метод исследования претерпел огромные изменения и вновь приобрёл особую значимость в условиях модернизации системы образования.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации» даёт учителю право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности.
И в тоже время закон определяет обязанности учителя. Педагогические работники обязаны: развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности.
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход.
Такой подход обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике.
Таким образом, исследовательская деятельность является неотъемлемой частью в работе учителя и учащихся.
Изучение предмета «Технология» должно обеспечить:
развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения учебных задач;
активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;
Результаты изучения предмета «Технология» должны отражать овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач.
Метод проектов занимает особое место в формировании исследовательской культуры учащихся на уроках технологии. Он позволяет учащимся выбрать деятельность по своим интересам и работу, которая соответствует их способностям, формирует ключевые компетенции. Выполняя проекты, школьники осваивают методы творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, приобретать умения и навыки практической работы, опыт. При выполнении проектов учащиеся оформляют пояснительную записку, одним из разделов которой является исследовательский раздел. Опираясь на собственные знания и анализируя источники информации ( банк данных ,предложений, книги, журналы, газеты, теле– видео-радио информацию, справочники), учащиеся исследуют потребности в определенных изделиях и услугах для дома, школы, организации досуга, производства, сферы обслуживания, проводят исследования.
Учебник технологии для 5 класса ( вариант для девочек) под редакцией В.Д. Симоненко, соответствующий федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования даёт широкие возможности для организации исследовательской работы.
Учащимся предлагается выполнение четырёх творческих проектов. В разделе «Оформление интерьера» творческий проект «Планирование кухни-столовой». В разделе «Кулинария» творческий проект «Приготовление завтрака для всей семьи». В разделе создание изделий из текстильных материалов творческий проект «Подставка под горячее», в разделе художественные ремёсла творческий проект «Лоскутное изделие для кухни-столовой»
Выполняя проекты, учащиеся проводят мини-исследования.
Первое исследование. Изучение потребности. Исследуется возможное решение проблемы, определение степени надобности в зависимости от обстоятельств.
Второе исследование. Изучение традиций, истории, тенденций. Это поможет создать что-то новое, оригинальное, опираясь на то, что уже имеется, т е выявление традиций.
Третье мини-исследование. Обдумывание и анализ деятельности.
Четвёртое мини-исследование Выработка идей, вариантов. Найти оптимальный, вариант из всех идей.
Пятое-мини–исследование. Анализ и синтез идей. Выбор оптимального варианта. Нужно твёрдо оценить каждую из выбранных идей и остановиться на самой лучшей.
В учебнике предлагаются лабораторные работы, учащиеся должны исследовать объект сделать выводы и результаты исследований записать в тетрадь. Лабораторные работы связаны с изучением материалов, исследованием их механических, технологических и других свойств, изучением конструктивного устройства рабочих и измерительных инструментов и приборов, приспособлений. Они позволяют зафиксировать количественные или качественные характеристики изучаемого объекта, процесса или явления, служат доказательством утверждения о характеристиках и свойствах какого-то объекта. Таких лабораторных работ предлагается в каждом классе. Например: в 5 классе в разделе «Кулинария»: « Изучение содержания минеральных веществ в овощах », « Определение качества питьевой воды», « Определение свежести яиц». В разделе «Выполнение ручных работ»: « Определение направления долевой нити в ткани», « Определение лицевой и изнаночной стороны в ткани», «Создание лоскутной мозаики», «Изучение свойств тканей из хлопка и льна».
В учебнике предлагаются задания для самостоятельной исследовательской деятельности. Используя компьютер, необходимо найти в Интернете нужную информацию. С помощью поисковой системы учащимся предлагается выяснить, узнать значение понятий, подготовить сообщения-всё это стимулирует их к активной познавательной деятельности.
Исследовательская деятельность на уроках технологии способствует развитию ключевых компетенций:
учебно-познавательных: компетенции в сфере самостоятельной познавательной учебной деятельности;
информационных- владение современными средствами информации и информационными технологиями,
коммуникативных -способы взаимодействия с окружающими и удалёнными событиями и людьми,
компетенций личностного самосовершенствования, направленных на освоение способов интеллектуального саморазвития.
Литература.
1.Технология. Технология ведения дома :5 класс: учебник для учащихся М. общеобразовательных учреждений. Н.В. Синица, В.Д.Симоненко. -Вентана –Граф,2013.-192с.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17 декабря 2010 г
3.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская деятельность на уроках технологии
В статье "Исследовательская деятельность на уроках технологии" рассказывается об опыте применения метода проектов в процессе преподавания предмета «Технология», особое внимание уделяется исследователь...
Проектно-исследовательской деятельность на уроках технологии
Проектно-исследовательская деятельность начинается с изучения каждого раздела, так как на изучения тем отводится мало времени, а материал предложенный программой довольно обширен. Правильно разработан...
«Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках технологии»
Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служаще...
Проектная и исследовательская деятельность на уроках технологии
Цель данной методической разработки: теоретически обосновать и доказать эффективность использования проектной деятельности в работе учителя технологии. Задачи: дать теоретическое обоснование про...
Открытый урок Проектно-исследовательская деятельность на уроке Технологии
Тема урока: Вязание крючком «Пано в подарок»Цель урока: Выполнить творческий проект с элементами исследования.Задачи урока:Исследовать историю возникновения вязания крючкомИсследовать мате...
Проектно–исследовательская деятельность на уроках технологии и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.
В статье описана педагогическая технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях реализации ФГОС. Представлены основные идеи организации проектно-исследовательской деятельности...