Проектно-исследовательской деятельность на уроках технологии
статья по технологии на тему
Проектно-исследовательская деятельность начинается с изучения каждого раздела, так как на изучения тем отводится мало времени, а материал предложенный программой довольно обширен. Правильно разработанной технологией обучения является та, при которой возникает сотворчество учителя и ученика; та, которая будет развивать и учителя, и ученика. Одним из системообразующих подходов, усиливающих развивающий эффект образовательных программ и положительно влияющих на формирование личности современного школьника является проектная деятельность, которую можно рассматривать как самостоятельную структурную единицу учебно-воспитательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
68073_proektno-issledovatelskoy_deyatelnost.zip | 192.17 КБ |
Предварительный просмотр:
- Одегова Елена Викторовна, учитель высшей категории МОУ Вахтанской СОШ.,
- Наименование опыта. Использование проектно-исследовательской деятельности на уроках кулинарии, как средство повышения познавательной активности учащихся.
3. Исторический контекст. К сожалению, все меньше и меньше мы встречаем в нашей педагогике личность. Да, честно говоря, и воспитывать – то стало практически некогда. 6-7 уроков, курсы, домашнее задание. На внеурочную деятельность времени практически не остается. Не смотря на предпринимаемые педагогами усилия, воспитательный потенциал школы продолжает снижаться в силу множественных объективных (политических и экономических) и субъективных (профессиональный и общекультурный уровень) причин. В последние годы в связи с реформами в образовании, и изменениями в школьном трудовом образовании в частности, остро стоит вопрос об организации учебного процесса, направленного на развитие творческих способностей личности и навыков исследовательской деятельности. Изыскивая пути и способы решения этой проблемы, я обратилась к методу проектов, как способу актуализации и стимулирования познавательной деятельности учащихся. Он предполагает развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. В своей работе использую в оптимальных сочетаниях различные методы средства и формы обучения, воспитания детей в зависимости от их возраста и развития, для реализации их творческих возможностей, опираясь на технологии развивающего обучения, методы педагогического сотрудничества с целью личностно- ориентированного подхода.
3.1. Условия возникновения и становления опыта. Проанализировав показатели успеваемости за последние 3 года, я отметила, что качество знаний, полученных учащимися на уроках кулинарии не стабильно. (Приложение №1) Объем изучаемого материала довольно велик и, что бы учащиеся не только усвоили учебный материал, но и проявляли желание узнать новое в данном разделе, решила применить на этих уроках проектно-исследовательскую деятельность. Ребята, вовлеченные в исследовательские проекты, творческие задания, в ходе которых они учатся находить новые знания, понимать пути применения данных знаний, самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Стимулирование самостоятельной деятельности учащихся на уроках кулинарии через вовлечение их в информационно -коммуникационные технологии должно , на мой взгляд, принести положительную динамику роста качества знаний учащихся.
3.2. Актуальность педагогического опыта. В условиях высокой динамики общественных процессов и огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача развития активности и самодеятельности школьника, его способности к самостоятельному познанию нового и решению жизненных проблем. Современный ребенок воспитывается не столько в школе, сколько перед экраном телевизора и монитором компьютера. Само по себе техническое развитие общества не является негативным фактором. Но в отсутствии грамотно продуманного руководства со стороны взрослых, ребенок, попадая в хаос информации, подвергается опасности уродливого дисгармоничного развития. Мы, педагоги, оказались сегодня не готовы к такому руководству, т.к. темпы технического развития опередили наш личностный рост. Современное общество заинтересовано в таком выпускнике, который успешно адаптируется в социуме, умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы (т.е. применять полученные знания для их решения); обладает критическим и творческим мышлением; владеет богатым словарным запасом, основанном на глубоком понимании знаний. Самостоятельная работа с использованием средств информационных технологий становится движущей силой обучения, если она является содержательной, то есть имеющей смысл в глазах учащихся. Использование на уроках новых методик повышает мотивацию у учащихся к обучению. Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно – урочной системе. Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Использование проектно-исследовательской деятельности на уроках, расширяются возможности творческой самореализации ученика, развиваются его способности, так как ему приходится работать с информацией, необходимой для раскрытия темы проекта, и с информацией, необходимой для практической реализации проекта при помощи тех или иных программных средств.
В основе исследовательско - творческих проектов лежит система творческого воспитания, которая обусловлена двумя основными принципами:
- индивидуальной заинтересованностью;
- cоциальной значимостью.
Система трудового воспитания должна строиться на свободе школьников, которая имеет глубокий педагогический смысл, т.к. расширяет умственный кругозор учащегося, усиливает продуктивность его фантазии, вызывает положительные эмоции, возбуждает активность, волю к действию, помогает с большей настойчивостью и изобретательностью преодолевать трудности, приобретать без принуждения трудовые навыки, нередко весьма сложные. Чем опытнее становятся ученики, тем сложнее их творческие замыслы, тем больше они предъявляют требований к себе в отношении техники выполнения и результата деятельности по сравнению с намерениями. Рассматривая процесс трудового обучения, следует обращать внимание на формирование трудового климата среди учащихся, сам трудовой процесс, наличие у учащихся способностей и определение творческой личности. Эти способности присущи любому человеку, любому нормальному ребёнку, только нужно вовремя их раскрыть и развить. Элементы исследований проявляются в решении повседневных жизненных задач, их можно наблюдать в обычном школьном учебном процессе, они проявляются в самостоятельности личности.
Логика подтверждает, что чем больше идей порождает человек, тем больше шансов, что среди них будут хорошие идеи. Опыт показывает, что если с раннего возраста детей включать в трудовую и исследовательскую деятельность, то у них развиваются пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке, видение проблемы, способность предвидения и других качества, характерные для человека с развитым интеллектом. С возрастом эти качества совершенствуются, укрепляются и становятся неотъемлемыми чертами личности человека.
Можно ли и нужно ли брать руководство над исследованиями детей? Можно ли вмешиваться в их исследовательскую работу?
Можно и нужно, так как трудовые исследования школьника по самой природе – деятельность кооперативная, которая осуществляется при непосредственном участии взрослого, т.е. учителя. Чтобы такое участие оказало положительное влияние на подростка, а руководство развитием школьника было эффективным, необходимо уяснить, как и когда возникают предпосылки творческой активности личности.
Следует помнить, что учебный предмет технология следует рассматривать не только как предмет, обучающие каким-то трудовым и конструктивно-художественным навыкам и знаниям, а как предметы, формирующие мышление, эмоциональную деятельность. Они связаны с природой, этикой, эстетикой, наукой, техникой и другими сферами деятельности, окружающими человека.
Подросток чувствует себя творцом. Он создает продукт, который доставляет радость и ему, и взрослым. Школьник видит, как серьёзно оценивают его работу, и сам серьёзно относится к ней. Только тогда можно ожидать хороших результатов, когда процесс творческой работы учащихся имеет серьёзную организацию.
Представляя результаты работы, дети учатся формулировать свои мысли, выделять наиболее существенные моменты, отстаивать свою точку зрения, опираясь на убедительные аргументы, принимать и оценивать критику.
Обеспечивая разумное соответствие между теорией и практикой, между знаниями и умениями, технология проектной деятельности создает условия для организации эффективной учебной деятельности учащихся.
3.3. Характеристика противоречий. Метод проектов относится к личностно-ориентированному обучению. В условиях личностно - ориентированного обучения учитель приобретает иную роль и функцию в учебном процессе, нисколько не менее значимую, чем при традиционной системе обучения, но иную. В новой парадигме образования учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника. Его профессиональные умения должны быть направлены не просто на контроль знаний и умений школьников, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями устранить трудности в познании и применении знаний. Современному обществу требуются молодые люди, умеющие принимать самостоятельные решения, инициативные, отвечающие за свою деятельность. Традиционная методика обучения не позволяет выполнить этот социальный заказ. Своеобразным средством поддержки творческой среды, обеспечения возможности самореализации талантливых учащихся на уроках технологии является метод проектов, развивающий познавательные, творческие навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. При организации учебно-воспитательной работы часто возникают следующие противоречия:
- между стремлением учащихся к самостоятельности и неумением организовать свою учебно-воспитательную деятельность;
-между потребностью школьников быть активным участником учебного процесса и четко регламентированными взаимоотношениями ученик-учитель;
-между настоятельной необходимостью развития творческого потенциала личности и отсутствием условий для индивидуальной работы с каждым школьником.
Реализуя данную задачу, педагогу следует использовать в своей педагогической деятельности наиболее эффективные формы и методы работы.
В работе над проектом участвует весь класс. Учащиеся объединяются в команды или выполняют проект индивидуально. К защите проекта готовят мультимедийные презентации, тщательно продумывая сценарий и графическое исполнение. Интересна открытая форма защиты проектов. При этом в качестве независимых экспертов часто выступают родители, учителя, научные руководители, а так же старшеклассники – призеры научно-практических конференций.
Проективная методика показала, что построение образа труда в среднем школьном возрасте в условиях традиционного обучения начинается с внешней, предметной, наглядно представляемой стороны. В условиях проектного обучения учащиеся в первую очередь формируют представление о субъекте труда, инструментальные характеристики труда выделяются во вторую очередь и, при этом, уступают аналогичным характеристикам рисунков детей традиционного обучения. Этот факт свидетельствует о качественном отличии развивающего эффекта технологии и, соответственно, проектной деятельности школьников от традиционного обучения, представленного уроками труда. В то время как на уроках труда ученицы усваивают представления об инструментальной, внешней стороне трудовой деятельности, проектная деятельность создает условия для выделения личности в качестве главного деятеля труда. Непосредственно технологические умения и навыки также играют большую роль в содержание уроков технологии, однако их отработка не является самоцелью на всех этапах школьного обучения.
3.4. Формулировка проблемы. Передо мной встала проблема, как разрешить данные противоречия, организовав учебную деятельность учащихся так, чтобы при использовании ограниченных ресурсов в течение установленного времени достичь поставленной цели, которая настолько нова, что требует специальных подходов к ее реализации. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие задания, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, неизведанное.
4. Теоретическое обоснование. Метод проектов (от греч. – путь исследования) – это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – ПРОЕКТОВ. Этот метод вошёл в историю как "метод проблем".Американский педагог У.Х.Килпатрик писал: "Метод проектов – метод планирования целесообразной деятельности в связи с разрешением какого-нибудь учебно-школьного задания в реальной жизненной обстановке". Он же отмечает его положительные стороны, которые заключаются в длительном, а не мимолётном соприкосновении ученика с объектом деятельности, и недостатки, когда у ребёнка невозможно пробудить достаточно сильные целеустремления.
Проектный метод разнообразен как по видам, так и по целям. Его успешно можно использовать и для контроля знаний и для исследовательской работы учащихся, для отработки практических умений и навыков, а также на этапе закрепления знаний. Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Его можно использовать в любой школьной дисциплине, где решаются большие по объему задачи. В связи с повышением потребностей современного общества в активной личности проблема развития творческой активности учащихся становится особенно актуальной. Чтобы определить модель становления этого качества у выпускников основной школы в контексте исследования, необходимо было выявить сущность понятий: «творчество, «активность личности» и «творческая активность», определить возможности проектной деятельности и определить условия ее эффективности для развития творческой активности школьников. Личность ученика, реализуя определенную группу потребностей, развивает в себе те или иные свойства и качества, в том числе и творческую активность. Постоянно совершенствуясь и обособляясь, эти свойства и качества создают целостную личность, что и «позволяет определить активность как системообразующий фактор, основополагающее свойство развития личности ученика», которое определяет направленность человека. А направленность ориентирует внутренние силы организма, его энергию на равновесие с внешней средой. признаки: интерес, любознательность, потребность в новой информации, готовность к ее переработке, инициативный и целеустремленный поиск, готовность к действию.
Известна целая школа ведущих русских педагогов (таких, как С.Т.Шацкий, В.Н.Шульгин, М.В.Крупенин) и другие, которые отмечали положительные стороны метода проектов. Это – развитие инициативы школьников, навыков к плановой работе, умение взвешивать обстоятельства и учитывать трудности. Проект учит их настойчивости в достижении цели, приучает к самостоятельности.
4.1. Характеристика ведущих идей. Метод проетов возник в 20-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи (осуществлявшего свои исследования в экспериментальной "школе-лаборатории" при Чикагском университете), а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.
Внимание русских педагогов этот метод привлек еще в начале XX века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. В 1905 году под руководством русского педагога С.Т. Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Проблема проектной деятельности школьников в условиях технологического образования является относительно новой. Она рассматривалась со стороны педагогических закономерностей (П.Р. Атутов, П.Н. Андрианов, М.Б. Павлова, В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых, Ю.Л. Хотунцев и др.) и методических особенностей (Н.Л. Бронников, И.И Колесниченко, Г.И. Кругликов, З.В. Литова, П.С. Самородский, Г.В. Пичугина, М.В, Хохлова и др.). Но в психологическом знании обоснование проектной деятельности, выявление ее психологического содержания не нашло своего отражения.
Как показывает анализ научно-методической литературы, обучение проектированию в настоящее время является прерогативой средних и высших профессиональных учебных заведений инженерно-технической направленности. Остальные звенья образовательного процесса в этом мало задействованы. В то же время, как отмечают известные отечественные ученые (В.В. Рубцов, И.А. Зимняя, Н.Н. Нечаев, В.Ф. Сидоренко и др.), обучение проектированию, проектное образование есть способ формирования проектного способа взаимодействия с миром, во многом снимающего противоречия технологического этапа современного общественного развития в целом, и образования в частности. Формирование у школьников основ проектной деятельности, элементов проектной культуры объективно обусловлено как потребностями современного этапа развития общества и производства, так и настоятельной необходимостью реформы традиционной образовательной системы, выражающейся в многочисленных попытках ее совершенствования,
Таким образом, современная образовательная система, требующая передовых научно обоснованных технологий, может быть обогащена включением школьников в проектную деятельность. Для решения поставленных в исследовании задач была разработана система методов и методик, позволяющая охватить различные аспекты развития школьников в условиях проектной деятельности. Использовались такие общие и частные методы: анализ философской, психологической, социологической и методической литературы, системное моделирование, специальные исследовательские и диагностические методы. В ходе работы над проектом применялись следующие психолого-педагогические методы: наблюдение, естественный эксперимент, формирующий эксперимент, беседа, анкетирование, анализ продуктов деятельности, проективные рисуночные методики, контент - анализ, метод экспертных оценок, метод анализа и описания единичных случаев. Метод проектов в технологии интересен спектром его применения на уроках различных типов и на разных этапах урока. Этот метод является мощным методическим приемом, который помогает педагогу решать различные педагогические и дидактические задачи.
Главное в проектной деятельности - не проект ради проекта, а его социально практическая направленность. С пятого класса ребята начинают изучать этапы проектирования. Начиная с шестого класса, работа проектной мастерской направлена на конкретный социальный заказ. Изучая блок «Кулинария» , закрепляем знания защитой исследовательского мини-проекта. Работая над его реализацией, девочки не только углубляют свои знания по технологии, биологии и экологии, учатся работать с различными видами информации (книги, пресса, Интернет), но и осознают, что их работа приносит конкретную пользу.
В моей работе дано обоснование путей повышения эффективности обучения школьников проектной деятельности в различных сферах и на различных ступенях образования на основе результатов проведенного исследования и обобщения передового психолого-педагогического опыта внедрения технологического образования школьников. Полученные результаты обогащают теорию и практику развивающего обучения системой новых организационных форм, обеспечивающих полноценное и гармоничное развитие личности. Рассматривая проектную деятельность на основе анализа психологической категории деятельности (Л. С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов), я выявила, что она несет в себе все признаки деятельности в целом, и, поэтому обладает основными свойствами и структурой человеческой деятельности. Она ставит ученика перед необходимостью синтезировать полученные в школе знания в конкретном творческом проекте, реализовывающем функции предмета деятельности, а действия, связанные с корректировкой собственной деятельности, ее осмыслением для представления другим людям, - осуществляют процесс рапредмечивания деятельности и обнаруживают стоящие за предметом деятельности усвоенные знания, полученные внутри различных учебных дисциплин, имеющих в традиционном обучении непроницаемые границы.
Мне близка методика организации проекта в которой используется планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами):
1. Высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов;
обсуждение возникших идей;
перечисление интересующих учащихся тем проектов;
формулирование темы проекта для класса или группы учащихся.
2. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний):
уточнение намеченной цели и задач;
поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся;
обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами и т.д.);
интерпретация данных;
сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.
3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):
систематизация полученных данных;
построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т.д.).
Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников):
осмысление полученных данных и способов достижения результата;
обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом (на уровне школы, города и т.д.).
Учебная деятельность должна быть эмоционально окрашена.
Применяя метод проектов на уроках изобразительного искусства, я стремлюсь повысить практическую, навыкообразующую направленность содержания, разнообразить формы организации учебной деятельности учащихся.
При этом приоритет отдается активным, игровым методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения.
Создаю проблемно-мотивационную среду на уроке разными формами: беседой, дискуссией, “мозговым штурмом”, самостоятельной работой, организацией “круглого стола”, консультацией, групповой работой.
Технология, как учебный предмет – плодотворная почва для проектной деятельности. Мы, учителя, часто сталкиваемся с такими проблемами, как отсутствие интереса к трудовой культуре среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения результата своей деятельности. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решать вышеперечисленные проблемы.
4.2. Цели и задачи педагогического опыта. Цель – повышение познавательной активности у учащихся на уроках кулинарии, через использование проектно-исследовательской деятельности.
Задачи:
- создать такую ситуацию, при которой ребенок захочет сделать что-то такое, что ему интересно;
- способствовать повышению личной уверенности учащегося.
- вдохновлять детей на развитие такого необходимого навыка, как коммуникабельность и умение сотрудничать.
- развивать критическое мышление, умение искать пути решения поставленной задачи.
- развивать у учащихся исследовательские умения, наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать, развивать аналитическое мышление.
- научить школьников взаимодействовать в паре, группе, творческом коллективе;
- включить учащихся в проектную деятельность: обучить алгоритму подготовки, защиты и оценки проекта;
- ознакомить учащихся с процедурой самооценивания и включить данную технологию в учебно-воспитательный процесс.
5.Проектно-исследовательская деятельность на уроках кулинарии.
5.1. Идея изменения в том, что выполняя исследовательские проекты, школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания по технологии и другим предметам, приобретают новые знания и умения, что позволяют лучше учесть личные склонности учеников, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации)
5.2.1. Проектно-исследовательская деятельность по кулинарии рассчитана на учащихся 5- 7 классов. Это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становление Я, обретение новой социальной позиции. Важное направление в развитии подростка связано с развитием содержательных интересов и стремлением строить планы на будущее. Это стремление появляется, как следствие желания что-то знать, что-то уметь делать «по-настоящему». Поэтому с развитием взрослости связаны и изменения в познавательной деятельности подростка, содержание которой выходит за пределы школьной программы. Такая деятельность может касаться науки, техники, искусства, что предполагает повышение уровня самообразования и собственного профессионального мастерства. В этот период учащиеся начинают работать с научно-популярными изданиями, учебной литературой, решают конкретные проблемы, проводят небольшие исследования, результаты которых оформляются в виде творческих работ. Краткие сообщения по ним школьники делают на уроках. Проектно-исследовательская деятельность школьника развивает его самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении целей, формирует навыки планомерной, технологичной деятельности и способности к самоорганизации, самоконтролю и самокоррекции.
5.2.2. Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Эти задачи могут решаться в любом образовательном учреждении при наличии инициативной группы педагогов единомышленников во главе с управленцем, организатором учебно-воспитательного процесса и научного руководства развитием этой деятельности со стороны специалиста или научного учреждения. Этим педагогам потребуется определённый уровень научно-методической подготовки, владение технологией проектирования и исследовательским методом. Исследование может быть организовано на всех этапах обучения технологии: некоторые элементы исследовательского подхода школьникам следует осваивать уже в среднем звене, тогда более реальным будет подъем к высшему уровню творческой самостоятельности.
Для реализации данного метода был запущен ряд мини проектов – исследований «Осторожно еда».(Приложение №2) Над данными проектами работали группы учащихся из 5- 7 классов. Содержание проектов не выходит за рамки программы начального и основного общего образования по технологии, авторы: Хохлова М.В., Самородский П.С., Синицина Н.В., В.Д.Симоненко. Реализация проектно- исследовательской технологии начинается с разработки проекта освоения большой темы или раздела, или конкретной деятельности. Дети распределяются в группы по интересам, намечают цели и задачи будущей исследовательской деятельности. Таким образом, становятся подлинными субъектами образовательной деятельности. Каждому находиться задание по интересам: кто–то становиться лидером–организатором, кто-то составляет план работы, кто-то работает художником-оформителем, кто-то ведет исследовательскую работу, проводит опыты. Вот поэтому на данном этапе я практикую технику освоения материала с пометками на полях. Знак «+» означает, что материал знаю, «?» -не знаю, придется проработать, «!» - интересный материал, нужно поискать дополнительную информацию. Это техника вдумчивого осознания материала и аналитического мышления. На этом этапе роль педагога резко меняется – перестает быть центральной, он лишь регулирует, определяет общее направление, контролирует время, дает консультации, помогает. ПИТ (проектно– исследовательские технологии) – система интегрированных процедур в образовательном процессе. Эта технология включает в себе многие известные методы и способы активного обучения: метод проектов, метод погружения, мозговые штурмы, опытная работа, деловые игры, поисковой эксперимент, анализ источников, групповые работы учащихся, связь с национально-региональным компонентом.
Цели ПИТ.
- Создать условия для формирования у учащихся компетентностей в сфере самостоятельной познавательной деятельности; для развития умений наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе делать выводы.
- Продолжить работу над формированием навыков работы в команде; приобретением навыков самостоятельной работы; развитием умения видеть проблему и намечать пути ее решения. В зависимости от возраста и уровня обученности можно выделить 3 уровня реализации “исследовательского обучения”:
- Самый простой уровень. Взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику ее решения. Этот уровень приемлем для учащихся 5-х классов, ученику нужно только найти решение.
- Средний уровень. Взрослый ставит проблему, но уже метод ее решения ребенок ищет самостоятельно. На этом уровне допускается коллективный поиск. (6-7 класс)
- Высший уровень. Постановка проблемы. Поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляются ребенком самостоятельно. (7 класс)
Исходя из выше изложенного, в 5-м классе учащиеся используют простую формулировку проектной задачи с перечнем нескольких критериев для ее рассмотрения. Постепенно они должны научиться самостоятельно формулировать те проблемные вопросы, составлять гипотезы, ставить цели исследований. В результате им предстоит научиться принимать участие в дискуссиях, умению сформулировать и отстаивать свою точку зрения, собирать материалы из различных источников, активности, умению задавать вопросы, отвечать на вопросы по существу проблемы, умению выразить свое отношение к изучаемому материалу, самостоятельности при добыче информации и участие в общественно полезной деятельности.
В процессе обучения все факты и частные понятия необходимо связывать с выделенными стержневыми понятиями.
Тем самым учитель помогает детям формировать собственную систему знаний. На первых порах педагог сам проводит связь частных понятий с базовыми, постепенно обучая учащихся самостоятельно осуществлять данный процесс. Но даже тогда, когда дети в состоянии делать это сами, учитель периодически должен обращаться к ним, задавая вопросы или прося провести связь изучаемого материала с базовыми понятиями.
Целесообразно применять «спиралевидное» изучение основных понятий.
На разных этапах обучения учащиеся вновь и вновь осваивают не только учебный материал, но и базовые понятия на все более сложном уровне.
Реализация данного принципа обеспечивает самостоятельность учащихся в процессе обучения и возможность для них учиться в ходе всей жизни.
Необходимо ставить учащихся в позицию исследователя, первооткрывателя.
Во время работы над исследовательским проектом перед каждой группой был поставлен проблемный вопрос. Учащиеся должны выяснить: «Каково влияние «вредной» пищи на людей (детей)? Может ли еда вредить здоровью человека? Какая еда полезна? Есть ли польза от "вредной" еды? Фаст –фут – за или против. И др.
В начале работы над проектом исследовательская группа в каждом классе должна решить ряд учебных вопросов:
1. Выяснить, что означает понятие «полезная еда».
2. Определить 5 самых вредных продуктов любимых детьми.
3. Проанализировать, вредна или полезна быстрая еда.
4. Выявить положительные и отрицательные стороны влияния жевательной резинки, газированных напитков на организм человека.
5. Выяснение понятий здоровое и рациональное питание, фаст – фут.
Затем они разрабатывают гипотезы. Например, гипотеза исследования: «Мы считаем, что самые обычные продукты могут нанести непоправимый вред, если питание не сбалансировано. На протяжении жизни человек должен сам сделать выбор: есть, чтобы жить, или жить, чтобы есть. Ведь, как гласит старинная народная мудрость, обжора роет себе могилу зубами».
В проекте рассматриваются вопросы организации правильного питания, влияния пищевых добавок на здоровье человека. Учащиеся пытаются ответить на вопросы: «Что нужно есть?», «Какая пища полезна?», «Какие продукты нужны человеку, и в каком количества?». В ходе проекта ученики должны исследовать действие современных пищевых добавок к продуктам питания на организм человека; узнать значение некоторых пищевых добавок, применяемых для производства пищевых продуктов; изучить классификацию пищевых добавок, их цифровой код, влияние на здоровье человека; выяснить наличие пищевых добавок в различных продуктах питания; провести социологический опрос среди взрослых и детей о рациональном питании; провести тест – пробы на обнаружение веществ, находящихся в пищи: жиры, белки, витамин С, крахмал, сахар. При работе над проектом учащиеся осваиваются основные концепции таких предметных областей, как анатомия человека, биология, медицина. Ученики осваивают понятия «пищеварение», «пища», «продукты питания», «рациональное питание». В результате проекта учащиеся должны создать копилку материалов по организации здорового питания, проанализировать правильность питания участников проекта и предложить рекомендации по улучшению качества питания.
Мотивация усиливается благодаря творческому характеру учебной деятельности, самостоятельности, ответственности ученика перед членами своей группы. В группе происходит формирование толерантности, то есть все считаются с мнением соседа.
Работая в малых группах учащиеся разговаривают, размышляют, анализируют и делают выводы. У них развивается коммуникативное мышление. В этом проекте используется техника критического мышления, которая помогает разделять изучаемый материал на блоки, выявлять самые главные моменты. С лидерами проще работать: они всегда целенаправленны, имеют интерес к изучаемому объекту, ведут за собой других. А вот со слабенькими учениками посложнее, их труднее заинтересовать и мотивировать. Для них самое главное - внимание и дать посильную работу.
Для организации работы было выполнено распределение ролей между участниками группы:
- исторический экскурс в возникновение понятий «вредная» и «полезная» еда, здоровое и рациональное питание, быстрая еда, фаст – фут - историк
- подбор примеров блюд вредной и здоровой пищи, предоставление рецептуры данных блюд - кулинар
- подбор примеров влияния пищи на здоровье детей – диетолог
- оформление результатов работы – дизайнер
- общее руководство работой в группе - координатор
Далее разрабатывается ход исследований:
- Создание группы для организации взаимодействия в ходе исследовательской работы.
- Выяснение понятий «вредная» и «полезная» еда, здоровое и рациональное питание, быстрая еда, фаст – фут.
- Построение карты знаний
- Знакомство с точкой зрения ученых в области здорового питания
- Подбор примеров блюд вредной и здоровой пищи. Предоставление рецептуры данных блюд.
И составляется план проведения исследовательского проекта:
- Перед началом работы над проектом: представление родителям учеников краткой информации о проектном методе обучения и получение от них согласия на работу детей в Интернете, публикации текстов и фотографий детей – буклет для родителей Затем, с помощью презентации, учитывая итоги проведенной беседы, учитель создает проблемную ситуацию, организует групповое обсуждение возникших вопросов, выдвижение гипотез и распределение учащихся по тематическим группам. На начальном этапе подготовки нужно тщательно продумать основополагающий вопрос и проблемные вопросы проекта. Именно от качества основополагающего вопроса и формулировок проблемных вопросов зависит то, с какой мотивацией будут выполнять ученики самостоятельное исследование: в соответствии с внутренней потребностью или под внешним воздействием, требующим от них исполнительской дисциплины, высокого уровня выполненной работы для положительной оценки, или их заставляет действовать страх перед учителем, одноклассниками, родителями.
Главное назначение основополагающего вопроса в том, чтобы нацелить учеников на более высокий уровень мышления, то есть, чтобы побуждать школьников к сравнению фактов, к определению самостоятельных оценок событий, объяснению явлений,
интерпретированию сведений и т.п.; связать изучение одной темы с другими дисциплинами и темами; обсуждать вопросы, которые ученики будут вынуждены задавать учителю.
Основополагающий вопрос проекта должен соответствовать следующим требованиям:
- не иметь единственного и очевидного «правильного» ответа;
- вызывать интерес у учеников;
- предполагать необходимость творческого подхода к изучаемому
материалу; - иметь широкий диапазон, обеспечивающий возможную взаимосвязь между различными областями знаний и объектами изучения;
Существует определенное сходство между основополагающим вопросом и проблемным. Не совпадают они в основном в психологической функции, которой проблемный вопрос обычно не имеет. Проблемный вопрос, как правило, отражает наличие противоречия в кругу изучаемых явлений науки, иногда может предопределить направление для поиска ответа, но не стимулирует учащихся, у которых нет устойчивой мотивации к предмету. Поскольку основополагающий вопрос должен быть интересен для учащихся всего класса, его формулировка может быть несколько шире чисто научной. Однако совсем отрывать его от предметной сферы, думается, нецелесообразно. Слишком отвлеченно сформулированный вопрос лучше всего использовать для внеклассной работы.
Так, например, в проекте «Гигиена питания» основополагающий вопрос был сформулирован так:
Может ли еда вредить здоровью человека?
В отличие от основополагающего вопроса, проблемные вопросы:
- привязаны к конкретной учебной теме или объекту изучения;
- поддерживают и обеспечивают ответ на основополагающий вопрос.
Проблемные вопросы являются более узкими по отношению к основополагающему вопросу, а поиск ответов на них соответствует основным направлениям исследовательской деятельности учащихся, результаты работы над которыми в совокупности дадут ответ на основополагающий вопрос. Чаще всего проблемные вопросы стимулируют воображение учеников и связывают предмет изучения с их собственными идеями и опытом, заставляют учащихся исследовать множество различных вариантов, толкают на детальное обсуждение и исследование, готовят почву для дальнейшего поиска истины.
Например, так выглядели проблемные вопросы учебного проекта «Гигиена питания»:
Что такое рациональное питание?
Каковы правила потребления пищевых продуктов, их физиологическая значимость?
- Далее осуществляется поиск информации по выбранной тематике. На этом этапе целесообразно привлечение активных родителей к деятельности в рамках проекта (буклет для родителей) На начальном этапе работы над проектом учитель помогает каждой тематической группе распределить роли, обсудить стратегию исследования, способы поиска информации, методы исследования и возможности оформления результатов работы. Итогом является план деятельности. Далее начинается самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся в соответствии с планом. На этом этапе учащиеся собирают информацию по теме проблемного вопроса в энциклопедиях, учебниках и в Интернете, обсуждают собранную информацию в группе, разрабатывают инструментарий исследования, проводят исследования, сравнивают его результаты с собранной информацией, делают выводы, которые будут ответом на проблемный вопрос. Если ученики затрудняются с поиском информации, можно порекомендовать им список информационных источников. Основное внимание учителю следует уделить промежуточным обсуждениям, дискуссиям внутри групп, консультациям учителей-предметников и школьного психолога по мере необходимости. Лист самооценки поможет участникам проекта осознать уровень личностного роста. (Приложение№3) Так же можно проводить промежуточное оценивание знаний учащихся и изучение их работ можно проводить по : анкетам, ЗИУ-таблицам, промежуточному обсуждению предварительных результатов каждой группы на мини-конференции, исследований, анализа концепций.
- При подготовке к защите проекта участникам предлагается ответить на вопросы кроссворда и теста.(Приложение №4) Следующим этапом является оформление результатов проектной деятельности. Оформление результатов планируется в виде презентации, вики-статьи и буклета, поэтому здесь может понадобиться консультация учителя информатики, на одной из консультаций необходимо обсудить с ребятами критерии оценивания презентации. Одновременно с презентацией готовится выступление группы на открытой защите, поэтому в критерии оценивания необходимо заложить пункты оценивания выступления учащихся, умение задавать вопросы и отвечать на них.
Работая в группах девочки и находя ответы на поставленные вопросы девочки учатся самоанализу и самоконтролю, они каждый раз возвращаются к первоисточникам, работают с картами памяти.
- Защита проекта, оппонирование, дискуссия: Защиту проектов можно организовать как открытое занятие, пригласить на нее родителей, учителей. В ходе защиты каждая группа представляет свою презентацию и публикацию, отвечает на вопросы. Оценивание происходит с помощью разработанных критериев участниками группы, участниками других групп, родителями и учителями. Защита проектов позволяет дать ответ на основополагающий вопрос, сформулировать общие выводы по итогам работы.
- По окончании работы необходимым элементом всей проектной деятельности является анализ проделанной работы, где учитель обсуждает с детьми, что у них получилось, что не получилось и почему. Немаловажным аспектом становится награждение групп. Представление проекта на школьной конференции, проводимой в мае каждого учебного года позволяет участникам проекта осознать личностную значимость, когда они делятся опытом на большой аудитории сверстников.
5.3 Ожидаемый результат. Работая над развитием творческой активности детей, заметила, как у них появился устойчивый интерес к технологическому творчеству, которая способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в обобщенном виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации.
Повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся, появились результаты влияния такой работы на детей. Учащиеся из объекта деятельности превратились в субъект, которому дозволено творить, порождать новое. А ведь это именно то, без чего ребенок просто не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность, его индивидуальная мотивационно - потребностная сфера. И если мы хотим видеть своих детей всесторонне развитыми, творчески свободными личностями, то, вступая в контакт с ними, должны уметь понять их мотивы и потребности и умело направлять ход их развития.
Дети с интересом берутся за выполнение самых сложных проектов и часто находят интересные способы их решения.
С усилением стремления к творческой активности, постепенно увеличился объём работы на уроке, как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности детей.
Ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат на уроках: ребята не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, проводимых как в школе, так и на городском уровне.
Таким образом, широко используя различные приемы активизации творческой активности и применяя их в учебном процессе, я добиваюсь положительных результатов в обучении и воспитании школьников.
6. Диссеминация педагогического опыта. Любой проект направлен на достижение цели, которую в самом общем виде для сегодняшнего образования можно сформулировать как повышение его качества. Сегодня мы все говорим об инновационном образовании.
6.1. Диапазон опыта и степень его новизны. Новизна опыта заключается в применении метода исследовательских проектов в учебно-воспитательной деятельности на уроках кулинарии; расширении зоны ближайшего и актуального развития в процессе самостоятельного исследования проблемы; в выходе проектов учащихся за рамки учебной деятельности и их применении в образовательной деятельности другими участниками педагогического процесса (применение данных проектов во время классных часов, бесед с родителями и детьми, в работе с подшефными ребятами и др.). Уроки технологии с элементами исследовательской проектной деятельности обеспечивают интеллектуализацию технологического обучения, привлекают детей не только возможностью овладеть новыми для них трудовыми операциями, но и возможностью рассуждать, принимать решения, осуществлять интеллектуальный поиск. Проектная деятельность ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью. Создание востребованных проектов в школе помогает в формировании научно – исследовательских умений и навыков учащихся. Учащиеся выполняют индивидуальные, самостоятельно разработанные проекты, выходящие по своему личностному смыслу за рамки технологического обучения, а по своему социальному значению за рамки привычной образовательной среды, связывающей школьника с реальными проблемами современного общества.
Овладевая проектной деятельностью учащиеся развернуто, поэлементно усваивают ее содержания, обеспечивающее его широкий перенос и глубокое овладение элементами проектной культуры. Вместе с тем такое развернутое, поэлементное усвоение содержания проектной деятельности обеспечивает и необходимые психологические условия процесса интериоризации полученных знаний. Проектная деятельность представляет собой не только форму усвоения знаний, умений, навыков, но и обеспечивает самостоятельное выделение и принятие основных целей учения, что позволяет представить в целом проектную деятельность в качестве значимого источника психического развития школьников.
Кроме того, проектная деятельность ведет к перестройке содержания познавательной сферы личности, поскольку субъектом учения является целостная личность, а не отдельно искусственно вычлененные из нее познавательные процессы - память, мышление, внимание и т.п. Проектирование и создание изделия - от идеи до ее воплощения развивает наглядно-образную память, абстрактно-логическое мышление и другие познавательные процессы, формируя интеллект ребенка.
6.2. Результативность опыта и достигнутые эффекты. Важным компонентом современного урока является проектная деятельность учащихся. Именно она мотивирует учащихся на получение прочных, практически необходимых, социально значимых знаний. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности. В концептуальных подходах к современной трудовой подготовке школьников методу проектов отводится стержневое место. Проектный метод ориентирован на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие воли, находчивости целеустремленности.
В последнее время мной активно используются преимущества проектной деятельности как основы формирования ключевых компетенций учащихся. В промежуточных этапах проекта провожу анкетирование и тестирование учащихся, чтобы проследить умение планировать свою деятельность. Во время работы над проектом активно использую упражнения.
Помимо тестов для определения креативности могут быть использованы специальные анкеты и опросники со списками ситуаций, чувств, форм поведения, характерных для творческих людей. Наблюдая за учащимися в процессе проектной деятельности, я выявила уровень их креативности, применив опросник креативности Джонсона (Приложение № 5). Опросник креативности (ОК) фокусирует внимание на тех элементах, которые связаны с творческим самовыражением. Таким образом, я определила уровень креативности учащихся. С целью определения объективности оценки учащихся своих творческий способностей и подтверждения данных, полученных посредством тестов креативности П. Торренса, я предложила учащимся ответить на вопросы теста Джонсона самостоятельно. Собственная оценка учащихся своих творческих способностей оказалась практически идентичной моей оценке. Кроме того, данные опросника совпадают у некоторых учащихся с результатами тестов П. Торренса. Таким образом, учащиеся объективно оценивают свои творческие способности, готовы применить их в проектной деятельности (Приложение № 6 ). Немаловажным фактом, свидетельствующим в пользу метода проектов, является повышение личностной самооценки учащихся в процессе проектной деятельности. Так, исходя из наблюдений на этапе распределения ролей в проекте, некоторые учащиеся объективно доказывали другим, что они могут успешно справиться с выбранной ими ролью на данном этапе проекта и подтверждали это на последующих этапах. “Мне это интересно, значит, я справлюсь с заданием”, - таков был и есть основной мотив учащихся в процессе работы над проектом. Адекватная и правильная самооценка побуждает старшеклассника к активности, направленной на формирование тех качеств, которые развиты недостаточно хорошо, к избавлению от недостатков. У учащихся, работающих над проектами, ярче проявляются и другие характеристики личности, такие как самосознание и самоконтроль. Самоконтроль – часть самосознания, оценка человеком личностно-значимых мотивов и установок. Самосознание является результатом развития деятельности и ориентировано на осмысление человеком своих действий, эмоций, мотивов поведения, потребностей, статуса в окружающей среде. Самоконтроль близко смыкается с самосознанием и является его проявлением.
И подводя итоги в конце года можно смело говорить о повышении уровня успеваемости по моему уроку, как минимум на 2% по сравнению с показателем на конец прошлого года.
В своей деятельности я использую проектную технологию, так как она синтезирует все серьезные достижения других технологий в нечто единое, целостное, включая компьютер, как естественный элемент. Ежегодно провожу школьную олимпиаду по технологии в которую включаю вопросы по всем учебным блокам. В ней принимает участие не менее 70% учениц. Сравнивая показатели можно отметить положительную динамику роста уровня качества знаний. Победители принимают участи в районных олимпиадах, где не редко занимают призовые места.
6.3 Адресная направленность. Данный метод рекомендован учителю с высокой квалификацией, способному стимулировать интерес ребят получить, осознать и правильно использовать определенную сумму знаний через проектную деятельность. Как руководитель проекта он должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями.
Работа в классе должна быть построена по типу работы творческой мастерской, где каждый ученик имеет своё рабочее место, оборудование, инструменты, справочную литературу, наглядные средства обучения, материалы, может получить консультацию учителя. Оформление интерьера мастерской желательно осуществлять в соответствии с требованиями современного дизайна, создавать в классе положительный психологический микроклимат. Нельзя рассматривать технологию исключительно как “практический” предмет, где главным является объект труда и не учитывается весь процесс создания изделия.
6.4. Трудоемкость опыта. Процесс проектизации знания, культуры и производства включает проектность (в личностном и социальном плане) в разряд стилевых черт современного мышления (В.Ф. Сидоренко, В.М, Розин, К.М, Кантор, И.И. Ляхов, Н.Н. Нечаев), как один из важнейших типологических признаков современной культуры практически во всех ее основных аспектах, связанных с творческой деятельностью человека. Степень овладения проектной деятельностью, ее качественными характеристиками, среди которых гуманистически ориентированное содержание, экологическая направленность, можно считать выражением проектной культуры человека, которая из разряда понимаемых в настоящее время переходит в разряд реально действующих.
Для учителей, разрабатывающих проекты важно найти точки соприкосновения разных областей знания, выработать общую стратегию команды учителей, обеспечить проект поддержкой психологической службы. Проект может реализовываться в рамках уроков, которые соподчинены общему замыслу проекта и содержат задания проектного характера. Продукт, полученный в ходе реализации проекта, должен быть отчуждаемым от ребенка и значимым для общества. Учащимся предоставляется возможность выбора тем, форм отчета о результатах деятельности.
Творческая деятельность ученика не может выйти за пределы имеющихся у него знаний. Значит, эти знания он должен получить на уроке. Учитель также обязан научить ученика навыкам и приёмам работы, которые были бы нужны ему для создания запроектированных изделий. Кроме того, творческий процесс не исключает знаний технологии выполнения изделий, правил безопасности труда. Здесь от учителя требуются огромные усилия, такт, чтобы поддержать школьника, не допускать разочарования в своих силах, отказу от творчества по "неумению".
Выполнение учащимися творческих проектов следует рассматривать не только как процесс, направленный на ознакомление учеников с разнообразным миром предметов и развитием их способностей, но и как один из эффективных способов трудового воспитания и политехнического образования.
7. Литература.
- Софья Маркуцкая: Тесты по технологии "Обслуживающий труд" 5-7 классы (к любому учебнику)
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат – М.: 2000
- Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? Методист, №1, 2004.
- Прокофьева Л.Б. Взгляд на качество образования с позиций методологического подхода (Модернизация современного образования: теория и практика. Сборник научных трудов)под ред. И.М. Осмоловской, доктора педагогических наук, сост. Л.Б. Прокофьева, Г.А. Воронина – М.: ИТиИП РАО, 2004.
- Управление проектами в современной организации: Стандарты. Технологии. Персонал. – М.: Академия Управления Проектами, 2004.
- Гуревич, Павлова, Петрова: Технология. 5 класс. Сборник проектов Издательство: Вентана-Граф, 2004 г.
- Сасова, Марченко, Гуревич: Сборник нормативно-методических материалов по технологии Издательство: Вентана-Граф, 2007 г.
- Самсонов С.М. проектная деятельность, как путь к жизненному успеху. Школа и производство №3 2010г.
- Красильникова Н.А. Проект как средство развития образовательной самостоятельности учащихся.Карпова В.И. от реферата к научной статье: приобщение школьников к исследовательской работе. Школа и производство №5 2009
- Трофимов В.В. Тигров В.П. Организация коллективных конструкторско-технологических проектов Школа и производство.№7 2009
- Сасосва И.А. от трудового обучения –к технологическому образованию Школа и производство №5 2008
- Петров А.В. Ярославова Г.Д. Опыт организации проектной деятельности Школа и производство №8 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательский метод с использованием компьютерных технологий как вариант организации деятельного подхода в обучении биологии
Методический материал, отражающий поле деятельности в области формирования деятельного подхода в обучении биологии....
Проектно-исследовательская учебная деятельность как инновационная образовательная технология.15.02.15
в статье идет речь о организации проектно-исследовательской деятельности на уроках математики, формах работы...
Создание условий для развития навыков проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивация воспитанников к саморазвитию
В образовательном процессе очень важно развитие творческих способностей воспитанников во всех значимых для них видах деятельности. Необходимо научить самостоятельно двигаться к намеч...
Открытый урок Проектно-исследовательская деятельность на уроке Технологии
Тема урока: Вязание крючком «Пано в подарок»Цель урока: Выполнить творческий проект с элементами исследования.Задачи урока:Исследовать историю возникновения вязания крючкомИсследовать мате...
Проектно–исследовательская деятельность на уроках технологии и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.
В статье описана педагогическая технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях реализации ФГОС. Представлены основные идеи организации проектно-исследовательской деятельности...
Применение ИКТ в проектно-исследовательской деятельности на уроках Технологии
Работая по учебнику под ред. И.А. Сасовой, в конце каждого раздела идёт разработка творческого проекта. Формирование исследовательских навыков средствами ИКТ способствует развитию творческой активност...