Урок технологии в 8 классе "Гибка металла"
план-конспект урока по технологии (8 класс) по теме

Замятин Александр Николаевич

Цели урока:

-       образовательная: научить учащихся приемам гибки листового металла и проволоки в тисках с помощью различных приспособлений;

-       воспитательная: прививать учащимся бережное отношение к инструменту и материалам, формировать самостоятельность и уверенность в своих силах;

-       развивающая: развивать навыки производительного труда, разбираться в практических ситуациях и самостоятельно осуществлять найденные решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-gibka_metalla.doc145 КБ

Предварительный просмотр:

Урок технологии в 8 классе

Подготовил и провел учитель технологии

Замятин А.Н.

Тема: Гибка металла

Цели урока:

  • образовательная: научить учащихся приемам гибки листового металла и проволоки в тисках с помощью различных приспособлений;
  • воспитательная: прививать учащимся бережное отношение к инструменту и материалам, формировать самостоятельность и уверенность в своих силах;
  • развивающая: развивать навыки производительного труда, разбираться в практических ситуациях и самостоятельно осуществлять найденные решения.

Материально-техническое оснащение урока:

Тиски, оправки, слесарные молотки, измерительные линейки, разметочный инструмент, металлические заготовки, эталоны изделий, инструкционно-технологические карты, плакат «Гибка металла», компьютер, мультимедийный проектор, таблица критериев оценки.

Место проведения:  слесарная мастерская.

Тип урока:  урок изучения и закрепления новых знаний

Технологическая карта урока:

Этапы урока

Деятельность мастера п/о

Деятельность учащихся

Организационная часть – 10 минут.

слайды 2 – 4

Проверка по журналу, объявление темы и цели урока.

Организуются на деятельность.

Вводный инструктаж – 25 минут

слайды 5 – 8

  1. Закрепление пройденного материала.
  2. Инструктаж  по содержанию урока, организации рабочего места, безопасности труда при гибке металла.
  1. Работа с карточками (Приложение 1)
  2. Слушают, запоминают, записывают.

Объяснение нового материала – 30 минут.

слайды 9 – 15

Дает определение гибки. Знакомит с  приспособлениями, инструментами для гибки металла. Объясняет и показывает наглядно через мультимедийный проектор приёмы гибки. Демонстрирует приемы гибки в тисках, обратив внимание на закрепление заготовки (риска расположена на уровне нагубников). Указывает на типичные дефекты при гибке, причины их появления и способы предупреждения в табличном варианте.(Приложение 2)
Формирует мотивацию ученика.

Записывают, осмысливают, запоминают, анализируют, делают выводы.

Основной этап

Текущий инструктаж.

слайды 16 – 34

Учебные упражнения – 4,5 часа.

Объясняет и показывает  через мультимедийный проектор последовательность операций в соответствии с картой учебных заданий (Приложение 3).

Дает возможность учащимся самостоятельно практически произвести на рабочих местах гибку металла. Обходит рабочие места с целью помощи, исправления ошибок,  дефектов, обучения.

Записывают, осмысливают, запоминают, анализируют, делают выводы.

Воспроизводят на практике

Заключительный инструктаж – 25 минут.


Рефлексия.

слайд 35

Анализирует, оценивает.
Оценивая работу учащихся на уроке, мастер п/о мотивирует на дальнейшую деятельность.


1. Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные на уроке?
2. Ты помогал другим или тебе помогали?
3. Что вызвало наибольшие затруднения?

Самооценка, анализ, подведение итогов.

Литература:

  1. Покровский Б.С. Слесарное дело: Учебник для нач. проф. образования/ Б.С. Покровский, В.А. Скакун. – М.: ИРПО: Издательский центр «Академия», 2003.
  2. Макиенко Н.И. Практические работы по слесарному делу. М., 1978.
  3. Скакун В.А. Руководство по обучению слесарному делу. М., 1977.

Приложение 1.

Карточки – задания

В-1

  1. Приспособления для плоскостной  разметки.
  2. Инструмент для плоскостной разметки.
  3. Красители, используемые  при разметке.
  4. Дефекты при разметке.

…………………………………………………………….

В-2

  1. Рубка металла.
  2. Инструмент для рубки.
  3. Углы заточки слесарного зубила для рубки стали.
  4. Виды слесарных молотков.

…………………………………………………………….

В-3

  1. Рубка металла.
  2. Инструмент для рубки.
  3. Углы заточки слесарного зубила для рубки стали.
  4. Виды слесарных молотков.

Приложение 2.

Типичные дефекты при гибке, причины их появления
и способы предупреждения

Дефект

Причины

Способ предупреждения

При изгибании уголка из полосы он получился перекошенным

Неправильное закрепление заготовки в тисках

Закреплять полосу так, чтобы риска разметки точно располагалась по уровню губок тисков. Перпендикулярность полосы губкам тисков проверять угольником

Размеры изогнутой детали не соответствуют заданным

Неточный расчет развертки, неправильно выбрана оправка

Расчет развертки детали производить с учетом припуска на загиб и последующую обработку. Точно производить разметку мест изгиба. Применять оправки, точно соответствующие заданным размерам детали

Вмятины (трещины) при изгибании трубы с наполнителем

Труба недостаточно плотно набита наполнителем

Трубу при заполнении  наполнителем (сухим песком) располагать вертикально. Постукивать по трубе со всех сторон молотком

Приложение 3.

Карта учебных заданий.

Учебное задание 1.     Гибка двойного угольника из полосы в тисках.

Задание выполняют в следующем порядке:

1. Определяем длину заготовки согласно чертежу:
          L = 20 + 60 + 15 + 2 × 0,5 ×  3 = 98 мм (где 2 -  два изгиба; 0,5 ×  3 - припуск на изгиб в зависимости от толщины заготовки).

Дополнительно прибавим к расчетной длине припуск на дополнительную обработку торцов после рубки - 1 мм на каждую сторону. Таким образом, общая длина заготовки составит           98 + 2 = 100  мм.

2. Отметив заданную длину на полосе, проводят риску. Полосу укладывают на правильную плиту и навесным ударом отрубают размеченную заготовку. При необходимости заготовку правят.

3. Обработав торцы заготовки, и получив расчетную длину, приступаем к гибке.

4. Размечаем заготовку, причем к размеру полки каждого изгиба прибавляют 1,5 мм, т. е. на полосе проводим риски на расстоянии 21,5 и 16,5 мм от каждого торца.

5. Зажимаем заготовку в тиски таким образом, чтобы риска линии изгиба совпадала с верхней поверхностью губок тисков.

6. Наносим удары молотком по выступающей части полосы, загибаем первую полку угольника. Затем заготовку переворачиваем, устанавливаем ее по второй линии изгиба и зажимаем в тиски.

7. Загибаем вторую полку угольника.

8. Качество гибки проверяют на глаз, углы — слесарным угольником, линейные размеры — линейкой.

Учебное задание 2. Гибка прямоугольной скобы с применением простейших
                                     приспособлений (плоских оправок).
 

Задание выполняют в следующем порядке:

1. Определяют длину заготовки согласно чертежу:

L = 23 + 30 + 40 + 30 + 23 + 0,5 × 2 × 4 = 150 мм,

где 0,5 × 2 × 4 — припуск на четыре загиба в зависимости от толщины заготовки.

К расчетной длине заготовки прибавляют 2 мм на обработку торцов после рубки, общая длина заготовки равняется 152 мм.

2. Разметив полосу, отрубают заготовку и, если необходимо, правят.

3. Опилив торцы заготовки, приступают к разметке линии первого изгиба, риску проводят, отложив размер 55 мм
   (23 + 1 + 30 + 1).

 

4. Размеченную заготовку зажимают в тиски между нагубниками (угольниками) на уровне линии разметки и загибают выступающий конец скобы.

5. Снимают заготовку, переворачивают ее, зажимают между нагубником и плоской оправкой, имеющей в сечении прямоугольник, соответствующий внутренним размерам скобы 40 × 32 мм (длина оправки должна быть не менее 60 мм). Загибают второй конец скобы.

6. Сняв заготовку и вынув брусок, размечают длину коротких полок. Проводят риски, отложив размер 21 мм от каждого конца.

7. Вставив внутрь размеченной скобы оправку, зажимают ее в тиски, следя за тем, чтобы линии разметки полок совпадали с поверхностью нагубников (угольников). Загибают короткие полки скобы.

8. Качество гибки проверяют на глаз, линейные размеры – линейкой, углы – слесарным угольником; отклонение от плоскостности полок проверяют на поверочной плите.

Учебное задание 3.  Гибка листового и полосового материала на круглых
                                  оправках.

Задание выполняют в следующем порядке (см. рис. 3.1.):

1. Берем подготовленную, обработанную заготовку.

2. При необходимости заготовку правим.

3. Заготовку с оправкой зажимаем в тиски таким образом, чтобы половина ее находилась выше уровня губок тисков.

4. Ударами молотка загибаем заготовку по оправке, добиваясь плотного прилегания ее к поверхности оправки. Переставляя заготовку с оправкой в тисках, загибают ее до нужного изгиба.

5. Контролируем качество гибки на глаз.

Учебное задание 4.   Гибка металла круглого сечения с применением
                                   приспособлений.

Выполнение данного задания рассмотрено на примере изготовления заготовки чертилки (см. рис.4.1.).

Гибка стального прутка выполняется в следующем порядке:

1. Определяем общую длину заготовки согласно чертежу:

L = lстерж  + lкол = 120 + 3.14 ∙ 30 = 214.2 мм

где 30 мм – диаметр кольца.

2. Отрезаем от прутка 215 мм;  0,8 мм оставляют на окончательную обработку, при необходимости пруток правим.

3. Отмерив от конца прутка половину длины окружности кольца (47 мм), зажимаем заготовку вместе с оправкой в тиски (см. рис. 4.2).

4. Ударами молотка загибаем полукольцо .

5. Развернув заготовку на 180° вместе с оправкой, загибаем вторую часть кольца.

6. Не вынимая оправки из кольца, заготовку переставляем в тисках и ударом молотка по стержню подгибаем его, придавая ему правильное положение относительно оси кольца; оси кольца и стержня должны совпасть.

7. При проверке качества гибки основное внимание уделяем симметричности расположения кольца по отношению к стержню. Линейные размеры проверяем линейкой, качество гибки – внешним осмотром.

Гибку кольца можно производить и в приспособлении, для чего один конец заготовки устанавливаем в зазор между штифтом и оправкой, а свободный конец заготовки берем руками и изгибаем пруток вокруг оправки (см. рис. 4.3.).

Если свободный конец прутка короткий и пруток имеет достаточно большой диаметр, гибку выполняют с помощью молотка или увеличивают длину прутка, нарастив его трубой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок технологии 5 кл. обработка металла

Разработка плана - урока по технологии в 5 кл. по разделу (обработка металла) с презентацией....

Конспект урока технологии в 5 классе. Тема: Конструирование изделий из тонколистового металла.

Урок направлен для обучения учащихся методам конструирования простых изделий из тонколистового  металла,  обратив  внимание  формирование    умения   опред...

Технологическая карта урока технологии на тему: «Опиливание заготовок из металла и пластмассы»

Краткое описание: В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход. Основная цель системно - деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе.Приоритетом школьного образования с...

Конспект урока технологии с использованием интерактивного обучения методом разыгрывания ролей Тема урока «Гибка тонколистового металла и проволоки»

В материалах представлены: конспект урока технологии с использованием интерактивного  обучения методом разыгрывания ролей,технологическая карта, презентация к уроку...

Разработка урока. Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов.

Разработка урока. Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов....