Солдатский быт в годы ВОВ
классный час по технологии (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2
Урок технология
5 класс
Тема урока:
Разработано учителем технологии Печёнкиной Натальи Алексеевны
с. Александровское – 2015г.
Предмет: технология.
Тема: " Солдатский быт в годы Великой Отечественной Войны."
Продолжительность: 1 урок (45минут)
Класс: 5 класс
Технологии: урок с дидактической игрой, урок изучение нового материала.
- Цель: формирование и расширение представлений учащихся о солдатском быте в годы Великой отечественной войне, воспитание патриотизма, гордости за наших солдат, уважения и благодарного отношения к героям военных действий.
- Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.
- Музыкальный ряд: Марк Бернес «Журавли» минус , Метроном - Минута Молчания
Ход урока:
- Организационный момент.
- Вводная часть:
Сегодня у нас не обычный урок. Мы с вами отправимся в путешествие по карте, на которой будут станции. С их помощью мы узнаем много нового и интересного о солдатском быте в годы Великой Отечественной Войны.
И так тема нашего урока:
Солдатский быт в годы Великой Отечественной Войны.
- Ход урока:
Старт.
В истории Великой Отечественной войны есть ряд тем, которые не подвергались тщательному изучению по причине своей малозначимости (с точки зрения многих исследователей). Одним из таких вопросов является тема быта солдат в годы войны. Однако хотелось бы заметить, что война в целом – это не только боевые действия, сражения и операции, стратегическое и тактическое мастерство военачальников, героическая самоотдача тружеников тыла, но и повседневная жизнь армии с еѐ заботами о пище, одежде, жилище. Во многом именно от степени налаженности быта зависит боевой дух армии, еѐ боеспособность.
– Скажите по какой информации можно говорить о быте солдат?
Интересную информацию о жизни и быте солдат содержат такие источники информации, как воспоминания, фронтовые дневники и письма.
Первая остановка.
Условия фронтового быта (обмундирование, санитарно-гигиенические условия, устройство жилья).
–Какие условия жилья, обмундирование и санитарно- гигиенические условия были у солдат во время войны?
В начале Великой Отечественной войны покрой униформы и способ ее ношения определялся Приказом №176 от 3 декабря 1935 года. Многое в солдатском быту, да и на фронте зависело от обмундирования. Только получив форму, новобранец чувствовал себя настоящим солдатом. А в холодные времена от формы так, вообще, зависело здоровье и самочувствие. Все вещевое имущество солдата записывалось в красноармейскую книжку.
Приказом №25 от 15 января 1943 года для солдат и офицеров вводилась гимнастерка нового образца. Солдаты характеризуют обе формы положительно, но отмечают, что у немцев снаряжение было более комфортно: «У нашего солдата все манатки в вещмешке. У немцев был ранец из свиной кожи, в случае чего его можно было под голову положить, а в нём чего только не было, даже туалетная бумага была». (Зайцев П.М.).
Одежда не всегда подходила по размеру, поэтому подлаживали под себя. Зайцев П.М. вспоминал: «Шинель выдали - я высокий, так она мне почти в пол была, а Федьке - по полу тянется. Он её взял и обрезал, да коротко. Было ему за порчу казённого имущества! Поругали, да наряд вне очереди, а в короткой так и ходил, в ней, вскоре, и убило».
На передовой белье одно на все время, да и помыться нет возможности. Верхняя одежда чистилась самим солдатом, за внешним видом которого строго следили старшие по званию, даже в боевых условиях солдат обязан был выглядеть опрятно и побритым. «Когда на отдыхе стояли, то постирать успевали, если тепло, а так какая стирка? Главное, высохнуть!». (Зайцев П.М.).
Вообще мытье в бане и прохождение санитарной обработки как "старики", так и прибывающее в части пополнение, проходили, в основном находясь во втором эшелоне, то есть, не принимая непосредственного участия в боях. Причем мытье в бане чаще всего приурочивалось к весне и осени. Летом бойцы имели возможность купаться в реках, ручьях, собирать дождевую воду. Зимой же не всегда была возможность не только найти уже готовую баню, сооруженную местным населением, но и построить самим — временную. Передислокации частей иногда были настолько частыми, что не только военные укрепления, но и бытовые помещения часто оставлялись вскоре после их постройки. Утром в бане мылись немцы, днём — мадьяры, а вечером — наши…
Вот как описывает жилищные условия в апреле 1942 года боец Ленинградского фронта 1025-й отдельной минометной роты Иван Григорьевич Мельников: «Как приехали на место, сразу зарылись в землю, построили хороший блиндаж. Под землю ведет отверстие, потом ступеньки земляные, на дверях плащ-палатка, внутри проход, а по бокам нары, покрытые соломой».
– Какой предмет находился круглый год с солдатом?
Немцы повсеместно пользовались шерстяными одеялами, советские же солдаты обходились шинелью, она была с ними практически все время — зимой на плечах, летом в скатке. В связи с приказом № 267 промышленностью было налажено производство небольших разборных чугунных печек, предназначенных для обогрева блиндажей и землянок».
Большинство располагались в окопах, траншеях, а то и просто в лесу. Например, лейтенант Михин в своих воспоминаниях пишет, что солдаты его части жили в окопах, на дне которых были ветки, а сверху натягивали плащ-палатку на случай дождя.
Танкист 92-го инженерно-танкового полка Василий Афанасьевич Москаленко рассказывает о том, что жили они в яме под танком. Но это было тогда, когда часть базировалась на одном месте. Когда же полк был в движении, то располагались прямо в танке: спали на снарядной боеукладке, подложив под голову вещмешок и постелив под себя шинель.
Солдаты приспосабливались к тяжелым жилищным условиям, а порою даже к отсутствию таковых. «Спать приходилось в снегу в плащ-палатках, укрывшись шинелью по 5-6 человек, так как от домов в деревне остались лишь печные трубы» - вспоминает Стасеев Николай Иванович, 1923 года рождения.
Таким образом, выяснилось, что жилищные условия солдат были очень тяжелыми. Приходилось спать, где придется. Шинель служила не только в качестве одежды, но была и одеялом, и покрывалом. Для соблюдения гигиены не хватало условий. Из-за отсутствия должного ухода у солдат заводились паразиты. Но, несмотря на эти препятствия, советские солдаты приспосабливались к обстановке, переносили стойко все неудобства, и это не сказывалось на их боеспособности.
Вторая остановка.
Солдатский рацион и снабжение продуктами питания.
– А как обстояли дела с питанием солдат?
«Хлеб – всему голова», – говорят в народе. Сытый и обеспеченный воин всегда одолеет врага. Поэтому организация питания бойцов на фронте являлась основной частью фронтового быта. Но, видимо, и до войны были проблемы с продовольствием в армии. Черемисин П.П. писал домой, когда ехал в поезде на срочную службу весной 1941 года .Денег не всегда хватало, порой их даже вообще не было. Не могли солдаты купить даже булку хлеба: «Мама я стал курить вообщем привык как волк к мясу и сейчас нет ни денег ни курева и если будите посылку посылать и пришлите курива и чего нибудь из жратвы. Хотяб ржануху я тем был бы радо слез».
В мае пишет с места службы под Минском «Приказ о введении новых норм продовольственного снабжения Красной Армии...
Военным советам фронтов армий и военных округов обязать командиров частей взять под свое непосредственное наблюдение организацию питания в войсках, установить такой режим в питании, чтобы красноармеец получил все положенное по нормам полностью и в хорошо приготовленном виде...».
Нехитрым был солдатский обед из походных котелков. «Щи да каша – пища наша», – гласит солдатская поговорка. Походные кухни были в каждом подразделении, в каждой воинской части. Гораздо труднее было организовать горячее питание на передовой. Еда для бойцов доставлялась сюда в специальных термосах-контейнерах. Чем ближе к фронту, тем меньше разница в питании солдат и офицеров.
Нередко во время наступления тыловики не успевали догнать передовые части, и тут каждый выкручивался, как мог. Иногда разживались трофеями, была возможность пристрелить какую-нибудь птицу. Но и в частях, находящихся в резерве, паек урезался неоднократно. Михаил Иванович Горохов пишет: «10 мая ребята нашли в одном доме зарытые в яме пуда три муки, ну и много разного имущества. Муку, конечно, взяли, а имущество нам не нужно. Мне дали 4 стакана муки, я из неё заваривал заваруху и с таким аппетитом поел, как будто на празднике».
Как вспоминает Стасеев Николай Иванович: «Кормили только два раза в день. Хорошо стали кушать с 1943 года, когда стали захватывать немецкие склады при наступлении».
«Голодухи я хватил, когда забрали в армию в ноябре 1943 года, мне только 16 лет, в декабре - 17 исполнится. Учили нас на радистов, до отправки на фронт. Организм растёт, а питание: вода да капуста. А на фронт привезли в 1944 году уже – тут кормили хорошо, хлеб вволю, каши, щи, кухня походная, сухой паёк. Правда, вкусненькое хотелось раздобыть, помню в Германии нашли много патоки сладкой в подвале, наелись вдоволь»,- вспоминает Зайцев П.М.
–А как вы думаете какое значение занимало употребление личным составом алкоголя?
Особое место занимало употребление личным составом алкоголя. Почти сразу после начала ВОВ спиртное было официально узаконено на высшем государственном уровне и включено в ежедневное снабжение личного состава. Солдаты рассматривали водку не только как средство психологической разгрузки, но и как незаменимое лекарство в условиях русских морозов. Без нее было невозможно, особенно зимой; бомбежки, артобстрелы, танковые атаки так действовали на психику, что только водкой и спасались. В подписанном И.В.Сталиным Постановлении ГКО СССР “О введении водки на снабжение в действующей Красной Армии” от 22 августа 1941 г. говорилось: “Установить начиная с 1 сентября 1941 г. выдачу 40о водки в количестве 100 граммов в день на человека красноармейцам и начальствующему составу первой линии действующей армии” [4, с.23]. «Я водку и курево отдавал всегда, мне не надо было, а вот отец писал, что курева ему не хватало, страдал больше, чем от недоедания». (Зайцев П.М.).
Таким образом, можно сделать вывод, что снабжение солдат на войне зависело от многих факторов: времени, места пребывания, рода войск, звания, человеческого фактора, находчивости самого солдата.
Третья остановка.
Отдых и досуг.
Свободного времени у солдат было очень мало, порою даже некогда была письма написать. Валерия Баландина писала родителям: «Работы теперь по горло. Десять дней, как я не снимаю днем шинели, нередко остаюсь на ночь в сапогах. Три дня не спала совсем, а 7 дней дремала, где придется, присаживаясь на 1–2 часа самое большее. Вот случайно проскользнула свободная минутка, которой я воспользуюсь, чтоб послать вам свой привет и сообщить, что жива и здорова и, что беспокоиться о длительном молчании не следует». Естественно, солдатам приходилось очень тяжело, свободного времени было очень мало, не всегда удастся черкануть, тут же и нехватка денег, вот и оставалось единственное развлечение - табак.
Бывали на фронте и минуты отдыха. Звучала гитара или гармонь. Но настоящим праздником был приезд художественной самодеятельности или выступление артистов. И не было более благодарного зрителя, чем солдат, которому, возможно, через несколько часов предстояло идти на смерть.
–Как вы думаете что помогало побеждать, рождать в человеке хорошее настроение, поднимали бодрость духа, боеспособность?
Прочно вошли в солдатский быт музыка и песня. О их роли на войне хорошо сказал В.А. Москаленко, участник боев на Карельском фронте: «Наряду с тяжелыми изнурительными боями, песня и музыка нам помогали побеждать, рождали в человеке хорошее настроение, поднимали бодрость духа, боеспособность».
«Как – то остановилась колона машин и долго стояли, молодёжь повысыпала и стала играть в козла, и «старики» с нами. Этим «старикам может лет по 40 было», а нам чудно!». (Мергенбаев У.Е., 1924 г.р.).
Немалую роль во фронтовых буднях играла книга. В вещмешке вместе с нехитрым солдатским скарбом нередко лежала любимая книга, томик любимых стихов. В условиях наступательных боев никаких библиотек в дивизиях не существовало.
Из воспоминаний Зайцева М.П.: «У меня книга в рюкзаке лежала, нашли в разрушенном доме на курево. А это стихи Пушкина оказались. Прочитал всю и даже заучил, хотя раньше не читал стихи».
Таким образом, видно, что весь день солдата был очень занят, поэтому и писем - то почти не писали. Так что родные не знали практически, как у них дела, и живы ли они вообще.
- Итог урока.
Финиш
Трудно было человеку на войне, трудно смотреть, как рядом падает убитый товарищ, трудно сотнями рыть могилы. Но наши люди жили и выживали на этой войне. Непритязательность советского солдата, его героизм делали победу ближе с каждым днем.
Не забывайте о солдатах,
Вступившихся за честь страны,
Не забывайте свист снарядов,
И будьте памяти верны!
Не забывайте о солдатах,
Что бились из последних сил,
В бинтах стонали в медсанбатах
И так надеялись на мир!
Но вновь солдат с больничной койки
Вставал — и шел на честный бой!
Не за награды был он стойким,
За край сражался свой родной!
Не забывайте о солдатах!
Тот миг, когда он погибал,
Не похоронки скорбной датой —
Молчания минутой стал!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фестиваль современной солдатской песни "Живая память"
Данный фестиваль проводится ежегодно в день памяти выпускника школы Рамиля Хузина, погибшего при выполнении воинского долга в Чечне. Фестиваль состоит из современных солдатских песен под гитару ...
фестиваль солдатской песни "Лира в солдатской шинели"
Методическая разработка внеклассного мероприятия посвящена Дню защитника Отечества....
Фестиваль солдатской песни к Дню Защитника Отечества "Песня в солдатской шинели"
Общешкольное мероприятие Фестиваль солдатской песни "Песня в солдатской шинели". подготовка к фестивалю была серьезной, так что выступления получились красочными, эмоциональными, впечатляющими. На мер...
«Солдатский быт в годы Великой Отечественной войны» Сценарий интерактивной экскурсии в школьном краеведческом музее
Интерактивная экскурсия с элементами реконструкции и театрализации в школьном историко-краеведческом музее....
Фестиваль военной песни «Песня в солдатской шинели» в рамках проекта "Песня года"
Авторы-составители: Манзык М.В., классный руководитель 6а классаСивцова Т.И., педагог орагнизатор Цели: воспитывать чувства патриотизма, гордости за свою страну, за русских людей на примерах...
Тема: «Подвиг солдатских матерей в годы ВОВ».
Тема: «Подвиг солдатских матерей в годы ВОВ». «Подвиг этот, будет в памяти жить...
методическая разработка урока истории "Игровая имитация солдатского митинга 1917 года"
Цель: развитие у учащихся навыков анализа исторических событий 1918 года, проектной деятельности.Задачи:1.образовательные:знание событий февраля – августа 1917г.; программ политических партий; и...