«Солдатский быт в годы Великой Отечественной войны» Сценарий интерактивной экскурсии в школьном краеведческом музее
методическая разработка по истории (7, 8, 9, 10, 11 класс)
Интерактивная экскурсия с элементами реконструкции и театрализации в школьном историко-краеведческом музее.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СШ-40
Предварительный просмотр:
«Солдатский быт в годы Великой Отечественной войны»
Сценарий интерактивной экскурсии в школьном краеведческом музее
Автор разработки – Синягина И.А., учитель истории. Руководитель школьного музея.
Пояснительная записка
Цель: воспитание гражданско-патриотических качеств учащихся методом погружения в атмосферу военных лет.
Задачи: 1. Расширение знаний о военной эпохе, знакомство с бытом советских солдат в годы войны.
2. Формирование представлений о духовных качествах советских солдат через рассказ о бытовой стороне их жизни.
3. Воздействие на эмоционально-нравственную сферу, формирование чувства сопереживания, гордости за историю своей страны и сопричастности с ней.
Подготовка: Данная экскурсия была подготовлена и проведена в рамках группового проекта учащимися 7 класса (3 год обучения по программе краеведческого клуба «Родники»). В сценарии задействованы 6 человек - 3 девочки и 3 мальчика. Занятие рассчитано на учащихся 7-11 классов, а так же взрослых экскурсантов.
Оборудование: мультимедийный проектор, два компьютера (для видео и музыкального сопровождения).
Реквизит: образцы красноармейских книжек (по числу зрителей), военная форма для мальчиков, 3 гимнастерки, ремни, пилотки, шинель, ремень для скатки, буденовка, каска, подсумки, пехотная лопата, плащ-палатка, вещмешок, солдатское нательное белье, мыло, полотенце, помазок, подворотничок, иголки с нитками, щетка, масленка, мешочки для сухпайка, спички, банка тушенки, котелок, фляга, ложка, кружка, папиросная бумага, кисет, индивидуальный перевязочный пакет, солдатский медальон, фронтовые письма, книга, гильза, распечатки текста песни «Махнем не глядя», одноразовая посуда, солдатский термос с кашей.
Время: 45 минут.
Звучит мелодия песни «И все о той весне». Три девочки-ведущие выходят к зрителям. Слайд 1.
1-ая ведущая:
Наша память пылает кострами
По огромной бескрайней стране,
Тем, кто в битвах за Родину пали
В этой страшной тяжелой войне.
2-ая ведущая:
Кто прошел этот путь от границы,
И от Волги к Берлину дошел.
Похоронок жестоких страницы
Миллионы разнес почтальон.
3-ая ведущая:
Кто поднял красный флаг над Берлином,
И рыдал под победный салют.
Кто вернулся потом птичьим клином
В дом родной, где с надеждою ждут.
Слайд 2.
1-ая ведущая: Здравствуйте, дорогие гости. Мы рады приветствовать вас в стенах нашего школьного музея, в экспозиции, посвященной трудовому и ратному подвигу наших земляков в годы Великой Отечественной войны. Наш музей хранит истории о великих и малых битвах, знаменитых и неизвестных героях.
2-ая ведущая: Но в памяти о войне есть и непарадные уголки. Ведь наши солдаты, добывшие для нас Победу, были не сверхчеловеками, а простыми людьми. Их подвиг - это ежедневный, тяжелый солдатский труд. И он начинался с сурового фронтового быта. Скажите, а что мы обычно вкладываем в это слово?
Ответы гостей: Одежда, жилище, пища, отдых.
Слайд 3-4.
3-ая ведущая: Верно. Как жилось солдатам на той войне? Как выносили они холод и голод? Что должен был знать и уметь бывалый солдат, чтобы остаться достойным человеком, сохранить здоровье, силы и жизнь и поддержать товарища. Как подавляли они свой страх перед смертью и где черпали мужество? Мы предлагаем вам пройти особой тропой солдатской славы. И может быть, эти далекие Герои станут чуточку ближе для вас.
Звучит «Прощанье славянки».
Слайд 5.
1-ая ведущая: С чего начинался в 1941 году солдат Рабочее-Крестьянской Красной Армии (сокращенно - боец РККА)? Конечно, с документа, который выдавался молодому новобранцу. Он назывался – Красноармейская книжка. В нашем музее хранится несколько подлинных книжек фронтовиков, но мы предлагаем вам поближе рассмотреть их копии.
(Раздаются копии книжек)
Слайд 6.
2-ая ведущая: Такая маленькая и простая книжечка, но солдат носил её всегда возле сердца. Действительно ли она была так важна? Попробуйте найти ответ на этот вопрос, изучив её содержание.
Ответы: Первые строки книжки – «Красноармейцу книжку иметь при себе. Не имеющих книжку – задерживать». В книжку записывалась вся информация о солдате, о месте его службы и т. д.»
3-ая ведущая: Правильно. Эту книжку можно было бы назвать паспортом солдата. Но в наших паспортах не пишут «не имеющих при себе – задерживать». Почему же здесь это написано в первых строках?
Ответ: В военное время солдат без книжки мог оказаться дезертиром или шпионом, поэтому его нужно было задержать до выявления личности.
Боец расставался с ней только уходя в бой, тогда красноармейская книжка оставалась на хранение в штабе. Как вы думаете, почему?
Ответы: в бою книжка могла пострадать или попасть в руки врага.
Верно. А следом за этим документом солдату выдавали определенное обмундирование и снаряжение. Все, что получал солдат, тщательно фиксировалось в четвертом разделе его книжки. И это будет наша вторая остановка в сегодняшнем путешествии в прошлое.
Под первый куплет «Баллады о солдате» выходят три мальчика в форме. Первый в гимнастерке без погон и в буденовке, второй в каске и гимнастерке с погонами, третий в пилотке и шинели.
1-ая ведущая: Так хорошо знакомые нам по фотографиям, фильмам и книгам солдатские символы Победы – гимнастерка, шинель, пилотка. Из удобного прочного материала защитного цвета, который не перегревается летом и сохраняет тепло зимой. Но знаете ли вы, что форма бойцов менялась за годы войны? Можете ли вы, например, определить, кто из наших бойцов пришел к нам прямо из 41 года, а кто, скажем из 45?
Ответы: Солдат в буденовке и без погон – из 1941 года. Остальные из 1945.
Слайд 7.
1-ый боец: (Снимает буденовку и показывает, как она превращается в башлык). Буденовка – самый знаменитый головной убор Красной Армии первых лет её существования со времен Революции и Гражданской войны. Иногда её называют богатыркой. Как вы думаете, почему?
Ответы: Она имеет форму богатырского шлема.
Слайд 8.
Да, по форме она напоминает шлем русских витязей и именно такой её придумали лучшие русские художники Васнецов и Кустодиев. А свое название она получила от имени одного из первых советских маршалов Семена Буденного. Буденовка считалась зимним головным убором. Но в условиях суровой русской зимы она не могла спасти наших бойцов от холода, поэтому в годы войны её заменили шапки-ушанки.
Слайд 9-10.
2-ой боец: 25 лет с момента своего возникновения в Красной Армии не существовало погон. Воинские звания можно было определить по специальным нашивкам на воротниках и рукавах. Но в январе 43 года, для того чтобы поднять престиж командиров на формах появились погоны, по цвету и знакам которых можно было легко определить род войск и звание военного.
Слайд 11.
Звучит мелодия песни «Бери шинель, пошли домой».
3-ий боец:
Эх, суконная, казенная,
Военная шинель, -
У костра в лесу прожженная,
Отменная шинель.
Знаменитая, пробитая
В бою огнем врага
Да своей рукой зашитая, -
Кому не дорога?
Почти все памятники русским солдатам «одеты» в бронзовые шинели. Эта верная подруга сопровождала наших воинов с 18 века! Укрывала от холода и дождя в походе, служила постелью в ночлеге и даже спасала жизнь в бою. Сколько стихов, поговорок, песен и сказок сложено о ней. Солдат не расставался с шинелью даже летом. Но как же он носил её в жару?
Ответ: В виде скатки.
Слайд 12.
Конечно, солдатская скатка – правильно скрученная шинель – неизменный атрибут советского пехотинца. Бывалый солдат мог скатать её за считанные минуты. Удобнее всего это делать вдвоем. Кто из вас хочет прямо сейчас попробовать себя в этом хитром деле?
Боец показывает, как скручивать скатку с помощью одного из гостей. А затем надевает её.
Ну вот, боец готов к походу и к бою. Многие считают скатку неудобной. Бывало, что в бою она мешала и солдаты скидывали её на землю. Но случалось, что она и спасала жизнь бойцу во время рукопашного боя, защищала от удара штыка.
Звучит мелодия песни «На безымянной высоте». Слайд 13.
2-ый боец: СШ-40. Так назывался этот вид снаряжения. Кто из вас сможет расшифровать эти буквы и цифры? (Зрители делают предположения). СШ-40 - Стальной Шлем, принятый на вооружение в 40 году. В просторечье - каска. Еще один символ войны. Наши солдаты знали не меньше пяти способов её использования. А можете ли вы их назвать?
Ответы: 1) защита в бою, 2) котелок, 3) черпалка 4) оружие в рукопашном бою 5) приманка для вражеского снайпера (солдаты выставляли её из окопа на палке, чтобы обмануть врага)
Вы удивитесь, но русские солдаты не любили эту каску. Почему? Кто из вас попробует её примерить? (Выходит желающий, надевает каску) Как ощущения? Вес каски – 800 грамм, после долгого ношения это превращалось в испытание. Так что многие бойцы отказывались от нее. В некоторых частях носить каску было признаком трусости. Но вот фашистские солдаты высоко ценили это наше снаряжение. Многие немцы старались раздобыть советскую каску, потому что она была намного прочнее, чем их собственная, хотя и тяжелее. Изготовлялись эти каски в Ленинграде и Сталинграде. Всего за годы войны их было сделано до 10 миллионов. Эта каска не устарела и до наших дней.
Мелодия «В лесу прифронтовом». Слайд 14.
2-ая ведущая:
«Инструмент» без заковырок-
Лишь четыре уголка,
Две прорехи, двадцать дырок
Да в придачу два шнурка.
Кто из вас первый угадает название этого легендарного снаряжения советских воинов?
Ответ: плащ-палатка.
3-ая ведущая: Конечно. Плащ-палатка. Именно в плащ-палатку одет самый знаменитый символ нашей победы – бронзовый «Воин – освободитель» в городе Берлин. Это удивительное снаряжение популярно у мужчин до сих пор, особенно у любителей туризма. Но почему же его назвали «инструментом»? Смекалистые советские солдаты знали пять способов использования каски. А вот в случае с плащ-палаткой их было больше десяти. А сможете ли вы назвать эти способы? Как солдаты применяли это снаряжение? Может быть, вы придумаете новые?
Ответы: 1) плащ, 2) палатка для одного, а скрепленные вместе 2-4 палатки – для нескольких солдат, 3) тент, 4) одеяло, 5) подстилка, 6) скатерть на привале, 7) крыша на землянке, 8) гамак, 9) носилки для раненных, 10) маскировка, 11) плавсредство (из палатки делали подушку, которую набивали соломой и на таком плоту переправлялись через реку вплавь, привязав к нему оружие, чтобы не намокло).
Слайд 15.
Плащ-палатка занимала очень мало место в мешке солдата, но при необходимости, она за минуту превращалась и в одежду и в дом для солдата. Кто из вас желает научиться надевать это снаряжение?
Выходит желающий, девочки показывают как правильно и быстро надевать плащ-палатку: Плащ-палатка раскладывается на полу. Находим верхний угол по простроченному шву. По диагонали от него – пуговица. Загибаем противоположный угол и застегиваем на пуговицу. Надеваем палатку на плечи, завязываем завязки. Осталось сформировать капюшон. Вставляем руку в прорезь. Застегиваем пуговицы. Солдат готов.
Звучит мелодия песни «Здесь птицы не поют». Слайд 16.
1-ый боец: Какой же воин без оружия? Стрелки-пехотинцы были вооружены либо винтовками, либо автоматами. Все необходимое для боя солдат нес на ремне в специальных подсумках – патроны, запасной диск к автомату и гранаты. Здесь же крепилась неизменная походная фляга в футляре.
2-ой боец:
А попробуйте угадать, для чего предназначался этот подсумок? Ответ на этот вопрос можно найти на этом знаменитом плакате времен войны.
Слайд 17. На экране плакат «Лопата-друг солдата». Слово «лопата» скрыто. Нужно вставить закрытое слово.
Ответ: лопата
Малая пехотная лопата, сокращенно МПЛ-50. 50 – это её длина, ровно 50 см. Незаменимейшее оснащение пехотинца. Солдаты заботились о ней больше, чем о винтовке. Почему?
Ответ: С помощью лопатки солдат быстро выкапывал себе окопчик для укрытия от вражеских пуль во время боя.
МПЛ была придумана еще в 19 веке в Дании, но сразу же полюбилась русскими солдатами. А в Советской Армии воины научились этой лопатой не только окапываться, но и воевать. В умелых руках в рукопашном бою она превращалась в боевой топорик. Были разработаны даже специальные приемы ведения боя лопаткой.
Слайд 18. Песня «Эх, дороги»
1-ая ведущая: Но кроме оружия у солдата, конечно всегда под рукой должны быть личные вещи. Воины месяцами проводили в походах, постоянно меняя место ночлега, чаще всего им приходилось спать в палатках или землянках, готовить пищу на костре. Весь свой дом солдат носил в вещмешке, который русские солдаты с уважением называли по имени - «Сидор». И здесь нас ждет следующий привал.
Выходит 1-ый боец с вещмешком. Слайд 19.
2-ая ведущая: Часто можно услышать, что немецкие солдаты были лучше оснащены. В поход они шли с вместительными ранцами, в которых можно было найти огромное количество полезных вещей. Ножницы, зеркало, несколько видов ножей, фонарь, булавки, свечи, даже деревянное яйцо для штопанья носков и туалетную бумагу. Более 40 видов предметов!
Слайд 20.
1-ая ведущая: Но советские бойцы только удивлялись подобному оснащению. Они напротив всегда стремились свести к минимуму количество вещей в своем мешке. Наши воины славились умением обходится малым и наступать налегке.
Солдатский сидор имеет очень простое устройство и в пустом виде занимает очень мало места. Подумайте, для чего к нему крепятся вот эти ремешки?
Ответ: Чтобы прикреплять снаружи разнообразное снаряжение.
Да, к ним можно прикрепить скатку, каску, котелок, лопату. А для чего солдату вот это крепление на груди?
Слайд 21.
Ответ: оно удерживает лямки мешка на плечах и освобождает руки.
С помощью этого крепления солдат может вступать в бой прямо с мешком за плечами, не боясь, что он свалиться в неподходящий момент. В мешке солдат хранил только самое необходимое. Как вы думаете, что же там лежит?
Ответы: любые.
3-ая ведущая: Давайте взглянем внутрь с разрешения нашего бойца. (Достает портянки)
Мелодия песни «Катюша».
Солдатская загадка: солдатские носки прямоугольной формы. Что это?
Ответ: портянки
Слайд 22.
Ну, конечно! Знаменитые солдатские портянки, заменявшие нашим солдатам носки к глубоких времен. В солдатском фольклоре портянки соперничают только с шинелью. Не счесть пословиц, стихов и даже песен сложенных о них.
1-ая ведущая: Слезами портянку и ту не вымоешь.
2-ая ведущая: Щи - хоть портянки полощи.
1-ая ведущая: Без отваги человек и портянки не стоит.
2-ая ведущая: Ты мне друг или портянка.
3-ая ведущая: Знаете ли вы, что портянки в нашей армии были заменены носками всего несколько лет назад, когда солдат переобули в берцы?
3-ий боец:
Ковровые дорожки и паркет
Для генеральских предназначены штиблет,
А для ноги солдатской,
В жаре и стуже адской,
Милей портянки не было, и нет…
До сих пор большинство военных считают, что портянки намного удобнее носков. А вы как считаете? Есть ли у них преимущества?
Ответы: 1) они прочнее носков, которые сразу прохудятся в сапоге во время похода, 2) их легче сушить, 3) если портянка намокнет, можно быстро переобуться, намотав вниз сухой конец ткани, 4) легко раздобыть новую, 5) можно использовать сапог большего размера, 6) можно использовать её как перевязочное средство и т. д.
И все же у портянки есть и минусы. Например, нужен навык в её наматывании. Иначе с непривычки можно легко заработать мозоль. Предлагаю вам освоить эту нехитрую науку.
Показывает мастерство. Слайд 23.
Кто-нибудь желает попробовать?
Мастер-класс с желающими.
Слайд 24. Мелодия песни «Огонек».
1-ый боец: Солдат привык довольствоваться малым. Бывало боец месяцами не мог сменить одежду, мылся и стирал вещи в реке. Самым страшным испытанием был не холод, а окопные вши. Но все же, наш солдат никогда не был оборванцем! Устав требовал от воина соблюдать гигиену и опрятность. Что же носил при себе наш боец?
Достает из мешка поочередно, показывает и спрашивает название вещей: смену солдатского белья, мыло, полотенце, зубную щетку, зубной порошок (пасты в те годы не было, зубы чистили порошком, помазок для бритья, сменный подворотничок (подшиву), который солдат пришивал к воротнику гимнастерки (это было красиво и гигиенично), нитки трех цветов с иглой, щетку для одежды.
Солдат должен был содержать в чистоте и порядке не только себя, но и свое оружие, от которого зависела его жизнь. Вот почему в каждом вещмешке можно было найти вот такую масленку, чтобы смазывать автомат или винтовку.
Слайд 25. Звучит мелодия песни «На солнечной поляночке»
2-ой боец: Но одной чистотой сыт не будешь!
Есть войны закон не новый:
В отступленье — ешь ты вдоволь,
В обороне — так ли сяк,
В наступленье — натощак.
На передовой никогда не знаешь, где придется завтракать, обедать или ужинать. Поэтому у солдата в вещмешке – котелок, который можно подвесить на огне, кружка, ложка и набор мешочков для сухпайка, на случай, если полевая кухня – печка на колесах с поваром - останется далеко в тылу. Мешочков пять. А сможете ли вы на ощупь угадать, что лежит в каждом из них?
Вызываются добровольцы, угадывают: крупа, соль, сахар, чай, сухари.
А почему именно сухари, а не хлеб?
Ответ: они долго хранятся, не покроются плесенью
3-ий боец: А вот и главное кулинарное сокровище солдатского вещмешка под названием НЗ. (достает тушенку). Кто знает, как это расшифровать?
Ответ: любой
Слайд 26.
Неприкосновенный запас, это значит, что использовать его можно было только в крайних случаях, если нет надежды на полевую кухню. Одну банку выдавали на несколько человек. Особенно любили наши солдаты американскую тушенку. В этой войне США были союзником СССР. Три года наше командование пыталось уговорить американцев, открыть второй фронт против фашистов в Европе. Но те всячески отказывались и соглашались только помогать нам оружием и продуктами. И тогда наши солдаты придумали шутку. Они назвали вторым фронтом американские консервы! И всякий раз, когда хотели «прикончить НЗ» они смеялись:
2-ий боец: Давай уже откроем второй фронт!
Слайд 27. Звучит мелодия песни «На всю оставшуюся жизнь».
3-ая ведущая: Каждую минуту на войне солдат мог получить рану, и не всегда рядом сразу же оказывалась медсестра. Потому боец должен быть готов оказать первую медицинскую помощь себе или, если понадобиться, своему товарищу. В каждом вещмешке лежал вот такой герметичный индивидуальный перевязочный пакет. С помощью его можно было в считанные минуты наложить повязку на любую рану.
Показывает на бойце.
Пакет быстро разрывается. Внутри, в упаковке – булавка и две марлевые подушечки на рулоне стерильного бинта. Одна прикреплена, а другую можно передвигать. Первую подушечку закрепляли с одной стороны раны. Вторую, по необходимости, - с другой (например, на месте выхода пули). Оставалось замотать бинт и скрепить его булавкой.
1-ая ведущая: Раны для солдата дело обычное. И часто это свидетельство настоящего героизма. Излечившийся от ран солдат возвращался в строй. В годы войны было принято решение отмечать таких бойцов. Им на гимнастерку пришивали особые нашивки – нашивки по ранению в виде полосок разноцветной тесьмы. (Показывает) По их количеству и цвету можно было понять, сколько и как был ранен герой. Красная тесьма означала легкое ранение. Желтая – тяжелое.
Слайд 28.
2-ая ведущая:
И жизни не щадя, и отдыха не зная,
Идут бойцы в атаку на врага.
Зима их ждёт в окопах фронтовая -
Мороз, и снег, и ветер, и пурга.
3-ая ведущая:
Но - что зима, когда своей заботой,
Своей любовью, нежностью своей
Семья великая советских патриотов
Родных обогревает сыновей!
1-ая ведущая:
Мы им пошлём и валенки и шубы
И шапки и фуфайки отдадим.
Пускай метель во все завоет трубы -
Зима придёт союзницею к ним.
Слайд 29. Звучит мелодия песни «Давай закурим».
2-ая ведущая: (достает кисет) А вот и последний мешочек, он очень отличается от других. И часто бывало, именно он был самым дорогим сокровищем солдатского вещмешка. Знаете, почему?
Ответ: возможны варианты.
Это кисет - мешочек для табака или махорки (его разновидности). Для солдата -это кусочек дома. Раздобыть сигареты на войне было трудно и солдаты курили самокрутки – сами сворачивали себе папиросы из курительной бумаги и щепотки табака из кисета.
3-ая ведущая: Такие кисеты с любовью солдатам вышивали их жены. Девушки в тылу шили и украшали их надписями «Ждем с Победой», «Дорогому бойцу» и присылали их в посылках незнакомым солдатам. Часто внутрь они вкладывали письмо со своим адресом. Так завязывалась переписка, дружба, а возможно, и начиналась семья.
Слайд 30. Звучит мелодия песни «В землянке».
1-ый боец: В укромном уголке каждого солдатского вещмешка хранилась стопка писем из дома. Блокнот и химический карандаш. Если подержать его во рту, то надпись сделанную таким карандашам не отличишь от надписи авторучки. В короткие часы привала, солдаты грели душу сочиняя весточки своим родным. Они не могли рассказать в этих письмах всю страшную правду о своем нелегком труде, но могли передать нечто гораздо большее.
Слайд 31.
2-ой боец:
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Эти знаменитый строчки из стихотворения Константина Симонова в годы войны знал наизусть каждый солдат. Встретить в вещмешке советского бойца книжку было делом совсем обычным, но к этому стихотворению относились с особым трепетом. Считалось, что, если носить его с собой, написанным на листочке, то солдата минует смерть.
Звучит мелодия песни «Темная ночь».
3-ий боец: Смерть. Солдат научился жить с ней бок о бок и не дрожать перед её лицом. Смерть врага, смерть товарища, собственная смерть. То что в мирные дни кажется потрясением на войне – тоже часть быта. И советские воины умели управлять своими страхами, оставаясь людьми из плоти и крови.
1-ый боец: Но была в снаряжении наших бойцов одна маленькая вещица, от которой они старались избавиться поскорее. Вот этот крошечный пластмассовый цилиндрик – знаменитый солдатский смертный медальон, который боец должен был всегда носить в специальном кармане брюк. Знаете зачем?
Ответы: любые.
Слайд 32.
2-ой боец: Уходя в бой воин оставлял красноармейскую книжку в штабе, но что, если он будет убит или тяжело ранен и не сможет назвать своего имени в госпитале? У фашистских солдат на этот случай были специальные жетоны. У советских – медальоны. Чтобы опознать павшего солдата внутрь медальона вкладывали маленький листок, который бойцы называли «паспорт смерти» (показывает). Для современных поисковиков, которые до сих пор разыскивают не похороненных солдат в местах боев найти такой медальон – настоящий подарок. Ведь таким образом, можно восстановить имя погибшего.
3-ий боец: Вот только чаще всего эти листочки оказываются пустыми. Наши воины были суеверны. Считалось, что смерть неминуемо настигнет тебя, если ты будешь носить медальон. Но как же быть? Как оставить хоть какой-то знак, по которому тебя могут найти?
Ответ: написать свое имя на каком-нибудь предмете (На каком?) Например, на котелке. Но котелок может потеряться и не всегда с тобой в бою.
Можно было использовать обычную гильзу от патрона. Но чаще же всего солдаты писали свое имя и адрес на солдатских ложках. (Слайд 33). Потому что ложка всегда была при солдате! Почти каждый боец в походе после еды засовывал свою ложку за голенище сапога.
1-ая ведущая: На войне каждый солдат верит в обереги, способные защитить от гибели. Для нашего воина такими оберегами могли оказаться самые странные вещи. Например, монета, которую он взял у соседа, уходя на фронт. Считалось, что тебя не убьют, пока ты не вернешь долг.
2-ая ведущая: Или ключ от дома. Ты обязательно должен вернуться, чтобы отпереть им свою дверь.
3-ая ведущая: Солдаты считали, что пуля минует тебя, если носить в кармане у сердца фотографию любимой девушки.
1-ая ведущая: И часто в место табака в вышитых кисетах они носили простую горсть родной земли. С былинных времен существовало поверье, что она обязательно убережет своего защитника.
Звучит мелодия песни «Брянская улица». Слайд 34.
1-ый боец:
Велики ль богатства у солдата?
Скатка, автомат, да вещмешок,
2-ой боец:
Да лопатка сбоку, да граната,
Да простой походный котелок.
3-ий боец:
А еще родимая земля –
От границ до самого Кремля.
2-ая ведущая: Мы разобрали вещмешок, а теперь его надо собрать! Это тоже навык и смекалка. Кто из вас хочет попробовать себя в этом деле?
Гости собирают вещмешок.
Слайд 35. Звучит мелодия песни «Вася-Василек».
3-ий боец:
Жить без пищи можно сутки,
Можно больше, но порой
На войне одной минутки,
Не прожить без прибаутки,
Шутки, самой немудрой.
2-ой боец:
Бодрость духа – это ключ к победе. Советские солдаты славились умением отдыхать и поддерживать себя юмором и смекалкой. На войне рождались задиристые солдатские поговорки и присказки. А ну-ка попробуйте сами закончить некоторые из них? Давайте попробуем хором.
Слайд 36.
1-ая ведущая: «Жить — родине …. (служить)».
2-ая ведущая: «Тот герой, кто за родину … (горой)».
3-ая ведущая: «СССР — всему миру …. (пример)».
1-ая ведущая: «Немец боек, да русский … (стоек)».
2-ая ведущая: «Не теряй отвагу, назад ….! (ни шагу)».
3-ая ведущая: «Русский немцу задал …. (перцу)».
1-ая ведущая: «Что русскому здорово, то немцу … (смерть)».
2-ая ведущая: «Русский солдат не знает … (преград)».
3-ая ведущая: «С родной земли умри — …. (не сходи)».
1-ая ведущая: А еще у советских солдат в годы Великой Отечественной войны возникло много фронтовых традиций.
2-ая ведущая: Самый знаменитый из них назывался «махнуться или махнуть не глядя». Если два бойца расставались на фронтовых дорогах, они на счастье играли в забавную игру.
1-ый боец: «Махнем не глядя?»
2-ой боец: «Махнем!»
Обмениваются вещами.
3-ая ведущая: Главное в этой игре заключалось в том, что никто из её участников не знал, что именно отдаст ему товарищ в обмен на его вещь!
Именно об этом обычае поется в знаменитой советской песне. А без песни на привале никак не обойтись! Так давайте друзья все вместе споем! Хором. Подпевайте.
Гостям раздают листочки с текстом песни «Махнем не глядя». Все дружно поют под плюс. Ведущие подпевают.
Слайд 37.Звучит мелодия песни «Весна сорок пятого года».
2-ой боец: Почти все вещи, которые мы вам показали не являются подлинными. Они были сделаны уже после войны. Но есть в нашей коллекции настоящая реликвия. Подлинный фронтовой мешок солдата Ивана Андреевича Летягина из деревни Шелдяково. (Слайд 38). Его передала нам дочь солдата, Надежда Ивановна. А давайте на прощанье соберем в дорогу необычный вещмешок.
3-ий боец: Пусть каждый сейчас подумает и вспомнит самый интересный предмет солдатского обихода, о котором он сегодня узнал. А теперь, начнем передавать мешок по цепочке. Взяв мешок каждый должен назвать громко этот предмет.
Гости выполняют задание.
Слайд 39.
3-ая ведущая: Прекрасно, но что-то в этом мешке не хватает! А давайте положим сверху самые важные качества, которыми должен был обладать наш солдат на той страшной войне, Какие черты его отличали и помогали идти сквозь трудности к Победе?
Ответы: стойкость, смелость, смекалка, любовь к Родине, мужество, аккуратность, выносливость, трудолюбие, остроумие, ненависть к врагу, великодушие и т. д.
1-ая ведущая:
Солдату я слагаю оду.
Был ратный путь его тяжёл.
1-ый боец:
Он всё прошёл: огонь и воду,
И трубы медные прошёл.
2-ая ведущая:
Шагал по вражескому следу
До завершающего дня.
2-ой боец:
И прочно выковал Победу
Из грома, стали и огня.
3-ая ведущая:
И полная творящей силы,
Вся в блеске солнца, не в дыму,
3-ий боец:
Стоит спасённая Россия,
Как вечный памятник ему.
Слайд 40.
3-ая ведущая: Дорогие друзья, мы надеемся, что наш поход солдатской тропой был для вас интересен! Спасибо за внимание. И мы с радостью ждем вас в гости снова. А пока разрешите пожелать вам мирного неба над головой и чтобы наша страна никогда больше не знала жестоких войн. Но мы не можем вас отпустить, не угостив доброй, густой солдатской кашей! Угощайтесь…
Гостей угощают солдатской кашей.
На прощание им предлагается заполнить листок активности, чтобы закрепить полученные знания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Все мы от сохи и от телеги... Экскурсия в школьный краеведческий музей
Один урок из серии лектория "История нашего села". Может быть полезен тем, кто интересуется краеведением, у кого имеется в школе краеведческий музей....
Материал для проведения экскурсий по школьному краеведческому музею.
"Человек, не знающий прошлого, не видит будущего". В данном материале представлены разработанные краеведческие экскурсии, которые могут проводить старшеклассники для младших школьников. Разработаны пя...
Технологическая карта урока – экскурсии в школьный краеведческий музей «Далёкое и близкое»
Класс: 6Тема урока: школьный краеведческий музей «Далёкое и близкое»Тип урока: урок открытия новых знаний...
Сценарий экскурсии по школьному краеведческому музею.
Обзорная экскурсия по школьному краеведческому музею. Участниками экскурсии могут быть школьники любого возраста, учителя и жители села. Экскурсию проводят активисты школьного музея....
Урок мужества к 77-летию Победы в Великой Отечественной войне. Сценарий урока мужества «Вспомни всех поименно…», посвященный празднованию 77-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
Урок мужества.Цель: воспитание и формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности путем глубокого осознания беспримерного подвига жителей в годы Великой Отечественн...
Сценарий экскурсии в школьный краеведческий музй.
Сценарий экскурсии....
Урок мужества к 77-летию Победы в Великой Отечественной войне. Сценарий урока мужества «Вспомни всех поименно…», посвященный празднованию 77-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
Урок мужества к 77-летию Победы в Великой Отечественной войне. Сценарий урока мужества «Вспомни всех поименно…», посвященный празднованию 77-летия Победы в Великой Отечественной вой...