методическая разработка урока истории "Игровая имитация солдатского митинга 1917 года"
методическая разработка по истории (9 класс)
Цель: развитие у учащихся навыков анализа исторических событий 1918 года, проектной деятельности.
Задачи:
1.образовательные:
знание событий февраля – августа 1917г.; программ политических партий; исторических личностей;
умение применить полученные знания в необычной (игровой) ситуации,
умение анализировать и обобщать изученный материал, аргументировано отстаивать собственную точку зрения;
2. воспитательные:
воспитание уважения к истории, к чужому мнению, толерантности в поведении;
3. развивающие:
развитие критического мышления,
развитие навыков самостоятельной работы с историческими документами, групповой работы; навыков проектной деятельности – создание нового продукта учебной деятельности (резолюции «митинга»);
Тип урока – нетрадиционный урок
Форма урока – проблемно – ролевая игра
Педагогические технологии, применяющиеся на уроке: технология проблемного обучения, критического мышления, группового обучения, технология проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netraditsionnyy_urok.docx | 34.88 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК «Игровая имитация солдатского митинга 1917»
Цель: развитие у учащихся навыков анализа исторических событий 1918 года, проектной деятельности.
Задачи:
1.образовательные:
знание событий февраля – августа 1917г.; программ политических партий; исторических личностей;
умение применить полученные знания в необычной (игровой) ситуации,
умение анализировать и обобщать изученный материал, аргументировано отстаивать собственную точку зрения;
2. воспитательные:
воспитание уважения к истории, к чужому мнению, толерантности в поведении;
3. развивающие:
развитие критического мышления,
развитие навыков самостоятельной работы с историческими документами, групповой работы; навыков проектной деятельности – создание нового продукта учебной деятельности (резолюции «митинга»);
Тип урока – нетрадиционный урок
Форма урока – проблемно – ролевая игра
Педагогические технологии, применяющиеся на уроке: технология проблемного обучения, критического мышления, группового обучения, технология проектов.
Средства обучения: учебник История России XX-начало XXI А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. Москва» Просвещение», 2006 год, дополнительная литература. Жуковский С., Жуковская И. Революция 1917 года- История, 1997 год, № 45, Окунев Н. Из дневника 1917 года- История, 1994 год, №43-44, Морис Палеолог . Царская Россия. Москва 1991 год, .Хеченов Ю. Русская армия 1917 году- История, 1994 год, №19, Деникин А. И. Путь русского офицера. Москва 1991 год, транспоранты с лозунгами, флажки
мультимедийный проектор, презентация «От Февраля к Октябрю», тексты исторических документов, Интернет – ресурсы:httр://www.fcior.edu.ru—httрs://www.google.ru/search? http://his95.narod.ru/doc02/544.htm; http://militera.lib.ru/bio/lehovich_dv/10.html
ХОД УРОКА
- Вводное слово учителя : учитель ведет «митинг»
Сообщение ученика (подготовил заранее) о исторических событий, предшествующих корниловскому мятежу (февраль – август 1917г.) , применяя элементы презентации «От Февраля к Октябрю».( написать краткую характеристику
Цель урока-игры:
-развитие интереса учащихся к истории и активизация их познавательной деятельности;
-закрепить знания учащихся о событиях 1917 года в России;
-развивать навыки межличностного общения, умение использовать полученные знания на практике, развивать самостоятельное творчество на практике;
-способствовать воспитанию учащихся отстаивать свою позицию, свои убеждения, воспитание толерантности, чувства любви и сопереживания к своей стране.
Оборудование: учебник истории России, карта "России 1917 года, транспоранты с лозунгами( написать какие), флажки: сторонники генерала Корнилова - цвета императоррского флага России, сторонники Временного правительства-цвета государственного флага России; сторонники большевисткой партии-красного цвета.
, элементы презентации, сообщения учащихся
Проблемный вопрос :
- решить проблему выбора исторического пути России; разработать резолюцию «митинга», которую поддержит большинство присутствующих.
Учащимся предоставляется памятка, для активной деятельности в уроке-игре, положения памятки помогут учащимся адаптироваться к игре, успешно учавствовать в ней, решая поставленные учебные задачи
Памятка для учащихся:
-подготовтесь к выступлению на митинге, в ходе выступления кратко и четко определить свое отношение к проблемным вопросам;-
- назовите ваши лозунги
- подумайте, какими средствами можно привлечь внимание.(красноречие, тон, аргументы, доводы, способные убедить товарищей)
-используйте приемлемую лексику того времени, при обращении: граждане, товарищи, господа
-обращение друг к другу исключительно согласно политической ориентации
Озвучиваются этапы работы учащихся на уроке:
1. учащиеся уже разделены на три группы (5-6 человек): сторонники В.И.Ленина, Л.Г.Корнилова, А.Ф.Керенского; определен лидер группы; ( позиции сторонников прописать, по каким критериям выбран лидер )
определены «солдаты», «колеблющиеся», политически не определившиеся участники митинга;
2. каждая группа изучает материалы учебника, материалы википедии, документы, информационные ресурсы ; http://fcior.edu.ru/card/7079/revolyuciya-1917-goda-ot-fevralya-k-oktyabryu.html ;
об отношении В.И.Ленина, Л.Г.Корнилова, А.Ф.Керенского к Первой мировой
войне, власти, демократическим свободам, земельному вопросу и т.д.; какие пути развития России они определяли; ( прописать отношение каждой группы к …..
3. каждая группа разрабатывает резолюцию «митинга» от имени сторонников В.И.Ленина, Л.Г.Корнилова, А.Ф.Керенского; подбирает аргументы в защиту собственной позиции, формулирует вопросы для «политических противников», зная «слабые» стороны в их программах
4. группа выступает: зачитывает составленную резолюцию, убедительно отвечает на вопросы и задает свои вопросы другим участникам. ;( прописать кратко резолюции каждой группы, аргументы каждой группы и вопросы противникам)
Задача каждой группы: привлечь на свою сторону как можно больше сторонников, «солдат».( прописать предполагаемые высказывания)
II. Самостоятельная работа учеников в группах
а) изучение материалов учебника, документов, информационных ресурсов – работа в большей части выполнена дома при подготовке к деловой игре;
б) Обсуждение проблемного задания, его решение в группе: определение перспективы развития России с приходом политической силы к власти,
в) составление резолюции «митинга» от имени сторонников В.И.Ленина, Л.Г.Корнилова, А.Ф.Керенского (Приложение)
III. Выступление групп с резолюциями (представление созданного учебного проекта).
Учитель открывает митинг и предоставляет слово участникам «митинга».
«Керенцы», «корниловцы», «ленинцы» знакомят собравшихся со своими программами, текстами резолюций, отвечают на вопросы, задают вопросы другим группам.(
Учитель поддерживает активное обсуждение, не допускает доминирования 1-2 учащихся, «подбрасывает» острые вопросы для обсуждения, разжигает дискуссию, но в атмосфере спора каждая точка зрения должна быть услышана и воспринята. Обсуждаются альтернативы развития России в 1917 году.
IV. Подведение итогов работы «митинга». Рефлексия.
Голосование за резолюции. (Приложение)
Опыт работы показывает, что большинством голосов принимается резолюция ????«ленинцев», как наиболее выражающая интересы народа.
Участника урока делают выводы, что предпочтительнее для России был путь либеральных реформ, предложенный А.Ф.Керенским, но российская действительность толкала народ на путь революционной борьбы, предложенный В.И.Лениным. Не имеет широкой поддержки и вариант военной диктатуры, выдвинутый Л.Г.Корниловым.
Учитель подводит итоги оценки, домашнее задание повторить параграф, новые слова, ответить на вопрос: почему большевики пришли к власти в октябре 1917г.?другой вопрос
Индивидуальное задание: подготовить краткую характеристику о событиях Октября 1917 года.
Опережающее индивидуальное задание: оценки событий Октября 1917 года в исторической литературе с опорой на Интернет – ресурсы.заменить вопрос
Приложение 1
РЕЗОЛЮЦИЯ МИТИНГА
(ПРЕДЛОЖЕНА «БОЛЬШЕВИКАМИ»)
Граждане бедствующей России!
Мы обращаемся к Вам от лица большевиков и их вождя Ленина. Мы не доверяем нынешнему Петроградскому Совету! Мы против министров-капиталистов! Довольно согревать гадину за пазухой! Мы уверены, что Советы превратились в «фиговый листок» контрреволюции.
Двоевластия нет, оно закончилось. Не может быть и речи о мирном развитии революции. Мы против Временного правительства и Керенского. Долой Временное правительство! Мы против Диктатуры Корнилова!
Мы за диктатуру рабочих и крестьян! Мы призываем всех подняться на вооруженное восстание. Иного выхода нет! Революция гибнет!
Наши требования:
Мир - народу! Земля - крестьянам! Заводы - рабочим!
Хлеб - голодным!
Долой Корнилова и Керенского!
РЕЗОЛЮЦИЯ МИТИНГА
(ПРЕДЛОЖЕНА «СТОРОННИКАМИ А.Ф.КЕРЕНСКОГО»)
Мы, присутствующие на митинге, требуем от лица Временного правительства и Керенского:
- Прекратить все революционные действия, прекратить беспорядки на улицах, митинги и демонстрации.
- Только после наведения в стране порядка и закончив победоносно войну, можно создать независимую, сильную власть. Только Временное правительство способно решить проблемы народа.
Да здравствует Учредительное собрание!
Учредительное собрание решит вопросы о земле и мире!
Мы ждем вашей поддержки и взаимопонимания, дорогие товарищи!
РЕЗОЛЮЦИЯ МИТИНГА
(ПРЕДЛОЖЕНА «КОРНИЛОВЦАМИ»)
Мы, партия Корнилова, чувствуем в себе силы помочь стране в сложный период. Для этого мы предлагаем установить жесткую власть, чтобы навести порядок, необходимый для проведения реформ, которые так долго ждет русский народ. На наш взгляд, стране необходимо спокойствие, достаточно бастовать и митинговать, наведем порядок.
Мы гарантируем созыв Учредительного собрания, на котором Россия сама решит свою судьбу. За Корниловым - армия, в наших рядах - представители всех слоев общества, мы знаем, что вас волнует! Будет порядок в стране - будет победа на фронтах, будет земля - у крестьян!
Мы заинтересованы в процветании России! Мы готовы взять власть в свои руки! Наша партия спасет Россию!
Поддерживайте Корнилова!
Только он - гарант свободной, независимой и богатой России!
Да поможет нам Бог!
Приложение 2 Радиограмма Керенского с обращение к народу
От министра-председателя.
26 августа генерал Корнилов прислал ко мне члена Государственной Думы В. Н. Львова с требованием передачи Временным правительством ген. Ко
рнилову всей полноты гражданской и военной власти с тем, что им, по личному усмотрению, будет составлено новое правительство для управления страной.
Усматривая в предъявлении этого требования, обращенного в моем лице к Временному правительству, желание некоторых кругов русского общества воспользоваться тяжелым положением государства для установления в стране государственного порядка, противоречащего завоеваниям революции, Временное правительство признало необходимым для меня принять скорые и решительные меры, дабы в корне пресечь все попытки посягнуть на верховную власть в государстве, на завоеванные революцией права граждан. Все необходимые меры к охране свободы и порядка в стране мною принимаются и о таковых мерах население своевременно будет поставлено в известность. Вместе с тем приказываю:
1) Генералу Корнилову сдать должность Верховного главнокомандующего. <...>
2) Объявить город Петроград и петроградский уезд на военном положении, распространив на него действие правил о местностях, объявленных состоящими на военном положении...
Призываю всех граждан к полному спокойствию и сохранению порядка, необходимого для спасения родины. Всех чинов армии и флота призываю к самоотверженному и спокойному исполнению своего долга — защиты родины от врага внешнего.
Министр - председатель, военный и морской министр А.Ф. Керенский
Известия. 1917. 28 авг. (10 сент.)
Приложение 3
«Телеграмма министра-председателя во всей своей первой части является сплошной ложью. Не я послал члена Государственной думы Владимира Львова к Временному правительству, а он приехал ко мне как посланец министра-председателя. Тому свидетель член первой Государственной думы Алексей Аладьин.
Таким образом, совершилась великая провокация, которая ставит на карту судьбу Отечества.
Русские люди, великая Родина наша умирает!
Близок час кончины! Вынужденный выступить открыто, я, генерал Корнилов, заявляю, что Временное правительство под давлением большевистского большинства Советов действует в полном согласии с планами германского штаба и одновременно с предстоящей высадкой вражеских сил в Рижском побережье убивает армию и потрясает страну внутри.
Тяжелое сознание неминуемой гибели страны повелевает мне в эти грозные минуты призвать всех русских людей к спасению умирающей Родины. Все, у кого бьется в груди русское сердце, все, кто верит в Бога, в храмы, — молите Господа Бога о явлении величайшего чуда, чуда спасения родимой земли.
Я, генерал Корнилов, сын казака-крестьянина, заявляю всем и каждому, что лично мне ничего не надо, кроме сохранения великой России, и клянусь довести народ путем победы над врагом до Учредительного собрания, на котором он сам решит свои судьбы и выберет уклад своей новой государственной жизни.
Предать же Россию в руки ее исконного врага — германского племени — и сделать русский народ рабами немцев я не в силах и предпочитаю умереть на поле чести и брани, чтобы не видеть позора и срама русской земли.
Русский народ, в твоих руках жизнь твоей Родины.
27 августа 1917 года
Ставка
Генерал Корнилов".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме6"Отечественная война 1812 года"
Данный урок предлагается провести в виде групповой работы с элементами ролевой игры. Класс разбивается на группы, каждая из которых получает набор документов с заданием. По истечении 15 мин. группы на...
Методическая разработка урока по теме "Отечественная война 1812 года"
Данная разработка представляет собой познавательную игру по теме "Отечественная война 1812 года". Учащимся необходимо показать знание имён, фактов, событий 1812 года; продемонстрировать умения высказы...
Методическая разработка урока английского языка по теме "Времена года"
Методическая разработка урока английского языка по теме "Времена года" для 4 класса...
Методическая разработка урока "Город Габи в разное время года" 5 класс, ФГОС
Урок начинается в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникационные технологии.На первом этапе активизации формируются личностные УУД : мотивация к обучению и целенаправленная познавательн...
Методическая разработка интеллектуально-познавательной игры, посвященной революции 1917 года в России "100 лет революции"
Познавательно-интеллектуальная игра проводится среди 5 команд учащихся 9-11 классов . Форма игры – видоизмененный вариант игры «За семью печатями"....
Методическая разработка урока литературы в 6 классе "Времена года в творчестве уральских поэтов"
Данная разработка подготовлена для проведения урока литературы на региональном материале. В ней представлен конспект урока, презентация и приложения. Это поможет без затрат времени подготовить и...
методическая разработка урока по теме "Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг."
Методическая разработка урока по теме"Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг."аудитория - 6 классЦель: расширить кругозор детей по истории Великой Отечественной...