Использование современных технологий декоративно-прикладного творчества на занятиях кружка в коррекционной школе VIII вида.
методическая разработка по технологии на тему

Использование современных технологий декоративно-прикладного творчества на занятиях кружка в коррекционной школе VIII вида.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование современных технологий декоративно-прикладного творчества на занятиях кружка в коррекционной школе VIII вида.

Творческая деятельность человека на протяжении всей истории тесно связана с ДПТ. Изделия из керамики, дерева, природных материалов, металла, стекла, текстиля являются древнейшими продуктами человеческого труда и творчества.

Из всего многообразия видов творчества декоративно – прикладное творчество является самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно – прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах.

Простые и красивые, часто высокохудожественные, изделия народных умельцев, а также желание узнать их назначение, учат детей видеть и любить природу и людей, ценить традиции родных мест, уважать труд. Они формируют у ребенка эстетическое восприятие мира, передают детям представления народа о красоте, добре, зле, предначертании человека.

С давних времен огромная часть изделий создавалась в домашних условиях. Женщины ткали полотно, шили одежду, вязали, создавали прекрасные картины. За все эти годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам то ослабевал, то вновь возрастал, немало появлялось новых технологий в ДПТ, а некоторые забылись навсегда.

Некоторое время назад увлечение различными видами рукоделия пережило второе рождение. Созданная своими руками вещь приносит в дом не только красоту, но и приятную атмосферу уюта и покоя. Эти маленькие «шедевры» способны стать кульминационным центром любого интерьера и достойны коллекционирования.

Немного парадоксально, что именно в наше стремительное время у все большего числа людей появляется желание заняться шитьем, вязанием, вышиванием, аппликацией, плетением и так далее. В наше время рукоделием увлекаются все больше людей и молодых, и достаточно зрелых.

Каждый человек в душе творец. Всем знакомо ни с чем несравнимое состояние, когда частичка души медленно перетекает в создаваемую своими руками красоту. Горести и тревоги уходят, теряясь в стране фантазии.

Чувство светлой радости долго не покинет человека после завершения работы. Недаром выполненные с любовью вещи несут в себе частичку своего создателя.

Человек, превращающий ремесло в творчество, знает, что любая вещь, выполненная своими руками, вбирает в себя добрую энергию своего создателя. Знает он и то, что усилия обязательно возвращаются. Рукоделие - это не просто работа, это уход от серых будней, это заботы, оставленные на потом, это, наконец, возвращение радости, дефицит которой испытывают сейчас многие.

В настоящее время мы не перестаем удивляться и восхищаться разнообразию техник прикладного творчества и талантливости наших людей.

Существуют техники, связанные с использованием бумаги,
техники, связанные с плетением, росписью, различными видами живописи и создания изображений, техники, связанные с шитьём, вышивкой и использованием тканей, техники, связанные с вязанием,
обработкой дерева и древоподобных материалов.
 Другие самодостаточные техники: аппликация, вырезание
 декупаж, коллаж , лепка.

Следует отметить, что деление (объединение по какому-либо признаку) большинства техник условно (субъективно), а многие техники прикладного творчества являются мультитехниками, т.е. сочетают несколько видов техник.

В коррекционной школе работаю учителем профессионально-трудового обучения уже 17 лет, по профилю швейное дело. Почти столько же занимаюсь кружковой работой. Девиз моей педагогической деятельности: « Учение без принуждения ». Задача - сделать  процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Наш кружок называется «Золотая соломка». Название говорит само за себя, на занятиях кружка я учу детей изготовлению декоративных панно в технике аппликации из соломки. Однажды мне предложили пройти обучение этой технике у прекрасного мастера своего дела Тимошенко Л.В., увидев её работы я влюбилась в соломку, и стараюсь передать эту любовь своим детям.

Для работы кружка я разработала тематическое планирование, которое учитывает коррекционную направленность работы с учащимися, их возрастные особенности. Опыт работы показывает, что наиболее плодотворна работа в данной технике с учащимися старшего звена. Так как к тому времени у них уже достаточна сформирована эмоционально-волевая сфера, улучшается развитие мелкой  моторики кистей рук, глазомер.

С целью дидактического оснащения кружка разработала ИТК, в которых изложено поэтапное изготовление аппликации, дидактическое пособие «Аппликация из соломки», его мы используем при изучении теоретического материала, и на этапе освоения новых практических приемов в работе с соломкой. Очень помогает в работе Интернет, это неиссякаемый источник новых идей, которые хочется воплощать в жизнь. Перед началом изготовления панно я всегда показываю детям фотографию готовой работы, это вызывает у них живой интерес к изготовлению аппликации. Эта техника  требует от учителя много терпения и кропотливой работы с учащимися, почти у всех детей наблюдается нарушение мелкой моторики и на определенных этапах изготовления аппликации (вырезание, компоновка рисунка),  без помощи учителя не обойтись. Для первых работ выбираю не сложные в исполнении эскизы, основная цель на этом этапе обучения научить детей качественно подготавливать соломку к работе,  потому что от этого во многом зависит и качество готовой работы, вторая задача- это освоение учащимися технологической последовательности изготовления аппликации. Ведь конечная цель наших занятий- это самостоятельная работа учащихся. Освоив технику аппликации, дети с удовольствие изготавливают панно для украшения классов, мастерской, дарят их своим родным. Очень быстро ребята начинают осознавать привлекательность своей работы с экономической стороны, они понимают, что затраты на изготовление аппликации  в разы меньше той суммы денег, которую они бы потратили на подарок, купленный в магазине. В нашем городе уже стали традиционными ярмарки-продажи мастеров ДПТ. Рукотворные работы сейчас ценятся и пользуются большим спросом. Учитывая, то что выбор будущих специальностей у наших ребят достаточно узок, и последующее трудоустройство у многих вызывает трудности, ориентирую их на то, что для некоторых из них владение данной технологией в будущем может стать как дополнительным заработком, так и основным видом профессиональной деятельности. В обучении учащихся  я не ограничиваюсь работой только с соломкой. Мы с удовольствием осваиваем другие техники художественной работы с материалами. Дети учатся вязать крючком, вышивать крестиком, изготавливать мягкие игрушки, работать с природным и бросовым материалом, очень красивы работы, которые мы выполняем  из сухоцветов, кофейные деревья. Я стараюсь предоставить им возможность пробовать свои возможности в разных направлениях ДПТ, учу и учусь сама. Ежегодно работы, выполненные учащимися под моим руководством, принимают участие  и становятся призерами на школьных, районных и краевых выставках детского творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка внеклассного занятия для учащихся коррекционной школы VIII вида.

Данные занятия разработаны для учащихся 2-4 классов коррекционной школы VIII вида....

Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе VIII вида

Обучение – это целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития у учащихся качеств, необходимых им для выполнения учебной деятельности. Обучение в условиях здор...

Занятие для обучающихся коррекционной школы VIII вида по теме "Восприятие мира. Наши органы чувств"

Занятие для обучающихся начальных классов коррекционной школы VIII видаТема: Восприятие мира. Наши органы чувств.Цель: знакомство с различными каналами восприятияЗадачи:- актуализация зрительног...

Логопедические занятия для специальных (коррекционных) школ VIII вида

Данные занятия составлены на тувинском и русском языках и расчитаны для классов специальных (коррекционных) школ....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УЧИТЕЛЕМ – ДЕФЕКТОЛОГОМ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА II ВИДА.

Современные требования к работе учителя - дефектолога предполагают использование новых форм работы, новых подходов к обучению и развитию детей с недостатками слуха. Постоянно возникает поиск нестандар...

«Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании учащихся в специальной коррекционной школе VIII вида»

В процессе трудового обучения учащиеся приобретают технологические знания и умения, используют знания, полученные на уроках общеобразовательных предметов, на практике. Уроки труда создают наиболее бла...