Логопедические занятия для специальных (коррекционных) школ VIII вида
методическая разработка по теме
Данные занятия составлены на тувинском и русском языках и расчитаны для классов специальных (коррекционных) школ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
8-ки хевирнин тускай (дузалал)школазынын
2-ги клазынынга логопедия кичээли.
Темазы: Б-П деп уннерни ажык слогтарга болгаш сос эгезинге база состун ортузунга турда, ылгаары.
Сорулгазы: 1. Б-П деп уннерни слогтардан, состерден, сос каттыжыышкынындан ылгап ооредири.
2. Б-П деп уннерни ажык слогтарга болгаш сос эгезинге база состун ортузунга турда быжыглаары.
3. Б-П деп уннернин ужуктери кирген состерни аас болгаш бижимел чугаага ажыглавышаан сос курлавырын байыдар.
4. Чараш бижилгеге чанчыктырыр, кичээнгейлиг болгаш сагынгыр чоруун сайзырадыр.
Дерилгези: Б-П деп уннернин ужуктери кирген предметтиг чуруктар, карточкалар, кыдырааштар, ручкалар, карандаштар, пластилиннер.
Кичээлдин чорудуу.
I. Организастыг кезээ.
1. Кичээлге белеткел.
Чурукта чувелернин аттарын шын адаан-на оореникчини логопед столдарже чалап олуртур. (Чуруктар: барба, пар, пага, буга, балык, бижек ).
2. Кичээлче кыйгырыг.
Бистин оолдар база кыстар
Бичии-даа бол билбези чок.
Бижиир, номчуур, чараш адаар
Бир-ле башкы, бир-ле артист.
II. 1.Кичээлдин темазы болгаш сорулгалары-биле таныштырылга.
- Буга, пага деп состернин эгезинде чуу деп уннер тода дынналып турар-дыр, уруглар? (Б-П).
- Шын-дыр, уруглар. Богун бистер Б-П деп уннерни слогтардан, состерден, сос каттыжыышкынынарындан ылгап, Б-П деп уннерни ажык слогтарга, состун эгезинге база состун ортузунга чорда шын адаарынга мергежиир бис. Ынчангаш богунгу кичээлге, моон мурнунда кичээлдерге дег, шын, чараш адаар бир-ле башкы, бир-ле артист дег болурунарны кузедим, уруглар! Оон ангыда идепкейлиг, дидим база кызымак чорук силерни бо кичээлге каастаар, уруглар.
2. Буга, пага деп состерге словарлыг ажылды чорудар.
III. Б-П деп уннернин характеристиказы.
Б-П деп уннернин характеристиказы-биле ажылдаар. Б-П деп уннернин орус болгаш тыва дылдарда уннеринин ылгалын деннеп сайгарып коор.
IV. Б-П деп уннерни слогтардан, состерден база состер каттыжыышкынындан ылгаары.
- Б-П деп уннерни слогтардан ылгаары, быжыглаары.
Ба-па, бо-по, бу-пу, би-пи.
2. Б-П деп уннерни состун эгезинге чорда ылгаары, быжыглаары.
Бар, пар, буга, пага.
Словарлыг ажыл.
3. Б деп ун состун эгезинге болгаш отрузунга чорда ылгаары, быжыглаары.
Барба, бербе, борбак, белек, бижек, булун, бак, бок.
4. П деп ун состун отрузунга, ажык эвес уннер-биле кожа турда ылгаары, быжыглаары.
Аспа успа оспе
Оспа эспе успе
Словарлыг ажыл.
5. Аспа, успа, успе деп состерни ажыглап тургаш 1-1 домактарны аас-биле чогаадыр.
6. Барба, бербе, белек деп состерни ажыглап тургаш 1-1 домактарны аас-биле чогаадыр.
Сула шимчээшкин уези.
Оореникчилер бышкы-биле денге катаптавышаан, сула шимчээшкиннерни кылыр.
Бергелерге торулбас,
Белен-селен шыжыкпас.
Сула шимчеп чанчыккан
Сонуургалдыг чаштар бис.
Бирээ, ийи, уш, дорт,
Базымнарны денге кыл!
IV. Бижимел ажыл.
1.Сос каттыжыышкынын кичээнгейлиг номчунар. Б-П деп уннернин дуружун тодараткаш, дужуруп бижинер.
Берге бодалга.
Буянныг бажын.
Буураан буга.
Пооккен пар.
- Словарлыг ажылды чоруткаш, аас-биле домактар чогаадыр.
3. Б-П деп уннерни домактар иштинден ылгаары.
улегер домактарны номчуур. Б-П деп уннернин дуружун тодараткаш, домактардан иштинден ылгаар.
Билиглернин дозу - ном.
Бичелернин улегери – чон.
Парны шокар дивеске-даа пар шокар.
Паганы ногаан дивеске-даа пага ногаан.
Улегер домактарнын утказын сайгарар.
V. Туннели.
- Кичээлге кандыг уннерни ылгап оорендивис?
- Б-П кандыг уннер-дир?
Оореникчилерге кок оннуг пластилинненден шилип
алгаш Б-П деп уннун ужуктерин тудуптар даалга бээр.
- Кичээлге чуну кылдывыс?
Оореникчилернин кичээлге киржилгезин унелээш, туннээр.
Усть-Элегестин 8-ки хевирнин тускай (эдилгелиг)
школазынын I-ги категориянын логопед башкызы
Кыргыс Розалия Серин-ооловнанын
8-ки хевирнин тускай (дузалал)школазынын
2-ги клазынынга «Б-П деп уннерни ажык слогтарга болгаш сос эгезинге база состун ортузунга турда, ылгаары» деп логопедия кичээли
Усть-Элегест 2013чыл
Предварительный просмотр:
Тема: Дифференциация звуков Ш-Ж в слогах,
словах и словосочетаниях.
Учитель-логопед I категории
ГБОУ РСКШИ 8 вида
с.Усть-Элегест Кыргыс Р.С.
Цели: 1. Дифференциация парных согласных Ш-Ж в устной и письменной речи на базе слогов, слов и словосочетаний.
2. Коррекция фонематических процессов восприятия и слуха, обогащение словаря.
3. Активизировать у учащихся наблюдательность, навыки самоконтроля, формировать полноценные навыки общения в процессе учебной работы.
4. Развитие тонкой и мелкой моторики.
Оборудование: интерактивная, классная и магнитная доски, мел, предметные картинки, мяч, цветные карандаши, тетради, конверты с заданиями, грач.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
- Здравствуйте дети.
Я хороший, умный мальчик
Не сижу, сложа и руки
На уроках отвечаю
Ясно, четко и внятно.
- Какое сегодня число?
- Какое время года?
- Внимательно послушайте и скажите, когда это бывает?
Зазвенели ручьи
Прилетели грачи
В дом свой улей-пчела
Первый мед принесла.
Кто скажет, кто скажет,
Когда это бывает? (весной)
- Правильно. Прилетели грачи из теплых стран и принесли много писем на зеленных конвертиках.
- А почему, именно, в зеленных конвертиках, ребята?
- Потому, что весна. Весной все зеленеет.
II. Сообщение темы и цели.
1. Выделение звука.
«Ш»
Есть у белки, есть у мишки,
У лисички, у зайчишки.
И в холодный день зимы
В ней гулять выходим мы (шуба).
«Ж»
Не жужжу, когда сижу
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь (жук).
- Назовите первый звук в слове «шуба» (Ш).
- Назовите первый звук в слове «жук» (Ж).
- Какие звуки мы выделили? (Ш-Ж).
- А теперь, догадались, какие звуки и буквы мы будем различать?
2. Сообщение цели.
- Мы будем различать звуки и буквы Ш-Ж в слогах, словах и словосочетаниях.
- Запишем тему занятия. Различение [Ш-Ж].
3. Характеристика звуков.
- Дайте характеристику звука Ш (Ж).
Ш – согласный, глухой, парный, твердый.
Ж – согласный, звонкий, парный, твердый.
- В чем сходство этих звуков.
- Оба они согласные, парные, и всегда твердые.
- В чем различие?
- Звук [Ш] - глухой, [Ж] - звонкий.
- Проверим: приложим руки к гортани.
4. Соотнесение с буквой.
- Какой буквой обозначается звук [Ш]? (буквой «ша»).
- А какой буквой – [Ж]? (буквой «же»).
5. Различение в слогах.
ША – ША – ЖА –ША
*У – *У - *У – *У
*О – *О – *О – *О
*И – *И – *И – *И
ЖУ – ШУ – ШУ – ЖУ
*А – *А – *А – *А
*О – *О – *О – *О
*И – *И – *И – *И
6. Различение в словах. Игра «Добавь слог» ( с мячом).
- Добавьте тот слог, который вы слышите.
ША-ША-ША – КА…(ША)
ШИ-ШИ-ШИ – МАЛЫ…(ШИ)
ЖУ-ЖУ-ЖУ – ДРУ…(ЖУ)
ЖИ-ЖИ-ЖИ – Е…(ЖИ)
- Запишите эти слова в тетради и подчеркните звуки [Ш-Ж].
КАША
МАЛЫШИ
ДРУЖУ
ЕЖИ
- Читай первое слово, где находится звук, который мы различаем? Какую букву подчеркнул? (с остальными словами работать также).
7. Различение в словосочетаниях.
- Теперь посмотрите, какие слова подходят каждому слову.
ВЕЖЛИВЫЕ
НЕУКЛЮЖИЕ
СВЕЖАЯ
САША
- Составим словосочетания их данных слов.
СВЕЖАЯ КАША
ВЕЖЛИВЫЕ МАЛЫШИ
НЕУКЛЮЖИЕ ЕЖИ
ДРУЖУ С САШЕЙ
- Запишите словосочетания в тетрадь и подчеркните звуки [Ш-Ж].
- Какую букву подчеркнул в слове ежи? (ж).
Буква «Ж» жужжит, как жук.
Встаньте дети, встаньте в круг.
8. Физминутка. Подвижная игра «Веснянка».
Солнышко, солнышко. Идут по кругу, взявшись за руки.
Золотое донышко
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в сад ручей Бегут по кругу друг за другом на носочках.
Прилетели сто грачей. Взмахивают руками.
А сугробы тают, тают. Медленно приседают.
А цветочки подрастают. Тянутся вверх на носочках.
9. Работа по картинке.
- Посмотрите на картинки и назовите их (ежик, мышка, медведь, уж).
- После зимней спячки они просыпаются весной.
- Давайте поиграем в игру «Животные и их детеныши». Исключение «Четвертого лишнего».
У ежихи – ежата.
У мышки – мышата.
У медведицы – медведи.
У ужа – ужата.
- Запишите только название детенышей животных в тетради. Подчеркнем [Ш-Ж].
Ужата, мышата, медвежата, ежата (исключение четвертого лишнего).
10. Различение в скороговорке.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать.
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать.
И будем выговаривать.
Так правильно и внятно
Чтоб было всем понятно.
Не живут ужи, где живут ежи.
Не шуршат мышки, где живут кошки.
Игра «Прожорливые гусеницы». Найди слова со слогами жи-ши, съеденные гусеницами, закрась их красным карандашом.
11. Итог занятия.
- Какие звуки мы различали на занятии.
Конструирование букв «Ш-Ж» (со спичками или с счетными палочками).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Тема: Дифференциация звуков З-Ж в слогах, словах и предложениях.
Учитель-логопед I категории
ГБОУ РСКШИ 8 вида
с.Усть-Элегест Кыргыс Р.С.
Цели: 1. Упражнение в сравнении, различении и правильном произнесении звуков З-Ж в слогах, словах и предложениях.
2. Повторение характеристик этих звуков.
3. Совершенствование фонематических процессов и слуха. Развитие устной и письменной речи.
4. Развитие мелкой моторики улучшение зрительного восприятия.
Ход занятия.
- Организационный момент.
- Сообщение темы и цели занятия.
- Различение звуков.
Дети отгадывают загадки. Картинки- отгадки логопед помещает на магнитную доску.
Зверка узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке беленький зимой,
А шкурке серой – летом. (заяц)
Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят. (ёжик)
-- Какие пройденные звуки вы услышали в словах-отгадках?
-- Это звуки З и Ж.
-- Правильно. Давайте охарактеризуем эти звуки.
З – согласный, звонкий, парный, твёрдый.
Ж – согласный, звонкий, парный, всегда твёрдый.
-- Чем они похожи?
-- Оба они согласные, парные и звонкие.
-- А чем эти звуки различаются?
-- Звук Ж всегда твёрдый, а звук З имеет мягкую пару ЗЬ.
III. Развитие фонематического слуха.
1. Дифференциация звуков в слогах.
Проводится дидактическая игра «Наоборот». Логопед произносит слог со звуками З или Ж, а дети наоборот со звуками Ж или З и называют звуки, присутствующие в них.
За - … жи - …
зо - … жу - …
зу - … жо - …
зи - … жа -…
зы - … …
Игра. «Выдели звук на слух».
Проводится в виде соревнования 2-х команд. Команда «Ежей» должна ловить звук Ж, а команда «Зайчиков» - звук З ( хлопать в ладоши).
Незабудки, абажур, зоопарк, стрекоза, ужин, животное, зубр, журавли, этажерка, зажатый, кожа, закат, жасмин, гвоздики, железо.
2.Дифференциация звуков в словах.
Проводится дидактическая игра «Подари картинки зверятам». На магнитный доске находятся картинки с изображением ЗАЙЦА и ЕЖА. Дети берут предметные картинки со своих столов и распределяют их по звукам в 2 столбика, объясняя свой выбор и место звука в слове. Затем записывают их в тетради тоже в 2 столбика.
Картинки: рожок, зонт, звёздочка, жёлудь, звонок, мороженое, зайчата, ежата.
ЗАЯЦ ЁЖИК
Зонт жёлудь
Звёздочка жёлудь
Звонок мороженое
Зайчата ежата
Игра «Четвёртый лишний».
ЗАЯЦ: зонт, звёздочка, звонок, зайчата.
ЁЖИК: жёлудь, рожок, мороженое, ежата. ( Лишние слова: зайчата, ежата).
Физминутка.
Зайчик.
Скок-поскок, скок- поскок,
Зайчик прыгнул на пенёк,
Зайке холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх,
Лапки вниз,
На носочках подтянись,
А затем вприсядку,
Чтоб не замёрзли лапки.
Прыгать, заинька горазд,
Он подпрыгнул десять раз.
- Дифференциация звуков в предложениях.
Используя схему и «лишних слов» (ежата, зайчата), составить предложения. Записать их в тетради.
У _ _ _ _ и ________ .
( У зайца маленькие и красивые зайчата).
У _ _ _ _ тоже _________ .
(У ежа тоже маленькие ежата).
Игра «Составление предложений из заданных слов».
- Зайчик, белую, надевает, шубу, зимой.
- 2. Ёжик, животное, безобидное.
- ежат, Маму, зовут, ежихой.
- маму, А, зовут, зайчат , зайчихой.
VI. Итог занятия.
-- Какие звуки различали на занятии?
-- О ком мы говорили и что узнали о них?
--Какие стихи знаете о звуках [З-Ж].
Звук [З]
Язычок широкий – ниже,
Кончик – к нижним зубкам ближе!
И со звонким ветерком
Звонко ЗЗЗ произнесём.
ЗЗЗ заливисто звенит,
Звонко ЗЗЗ в словах звучит:
Зайка, зонт, звонок, зарядка,
Зал, значок, звезда, зарядка.
Звук [Ж]
Ж как Ш мы произносим,
Только голос в гости просим.
Звонко ЖЖЖ в словах жужжит,
Ж как жук большой гудит:
Жужелица, жук, жужжанье,
Жар, жемчужина, журчанье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планы - конспекты групповых логопедических занятий в 1 классе специальной коррекционной школы VIII вида
В данных планах старалась отразить коррекционные цели занятий, включая специальные коррекционно - развивающие упражнения по развитию высших психических функций. Использовала доступные для учащихся с и...
Конспект открытого группового логопедического занятия в 6 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Конспект занятия в 6 классе "Практическое употребление в речи имён прилагательных"Лексическая тема "Природа зимой"...
Доклад "Логопедическая работа в специальной коррекционной школе VIII вида".
Он учит речевой коммуникации, Грамматика и лексика - его предмет. Дыханию, фонации, артикуляции Со знаньем дела вас научит ЛОГОПЕД....
Конспект логопедического занятия в специальной коррекционной школе VIII вида по теме "Дифференциация парных звонких и глухих согласных"
Данное занятие посвящено устранению фонетико-фонематических недостаткову у детей....
Логопедическое занятие в 5 классе специальной коррекционной школы VIII вида по теме "Посуда.Использование суффиксов, посредством которых образуются названия посуды и предметов-вместилищ".
Логопедическое занятие в 5 классе специальной коррекционной школы VIII вида по теме "Посуда.Использование суффиксов, посредством которых образуются названия посуды и предметов-вместилищ" направле...
Логопедическое занятие в 4 классе специальной коррекционной школы VIII вида по теме "Практическое применение навыков согласования существительных и прилагательных в роде, числе и падеже на материале темы "Животные в русских народных сказках".
Логопедическое занятие в 4 классе специальной коррекционной школы VIII вида по теме "Практическое применение навыков согласования существительных и прилагательных в роде, числе и падеже на материале т...
Логопедическое занятие в 4 классе специальной коррекционной школы VIII вида по теме "Хлеб - всему голова".
Логопедическое занятие в 4 классе специальной коррекционной школы VIII вида по теме "Хлеб - всему голова" направлено на формирование лексико-грамматических средств языка и коррекцию нарушений чтения у...