конспект урока "Инструменты и приспособления для швейных работ"
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ
ДЛЯ ШВЕЙНЫХ РАБОТ
Цель: познакомить учащихся с инструментами и приспособлени-ями для швейных работ, создать условия:
- для формирования навыков правильного и безопасного использования инструментов и приспособлений;
- воспитания уважительного и ответственного отношения к труду;
- развития познавательного интереса, способности к обобщению, классификации;
- актуализации знаний и опыта учащихся;
- обогащения словарного запаса;
- коррекции речи, развития культуры общения.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки 3, электронное приложение, шкатулка со швейными принадлежностями.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Учитель. Приятно входить в класс и видеть, что материал предыдущего урока все выучили! Достаточно только посмотреть на чистую доску, порядок на партах, аккуратно спрятанные под спецодеждой волосы. Молодцы, ребята! Мне остается уточнить несколько вопросов:
1. Что мы называем специальной одеждой и для чего она нужна?
2. Для чего нужны правила внутреннего распорядка?
3. Какие правила поведения в мастерской надо выполнять?
4. Как навести порядок в мастерской после работы?
5. Что входит в обязанности дежурных?
Ответы детей.
III. Объяснение нового материала.
Учитель. Хорошо запомнив правила поведения и работы в мастерской, мы взяли их на вооружение и продолжаем знакомиться с секретами швейного дела. Тема сегодняшнего урока скрыта в этой замечательной шкатулке. Многое из того, что здесь находится, вам хорошо знакомо. Но для вас они – знакомые незнакомцы, поэтому о каждом предмете в шкатулке мы поговорим подробно. Отгадайте загадку:
Одноглазая старушка
Узоры вышивает,
Весь мир одевает.
Что сошьёт – не надевает.
Что это? (Игла.)
Ответы детей. Если отгадки нет, загадывается еще одна загадка:
Маленького роста я,
Тонкая и острая.
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу.
(Игла.)
Ответы детей.
Учитель. Правильно, это ручная игла. Один конец у нее острый – это острие, а другой утолщенный. На утолщенном конце иглы находится ушко – отверстие для нитки. Острым концом игла прокалывает ткань. Посмотрите, какие разные иглы находятся в шкатулке: большие и толстые, маленькие и тоненькие. Их различают по номерам – от 1 (самые тонкие) до 12 (самые толстые). Для каждой ткани нужна своя – по размеру и толщине – иголка. Запомните: для толстой нитки всегда выбирают иглу с большим игольным ушком, а для тонкой – с маленьким. Держать иголку надо крепко и аккуратно за середину указательным и большим пальцами.
Иголка – одна из самых полезных вещей на свете. Но эта полезная вещь становится коварной и даже опасной, когда она попадает в руки небрежного, невнимательного человека. Пользоваться иглой надо осторожно, соблюдая правила техники безопасности.
Слайд «Правила безопасной работы иглой»
1. Хранить иглы необходимо в определенном месте в специальной подушечке, лучше всего с ниткой (так она заметнее, ее легче обнаружить).
2. Всегда нужно знать, сколько у вас иголок.
3. Окончив работу, необходимо проверить количество иголок.
4. Не допускать потери иглы.
5. Нельзя брать иглу в рот, вкалывать ее в одежду.
6. Сломанную иглу надо сдать учителю.
7. Нельзя откусывать нитку зубами.
Чтобы узнать, какой предмет я извлеку из шкатулки следующим, отгадайте загадку:
Два конца, два кольца,
Посредине гвоздик.
Ответы детей.
– Правильно, это ножницы. Состоят они из двух лезвий – «два конца», ручек и колец – «два кольца», и винта – «посредине гвоздик». Для чего применяют ножницы? (Ответы детей.)
– Правильно, ножницы нужны, чтобы резать бумагу, ткань, нитки. Лезвия ножниц должны быть острыми и резать по всей длине. В шкатулке лежат большие и маленькие ножницы. У больших ножниц длинные концы, поэтому они могут резать большие куски ткани или вырезать основные детали будущих швейных изделий. У маленьких ножниц концы короткие, ими удобно обрезать куски ниток, разрезать петли, то есть выполнять мелкую работу.
Слайд «Правила безопасной работы ножницами»
– Ножницы – острый инструмент. Пользоваться ножницами нужно осторожно.
1. Хранить ножницы в строго определенном месте.
2. Нельзя держать ножницы острыми концами вверх.
3. Передавая ножницы, необходимо держать их за сомкнутые лезвия и передавать кольцами вперед.
4. Нельзя оставлять ножницы с раскрытыми лезвиями.
5. Нельзя класть ножницы у вращающихся частей швейной машины.
– Ножницы и иголки называются рабочими инструментами. Еще загадка:
Я люблю прямоту.
Я сама прямая.
Сделать ровную черту
Всем я помогаю.
(Линейка.)
– Что это, отгадали? Правильно, это линейка. Ну а для чего нужна линейка? Правильно, для построения чертежей. При этом отсчет ведется от отметки 0. Линейка – измерительный инструмент. К измерительным инструментам также относятся угольник и сантиметровая лента.
Кто знает, как выглядит сантиметровая лента? Пожалуйста, достаньте ее из шкатулки. Сантиметровая лента, или сантиметр, служит для снятия мерок с фигуры человека и объемных предметов. Ее используют также при измерении длины и ширины ткани, при проверке размеров изделия. Изготовлена она из прорезиненной ткани, имеет длину 150 см и ширину 2 см. При измерении ленту не следует излишне натягивать или ослаблять.
И снова загадка:
У дядюшки у Никона
Вся лысина истыкана.
Что это?
(Наперсток.)
Ответы детей.
– Для работы иглой люди придумали приспособление, которое защищает палец от уколов, – наперсток. Не случайно он похож на шлем воина. Наперсток – приспособление для швейных работ. Наперсток подбирают индивидуально по размеру среднего пальца руки так, чтобы он плотно обхватывал палец.
К приспособлениям также относятся булавки – ими скалывают ткань при раскрое, прикрепляют выкройку к ткани. Пользоваться булавками надо очень осторожно, так как один конец у них острый. Хранить их надо в специальной подушечке для иголок и булавок.
IV. Практическая работа «Знакомство с инструментами и приспособлениями для швейных работ».
Учитель. Запишите в рабочих тетрадях дату, название практической работы – «Знакомство с инструментами и приспособлениями для швейных работ». Во время практической работы мы сегодня поиграем в игру «Назови правильно». Игра состоит из 2 частей.
Часть 1. Перед вами на экране будут появляться изображения предметов, названия которых вы должны будете записать в своей тетради. Записывать названия предметов необходимо в столбик, в той последовательности, в какой они будут появляться на экране. Если вы не знаете на-звания предмета, под этим номером не пишите ничего и переходите к следующему номеру, на строку ниже. Внимание на экран! (При отсутствии компьютера предметы показывает учитель, называя номер каждого предмета: № 6 – игла, № 7 – ножницы, № 8 – булавки, № 9 – наперсток, № 10 – сантиметровая лента, № 11 – линейка, № 12 – угольник.)
Часть 2. Отметьте фигурной скобкой предметы, относящиеся:
а) к измерительным инструментам;
б) к рабочим инструментам;
в) к приспособлениям для швейных работ.
Показать образец выполнения на доске. Проверить правильность выполнения работы, внести необходимые исправления.
V. Закрепление нового материала.
Учитель. Ребята, кто из вас может правильно найти в нашей шкатулке рабочие инструменты и правильно их назвать? (Выполнение задания учащимися.)
– А какие правила нужно выполнять при работе с этими инструментами? (Ответы учащихся.)
– Покажите и назовите измерительные инструменты, применяемые в швейном деле. (Выполнение задания учащимися.)
– Какие еще предметы остались в шкатулке? К какой группе они относятся? (Ответы учащихся.)
– Правильно, это приспособления для швейных работ: наперсток и булавки.
VI. Подведение итогов. Оценка работы учащихся.
Учитель. К следующему уроку необходимо, чтобы у каждого из вас была такая же шкатулочка со швейными принадлежностями, как у меня, а называть мы их будем рабочими коробками. В ваших рабочих тетрадях записаны принадлежности, которые должны находиться в рабочих коробках. Ребята, а что еще нужно положить в рабочие коробки для шитья? (Ответы детей.)
Правильно, еще нам понадобятся материалы для швейных работ: нитки, ткань, тесьма, картон, бумага. Не забудьте положить их в свои рабочие коробки. А еще для работы понадобится портновский мел для обозначения на материале линий и меток при раскрое или примерке. Мел можно заменить тонким сухим кусочком обычного мыла. Полный список содержимого ваших рабочих коробок выглядит так:
Слайд «Содержимое рабочей коробки учащегося»
(То же – на карточках 3)
1. Ткань.
2. Швейные нитки разного цвета.
3. Набор игл.
4. Ножницы.
5. Наперсток.
6. Булавки.
7. Подушечка для игл и булавок.
8. Сантиметровая лента.
9. Линейка.
10. Угольник.
11. Портновский мел или тонкий кусочек мыла.
– Вклейте, пожалуйста, карточки 3 в свои рабочие тетради.
Оценка работы учащихся на уроке.
Домашнее задание: изучить теоретический материал; собрать вместе с родителями рабочие коробки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект занятия по теме "Швейная машина" с применением УЭМ для 5 класса
В данном разделе представлен следующий материал:-план конспект урока по теме "Швейная машина" с применением УЭМ для 5 класса-презентация к уроку...
Конспекты открытых уроков по швейному делу в 7 классе
Тема урока: «Ремонт одежды. Наложение заплаты в виде аппликации».Цель: Формировать умение учащихся выполнять наложение заплаты в виде аппликации.Тема урока:Складка: виды, назначение, конструкция...
План-конспект урока. «Последовательность изготовления швейных изделий. Моделирование фартука»
Комбинированный урок-урок практическая работа. Данная форма позволяет моделировать все этапы проблемного изучения в конкретной теме. На данном уроке гармонично сочетаются проблемный метод ...
Конспект открытого урока по швейному делу 7 класс «Подготовка деталей кроя клешевых юбок к обработке»
Все воспитанницы 7 класса, обучающиеся швейному делу страдают лёгкой умственной отсталостью. Для данных детей характерна быстрая утомляемость, снижение уровня...
Конспект внеклассного мероприятия по Швейному делу "Золотой напёрсток"
Внеклассное мероприятие для учащихся 6 класса с целью закрепления знаний, умений и навыков в игровой форме по спецпредметам, связанным со швейным производством, показать связь между ними....
Конспект урока " Уход за швейной машинкой"
"Уход за швейной машинкой"...
Конспект открытого занятия по швейному делу в 8 классе. «Получение волокон и ткани натурального и искусственного шелка. Практическая работа: Свойства натуральных и искусственных волокон шелка»
Конспект открытого занятия по швейному делув 8 классе.«Получение волокон и ткани натурального и искусственного шелка. Практическая работа: Свойства натуральных и искусственных волокон шелка&raqu...