Рабочая программа по технологии 6 класс (Вариант для мальчиков)
рабочая программа по технологии (6 класс) на тему
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основании рабочей программы В. Д. Симоненко /авт. -сост. О. В .Павлова – 2 – е изд. – Волгоград: Учитель, 2011.
Настоящая программа рассчитана на учащихся 6 класса. Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин).
В 6 классе на курс отведено 70 часов в год или 2 часа в неделю (согласно расписанию). I четверть – 18 часов, II четверть – 14 часов, III четверть –20 часов, IV четверть – 18 часов. Программа рассчитана на 70 годовых часов ( 2 ч. в неделю).
Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью школьного образования является развитие ребёнка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смысла жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и компетенциями. Это определило цели обучения технологии:
- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
- развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
- получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
• приобретение знаний по разделам технологии обработки конструкционных материалов, машиноведения, культуры дома, художественной обработки материалов, информационных технологий;
• овладение способами деятельности по решению учебно-производственных задач, связанных с разработкой и изготовлением определенного изделия, технологии его обработки, наладке оборудования, приспособлений и инструментов;
• освоение компетенций - умение действовать автономно: защищать, планировать и организовывать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя разные источники; способность работать с разными видами информации: символами, чертежами, схемами, тестами, таблицами, осмысливать полученные сведения, применять их для расширения своих знаний.
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде пяти тематических блоков, обеспечивающих, формирование компетенций.
В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков экологической культуры и экологической морали учащихся.
Во втором - дидактические единицы, которые содержат сведения о возможностях использования ПЭВМ в работе. Это содержание обучения является базой для развития информационно-коммуникативной компетенции учащихся.
В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие область социальной этики, культуры ведения дома, национальных традиций и обеспечивающие развитие межкультурной компетенции.
В четвертом блоке - дидактические единицы, которые содержат сведения о технологии обработки конструкционных материалов; это позволяет развивать социально-трудовую компетенцию учащихся.
В пятом блоке представлены дидактические единицы, содержащие сведения по машиноведению и профориентации.
Таким образом, календарно-тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Методы и формы организации учебного процесса
Основной формой организации учебного процесса является урок, который позволяет организовать практическую, творческую и проектную деятельность, причем проекты могут выполняться учащимися как в специально выделенное в программе время, так и интернироваться с другими разделами программы.
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые проекты труда.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии являются комбинированный урок.
Формы и методы контроля
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
Уроки изучения нового, на которых учитель дает материал «крупными» блоками, или в форме лекции, или сочетая беседу с самостоятельной работой школьников.
Текущий контроль проводится по ходу изучения нового и его организационные формы зависят о группы изучаемых или формируемых знаний, а также специфики содержания учебного материала.
Уроки отработки закрепления нового, на которых учитель организует индивидуальную, групповую, или фронтальную работу школьников. Текущий контроль проводится не только учителем, но и учащимися, т.к. параллельно с изучением нового, его закреплением осуществляется формирование и закрепление умений самоконтроля и взаимоконтроля. Парная и групповая формы контроля при этом являются эффективным средством.
Уроки итогово-тематического контроля (1-2 урока), на которых подводятся итоги изучения всей темы в форме урока–зачета, деловой игры, практической работы и т.д.
В процессе теоретического обучения основными методами контроля являются устная проверка знаний учащихся, а также письменная проверка, проводимая в форме тематических и текущих проверочных работ, «технических диктантов», коллективного обсуждения разработанной учащимися технологической документации. Для теоретического обучения характерна также практическая проверка умений учащихся применять знания в практических условиях: сборка схем, измерения, наладка механизмов, поиск неисправностей и др. К методам практической проверки знаний и умений учащихся следует также отнести и практические работы.
В процессе производственного обучения основным методом контроля являются проверка выполняемых и выполненных учебно-производственных работ учащихся: текущая, периодическая (контрольные и проверочные работы) и итоговая (выпускные квалификационные пробные работы). Из специфических форм организации контроля производственного обучения следует отметить межоперационный контроль работ учащихся, самоконтроль и взаимоконтроль учащихся, поэтапную аттестацию учащихся, выполнение учащимися межпредметных заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-tematicheskoe_planirovanie.docx | 24.3 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 38.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по технологии для учащихся 6 класса
№ | Тема урока | Кол–во часов | Дата план | Дата Факт | Тип урока | Цель | Содержание деятельности | Обязательный минимум | Методы урока |
1 четверть (18 часов) | |||||||||
1 | Вводное занятие. Инструктаж по охране труда. | 1 | Введение новых знаний | Познакомить с правилами работы в мастерской. | Читают параграф, отвечают на вопросы. | Знать: правила безопасной работы в мастерской. | Словесные Практические | ||
Технология создания изделий из древесины. Элементы машиноведения (24 часов) | |||||||||
2 | Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Заготовка древесины | 1 | Введение новых знаний | Научить определять виды лесоматериалов; рассчитывать объём заготовленной древесины. | Читают параграф, отвечают на вопросы. | Знать: структуру лесной и деревообрабатывающей промышленности; способы заготовки древесины; виды лесоматериалов; профессии, связанные с заготовкой древесины. Уметь: определять виды лесоматериалов; рассчитывать объём заготовленной древесины. | Словесные Наглядные Практические | ||
3 4 | Пороки древесины. | 2 | Комбинированный урок | Научить распознавать пороки древесины. | Читают параграф, отвечают на вопросы. Выполняют лабораторную работу. | Знать: понятие порок древесины, природные и технологические пороки. Уметь: распознавать пороки древесины. | Словесные Наглядные Практические | ||
5 6 7 | Производство и применение пиломатериалов. | 3 | Комбинированный урок | Научить определять виды пиломатериалов. | Читают параграф, отвечают на вопросы. Выполняют лабораторную работу. Пишут терминологический диктант. | Знать: виды пиломатериалов; способы их получения; область применения различных пиломатериалов. Уметь: определять виды пиломатериалов. | Словесные Наглядные Практические | ||
8 9 | Охрана природы в лесной и деревообрабатывающей промышленности. | 2 | Введение новых знаний | Научить бережно относиться к природным богатствам; рационально использовать дары природы (лес, воду, воздух, полезные ископаемые и т. д.). | Читают параграф, отвечают на вопросы, выполняют проверочную работу (по карточкам). | Знать: о влиянии технологий заготовки лесоматериалов на окружающую среду и здоровье человека; основные законы и мероприятия по охране труда в России; правила безопасного поведения в природе. Уметь: бережно относиться к природным богатствам; рационально использовать дары природы (лес, воду, воздух, полезные ископаемые и т. д.). | Словесные Наглядные Практические | ||
10 11 12 | Чертёж детали. Сборочный чертёж. | 3 | Комбинированный урок | Научить читать чертежи (эскизы) призматической и цилиндрической форм; определять последовательность сборки изделия по сборочному чертежу и технологической карте. | Читают параграф, отвечают на вопросы, выполняют проверочную работу (по карточкам). | Знать: технологические понятия чертёж детали, сборочный чертёж; графическое изображение деталей призматической и цилиндрической форм, конструктивных элементов деталей; виды проекций деталей на чертеже. Уметь: читать чертежи (эскизы) призматической и цилиндрической форм; определять последовательность сборки изделия по сборочному чертежу и технологической карте. | Словесные Практические Словесные | ||
13 14 15 | Основы конструирования и моделирования изделия из древесины. | 3 | Комбинированный урок | Научить конструировать простейшие изделия; создавать эскиз и технические рисунки сконструированного изделия. | Читают параграф, отвечают на вопросы, конструируют изделие. | Знать: понятия конструирование, моделирование, модель; функции вещей; требования, учитываемые при конструировании изделия; этапы конструирования. Уметь: конструировать простейшие изделия; создавать эскиз и технические рисунки сконструированного изделия. | Словесные Практические Наглядные | ||
16 17 | Соединение брусков. | 2 | Комбинированный урок | Научить выполнять соединение брусков различными способами. | Читают параграф, отвечают на вопросы. | Знать: виды соединений брусков; способы соединения деталей; ручные инструменты для выполнения соединений брусков; правила безопасной работы. Уметь: выполнять соединение брусков различными способами. | Словесные Наглядные | ||
18 | Изготовление цилиндрических и конических деталей ручным инструментом. | 1 | Введение новых знаний | Научить изготавливать детали цилиндрической и конической форм ручным способом; проводить визуальный и инструментальный контроль качества. | Читают параграф, отвечают на вопросы. | Знать: технологию изготовления цилиндрических и конических деталей ручным способом; назначение инструментов и рациональные приёмы работы с ними; правила безопасной работы. Уметь: изготавливать детали цилиндрической и конической форм ручным способом; проводить визуальный и инструментальный контроль качества. | |||
2 четверть (14 часов) | |||||||||
19 | Изготовление цилиндрических и конических деталей ручным инструментом. | 1 | Введение новых знаний | Научить изготавливать детали цилиндрической и конической форм ручным способом; проводить визуальный и инструментальный контроль качества. | Читают параграф, отвечают на вопросы. Изготавливают деталь. | Знать: технологию изготовления цилиндрических и конических деталей ручным способом; Уметь: изготавливать детали цилиндрической и конической форм ручным способом. | |||
20 21 | Составные части машин. | 2 | Комбинированный урок | Научить читать и составлять кинематические схемы. | Читают параграф, отвечают на вопросы. Составляют кинематические схемы передаточных механизмов. | Знать: составные части машин; виды зубчатых передач; условные графические обозначения на кинематических схемах; правила расчёта передаточного отношения в зубчатых передачах. Уметь: читать и составлять кинематические схемы. | Словесные Практические Комбинированные | ||
22 23 | Устройство токарного станка для точения древесины. | 2 | Комбинированный урок | Научить организовывать рабочее место; закреплять заготовки на станке. | Читают параграф, отвечают на вопросы. | Знать: устройство токарного станка, его кинематическую схему; виды операций, выполняемых на токарном станке; правила безопасной работы на станке. Уметь: организовывать рабочее место; закреплять заготовки на станке | Словесные Практические Комбинированные | ||
24 25 | Технология точения древесины на токарном станке. | 2 | Практическое занятие | Научить подготавливать заготовки к точению; выполнять работу на токарном станке с опорой на технологическую карту; контролировать качество и устранять выявленные дефекты. | Читают параграф, отвечают на вопросы. | Изготовляют изделия на токарном станке с декоративной отделкой. | Словесные Практические Комбинированные | ||
Декоративно-прикладное искусство (4 часа) | |||||||||
26 27 | Художественная обработка изделий из древесины. | 2 | Комбинированный урок | Научить размечать рисунок резьбы; подбирать и подготавливать инструмент к работе; выполнять резьбу. | Читают параграф, отвечают на вопросы. Создают рисунок для художественной резьбы. | Знать: виды орнамента; виды резьбы; инструменты для выполнения ручной художественной резьбы; приёмы выполнения резьбы; правила безопасной работы. Уметь: размечать рисунок резьбы; подбирать и подготавливать инструмент к работе; выполнять резьбу. | Словесные Практические Комбинированные | ||
28 29 | Защитная и декоративная отделка изделий из древесины. | 2 | Комбинированный урок | Научить выполнять защитную и декоративную отделку изделия; рассчитывать затраты на изготовление изделия. | Читают параграф, отвечают на вопросы. Занимаются отделкой изделия. Рассчитывают затраты. | Знать: назначение защитной отделки изделий из древесины; виды защитной и декоративной отделок; виды красок и лаков; правила безопасной работы; правила расчёта затрат на изготовление изделий. Уметь: выполнять защитную и декоративную отделку изделия; рассчитывать затраты на изготовление изделия | Словесные Практические Наглядные | ||
Технология создания изделий из металлов. Элементы машиноведения. (18 часов) | |||||||||
30 31 | Свойства чёрных и цветных металлов. | 2 | Введение новых знаний | Научить распознавать металлы и сплавы по внешнему виду и свойствам. | Читают параграф. Изучают свойства металлов. | Знать: общие сведения о металлургической промышленности; влияние технологии производства и обработки металлов на окружающую среду; основные свойства металлов и сплавов; правила поведения в слесарной мастерской. Уметь: распознавать металлы и сплавы по внешнему виду и свойствам | Словесные Наглядные Практические | ||
32 | Сортовой прокат. Чертежи деталей из сортового проката. | 1 | Комбинированный урок | Научить читать чертежи деталей из сортового проката, сборочные чертежи изделий с использованием сортового проката. | Читают параграф. Отвечают на вопросы. Читают чертежи. Определяют виды сортового проката. | Знать: виды изделий из сортового металлического проката; способы получения сортового проката; графическое изображение деталей из сортового проката; области применения сортового проката. Уметь: читать чертежи деталей из сортового проката, сборочные чертежи изделий с использованием сортового проката. | Словесные Наглядные Практические | ||
3 четверть (20 часов) | |||||||||
33 34 | Сортовой прокат. Чертежи деталей из сортового проката. | 2 | Комбинированный урок | Научить читать чертежи деталей из сортового проката, сборочные чертежи изделий с использованием сортового проката. | Читают параграф. Отвечают на вопросы. Читают чертежи. Определяют виды сортового проката. | Знать: виды изделий из сортового металлического проката; способы получения сортового проката; графическое изображение деталей из сортового проката; области применения сортового проката. Уметь: читать чертежи деталей из сортового проката, сборочные чертежи изделий с использованием сортового проката. | Словесные Наглядные Практические | ||
35 36 37 | Разметка заготовки. Измерение размеров деталей штангенциркулем | 3 | Комбинированный урок | Научить выполнять разметку заготовок сортового проката с использованием штангенциркуля. | Читают параграф. Отвечают на вопросы. Измеряют детали штангенциркулем. | Знать: инструменты для разметки; назначение и устройство штангенциркуля; приёмы измерения штангенциркулем. Уметь: выполнять разметку заготовок сортового проката с использованием штангенциркуля. | Словесные Наглядные Практические | ||
38 39 | Изготовление изделий из сортового проката | 2 | Комбинированный урок | Научить составлять технологическую карту. | Читают параграф. Отвечают на вопросы. Составляют технологическую карту. | Знать: понятия технологический процесс, технологическая операция; профессии, связанные с обработкой металла. Уметь: составлять технологическую карту | Словесные Наглядные Практические | ||
40 41 | Резание металла слесарной ножовкой | 2 | Комбинированный урок | Научить подготавливать ножовку к резанию; выполнять резание металла. | Читают параграф. Отвечают на вопросы. Формируют навыки резанья металла. | Знать: назначение и устройство слесарной ножовки; правила выполнения резания металла; правила безопасной работы. Уметь: подготавливать ножовку к резанию; выполнять резание металла. | Словесные Наглядные Практические | ||
42 43 | Рубка металла | 2 | Комбинированный урок | Научить выполнять рубку деталей из металла. | Читают параграф. Отвечают на вопросы. | Знать: инструменты для рубки металла; правила безопасной работы; приёмы работы. Уметь: выполнять рубку деталей из металла. | Словесные Наглядные Практические | ||
4445 | Опиливание заготовок из сортового проката | 2 | Комбинированный урок | Научить выполнять операцию опиливания деталей из металла. | Читают параграф. Отвечают на вопросы. Выпиливают деталь из металла. | Знать: виды инструментов для выполнения операции опиливания; назначение операции опиливания заготовок; правила безопасной работы. Уметь: выполнять операцию опиливания деталей из металла | Словесные Наглядные Практические | ||
46 47 | Отделка металлических изделий | 2 | Комбинированный урок | Научить выполнять отделочные операции при изготовлении изделий из сортового проката. | Читают параграф. Отвечают на вопросы. | Знать: сущность процесса отделки изделий из сортового металла; инструменты для выполнения отделочных операций; виды декоративных покрытий; правила безопасной работы. Уметь: выполнять отделочные операции при изготовлении изделий из сортового проката | Словесные Наглядные Практические | ||
Технологии ведения дома (8 часов) | |||||||||
4849 | Закрепление настенных предметов. Установка форточек, оконных и дверных петель | 2 | Комбинированный урок | Научить выполнять закрепление настенных предметов; устанавливать форточки, оконные створки и двери. | Читают параграф. Отвечают на вопросы. | Знать: виды ремонтно- строительных работ; инструменты и приспособления для проведения ремонтных работ; технологию некоторых видов ремонтных работ; правила безопасной работы. Уметь: выполнять закрепление настенных предметов; устанавливать форточки, оконные створки и двери. | Словесные Наглядные | ||
50 51 | Устройство и установка дверных замков | 2 | Комбинированный урок | Научить устанавливать дверные замки. | Читают параграф. Отвечают на вопросы. Выполняют практическую работу. | Знать: виды и устройство дверных замков; инструменты для установки дверных замков; правила безопасной работы. Уметь: устанавливать дверные замки | Словесные Наглядные | ||
52 | Простейший ремонт сантехнического оборудования. | 1 | Комбинированный урок | Научить выполнять простейший ремонт водопроводных кранов и смесителей. | Читают параграф. Отвечают на вопросы. Выполняют практическую работу. | Знать: устройство водопроводного крана и смесителя; виды неисправностей и способы их устранения; инструменты для ремонта сантехнического оборудования; правила безопасной работы. Уметь: выполнять простейший ремонт водопроводных кранов и смесителей. | Словесные Наглядные Практические | ||
4 четверть (18 часов) | |||||||||
53 | Простейший ремонт сантехнического оборудования. | 1 | Комбинированный урок | Научить выполнять простейший ремонт водопроводных кранов и смесителей | Читают параграф. Отвечают на вопросы. Выполняют практическую работу. | Знать: устройство водопроводного крана и смесителя; виды неисправностей и способы их устранения; инструменты для ремонта сантехнического оборудования; правила безопасной работы. Уметь: выполнять простейший ремонт водопроводных кранов и смесителей. | Словесные Наглядные Практические | ||
54 55 | Основы технологии штукатурных работ. | 2 | Комбинированный урок | Научить приготовлять штукатурные растворы; выполнять мелкий ремонт штукатурки. | Читают параграф. Отвечают на вопросы. Выполняют практическую работу. | Знать: понятие штукатурка, виды штукатурных растворов; инструменты для штукатурных работ; последовательность ремонта штукатурки. Уметь: приготовлять штукатурные растворы; выполнять мелкий ремонт штукатурки. | Словесные Наглядные Практические | ||
Проектирование и изготовление изделий (15 часов) | |||||||||
56 57 | Техническая эстетика изделий. | 2 | Введение новых знаний | Научить видеть в процессе труда и создаваемых предметах красоту во всех её проявлениях. | Читают параграф. Отвечают на вопросы. | Знать: содержание науки о технической эстетике; требования к технической эстетике; сущность понятия золотое сечение и способы применения данного правила; требование к внешней отделке. Уметь: видеть в процессе труда и создаваемых предметах красоту во всех её проявлениях. | Словесные Наглядные Практические | ||
58 59 | Основные требования к проектированию изделий. Элементы конструирования. | 2 | Введение новых знаний | Научить анализировать свойства объекта; делать экономическую оценку стоимости проекта. | Читают параграф. Отвечают на вопросы. | Знать: требования, предъявляемые при проектировании изделий; методы конструирования; основы экономической оценки стоимости выполняемого проекта. Уметь: анализировать свойства объекта; делать экономическую оценку стоимости проекта. | Словесные Наглядные | ||
60 61 | Разработка творческого проекта | 2 | Комбинированный урок | Научить обосновывать идею изделия на основе маркетинговых опросов; анализировать возможность изготовления изделия; составлять технологическую карту. | Читают параграф. Отвечают на вопросы. | Знать: методы определения потребностей и спроса на рынке товаров и услуг; методы поиска информации об изделиях и материалах; последовательность разработки творческого проекта. Уметь: обосновывать идею изделия на основе маркетинговых опросов; анализировать возможность изготовления изделия; составлять технологическую карту. | Словесные Наглядные | ||
62 63 64 65 66 67 68 69 70 | Выбор и оформление творческого проекта. | 9 | Практическое занятие | Научить обосновывать свой выбор темы; разрабатывать конструкцию изделия; изготовить изделие; оформлять творческий проект; представлять свою работу. | Отвечают на вопросы. Выполняют творческий проект. | Знать: последовательность работы над проектом; техно¬ логические операции; правила оформления проектных материалов. Уметь: обосновывать свой выбор темы; разрабатывать конструкцию изделия; изготовить изделие; оформлять творческий проект; представлять свою работу. | Словесные Наглядные Практические |
Предварительный просмотр:
Казённое общеобразовательное учреждение Ханты –Мансийского автономного округа –Югры
«Специальная учебно –воспитательная школа №2»
СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УР КОУ «Специально учебно –воспитательная школа №2» ___________________/ О.Н. Караваева (Ф.И.О.) «_____»___________________________2014г | УТВЕРЖДАЮ: И.о. Директора КОУ «Специально учебно –воспитательная школа №2» _______________________/ В.Т. Гречаная Приказ № ______от «___»______________2014г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Технология
ДЛЯ 6 КЛАССА
НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
(II ступень)
г. Сургут 2014 г.
Составитель: программы по технологии Осипов О.А. ,
Рабочая программа составлена на основании рабочей программы В. Д. Симоненко /авт. -сост. О. В .Павлова. – 2 – е изд. – Волгоград: Учитель, 2011.
В данной программе предложены разделы изучения технологии в 6 классе. В процессе развернутого изложенного материала по темам в каждом классе указывается количество годовых и недельных часов.
Рабочая программа утверждена на заседании методического совета,
протокол № ____ от «____» ____________ 2014 г.
Председатель методического совета_______________ В.Т. Гречаная
(подпись) (Ф.И.О.)
Одобрена методическим объединением учителей,
протокол № ____ от «____» __________ 2014 г.
Руководитель ________________ ___________________________
(подпись) (Ф.И.О.)
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основании рабочей программы В. Д. Симоненко /авт. -сост. О. В .Павлова – 2 – е изд. – Волгоград: Учитель, 2011.
Настоящая программа рассчитана на учащихся 6 класса. Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин).
В 6 классе на курс отведено 70 часов в год или 2 часа в неделю (согласно расписанию). I четверть – 18 часов, II четверть – 14 часов, III четверть –20 часов, IV четверть – 18 часов. Программа рассчитана на 70 годовых часов ( 2 ч. в неделю).
Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью школьного образования является развитие ребёнка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смысла жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и компетенциями. Это определило цели обучения технологии:
- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
- развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
- получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
• приобретение знаний по разделам технологии обработки конструкционных материалов, машиноведения, культуры дома, художественной обработки материалов, информационных технологий;
• овладение способами деятельности по решению учебно-производственных задач, связанных с разработкой и изготовлением определенного изделия, технологии его обработки, наладке оборудования, приспособлений и инструментов;
• освоение компетенций - умение действовать автономно: защищать, планировать и организовывать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя разные источники; способность работать с разными видами информации: символами, чертежами, схемами, тестами, таблицами, осмысливать полученные сведения, применять их для расширения своих знаний.
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде пяти тематических блоков, обеспечивающих, формирование компетенций.
В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков экологической культуры и экологической морали учащихся.
Во втором - дидактические единицы, которые содержат сведения о возможностях использования ПЭВМ в работе. Это содержание обучения является базой для развития информационно-коммуникативной компетенции учащихся.
В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие область социальной этики, культуры ведения дома, национальных традиций и обеспечивающие развитие межкультурной компетенции.
В четвертом блоке - дидактические единицы, которые содержат сведения о технологии обработки конструкционных материалов; это позволяет развивать социально-трудовую компетенцию учащихся.
В пятом блоке представлены дидактические единицы, содержащие сведения по машиноведению и профориентации.
Таким образом, календарно-тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Методы и формы организации учебного процесса
Основной формой организации учебного процесса является урок, который позволяет организовать практическую, творческую и проектную деятельность, причем проекты могут выполняться учащимися как в специально выделенное в программе время, так и интернироваться с другими разделами программы.
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые проекты труда.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии являются комбинированный урок.
Формы и методы контроля
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
Уроки изучения нового, на которых учитель дает материал «крупными» блоками, или в форме лекции, или сочетая беседу с самостоятельной работой школьников.
Текущий контроль проводится по ходу изучения нового и его организационные формы зависят о группы изучаемых или формируемых знаний, а также специфики содержания учебного материала.
Уроки отработки закрепления нового, на которых учитель организует индивидуальную, групповую, или фронтальную работу школьников. Текущий контроль проводится не только учителем, но и учащимися, т.к. параллельно с изучением нового, его закреплением осуществляется формирование и закрепление умений самоконтроля и взаимоконтроля. Парная и групповая формы контроля при этом являются эффективным средством.
Уроки итогово-тематического контроля (1-2 урока), на которых подводятся итоги изучения всей темы в форме урока–зачета, деловой игры, практической работы и т.д.
В процессе теоретического обучения основными методами контроля являются устная проверка знаний учащихся, а также письменная проверка, проводимая в форме тематических и текущих проверочных работ, «технических диктантов», коллективного обсуждения разработанной учащимися технологической документации. Для теоретического обучения характерна также практическая проверка умений учащихся применять знания в практических условиях: сборка схем, измерения, наладка механизмов, поиск неисправностей и др. К методам практической проверки знаний и умений учащихся следует также отнести и практические работы.
В процессе производственного обучения основным методом контроля являются проверка выполняемых и выполненных учебно-производственных работ учащихся: текущая, периодическая (контрольные и проверочные работы) и итоговая (выпускные квалификационные пробные работы). Из специфических форм организации контроля производственного обучения следует отметить межоперационный контроль работ учащихся, самоконтроль и взаимоконтроль учащихся, поэтапную аттестацию учащихся, выполнение учащимися межпредметных заданий.
Тематическое планирование по технологии 6 класса
№ п/п | Тема раздела (блока) | Кол-во часов | Краткое содержание | Обязательный минимум ЗУН | Примечание |
1. | Введение | 1 | Содержание курса «Технология». Задачи и программные требования по предмету. Правила безопасной работы в мастерской. | УДЗ: - сущность понятия технология, задачи и программные требования по предмету «Технология», правила поведения в мастерской. | |
2. | Технология создания изделий из древесины. Элементы машиноведения. | 22 | Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Заготовка древесины. Пороки древесины. Производство и применение пиломатериалов. Охрана природы в лесной и деревообрабатывающей промышленности. Чертёж детали. Сборочный чертёж. Основы конструирования и моделирования изделия из древесины. Соединение брусков Изготовление цилиндрических и конических деталей ручным инструментом. Изготовление цилиндрических и конических деталей ручным инструментом. Составные части машин. Устройство токарного станка для точения древесины. Технология точения древесины на токарном станке. | УДЗ: - структуру лесной и деревообрабатывающей промышленности; - понятие порок древесины, природные и технологические пороки. - о влиянии технологий заготовки лесоматериалов на окружающую среду и здоровье человека; - технологические понятия чертёж детали, сборочный чертёж; графическое изображение деталей призматической и цилиндрической форм, конструктивных элементов деталей; - понятия конструирование, моделирование, модель; функции вещей; требования, учитываемые при конструировании изделия; - изготовления цилиндрических и конических деталей ручным способом; УДУ: - определять виды лесоматериалов; рассчитывать объём заготовленной древесины. - распознавать пороки древесины. - определять виды пиломатериалов. - бережно относиться к природным богатствам; рационально использовать дары природы (лес, воду, воздух, полезные ископаемые и т. д.). - читать чертежи (эскизы) призматической и цилиндрической форм; - конструировать простейшие изделия; создавать эскиз и технические рисунки сконструированного изделия. - выполнять соединение брусков различными способами. - изготавливать детали цилиндрической и конической форм ручным способом; - читать и составлять кинематические схемы. | |
3. | Декоративно-прикладное творчество | 6 | Защитная и декоративная отделка изделий из древесины. Выпиливание лобзиком. Выжигание по дереву. Работа над творческим проектом. Понятие о машине и механизме. | УДЗ: - виды орнамента; виды резьбы; инструменты для выполнения ручной художественной резьбы; - назначение защитной отделки изделий из древесины. - выполнять защитную и декоративную отделку изделия; рассчитывать затраты на изготовление изделия. | |
4. | Технология создания изделий из металлов. Элементы машиноведения. | 22 | Понятие о машине и механизме. Рабочее место для ручной обработки металла. Технология изготовления изделий из тонколистового металла и проволоки. Графическое изображение деталей из металла. Технологический процесс изготовления изделий из металла. Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки. Разметка заготовок из тонколистового металла и проволоки. Приёмы резания и зачистка деталей из тонколистового металла и проволоки. Сгибание заготовок из тонколистового металла и проволоки. Получение отверстий в металлических заготовках. Устройство сверлильного станка и приёмы работы на нём. | УДЗ: - общие сведения О металлургической промышленности; влияние технологии - виды изделий из сортового металлического проката; - инструменты для разметки; назначение и устройство штангенциркуля; - понятия технологический процесс, технологическая операция; профессии, связанные с обработкой металла - назначение и устройство слесарной ножовки; - инструменты для рубки металла; - о процессе сгибания тонколистового металла и проволоки; виды инструментов для выполнения операции опиливания; - сущность процесса отделки изделий из сортового металла УДУ: - читать чертежи деталей из тонколистового металла и проволоки; - читать чертежи деталей из тонколистового металла и проволоки; -сопоставлять порядок слов в предложении; - выполнять резание заготовок; - о процессе сгибания тонколистового металла и проволоки; - выполнять соединения деталей фальцевым швом и заклепочным соединением. | |
5. | Технологии ведения дома. | 12 | Гигиена жилого помещения. Уход за одеждой, обувью, мебелью, книгами. Уборка помещения. Организация труда и отдыха. Питание. Гигиена. Культура поведения в семье. Семейные праздники. Подарки. Переписка. | УДЗ: - виды ремонтно- строительных работ; инструменты и приспособления для проведения ремонтных работ; - виды и устройство дверных замков; - устройство водопроводного крана и смесителя; - понятие штукатурка, виды штукатурных растворов; УДУ: - выполнять закрепление настенных предметов; устанавливать форточки, оконные створки и двери. - устанавливать дверные замки. - выполнять простейший ремонт водопроводных кранов и смесителей. - приготовлять штукатурные растворы; | |
6 | Проектирование изделий | 15 | Техническая эстетика изделий. Основные требования к проектированию изделий. Элементы конструирования. Разработка творческого проекта Выбор и оформление творческого проекта. | УДЗ: - содержание науки о технической эстетике; требования к технической эстетике; сущность понятия золотое сечение и способы применения данного правила; требование к внешней отделке. -требования, предъявляемые при проектировании изделий; методы конструирования; основы экономической оценки стоимости выполняемого проекта. -требования, предъявляемые при проектировании изделий; методы конструирования; основы экономической оценки стоимости выполняемого проекта. УДУ: - видеть в процессе труда и создаваемых предметах красоту во всех её проявлениях. - анализировать свойства объекта; делать экономическую оценку стоимости проекта. - обосновывать идею изделия на основе маркетинговых опросов; анализировать возможность изготовления изделия; составлять технологическую карту. - обосновывать идею изделия на основе маркетинговых опросов; анализировать возможность изготовления изделия; составлять технологическую карту. |
Учебно-методический комплекс
Учебная программа | Учебники | Методический материал | Дидактический материал | Дополнительная литература |
В. Д. Симоненко /авт. -сост. О.В. Павлова – 2 – е изд. – Волгоград: Учитель, 2011. | Технология 6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Под редакцией В. Д. Симоненко. Издание третье, переработанное. Москва Издательский центр «Вентана-Граф», 2011 г. | О.В. Павлова. Развернутое тематическое планирование Технология 5 – 9 класс (вариант для мальчиков), изд. Учитель, 2008 г. Последние издание 2011 г. Ю.А. Жадаев, Поурочные планы по разделу «Технология обработки древесины» по программе В.Д. Симоненко. Рихвк Э., Обработка древесины в школьных мастерских: книга для учителей технического труда и руководителей кружков. / Э.Рихвк. – М.: Просвещение, 1984. Самородский, П.С. Технологии ведения дома в 5-8 классах: Технический труд: метод. пособие/ П.С.Самородский, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2007 | Наглядные пособия. Тищенко, А.Т. Технология. Технический труд: 6 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица, Н. А. Буглаева; под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф , 2010. | К. Бешенков. Методика обучения технологии. 5-9 классы. Дрофа. 2003. С. Н. Чистякова. Твоя профессиональная карьера. М.:Просвещение, 2000. И. А. Сасова. Технология 6 класс. Сборник проектов. М.:Вентана Граф, 2003. Технология. Программно-методические материалы. 5-11кл. М.:Дрофа, 2001 Богатырёв А.Н. Коптелов А.В. Некрасова Г.Н.. Учителю технологии о современных информационных технологиях: Учебное пособие. – Киров: Изд-во ВГПУ,1998 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС. Рабочая программа по технологии для девочек и мальчиков 5 класса.
Данная рабочая программа разработана для совместного обучения мальчиков и девочек (гендерный подход) на основе примерной программы общего образования по предмету «Технология», авторской программы по у...
Рабочие программы по технологии вариант для мальчиков 5-7 классы
2013-2014 год....
Рабочие программы по технологии вариант для мальчиков 8-9 классы.
2013-2014 год....
Рабочая программа по технологии 5 класс (Вариант для мальчиков)
Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основании рабочей программы В. Д. Симоненко /авт. -сост. О. В .Павлова – 2 – е изд. – Волгоград: Учитель, 2011....
Рабочая программа по технологии 6 класс (Вариант для мальчиков) -
Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основании рабочей программы В. Д. Симоненко /авт. -сост. О. В .Павлова – 2 – е изд. – Волгоград: Учитель, 2011....
Рабочая программа по технологии 7класс ( вариант для девочек)
Рабочая программа разработана на 2014-2015 учебный год на основе нормативных документов. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ изучается в рамках направления «Техноло...
Рабочая программа по технологии Симоненко ФГОС 5класс(мальчики) 2016-2017
Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Технология» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразов...