Программа кружка технического творчества
рабочая программа по технологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме
Программа кружка технического творчества для учащихся 5-11 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_tekhnologiya.docx | 29.07 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждаю» Директор МОУ СОШ №1 С.Покойного _____________ |
«___» ________________________ 2014 г. |
КРУЖОК ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
- Обоснование программы
- Тематическое планирование
- Цели и задачи кружка
- Условия реализации
- Календарно-тематическое планирование
На основе программы:
Хворостов А.С., Новиков С.Н. «Основы художественного проектирования».
М., «Просвещение», 2010г.
Руководитель кружка:
Учитель технологии
Нецветайлов В.П.
2013-2014
1. Введение. Пояснительная записка.
В основе общетехнического творчества, как вида деятельности школьников лежит творческое восприятие и переработка приобретенных знаний и опыта, умение применить полученные знания на практике, умение их совершенствовать.
Внеклассные занятия по техническому труду помогают решать важнейшие задачи образования и развития детей. Задачи связи обучения с жизнью, познания учащимися окружающего мира, последовательного расширения их политехнического кругозора, задачи обогащения межпредметных связей.
Организация внеклассной работы по техническому труду позволяет дополнять учебно-воспитательную работу. проводимую на уроках технологии, помогает повышать интерес учащихся к выполняемым заданиям.
Немаловажное значение имеет возможность варьировать количество и состав учащихся, привлекаемых к участию в очередном внеклассном проекте, задании, а также большая свобода выбора тем и видов работ.
Все это помогает учителю лучше выявить и использовать пути удовлетворения интересов детей к технике, к труду, позволяет уделять больше внимания организации трудовой самодеятельности каждого из учащихся. Это дает возможность привлекать к !!! во внеклассной трудовой деятельности отдельных учащихся, нуждающихся в дополнительном воспитательном воздействии учителя, коллектива детей.
Рабочее название кружка – «Умелые руки».
Девиз: «Твори, выдумывай, пробуй».
Цели внеклассной работы по этому направлению:
- создание возможностей творческого развития детей;
- развитие креативности мышления.
- проявить у учащихся интерес к технике,
- развить у кружковцев способностей к самостоятельному мышлению, расширить кругозор по общетехническому направлению,
- удовлетворить формирующиеся интересы и увлечения,
- умение применить полученные знания на практике, умение их совершенствовать,
- повышение роли кружковых занятий- это действенное средство профессиональной ориентации учащихся.
- формирование склонностей, творческих возможностей и дарований учащихся посредством расширения общекультурного кругозора и создания условий для творческой самореализации личности ребенка.
Задачи:
Обучающие:
- развивать стремление к углублению знаний
- привить самые разнообразные навыки, обработки различных материалов
- формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству
- развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделий
- развивать индивидуальные способности обучающихся
- усвоение множества общенаучных и специальных знаний сверх школьной программы
Воспитательные:
- воспитывать уважение к труду
- формировать чувство коллективизма, гражданственности
- воспитывать чувство патриотизма, любви к народным традициям
- воспитывать нравственные качества детей (взаимопомощь, добросовестность, честность)
- формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи
Познавательные:
- участие в поисково-конструкторской, исследовательской деятельности
- развивать познавательный интерес к техническому и декоративно-прикладному творчеству
Развивающие:
- развивать личностное самообразование, активность, самостоятельность
- содействовать формированию всесторонне развитой личности
- создавать условия для социального, профессионального самоопределения учащихся
- формировать и развивать пространственное воображение
Мотивационные:
- создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности, сотрудничества
- формирование специальных политехнических знаний и умений
- развивать активную деятельность
Эстетические:
- умение ценить красоту
- воспитывать аккуратность, культуру поведения
- формировать умение видеть красоту посредством демонстрации и изготовления изделий декоративно-прикладного творчества
Социально-педагогические:
- создание атмосферы сотрудничества
-привить навыки коллективного творческого труда
- возможность самореализации, формирование общественной активности
- формирование общественной активности, реализация в социуме
-формирование профессионального интереса к техническому и декоративно-прикладному творчеству
*В работе кружка участвуют учащиеся 5 - 11-х классов.
*Группа составляет 15 и или более учащихся. Возраст – от 11-ти до 16-ти и даже 17-ти лет. Включение в рабочие группы старшеклассников учащихся младших по возрасту помогает более быстрому овладению умениями и навыками и более быстрой адаптации к условиям для самореализации.
*Количество занятий в неделю – 4 часа, в год – 136 часов.
Программа призвана реализовать конструкторско-технологическую деятельность учащихся, сформировать понятие о видах ремесла, побудить использовать полученные знания и умения для создания нужных и красивых вещей.
2. Тематическое планирование
1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Планирование работы кружка. Создание рабочих групп.
2. Конструирование изделий из древесины, фанеры, ДВП. Художественная обработка и отделка изделий из древесины. («Зоопарк на столе», конструирование и изготовление кукольной мебели, изготовление игрушек и динамических игрушек, изготовление сувениров с использованием природных материалов, полезные изделия для дома).
3. Моделирование. (Модели автомобилей, плавающие модели, модели судов, моделирование боевой техники ВОВ и современной, изготовление моделей с механическим и электроприводом, авиамоделирование («Самолет на столе», модель для катапульты)).
4. Подготовка и организация выставок изделий технического творчества учащихся.
4. Условия реализации
Для реализации программы необходим личностно-ориентированный подход к учащимся, направленный на развитие природных задатков. Учащиеся, приходящие на занятия кружка, обычно очень интересуются техникой, техническими устройствами, сооружениями, машинами.
В зависимости от назначения, объема, сложности и срочности работы, она может выполняться в одиночку или коллективно.
Интерес, побудительный мотив к какому-то виду деятельности или объекту труда необходимо направить в исследовательско-познавательное русло.
Если это модель боевой техники, то необходимо постараться найти сведения об аналогах, об истории развития, чертежах и так далее.
Если это игрушки, изделия для дома, сувениры – учащиеся могут принести показать известные им поделки или литературу о них.
Необходимо нацелить учащихся на результат своей деятельности. Техническое моделирование – участие в соревнованиях на лучшую модель.
Программа реализуется на базе школьных мастерских с использованием оборудования, станков и инструментов, применяемых и в учебном процессе.
Количество используемых материалов не велико, частично приносится учащимися.
Запланированным результатом должно являться участие каждого ученика в подготовке изделий для выставок (внутришкольных, поселковых, районных), конкурса моделей.
При моделировании необходимо помочь учащимся оформить или создать проект, историческую справку, описание своей модели.
Тематическая литература:
- Андриянов Л., Галагузова М.А., Каюкова Н.А., Нестерова В.В., Фетцер В.В. Развитие технического творчества младших школьников.- М.: Просвещение, 2008г.
- Беляков Н.А. «Внеклассные занятия по труду», М., «Просвещение», 1996.
- Белов А.А. Коваленко В.И., «Художественное проектирование», М., 1999.
- Болонкин А. Теория полета летающих моделей. - М.: ДОСААФ.
- Болотина Л.А. Журавлева А.Г., «Техническое моделирование», М., «Просвещение», 1998.
- Ермаков А. Простейшие авиамодели.- М: " Просвещение", 1989г.
- Кан-Калик В.А. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990г.
- Мараховский С.Д., Москалев В.Ф. Простейшие летающие модели. - М.: " Машиностроение",1999г.
- Мартенсон А. «Начинаем мастерить из древесины», М., 1999.
- Пантюхин С. Воздушные змеи. - М: ДОСААФ СССР , 1994г.
- Рожков В. Авиамодельный кружок. - М: "Просвещение" , 1998г.
- Смирнов Э. Как сконструировать и построить летающуюмодель .- М: ДОСААФ СССР, 2003г.
- Турьян А. Простейшие авиационные модели. - М.: ДОСААФ СССР,2002г
- Филенко Ф.Н. «Поделки из природных материалов», М., 1997.
- Хворостов А.С. «Художественное конструирование», М., 2007.
Календарно-тематическое планирование (содержание программы)
№ п\п | По плану | По факту | Т е м а з а н я т и я | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие. ТБ и правила поведения в мастерских. Планирование работы кружка. | 2 | ||
2 | Уголок юного мастера. Инструменты и приспособления. Приемы работы. | 2 | ||
3 | Лобзик ручной. Устройство, установка пилки. | 2 | ||
4 | «Зоопарк на столе». Подготовка рисунков и заготовок из фанеры. | 2 | ||
5 | Перевод рисунков. Раскраивание заготовок. | 2 | ||
6 | Изготовление деталей «Зоопарка на столе». | 2 | ||
7 | Изготовление деталей «Зоопарка на столе». | 2 | ||
8 | Изготовление деталей «Зоопарка на столе». | 2 | ||
9 | Обработка готовых деталей с помощью надфилей и наждачной бумаги | 2 | ||
10 | Окраска готовых изделий водорастворимыми красками и красителями. | 2 | ||
11 | Подгонка деталей. Сборка изделий на клею. | 2 | ||
12 | Роспись изделий. Покрытие изделий лаком. | 2 | ||
13 | Мебель для «Барби». Конструирование кукольной мебели. | 2 | ||
14 | Изготовление деталей кукольной кровати. | 2 | ||
15 | Подгонка деталей и их окраска. | 2 | ||
16 | Сборка кровати с помощью клея. Нанесение декоративного рисунка. | 2 | ||
17 | Конструирование кукольных дивана и кресла. Изготовление деталей. | 2 | ||
18 | Изготовление деталей кукольного дивана и кресла. | 2 | ||
19 | Подгонка деталей кукольного дивана и кресла. Их окраска. | 2 | ||
20 | Сборка кукольного дивана и кресла с помощью клея. Нанесение декоративного рисунка. | 2 | ||
21 | Конструирование «холодильника» и «газовой плиты». | 2 | ||
22 | Изготовление деталей «холодильника» и «газовой плиты». | 2 | ||
23 | Сборка изделий на клею и гвоздях. Окончательная обработка готовых изделий. | 2 | ||
24 | Подбор и оклеивание изделий текстурной пленкой. | 2 | ||
25 | Изготовление сувениров с использованием природных материалов. Какие бывают подставки. | 2 | ||
26 | Сувенир «Совы». Изготовление подставки для сувенира. Изготовление деталей и подбор природного материала | 2 | ||
27 | Изготовление деталей и декоративная обработка выжигателем. Сборка сувенира. | 2 | ||
28 | Новогодний подсвечник. Выбор и разработка конструкции. Изготовление шаблонов. | 2 | ||
29 | Изготовление деталей новогоднего подсвечника. | 2 | ||
30 | Изготовление деталей новогоднего подсвечника. | 2 | ||
31 | Подгонка деталей новогоднего подсвечника и их окраска. | 2 | ||
32 | Сборка новогоднего подсвечника. | 2 | ||
33 | Моделирование из древесины. Модель гоночного автомобиля. | 2 | ||
34 | Изготовление корпуса модели гоночного автомобиля. | 2 | ||
35 | Выпиливание деталей антикрыла лобзиком. Использование шаблонов. | 2 | ||
36 | Склеивание деталей антикрыла. Подетальная окраска модели. | 2 | ||
37 | Работа на ТСД-120. Точение заготовок колес. | 2 | ||
38 | Сборка модели гоночного автомобиля. | 2 | ||
39 | Выбор моделей боевой техники. Конструкторская документация. | 2 | ||
40 | Изготовление деталей модели танка. Изготовление корпуса модели. | 2 | ||
41 | Сверление, изготовление и установка осей и колес. | 2 | ||
42 | Изготовление деталей корпуса и облицовки. | 2 | ||
43 | Изготовление башни танка. Основание башни. | 2 | ||
44 | Изготовление накладок и маски орудия. | 2 | ||
45 | Работа на ТСД-120. Точение орудия. Склеивание деталей башни. | 2 | ||
46 | Обработка и изготовление мелких деталей. Изготовление технологических отверстий. | 2 | ||
47 | Сборка и окраска моделей. | 2 | ||
48 | Сборка и окраска моделей. Составление исторической справки. | 2 | ||
49 | Красота в быту. Декоративная подставка для горячих предметов. | 2 | ||
50 | Изготовление с использованием природных материалов. Пиление заготовок и их шлифование. | 2 | ||
51 | Изготовление основания, соединение вполдерева. | 2 | ||
52 | Сборка подставки. Окончательная отделка изделия. | 2 | ||
53 | Лопатка для кухни. Виды и назначение. Выбор материала. | 2 | ||
54 | Изготовление лопатки. | 2 | ||
55 | ИЗГОТОВЛЕНИЕ МАКЕТОВ И МОДЕЛЕЙ ТЕХНИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ ИЗ БУМАГИ И КАРТОНА. Авиамоделирование – «Самолет на «столе». | 2 | ||
56 | Изготовление модели боевого самолета. Метательная модель полукопия. | 2 | ||
57 | Вырезание деталей по шаблонам. Оклеивание бумагой. | 2 | ||
58 | Вырезание деталей по шаблонам. Оклеивание бумагой. | 2 | ||
59 | Сборка моделей. Использование прессов и кондукторов. | 2 | ||
60 | Сборка моделей. Оклеивание и нахождение центра модели. | 2 | ||
61 | Изготовление катапульты. Работа на ТСД-120. | 2 | ||
62 | Сборка катапульты. Установка пружин. Испытание работы катапульты. | 2 | ||
63 | Запуски моделей. Отладка моделей в полете. | 2 | ||
64 | Соревнование моделей. | 2 | ||
65 | Воздушные змеи. Как сконструировать и построить. Изготовление катушки. | 2 | ||
66 | Конструкции простейших воздушных змеев. Изготовление воздушных змеев. | 2 | ||
67 | Изготовление воздушных змеев. Запуск воздушных змеев. | 2 | ||
68 | Запуск воздушных змеев. Заключительное занятие. | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа занятий кружка: "Техническое творчество".5 кл.(мальчики)
Рабочая программа кружка "Техническое творчество" по предмету Технология для 5-х классов (мальчики) рассчитана на 68 ученых часов. В ней имеются следующие разделы: -Древесина как конструкционный ...
Программа спортивно-технического творчества "Вираж"
Цель программы – популяризация занятий техническим творчеством и техническими видами спорта, получение знаний о видах авто-мото-техники, их технического состояния и обслуживания, пропаганда здорового ...
Программа кружка технической направленности "Выпиливание"
Программма кружка технической направленности "Выпиливание" имеет пояснительную записку, в которой обоснованы все этапы работы. В приложении даны работы учащихся, выполненные на занятиях кр...
Программа кружка технического пользования
Программа имеет художественно-эстетическую направленность и развивает у обучающихся творческое умение по декоративной обработки материалов и креативное мышление при изготовлении сувениров из тканей (р...
Опыт работы кружка технического творчества
Опыт работы кружка технического творчества...
Рабочая программа кружка "Техническое творчество"
Данная программа направлена на расширение политехнического кругозора подростков, общетрудовых знаний и умений, формирование интереса к технике....
Программа кружка технического творчества «Творцы - молодцы»
Занятия в технических кружках обеспечивают устойчивый интерес к технике, способствуют успешной социализации личности, а также увеличению числа будущих изобретателей и инженеров, их профо...