Программа кружка технического творчества
рабочая программа по технологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме
Программа кружка технического творчества для учащихся 5-11 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.07 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждаю» Директор МОУ СОШ №1 С.Покойного _____________ |
«___» ________________________ 2014 г. |
КРУЖОК ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
- Обоснование программы
- Тематическое планирование
- Цели и задачи кружка
- Условия реализации
- Календарно-тематическое планирование
На основе программы:
Хворостов А.С., Новиков С.Н. «Основы художественного проектирования».
М., «Просвещение», 2010г.
Руководитель кружка:
Учитель технологии
Нецветайлов В.П.
2013-2014
1. Введение. Пояснительная записка.
В основе общетехнического творчества, как вида деятельности школьников лежит творческое восприятие и переработка приобретенных знаний и опыта, умение применить полученные знания на практике, умение их совершенствовать.
Внеклассные занятия по техническому труду помогают решать важнейшие задачи образования и развития детей. Задачи связи обучения с жизнью, познания учащимися окружающего мира, последовательного расширения их политехнического кругозора, задачи обогащения межпредметных связей.
Организация внеклассной работы по техническому труду позволяет дополнять учебно-воспитательную работу. проводимую на уроках технологии, помогает повышать интерес учащихся к выполняемым заданиям.
Немаловажное значение имеет возможность варьировать количество и состав учащихся, привлекаемых к участию в очередном внеклассном проекте, задании, а также большая свобода выбора тем и видов работ.
Все это помогает учителю лучше выявить и использовать пути удовлетворения интересов детей к технике, к труду, позволяет уделять больше внимания организации трудовой самодеятельности каждого из учащихся. Это дает возможность привлекать к !!! во внеклассной трудовой деятельности отдельных учащихся, нуждающихся в дополнительном воспитательном воздействии учителя, коллектива детей.
Рабочее название кружка – «Умелые руки».
Девиз: «Твори, выдумывай, пробуй».
Цели внеклассной работы по этому направлению:
- создание возможностей творческого развития детей;
- развитие креативности мышления.
- проявить у учащихся интерес к технике,
- развить у кружковцев способностей к самостоятельному мышлению, расширить кругозор по общетехническому направлению,
- удовлетворить формирующиеся интересы и увлечения,
- умение применить полученные знания на практике, умение их совершенствовать,
- повышение роли кружковых занятий- это действенное средство профессиональной ориентации учащихся.
- формирование склонностей, творческих возможностей и дарований учащихся посредством расширения общекультурного кругозора и создания условий для творческой самореализации личности ребенка.
Задачи:
Обучающие:
- развивать стремление к углублению знаний
- привить самые разнообразные навыки, обработки различных материалов
- формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству
- развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделий
- развивать индивидуальные способности обучающихся
- усвоение множества общенаучных и специальных знаний сверх школьной программы
Воспитательные:
- воспитывать уважение к труду
- формировать чувство коллективизма, гражданственности
- воспитывать чувство патриотизма, любви к народным традициям
- воспитывать нравственные качества детей (взаимопомощь, добросовестность, честность)
- формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи
Познавательные:
- участие в поисково-конструкторской, исследовательской деятельности
- развивать познавательный интерес к техническому и декоративно-прикладному творчеству
Развивающие:
- развивать личностное самообразование, активность, самостоятельность
- содействовать формированию всесторонне развитой личности
- создавать условия для социального, профессионального самоопределения учащихся
- формировать и развивать пространственное воображение
Мотивационные:
- создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности, сотрудничества
- формирование специальных политехнических знаний и умений
- развивать активную деятельность
Эстетические:
- умение ценить красоту
- воспитывать аккуратность, культуру поведения
- формировать умение видеть красоту посредством демонстрации и изготовления изделий декоративно-прикладного творчества
Социально-педагогические:
- создание атмосферы сотрудничества
-привить навыки коллективного творческого труда
- возможность самореализации, формирование общественной активности
- формирование общественной активности, реализация в социуме
-формирование профессионального интереса к техническому и декоративно-прикладному творчеству
*В работе кружка участвуют учащиеся 5 - 11-х классов.
*Группа составляет 15 и или более учащихся. Возраст – от 11-ти до 16-ти и даже 17-ти лет. Включение в рабочие группы старшеклассников учащихся младших по возрасту помогает более быстрому овладению умениями и навыками и более быстрой адаптации к условиям для самореализации.
*Количество занятий в неделю – 4 часа, в год – 136 часов.
Программа призвана реализовать конструкторско-технологическую деятельность учащихся, сформировать понятие о видах ремесла, побудить использовать полученные знания и умения для создания нужных и красивых вещей.
2. Тематическое планирование
1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Планирование работы кружка. Создание рабочих групп.
2. Конструирование изделий из древесины, фанеры, ДВП. Художественная обработка и отделка изделий из древесины. («Зоопарк на столе», конструирование и изготовление кукольной мебели, изготовление игрушек и динамических игрушек, изготовление сувениров с использованием природных материалов, полезные изделия для дома).
3. Моделирование. (Модели автомобилей, плавающие модели, модели судов, моделирование боевой техники ВОВ и современной, изготовление моделей с механическим и электроприводом, авиамоделирование («Самолет на столе», модель для катапульты)).
4. Подготовка и организация выставок изделий технического творчества учащихся.
4. Условия реализации
Для реализации программы необходим личностно-ориентированный подход к учащимся, направленный на развитие природных задатков. Учащиеся, приходящие на занятия кружка, обычно очень интересуются техникой, техническими устройствами, сооружениями, машинами.
В зависимости от назначения, объема, сложности и срочности работы, она может выполняться в одиночку или коллективно.
Интерес, побудительный мотив к какому-то виду деятельности или объекту труда необходимо направить в исследовательско-познавательное русло.
Если это модель боевой техники, то необходимо постараться найти сведения об аналогах, об истории развития, чертежах и так далее.
Если это игрушки, изделия для дома, сувениры – учащиеся могут принести показать известные им поделки или литературу о них.
Необходимо нацелить учащихся на результат своей деятельности. Техническое моделирование – участие в соревнованиях на лучшую модель.
Программа реализуется на базе школьных мастерских с использованием оборудования, станков и инструментов, применяемых и в учебном процессе.
Количество используемых материалов не велико, частично приносится учащимися.
Запланированным результатом должно являться участие каждого ученика в подготовке изделий для выставок (внутришкольных, поселковых, районных), конкурса моделей.
При моделировании необходимо помочь учащимся оформить или создать проект, историческую справку, описание своей модели.
Тематическая литература:
- Андриянов Л., Галагузова М.А., Каюкова Н.А., Нестерова В.В., Фетцер В.В. Развитие технического творчества младших школьников.- М.: Просвещение, 2008г.
- Беляков Н.А. «Внеклассные занятия по труду», М., «Просвещение», 1996.
- Белов А.А. Коваленко В.И., «Художественное проектирование», М., 1999.
- Болонкин А. Теория полета летающих моделей. - М.: ДОСААФ.
- Болотина Л.А. Журавлева А.Г., «Техническое моделирование», М., «Просвещение», 1998.
- Ермаков А. Простейшие авиамодели.- М: " Просвещение", 1989г.
- Кан-Калик В.А. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990г.
- Мараховский С.Д., Москалев В.Ф. Простейшие летающие модели. - М.: " Машиностроение",1999г.
- Мартенсон А. «Начинаем мастерить из древесины», М., 1999.
- Пантюхин С. Воздушные змеи. - М: ДОСААФ СССР , 1994г.
- Рожков В. Авиамодельный кружок. - М: "Просвещение" , 1998г.
- Смирнов Э. Как сконструировать и построить летающуюмодель .- М: ДОСААФ СССР, 2003г.
- Турьян А. Простейшие авиационные модели. - М.: ДОСААФ СССР,2002г
- Филенко Ф.Н. «Поделки из природных материалов», М., 1997.
- Хворостов А.С. «Художественное конструирование», М., 2007.
Календарно-тематическое планирование (содержание программы)
№ п\п | По плану | По факту | Т е м а з а н я т и я | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие. ТБ и правила поведения в мастерских. Планирование работы кружка. | 2 | ||
2 | Уголок юного мастера. Инструменты и приспособления. Приемы работы. | 2 | ||
3 | Лобзик ручной. Устройство, установка пилки. | 2 | ||
4 | «Зоопарк на столе». Подготовка рисунков и заготовок из фанеры. | 2 | ||
5 | Перевод рисунков. Раскраивание заготовок. | 2 | ||
6 | Изготовление деталей «Зоопарка на столе». | 2 | ||
7 | Изготовление деталей «Зоопарка на столе». | 2 | ||
8 | Изготовление деталей «Зоопарка на столе». | 2 | ||
9 | Обработка готовых деталей с помощью надфилей и наждачной бумаги | 2 | ||
10 | Окраска готовых изделий водорастворимыми красками и красителями. | 2 | ||
11 | Подгонка деталей. Сборка изделий на клею. | 2 | ||
12 | Роспись изделий. Покрытие изделий лаком. | 2 | ||
13 | Мебель для «Барби». Конструирование кукольной мебели. | 2 | ||
14 | Изготовление деталей кукольной кровати. | 2 | ||
15 | Подгонка деталей и их окраска. | 2 | ||
16 | Сборка кровати с помощью клея. Нанесение декоративного рисунка. | 2 | ||
17 | Конструирование кукольных дивана и кресла. Изготовление деталей. | 2 | ||
18 | Изготовление деталей кукольного дивана и кресла. | 2 | ||
19 | Подгонка деталей кукольного дивана и кресла. Их окраска. | 2 | ||
20 | Сборка кукольного дивана и кресла с помощью клея. Нанесение декоративного рисунка. | 2 | ||
21 | Конструирование «холодильника» и «газовой плиты». | 2 | ||
22 | Изготовление деталей «холодильника» и «газовой плиты». | 2 | ||
23 | Сборка изделий на клею и гвоздях. Окончательная обработка готовых изделий. | 2 | ||
24 | Подбор и оклеивание изделий текстурной пленкой. | 2 | ||
25 | Изготовление сувениров с использованием природных материалов. Какие бывают подставки. | 2 | ||
26 | Сувенир «Совы». Изготовление подставки для сувенира. Изготовление деталей и подбор природного материала | 2 | ||
27 | Изготовление деталей и декоративная обработка выжигателем. Сборка сувенира. | 2 | ||
28 | Новогодний подсвечник. Выбор и разработка конструкции. Изготовление шаблонов. | 2 | ||
29 | Изготовление деталей новогоднего подсвечника. | 2 | ||
30 | Изготовление деталей новогоднего подсвечника. | 2 | ||
31 | Подгонка деталей новогоднего подсвечника и их окраска. | 2 | ||
32 | Сборка новогоднего подсвечника. | 2 | ||
33 | Моделирование из древесины. Модель гоночного автомобиля. | 2 | ||
34 | Изготовление корпуса модели гоночного автомобиля. | 2 | ||
35 | Выпиливание деталей антикрыла лобзиком. Использование шаблонов. | 2 | ||
36 | Склеивание деталей антикрыла. Подетальная окраска модели. | 2 | ||
37 | Работа на ТСД-120. Точение заготовок колес. | 2 | ||
38 | Сборка модели гоночного автомобиля. | 2 | ||
39 | Выбор моделей боевой техники. Конструкторская документация. | 2 | ||
40 | Изготовление деталей модели танка. Изготовление корпуса модели. | 2 | ||
41 | Сверление, изготовление и установка осей и колес. | 2 | ||
42 | Изготовление деталей корпуса и облицовки. | 2 | ||
43 | Изготовление башни танка. Основание башни. | 2 | ||
44 | Изготовление накладок и маски орудия. | 2 | ||
45 | Работа на ТСД-120. Точение орудия. Склеивание деталей башни. | 2 | ||
46 | Обработка и изготовление мелких деталей. Изготовление технологических отверстий. | 2 | ||
47 | Сборка и окраска моделей. | 2 | ||
48 | Сборка и окраска моделей. Составление исторической справки. | 2 | ||
49 | Красота в быту. Декоративная подставка для горячих предметов. | 2 | ||
50 | Изготовление с использованием природных материалов. Пиление заготовок и их шлифование. | 2 | ||
51 | Изготовление основания, соединение вполдерева. | 2 | ||
52 | Сборка подставки. Окончательная отделка изделия. | 2 | ||
53 | Лопатка для кухни. Виды и назначение. Выбор материала. | 2 | ||
54 | Изготовление лопатки. | 2 | ||
55 | ИЗГОТОВЛЕНИЕ МАКЕТОВ И МОДЕЛЕЙ ТЕХНИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ ИЗ БУМАГИ И КАРТОНА. Авиамоделирование – «Самолет на «столе». | 2 | ||
56 | Изготовление модели боевого самолета. Метательная модель полукопия. | 2 | ||
57 | Вырезание деталей по шаблонам. Оклеивание бумагой. | 2 | ||
58 | Вырезание деталей по шаблонам. Оклеивание бумагой. | 2 | ||
59 | Сборка моделей. Использование прессов и кондукторов. | 2 | ||
60 | Сборка моделей. Оклеивание и нахождение центра модели. | 2 | ||
61 | Изготовление катапульты. Работа на ТСД-120. | 2 | ||
62 | Сборка катапульты. Установка пружин. Испытание работы катапульты. | 2 | ||
63 | Запуски моделей. Отладка моделей в полете. | 2 | ||
64 | Соревнование моделей. | 2 | ||
65 | Воздушные змеи. Как сконструировать и построить. Изготовление катушки. | 2 | ||
66 | Конструкции простейших воздушных змеев. Изготовление воздушных змеев. | 2 | ||
67 | Изготовление воздушных змеев. Запуск воздушных змеев. | 2 | ||
68 | Запуск воздушных змеев. Заключительное занятие. | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа занятий кружка: "Техническое творчество".5 кл.(мальчики)
Рабочая программа кружка "Техническое творчество" по предмету Технология для 5-х классов (мальчики) рассчитана на 68 ученых часов. В ней имеются следующие разделы: -Древесина как конструкционный ...

Программа спортивно-технического творчества "Вираж"
Цель программы – популяризация занятий техническим творчеством и техническими видами спорта, получение знаний о видах авто-мото-техники, их технического состояния и обслуживания, пропаганда здорового ...

Программа кружка технической направленности "Выпиливание"
Программма кружка технической направленности "Выпиливание" имеет пояснительную записку, в которой обоснованы все этапы работы. В приложении даны работы учащихся, выполненные на занятиях кр...

Программа кружка технического пользования
Программа имеет художественно-эстетическую направленность и развивает у обучающихся творческое умение по декоративной обработки материалов и креативное мышление при изготовлении сувениров из тканей (р...
Рабочая программа кружка "Техническое творчество"
Данная программа направлена на расширение политехнического кругозора подростков, общетрудовых знаний и умений, формирование интереса к технике....

Программа кружка технического творчества «Творцы - молодцы»
Занятия в технических кружках обеспечивают устойчивый интерес к технике, способствуют успешной социализации личности, а также увеличению числа будущих изобретателей и инженеров, их профо...