Программа кружка технического пользования
проект по технологии по теме
Программа имеет художественно-эстетическую направленность и развивает у обучающихся творческое умение по декоративной обработки материалов и креативное мышление при изготовлении сувениров из тканей (русская тряпичная кукла) и картин из природных материалов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_programma_dlya_mamy.doc | 173.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 60»
«Утверждаю»:
Директор ГБОУ НПО «ПЛ № 60»
_______________________ А.А. Фаткин
Рассмотрено
На методической комиссии
Протокол № ______ от _____________
Программа
кружка «Мастерица»
Возраст
Участников кружка 15-19 лет
Автор:
Мастер производственного обучения
Кулагина М.В.
г. Нижний Новгород
2013 г.
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Учебный план
3. Учебно-тематический план
4. Содержание программы
5. Методическое обеспечение программы
6. Условия реализации программы
7. Список литературы
8. Приложения
Пояснительная записка
Образовательная программа творческой мастерской разработана на основе многолетнего опыта с детьми. Программа имеет художественно-эстетическую направленность и развивает у обучающихся творческое умение по декоративной обработки материалов и креативное мышление при изготовлении сувениров из тканей (русская тряпичная кукла) и картин из природных материалов. Программа так же содействует профессионально-творческому развитию обучающихся по профессиям «Портной» и «Швея».
Декоративная обработка ткани и изготовление картин и сувениров – необыкновенное путешествие в страну народных художественных промыслов. Ремесло ручной работы с тканями и природными материалами появилось практически одновременно с возникновением моды. Шло время, менялись технологии, появились современные материалы и оборудование. Процессы обработки тканей механизировались. Современный уровень развития швейного производства достиг небывалых высот. В наши дни мы имеем широчайший выбор тканей разнообразной фактуры и расцветки. Но, тем не менее…
Извечное стремление женщин выглядеть неповторимо, оставаясь в рамках моды, подпитывает постоянный интерес к изделиям рукотворным. За тысячелетия развития человечество изобрело бесчисленное множество приёмов декорирования: крашение, набойка (печатание рисунка), вышивка, аппликация, печворк (составление полотна из лоскутов ткани), квилт (соединение печворка с фигурное стёжкой), тиснение кожи, плетение, инкрустация и многие другие. При всём техническом разнообразии этих приёмов украшения цель их применения одна – превратить даже грубое домотканое полотно в драгоценность и с делать костюм неповторимым.
В наши дни искусство декорирования тканей и изготовление сувениров (русская тряпичная кукла) и креативных картин переживает необычайный расцвет: с одной стороны, велик интерес к традициям, с другой – новейшие материалы, оборудование, технологии открывают неограниченные возможности для воплощения композиционного замысла, эмоционального самовыражения личности.
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что она отвечает потребности общества в формировании компетентной, творческой личности.
Действительно, освоение детьми основного содержания программы содействует развитию познавательной компетенции в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства и повышению на этой основе общего уровня мотивации к обучению.
Новизна программы. Программа направлена на развитие фантазии, индивидуальности подростка. Каждой теме программы отводится достаточное время для изучения, что позволяет осуществить глубокое проникновение в материал, рассмотреть широкое разнообразие композиционных решений. Обучающимся предлагается выступать с инициативой, не бояться собственных смелых решений и идей, оригинальность которых только приветствуется. Тем самым данная программа создаёт для обучающихся перспективу их творческого роста, личностного развития.
Используются новые средства организации самостоятельной и познавательной деятельности, когда ребенку предлагается выступить в качестве автора, начиная с задумки изделия и заканчивая демонстрацией готовой работы. Анализируя опыт работы по программе, необходимо отметить: большой процент авторских работ обучающихся, высокую степень самостоятельности, хорошее качество изделий.
Данная программа дополнительного образования апробирована с 2000 г. При разработке программы дополнительного образования я опиралась на программы, опубликованные в числе примерных программ, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.
Программа строится на основе:
- разнообразных методов и приемов побуждения к познанию и творчеству;
- комплексного решения воспитательных и образовательных задач;
- использования на занятиях проблемных вопросов и ситуаций;
- соблюдения принципов дидактики и научности;
- преемственности традиций и передачи мастерства от педагога обучающимся;
- принципов этического и эстетического воспитания;
- соблюдения тесной связи дополнительного и профессионального образования;
- постоянного совершенствования методики проведения занятий и использование передового опыта коллег преподавателей.
Достижение цели обучения обеспечивается проведением взаимосвязанных теоретических, практических и индивидуальных занятий. Практические занятия связаны с изучением и освоением всех этапов изготовления изделия: от зарождения идеи до ее воплощения в материале. Изучение теоретического материала гармонично сочетается с выполнением обязательных работ. Эффективность обучения обеспечивается за счет организации и применения разнообразных форм поведения занятий: экскурсий, викторин, выставок, конкурсов, обсуждений проектов.
Посильное развитие внимания, воображения, наблюдательности и памяти способствует расширению кругозора и пробуждению интереса к декоративно-прикладному искусству.
Программа составлена таким образом, чтобы одно занятие дополняло другое, осуществлялась смысловая связь.
Цель программы: развитие творческих способностей личности обучающегося средствами прикладного искусства.
Задачи:
- получение устойчивых знаний о возникновении и развитии данного вида художественного творчества;
- совершенствование качества практических навыков;
- воспитание культуры труда;
- создание условий для получения импульсов к творчеству и самовыражению каждого обучающегося;
- расширение профессионального кругозора и умений обучающихся;
- формирование мировоззрения, обеспечивающего социальную адаптацию в современных социально-экономических условиях;
- развитие образного восприятия окружающего пространства и эмоциональной отзывчивости к произведениям искусства.
Программа рассчитана на обучение участников творческих объединений в течение 1 года, 180 часов на весь курс обучения. Поэтапное обучение позволяет учащимся глубже и основательнее изучить темы курса.
Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей подросткового возраста. Работа с подростками строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении – индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности подростка.
Большое внимание на занятиях творческой мастерской уделяется созданию условий максимального психологического комфорта для всех участников. Поэтому на первых занятиях применяются специальные игры и упражнения, позволяющие подросткам познакомиться и создать определенный уровень открытости, доверия, эмоциональной свободы, дружбы и сплоченности ребят, которые помогают в дальнейшем успешно и творчески работать в коллективе.
Прогнозируемые результаты и критерии
Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение программ, участие в городских и областных мероприятиях по направлению.
Косвенными критериями служат: создание стабильного коллектива творческого объединения, заинтересованность участников в выбранном виде деятельности, развитие чувства коллективизма.
По итогам изучения каждого блока программы участниками творческого объединения организуются выставки творческих работ.
По итогам обучения между участниками объединения проходит соревнование на лучший творческий проект. Участниками объединения совместно с педагогом дополнительного образования организуются выставки.
Учебный план программы
№ п./п. | Название блока | Кол. Час. |
1 год | ||
Правила техники безопасности | 8 | |
1. | Декор в одежде | 33 |
2. | «Флористика» Изготовление креативных картин | 60 |
3. | Сувениры из тканей «Русская тряпичная кукла» | 55 |
4. | Выполнение итоговой работы. | 24 |
5. | Итого | 180 |
Учебно-тематический план обучения
№ п./п. | Название модулей | Всего часов | теория | практика |
1. | Декор в одежде | 41 | 10 | 31 |
1.1. | Правила техники безопасности. Инструменты и материалы используемые в работе. | 2 | 2 | |
1.2 | История развития декоративно-прикладного искусства | 2 | 2 | |
1.3. | Аппликация. Виды аппликации, использование аппликаций в одежде. | 3 | 1 | 2 |
1.4. | Обработка тканей: крашание, крахмаление. | 4 | 4 | |
1.5. | Изменение фактуры, желатирование, жатка. | 4 | 1 | 3 |
1.6. | Ткани и их характеры. (от тюля до драпа) | 1 | 1 | |
1.7. | Складки и драпировка. | 4 | 1 | 3 |
1.8. | Расчёт, раскрой обработка окантовочной бейки. (Различные способы) | 4 | 1 | 3 |
1.9. | Стволы, стебли: жгут, рулик. | 4 | 1 | 3 |
1.10. | Растения, птицы | 3 | 3 | |
1.11 | Изготовление цветов из ткани (розы, хризантемы, лилии) | 4 | 4 | |
1.12 | Выполнение итоговой работы | 6 | 6 | |
2. | «Флористика» Изготовление креативных картин | 68 | 17 | 51 |
2.1. | Правила техники безопасности. Инструменты и материалы используемые в работе. | 2 | 2 | |
2.2. | Подготовка материалов к работе | 4 | 2 | 2 |
2.3. | Сбор, засушивание материалов и хранение | 10 | 2 | 8 |
2.4. | Окраска бумаги, полотна | 7 | 7 | |
2.5. | Стили, техника, колорит | 5 | 5 | |
2.6. | Пейзаж (небо, вода, снег, деревья, архитектура из природных материалов) | 14 | 2 | 12 |
2.7. | Натюрморт (фон в натюрморте, рефлексы, тени) | 10 | 2 | 8 |
2.8. | Оформление работ | 10 | 2 | 8 |
2.9. | Выполнение итоговой работы | 6 | 6 | |
3. | Сувениры из тканей «Русская тряпичная кукла» | 71 | 21 | 50 |
3.1. | Правила техники безопасности. Инструменты и материалы используемые в работе. | 4 | 4 | |
3.2. | Классификация кукол. Назначение | 4 | 4 | |
3.3. | Обрядовые куклы. | 3 | 3 | |
3.4. | Особенности обрядовых кукол. Подбор тканей, материалов, фурнитуры | 6 | 2 | 4 |
3.5. | Техника изготовления обрядовых кукол: «От коликов», «Зайчик на пальчик», «Богатство», «На Веничек», «Травница» | 14 | 2 | 12 |
3.6. | Изготовление одежды для кукол. Особенности кроя и пошива | 6 | 2 | 4 |
3.7. | Изготовление кукол-скруток «Жених и невеста» | 6 | 2 | 4 |
3.8. | Куклы-обереги | 4 | 2 | 2 |
3.9. | Особенности изготовления кукол-оберегов. Подбор тканей, материалов, фурнитуры | 6 | 2 | 4 |
3.10. | Техника изготовления куклы «Десятиручки» | 6 | 2 | 4 |
3.11. | Выполнение итоговой работы | 12 | 12 | |
Итого: | 180 | 48 | 132 |
Содержание программы
- Декор в одежде
№ | Элемент модуля | Кол. час. | Теоретические сведения | Практические работы | Знания умения навыки |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1.1. | Правила техники безопасности. Инструменты и материалы используемые в работе. | 2 | Правила поведения. Ознакомление с программой обучения. Оборудование рабочего места. | Должны знать: оборудование и инструменты используемые в работе | |
1.2. | История развития декоративно-прикладного искусства | 2 | Декоративно прикладное искусство и его исторические корни. Поиск литературы о декоре в одежде. | Должны знать: виды декоративно-прикладного искусства, как сочетаются цвета, особенности и свойства красок. | |
1.3. | Аппликация. Виды аппликации, использование аппликаций в одежде. | 3 | Применение аппликаций с учетом ассортимента одежды и направлением моды | Изготовление аппликаций из различных материалов | Должны знать: Свойства тканей, волокнистый состав. И уметь применять знания в практической работе |
1.4. | Обработка тканей: крашание, крахмаление. | 4 | Разновидности применяемых красителей. Температурные режимы при крахмалении. | Практическая работа по окрашиванию и крахмалению тканей | Должны знать: |
1.5. | Изменение фактуры, желатирование, жатка. | 4 | Применение жатки, процесс желатирования с учетом волокнистого состава тканей. | Выполнение практической работы по изменению фактуры ткани | Должны уметь: Производить процесс желатирова-ния тканей, выполнять практические приемы жатки, применяя знания волокнистого состава тканей. |
1.6. | Ткани и их характеры. (от тюля до драпа) | 1 | Ассортимент тканей. Выбор тканей при изготовлении одежды. | Должны уметь: анализировать и закреплять свои знания при помощи полученной информации | |
1.7. | Складки и драпировка. | 4 | Разновидности складок, виды драпировок. | Практическая работа по выполнению драпировок и складок | Должны знать: |
1.8. | Расчёт, раскрой обработка окантовочной бейки. (Различные способы) | 4 | Расчет окантовочной бейки и раскрой с учетом вида обработки | Выполнение практических работ по раскрою и обработки окантовки | Должны уметь: |
1.9. | Стволы, стебли: жгут, рулик. | 4 | Применение растительного рисунка в декоративных элементах одежды | Разработка композиции, Выполнение практической работы по изготовлению отдельных декоративных элементов одежды | Должны знать: Алгоритм обработки жгутов и руликов |
1.10. | Растения, птицы | 3 | Применение стилизованных птиц и растений в детской аппликации | Выполнение практической работы по изготовлению аппликации | Должны уметь: Применять полученную информацию, работать с фантазией. Создавать единую композицию. |
1.11 | Изготовление цветов из ткани (розы, хризантемы, лилии) | 4 | Современное направление в изготовлении декоративных цветов. | Практические работы по изготовлению цветов из ткани | Должны уметь: Работать с тканями различных ассортиментных групп. |
1.12 | Выполнение итоговой работы | 6 |
2. «Флористика» Изготовление креативных картин.
№ | Элемент модуля | Кол. час. | Теоретические сведения | Практические работы | Знания умения навыки |
1. | 2. | 3 | 4 | 5 | 6 |
2.1. | Правила техники безопасности. Инструменты и материалы используемые в работе. | 2 | Оборудование рабочего места. Используемые инструменты и материалы | Должны знать: оборудование и инструменты используемые в работе | |
2.2. | Подготовка материалов к работе | 4 | Знакомство с понятием «икебана», ознакомление с художественным творчеством мастеров ошибаны или профессиональной флористики | Подбор тканей и основ для выполнения композиций | Должны знать: материалов, используемых в работе |
2.3. | Сбор, засушивание материалов и хранение | 10 | Получение знаний о рабочем материале, о временах года, растениях которые можно использовать в работе. | Сбор растений (цвет, листья, травы, коры деревьев), закладывание в альбомы, хранение | Должны уметь: Правильно выбирать природные материалы и соблюдать алгоритм их засушивания и хранения. |
2.4. | Окраска бумаги, полотна | 7 | Основные характеристики цвета, типы цветовых гармоний. Правила, приёмы и средства композиции.
| Выполнение практической работы по окраске бумаги и полотна с учётом сочетания цветовых характеристик | Должны знать: |
2.5. | Стили, техника, колорит | 5 | Анализ, закрепление и обсуждение полученной информации | Выполнение практических работ по подбору нужного фона соответствующего тому или иному колориту и стилю | Должны уметь: различать стили и техники росписи. Возможности использования красителей и их закрепления |
2.6. | Пейзаж (небо, вода, снег, деревья, архитектура из природных материалов) | 14 | Изучение законов перспективы пропорций, взаимного влияния цветов на воздухе и в помещении Передача фактуры, формы и строения предметов. | Воплощение образов природы, используя природный материал Создание композиций на темы: «город», «деревенька», «родные просторы». Выполнение стилизации растительных элементов, зарисовки цветов, листьев, птиц, рыб, бабочек. | Должны знать: Основные правила создания композиций Должны уметь: В каждом стиле применять свои средства художественной выразительности, свои приёмы и особенности. |
2.7. | Натюрморт (фон в натюрморте, рефлексы, тени) | 10 | Выявление общих форм, пропорции предметов, основные границы света и тени объемной формы. | Создание форм поверхностей предметов с учетом распределения тени, света, полутени, рефлекса. | Должны уметь: Находить цвета предметов и фона, определяя основные цветовые отношения в натюрморте , делать эскиз в формате будущего коллажа в натюрморте. |
2.8. | Оформление работ | 10 | Правила создания общей композиции. | Оформление своих индивидуальных проектов | Должны уметь: Подбирать наиболее подходящий стиль для коллажа, элементы композиции. Определяться с фоном для коллажа. Наклеивать материал на готовый фон Оформлять готовый коллаж в паспарту и раму. |
2.9. | Выполнение итоговой работы | 6 | Применять полученные ранее знания при выполнении итоговой практической работы | Должны знать: Что коллаж, паспарту и рама должны идеально сочетаться Должны уметь: Претворять в жизнь авторский замысел. |
3. Сувениры из тканей «Русская тряпичная кукла».
№ | Элемент модуля | Кол. час. | Теоретические сведения | Практические работы | Знания умения навыки |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
3.1. | Правила техники безопасности. Инструменты и материалы используемые в работе. | 4 | Оборудование рабочего места. Охрана труда. Используемые инструменты и материалы | Должны знать: оборудование и инструменты, используемые в работе | |
3.2. | Классификация кукол. Назначение | 4 | История возникновения тряпичной куклы. | Должны знать: Историю тряпичной куклы. Классификацию тряпичных кукол | |
3.3. | Обрядовые куклы. | 3 | Виды и назначения обрядовых кукол. | Должны знать: Традиции и обряды русского народа. Историю развития русских ремесел. | |
3.4. | Особенности обрядовых кукол. Подбор тканей, материалов, фурнитуры | 6 | Изображение фигур кукол, подбор для них тканей и материалов. | Работа по подбору тканей, материалов и фурнитуры. | Должны уметь: |
3.5. | Техника изготовления обрядовых кукол: «От коликов», «Зайчик на пальчик», «Богатство», «На Веничек», «Травница» | 14 | Разновидности техники выполнения обрядовых кукол. | Практическая работа по технике изготовления обрядовых кукол | Должны уметь: Различать и выполнять различные техники изготовления тряпичных обрядовых кукол |
3.6. | Изготовление одежды для кукол. Особенности кроя и пошива | 6 | Подбор тканей и материалов для изготовление одежды для кукол. | Практическая работа по изготовлению одежды для кукол. | Должны уметь: выполнять расчет и раскрой лекал одежды для кукол. |
3.7. | Изготовление кукол-скруток «Жених и невеста» | 6 | Разновидности техники скруток тряпичных кукол. | Практическая работа по изготовлению кукол-скруток | |
3.8. | Куклы-обереги | 4 | Виды и назначения кукол-оберегов. | Должны знать: Классификацию кукол оберегов. Особенности изготовления оберегов. | |
3.9. | Особенности изготовления кукол-оберегов. Подбор тканей, материалов, фурнитуры | 6 | Подбор тканей и материалов для изготовление одежды для кукол-оберегов. | Изготовление кукол-оберегов. | Должны уметь: Подбирать ткани и материалы для изготовления оберегов, Различать и выполнять различные техники изготовления оберегов. |
3.10. | Техника изготовления куклы «Десятиручки» | 6 | История возникновения куклы «Десятиручка». Народные приметы и традиции. | Практическая работа по изготовлению куклы «Десятиручка» | Должны знать: Традиции Русского народного творчества |
3.11. | Выполнение итоговой работы | 12 |
Список литературы, используемой педагогом
- Гросул Н. В. Студия изобразительного творчества // Программы дополнительного художественного образования детей. – М.: Просвещение, 2005.
- Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.
- С. К. Кожохина. Батик. - Ярославль: Академия, 2000.
- Неменский Б. М. Образовательная область «искусство». – М.: ГОМЦ, Школьная книга, 2000.
- Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе.- Москва, 2002.
- Л. В. Шевчук. Дети и народное творчество. - Москва: Просвещение, 1985.
- Магия лоскутка. – Москва: Внешсигма, 1999.
- Л.Белецкая- Креативные картины из природных материалов2006.
Список рекомендуемой литературы для детей и родителей
- Подарки своими руками.- Москва, 2002.
- Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2000.
- Н. Сергеева. Художник по тканям. // Юный художник. - Москва, №8, 1987.
- Ткаченко Е. И. Мир цвета. – М.: Юный художник, 1999.
- Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.: РОСМЭН, 2003.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
План воспитательной работы в коллективе
№ п\п | Наименование мероприятия | Сроки |
1. Индивидуальная работа | ||
1. | Анкетирование детей и родителей. | Первые занятия |
2. | Выявление наиболее способных учащихся и тех, кто слабо усваивает программу. | 1-2 месяц обучения |
3. | Организация процесса обучения с учетом индивидуальных способностей учащихся. | В течение года |
4. | Выявление и работа с детьми из неблагополучных семей,детей сирот и опекаемых. | В течение года |
2. Культурно-массовая работа | ||
1. | Активное участие в выставках декоративно-прикладного искусства, ярмарках, тематических конкурсах, фестивалях. | В течение года |
2. | Посещение музеев, парков. | Каникулярное время |
3. | Посещение предприятий с целью пополнения кругозора и профориентации. | В течение года |
4. | Организация тематических праздников. | Ежемесечно |
3. Работа с родителями | ||
1. | Родительские собрания | В течение года |
2. | Привлечение родителей к организации праздников, оборудованию кабинета. | В течение года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа занятий кружка: "Техническое творчество".5 кл.(мальчики)
Рабочая программа кружка "Техническое творчество" по предмету Технология для 5-х классов (мальчики) рассчитана на 68 ученых часов. В ней имеются следующие разделы: -Древесина как конструкционный ...
Рабочая программа кружка "Физико-техническое моделирование"
Рабочая программа и КТП кружка "Физико-техническое моделирование"....
Программа кружка технической направленности "Выпиливание"
Программма кружка технической направленности "Выпиливание" имеет пояснительную записку, в которой обоснованы все этапы работы. В приложении даны работы учащихся, выполненные на занятиях кр...
Программа кружка технического творчества
Программа кружка технического творчества для учащихся 5-11 классов....
Программа кружка «Самоделкин» на тему: «Техническое моделирование» (3-4 класс – 68 часов)
Роль технического моделирования для всестороннего развития учащихся очень велико. Мы живем в век техники, нас окружает различные машины, механизмы, приборы, аппараты. Младшие школьники уже знают марки...
Рабочая программа кружка "Техническое творчество"
Данная программа направлена на расширение политехнического кругозора подростков, общетрудовых знаний и умений, формирование интереса к технике....
Программа кружка технического творчества «Творцы - молодцы»
Занятия в технических кружках обеспечивают устойчивый интерес к технике, способствуют успешной социализации личности, а также увеличению числа будущих изобретателей и инженеров, их профо...