Урок 7 кл. "Настройка рубанков и шерхебелей"
план-конспект урока по технологии (7 класс) на тему
Цели урока:
- научить учащихся производить настройку рубанков, фуганков, шерхебелей;
- развитие рационального мышления.
- воспитывать аккуратность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_7_kl._nastroyka_rubankov_i_sherkhebeley.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок технологии в 7 классе (юноши)
Учитель технологии Троценко Сергей Александрович
ПЛАН УРОКА
Класс 7 Дата _______________
Тема урока: «Настройка рубанков и шерхебелей»
Тип урока: урок изучения нового.
Цели урока:
- научить учащихся производить настройку рубанков, фуганков, шерхебелей;
- развитие рационального мышления.
- воспитывать аккуратность.
Форма урока: фронтальная.
Методы обучения: рассказ, объяснение, показ приемов работы, демонстрация наглядных пособий, использование мультимедийной аппаратуры, устный опрос, анализ практической работы.
Оборудование и материалы: рубанки, фуганки, шерхебели, киянки, молотки, линейки, мультимедийная установка.
Задание на дом: подготовка сообщений по правилам соединения деталей на гвоздях и шурупах.
Литература и источники:
1. Краткая энциклопедия домашнего хозяйства. – М. : Советская энциклопедия, 1979.-1408 с.
2. Объекты труда: пособие для учителя. , авт. В.И. Коваленко.- М.: Просвещение, 1993.
3. Самородский П.С., Тищенко А.Т., Симоненко .Д. Технология: технический труд, учебник для 7 класса, - М.: Вентана-Гграф, 2008.
Ход урока
- Организационный момент.
Кроссворд «Инструменты».
Вопросы:
- Инструмент для первоначального грубого строгания досок (железко – с овальной режущей кромкой).
- Ручной деревообрабатывающий инструмент для получения строганием плоских или фигурных поверхностей.
- Фигурная линейка.
- Стол для столярной работы.
- Деревообрабатывающий инструмент.
- Размерная линия при разметке в технологическом процессе.
Ш | Е | Р | Х | Е | Б | Е | Л | Ь |
У | Е | |||||||
Б | В | К | ||||||
С | Т | А | М | Е | С | К | А | |
Н | Р | Л | ||||||
О | С | О | ||||||
К | Т | |||||||
А | ||||||||
Р | И | С | К | А |
II. Повторение пройденного материала.
- Беседа по вопросам:
- Как правильно произвести заточку стамески? Ее доводку и правку?
- Как затачивать зубья пил для поперечной резки древесины?
- Как производится разводка пил?
- Расскажите о назначении и строении рубанка, фуганка, шерхебеля.
2. Сообщение темы и цели урока.
III. Изложение программного материала.
- Объяснение учителя.
Всякий инструмент требует ухода за ним, содержания в необходимой для работы форме.
Для получения качественного строгания рубанок, фуганок, шерхебель нуждаются в настройке.
Для настройки струга рубанка, фуганка, шерхебеля необходимо:
- повернуть струг подошвой вверх;
- выдвинуть режущую кромку ножа на нужную величину и без перекоса, то есть параллельно плоскости подошвы (у рубанка 0,3 – 0,5 мм, у шерхебеля до 3 мм.);
- измерить высоту выдвинутой кромки можно с помощью линейки или специального приспособления.
Учащимся предлагается вместе с учителем выполнить настройку рубанка и обращается внимание на разницу в креплении ножа с дверной колодкой и металлической колодкой.
Выполняя настройку рубанка вместе с учащимися обратить внимание на то, что при заклинивании ножа он немного перемещается вместе с клином, поэтому выставлять нож перед заклиниванием следует на меньшую высоту.
Перекос ножа при установке устраняется нанесением ударов по бокам ножа.
В стругах металлической колодкой металлический нож зажимается винтом и является одновременно стружколомателем.
Посмотрите, как удаляется стружка из подошвы (показ комментируется).
Засорившееся металлом отверстие на подошве очищают, вытягивают стружку вверх или проталкивая ее тонкой щеткой.
- Инструктирование по правилам безопасности при настройке струга:
- не выталкивать засорившуюся стружку со стороны режущей кромки;
- беречь руки от ран и порезов металлической стружкой, не сметать стружку руками.
IV. Практическая работа.
Выполнение задания:
- Разобрать выданные учителем струги.
- Настроить режущую кромку ножа и закрепить нож.
- Обменяться стругами в парах между собой, найти друг у друга ошибки, допущенные при настройке; обсудить их и устранить совместно.
- Произвести строгание выданных учителем заготовок.
V. Итог урока.
1. Оценка выполненной работы, сравнение строганных заготовок.
2. Ответы на вопросы:
- Как должна располагаться режущая кромка у рубанка и фуганка?
- Как правильно выдвинуть лезвие рубанка?
- Как вы думаете, почему нельзя выталкивать засорившуюся стружку со стороны режущей кромки?
- Заключительное слово учителя.
Посудите сами, задание у вас было одно, материал один и тот же, средства труда (инструменты) одинаковые), а при сравнении выполненной работы мы обнаружили, что все они разные. О чем это свидетельствует? Как раз о третьем слагаемом мастерства – индивидуальном стиле. Ведь что такое процесс труда для человека? Определенная совокупность операций. Чтобы выполнить их, надо произвести некоторые движения. Эти движения обычно не задаются точно, одинаково повториться у людей они не могут, тут имеется определенная свобода, наличие разных умений и навыков. Поэтому может быть (это мы видели) много вариантов исполнения одной и той же операции. Нахождение оптимального варианта действия и воспроизводство его наилучшим образом в условиях заданной технологии и есть мастерское исполнение труда, достичь которого помогают производственный опыт человека, его смекалка, техническая выучка, воля. Будем к этому стремиться. Стараться всегда выполнять работу по оптимальному варианту: с наибольшей производительностью и наименьшими затратами энергии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок "Виды рубанков"
Открытый урок "Виды рубанков"...
Изготовление колодки шерхебеля ( рубанка ) - простой способ.
Обычно колодку изготавливают из цельной заготовки твёрдой древесины берёзы, дуба, бука и т.п. на станках, однако, колодку можно изготовить вручную без особых потерь в...
Урок-практикум " Настройка BIOS"
урок по информатике...
Строгание древесины. Строгание древесины шерхебелем и рубанком»
Задачи урока:- сформировать знания о строгании древесины и инструментах для строгания,- создать условия для получения практических навыков строгания древесины,- способствовать развитию двигательной сф...
Открытый урок "Строгание брусков рубанком"
Цель урока:Повторение и закрепление навыка строгания брусковЗадачи:Образовательная:Отработка приемов практического выполнения строгания брусков, совершенствование навыков безопасной работы со столярны...
Урок по технологии в 5 классе на тему "Строгание древесины. Строгание древесины шерхебелем и рубанком".
Урок по технологии (мальчики) в 5 классе на тему "Строгание древесины. Строгание древесины шерхебелем и рубанком"....
Открытый урок по столярному делу в 5 классе по теме: «Строгание рубанком»
Открытый урокпо столярному делув 5 классепо теме: «Строгание рубанком»...