Открытый урок по столярному делу в 5 классе по теме: «Строгание рубанком»
план-конспект урока по технологии (5 класс)
Открытый урок
по столярному делу
в 5 классе
по теме: «Строгание рубанком»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
user_file_6374db4ab8bde.docx | 27 КБ |
Предварительный просмотр:
ОКОУ «Курская школа «Ступени» Открытый урок по столярному делу в 5 классе по теме: «Строгание рубанком» Подготовил и провел: учитель Делов С.А. 2023г. |
Тема: Строгание рубанком
Цель: 1. Учить детей умению строгать рубанком. Совершенствовать знания
учащихся по выполнению данной работы.
2. Развивать речь, двигательную активность, работоспособность, сенсорные возможности.
3. Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к инструментам и природному материалу.
Оборудование: древесный материал, учебник «Столярное дело», рубанки
различных видов, плакаты, инструкции по технике
безопасности, разметочные инструменты, технологические
карты, ноутбук, мультимедийный экран.
Ход урока:
- Орг. момент
Учитель:
- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые взрослые! Сегодня у нас урок столярного дела. На этом уроке присутствуют учителя трудового обучения, администрация школы. Они посмотрят, как мы умеем работать на уроке столярного дела.
- Давайте поприветствуем их.
1.2 Психологический настрой
- Садитесь, не волнуйтесь, отвечайте полными красивыми ответами на поставленные вопросы.
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и поверьте, что всё у нас будет хорошо.
Учитель:
- Бригадир, доложи о готовности группы к уроку.
Дежурный бригадир:
- Сергей Васильевич, сегодня 16 декабря Группа учащихся 5 класса, в количестве 5 человек, к уроку готова. У всех на рабочих местах необходимые инструменты и принадлежности.
Учитель:
- Хорошо, спасибо, рапорт принят.
2. Повторение пройденного материала. Проверка домашнего задания.
Учитель:
- Какую тему вы изучали на прошлом уроке?
Учащийся:
- На прошлом уроке мы изучали тему «Назначение и устройство рубанка».
Учитель:
- Правильно, сейчас я проверю, как вы усвоили эту тему и заодно вспомним ранние пройденные темы.
- Сейчас я разделю вас на две подгруппы, с учетом того, что у нас есть два учащихся, которые работают по третьей группе. И устроим соревнования по знаниям, а затем подведем итог, кто же победил. Всего будет пять заданий.
Задание 1.
- Я буду называть вам основные части рубанка, а вы должны кратко раскрыть их значение:
1. Подошва
- Нижняя часть колодки рубанка, которая перемещается по поверхности древесины.
2. Нож
- Срезает часть материала древесины.
3. Колодка
- Это корпус рубанка, в котором устанавливается нож и клин.
4. Клин
- Необходим для закрепления ножа в рубанке.
5. Рожок
- За рожок держат инструмент во время строгания рубанком.
6. Леток
- Леток – это отверстие в колодке рубанка, через который удаляется стружка.
Задание 2.
Работа на доске.
Учитель:
- Я записываю слова с пропущенными буквами, а вы должны вставить правильные буквы. Если неправильно, то ответ переходит к другой группе.
НО…(Ж)
КОЛО…КА (Д)
КЛ…Н (И)
РО…ОК (Ж)
Л…ТОК (Е)
ПОДО…ВА (Ш)
Задание 3.
Учитель:
- Посмотрите внимательно на данные слова и скажите, почему именно они записаны на доске.
Учащийся:
- Эти слова записаны на доске, потому что они все относятся к устройству рубанка.
Задание 4. «Четвертый лишний»
РУБАНОК, ФУГАНОК, ШЕРХЕБЕЛЬ, МОЛОТОК
Учащийся:
- Четвертый лишний – молоток, потому что он необходим для забивания гвоздей, а остальные инструменты строгают древесину.
Учитель:
- Правильно, с рубанком мы уже знакомы, а остальные инструменты: шерхебель и фуганок, мы изучим на следующих уроках.
Задание 5. «Техническая дуэль» (по пройденным темам)
По три вопроса каждой группе.
Группа 1.
- Устройство пилы (ручка, полотно, зубья)
- Устройство дерева (крона, ствол, корень)
– Устройство стамески (ручка, кольцо, лезвие)
Группа 2.
– Устройство коловорота (грибок, коленчатый вал, подшипник, ручка, патрон, трещетка)
– Устройство шурупа (головка, резьба, стержень)
(– Устройство выжигателя (корпус, провод с вилкой, наконечник, перо)
Подведение итога.
Учитель:
- А что вам было задано на дом в тетрадях?
Учащийся:
- На дом в тетрадях нам было задано нарисовать рубанок и подписать его основные части.
– Еще нам нужно было придумать предложение со словами: рубанок, нож, клин, леток, подошва, рожок.
Проверка домашнего задания в тетрадях.
Учитель:
- Прочитайте предложения, которые вы написали.
Учащийся:
– Мне нравится на уроках столярного дела работать рубанком.
– Чтобы рубанок хорошо строгал древесины, у него должен быть острый нож.
– Когда строгаешь рубанком, то подошва скользит по дереву.
– Колодка рубанка должна быть сделана из прочной твердой древесины.
– Когда берешь рубанок в руки, нужно держаться за рожок.
– Когда строгаешь рубанком, то из летка выходит ровная и красивая стружка.
Учитель:
- Правильно, с домашним заданием в тетрадях вы справились хорошо. Молодцы! А теперь двое ребят, которые работают по третьей группе, будут работать по карточкам, а остальные ответьте на следующие вопросы:
Вопрос 1. Для чего предназначен рубанок?
– Рубанок предназначен для строгания древесины.
Вопрос 2. Как называется такой инструмент?) – Такой инструмент называется строгальный.
Вопрос 3. Какие бывают рубанки?
– Рубанки бывают деревянные и металлические.
Учитель:
- Правильно, а еще есть электрические рубанки. (Показ электрического рубанка на плакате и натурального)
Словарная работа: ЭЛЕКТРОРУБАНОК – рубанок, который работает от электричества. Название состоит из двух слов электрический рубанок.
Показ словарных слов.
Вопрос 4. Из какого вида древесины изготовлен рубанок?
– Рубанок изготовлен из твердого вида древесины.
Вопрос 5. А какие еще виды древесины вы знаете?
– Мы знаем мягкие виды древесины.
Вопрос 6. Какие деревья относятся к твердым видам? – К твердым породам относятся: дуб, бук, груша, клен.
Вопрос 7. Перечислите мягкие виды древесины.
– К мягким видам относятся: липа, ольха, тополь.
Вопрос 8. На какие породы делятся деревья?– Все деревья делятся на хвойные и лиственные.
Вопрос 9. Перечислите хвойные
– К хвойным породы относятся: сосна, ель, кедр.
Вопрос 10. Какие к лиственным?
– К лиственным относятся: береза, клен, яблоня и т.д.
Вопрос 11. А какие породы деревьев растут у нас в Краснодарском крае?
– У нас в крае теплый климат и растут все известные нам деревья.
Вопрос 12. А где растут деревья?
– Деревья растут в лесах, лесопосадках и садах.
(Показ на мультимедийном экране)
Вопрос 13. А какие деревья растут в садах?
– В садах растут плодовые деревья: яблоня, груша, слива и т.д.
Учитель:
- Правильно, у нас в школе тоже есть сад. Он еще молодой и для того, чтобы деревья в нем выросли и давали сочные, вкусные плоды, за ним нужно ухаживать: поливать в жару, обкапывать, подбеливать, опрыскивать от вредителей. И, конечно, никогда не ломать ветки.
Проверка карточек у третьей группы.
- А теперь посмотрите внимательно на экран и еще раз вспомните основные части рубанка. А теперь возьмите рубанок и покажите их на нем.
Подведение итогов домашнего задания. Выставление оценок.
3. Сообщение темы и цели урока
Учитель:
- Тема нашего урока «Строгание рубанком».
На уроке вы будете учиться умению работать рубанком, а также правильно пользоваться разметочными инструментами. Вы должны уметь правильно вымерять и наносить размеры на бруски. Для этого вам будут необходимы знания по математике. И, конечно, при выполнении данной работы всегда знайте и помните о том, что нужно бережно относиться к природному материалу и инструменту.
3.1. Вступительное слово учителя.
- Рубанок – основной инструмент для строгания древесины. Строгание, один из видов обработки древесины резанием.
- Ребята, строгание рубанком – это увлекательное, интересное и полезное занятие. Но не скрою, эта работа трудоемкая. Она требует большого внимания и сосредоточенности. Человек, который выполняет эту работу, должен быть трудолюбивым. Я уверен, что вы будете очень стараться, и у вас всё получится.
3.2. Работа с учебником
Учитель:
- А теперь откройте учебник на стр.193. (Чтение необходимого материала).
- Во время чтения вам встретилось слово БРУСОК. На прошлых уроках мы с вами изучали стороны бруска. Давайте их вспомним и перечислим.
Учащийся:
– Брусок имеет пласть, ребро, торец, кромку.
Учитель:
- Сколько пластей, кромок и торцов имеет брусок?
Учащийся:
– Брусок имеет две пласти, две кромки, два торца.
Учитель:
- Правильно, покажите на бруске эти стороны.
Какие стороны видны на бруске?
Учащийся:
- На бруске видны: одна пласть и одна кромка.
Учитель:
- А как называются эти стороны?
Учащийся:
- Эти стороны называются ЛИЦЕВЫМИ. (Словарная работа)
Учитель:
- Правильно, а еще такие стороны называются СМЕЖНЫМИ. (Словарная работа) Потому что эти стороны располагаются рядом и имеют общую грань.
- Именно эти лицевые стороны нужно выбирать и в первую очередь строгать. А для того, чтобы выбрать лицевые стороны, нужно знать, что они должны быть лучше других, на них не должно быть сучков и трещин.
- А теперь, ребята, посмотрите внимательно на этот стенд и скажите, кого вы видите на фотографии ?
Учащийся:
- На фотографиях мы видим учащихся нашей школы.
Учитель:
- Правильно, некоторые из этих ребят уже вышли со школы и учатся в училищах, кто то продолжает учиться в школе. Но я хотел бы обратить ваше внимание на одного из бывших учащихся нашей школы – это Виногоров Сергей.
- Посмотрите на фото и скажите, чем занимается Сергей?
Учащийся:
- Сергей строгает рубанком древесину.
Учитель:
- Сергей один из лучших выпускников нашей школы. И когда то он тоже, так же как и вы, учился работать в столярной мастерской. Сергей всегда был добросовестным, старательным и прилежным учеником. Посмотрите на его тетрадь для контрольных работ, в ней только отличные оценки (Показ тетради). Эти положительные качества помогают ему и сейчас. В настоящее время Сергей учится в другой школе. Администрация и учителя школы очень довольны нашим выпускником, и всегда отзываются о нем только словами благодарности. Я думаю, ребята, должны стараться быть похожими на лучших учеников нашей школы. Таких, как Виногоров Сергей.
ФИЗМИНУТКА
Упражнение 1. Сидя на стуле, кисти рук в замке, вращение.
Упражнение 2. Глаза закрыты, вращение головы влево 3 раза, вправо 3 раза. Наклоны головы влево, вправо, вперед, назад (3 раза).
Упражнение 3. Руки на поясе. Повороты туловища влево, вправо (3 раза).
Учитель:
- А теперь откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему.
Прежде чем перейти к практической части нашего урока, а именно строганию древесины, мы должны в тетрадях составить чертеж. (Словарная работа)
ЧЕРТЕЖ – это документ, содержащий изображение детали и необходимые данные для её изготовления и контроля.
Брусок – длина 60 см., ширина 50 мм, толщина 40 мм.
Учитель:
- Нам нужно, чтобы ширина была 45 мм, а толщина 35 мм.Давайте на доске выполним математическое решение и узнаем сколько нужно миллиметров сострогать.
Работа у доски.(50мм - 45мм = 5мм; 40мм – 35мм = 5 мм)
Учитель:
- Правильно, значит с двух сторон нам нужно сострогать 5 мм. Нанесите размер на чертеж.
- Ребята, в каждой работе должна быть последовательность. У вас на столе есть технологические карты, давайте поработаем по ним.
Чтение технологической карты
Учитель:
- А сейчас, ребята, приступаем к работе. Возьмите разметочные инструменты, свой рубанок, станьте каждый возле своего рабочего места. Измеряйте линейкой свои бруски и скажите, соответствуют ли они вашим чертежам.
- Отметьте на брусках, с помощью линейки и карандаша, толщину и ширину, которую нужно сострогать. Сколько миллиметров она составляет. (Ответ: 5 мм.)
- Правильно, вам нужно сострогать 5 мм. Отмечайте. Проведите по бруску линию, но перед этим, обязательно, выберите лицевые стороны, отметьте их волнистой линией и покажите мне.
- Эту работу вы выполнили правильно.
- Перед началом строгания вы должны изучить инструкцию по технике безопасности при работе с рубанком. Подойдите к стенду и внимательно послушайте, я вам прочитаю, и мы разберем каждый пункт.
- Сейчас я покажу вам, как нужно правильно строгать рубанком.
3.3. Практическое выполнение
Учитель:
- А теперь приступаем к работе. Ребята, кто будет испытывать трудности, обращайтесь. Не забывайте проверять правильность строгания линейкой и угольником.
Индивидуальная помощь учащимся.
3.4 Проверка и оценка выполненной работы.
4. Итог
Учитель:
- Ребята, не расстраивайтесь, если у кого не получилось. На следующих уроках мы будем продолжать учиться умению строгать рубанком.
- А теперь давайте подведем итог нашего урока. Какую тему мы изучали на уроке?
Учащийся:
- На уроке мы изучали тему «Строгание рубанком».
Учитель:
- Какие работы выполняли?
Учащийся:
- Мы составляли чертеж, работали по технологической карте.
Учащийся:
- Размечали бруски, строгали рубанком.
Учащийся:
- Проверяли правильность строгания линейкой и карандашом.
Учитель:
- Что вы узнали нового, интересного?
Учащийся:
- Мы узнали, как нужно правильно строгать рубанком.
Учащийся:
- Мы узнали новые слова: ЧЕРТЕЖ, ЭЛЕКТРОРУБАНОК, СМЕЖНЫЕ, ЛИЦЕВЫЕ стороны.
Учащийся:
- Мы узнали, какие инструменты необходимы для разметки брусков.
Учащийся:
- Мы учились строгать рубанком.
Учащийся:
- Мы узнали какие бывают рубанки.
Учащийся:
- Мы узнали правила техники безопасности при работе с рубанком.
5. Оценки за урок.
6. Домашнее задание.
- Повторить последовательность работы по технологической карте, записать правила техники безопасности при работе с рубанком на стр.192 и выучить их.
- На этом наш урок окончен, всем спасибо.
10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок По столярному делу в 7 классе Тема: «Разметка гнёзд ножек по образцу и чертежу»
Задача: 1. Научить пользоваться разметочным инструментом и размечать гнёзда ножек по чертежу и образцу....
конспект открытого урока по столярному делу "изготовление мебели для школы"
открытый урок на тему "изготовление меели для школы"...
Конспект открытого урока по столярному делу
Конспект открытого урока по столярному делу...
Открытый урок по столярному делу на тему: "Ремонт мебели"
Данный урок разработан для учащихся коррекционной школы на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 класс под редакцией В.В. Воронковой, ВЛАДОС, 2001 год....
Урок по технологии в 5 классе на тему "Строгание древесины. Строгание древесины шерхебелем и рубанком".
Урок по технологии (мальчики) в 5 классе на тему "Строгание древесины. Строгание древесины шерхебелем и рубанком"....
Открытый урок по столярному делу в 6 классе по теме "Чистовая разметка детали и отпиливание".
6 классТема урока: Чистовая разметка детали и отпиливание.Цель урока: Раскрыть ученикам виды измерительных и разметочных инструментов, освоить приемы и методы пользования этими инструментами, понять о...
Методическая разработка открытого урока по столярному делу Тема: «Изготовление строительного инструмента. Терка». Для учащихся воспитанников 9 класса.
Методическая разработка открытого урока по столярному делу Тема: «Изготовление строительного инструмента. Терка».Для учащихся воспитанников 9 класса....