Рабочая программа по черчению 9 класс
рабочая программа по технологии (9 класс) на тему
Рабочая программа расчитана на один год обучения по черчению в 9 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа расчитана на один год обучения в 9 классах. | 48.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по черчению
9класс
2014-2015 учебный год
Автор-составитель Четайкина В.Н.
Учитель технологии, ИЗО, МХК,черчения
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ЧЕРЧЕНИЮ
9 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и федеральной программы по черчению для общеобразовательных школ (Авторы: Ботвинников А.Д., Вышнепольский И.С, Гервер В.А., Селиверстов М.М.). Издательство Просвещение. М. 2004г.СаНПиН-2.4.2821-10
Цели и задачи изучения курса черчения в-9 классе является
- обучение учащихся чтению и выполнению различных видов графических изображений, формирование у учащихся графической грамотности;
- всестороннее развитие логического и образного мышления, пространственных представлений; качеств мышления,
- развитие инженерного мышления у учащихся, усиление политехнической направленности обучения;
- развитие творческих способностей, знакомство с требованиями технической эстетики;
- сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (косоугольной диметрической и прямоугольной изометрической) и приемам выполнения технических рисунков;
- ознакомить учащихся с важнейшими правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;
- обучить в процессе чтения чертежей воссоздавать образы предметов, анализировать их форму и конструкцию;
- развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;
- научить пользоваться учебными и справочными материалами
- Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных правовых документов: Приказ Минобрнауки РФ от 5 марта 2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 03.06.2008г. № 164, от 31.08.2009г. № 320, от 19.10.2009г. № 427, от 10.11.2011г. № 2643, от 24.01.2012г. № 39, от 31.01.2012г. № 69);
- Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;
- Федеральный базисный учебный плана, утвержденный приказом Минобразования Российской Федерации от 09.03.2004г. №1312 (в ред. приказов Минобрнауки РФ от 20.08.2008г. № 241, от 30.08.2010г. №889) «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказ Минобрнауки РФ от 01.02.2012г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ, от 9.032004г. № 1312»;
- Приказ Минобрнауки РФ от 3.08.2010г. № 889 «О внесении изменений в федеральный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования», утвержденные приказом МО РФ от 09.03.2004г. № 1312;
- СанПиН 2.4.2. 2821– 10, утвержденные постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 03.03.2011г., регистрационный номер 19993;
- Приказ управления образования и науки Липецкой области от 23.04.2014 № 385 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области на 2014-2015 учебный год»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Приказ Минобрнауки РФ от 14 декабря 2009г. №729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях»(с изменениями и дополнениями от 13 января 2011 г., 16 января 2012 г.);
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ СМШ №65 «Спектр» г.Липецка;
- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СМШ № 65 «Спектр» г.Липецка.
Сведения о программе
Рабочая программа по черчению разработана на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации, Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.), программы по черчению для общеобразовательных школ (Авторы: Ботвинников А.Д., Вышнепольский И.С, Гервер В.А., Селиверстов М.М.). Издательство Просвещение. М. 2004г.СаНПиН-2.4.2821-10
Основание выбора программы
Соответствие программе «Черчение» образовательной области «Черчение», подготовленной на основе обязательного минимума содержания основного общего образования, и отражает один из основных видов графического образования учащихся, пространственного осмысления ими действительности – технического творчества. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности черчение и технический рисунок, помогают детям в школе познавать окружающий мир, развивать пространственное мышление,
овладевать графическими навыками, выполнять чертежи, построения разной сложности видеть в них красоту, формировать потребности и развивать художественные графические способности способности.
Количество учебных часов
Материал изучается на базовом уровне. Материал рассчитан на 34 часа в год по календарному учебному графику МБОУ СОШ № 65 на 2014-20145учебный год, 1 час в неделю на основании учебного плана МБОУ СОШ № 65 на 2014-2015 учебный год.
Формы организации образовательного процесса
Основные формы организации учебного процесса: урок (ознакомления с новым материалом, закрепления изученного, применения знаний и умений, обобщения и систематизации знаний, проверки и коррекции знаний и умений, комбинированный), самостоятельная работа. В рамках этих форм организуются коллективная, групповая, индивидуальная, фронтальная работа учащихся как дифференцированного, так и недифференцированного характера.
Виды и формы контроля
Оценка знаний и умений обучающихся производится с помощью различных форм – практические и самостоятельные работы, тестовые задания. Выделены часы на проведение повторительно-обобщающих уроков. Изучение курса завершается выполнением графической работы .
Информация об используемом учебнике учебник: Ботвинников А.Д. и др. Черчение. 7-8 классы. М.: Астрелъ, 2006г.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение черчения на ступени основного общего образования отводится 34 часа из расчета 1 час в неделю в 9 классе (34 часа) СаНПиН-2.4.2821-10
Рабочая программа составлена на основе федеральной программы по черчению для общеобразовательных школ, рекомендованной Министерством образования РФ (авт. А.Д.Ботвинников, И.С.Вышнепольский, В.А.Гервер, М.М.Селиверстов).СаНПиН-2.4.2821-10
Содержание рабочей программы
9 класс
Раздел 1 Введение в предмет (2 часа):
- значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории черчения. Современные методы выполнение чертежей с использованием ЭВМ. Цели, содержание и задачи изучения черчения в школе;
- инструмента, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приемы работы инструментами. Организация рабочего места.
Раздел 2 Правила оформления чертежей (10 часов):
- понятие о стандартах. Формат, рамка и основная надпись (штамп);
- линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная тонкая, сплошная волнистая, штрихпунктирная;
- сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах;
- применение и обозначение масштаба;
- некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линия, стрелки, знаки диаметра, радиуса, толщины, длины, расположение размерных чисел;
- понятие о симметрии. Виды симметрии.
Раздел 3 Геометрические построения (4 часа):
- деление углов на равные части;
- деление отрезков на равные части;
- сопряжение;
- выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений.
Раздел 4 Способы проецирования (11 часов):
- проецирование. Центральное и параллельное проецирование;
- прямоугольные проекции;
- выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций; _
- расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах;
• косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая
. проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров;
• аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как
проекция окружности. Построение овала;
• понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические
проекции предметов. Выбор вида аксонометрической проекции и
рационального способа ее построения;
Раздел 5 Чтение и выполнение чертежей деталей. (7 часов):
- анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела — призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи группы геометрических тел;
- нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета;
- нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Развертывание поверхностей некоторых тел;
- анализ графического состава изображений;
- чтение чертежей детали;
Учебно-тематический план
Название раздела темы | Количество учебных часов по классам | |
в | 9 | |
Введение в предмет | 2 | — |
Правила оформления чертежей | 10 | |
Геометрические построения | 4 | |
Способы проецирования | 11 | — |
Чтение и выполнение чертежей деталей | 7 | — |
Обобщение сведений о способах проецирования | — | 2 |
Сечения и разрезы | — | 18 |
Сборочные чертежи | — | 10 |
Чтение строительных чертежей | — | 2 |
Контрольная работа | — | 2 |
итого | 34 | 34 |
ТРЕБОВАНИЯ к уровню подготовки обучащихся
9 КЛАСС
Учащиеся должны знать:
- правила оформления чертежа;
- приемы геометрических построений, в том числе основных сопряжений;
- основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости и иметь понятие о способах построения несложных аксонометрических изображений;
- последовательность построения чертежа;
• основные правила нанесения размеров на чертеже.
Учащиеся должны уметь:
- рационально использовать чертежные инструменты; анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;
- анализировать графический состав изображений;
- читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов;
- выбирать необходимое число видов на чертежах;
- осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей.
Литература и средства обучения
- Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учеб. для 7 -8 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Астрель, 2006.
- Василенко Е.А., Жукова Е.Т. Карточки-задания по черчению для 7 класса. -М.: Просвещение, 1988.
- Владимиров Я.В., Ройтман И.А. Черчение: Учеб. Пособие. - М..: Владос, 1999
- Владимиров Я.В., Гудилина СИ., Катханова Ю.Ф. тетрадь с печатной основой по черчению: 7 кл.: Учеб. Материалы для самостоятельной работы учащихся. -М.: Школа-Пресс, 1996.
- Воротников И.А. Занимательное черчение. - М.: Просвещение, 1990.
- Гордеенко Н.А., Степакова В.В. Черчение: 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2000.
- Карточки-задания по черчению для 8 класса / Е.А.Василинко, Е.Т. Жукова, Ю.Ф. Катханова, А.Л. Терещенко. - М.: Просвещение, 1990.
- Карточки-задания по черчению: 8 кл. / Под ред. В.В.Степаковой. - М.: Просвещение, 2000.
- Осокина Н.П. Рабочая тетрадь по черчению. - Мурманское издательско-полиграфическое предприятие «Север», 2000.
Ю.Преображенская Н.Г., Кучукова Т.В., Беляева И.А. Рабочая тетрадь по
черчению. - М.: Вентана-граф, 2007. 11.Словарь-справочник по черчению / В.Н. Виноградов, Е.А. Василенко, А.А.
Альхименок и др. - М.: Просвещение, 1999.
Календарно-тематический план
Количество часов: всего 34 часа; в неделю _1 час; в год 34 часа.
(Графические работы выполняются на отдельных листах формата А4, упражнения - на листах в клетку)
№№ уроков | Тема урока | Вид и форма контроля | Разделы дата План факт |
1 | Предмет «Черчение». Цели и задачи. Инструменты и принадлежности. | Ответы на вопросы, разгадывание кроссворда | Введение, §1 |
2 | Рациональные приемы работы чертежными инструментами. | Практическая работа по построению геометрического орнамента |
|
3 | Понятие о стандартах. Формат. Рамка. Основная надпись. | Подготовка формата - рамка, графы основной надписи |
§2 пп.2.1, 2.2 |
4 | Линии чертежа. | Практическая работа по вычерчиванию копий представленных изображений. | §2 п.2.3 |
5 | Шрифты чертежные. Цифры и знаки | Написание букв и цифр чертежным шрифтом по сетке. | §2 п.2.4 |
6 | Шрифты чертежные. Цифры и знаки. | Написание букв и цифр чертежным шрифтом на бумаге в клетку. Заполнение основной надписи. | §2 п.2.4 |
7 | Графическая работа № 1. Линии чертежа. | На формате А4 оформленном рамкой и штампом вычертить разными типами группы линий. Заполнить графы основной надписи чертежным шрифтом. | |
8 | Масштабы. | Вычерчивание геометрических фигур в разных масштабах. | §2 п.2.6 |
9 | Правила нанесения размеров на чертеже. | Упражнения на нанесение размеров. | §2 п.2.5 |
10 | Правила нанесения размеров на чертеже. | Практическая работа на нанесение размеров на деталях различной конфигурации. | §2 п.2.5 |
11 | Симметрия. | Написать буквы, обладающие осевой симметрией. Построить точку, окружность, треугольник симметричные заданным. | |
12 | Графическая работа Ж° 2. Чертеж плоской детали. | Выполнение чертежа плоской детали по половинке изображения в масштабе и с нанесением размеров. | |
13 | Геометрические построения. Деление отрезков и углов на равные части. | Выполнение упражнений на деление отрезков и углов на равные части. Вычерчивание деталей, требующих таких построений. | §15 п.15.1 |
14 | Геометрические построения Деление окружностей на равные части. | Выполнение упражнений на деление окружностей на равные части. Построение правильных вписанных в окружности многоугольников. | §15 п. 15.2 |
15 | Сопряжение. | Выполнение чертежей деталей с применением сопряжений. | §15 п. 15.3 |
16 | Графическая работа № 3. Геометрические построения. | Выполнение чертежа детали с использованием геометрических построений по индивидуальным карточкам-заданиям. | |
17 | Методы проецирования. Проецирование на одну плоскость. | Сравнение различных способов изображения. Построение одной проекции по наглядному изображению. | §3,4 п. 4.1 |
18 | Проецирование на несколько плвскостей. Расположение видов на чертеже. | Решение задач на определение вида и элементов проецирования. | §4 п. 4.2, §5 |
19 | Практические работы по вычерчиванию деталей с натуры. | Составление чертежа детали с натуры в трех видах с сохранением линий взаимосвязи. | |
20 | Практические работы по вычерчиванию деталей по аксонометрии. | Составление чертежа детали по аксонометрии в трех видах с сохранением линий взаимосвязи. | |
21 | Практические работы по вычерчиванию и определению видов деталей с натуры и по аксонометрии. | Решение задач на дочерчивание проекций, сравнение изображений, проведение отсутствующих на чертеже линий. | |
22 | Графическая работа № 4. Комплексный чертеж детали. | По наглядному изображению выполнить три вида детали по индивидуальным карточкам-заданиям. Нанести размеры. Масштаб выбрать самостоятельно | |
23 | Аксонометрические проекции. | Сравнение двух аксонометрических проекций на примере предметов плоскогранной формы | §6,7 пп. 7.1, 7.3 |
24 | Аксонометрия плоских фигур. | Построение аксонометрических проекций плоских фигур | § 7 пп. 7.2 |
25 | Эллипс как изометрическая проекция окружности. Замена эллипса овалом. | Построение изометрической проекции окружности на гранях куба. | § 8 |
26 | Выбор вида аксонометрии. Технический рисунок. | Построение аксонометрических проекций и технического рисунка предметов различной формы. | § 9 |
27 | Графическая работа № 5. Аксонометрические проекции. | По двум видам вычертить деталь в двух аксонометрических проекциях по индивидуальным карточкам-заданиям. | |
28 | Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. | Анализ геометрической формы предметов по его наглядному изображению, решение занимательных задач. | §10,11 |
29 | Изображение элементов предметов. | Построение, проекций точек, нахождение вершин, ребер и граней предмета. | §12 |
30 | Практическая работа Чтение чертежа группы геометрических тел. | Определение по чертежу наименование геометрических тел. Выполнение проекций геометрических тел по описанию. | §10,11, 12 |
31 | Развертки поверхностей геометрических тел. | Определение по развертке геометрических тел. Изготовление разверток геометрических тел из бумаги или картона. | § 16, 17 |
32 | Построение третьей проекции детали по двум данным. | Анализ геометрической формы предметов по чертежу. Построение третьей проекции по двум данным. | §13 |
33 | Графическая работа № 6. (контрольная). | Построение чертежа детали в трех видах и наглядного изображения по двум данным видам с определением проекций элементов. | |
34 | Обобщение знаний | Решение графических задач по выполнению и чтению чертежей, решение занимательных задач. |
Учебно - тематический план
№ урока | ТЕМА | ДАТА | |||
9б-план | 9б-факт | ||||
I. Введение. (2 часа) | |||||
1 | Предмет «Черчение». Цели и задачи. Инструменты и принадлежности. | 3.09 | 3.09 | ||
2 | Рациональные приемы работы чертежными инструментами. | 10.09 | 11.09 | ||
II. Правила оформления чертежей (10 часов) | |||||
3 | Понятие о стандартах. Формат. Рамка. Основная надпись. | 17.09 | 17.09 | ||
4 | Линии чертежа. | 24.09 | 24.09 | ||
5,6 | Шрифты чертежные. Цифры и знаки | 1.10, 15.10 | 1.10. 1.10 | ||
7 | Графическая работа М 1. Линии чертежа. | 22.10 | .10 | ||
8 | Масштабы. | 29.10 | .10 | ||
9,10 | Правила нанесения размеров на чертеже. | 5.11,12.11 | 6.11 13.11 | ||
11 | Симметрия. | 19.11 | 20.11 | ||
12 | Графическая работа № 2. Чертеж плоской детали. | 26.11 | 27.11 | ||
III. Геометрические построения (4 часа) | |||||
13, 14 | Деление отрезков, углов и окружностей на равные части. | 4.12,11.12 | 4.12 11.12 | ||
15 | Сопряжение. | 18.12 | 18 .12 | ||
16 | Графическая работа № 3. Геометрические построения. | 25.12 | 25.12 | ||
IV. Способы проецирования (11 часов) | |||||
17 | Методы проецирования. Проецирование на одну плоскость. | 15.01 | 15.01 | ||
18 | Проецирование на несколько плоскостей. Расположение видов на чертеже. | 22.01 | 22.01 | ||
19,20, 21 | Практические работы по вычерчиванию и определению видов деталей с натуры и по аксонометрии. | 5.02,12.02,26.02 | 5.02 12.02 26.02 |
22 | Графическая работа № 4. Комплексный чертеж детали. | 05.03 | 12.03 | ||
23 | Аксонометрические проекции. Косоугольная фронтальная диметрическая проекция. Прямоугольная изометрическая проекция. | 12.03 | 19.03 | ||
24 | Аксонометрия плоских фигур. | 19.03 | 26.03 | -■ | |
25 | Эллипс как изометрическая проекция окружности. Замена эллипса овалом. | 26.03 | 02.04 | ||
26 | Выбор вида аксонометрии. Технический рисунок. | 2.04 | |||
27 | Графическая работа № 5.Лксонометрические проекции. | 9.04 | |||
V. Чтение и выполнение чертежей деталей. (7 часов) | |||||
28 | Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. | 16.04 | |||
29 | Изображение элементов предметов. | 23.04 | |||
30 | Практическая работа Чтение чертежа группы геометрических тел. | 30.04 | |||
31 | Развертки поверхностей геометрических тел. | 7.05 | |||
32 | Построение третьей проекции детали по двум данным. | 14.05 | |||
33 | Графическая работа № 6 (итоговая контрольная). | 21.05 | |||
34 | Обобщение знаний | 21.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по черчению 8, 9 классы
Рабочая программа по черчению...
Рабочая программа по черчению 9 класс
Настоящая программа по черчению для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчени...
Рабочая программа по черчению 8 класс
Черчение 8 класс...
Рабочая программа по черчению 9 класс
Настоящая программа по черчению для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», ав...
Рабочая программа по Черчению 8-9 класс
Рабочая программа по черчению для 8, 9 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черче...
Рабочая программа по черчению для 9 класса
Рабочая программа по черчению для 9 класса. Разработана на основе нормативных документов и программы общеобразовательных учреждений (Черчение 9, Москва, «Просвещение», 2008. Составитель В. А. Гервер, ...
Рабочая программа по черчению для 9 класса
Рабочая программа по черчению для 9 класса составлена на основе базисного учебного плана, федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования и программы общео...